1 что такое системы обеспечения качества
Обновлено: 30.06.2024
Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .
Качество – основа конкурентоспособности предприятия. Осознав эту истину, предприятия перешли от отдельных шагов в этом направлении к системным методам управления. Важность этого управленческого аспекта не уступает другим аналогичным процессам: управлению персоналом, снабжению, производственной деятельности, продвижению и другим.
Рассмотрим основные методы и средства управления качеством на предприятии, расскажем, как организовать внедрение этой системы и совершенствовать ее.
Что такое управление качеством
Управлять – значит, организовывать и сохранять эффективное функционирование какой-либо системы на пути к достижению ее цели. Если говорить об управлении качеством, его можно определить как действия, направленные на создание, использование, поддержание и усовершенствование способов влияния на качество выпускаемой продукции на всех этапах производства.
Для объективности менеджмента качества вырабатываются и устанавливаются:
- качественные показатели;
- критерии уровня качества;
- факторы, оказывающие на него влияние;
- этапы достижения качества.
Вопрос: Можно ли учесть для целей налога на прибыль расходы на сертификацию системы менеджмента качества (пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ)?
Посмотреть ответ
К функциям менеджмента качества относят такие направления деятельности предприятия, как:
- постановка задач руководства в области качества;
- прогнозирование и действия по планированию будущего качества;
- закрепление требований к качеству в учетной документации;
- изучение показателей качества готовой продукции;
- контроль над достижением этих показателей;
- разработка комплекса мероприятий по коррекции качества;
- стремление улучшить систему;
- несение ответственности за ненадлежащее качество.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Показатели качества будут различными в зависимости от особенностей контролируемой продукции.
Международные стандарты качества
ВАЖНО! Образец должностной инструкции ведущего специалиста по качеству от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Современные пути внедрения системы управления качеством в результате дают возможность планомерной работы, повышающей конкурентные преимущества предприятия. Заказчики, особенно крупные, нередко перед заключением договора предпочитают удостовериться в качестве продукции.
Презентационные и выставочные образцы не могут дать достоверной картины. Поэтому была введена система международных стандартов, соблюдение которой гарантирует заказчикам определенный уровень качества. С ее помощью:
- можно более эффективно работать с клиентурой, надежно удерживая постоянных заказчиков путем повышения их доверия;
- влиять на создание производственной культуры предприятия, когда персонал ощущает свою ответственность за результаты;
- повышается привлекательность компании для инвесторов;
- формируется позитивная репутация фирмы;
- предприятие становится более финансово устойчивым.
Откуда взялись ISO
Чтобы обеспечить единство требований к качеству в международной торговле, системы управления качеством сертифицируются, для них разрабатываются специальные стандарты. Серия их называется ИСО. Она была разработана в 1987 году Международной организацией по сертификации на основе первой версии базового стандарта, выпущенного Британским институтом стандартов в 1979 году.
Особенности стандартов ИСО:
- Универсальность. Эти системные требования подходят для организаций различных отраслей и форм хозяйствования.
- Модернизация. Стандарты постоянно уточняются и совершенствуются, принимаются новые их версии. На сегодня действует самая свежая редакция, принятая в 2015 году, предыдущая версия актуальна до середины сентября 2018 года.
- Международная идентичность. Сертифицированные требования применимы в любой стране мира.
Принцип международного стандарта
Каждый стандарт представляет собой определенную модель управления качеством. Принципом ее является процессный подход: деятельность любой организации состоит из взаимозависимых процессов. Если правильно определить эти процессы, установить их верную последовательность и связь с другими процессами, следить за корректностью каждого из них, управлять их функционированием, то это и обеспечит искомый результат.
Современные базовые стандарты качества
- ISO 9000 – раскрывает основы управления качеством, выводит общеупотребительные термины.
- ISO 9001 – сами требования к организации системного управления качеством.
- ISO 9004 – стандарт, помогающий развить и превысить показатели, установленные в 9001, для дальнейшего совершенствования качества.
- ISO 19011 — методика аудита систем менеджмента качества.
Методы менеджмента качества
Это те приемы, которые применяются на предприятии для достижения поставленных целей в области управления качеством. Они могут внедряться:
- извне – носить законодательный характер (например, федеральные законы о правах потребителей, безопасности зданий и сооружений и т.п.);
- изнутри – применяться руководством организации на основании внутренних нормативных актов, положений, приказов, распоряжений, директив и т.п.
Их можно разделить на несколько групп.
Организация управления качеством
Читайте также:
- Имеют ли право досматривать личные вещи в детских лагерях
- В чем различие теории государства и права как науки и как учебной дисциплины
- Центр обеспечения информацией энергия федеральной службы охраны российской федерации чем занимается
- Что угрожает россии в ближайшее время
- Как курить марихуану и ездить за рулем