Что представляет собой система норм устанавливающих порядок заключения и расторжения

Обновлено: 02.07.2024

8.1. Правовая основа брачно-семейных отношений. Понятие семейного права

Главной правовой основой брачно-семейных отношений является Конституция РФ.

Согласно ст. 38 Конституции материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Кроме того, ст. 72 Конституции относит семейное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также и координацию вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Следует отметить, что право регулирует не все семейные отношения. Так, например, невозможно подчинить нормам права чувства, взаимную привязанность.

Семейное право – совокупность норм, регулирующих личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака, родства, усыновления, а также принятия детей в семью на воспитание.

Семейное право – это система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие:

  • из брака,
  • кровного родства (родства),
  • принятия детей в семью на воспитание.

Согласно ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации (в дальнейшем СК РФ) семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, семейные правоотношения – это общественный отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. По специфике прав и обязанностей семейные правоотношения можно классифицировать на отношения:

а) супружеские, б) по поводу воспитания и материального содержания, в) только по воспитанию, г) родительские. Структура семейных правоотношений включает в себя субъекты, объекты и содержание.

Традиционно считается, что семейное право – это самостоятельная отрасль права 1 , но она тесно связана с другими отраслями права, например гражданским.

Виды семейных правоотношений (ст. 2 СК РФ).

  • личные неимущественные отношения,
  • имущественные отношения

Особенности отношений, регулируемых семейным правом:

1) как правило, носят продолжительный характер;

2) в них четко определен субъектный состав: супруги, дети, родители, усыновители;

3) неотчуждаемы и непередаваемы;

5) часто переплетаются с административными (регистрация брака, рождение).

Родство – кровная связь лиц, происходящих от одного предка. Родство бывает двух линий:

- по прямой линии – происхождение одного лица от другого (дед, отец, сын);

- по боковой линии, когда только предок общий (братья, сестры, тети, дяди).

Свойство – это общественная связь (взаимоотношение, отношение), возникающая между родственниками одного супруга и другим супругом или между родственниками супругов.

Особенности свойства заключаются в следующем:

  • не основано на кровной близости,
  • возникает только при наличии в живых родственников мужа и жены на момент заключения брака.

Основные принципы и цели правового регулирования семейных отношений

Все основные принципы семейного права связаны с положениями Конституции РФ 2 , которая определяет основы конституционного строя России и основные права и свободы граждан. Принципы семейного права определяются целями правового регулирования семейных отношений.

Основные принципы семейного права закреплены в ст. 1 СК РФ 3 .

Признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния 4 .

Разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию

Добровольности брачного союза

Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов

Равенства супругов в семье

Обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи

8.2. Основные положения брака: заключение, прекращение, недействительность

В СК РФ определены требования, которые следует соблюдать при заключении брака, порядок и правовые последствия регистрации брака, основания и порядок прекращения брака, признания брака недействительным. СК не содержит само определение брака, а определяет только его черты.

Брак имеет силу с момента его государственной регистрации * и характеризуется признаками, а именно:

  • брак – это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом;
  • равноправный, добровольный союз мужчины и женщины;
  • брак заключается без указания срока действия;
  • целью брака является создание семьи;
  • брак порождает взаимные и личные и имущественные права и обязанности супругов.

Государственной регистрации брака предшествует выявление условий вступления в брак и отсутствие препятствий к заключению брака.

Условия:

  • наличие взаимного добровольного согласия мужчины и женщины, вступающих в брак;
  • отсутствие препятствий к заключению брака, предусмотренных семейным законодательством;
  • достижение брачного возраста 5

Обстоятельства, препятствующие заключению брака, т. е. те обстоятельства, при наличии которых заключение брака невозможно.

Обстоятельства:

В соответствии со ст. 16 СК РФ предусмотрены основания прекращения брака и способы расторжения брака.

Способы расторжения брака 6

  • смерть одного из супругов;
  • объявление одного из сусупругов умершим;
  • расторжение брака

Судебный (суд) порядок

Административный (органами записи актов гражданского состояния)

Развод – это юридический акт, прекращающий за изъятиями, предусмотренными в законе, права и обязанности супругов на будущее время.

  • нарушение условий заключения брака,
  • фиктивный брак. *

8.3. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей и их ответственность по семейному праву

Права и обязанности супругов в семейных отношениях тесно связаны между собой, а иногда являются взаимно корреспондирующими.

К особенностям семейных отношений можно отнести личные права и обязанности, невозможность четко разграничить сферу применения норм права и морали. Перечень личных прав и обязанностей супругов невелик (ст. 31 СК РФ):

1) равенство супругов в вопросах жизни семьи; *

2) права давать согласие на усыновление ребенка другим супругом;

3) право свободного выбора рода занятий, профессии, места пребывания и жительства;

Имущественные отношения супругов более подвержены правовому регулированию, чем личные неимущественные. Законодательство четко разграничивает общее и раздельное имущество супругов. Законом выделены два правых режима имущества супругов:

  • законный режим имущества,
  • договорной режим имущества.

Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию либо одним из супругов с согласия другого. Ст. 34 СК РФ определяет не исчерпывающий перечень имущества * , относящегося к общей совместной собственности супругов.

По обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга, а в случае недостаточности имущества супруга-должника кредитор имеет право на выдел доли. 7

Договорной режим имущества супругов предусмотрен в брачном договоре, который заключается в письменной нотариальной форме.

Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака, но вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака. Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Ст. 42 СК РФ предусматривает содержание брачного договора, в том числе невозможность ограничения правоспособность и дееспособность супругов. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося имущества, так и в отношении будущего имущества супругов. Для защиты гарантии прав кредитов закон предусматривает, что при заключении, изменении и расторжении брачного договора супруг обязан уведомить своего кредитора об этом. Ст. 46 СК РФ предусматривает, что при невыполнении этой обязанности супруг отвечает по своим обязательствам независимо от содержания брачного договора.

Кроме того, СК РФ предусматривает и основания для признания брачного договора недействительным.

Раздел V. СК раскрывает алиментные обязательства между следующими членами семьи:

  • родителями и детьми,
  • детьми и родителями,
  • супругами, а также бывшими супругами,
  • между другими членами семьи 8; братьями и сестрами; дедушками, бабушками и внуками и т. д.

Супруги обязаны материально поддерживать друг друга (в соответствии со ст. 90 СК РФ бывший супруг также имеет право на получение алиментов и после расторжения брака). В случае отказа от такой поддержки и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют: нетрудоспособный нуждающийся супруг; жена в период беременности и в течение 3 лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом, до достижения ребенком возраста 18 лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы.

Родители имеют равные права и несут обязанности 9 в отношении своих детей, и основанием для возникновения этих прав и обязанностей является происхождении детей, удостоверенное в установленном законом порядке:

  • от матери производится органами ЗАКСА, *
  • от отца может быть установлено в административном и в судебном порядке.
  • право на общение с родителями, дедушкой, братьями и сестрами и другими родственниками;
  • право на защиту своих прав и законных интересов;
  • право жить и воспитываться в семье;
  • право на имя, отчество и фамилию;
  • право на выражение своего мнения.

Имущественные права ребенка регулируются не только семейным законодательством, но и гражданским. Ст. 60 СК содержит примерный перечень имущественных прав ребенка. Основные права ребенка:

1) право собственности;

2) право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. В соответствии со ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания определяется родителями самостоятельно. Размер алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, при отсутствии соглашения об уплате алиментов может взыскиваться в твердой денежной сумме, ежемесячно в долях в размере: на одного ребенка 1/4, на двух детей 1/3, на трех и более детей 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется самостоятельно ребенком, а также посредством представительства: родителями, (или лицами их заменяющими), судом, органом опеки и попечительства, прокурором.

Ст. 87 – 88 СК РФ определяет обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей, и в том числе в дополнительных расходах на родителей. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них, но дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей в случаях:

Одна из особенностей юридической ответственности в семейных отношениях – тесная связь с моральной ответственностью. Ст. 1 СК РФ устанавливает ответственность перед семьей всех ее членов. Объем ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, определен гражданским законодательством в зависимости от возраста ребенка (гл. 59 ГК РФ)

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ > Часть I > Раздел I > Глава 1 > Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Комментарий к ст. 6 TК РФ

1. Исходя из того что согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, ст. 6 ТК конкретизирует эти положения.

2. Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ в сфере трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений построено на четком выделении исчерпывающего перечня вопросов, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти.

3. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы трудового права, могут регулироваться лишь вопросы, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти (см. ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005).

4. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 33. Ст. 3356) Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 904 утверждено Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ (СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4826).

5. В федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ включаются конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов РФ), органов исполнительной власти субъектов РФ (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.

6. Предоставление субъектами РФ более высокого уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с тем, что установлено на федеральном уровне, должно осуществляться за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

7. Если нормативные правовые акты субъектов РФ противоречат ТК или иным федеральным законам либо снижают установленный ими уровень трудовых прав и гарантий работникам, то должны применяться ТК или иные федеральные законы.

Судебная практика по статье 6 TК РФ

В силу ч. 1 ст. 6 и ч. 5 ст. 11 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Первый заместитель прокурора Калининградской области обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого сослался на то, что указанный Закон области противоречит положениям части 1 статьи 6 и статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Калининградская областная Дума, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права.

В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса РФ о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Заявитель указал на то, что указанные гарантии прав выборного лица органов местного самоуправления противоречат федеральным законам, регулирующим трудовые отношения и отношения в области избирательного права. Кроме того, внося в закон субъекта Российской Федерации дополнительные гарантии трудовых прав для выборных лиц органов местного самоуправления, местный законодатель нарушил конституционный принцип равенства всех перед законом и судом и вышел за пределы установленных законом полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ст. 6 Трудового кодекса РФ определяет, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных правовых актов, устанавливающих: основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения; особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Статьей 6 ч. 1 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. При этом Трудовой кодекс РФ не устанавливает льгот для работников из числа депутатов при расторжении и изменении трудового договора.

В силу положений ст. ст. 5 - 6 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.

Представитель губернатора и правительства Хабаровского края возражал против удовлетворения заявления прокурора Хабаровского края, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные гарантии для государственных служащих за счет своих бюджетных средств. Статьей 6 Трудового кодекса РФ органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право в пределах средств бюджета соответствующего субъекта РФ принимать нормативные правовые акты, направленные на повышение уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Установленные Постановлением Правительства РФ N 729 от 02.10.2002 нормы возмещения командировочных расходов, по мнению представителя губернатора и правительства Хабаровского края, являются необходимым минимумом, который может превышаться правоприменителями при наличии необходимых средств. Кроме того, ст. 134 Бюджетного кодекса РФ регулирует межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, условия предоставления им финансовой помощи, данные отношения п. 1 постановления губернатора Хабаровского края N 339 от 31 декабря 2003 года в оспариваемой прокурором части не регулирует. Кроме того, п. 1 постановления губернатора края от 31 декабря 2003 года N 339 федеральному законодательству не противоречит, поскольку источником финансирования установленных им гарантий являются средства краевого бюджета, о чем в данном пункте имеется специальная ссылка.

Граждане М.Т., М.Л., М.Ф., являющиеся работниками различных муниципальных образовательных учреждений города Камбарка Удмуртской Республики, обратились в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании Закона Удмуртской Республики N 35-РЗ от 30.06.2005 в части абзаца 2 статьи 6 недействующим и не подлежащим применению, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемый Закон нарушает ст. ст. 5, 6 Трудового кодекса РФ.

Более того, как обоснованно указал суд, оплачиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников, - полномочие федеральных органов государственной власти в силу статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок предоставления такого вида отпусков, как отпуск без сохранения заработной платы, регламентируется статьей 128 Трудового кодекса РФ. Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Вопросы, связанные с регулированием предоставления отпусков, не находятся в компетенции субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров отнесен к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
С учетом изложенного, суд правильно в своем решении указал на то, что субъект Российской Федерации не вправе устанавливать иной, по сравнению с предусмотренным федеральным законодательством, порядок заключения трудового договора.

Читайте также: