Чему обязан лаврецкий своей душевной стойкости

Обновлено: 30.06.2024

Ему, однако, не пришлось окончить университет. Он женился на Варваре Павловне и несколько лет жил за границей. Расставшись с женой, Лаврецкий тяжело страдал, но эти страдания но надорвали его. Он сумел уберечься от апатии, в которую зачастую впадают люди, обманутые жизнью. Однако жизнь становилась подчас тяжела у него на плечах — тяжела, так как пуста. Этим сознанием пустоты жизни Лаврецкий существенно отличается от Рудина, который долго не сознавал ее. Несчастье было полезно нашему герою. Оно смягчило его душу, он стал чрезвычайно добрым. Честная плебейская кровь, которая текла в его жилах, заставила его полюбить все родное. Сам Тургенев называет его славянофилом. Действительно, в споре с Паншиным Лаврецкий высказывает взгляды, которые напоминают славянофильское ученье.

Тургенев. Дворянское гнездо. Аудиокнига

Он сознает, что поздно выбрался на путь и слишком иного растерял сил, чтобы принести существенную пользу.

Отец и сын Лаврецкие в романе И.С. Тургенева “Дворянское гнездо”

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем для рефератов по литературе

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Во внутренней структуре парижского топоса использование элементов реальной топографии чрезвычайно экономично и в то же время четко дифференцировано по двум признакам. С барбарой пав-

Этот экзистенциальный или, точнее, экзистенциальный контекст раскрывает новые грани в изображении заголовка.

Отец и сын Лаврецкие в романе И.С. Тургенева “Дворянское гнездо”

Симптоматическим является высокая кон словарного запаса религиозного характера (Бог, святой мученик, церковь, лопатка, молитва / умоление, благословение, проклятие и т. д.), что Лицемерный мир Тургенева также действует как сигнал бытия.

Главный герой романа — Федор Лаврецкий — происходит из старой дворянской семьи. Автор подчеркивает, что предки Лаврецкого были оторваны от родной земли, не понимали людей и не стремились узнать его законы и интересы. Они пытались постичь высокую культуру, общаясь с представителями иностранной аристократии. Но все теории, которые Лаврецкий читал и учил по книгам западных философов и общественных деятелей, были неприемлемы для русского крепостничества.

Такое безобразное воспитание могло духовно нанести вред молодому человеку, но этого не произошло. Вдумчивый, трезвый и практичный, восприимчивый ко всему естественному, Федор быстро почувствовал вред разрыва между подлинной жизнью, из которой он был искусственно оторван, и книжной философией.

Брак с Варварой Павловной был той ужасной ошибкой, которую герой совершил по незнанию жизни. Ради призрака личного счастья, которое превратилось в пошлость и стыд, он пожертвовал и учебой в университете, и своей яркой мечтой о полезной деятельности, и возможностью жить на своей родине. Любовь к Лизе стала возможной только для духовно зрелого Лаврецкого.

Вернувшись из-за границы после расставания с женой, Лаврецкий потерял веру в чистоту человеческих отношений, в женскую любовь, в возможность личного счастья. Однако общение с Лизой постепенно возвращает его прежнюю веру во все чистое и прекрасное. Сначала Лаврецкий, еще не осознавая своих чувств, просто желает девушке счастья. Мудрый своим печальным жизненным опытом герой вдохновляет ее на то, что любовь превыше всего, что жизнь без счастья становится серой, пустой, невыносимой. Лаврецкий убеждает Лизу искать личное счастье и сожалеет, что для него эта возможность уже упущена. Затем, понимая, что он глубоко любит Лизу, и видя, что их взаимопонимание растет с каждым днем, Лаврецкий начинает мечтать о возможности счастья для себя. Внезапное известие о смерти Варвары Павловны всколыхнуло его скрытые надежды на возможность перемен в жизни, на любовь к Лизе.

Но сверкающая надежда была призрачной. Известие о смерти его жены оказалось ложным. И жизнь со своей неумолимой логикой, со своими законами уничтожила светлые иллюзии Лаврецкого. Приход его жены поставил героя перед дилеммой: личное счастье с Лизой или выполнение долга перед его женой и ребенком.

Выбор Лаврецкого благороден, но печален. Несмотря на то, что он ставит любовь превыше всего, герой выбирает семейный долг, обрекая себя на несчастную жизнь.

Заключение

Жизнь и внутренняя история Лаврецкого приведены в романе с точки зрения противопоставления счастья и долга как взаимоисключающих сил. Напротив, у Лизы Лаврецкой была сильная потребность в самоутверждении. Много лет он томился с жаждой личного счастья. Семейная драма опустошала героя. И только русская природа способствовала его возрождению.

Ключевые слова: покаяние, искупление, раскаяние, любовь.

Репин И.Е. Портрет писателя И.С. Тургенева. 1874. Холст, масло, 116.5×89 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва).

Главная героиня романа Лиза Калитина в финале уходит в монастырь, как может показаться неискушенному читателю, по причине разочарованности в любви к Лаврецкому. Но так ли это? Вглядимся внимательнее в образ Лизы.

Таким образом, с одной стороны подчеркивается скромность, смиренность, доброе сердце Лизы, а с другой – остается ощущение некой блеклости образа, всё в ней тихо, ровно, без отчетливо выступающих черт. Здесь и начинается противоречие в созданном Тургеневым образе.

Варвара Павловна Лаврецкая настолько погружена в свой грех, настолько оторвана от Бога, что даже не задумывается о том, что есть какая-то иная жизнь, кроме удовольствий и распутства. Вины своей она не ощущает, менять образ жизни не собирается. Глумится над Лаврецким за его спиной, от него ей нужны только средства к существованию, заполучив которые, она снова уезжает в Париж.

Христос умер, искупив грехи человеческие и дав нам возможность спасения. Но спасение – личный акт воссоединения человека с Богом, акт свободного выбора, который никто другой без его участия совершить не может. Если человек не осознает свой грех или осознает, но не может покаяться, то единственное, чем другой может помочь, – молиться за него, чтобы он сам сделал свой выбор и покаялся.

По силам ли Лизе браться за Варвару Павловну, для которой не существует ни Бога, ни другого человека? Другой для неё – лишь инструмент для извлечения из жизни удовольствий. А Лизе бы со своими грехами разобраться, грехами Лаврецкого и любовью к нему.

Лиза Калитина. Художник П.М. Боклевский. 1880 год.

У Достоевского образ Сони, так же, как и образ Лизы, созданный Тургеневым, не является цельным и законченным. Слишком многое в ней искорежено, слишком много изломов и углов в её душе, но ей удается через любовь повернуть Раскольникова к Богу. Финал романа обещает нам путь преображения Родиона Романовича.

Литература:

УДК 821.161.1

Keywords: repentance, redemption, regnet, love.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожее

Духовное пробуждение Лаврецкого и Лизы Калитиной

Именно официальный статус памятника истории носит эта небольшая прелестная часть старинного провинциального города, играющая важную роль в его культуре да и в жизни каждого орловца. Её живописную территорию ограничивают река Орлик, нынешняя улица Октябрьская, Дом-музей Лескова и дно балки.

В народе это место просто называют Дворянкой. По сложившейся традиции сюда в день свадьбы приезжают молодожёны, чтобы сфотографироваться в белоснежной беседке. Сюда же приходят школьники и студенты после выпускного бала.

Ещё в 1987 году областной исполком объявил ландшафтный сквер Дворянское гнездо с примыкающей к нему территорией охранной зоной всенародного достояния.

Дворянских гнёзд заветные аллеи…

Дворянских гнёзд заветные аллеи.

Забытый сад.

Полузаросший пруд.

Как хорошо, как всё знакомо тут.

К. Бальмонт

Об этом месте упоминали в своих произведениях многие известные русские писатели — Н.С. Лесков, И.С. Тургенев, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев.

Парк Дворянское гнездо — одно из самых популярных в городе мест, связанных прежде всего с именем И.С. Тургенева.

Рядом с парком находятся дом и сад, которые, по легенде, связаны с дворянской усадьбой, описываемой в романе великого писателя.

Дом Лизы Калитиной

В 1908 году, к 90-летию со дня рождения Тургенева, улицу Верхнюю Дворянскую, ведущую к его бюсту и дому Калитиных, переименовали в Тургеневскую. Через десять лет, во время лихолетья Гражданской войны, тургеневский бюст работы М.М. Антокольского исчез, а сад Дворянское гнездо прекратил своё существование.

Только полвека спустя, 4 ноября 1968 года, накануне 150-летнего юбилея великого русского писателя была произведена большая работа по благо­устройству Дворянского гнезда. На берегу, чуть ниже отремонтированного дома Калитиных, установили бюст И.С. Тургенева работы московского скульптора Г.П. Бессарабского, белую каменную ротонду и балюстраду, красиво опоясывающую обрыв со стороны Октябрьской (бывшей Верхней Дворянской) улицы. Правда, такая идиллия длилась недолго.

Музей одного романа

Наступивший тургеневский юбилейный год вновь поставил перед земляками великого писателя больной вопрос о судьбе дома Калитиных. Сегодня немало скептиков, которые считают: хватит, мол, нам музеев! Их и так слишком много для нашего небогатого города. И такие разговоры — как ножом по сердцу известному тургеневеду, ведущему научному сотруднику музея И.С. Тургенева, председателю правления Тургеневского общества в Орле Людмиле Анатольевне Балыковой.

Именно сюда, в старинный сад Дворянского гнезда, наверняка приедут потомки древних дворянских фамилий. Да, именно в сад, потому что именно он — ключевой образ романа Тургенева.

Попечительский совет

Сегодня большую и напряжённую работу по возрождению этого святого для каждого орловца места ведёт попечительский совет по возрождению Дворянского гнезда, который возглавил большой энтузиаст, первый заместитель председателя Орловского областного Совета народных депутатов Михаил Вдовин. Совет был создан в 2009 году, в его рядах — видные деятели искусства, краеведы, архитекторы, сотрудники музеев, а также представители бизнеса, оказывающие спонсорскую поддержку проекту.

Благодаря совместным усилиям стали традиционными субботники и экологические акции по наведению санитарного порядка в сквере. Высаживаются новые парковые деревья и кустарники. В 2020 году планируется с помощью Сбербанка высадить 200 дубов в парке. Установлены художественно выполненные кованые ворота для ограничения въезда транспорта на территорию сада. Ежегодно в Дворянском гнезде проводятся Тургеневские литературные праздники.

Предстоящий 200-летний юбилей И.С. Тургенева будет отмечаться в этом году с большим размахом не только у нас в стране, но и в мире. И здесь орловцы не должны ударить в грязь лицом.

— Мы просто обязаны в этом году проявить повышенную заботу об одной из главных достопримечательностей Орла — сквере Дворянское гнездо, — говорит Михаил Вдовин. — Сохраняя колорит сквера, его естественно сложившееся зонирование, попечительский совет предлагает произвести освещение верхней площадки сквера, реконструкцию лестничных маршей и дорожек спуска к нижней площадке, внизу у реки — разбивку тропиночной сети с твёрдым покрытием. Нуждается в реконструкции пешеходный мостик, ведущий в парк Победы, обогатит зону отдыха и оборудование на Орлике мини-пристани, где можно будет устроить прокат лодок.

Есть мнение

Орловцы о возрождении Дворянского гнезда и дома Лизы Калитиной

Малле Павловна Касторнова, пенсионерка:

— Очень люблю бывать на Дворянке. Последнее время здесь стало уютнее и чище, а домик Лизы Калитиной, конечно, неплохо было бы восстановить. Это же история целого поколения горожан.

Елизавета Едунова, студентка орловского мединститута:

— Мы с подругами часто отдыхаем в саду на Дворянке. Бываем на литературных праздниках. Если из дома Лизы Калитиной сделают интересный музей, будет здорово!

Андрей Власов, предприниматель:

Андрей Симонов, водитель:

— Всегда лучше создавать, чем разрушать. В советское время умели сохранять прошлое; думаю, и сейчас сохранение и развитие Дворянского гнезда очень важно для современного поколения орловцев.

Наш адрес: 302028, г. Орёл, ул. Брестская, 6, тел. 47-52-52, e-mail

Давайте обсудим наше будущее и вместе решим, каким оно станет.

Любовь Лизы и Лаврецкого

Тургенев не уставал развивать мысль о том, что любовь по самой своей глубинной природе — чувство стихийное и всякие попытки рационального ее истолкования чаще всего просто бестактны. Но любовь большинства его геро­инь почти всегда сливается с альтруистическими устремле­ниями. Они отдают свои сердца людям самоотверженным, великодушным и добрым. Эгоизм для них, как, впрочем, и для Тургенева, самое неприемлемое человеческое каче­ство.

Пожалуй, ни в одном романе Тургенев не проводил так настойчиво ту мысль, что в лучших людях из дворян все их хорошие качества так или иначе, прямо или косвенно связаны с народной нравственностью. Лаврецкий прошел школу педагогических причуд своего отца, вынес бремя любви своенравной, эгоистичной и тщеславной женщины и все-таки не утратил своей человечности. Тургенев прямо сообщает читателю, что своей душевной стойкостью Лав­рецкий обязан тому, что в его жилах течет крестьянская кровь, что в детстве он испытал на себе влияние матери-крестьянки.

В судьбе Лизы заключен тургеневский приговор обще­ству, которое убивает все чистое, что рождается в нем.

Таким образом, в отличие от Паншина, Лаврецкий четко представляет свои обязанности, но, по свойственному русским людям качеству, долго собирается взяться за дело. Поэтому он слишком часто мешкает и бесполезно тратит время. В итоге Лаврецкий выглядит и является тем же Паншиным, у которого слова расходятся с делом. В этом отношении показательно некоторое сходство тургеневских героев с героем романа И.А. Гончарова Обломовым.

Итак, данный эпизод – сцена спора Паншина и Лаврецкого – помогает нам не только увидеть и уяснить взгляды обоих участников на определенные общественные вопросы, но и разглядеть по позициям героев сущность их характеров.

Оторванный от народа, Паншин под личиной западника скрывает свое хищническое нутро. Лаврецкий же, тесно связанный с народом, все же представляет собой человека уходящего прошлого. Это объясняется его недеятельной натурой. Лаврецкий правильно мыслит, но ничего не делает для того, чтобы его слова превращались в конкретные дела. Эта черта свойственна многим русским интеллигентам, о чем будут писать еще многие великие художники слова.

Нужно отметить, что и тот, и другой тип людей был характерен для дворянской интеллигенции 30-40-х годов Х1Х века. Однако ни паншины, ни лаврецкие не способны были изменить существующее в то время положение России.

Таким образом, сцена спора Лаврецкого и Паншина играет значительную роль в произведении, так как во многом помогает понять идейное содержание романа, конкретизирует многие темы и проблемы, освещает обстановку, сложившуюся в России середины Х1Х века.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению “Дворянское гнездо”:

Спор Лаврецкого и Паншина (анализ эпизода из 33 главы романа И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”)

В романе И. С. Тургенева “Дворянское гнездо” одно из ведущих мест занимает тема русской интеллигенции, ее положения в 30-40 годы Х1Х века. Писатель рассматривает вопросы, связанные с основными путями ее развития. Также Тургенев описывает типичные черты интеллигентов того времени, представленных, прежде всего, в образах Паншина и Лаврецкого.

Эти герои занимают в романе противоположные позиции по многим вопросам. Они не сходятся во мнении в важных вопросах о дальнейшем развитии страны, о судьбе народа, то есть по тем проблемам, которые волновали русское общество. Наиболее ярко противоположность их точек зрения выражена в сцене спора Паншина и Лаврецкого (глава 33-я). Этот спор является отражением существовавших в 40-е годы разногласий между “западниками” и славянофилами. Спор затевает Паншин.

Он, прочитав стихотворение Лермонтова “Дума”, приходит к выводу об отсталости России от Европы. Паншин отказывает молодому поколению в изобретательности. Герой приводит в пример Хомякова – одного из лидеров западнического движения, говорит о необходимости “заимствований” у Европы. Однако все его утверждения пусты, так как он не приводит ни одного довода, ни одного доказательства в пользу своей точки зрения.

Слова Паншина пусты, пуст и он сам. Ему поддакивает Марья Дмитриевна, вообще не имеющая представления, о чем идет речь. Но Паншин говорит так красиво, что слушательница и не задумывается над смыслом его слов. Забегая вперед, нужно отметить, что в этом споре выигрывает Лаврецкий, рассуждающий в духе славянофилов. Интересен тот факт, что сам Тургенев был “неисправимым коренным западником”, как он сам себя называл.

Писатель прекрасно понимал огромное значение передовых идей Запада для крепостной России. Поэтому он обличал тех, кто усваивал не новые идеи, а внешние формы культуры, кто был враждебен ко всему русскому, национальному. Таким перед нами предстает Паншин. Неслучайно Тургенев в следующей, 34-ой главе, приводит такую деталь: “Паншин разбудил своего кучера, толкнув его концом палки в шею, сел на дрожки и покатил”.

Таким образом, Паншин представляет собой западника на словах и лжезападника на деле. В споре ему противостоит Лаврецкий. По отношению к этому герою сам Тургенев употребляет понятие “славянофил”.

Однако, на мой взгляд, ничего славянофильского в Лаврецком нет. Он не восхваляет отсталые стороны русского быта, как это делали славянофилы. Лаврецкий выступает в споре как патриот. Он отстаивает перед Паншиным идею самостоятельности России, самобытности ее культуры. Патриотизм этого героя сливается у него с идеей необходимости прогрессивного развития России.

Лаврецкий искренне стремится быть полезным и нужным Родине. Он не тешит себя иллюзиями, его мысли обращены к реальной жизни, к сближению с народом: “Надо землю пахать, – говорит Лаврецкий, – и стараться как можно лучше ее пахать”. Этим он как бы пытается вернуть Паншина и подобных ему людей с небес к реальной действительности.

Но сам герой, возвращаясь к реальности, не предлагает каких-либо определенных действий, то есть не выдвигает ничего нового. Таким образом, в отличие от Паншина, Лаврецкий четко представляет свои обязанности, но, по свойственному русским людям качеству, долго собирается взяться за дело. Поэтому он слишком часто мешкает и бесполезно тратит время. В итоге Лаврецкий выглядит и является тем же Паншиным, у которого слова расходятся с делом.

В этом отношении показательно некоторое сходство тургеневских героев с героем романа И. А. Гончарова Обломовым. Понимая свое невыгодное положение, Паншин пытается перевести разговор на другую тему. Лаврецкий этому не препятствует.

В конце концов, в итоге спора в более выигрышном положении оказывается Лаврецкий. Об этом свидетельствуют и слова Марфы Тимофеевны: “Отделал умника, спасибо”. Итак, данный эпизод – сцена спора Паншина и Лаврецкого – помогает нам не только увидеть и уяснить взгляды обоих участников на определенные общественные вопросы, но и разглядеть по позициям героев сущность их характеров. Оторванный от народа, Паншин под личиной западника скрывает свое хищническое нутро.

Лаврецкий же, тесно связанный с народом, все же представляет собой человека уходящего прошлого. Это объясняется его недеятельной натурой. Лаврецкий правильно мыслит, но ничего не делает для того, чтобы его слова превращались в конкретные дела. Эта черта свойственна многим русским интеллигентам, о чем будут писать еще многие великие художники слова.

Нужно отметить, что и тот, и другой тип людей был характерен для дворянской интеллигенции 30-40-х годов Х1Х века. Однако ни паншины, ни лаврецкие не способны были изменить существующее в то время положение России. Таким образом, сцена спора Лаврецкого и Паншина играет значительную роль в произведении, так как во многом помогает понять идейное содержание романа, конкретизирует многие темы и проблемы, освещает обстановку, сложившуюся в России середины Х1Х века.

Спор Лаврецкого и Паншина в в произведении Дворянском Гнезде анализ


Спор Лаврецкого и Паншина в в произведении Тургенева “Дворянское Гнездо” анализ по плану

1. Отношения между Лаврецким и Паншиным. С первой встречи между Лаврецким и Паншиным установились довольно-таки прохладные отношения, постепенно перерастающие в неприкрытую неприязнь.

Паншин по привычке начал обращаться к новому знакомому пренебрежительно. Вскоре он понял, что Федор Иванович может принести ему практическую пользу, потому что Лиза аттестует его, как “прекрасного человека”.

Однако Лаврецкий сдержанно отнесся к “разглагольствованиям” петербургского чиновника. Федора Ивановича раздражали великосветские манеры и безграничная самоуверенность Паншина, что он практически не скрывал.

Молодой человек обиделся и прекратил попытки понравиться Лаврецкому. Федор Иванович видел, что за изяществом и блеском Паншина скрывается холодный расчет и равнодушие к людям. Вероятно, петербургский франт напоминал ему изменившую жену.

Лаврецкий открыто высказывает свои мысли Лизе (“сердца-то у него и нету”) и умоляет ее не спешить с принятием решения о браке. Паншин чувствует влияние Лаврецкого на Лизу. Присутствие возможного соперника стесняет его.

Взаимное озлобление рано или поздно должно привести к конфликту, который и происходит однажды вечером в доме Калитиных.

2. Спор. Предметом спора становится взгляд на дальнейшее развитие страны. Паншин утверждает, что России “отстала от Европы; нужно подогнать ее”. Молодой чиновник уверен, что он один, получив власть, способен в короткий срок все кардинально изменить. Достаточно ввести “хорошие учреждения”, которые приобщат Россию к западной цивилизации.

Лаврецкий долгое время молча слушает рассуждения разгоряченного Паншина. В конце концов он понимает, что чиновника интересует не будущее страны, а возможность сделать блестящую карьеру. Федор Иванович вступает в спор, защищая право России на самостоятельное развитие, в основе которого должны лежать “знание родной земли” и “народная правда”.

Приведя в пример собственное воспитание, Лаврецкий доказывает, что насильно насаждаемая западная культура приводит к искажению в развитии, отрыву от национальных корней. Лаврецкий упрекает Паншина, который причисляет себя к “государственным” людям, в “легкомысленной растрате времени и сил”. Прямое назначение дворянина – “пахать землю. и как можно лучше ее пахать”.

Спор завершается неосторожным высказыванием Марьи Дмитриевны в адрес Паншина: “Вы призваны. делать все en grand (в большом масштабе)”. Это восторженное наивное замечание показывает, насколько петербургский чиновник оторван от реальности.

3. Значение спора. Спор между Лаврецким и Паншиным поднимает одну из главных проблем российской общественно-политической мысли. С петровских реформ и до сегодняшнего дня открытым остается вопрос о выборе пути развития России. “Камнем преткновения” является влияние западной культуры. Традиционно противники в этом споре делятся на “западников” и “славянофилов”.

Нельзя не признать огромную пользу реформ Петра I в случаях, когда они действительно способствовали экономическому, политическому и культурному развитию. Однако великий реформатор часто впадал в крайности (рубка топором бород, переплавка церковных колоколов на ядра, принудительное введение европейских обычаев и т. д.).

Пример оказался заразительным. Высшее общество к началу XIX века разговаривало на иностранных языках и относилось к родному с пренебрежением. Искусственное насаждение западных образцов, желание совершить быстрый “скачок” не ускоряло развитие России, а лишь увеличивало пропасть между высшими и низшими слоями населения.

Желание Лаврецкого “пахать землю”, его вера в народный идеал выглядят, конечно, наивно. Но такая деятельность намного полезнее для России и ближе к реальности, чем теоретические рассуждения Паншина “в большом масштабе”.

Спор Лаврецкого и Паншина (анализ эпизода из 33 главы романа И. С. Тургенева Дворянское гнездо).: сочинение


Таким образом, в отличие от Паншина, Лаврецкий четко представляет свои обязанности, но, по свойственному русским людям качеству, долго собирается взяться за дело. Поэтому он слишком часто мешкает и бесполезно тратит время. В итоге Лаврецкий выглядит и является тем же Паншиным, у которого слова расходятся с делом. В этом отношении показательно некоторое сходство тургеневских героев с героем романа И.А. Гончарова Обломовым.

Итак, данный эпизод – сцена спора Паншина и Лаврецкого – помогает нам не только увидеть и уяснить взгляды обоих участников на определенные общественные вопросы, но и разглядеть по позициям героев сущность их характеров.

Оторванный от народа, Паншин под личиной западника скрывает свое хищническое нутро. Лаврецкий же, тесно связанный с народом, все же представляет собой человека уходящего прошлого. Это объясняется его недеятельной натурой. Лаврецкий правильно мыслит, но ничего не делает для того, чтобы его слова превращались в конкретные дела. Эта черта свойственна многим русским интеллигентам, о чем будут писать еще многие великие художники слова.

Нужно отметить, что и тот, и другой тип людей был характерен для дворянской интеллигенции 30-40-х годов Х1Х века. Однако ни паншины, ни лаврецкие не способны были изменить существующее в то время положение России.

Таким образом, сцена спора Лаврецкого и Паншина играет значительную роль в произведении, так как во многом помогает понять идейное содержание романа, конкретизирует многие темы и проблемы, освещает обстановку, сложившуюся в России середины Х1Х века.

Расчетливая Варвара видит в Лаврецком лишь глупого увальня, богатством которого легко завладеть. Искренность и чистота первого настоящего чувства героя разбиваются о предательство жены. В результате Федор перестает доверять людям, презирает женщин, считает себя недостойным настоящей любви. Встретив Лизу Калитину, он не сразу решается поверить в чистоту и благородство девушки. Но, узнав ее душу, поверил и полюбил на всю жизнь.

До встречи с Лаврецким Лиза не часто задумывалась о своей судьбе. Официальный жених Паншин не вызывал особого неприятия у девушки. Ведь главное, по ее мнению, честно выполнять свой долг перед семьей и обществом. В этом и состоит счастье каждого человека.

Кульминацией романа является спор Лаврецкого с Паншиным о народе и последующая сцена объяснения Лизы с Федором. В мужском конфликте Паншин высказывает мнение чиновника с прозападными взглядами, а Лаврецкий выступает с позиций, близких к славянофильству. Именно во время этого спора Лиза понимает, насколько созвучны ее мысли и суждения взглядам Лаврецкого, осознает свою любовь к нему.

Кроме главных героев, Тургенев создал в романе галерею ярких образов, которые отражают дворянскую среду во всем ее разнообразии. Здесь есть любитель казенных денег отставной генерал Коробьин, старый сплетник Гедеоновский, ловкий щеголь Паншин и многие другие герои провинциального общества.

Художественное мастерство и философская глубина обеспечили первому крупному произведению Тургенева выдающийся успех на все времена.

Марья Дмитриевна Калитина – вдова, чувствительная женщина.

Марфа Тимофеевна Пестова – родная тетка Марии Дмитриевны, честная и независимая женщина.

Лена Калитина – младшая дочь Марьи Дмитриевны.

Сергей Петрович Гедеоновский – статский советник, друг семьи Калитиных

Владимир Николаевич Паншин – красивый молодой человек, чиновник.

Христофор Федорович Лемм – старый учитель музыки сестер Калитиных, немец.

Ада – дочь Варвары Павловны и Федора Ивановича.



Краткое содержание

Главы I-III

Главы IV-VII

Паншин исполняет присутствующим свой новый романс, который те находят восхитительным. Тем временем к Калитиным приходит старый учитель музыки, мосье Лемм. Весь его вид показывает, что музыка Паншина не произвела на него никакого впечатления.

Лиза провожает до крыльца Лемма, окончившего урок, где встречает высокого статного незнакомца. Им оказывается Федор Лаврецкий, которого Лиза после восьмилетней разлуки не узнала. Марья Дмитриевна радостно встречает гостя и представляет его всем присутствующим.

Покидая дом Калитиных, Паншин объясняется в любви Лизе.

Главы VIII-XI

Родители Ивана смягчили свой гнев, помирились с сыном и приняли в дом безродную невестку с годовалым сыном. После смерти стариков барин почти не занимался хозяйством, и домом управляла его старшая сестра Глафира – надменная и властная старая дева.

Отрочество Федора прошло под постоянным гнетом деспотичного отца. Лишь в 23 года, после смерти родителя, молодой человек смог вздохнуть полной грудью.

Главы XII-XVI

В университете замкнутый и нелюдимый Лаврецкий завел дружбу со студентом Михалевичем, который познакомил его с дочерью отставного генерала – Варварой Коробьиной.

После смерти их первенца супружеская чета по совету врачей отправилась на воды, затем в Париж, где Лаврецкий случайно узнал об измене жены. Предательство любимого человека сильно подкосило его, но он нашел в себе силы вырвать из сердца образ Варвары. Не смягчило его и известие о рождении дочери. Назначив изменнице приличное годовое содержание, он разорвал с ней любые отношения.

XVII-XXI

Лаврецкий заходит к Калитиным попрощаться перед отъездом. Узнав, что Лиза направляется в церковь, просит помолиться о нем. От Марфы Тимофеевны он узнает, что за Лизой ухаживает Паншин и мать девушки не против этого союза.

Приехав в Васильевское, Федор Иванович отмечает, что в доме и во дворе царит сильное запустение, и после смерти тетки Глафиры здесь ничего не переменилось.

Главы XXII-XXVIII

По дороге в Васильевское Федор предлагает Лемму сочинить оперу, на что старик отвечает, что слишком стар для этого.

Федор предлагает пригласить Калитиных в Васильевское, на что Лемм отвечает согласием, но только без господина Паншина.

Лемм собирается домой. Федор едет с ним и заезжает к Калитиным, где тайком передает журнал с некрологом Лизе. Он шепчет девушке, что завтра нанесет визит.

Главы XXIX-XXXII

На следующий день Марья Дмитриевна с плохо скрываемым раздражением встречает Лаврецкого: он ей не нравится, да и Паншин отзывается о нем совсем не лестно.

Во время прогулки по аллее Лиза интересуется, как Федор отреагировал на смерть жены, на что тот честно отвечает, что практически не расстроился. Он намекает девушке, что знакомство с ней затронуло в нем глубоко дремавшие струны.

Вечером Федор вновь идет к Калитиным, чтобы узнать о решении Лизы. Девушка сообщает ему, что не дала Паншину однозначного ответа.

Главы XXXIII-XXXVII

Между Лаврецким и Лизой происходит объяснение в любви. Федор не верит своему счастью. Он идет на звуки необыкновенно прекрасной музыки, и узнает, что это Лемм играет свое произведение.

Федор возвращается домой и с трудом выдерживает разговор с женой, после чего уезжает в Васильевское. Варвара Павловна, узнав, что Лаврецкий каждый день бывал у Калитиных, направляется к ним с визитом.

Главы XXXVIII-XL

В день возвращения Варвары Павловны у Лизы происходит тягостное для нее объяснение с Паншиным. Она отказывает завидному жениху, чем чрезвычайно огорчает свою мать.

Марфа Тимофеевна заходит в комнату к Лизе и заявляет, что ей все известно о ночной прогулке с неким молодым человеком. Лиза признается, что любит Лаврецкого и никто не стоит на пути к их счастью, поскольку его супруга мертва.

На приеме у Калитиных Варваре Павловне удается очаровать Марью Дмитриевну рассказами о Париже и задобрить флаконом модных духов.

Марфе Тимофеевне удается быстро раскусить лживую и порочную натуру Варвары Павловны. Она уводит Лизу в ее комнату и долго плачет, целуя ее руки.

Варвара Павловна не брезгует испробовать свои чары даже на старичке Гедеоновском, чтобы окончательно завоевать место первой красавицы в уездном городке.

Главы XLI-XLV

Калитина со слезами на глазах умоляет Федора Ивановича простить супругу и выводит из-за ширмы Варвару Петровну. Однако Лаврецкий неумолим. Он ставит супруге условие: она должна безвыездно жить в Лавриках, а он будет соблюдать все внешние приличия. Если же Варвара Петровна покинет имение, договор этот можно считать расторгнутым.

В надежде увидеть Лизу, Федор Иванович отправляется в церковь. Девушка не хочет с ним ни о чем говорить и просит оставить ее. Лаврецкие отправляются в имение, и Варвара Павловна клянется мужу спокойно жить в глуши ради счастливого будущего дочери.

Эпилог

Лаврецкий все же находит отдаленный монастырь, в котором скрылась ото всех Лиза. Она проходит мимо него, не поднимая глаз. Лишь по движению ресниц и стиснутым пальцам рук можно понять, что она узнала Федора Ивановича.

Символизм романа

Характеристики Парижа в произведении представлены несколькими параметрами:

  • его соотношением с другими географическими единицами;
  • типографией и внутренним строением французской столицы;
  • предметно-вещественным наполнением Парижа;
  • ценностно-смысловым наполнением концепта.

Париж в романе служит крайней точкой удаления от русской деревни, поместья, дворянского гнезда. Сюжетно это удаление осуществляется опосредовано: сначала через Петербург, где Лаврецкий некоторое время живет с молодой женой; потом через Германию и Швейцарию, которые названы в романе как место временного пребывания:

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

При описании Парижа Тургенев отдельно останавливается на описании Sorbonne и Collège de France, Французской комедии. В результате подобного описания осуществляется характеристика персонажей, подчеркивается антагонизм между жизнью французской столицы и русской деревни. Комплекс реалий французской жизни позволяет отразить ее фальшь, неестественность, которая противопоставляется природным, мужицким, почти звериным реакциям, эмоциональных состояний русского человека. В частности, узнав о неверности жены Лаврецкий

Читайте также: