Что сделал казахстан для обеспечения мира во всем мире

Обновлено: 30.06.2024

Интеграция в мировое сообщество. Определение направлений внешней политики, связанных с геополитическим положением республики. Отношения Казахстана с соседними государствами и другими странами мира.

Казахстан — субъект мирового сообщества. Республи­ка Казахстан начала проводить четкую внешнюю политику только после приобретения 16 декабря 1991 г. независимости. Начиная с этого времени Казахстан вышел на мировую арену как полноценный субъект между­народного права. За две недели до конца 1991 г. независимость Казахстана признали 18 государств, среди которых были Турция, США, Китай, Германия, Пакистан. Бывшие союзные республики теперь признавали само­стоятельность друг друга. Казахстан, избавившись от колониального гнета, длившегося более чем два с половиной столетия, стал равноправным членом мирового сообщества.

Признание независимости Казахстана другими стра­нами мира шло довольно быстро. В первый год независимости Казахстан признали 108 стран мира, 70 из них открыли свои дипломатические представительства.

В марте 1992 г. Казахстан стал полноправным членом самой крупной и авторитетной международной орга­низации — Организации Объединенных Наций. Перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке стал развеваться и казахстанский голубой стяг, с золотистым орлом, паря­щим над степью. Также Казахстан стал членом Всемир­ного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, ЮНЕСКО.

Большой шаг навстречу мировому сообществу был сделан в Хельсинки — столице Финляндии, где Казахстан вместе с другими странами, появившимися после распада СССР и СФРЮ, присоединился к заключительному акту Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

1. Как вы понимаете признание независимости государства на международном уровне? Почему этому придается большое зна­чение в международных отношениях?

Казахстан занимает стратегически важное прост­ранство, соединяющее Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. Поэтому было очень важно, используя этот фактор, перейти в новый век в сотрудничестве и дружбе с Россией и Китаем.

25 мая 1992 г. в Москве было подписано соглашение о взаимной помощи, дружбе и сотрудничестве с Россией. Этот документ затронул проблемы отношений в экономике, военной и политической сферах. Особое значение имеет достигнутое соглашение о нерушимости существующих границ между Россией и Казахстаном.

В отношениях Казахстана с Китайской Народной Рес­публикой (КНР) также были заложены основы новых взаимоотношений. С этой страной был заключен около пятидесяти различных договоров и соглашений. Появи­лась возможность политического сотрудничества самого высокого уровня. В отношениях с двумя соседями- сверхдержавами Казахстан продолжает двигаться вперед, строго соблюдая нормы международного права.

Почему в Казахстане особое внимание уделяется отношениям с Россией и Китаем?

Сейчас молодая казахская дипломатия придает особое значение возрождению и развитию отношений с Индией. Казахстан, Иран, Турция стремятся к развитию и укреплению экономического сотрудничества, обмену культурными ценностями. Отношения с этими государствами, имеющие глубокие исторические корни, обещают хорошие перспективы.

Отношения Казахстана с развитыми державами Запада. В связи с распадом Союза распределение сил в мире приобрело многополюсный характер. Поэтому уделяется особое внимание отношениям с самой мощной мировой державой — Соединенными Штатами Америки. В настоящее время влияние Вашингтона на процессы развития в мире очень велико. Отношения Казахстана с этой страной строятся на основе равенства и взаимных интересов.

Устанавливать отношения со странами Западной Европы, в частности с Англией, Казахстан начал еще до приобретения суверенитета. В 1992 г. Президент Казахстана Н.Назарбаев посетил Германию, где встретился с федеральным канцлером Германии Г.Колем. Было принято совместное заявление сторон об основах взаимоотношений между двумя странами. В том же году в Елисейском дворце Президента Казахстана встретил глава Франции Президент Ф. Миттеран. С этой страной был подписан Договор о взаимопонимании и сотрудничестве.

Эти переговоры стали новой ступенью в отношениях с народами Европы. Казахстан также установил взаимовыгодные контакты с Венгрией, Болгарией, Чехией, Румынией.

Вспомните, что вы читали о Парижской хартии (Новейшая история мира. Учебник для 9 классов общеобразовательных школ).

Отношения Казахстана с военно-политическими организациями. После распада организации стран Варшавского Договора в современном мире НАТО приобрел доминирующее положение. НАТО имеет возможности для оказания помощи странам Европы и СНГ в предотвращении территориальных конфликтов. Поэтому Казахстан принимает меры по расширению связей с НАТО.

Отношения Казахстана со странами АСЕАН (Ассоциа­ция стран Юго-Восточной Азии), со странами Северо- Восточной Азии — Японией, Южной и Северной Кореей и Монголией — также внушают большие надежды.

|?Т | 1. Назовите географические, политические и этнические факто­ры, оказывающие прямое влияние на позицию Казахстана во внешней политике.

2. Когда и при каких условиях появилась Шанхайская организа­ция сотрудничества?


Послание Президента Республики Казахстан – К.К. Токаева народу Казахстана

Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны

Наш курс незыблем, цель ясна. Мы знаем, что необходимо делать для ее достижения


Путь к безъядерному миру: инициативы Елбасы

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – Как известно из истории, 29 августа 1949 года на испытательном полигоне вблизи города Семипалатинска был произведен первый атомный взрыв. Последнее испытание ядерного оружия состоялось на полигоне в 1989 году. А в 1991 году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев своим Указом в одностороннем порядке навсегда закрыл один из крупнейших ядерных испытательных полигонов в мире. День закрытия Семипалатинского ядерного испытательного полигона – 29 августа, через 18 лет на сессии Генеральной Ассамблеи ООН специальной резолюцией был объявлен Международным днем действий против ядерных испытаний.

– Зарема Каукеновна, в этом году исполняется 29 лет закрытию Семипалатинского ядерного полигона специальным указом Первого Президента РК-Елбасы Нурсултана Назарбаева. Эта знаменательная дата, как в истории нашей страны, так и для всего мирового антиядерного движения.Что предшествовало этому историческому решению Первого Президента Казахстана?

Казахстан по праву считается одним из мировых лидеров движения по запрещению ядерного оружия и обеспечению ядерной безопасности. После распада Советского Союза в начале 1990-х годов, страна разоружилась и отказалась от своего ядерного арсенала, четвертого по размерам на тот момент. Казахстан стал активным приверженцем ядерного нераспространения, это роль, которую наша страна выполняет и по сей день.

Как известно, с 1949 по 1989 год на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено не менее 468 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств. Суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных до 1963 года на Семипалатинском полигоне в атмосфере, в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Вопреки заверениям военных о безвредности ядерных испытаний, почти каждое третье подземное испытание на полигоне сопровождалось утечкой радиоактивных газов из трещин и щелей, возникавших в результате взрывов.

– Расскажите подробнее об отказе Казахстана от ядерного оружия. Ведь его было в республике очень много, и были мнения, что ядерный арсенал нужно сохранить?

– В наследство от Советского Союза Казахстану достался гигантский арсенал – свыше 1200 ядерных боезарядов. В первый год после провозглашения независимости Казахстан присоединился, наряду с Беларусью и Украиной, к Договору СНВ-1 и Лиссабонскому протоколу, открыв тем самым себе дорогу к ядерному разоружению. В период с 1992 по 1995 годы с территории Казахстана были выведены или уничтожены в недрах полигона химическим способом все ядерные боезаряды. Так был ликвидирован четвертый в мире ядерный арсенал.

Следует обратить внимание еще на один факт. Первый Президент Казахстана Н.А.Назарбаев отверг предложения некоторых государств сохранить ядерное оружие и оказал сопротивление тем силам внутри страны, которые требовали того же в целях обеспечения безопасности нашего молодого государства. Таким образом, Президент Казахстана проявил подлинную государственную мудрость и твердость, что способствовало приобретению высокого международного авторитета за понимание истинной природы безопасности, как для народа Казахстана, так и всего мира.

– Какими путями реализуется антиядерная позиция Казахстана во внешней политике?

– Ядерная проблематика всегда оставалась важным элементом внешней политики Казахстана. Наша страна активно участвует в деятельности МАГАТЭ и проведении всех обзорных конференций Договора о нераспространении ядерного оружия. Казахстан, при поддержке своих соседей по Центральной Азии, инициировал создание безъядерной зоны в регионе, что завершилось подписанием Семипалатинского договора в 2006 году, который вступил в силу 21 марта 2009 года. Совсем неслучайно то, что лидеры центральноазиатских государств в 2006 году подписали Договор именно в Семипалатинске. Это была личная инициатива и настойчивое пожелание Нурсултана Абишевича Назарбаева. Кроме того, именно его позиция определила характер, динамику и, порой, радикализм антиядерных инициатив. Тем самым, военный ядерный цикл региона, стартовавший испытаниями 29 августа 1949 года на Семипалатинском ядерном полигоне, подошел к своему логическому концу.

Безъядерная зона охватывает Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В соответствии с Семипалатинским Договором государства-участники взяли на себя обязательства по запрету производства, приобретения и размещения ядерного оружия и его компонентов, или других ядерных взрывных устройств в регионе. По ряду характеристик Центрально-Азиатская зона свободная от ядерного оружия (ЦАЗСЯО) представляет собой уникальную зону, полностью находящуюся на суше и расположенную в Северном полушарии.

Хочу подчеркнуть, что, закрыв Семипалатинский полигон и отказавшись от четвертого в мире арсенала ядерного оружия, Казахстан во главе с Лидером нации имеет полное моральное право выдвигать масштабные мировые инициативы. Активную политику в этом направлении Казахстан продолжает на всех глобальных саммитах по ядерной безопасности, в которых участвует Первый Президент Нурсултан Назарбаев в качестве почетного гостя, внесшего выдающийся вклад в ядерное разоружение, всегда обогащая повестку дня новыми инициативами.

Миссией Проекта АТОМ является объединение глобальной общественной поддержки окончательной отмены испытаний ядерного оружия и полной ликвидации ядерного оружия всеми странами. Это международная кампания по информированию об угрозах и последствиях испытаний ядерного оружия для окружающей среды и человека, о документально подтвержденных катастрофических гуманитарных последствиях испытаний ядерного оружия – в частности о последствиях ядерных испытаний, произведенных в Казахстане между 1949 и 1991 годами, которые отрицательно сказались на здоровье и жизнях почти двух миллионов человек.

Позицию Казахстана по ядерному разоружению Елбасы отстаивал и на Сеульском саммите 2012 года. Ядерная безопасность состоит из трех ключевых компонентов: защита человечества от ядерного оружия; предотвращение потенциального ядерного терроризма и обеспечение безопасности атомной энергии. При этом Н.Назарбаев подчеркнул, что ядерная энергетика должна развиваться только при абсолютных гарантиях безопасности и на основе трех главных принципов: универсальности: транспарентности и оперативности; равенства и доверия.

Нельзя не отметить принятую по инициативе Казахстана на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 8 декабря 2015 года Всеобщую декларацию ООН по достижению мира, свободного от ядерного оружия. Соавторами этой резолюции стали 35 государств, представляющих различные континенты и региональные группы, в том числе близкая для нас Беларусь.

– Каково содержание этой Декларации?

– Всеобщая декларация по достижению мира, свободного от ядерного оружия, призывает к полной ликвидации ядерного оружия, как единственной абсолютной гарантии против его применения или угрозы применения; принятию многостороннего и имеющего обязательную юридическую силу документа, предусматривающего полную ликвидацию ядерного оружия; направлению людских и экономических ресурсов, используемых в разработке, техническом обслуживании и модернизации ядерного оружия. Декларация ориентирует мировую общественность на цели укрепления мира и безопасности, устойчивого развития и избавления миллионов людей от нищеты; соблюдения норм международного права, включая нормы международного гуманитарного права, в связи с катастрофическими гуманитарными последствиями любого применения ядерного оружия.

Принятие резолюции Генассамблеи ООН стало еще одним подтверждением независимого внешнеполитического курса Первого Президента Казахстана Н.Назарбаева и его положительного восприятия в мире.

– Какие практические шаги сделаны Казахстаном для продвижения идей ядерной безопасности во всем мире?

В 2015 году правительство Казахстана подписало Страновое соглашение с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) о создании Банка низкообогащенного урана на востоке страны, чтобы обеспечить весь мир гарантированным топливом для атомной энергии в гражданских целях, таким образом, внося весомый вклад в укрепление режима нераспространения.

Факт выбора Казахстана для размещения Банка низкообогащенного урана свидетельствует о признании мировым сообществом стабильной социально-политической ситуации в стране и взвешенного внешнеполитического курса Главы государства, а также значительного опыта нашей страны в сфере экспортного контроля, хранения, транспортировки ядерных материалов.

В 2015 году Казахстан и Япония стали сопредседателями Конференции по статье XIV Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний, с тем, чтобы приблизить вступление в силу этого основополагающего международного документа.

Как отмечается в документе, для того, чтобы задача стала реализуемой, Казахстан призывает разработать целостный алгоритм действий мирового сообщества по пяти основным направлениям: последовательно продвигаться к миру, полностью свободному от ядерного оружия; формировать географию устойчивого мира; покончить с существованием военных блоков, которые, по сути, препятствуют широкому международному сотрудничеству; адаптировать международный разоруженческий процесс к новым историческим условиям; утвердить справедливую парадигму глобальной конкуренции в сфере международных финансов, торговли и развития.

– Какую работу по укреплению ядерной безопасности Казахстан проводил в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН в 2017-2019 годах?

–Говоря о повестке дня РК как непостоянного члена СБ ООН, можно сказать, что, в целом, деятельность Казахстана на этом направлении можно разделить на два основных направления. Во-первых, это поддержка крупных международных инициатив в области укрепления международной безопасности, в частности, в сфере укрепления режима ядерного нераспространения и снижения ядерной угрозы, в том числе по линии отдельных структур ООН, например, МАГАТЭ. Во-вторых, координация действий и шагов на этих направлениях с ближайшими союзниками и партнерами РК по СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, СВМДА – в данном случае с Республикой Беларусь. Это подразумевает поддержку инициатив Минска на уровне Совбеза ООН, а также других международных организаций, например, ОБСЕ.

Исходя из таких принципов своей миссии во время работы в Совете, Казахстан поставил перед собой следующие приоритеты.

Первое. Для Казахстана, важнейшим вопросом выживания человечества является достижение мира, свободного от ядерного оружия. Мы намерены продолжить консолидацию усилий мирового сообщества по избавлению планеты от ядерного оружия через последовательное упрочение и расширение режима нераспространения, а также неукоснительное выполнение резолюции Совета Безопасности №1540.

Приветствуя достижение соглашений по иранской ядерной программе и их реализацию, Казахстан выступал за их модельное применение во всех аналогичных ситуациях и кризисах. В этом плане мы были готовы к активной работе с координатором Совета по его резолюции №2231. Важной задачей, в этом контексте, Казахстан также видел скорейшее и конструктивное решение проблемы ядерного оружия на Корейском полуострове, выступая за безотлагательное возобновление многостороннего переговорного процесса по данному вопросу.

В идеале, Казахстан призывал и призывает все государства-члены ООН, особенно постоянных членов Совета Безопасности, избавить мир от ядерного оружия к 100-летию ООН в 2045 году.

– По-видимому, антиядерная проблематика останется одним из главных направлений внешней политики Казахстана и в будущем?

– Безусловно. В ядерной проблеме пересеклись вопросы геополитики, безопасности, международного права, экономики, энергетики и экологии. Казахстан принадлежит к немногочисленной группе государств на планете, которая проводит активную политику и располагает немалым весом и возможностями в атомной сфере. На это работает, как авторитет Казахстана и Елбасы Н.А.Назарбаева, связанный с его заслугами в деле отказа от ядерного оружия, так и активная позиция нашей страны, ее Президента К.К.Токаева по всем вопросам атомной безопасности, включая ядерное нераспространение и мирное использование атома.

В заключение хотелось бы добавить, что происходящие в мировой энергетике и геоэкономике изменения позволяют думать, что в будущем роль ядерного фактора в мировых делах будет возрастать. Этот процесс неизбежно затронет и Казахстан, который представляет собой потенциально очень важного игрока в ядерной области, располагая 20-25% мировых запасов урана, остаточной ядерной инфраструктурой и атомными промышленными объектами и технологиями; наконец, занимая важное геополитическое положение в центре Евразии, по соседству с двумя официальными и двумя неофициальными ядерными державами.

В конечном итоге, у Казахстана, как и у других государств, единственная цель - оставить следующим поколениям безопасный и безъядерный мир.

В декабре 1991 в Алма-Ату с официальным визитом прибыл государственный секретарь Джеймс Бейкер.


Стоял перед судьбоносным выбором

Нурсултан Назарбаев в Москве.

В 2012 году ещё одну секретную страницу истории страны приоткрыл нынешний президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев. Он рассказал, что с аналогичным предложением к главе государства обращался и бывший лидер ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи, мечтавший обзавестись собственным ядерным оружием.


Самым активным игроком на ядерном рынке оказались США. В декабре 1991 в Алма-Ату с официальным визитом прибыл государственный секретарь Джеймс Бейкер. Его сопровождал Посол США в Москве Роберт Штраус. По воспоминаниям первого президента Казахстана, переговоры получились очень непростыми. Они проходили и в официальной, и в неформальной обстановке.

За этой, казалось бы, дружеской обстановкой скрывалась серьёзная политическая игра. Американцы всеми силами старались лишить новую республику ядерного потенциала. Причём осуществить свои грандиозные планы пытались с минимальными для себя финансовыми затратами. Но Нурсултан Назарбаев не сдавался. Он требовал от гостей из-за океана многомиллиардных инвестиция и гарантий безопасности для своей страны. Переговоры закончились зловещим предупреждением со стороны Джеймса Бейкера.

Перед вылетом в Вашингтон Нурсултан Назарбаев побеседовал с глазу на глас с Борисом Ельциным.

Перед вылетом в Вашингтон Нурсултан Назарбаев побеседовал с глазу на глас с Борисом Ельциным. Фото: Akordapress

Основные события вокруг ядерного арсенала молодой республики развернулись в мае 1992 года. К тому времени Нурсултан Назарбаев заручился поддержкой в этом вопросе от президента России Бориса Ельцина. Накануне переговоров в Вашингтоне с правительством США он отправился в Москву, где побеседовал с глазу на глаз с главой другой ядерной державы.

Судя по всему, на переговорах в Кремле лидеры стран-соседей разработали совместный план действий, чтобы сделать американцев более сговорчивыми. После секретной встречи в состав казахстанской делегации включили бывшего заместителя командующего 4-й дивизии ПВО СССР генерала Васелевича. Переговоры прошли 17-18 мая 1992 года в Вашингтоне. По воспоминаниям участников двусторонней встречи, диалог получился крайне тяжёлым для обеих сторон.

В мае 1992 года диалог с президентом США Джорджем Бушем-старшим получился крайне тяжёлым.

В мае 1992 года диалог с президентом США Джорджем Бушем-старшим получился крайне тяжёлым. Фото: Akordapress

Выполнил все свои обещания

На этом миротворческие инициативы Нурсултана Назарбаева не закончились. 5 октября 1992 года в Нью-Йорке глава Казахстана принял участие в работе 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Первый президент предложил создать Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) — организацию, которая обеспечила бы мир на обширном азиатском пространстве.

В 5 октября 1992 года в Нью-Йорке глава Казахстана принял участие в работе 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В 5 октября 1992 года в Нью-Йорке глава Казахстана принял участие в работе 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Фото: Akordapress

С самого начала инициатива первого президента Республики Казахстан о созыве СВМДА нашла поддержку практически всех государств континента, крупнейших мировых форумов и ведущих международных организаций. В том числе и Организации Объединённых Наций (ООН), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Лиги арабских государств (ЛАГ) и Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА).

Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов

Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Лидия Пархомчик назвала десять достижений Казахстана в период независимости, передает Tengrinews.kz.

По ее словам, за прошедшие 30 лет с момента обретения независимости Казахстан прошел путь, на который другие страны потратили столетия.

Эксперт отметила, что "сбывшаяся мечта о национальном суверенитете, которую лелеяли многие поколения, воплотилась в жизнь". Казахстан установил новые стратегические ориентиры развития, выстраивая отношения с партнерами как авторитетный член международного сообщества.

"Сплотившись вокруг фигуры всенародно избранного Первого Президента, казахстанцы смело перевернули страницу советского прошлого и устремились в новое независимое будущее.

Дорога, по которой пришлось за эти годы пройти Казахстану, оказалась непростой. Неслучайно в своей книге "Стратегия независимости" Нурсултан Назарбаев пишет: "Мало завоевать свободу и независимость, их надо отстоять и закрепить, передать нашим потомкам", - добавила она.

Лидия Пархомчик считает, что за прошедшее время наша страна успешно преодолела сложнейший период глубинной трансформации. Был заложен прочный фундамент демократических институтов. Произошел переход к основам рыночной экономики. Кардинальным образом изменилось общество, сформировалось новое мировоззрение.

"Наградой за усилия предыдущих 30 лет развития стала жизнь в благополучном государстве, где приоритетными ценностями считаются мир, стабильность и межнациональное согласие. Подводя итоги прошедших трех десятилетий, следует особо выделить следующие победы и достижения эпохи независимости".

Во-первых, как отметила эксперт, самым значимым достижением навсегда остается обретение суверенитета. События декабря 1991 года привели к появлению на геополитической карте мира нового государства с прочными и эффективными институтами централизованной власти.

"Елбасы приложил все усилия, для того чтобы Казахстан смог избежать размывания национальных черт государственности. Наша страна не стала простой суммой административно-территориальных образований, но превратилась в центр политического и экономического притяжения всего обширного региона Центральной Евразии".

Во-вторых, Казахстан смог обеспечить стабильный экономический рост.

Также эксперт обращает внимание на то, что, когда 30 лет назад страна обретала независимость, унаследованная советская модель экономики находилась в состоянии "свободного падения". В первое десятилетие после получения независимости Казахстан пережил снижение практически всех макроэкономических показателей.

"Так, в период с 1992 года по 1995 год реальный ВВП упал примерно на 31 процент, инфляция достигала четырехзначных отметок. Однако благодаря последовательной реализации принципа Елбасы "Сначала экономика, потом политика" стране удалось преодолеть все критические вызовы.

В итоге, по данным Международного валютного фонда, к 2020 году ВВП Казахстана на душу населения вырос в 28 раз, с 304 долларов в 1993 году до 8,7 тысячи долларов в 2020 году.

Накопленный запас прочности позволяет рассчитывать, что к 2050 году Казахстан обеспечит себе место в числе топ-30 наиболее развитых стран мира".

В-третьих, в Казахстане были созданы все условия, для того чтобы обеспечить внутриполитическую стабильность.

Специалист добавила, что Нурсултан Назарбаев всегда особо подчеркивал, что сохранение согласия в обществе, а также укрепление безопасности во внутриполитической сфере являются основными приоритетами для Казахстана.

"Граждане Казахстана поддержали выбранный Лидером страны курс на политическую трансформацию, что обеспечило успех проводимых реформ.

В итоге нашей стране удалось избежать возникновения острых внутренних конфликтов".

В-четвертых, за годы независимости благодаря дальновидной политике Елбасы Казахстану удалось полностью решить вопрос государственных границ.

Лидия отметила, что трудный переговорный процесс привел к подписанию соглашений о делимитации и демаркации всей сухопутной линии госграницы Казахстана. На прошедшем в Актау в 2018 году Саммите глав прикаспийских государств свое разрешение получил и вопрос об установлении государственной границы на море.

В-пятых, Казахстан возглавил мировое антиядерное движение. Закрытие Семипалатинского полигона, где на протяжении 40 лет было проведено более 450 испытаний, положило начало международным инициативам по созданию безъядерного мира.

"Отказ Казахстана от ядерных амбиций и запущенный процесс демонтажа ядерной инфраструктуры имел колоссальное значение для формирования повестки глобального ядерного разоружения. Недавняя инициатива Елбасы по созданию Глобального альянса лидеров за ядерную безопасность и мир, свободный от ядерного оружия, наглядно подтверждает успех последовательной антиядерной политики Казахстана".

В-шестых, исторической ценностью для Казахстана стала уникальная культура толерантности, которая позволяет избегать возникновения межнациональных и межконфессиональных разломов.

Эксперт добавила, что благодаря политической прозорливости Елбасы в стране сохраняется внутринациональное единство. Важной частью созданной модели является Ассамблея народа Казахстана, работа которой наглядно отражает идею объединения и тесного взаимодействия множества различных этносов.

В-седьмых, за прошедшие годы в стране был создан прочный фундамент для укрепления казахстанской идентичности.

"Первый Президент Казахстана предвидел, насколько важной окажется задача оформления общенациональных ценностей. Сегодня все граждане страны вне зависимости от культурных корней, языка и вероисповедания ощущают свою неразрывную связь с судьбой Казахстана.

В основу консолидации общества легла инициированная Нурсултаном Назарбаевым идея "Мәңгілік Ел". Тем самым была создана система общегражданской консолидирующей идеологии", - считает Пархомчик.

В-восьмых, свою безальтернативность и эффективность доказала политика многовекторности. С самых первых шагов Казахстана в обновленной системе геополитических координат внешнеполитическая стратегия нашей страны строилась на том, чтобы проводить взвешенную и продуманную политику со всеми международными партнерами.

"Стремление поддерживать дружественные отношения со всеми странами мира позволило Казахстану выстроить конструктивный диалог по самому широкому спектру вопросов. Избрав стратегию добрососедства и сотрудничества, наша страна смогла обеспечить эффективную реализацию национальных интересов в сфере политики, экономики и безопасности", - отметила она.

В-девятых, отличительной особенностью внешней политики Казахстана стали интеграционные и миротворческие инициативы. Огромный личный авторитет Первого Президента Казахстана на международной арене стал ключевым фактором успеха казахстанской дипломатии.

По словам Лидии Пархомчик, Казахстан стал инициатором создания и становления таких международных организаций, как СНГ, ШОС, ОДКБ, Организация тюркских государств, Евразийский экономический союз. Благодаря инициативе Елбасы более 90 процентов территории азиатского континента объединены в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

В-десятых, Казахстан вошел в число авторитетных и успешных членов международного сообщества, получив общемировое признание. Свыше 130 стран официально установили дипломатические отношения с нашим государством.

"Казахстан является полноправным и активным членом ООН, а также развивает взаимодействие с партнерами в рамках таких структур, как ОИС, ОЭС, ЮНИСЕФ, МВФ, ВОЗ и так далее.

Наша страна стала первым государством региона Центральной Азии и СНГ, избранной непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Подобные примеры являются наглядным доказательством мирового признания авторитета Казахстана".

Она добавила, что сегодня Казахстан находится на пороге новых больших вызовов и возможностей. Спустя 30 лет встает вопрос "Что еще необходимо сделать для дальнейшего укрепления казахстанской государственности?".

"Оглядываясь на пройденный путь и выдающиеся достижения 30 лет независимости, необходимо вновь актуализировать стратегические цели и задачи развития Казахстана до 2050 года, с тем чтобы успешно ответить на все вызовы и риски, которые ставит перед нами новая эра глобального развития в мире после пандемии", - подвела итог эксперт ИМЭП Лидия Пархомчик.

Читайте также: