Что предъявил жизели лесничий ганс как доказательство знатного происхождения альберта

Обновлено: 18.05.2024

Жизель

Первое представление: Париж, Гранд-Опера, 28 июня 1841 г. Деревушка в горах, окруженная лесами и виноградниками. На переднем плане дом крестьянки Берты, вдовы, живущей здесь с дочерью Жизелью. Крестьяне направляются на сбор винограда. Девушки приветствуют Жизель, самую красивую свою подружку, всеобщую любимицу. Со стороны, противоположной той, куда ушли сборщики винограда, выходят двое: один одет в богатое платье, другой, видимо,- его слуга. Это принц Альбер с оруженосцем Вильфридом. Оба поспешно скрываются в охотничьем домике, откуда, спустя некоторое время, Альбер выходит переодетым в крестьянское платье. Эту сцену наблюдает лесничий Ганс, не замеченный Альбером и Вильфридом. Альбер подходит к дому Берты. Вильфрид пытается отговорить его от какого-то намерения, но Альбер отстраняет оруженосца, стучится в дверь и прячется за угол дома. На стук выходит Жизель. Странно - никого нет! Она беззаботно резвится, танцует. Появляется Альбер. Жизель делает вид, будто не замечает его и направляется к дому. Тогда Альбер касается ее плеча и нежно привлекает к себе. Их танец переходит в любовную сцену. Полушутя Жизель высказывает недоверие к любовным признаниям Альбера. Она срывает цветок и гадает на его лепестках: "Любит - не любит". Выходит - "не любит". Жизель опечалена. Альбер срывает другой цветок. У него получается "любит". Жизель успокаивается и вновь танцует с Альбером. Увлеченные танцем, они не замечают, как рядом с ними оказывается Ганс. Он заклинает Жизель не верить словам Альбера. Он предчувствует, что Жизель ждет не счастье, а горе; страстно заверяет Жизель в том, что более преданного друга, чем он, ей не найти. Взбешенный Альбер прогоняет Ганса. Жизель полагает, что простак Ганс наболтал бог знает что в припадке ревности и с еще большей нежностью продолжает танец с Альбером. С виноградников возвращаются подруги Жизели. Они окружают ее и затевают танцы. Альбер с восхищением следит за Жизелью. Смущенная и гордая его вниманием, она зовет и его принять участие в общем веселье. Вышедшая из дому мать Жизели прекращает танцы и напоминает дочери, что ей вредно так много танцевать: ведь у нее больное сердце. Но Жизель ничего не страшит, она счастлива. По настоянию Берты все расходятся. Издали доносятся звуки охотничьих рогов, и вскоре появляется большая группа нарядно одетых дам и кавалеров. Среди них герцог Курляндский и его дочь Батильда, невеста Альбера. Разгоряченные и утомленные охотой, они хотят отдохнуть и подкрепиться. Берта суетится у стола, отвешивая глубокие поклоны знатным господам. Из дома выходит Жизель. Батильда восхищена красотой и обаянием Жизели. Та же не сводит глаз с Батильды, изучая каждую деталь ее туалета. Особенно поражает простушку длинный шлейф дочери герцога. Между Батильдой и Жизелью возникает диалог: "Чем ты занимаешься?" - спрашивает Батильда.- "Рукодельничаю, помогаю по хозяйству",- отвечает девушка.- "Но есть, наверное, еще что-нибудь, что ты делаешь более охотно?"-допытывается знатная госпожа.- "О да,- отвечает Жизель,- больше всего на свете я люблю танцевать". И она делает несколько па. Проникнувшись еще большей симпатией к Жизели, Батильда дарит ей золотую цепь. Жизель обрадована и смущена подарком. Отец Батильды направляется к дому Берты, чтобы отдохнуть. Охотники тоже расходятся на отдых. Подруги Жизели упрашивают Берту позволить им еще немного потанцевать. Та нехотя соглашается. Обрадованная Жизель танцует свой лучший танец. К ней присоединяется Альбер. Внезапно подбегает Ганс, грубо расталкивает их и, указывая на Альбера, упрекает его в нечестности. Все возмущены наглостью лесничего. Тогда в подтверждение своих слов Ганс показывает усеянное драгоценными камнями оружие Альбера, обнаруженное им в охотничьем домике, где Альбер переодевался. Жизель потрясена и требует от Альбера объяснения. Тот пытается успокоить ее, вырывает у Ганса шпагу, обнажает ее и бросается на обидчика. Подоспевший Вильфрид останавливает своего господина, чтобы не допустить убийства. Ганс трубит в охотничий рог. Из дома выходят встревоженные неожиданным сигналом участники охоты во главе с герцогом и Батильдой. Увидя Альбера в крестьянском платье, они выражают крайнее удивление; тот смущен и пытается что-то объяснить. Свита герцога так почтительно кланяется Альберу, а знатные гости так радушно его приветствуют, что у несчастной девушки не остается никаких сомнений: она обманута. Когда же Альбер подходит к Батильде и целует руку, Жизель подбегает к ней и говорит о том, что Альбер поклялся ей в верности, что он любит ее. Возмущенная притязаниями Жизели, Батильда показывает ей свое обручальное кольцо - она невеста Альбера. Жизель срывает с себя подаренную Батильдой золотую цепь, бросает на землю и, рыдая, падает на руки матери. Не только подруги и односельчане Жизели, но даже придворные герцога полны сочувствия к несчастной девушке. Альбер что-то говорит Жизели, но та не хочет его слушать. Она сходит с ума. В помутившемся сознании мелькают разрозненные картины недавнего прошлого, гаданье, клятва, слова любви, танцы. Заметив лежащую на земле шпагу Альбера, Жизель хватает ее, чтобы лишить себя жизни. Ганс вырывает оружие из рук Жизели. В последний раз в ее сознании проносится воспоминание о гадании на лепестках ромашки, и Жизель падает мертвой. .Ночь. Сельское кладбище. Сюда приходит неутешный Ганс. Слышны таинственные звуки, вспыхивают болотные огни. Напуганный Ганс спасается бегством. Лунный свет падает на вырастающую из земли тень. Это повелительница виллис Мирта. Из-за кустов появляется хоровод виллис. Они уходят к озеру и словно купаются в лунном свете. По знаку Мирты они окружают могилу Жизели, готовясь к встрече с новой подругой. Из могилы поднимается призрачная фигура Жизели. Мановение руки Мирты, и Жизель обретает силу. Ее движения становятся все более быстрыми, уверенными. Слышен шум. Виллисы разбегаются. На кладбище приходит Альбер в сопровождении оруженосца. Он разыскивает могилу Жизели. Напрасно оруженосец предостерегает о возможной опасности, Альбер остается один в глубоком раздумье и скорби. Вдруг он замечает фигуру Жизели. Не веря глазам, устремляется к ней. Видение исчезает. Затем появляется снова и снова как бы тает в воздухе. Хоровод виллис преследует Ганса. Цепь хоровода разрывается, и виллисы выстраиваются стеной на пути к озеру. Лесничий бежит вдоль этой стены, надеясь спастись, но мстительные виллисы сталкивают его в озеро, и одна за другой скрываются. Из темноты выходит преследуемый виллисами Альбер. Он падает к ногам Мирты, моля о спасении. Но Мирта безжалостна. Простирая руки к возлюбленному, вбегает Жизель. Она уводит Альбера к надгробному памятнику и защищает его. Мирта, желая погубить Альбера, приказывает Жизели оставить его и танцевать. Несмотря на запрещение Мирты, Альбер присоединяется к Жизели. Это их последний танец. Жизель приближается к своей могиле и исчезает в ней. Виллисы окружают Альбера и вовлекают в свой губительный хоровод. Обессиленный Альбер падает к ногам Мирты. Из-за кладбища доносится звон часов. Шесть ударов. Виллисы лишаются своей власти и, сливаясь с предрассветным туманом, исчезают. Слышны звуки рогов. Появляются слуги, посланные на поиски Альбера. В последний раз мелькает призрак Жизели. Альбер расстается со страшными ночными видениями и возвращается к действительности.


Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский


Жизель – Алина Каичева. Граф Альберт – Максим Афанасьев. Лесничий Ганс – Михаил Евгенов

Алина Каичева – не кокетливая, шаловливая, французская Жизель XIX века. Это Жизель XXI века. Свою героиню Алина Каичева наделяет артистичностью, духовным богатством, душевной чистотой, способностью к самоотверженной любви.


Алина Каичева – Жизель. Фото Ирина Абдулаева


Жизель – Алина Каичева. Граф Альберт – Максим Афанасьев. Фото Ирина Абдулаева

К сожалению, Жизели Каичевой не соответствует Альберт Максима Афанасьева. Альберт в исполнении Афанасьева – это традиционный кавалер, самовлюбленный и самонадеянный отпрыск знатного вельможи, бессмысленно прожигающий жизнь в любовных похождениях, не задумываясь о последствиях. С трудом верится, что Альберт Афанасьева способен раскаяться, прийти на могилу Жизели, а тем более переродиться. На что он способен, так это только на то, чтобы переложить свою вину на простолюдина Ганса.

К сожалению, такое несовпадение исполнительских трактовок главных героев в истории балета уже случалось. Достаточно вспомнить дуэт Карсавина–Нежинский, Спесивцева–Лифарь.

Лесничий Ганс – Михаил Евгенов. Фото предоставлено пресс-службой Кремлевского балета

Нестереотипное, колоритное и запоминающееся прочтение образа лесничего Ганса представил зрителям кремлевского юбилейного спектакля артист Михаил Евгенов. Ганс Евгенова – не злобный дикарь, неистово мстящий Жизели за свою отвергнутую любовь. Он искренне любит Жизель, пытается рассказать ей о тайне Альберта, но делает это чрезвычайно запальчиво и прямолинейно, в чем сам же потом и раскаивается.

Новые прочтения образа Альберта – век XXI

Полагаю, что Жизели Алины Каичевой идеально соответствовал Альберт Сергея Скворцова. К сожалению, творческие пути артистов пока не пересекались. Сергей Скворцов является приглашенным ведущим солистом целого ряда негосударственных театров, которые успешно гастролируют по городам России, ближнего и дальнего зарубежья. Во время этих гастролей Сергей Скворцов исполняет главные партии в лучших балетах классического наследия. Среди них – роль Альберта.

Прочтение образа Альберта Сергеем Скворцовым противоположно двум другим самым распространенным интерпретациям этого персонажа. Одни исполнители представляют Альберта циничным аристократом, сознательно обманывающим доверчивую крестьянскую девушку и снисходительно принимающим ее любовь. Такой версии придерживались танцовщики Б. Шавров, А. Ермолаев, К. Сергеев и другие. Другая самая распространенная трактовка Альберта, идущая от А. Обухова и П. Владимирова и сохраняющаяся по сей день, изображает героя легкомысленным юным графом, искателем амурных приключений, беспечно играющим чувствами искренней Жизели.


Жизель – Анастасия Райкова. Альберт – Сергей Скворцов Фото предоставлено пресс-службой Классического Русского балета

Альберт Сергея Скворцова не циничный, рассудочный обольститель и не беспечный ловелас. Тонкий, мечтательный романтик, он любит Жизель с каждой минутой все больше осознавая всю глубину своей любви, и понимая, что ничего подобного он не испытывал и не испытывает к дочери герцога Батильде. По понятиям высшего света обручение графа Альберта с герцогиней Батильдой полностью отвечает требованиям аристократической помолвки по уровню знатности и богатства. Неважно что она не считается с сердечной склонностью обрученных, главное – согласие родителей и одобрение света.

Но не герцогиня Батильда волнует воображение Альберта–Скворцова, всеми фибрами своей души стремится он к простой крестьянской девушке – Жизели. В Жизели Альберт–Скворцов находит то, что его впечатлительная и поэтическая натура тщетно искала в помпезной роскоши замка: бескорыстность, искренность, нравственную чистоту, душевную щедрость, лучезарный талант.

Это гениальный музыкально-хореографический лейтмотив Адана и Перро, сочувствующих героям-романтикам, вступал в конфликт с приземленной двойной моралью и сословными предрассудками Готье-либреттиста. И вместе с тем открывал простор для иного прочтения образа Альберта и истолкования глубинных нравственно-психологических мотивов его поведения, что чутко уловил наш современник – актер Сергей Скворцов.

О чем идет речь? В либретто и многочисленных комментариях Готье утверждал, что Альберт обманул Жизель лишь в отношении своего социального положения. Он любит Жизель, но никогда не женится на ней, поскольку вынужден вернуться к герцогине Батильде и вступить с ней в брак.

А между тем неравные браки, вопреки категорическому утверждению Готье существовали во все времена. История знает примеры, когда принцы, короли, знатные вельможи женились по любви на простых девушках из народа. Еще в конце XVIII века в России богатейший человек страны, потомок знатного рода, граф Николай Шереметев обвенчался с крепостной актрисой (крестьянкой по происхождению) Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. Путь к этому союзу двух талантливых личностей, которых разделили непреодолимые социальные преграды, был нелегким. Им пришлось преодолеть несогласие и противодействие богатых родственников, суровое осуждение светского общества.

Способен ли на такой поступок граф Альберт? Скворцов считает, что музыка Адана, в которой звучит пронзительная тема злого рока и сочувствие героям, чья взаимная любовь была загублена несправедливой и жестокой действительностью, а также логика развития образа Альберта, дают положительный ответ на этот вопрос. Расчетливый и циничный аристократ-соблазнитель, легкомысленный искатель любовных приключений никогда бы не пришли на могилу крестьянки Жизели, как это делает безутешный граф Альберт во II акте балета.

Стремясь к психологической правдивости, Скворцов по-новому трактует мотивы поведения Альберта. Обладая уникальным даром передавать множество оттенков переживаний своих героев, танцующий артист Сергей Скворцов помогает зрителям понять предысторию отношений Альберта и Жизели.

Альберт никогда преднамеренно не обманывал Жизель. Однажды, переодевшись в одежду простолюдина, Альберт спустился из замка в долину к крестьянам в поисках чистой, полнокровной и гармоничной жизни, незамутненной лицемерием и меркантильностью высшего общества. И здесь он встретил Жизель, идеал чистой красоты. Теперь юноша не представляет себе жизни без Жизели., счастлив с ней, но откладывает откровенное признание. Почему?

Сначала он боялся, что целомудренная, скромная и бескорыстная деревенская девушка, узнав о знатном происхождении своего возлюбленного, откажется встречаться с ним, уступая мольбам своей матери Берты, немало наслышавшейся на своем веку о пороках и похождениях сынков аристократов. Когда же Альберт узнает о слабом сердце Жизели, он опасается, что хрупкая девушка не выдержит трудностей, которые неизбежно возникнут на пути к их брачному союзу. Однако, если Альберт наедине, тактично и чистосердечно рассказал бы девушке о своем происхождении, глубоком чувстве и серьезном намерении соединить с ней свою жизнь, то, конечно, нашел бы в Жизели и прощение, и понимание, и нравственную поддержку. Все это, в свою очередь, придало бы Альберту решимость и мужество, необходимые ему, чтобы расторгнуть помолвку с нелюбимой герцогиней Батильдой.

Промедление Альберта обернулось трагедией. Внезапное разоблачение на вершине безоблачного счастья, на глазах матери и всего народа погубило Жизель.

Но вернемся к Альберту Сергея Скворцова. Чтобы быть убедительным в новом прочтении образа Альберта, Скворцов существенно переделал сцену разоблачения героя.

Все артисты, исполнявшие партию Альберта до Скворцова, в сцене разоблачения целовали руку своей знатной невесте герцогине Батильде: кто подчеркнуто галантно, кто страстно, кто извиняюще-почтительно. Сергей Скворцов первый в сценической истории этого образа, руку Батильды не целует и даже слегка не прикасается к ней губами.


Альберт – Сергей Скворцов. Фото предоставлено пресс-службой Русского национального классического балета

Когда герцог и его дочь, услышав звуки рога, выходят из домика Берты, Батильда властно и самоуверенно протягивает свою руку для поцелуя Алберту. Но в душе юноши, охваченного восторженной любовью к Жизели, все противится выполнению этого правила светского этикета. Машинально, из чувства вежливости он берет руку, помедлив, слегка наклоняется, но руку герцогине не целует.

Батильда не успевает выразить свое недоумение и недовольство поведением жениха, как к ним стремительно подбегает Жизель и разрывает, разъединяет руки Батильды и Альберта

В этом бесстрашии крестьянки Жизели перед знатной соперницей проявляется вся незаурядность натуры героини, ее нравственное мужество, непоколебимая убежденность в своем праве на любовь.

Не может не понять это и Батильда. Уязвлено не только ее женское самолюбие, оскорблена ее аристократическая гордыня. Едва сдерживая гнев, Батильда удаляется вместе с отцом и многочисленной свитой. Пропасть разверзлась между Альбертом и Бастильдой. Альберт никогда не вернется к Батильде. Батильда никогда не простит Альберта.

Как уже отмечалось Скворцов-режиссер идет дальше двух названных версий. Батильда, герцог и свита уходят из селения до сцены сумасшествия Жизели, а Альберт остается. Это очень важно для убедительности нового прочтения образа Альберта как романтического героя, способного на возвышенные чувства и благородные поступки, но долго и мучительно преодолевающего предрассудки аристократического сословия.


Жизель – Наталья Одинокова. Альберт – Сергей Скворцов. Фото предоставлено пресс-службой Русского национального классического балета

Так Скворцов-режиссер намечает органический переход от I акта ко II акту балета.



Карлотта Гризи в роли Жизели, литография 1841 г.


Любовная интрига

жизель балет содержание мариинский театр

Альбер взбешен. Он прогоняет лесничего. Девушка оправдывает поступок Ганса ревностью. Затем, еще более нежно и страстно, она продолжает свой танец с Альбером.

Возвращением подруг Жизели из виноградников начинается следующая сцена. Затевается всеобщее веселье и танцы. Альбер восхищенно наблюдает за девушкой. Польщенная его вниманием, она приглашает его принять участие в этом веселье, что он с удовольствием и делает.

Из дома выходит Берта и напоминает дочери о том, что у нее больное сердце. Следовательно, ей вредно для здоровья так много танцевать. Веселье заканчивается.

Балет “Жизель” – краткое содержание. Либретто

Как создавался бессмертный шедевр?

Русская публика впервые увидела эту историю о трагической любви в 1884 году в Мариинском театре, но с некоторыми коррективами, внесёнными в постановку Мариусом Петипа для балерины М. Горшенковой, исполнявшей партию Жизели, которую затем сменила великая Анна Павлова.

В этом спектакле для балерины важно не только хореографическое мастерство, но и драматический талант, способность к перевоплощению, поскольку главная героиня в первом акте предстаёт наивной девушкой, затем превращается в страдающую, а во втором акте становится призраком.

Краткое содержание постановки: граф Альберт и крестьянка Жизель любят друг друга, но у Альберта есть невеста; девушка узнаёт об этом и умирает от горя, после чего становится вилисой; Альберт приходит ночью на могилу возлюбленной и его окружают вилисы, ему грозит смерть, но Жизель защищает его от гнева подруг и ему удаётся спастись.

Персонажи постановки

Главная героиня – девушка-крестьянка Жизель, Альберт – её возлюбленный. Лесничий Илларион (в российских постановках Ганс). Берта – мать Жизели. Невеста Альберта – Батильда. Вильфрид – оруженосец, Повелительница вилис – Мирта. Среди персонажей – крестьяне, придворные, слуги, охотники, вилисы.

1 действие

События происходят в горной деревушке. Берта живёт с дочерью Жизелью в маленьком домике. Неподалёку в другой хижинке живёт Лойс – возлюбленный Жизели. Пришёл рассвет и крестьяне отправились работать. Тем временем лесничий Ганс, который влюблён в главную героиню, из укромного места наблюдает за её встречей с Лойсом, его мучает ревность.

Видя страстные объятия и поцелуи влюблённых, он подбегает к ним и осуждает девушку за подобное поведение. Лойс прогоняет его. Ганс клянётся отомстить. Вскоре появляются подружки Жизель, вместе с ними она затевает танцы. Берта пытается прекратить эти танцы, замечая, что у дочери слабое сердце, усталость и волнение опасны для её жизни.

Гансу удаётся раскрыть тайну Лойса, который, оказывается, вовсе не крестьянин, а герцог Альберт. Лесничий пробирается в дом герцога и забирает его шпагу, чтобы использовать её как доказательство знатного происхождения соперника.

Ганс демонстрирует Жизели шпагу Альберта. Раскрывается правда о том, что Альберт герцог и у него есть невеста. Девушка обманута, она не верит в любовь Альберта. Сердце её не выдерживает и она умирает.

Альберт, обезумев от горя, пытается убить себя, но ему не позволяют этого сделать.

Знатные гости

Вдалеке слышны звуки охоты. Появление новых персонажей делает действие более насыщенным. Появляются нарядно одетые дамы и кавалеры. В их числе герцог Курляндский с дочерью Батильдой, невестой Альберта. Охота всех разгорячила и утомила, и они мечтают об отдыхе и еде. Для отдыха герцог выбирает дом Жизели. Берта и ее дочь вышли навстречу гостям. Батильда очарована красотой и непосредственностью главной героини. Та же, в свою очередь, восхищается нарядными туалетами гостьи. Между ними происходит диалог, в котором Батильда спрашивает девушку о ее любимом занятии. Та отвечает, что очень любит танцевать. В знак своей симпатии Батильда дарит простушке подарок. Это роскошная золотая цепь. Жизель очень рада, но это приводит ее в смятение. Знатные гости расходятся для отдыха. Направился в дом Берты и отец Батильды.

виллисы в балете




Разоблачение

Жизель и ее подруги уговаривают Берту позволить им потанцевать. Берта неохотно соглашается. Жизель счастлива. Она исполняет свой самый лучший танец. Альбер присоединяется к ней. Неожиданно появляется лесничий Ганс. Грубо расталкивая их, он обвиняет Альбера в нечестности и коварстве. Все окружающие недоумевают, они возмущены поступком лесничего. Тогда в качестве доказательства своих обвинений Ганс демонстрирует всем оружие Альбера, найденное им в охотничьем домике. Оно украшено драгоценностями, что свидетельствует о его знатном происхождении. Это потрясло Жизель. Она требует объяснений от нового знакомого. Принц пытается успокоить девушку, а затем выхватывает шпагу из рук Ганса и бросается на него. Вильфрид подоспел вовремя и не позволил своему хозяину совершить убийство. Лесничий Ганс начинает трубить в охотничий рог. Встревоженные сигналом, из дома Берты выходят знатные гости. Среди них герцог со своей дочерью Батильдой. Переодетый в крестьянскую одежду Альбер вызывает у них недоумение. Он, в свою очередь, пытается оправдать свой поступок.

Трагическая развязка

Жизель видит, как уважительно приветствуют Альбера знатные гости, как почтительны с ним слуги герцога. У нее не остается сомнений, что ее обманули. Затем принц обращается к Батильде, целуя ей руку. Жизель подбегает к сопернице со словами, что Альбер ей клялся в своей любви верности. Батильда возмущена. Она демонстрирует Жизели свое обручальное кольцо, свидетельствующее о том, что она – настоящая невеста принца. Жизель в отчаянии. Она срывает с себя и бросает золотую цепь, подаренную Батильдой. Рыдая, она падает в объятия матери. Ей сочувствуют не только подруги, но и знатные гости.

Альбер пытается успокоить Жизель. Он что-то ей говорит. Однако девушка его не слушает, ее рассудок помутился от горя. Она вспоминает его клятвы, обещания, гадание, танцы. Увидев шпагу Альбера, она пытается убить себя. Но Ганс забирает оружие из ее рук.

балет жизель краткое содержание

Последним ее воспоминанием становится гадание на ромашках. Жизель умирает.

Анна Павлова в роли Жизели. Мариинский театр, 1903.
На русской сцене в партии Жизели

выступали Надежда Богданова, Прасковья Лебедева, Екатерина Вазем. 30 апреля 1903 года в Мариинском театре в этой партии дебютировала Анна Павлова. В 1919 году Агриппина Ваганова подготовила роль
Жизели
с Ольгой Спесивцевой: по существующему мнению, эта партия стала роковой для душевного здоровья балерины. В 1932 году в этой партии дебютировала одна из наиболее проникновенных и лиричных создательниц образа Жизели в XX веке Галина Уланова, в 1934 году — Марина Семёнова, в 1961 году — Малика Сабирова.

Этим мне давали понять, что Франция признаёт мою Жизель, как одну из лучших.

— Тамара Туманова, [4]

Вместо эпилога

Виллисы – невесты, умершие до свадьбы, водят свой хоровод. По знаку своей повелительницы Мирты они окружают могилу Жизели, из которой появляется ее призрачная фигура. По мановению руки Мирты она обрела силу.

На кладбище появляется Альбер в сопровождении своего оруженосца. Он ищет, где похоронена девушка. Внезапно он увидел ее фигуру и устремился за ней. Несколько раз это видение появлялось и пропадало, будто тая в воздухе.

Тем временем виллисы преследуют Ганса и, настигнув, мстительно сталкивают его в озеро.

жизель и альбер

В феврале 1884 года Мариус Петипа возобновил балет на петербургской сцене в собственной редакции. Впоследствии он возобновлял его в 1899 (Жизель

— Генриетта Гримальди) и 1903 годах (
Жизель
— Анна Павлова). Попав в Париж, где к тому времени спектакль был уже утрачен, эта версия стала ориентиром для большинства последующих классических постановок и редакций.

Сцена из I акта, в роли Жизели — Наталья Бессмертнова. Большой театр, 1966 год.

Любовная интрига

жизель балет содержание мариинский театр

Альбер взбешен. Он прогоняет лесничего. Девушка оправдывает поступок Ганса ревностью. Затем, еще более нежно и страстно, она продолжает свой танец с Альбером.

Возвращением подруг Жизели из виноградников начинается следующая сцена. Затевается всеобщее веселье и танцы. Альбер восхищенно наблюдает за девушкой. Польщенная его вниманием, она приглашает его принять участие в этом веселье, что он с удовольствием и делает.

Из дома выходит Берта и напоминает дочери о том, что у нее больное сердце. Следовательно, ей вредно для здоровья так много танцевать. Веселье заканчивается.

Основным разработчиком либретто стал французский литератор Теофиль Готье (1811—1872), именно ему принадлежала идея придать древней славянской легенде некий космополитический характер, смешав страны, титулы, народные обычаи — и тем самым увести разворачивающийся сюжет от конкретного места возникновения легенды. Он перенес действие в Тюрингию, главного героя Альберта сделал герцогом Силезским (графом его именуют в позднейших вариантах либретто), а отца его невесты Батильды — князем (в поздних вариантах он стал герцогом Курляндским)[2].

В работе над сценарием вместе с ним участвовали известный либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж (1799—1875) и балетмейстер Жан Коралли (1779—1854) — именно он и собирался ставить балет на сцене Парижской оперы (Гранд-Опера).

Знатные гости

Вдалеке слышны звуки охоты. Появление новых персонажей делает действие более насыщенным. Появляются нарядно одетые дамы и кавалеры. В их числе герцог Курляндский с дочерью Батильдой, невестой Альберта. Охота всех разгорячила и утомила, и они мечтают об отдыхе и еде. Для отдыха герцог выбирает дом Жизели. Берта и ее дочь вышли навстречу гостям. Батильда очарована красотой и непосредственностью главной героини. Та же, в свою очередь, восхищается нарядными туалетами гостьи. Между ними происходит диалог, в котором Батильда спрашивает девушку о ее любимом занятии. Та отвечает, что очень любит танцевать. В знак своей симпатии Батильда дарит простушке подарок. Это роскошная золотая цепь. Жизель очень рада, но это приводит ее в смятение. Знатные гости расходятся для отдыха. Направился в дом Берты и отец Батильды.

виллисы в балете

Разоблачение

Жизель и ее подруги уговаривают Берту позволить им потанцевать. Берта неохотно соглашается. Жизель счастлива. Она исполняет свой самый лучший танец. Альбер присоединяется к ней. Неожиданно появляется лесничий Ганс. Грубо расталкивая их, он обвиняет Альбера в нечестности и коварстве. Все окружающие недоумевают, они возмущены поступком лесничего. Тогда в качестве доказательства своих обвинений Ганс демонстрирует всем оружие Альбера, найденное им в охотничьем домике. Оно украшено драгоценностями, что свидетельствует о его знатном происхождении. Это потрясло Жизель. Она требует объяснений от нового знакомого. Принц пытается успокоить девушку, а затем выхватывает шпагу из рук Ганса и бросается на него. Вильфрид подоспел вовремя и не позволил своему хозяину совершить убийство. Лесничий Ганс начинает трубить в охотничий рог. Встревоженные сигналом, из дома Берты выходят знатные гости. Среди них герцог со своей дочерью Батильдой. Переодетый в крестьянскую одежду Альбер вызывает у них недоумение. Он, в свою очередь, пытается оправдать свой поступок.

Трагическая развязка

Жизель видит, как уважительно приветствуют Альбера знатные гости, как почтительны с ним слуги герцога. У нее не остается сомнений, что ее обманули. Затем принц обращается к Батильде, целуя ей руку. Жизель подбегает к сопернице со словами, что Альбер ей клялся в своей любви верности. Батильда возмущена. Она демонстрирует Жизели свое обручальное кольцо, свидетельствующее о том, что она – настоящая невеста принца. Жизель в отчаянии. Она срывает с себя и бросает золотую цепь, подаренную Батильдой. Рыдая, она падает в объятия матери. Ей сочувствуют не только подруги, но и знатные гости.

Альбер пытается успокоить Жизель. Он что-то ей говорит. Однако девушка его не слушает, ее рассудок помутился от горя. Она вспоминает его клятвы, обещания, гадание, танцы. Увидев шпагу Альбера, она пытается убить себя. Но Ганс забирает оружие из ее рук.

балет жизель краткое содержание

Последним ее воспоминанием становится гадание на ромашках. Жизель умирает.

Читайте также: