Что представляет собой ратификация конвенции организации объединенных наций против коррупции рк

Обновлено: 19.05.2024

Стороны, подписавшие (желтый) и ратифицировавшие (зеленый) договор; те, кто не подписал, выделены красным.

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (UNCAC) является единственным юридически обязательным международным антикоррупционным многосторонним договором . По согласованию государств- членов Организации Объединенных Наций (ООН) он был принят Генеральной Ассамблеей ООН в октябре 2003 года и вступил в силу в декабре 2005 года. В договоре признается важность как превентивных, так и карательных мер, рассматривается трансграничный характер коррупции с положениями о международном сотрудничестве и о возвращении доходов от коррупции. Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) в Веневыполняет функции секретариата КПК ООН. Целью КПК ООН является сокращение различных видов коррупции, которые могут возникать за пределами страны, таких как торговля влиянием и злоупотребление властью , а также коррупция в частном секторе , такая как хищение и отмывание денег . Другой целью КПК ООН является укрепление международного сотрудничества между правоохранительными органами и судебными органами между странами путем предоставления эффективных правовых механизмов для международного возвращения активов .

Ожидается, что государства-участники - страны, ратифицировавшие Конвенцию, - будут сотрудничать по уголовным делам и рассматривать возможность оказания друг другу помощи в расследованиях и судебных разбирательствах по гражданским и административным делам, связанным с коррупцией. Конвенция также призывает к участию гражданского общества и неправительственных организаций в процессах подотчетности и подчеркивает важность доступа граждан к информации.

Содержание

КПК ООН была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 31 октября 2003 г. резолюцией 58/4. Он был открыт для подписания в Мериде, Юкатан , Мексика, с 9 по 11 декабря 2003 года, а затем в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке . Его подписали 140 стран. По состоянию на май 2020 года насчитывается 187 партий, в том числе 181 государство-член ООН , Острова Кука , Ниуэ , Святой Престол , Государство Палестина и Европейский Союз . [1]

По состоянию на май 2020 года 11 стран-членов ООН, не ратифицировавших конвенцию (звездочка указывает, что государство подписало конвенцию):

КПК ООН охватывает пять основных областей, которые включают как обязательные, так и необязательные положения:

  • Предупредительные меры,
  • Криминализация и правоохранительная деятельность,
  • Международное сотрудничество ,
  • Возврат активов и
  • Техническая помощь и обмен информацией.

КПК ООН признает важность предотвращения как в государственном, так и в частном секторах. Глава II включает превентивные меры, такие как создание органов по борьбе с коррупцией и повышение прозрачности в финансировании избирательных кампаний и политических партий. Антикоррупционные органы должны внедрять антикоррупционную политику, распространять знания, быть независимыми, иметь адекватные ресурсы и иметь должным образом обученный персонал.

Страны, подписавшие конвенцию, должны гарантировать гарантии, что их общественные услуги подлежат гарантиям, которые способствуют эффективности, прозрачности и найму на основе заслуг. После приема на работу государственные служащие должны соблюдать кодексы поведения, требования к раскрытию финансовой и другой информации., и соответствующие дисциплинарные меры. Также необходимо поощрять прозрачность и подотчетность в управлении государственными финансами, и должны быть установлены особые требования для предотвращения коррупции в особо важных областях государственного сектора, таких как судебная система и государственные закупки. Предупреждение коррупции также требует усилий со стороны всех членов общества в целом. По этим причинам КПК ООН призывает страны активно продвигать вовлечение гражданского общества и повышать осведомленность общественности о коррупции и о том, что с ней можно сделать. Требования, предъявляемые к государственному сектору, также применяются к частному сектору - ожидается, что он также примет прозрачные процедуры и кодексы поведения. [4]

  • активный подкуп национальных, международных или иностранных публичных должностных лиц
  • пассивный подкуп государственного должностного лица
  • хищение государственных средств

Другие обязательные преступления включают воспрепятствование отправлению правосудия, а также сокрытие, преобразование или перевод преступных доходов (отмывание денег). Санкции распространяются на участников и могут распространяться на тех, кто пытается совершить коррупционные правонарушения. [6] Таким образом, КПК ООН выходит за рамки предыдущих документов подобного рода, в которых стороны просят криминализовать только основные формы коррупции. Сторонам рекомендуется - но не требуется - криминализовать, в частности , пассивный подкуп иностранных и международных публичных должностных лиц, торговлю влиянием, злоупотребление служебным положением, незаконное обогащение, взяточничество и хищение в частном секторе, а также сокрытие незаконных активов.

Кроме того, от сторон требуется упростить правила, касающиеся доказательств коррупционного поведения, в частности, обеспечивая преодоление препятствий, которые могут возникнуть в результате применения законов о банковской тайне . Это особенно важно, поскольку коррупционные действия часто очень трудно доказать в суде. Особенно важно также введение ответственности юридических лиц. В области правоохранительной деятельности КПК ООН призывает к более тесному сотрудничеству между национальными и международными органами и гражданским обществом. Существует положение о защите свидетелей, потерпевших, свидетелей-экспертов и разоблачителей, чтобы гарантировать, что правоохранительные органы действительно эффективны.

Соглашение о возвращении активов считается крупным прорывом, и многие наблюдатели утверждают, что это одна из причин, почему так много развивающихся стран подписали Конвенцию против коррупции. [9] Возвращение активов действительно является очень важным вопросом для многих развивающихся стран, где коррупция на высоком уровне разграбила национальное богатство. Достижение соглашения по этой главе потребовало интенсивных переговоров, поскольку законные интересы стран, желающих вернуть незаконные активы, должны были быть согласованы с правовыми и процессуальными гарантиями стран, из которых будет запрашиваться помощь. [10] Как правило, в ходе переговоров страны, стремящиеся вернуть активы, стремились установить презумпции, которые четко разъясняли бы их право собственности на активы и отдавали приоритет возврату над другими способами распоряжения. С другой стороны, страны, из которых, вероятно, будет требоваться возвращение, выразили озабоченность по поводу формулировок, которые могли поставить под угрозу основные права человека и процессуальные гарантии, связанные с уголовной ответственностью, а также замораживанием, арестом, конфискацией и возвращением таких активов.

Если нет других договоренностей, государства-участники могут использовать саму Конвенцию в качестве правовой основы. Статья 54 (1) (а) Конвенции ООН против коррупции гласит, что: «Каждое государство-участник (принимает) . принимает такие меры, которые могут быть необходимы для того, чтобы позволить своим компетентным органам привести в исполнение постановление о конфискации, вынесенное судом другого государства. сторона "Действительно, статья 54 (2) (а) Конвенции ООН против коррупции также предусматривает временное замораживание или арест собственности, если есть достаточные основания для принятия таких мер до получения официального запроса. [11]

Признавая, что возвращение активов, однажды переданных и скрытых, является чрезвычайно дорогостоящим, сложным и слишком часто неудачным процессом, эта глава также включает элементы, предназначенные для предотвращения незаконных переводов и создания записей, которые могут использоваться там, где незаконные переводы в конечном итоге должны быть отслежены, замороженные, арестованные и конфискованные (статья 52). Определение экспертов, которые могут помочь развивающимся странам в этом процессе, также включено в форму технической помощи (статья 60 (5)).

Глава VI КПК ООН посвящена технической помощи, то есть поддержке, предлагаемой развивающимся странам и странам с переходной экономикой в ​​реализации КПК. Положения охватывают обучение, материальные и человеческие ресурсы, исследования и обмен информацией. КПК ООН также призывает к сотрудничеству через международные и региональные организации (многие из которых уже разработали программы по борьбе с коррупцией), исследовательской деятельности и выделению финансовых ресурсов как непосредственно развивающимся странам и странам с переходной экономикой, так и ЮНОДК.

Глава VII посвящена международному осуществлению через CoSP и Секретариат ООН.

В соответствии со статьей 63 КПК ООН была создана Конференция государств-участников (КГС) КПК ООН для улучшения потенциала и сотрудничества между государствами-участниками в достижении целей, изложенных в КПК, а также для поощрения и обзора ее осуществления. ЮНОДК действует как секретариат CoSP. На своих различных сессиях, помимо регулярных призывов к государствам-участникам и подписавшим сторонам адаптировать свои законы и постановления, чтобы привести их в соответствие с положениями Конвенции ООН против коррупции [12] [13], CoSP принял резолюции и поручил УНП ООН выполнять их, в том числе через разработка проектов технической помощи. [14]

CoSP учредил ряд вспомогательных органов для содействия реализации конкретных аспектов КПК ООН. Осуществление группы Обзор , [15] , которая фокусируется на механизме обзора осуществления и технической помощи, Рабочая группа по возвращению активов , в Рабочей группе по предупреждению , [16] , а также совещаний групп экспертов по вопросам международного сотрудничества [17] встречаются регулярно в межсессионный период.

  • Первая сессия в COSP состоялась 10-14 декабря 2006 в Мертвом море , Иордания. В своей резолюции 1/1 государства-участники согласились с тем, что необходимо создать соответствующий и эффективный механизм для оказания помощи в рассмотрении выполнения КПК ООН. Была создана межправительственная рабочая группа для начала работы над разработкой такого механизма. [18] Две другие рабочие группы были созданы для содействия координации деятельности, связанной с технической помощью и возвращением активов , соответственно.
  • Вторая сессия была проведена в Бали , Индонезия , с 28 января по 1 февраля 2008 года в рамках механизма обзора хода осуществления, государства - участники решили учитывать сбалансированный географический подход, чтобы избежать каких - либо антагонистических или карательные элементы, к установить четкие руководящие принципы для каждого аспекта механизма и способствовать всеобщему соблюдению КПК ООН и конструктивному сотрудничеству в области превентивных мер, возвращения активов, международного сотрудничества и других областях. CoSP также обратился к донорам и принимающим странам с просьбой усилить координацию и расширить техническую помощь для реализации КПК ООН и рассмотрел вопрос о подкупе должностных лиц публичных международных организаций. [19]
  • Третья сессия в COSP состоялась в Дохе , Катар , с 9 по 13 ноябрю 2009 года COSP принял веху резолюции 3/1 по обзору хода осуществления Конвенции ООН, содержащее условие ведения Механизма обзора реализации (IRM ). [20] Ввиду создания IRM и с учетом того, что определение потребностей и оказание технической помощи для содействия успешному и последовательному осуществлению КПК ООН лежат в основе механизма, CoSP принял решение упразднить Рабочую группу. по технической помощи и включить ее мандат в работу Группы по обзору хода осуществления . [21] Впервые CoSP также принял резолюцию о превентивных мерах, в которой он учредил Межправительственную рабочую группу открытого состава по профилактике для дальнейшего изучения передовой практики в этой области. [22] CoSP предшествовали и сопровождали многочисленные параллельные мероприятия, такие как последний Глобальный форум по борьбе с коррупцией и обеспечению честности (в сотрудничестве с бизнесом) и Молодежный форум. [23]
  • Четвёртая сессия в COSP состоялась в Марракеше , Марокко , с 24 по 28 октября 2011 года Конференция рассмотрела прогресс , достигнутый в ИРМ и признал важность удовлетворения потребностей в технической помощи в Механизма обзора . [15] Он также подтвердил свою поддержку рабочих групп по возвращению активов [24] и предотвращению [25] и учредил заседания межправительственных групп экспертов открытого состава по международному сотрудничеству для консультирования и оказания помощи CoSP в отношении выдачи и взаимной правовой помощи. [17]

Другие сессии CoSP прошли в Панаме в 2013 г. [26] в Российской Федерации в 2015 г. [27] в Австрии в 2017 г. и в Объединенных Арабских Эмиратах в 2019 г. [28]

CoSP на своей третьей сессии, состоявшейся в Дохе в ноябре 2009 г., принял Резолюцию 3/1 по обзору выполнения Конвенции, содержащую круг ведения Механизма обзора выполнения (IRM). Он учредил механизм обзора, призванный помочь странам в достижении целей КПК ООН посредством процесса коллегиального обзора. IRM предназначен для дальнейшего повышения потенциала КПК ООН, предоставляя странам средства для оценки уровня их реализации посредством использования всеобъемлющего контрольного списка для самооценки, выявления потенциальных пробелов и разработки планов действий по укреплению реализация КПК ООН внутри страны. ЮНОДК выполняет функции секретариата механизма обзора. [20]

Техническое задание содержит процедуры и процессы коллегиального обзора выполнения государствами-участниками Конвенции ООН против коррупции, включая формирование надзорного органа, называемого Группой обзора выполнения (IRG).

В июле 2010 года группа IRG впервые встретилась в Вене и приняла руководство для правительственных экспертов [30] и секретариата КПК ООН - Управления ООН по наркотикам и преступности.(УНП ООН) - при проведении странового обзора. Механизм состоит из многоступенчатой ​​коллегиальной проверки, которая включает проверку каждого государства-участника двумя коллегами - одним из того же региона ООН, а другим - из другого. Чтобы охватить все государства-участники, процесс обзора разделен на два пятилетних цикла, в которых страны случайным образом выбираются для обзора в каждом году цикла. Первый цикл начался в 2010 году и охватывает главы III и IV Конвенции. Второй цикл был запущен в ноябре 2015 года и в настоящее время продолжается и охватывает главы II и V, в которых рассматриваются меры по предотвращению коррупции и возвращению активов. В то время как второй цикл планируется завершить в 2021 году, процесс сталкивается с существенными задержками: более чем на три года после начала второго цикла только 20 из 184 стран завершили процесс обзора к маю 2019 года.

Еще предстоит решить, будет ли и каким образом механизм обзора продолжаться после окончания пяти лет, предусмотренных для второго цикла, но если первый цикл является руководством, то обзоры будут продолжаться и после пяти лет.

Процесс странового обзора состоит из следующих этапов:

  1. Самооценка : УНП ООН информирует государство-участник, что в настоящее время проводится проверка. Государство-участник определяет координатора для координации участия страны в обзоре, а затем заполняет стандартный контрольный список для самооценки .
  2. Экспертное рассмотрение : два государства-участника-рецензента - по жребию [31] - предоставляют экспертов для формирования группы обзора. Команда проводит кабинетную проверку заполненного контрольного списка для самооценки. Для этого может потребоваться дополнительная информация от координатора и прямой диалог посредством конференц-связи или посещение страны, если это согласовано с проверяемой страной.
  3. Отчет о страновом обзоре и резюме : при содействии ЮНОДК группа экспертов по обзору готовит отчет о страновом обзоре (80–300 страниц). Отчет отправляется координатору для утверждения. В случае разногласий рецензенты и контактное лицо вступают в диалог, чтобы прийти к согласованному окончательному отчету, который публикуется полностью только с согласия страны, в отношении которой проводится обзор. Группа экспертов по обзору составляет резюме этого отчета (7–12 страниц), которое автоматически публикуется на веб-сайте УНП ООН.

UNCAC коалиция , созданная в 2006 году, представляет собой глобальную сеть из более чем 350 организаций гражданского общества (ОГО) в более чем 100 странах, приверженных содействию ратификации, реализации и мониторинга в UNCAC. Коалиция участвует в совместных действиях вокруг общих позиций по КПК ООН, способствует обмену информацией между членами и поддерживает усилия национального гражданского общества по продвижению КПК. Члены коалиции обмениваются взглядами через веб-сайт Коалиции, список рассылки и специальные рабочие группы. Коалиция поддерживает участие организаций гражданского общества в процессе обзора КПК ООН и внесение в него своего вклада, в том числе посредством технической поддержки.

Коалиция напрямую и через своих членов выступает за большую прозрачность и пространство для участия гражданского общества во всех форумах КПК ООН - Конференции государств-участников, заседаниях Группы по обзору хода осуществления, рабочих групп и процессе обзора на национальном уровне. Кроме того, Коалиция стремится продвигать дискуссии по ключевым вопросам, охватываемым Конвенцией, включая:

  • Доступ к информации
  • Возврат активов
  • Прозрачность бенефициарной собственности компании
  • Защита информаторов и антикоррупционных активистов

Он направлен на мобилизацию широкой поддержки гражданского общества КПК ООН и содействие активным действиям гражданского общества на национальном, региональном и международном уровнях в поддержку КПК ООН. Коалиция открыта для всех организаций и лиц, приверженных этим целям. Размах КПК ООН означает, что ее рамки актуальны для широкого круга ОГО, включая группы, работающие в области прав человека, трудовых прав, управления, экономического развития, окружающей среды и подотчетности частного сектора.

Ратификация КПК ООН, хотя и важна, - это только первый шаг. Полное осуществление ее положений представляет собой серьезные проблемы для международного сообщества, а также для отдельных государств-участников, особенно в отношении новаторских областей КПК ООН. По этой причине странам часто требовались политические рекомендации и техническая помощь для обеспечения эффективного выполнения КПК ООН. Результаты первых лет IRM показали, что многие развивающиеся страны определили потребности в технической помощи. Предоставление технической помощи, как это предусмотрено в КПК, имеет решающее значение для обеспечения полного и эффективного включения положений КПК во внутренние правовые системы и, прежде всего, в реальность повседневной жизни.

Читайте также: