Что понимают под паспортным и биологическим возрастом

Обновлено: 28.06.2024

Что такое биологический возраст человека? Почему бывает сложно определить биологический возраст? Почему он порой сильно не соответствует дате рождения? Об этом в видеостудии "Правды.Ру" рассказала эксперт Центра молекулярной диагностики Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотебнадзора Наталья Беглярова.

Возраст не по паспорту, а по факту

— Что такое биологический возраст человека? Достаточно сложно сходу определить биологический возраст, который к тому же далеко не всегда соответствует паспортным данным. Почему не совпадает то, как выглядит человек, и его паспортные данные? Что является главенствующим — генетика, местные условия или что-то еще?

Ведь народности, которые живут в умеренном климате и на Севере, лучше сохраняются, а те, кто обитает в южных странах, стареют быстрее… Однако в горах люди чаще живут дольше. И, кстати, у людей, которые прекрасно выглядят, обычно спрашивают: "В каком холодильнике вы спите?"

— По сути, биологический возраст — это возраст нашего тела. Он зависит от того, как функционирует наш организм. Это понятие появилось не так давно в связи с тем, что стали обращать внимание, что одни люди стареют быстрее, а другие — медленнее. Поэтому люди в одном и том же паспортном возрасте могут совершенно по-разному выглядеть и чувствовать себя.

На темпы старения нашего организма, конечно, сильно влияет именно сочетание, совместное действие генетических факторов и средовых. Но больше влияет, по последним данным, все-таки генетика. Ее вклад вообще в старение, продолжительность жизни — где-то 20-40 процентов. Но и место, где мы обитаем, наша среда и внешнее воздействие тоже очень важны.

— Получается, что какая бы ни была прекрасная генетика у человека, в общем-то, он не должен расслабляться и думать, что если у него такие хорошие гены, то можно пить, курить, вести нездоровый образ жизни и ничего особо плохого не будет. Накопительный эффект рано или поздно все равно даст о себе знать?

— Безусловно. Биологический возраст оценивается прежде всего не по внешнему виду человека, а в основном по состоянию сердечно-сосудистой системы. Поэтому даже если человек будет иметь хорошие внешние данные и обращать внимание на то, что его возрастные родственники хорошо выглядят, это совсем не значит, что у него нет риска заболеваний сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов. Его биологический возраст может в реальности оказаться намного большим, чем внешний вид и даже паспортный возраст.

— То есть можно прекрасно выглядеть и при этом иметь слабое сердце, к примеру?

— Да, на самом деле есть очень много разных интересных систем оценки биологического возраста, в том числе лабораторный —например, уровень холестерина. Таким образом мы смотрим, нет ли повышенного риска атеросклероза. Уровень глюкозы — этот фактор показывает, нет ли риска сахарного диабета.

Учитывается индекс массы тела и многие другие параметры, которые не имеют такого прямого отношения к тому, как человек выглядит.

Северные народы действительно выглядят лучше южных. Есть такой интересный научный факт, что если бы мы понизили температуру тела на два градуса, то могли бы жить до 300 лет. Также считается, что люди, которые предпочитают более холодные температуры, любят, чтобы температура была более низкая, будут дольше жить. Обменные процессы замедляются. Но стоит помнить, что процессы все замедляются.

— И метаболизм?

— В том числе, метаболизм и, в общем-то, интеллектуальные процессы тоже.

— Но ведь метаболизм способствует нашему организму избавляться от шлаков, быстрее перерабатывать пищу, запускает все наши внутренние процессы…

— В любом случае организм так работает, чтобы поддерживать постоянство внутренней среды. Поэтому, в принципе, то, какая температура "за бортом", в общем-то, не так сильно влияет на постоянство внутренней среды организма. То есть организм старается работать в прежнем режиме, поэтому метаболические процессы работают адаптированно.

— Геном долгожителя чем-нибудь отличается от генома обычного человека?

— Геном — это совокупность генетических особенностей, всей генетической информации человека. Что касается отдельных долгожителей и целых народностей, то здесь очень интересно получается. Интересные наблюдения сделал в свое время английский военный врач, который работал в северной Индии, где инфекционные и другие опасные заболевания не редкость.

Он обратил внимание на племя хунзакутов, которые живут в горах. Там еще более трудные, жесткие условия обитания, но жители этих районов ни разу не обращались к нему за помощью. Тогда очень пристальное внимание было уделено этому племени, их особенностям. Сделали перепись населения этого племени, их было около 20 тысяч. И обратили внимание, что средняя продолжительность жизни этих людей — 120 лет. В связи с этим они привлекли еще большее внимание исследователей, были изучены особенности их жизни.

Оказалось, что единственное отличие — это их рацион, то, как они питаются. Их меню очень ограничено в связи с тем, что там достаточно бедная среда проживания. Ведь весь основной суточный рацион — это горстка зерен или зерновая лепешка зимой или весной, еще какие-то сухофрукты, а летом и осенью туда добавляются свежие фрукты и ягоды. Вот и все.

У них очень ограниченный набор продуктов, и суточный рацион крайне низок по калориям. Поэтому и появилась такая теория, что ограничение по калориям способствует увеличению продолжительности жизни.

— Но ведь питание должно быть разнообразным, чтобы получать полноценный набор необходимых веществ.

— Безусловно, здесь просто такой очень интересный факт. Возможно, у людей этой народности есть какие-то генетические изменения, мутации, которые не только адаптировали их к таким условиям жизни, но и способствовали увеличению срока жизни.

Беседовала Оксана Орловская

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.

Активность половой жизни имеет большое значение!

Биологический возраст, он также называется физиологическим, является мерой того, насколько хорошо или плохо функционирует ваше тело относительно фактического календарного возраста.

Например, согласно паспорту или свидетельству о рождении, вам может быть и 65 лет, но выглядите вы на все 80. А вон соседка - за одной партой в школе сидели - до сих пор бодренько и чуть ли не вприпрыжку ходит за пенсией, а позавчера вообще нового ухажера в дом привела.

Вы бы и сами не против "молодость вспомнить", но куда там - с утра с постели бы подняться, варикоз замучал и вообще - годы не радуют.

Между тем, каждый человек в состоянии повлиять на свой биологический возраст и помолодеть. Хотя бы визуально. Как? Читайте дальше!

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ВАШ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Есть несколько способов, которые дают возможность определить свой “визуальный” возраст. Тесты, показатели приборов, оценка врачей, специальные приложения для смартфонов. Но ни один из них не является окончательным и точным.

Зато есть факторы, опираясь на которые вы и без всяких тестов будете знать, что выглядите и чувствуете себя моложе того, что указано в паспорте.

Эти показатели собраны в книге американских геронтологов "Как здоровье и биологический возраст влияют на хронологический возраст и половые различия”.

Вот эти факторы:

* Частота и интенсивность физических нагрузок

* Привычка в питании

*Частота употребления алкоголя

* Активность половой жизни

Цель каждого человека состоит в том, чтобы усилить те факторы, в которых он "преуспевает" (например, регулярно ходит в фитнес и не жалует алкогольные напитки) и акцентировать свое внимание на тех привычках, которые ему пока не свойственны (например, изменить привычки в питании, сделав его более здоровым).

Если хорошо питаться, регулярно заниматься спортом, научиться вовремя справляться со стрессом, не пить много алкогольных напитков, хорошо спать и постоянно повышать свой уровень развития, то можно быть уверенным, что точно проживешь дольше и здоровее.

.

ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ НА БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Но есть еще один момент, от которого зависит долголетие. И он не имеет ничего общего с вашими привычками. Это гены человека.

Наследственность во многом тоже ответственна за биологический возраст, подобно тому, как болезни сказываются в роду из поколения в поколение (предрасположенность к раку, склонность к диабету), так и продолжительность жизни отражается на каждом члене семьи.

В семьях, члены которой доживали до 95-летнего возраста и больше, остальные имеют большой карт-бланш. И тут некоторые вредные привычки - внимание! - отходят на второй план перед генетикой.

Это на самом деле хорошая новость! Однако стоит помнить, что долголетие вашего, например, дедушки еще не является индульгенцией. И кроме того, никто не застрахован от несчастного случая, не забывайте - береженного бог бережет.

Чем сильнее вы будете прилагать усилий (см. факторы выше), тем больше дополнительных лет вам воздастся.

И главное: прожить долго еще не значит прожить здорово. Какая радость в шестьдесят лет слечь с болячками и последующие 30 лет провести в постели с редкими вылазками до туалета и холодильника?

Каждый человек в состоянии повлиять на свой биологический возраст и помолодеть.

Каждый человек в состоянии повлиять на свой биологический возраст и помолодеть. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

ВЛИЯНИЕ МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ

Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря”. Бродский как в воду глядел: оказывается, одним немаловажным фактором вашего биологического возраста является то, где вы живете.

Исследование (о нем ниже) показало: окружающая среда и культура тесно связаны со здоровыми привычками. А также с вашей безопасностью, пищей, которую вы едите, и многими другими нюансами.

Один только пример. Последние несколько последних лет ученые и биологи наблюдают за феноменом, который отмечается в небольшом городке Аччароли, расположенном на западном побережье Италии. В этом городе живет рекордное количество долгожителей - 300 человек на менее чем 2 тысячи населения. Это люди, которые уже отметили столетний юбилей. А некоторые и 110-летие!

Кроме того, город отличается низкими показателями сердечно-сосудистых заболеваний и болезни Альцгеймера. Это и вовсе ставит ученых в тупик.

После нескольких десятилетий наблюдения за жителями города было решено провести масштабное исследование под руководством группы американских и итальянских ученых. Результаты эксперимента планируется применять к пациентам во всем мире

На данном этапе изучается питание жителей города. Они едят много средиземноморской пищи, богатой рыбой и оливковым маслом. Блюда щедро сдабривают розмарином - травой, которая имеет ряд свойств, способствующих улучшению здоровья в старости (например, его особая кислота улучшает память и зрение).

Еще одна отличительная черта - жители Аччароли много ходят пешком. Причин тому несколько. Во-первых, в микроскопичном городке с общественным транспортом не очень. Во-вторых, город - сплошные холмы, хочешь-не хочешь, а приходится заниматься полезной кардионагрузкой в виде длительных пеших походов. В-третьих, просто привычка: люди живут в городе с тех пор, когда привычных нам благ цивилизации в виде машин и такси просто не было.

В общем, можно сказать, что жизнь в районах, где чаще всего отмечается долголетие, является заразной!

Возрастная категория сайта 18 +


В современном мире очень ярко выражена проблема несоответствия биологического и календарного возраста. Причин для этого может быть множество, например — малоподвижный образ жизни, равнодушие к спорту, здоровому образу жизни и пр. В результате биологический возраст значительно опережает календарный, что является показателем недостаточной физической подготовки. При этом именно биологический возраст отражает истинное состояние организма, его функциональные и адаптационные возможности. Поэтому мы посвящаем нашу статью проблеме определения биологического возраста студентов педагогического института.

В работе проводится анализ паспортного и биологического возраста студентов педагогического института. Цель исследования: определить разницу между биологическим и календарным возрастом для определения темпов старения организма студентов. В исследовании приняли участие студенты 1 курса Педагогического института (n=24). В нашей работе мы использовали методики Ю. Н. Вавилова и В. П. Войтенко и выяснили, что средний биологический возраст студентов в среднем составляет 28 лет. В результате исследования мы пришли к выводу, что большинство студентов ведут пассивный образ жизни, мало заботятся о своём физическом развитии, не проявляют интерес к спорту и здоровому образу жизни.

Ключевые слова: биологический возраст, календарный возраст, президентские тесты, старение организма.

Физическое состояние студентов является одной из актуальных проблем современного общества. Многие студенты равнодушны к своему физическому здоровью — они не занимаются спортом, не следят за питанием, имеют множество вредных привычек, что приводит к ускорению темпа старения.

Оценка темпов старения имеет большое теоретическое и практическое значение, т. к. календарный возраст не всегда характеризует истинное состояние организма. У одних людей возрастные изменения наступают быстрее, чем у других. Темп возрастных изменений позволяет определить биологический возраст (БВ), т. е. соответствие физиологических функций индивидуума среднестатистической возрастной норме.

По нашему мнению, сопоставление биологического и календарного возраста дает представление о темпе старения и возможной продолжительности жизни. Если биологический возраст человека значительно отстает от календарного, то его можно считать потенциальным долгожителем. Если же биологический возраст опережает календарный, то мы имеем дело с высоким темпом старения организма.

Биологический возраст — это показатель уровня износа структуры и функции определенного структурного элемента организма, группы элементов и организма в целом. Он выражен в единицах времени путем соотнесения значений замеренных индивидуальных биомаркеров с эталонными среднепопуляционными кривыми зависимостей изменений этих биомаркеров от календарного возраста [1].

Календарный возраст (КВ) — отражает старение организма и его систем в среднем для популяции, дает стандартные средние вероятности смерти и ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемый в абсолютных физических единицах времени [4].

Цель исследования: определить разницу между биологическим и календарным возрастом для определения темпов старения организма студентов.

Методы и организация исследования: анализ литературы, экспериментальный метод, общепринятые методы физиологического тестирования на самооценку здоровья и тесты, позволяющие оценить биологический возраст.

В науке в зависимости от целей исследования разработано достаточное количество тестов [1,2,5]. Наиболее распространенные из них:

– зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

– скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

– зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов);

– зрелость интеллекта (уровень развития как личности).

В качестве критериев биологического возраста могут быть использованы и различные морфологические (в меньшей степени психологические) показатели, отражающие общую и профессиональную работоспособность, здоровье и возможности адаптации.

На наш взгляд, наиболее приемлемые варианты определения биологического возраста в условиях ВУЗа разработаны В. П. Войтенко и Ю. Н. Вавиловым. Для определения биологического возраста по методике Войтенко нужны следующие данные:

  1. Артериальное давление систолическое (АДС) и диастолическое (АДД)

Артериальное давление измеряется по общепринятой методике с помощью тонометра на правой руке, в положении сидя, трижды с интервалом в 5 мин. Учитывается наименьший результат.

Пульсовое давление (АДП) — разница между АДС и АДД.

  1. Продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха (ЗДВ)

Продолжительность задержки дыхания измеряется трижды с интервалом 5 мин. с помощью секундомера. Учитывается наибольшая величина.

Статическая балансировка измеряется при стоянии испытуемого на левой ноге, без обуви, глаза закрыты, руки опущены вдоль туловища, без предварительной тренировки. Учитывается наилучший результат (наибольшая продолжительность стояния на одной ноге) из 3 попыток с интервалами между ними в 5 мин.

Желательно быть в легкой одежде и без обуви. Масса тела регистрируется с помощью обычных медицинских весов.

Индекс самооценки здоровья определяется по специальному опроснику, который представлен ниже.

Также нами была рассмотрена методика профессора Ю. Н. Вавилова по оценке физической кондиции человека, она позволяет самостоятельно либо с участием специалистов управлять собственной физической подготовкой практически на протяжении всей жизни. Основой данной методики являются президентские тесты.

Президентские тесты — это совокупность упражнений (испытаний), определяющих посредством контрольных нормативов общий уровень физической подготовленности населения к учебной и трудовой деятельности. [5].

Принятые обозначения для вычисления результатов:

Р — результат в соответствующих тестах;

НВП — норматив из таблицы, соответствующий данному тесту, возрасту и полу;

ОУФК — общий уровень физической кондиции.

Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)

Отжимание в упоре лежа — О = (Р — НВП): НВП.

Тест 2. Прыжок в длину с места на гимнастический мат

Исходное положение: стать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку. Отталкивание выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания мата ногами испытуемого. Формула для вычислений:

Прыжки в длину с места — П = (Р — НВП): НВП.

Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине

Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 сек. Формула для вычислений:

Поднимание туловища — С = (Р — НВП): НВП.

Тест 4. Удержание тела в висе на перекладине

Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается. Формула для вычислений:

Вис на перекладине — В = (Р — НВП): НВП.

Тест 5. Наклон вперед из положения сидя

На полу обозначить центровую и перпендикулярную линии. Сидя на полу, ступнями ног следует касаться центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20–30 см.

Выполняются три наклона вперед, на четвертом регистрируется результат на перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев при фиксации этого результата в течение 5 сек., при этом не допускается сгибание ног в коленях. Формула для вычислений:

Наклоны туловища вперед — Н = (Р — НВП): НВП.

Тест 6. Бег на 1000 м с высокого старта

На дистанции при необходимости возможен переход на ходьбу (спортивную и обычную). Формула для вычислений: Бег на 1000 м — Б = (НВП — Р): НВП. Итоговая формула: ОУФК = (О + П + С + В + Н + Б): 6.

Таким образом, мы видим, что для выявления биологического возраста по методике Ю. Н. Вавилова требуется большей физической нагрузке, чем по методике В. П. Войтенко.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании приняло участие 24 студента 1 курса Педагогического института. Календарный возраст студентов — от 17 до 23 лет, в среднем 17–18 лет. Результаты исследования по данным методикам оказались близки. По методике Войтенко биологический возраст студентов варьируется от 24 до 30 лет. У 18 студентов биологический возраст составляет 28 лет, что составляет 75 % от общего числа студентов.

Результаты, выявленные по методике Войтенко: биологический возраст студентов составляет от 23 до 32 лет. У 16 студентов возраст также равен 28 годам, это составляет около 67 % от общего числа студентов.

Объединив полученные данные, мы видим, что биологический возраст первокурсников составляет от 23 до 32 лет, в среднем — 28.

Исходя из этого, мы видим, как отличается биологический возраст студентов от календарного. Это свидетельствует о снижении реальных функциональных возможностях организма по сравнению с должными для этого возраста. Следовательно, в своем большинстве студенты не следят за физическим состоянием, не проявляют интереса к спорту и здоровому образу жизни.

Вывод

Во время проведения исследования биологического возраста студентов 1 курса педагогического института, было отмечено, насколько сильно отличается их календарный возраст от биологического. Данная проблема говорит нам не только о недостаточной физической подготовке, но и неудовлетворительном состоянии физического развития студентов.

Методики определения биологического возраста В. П. Войтенко и Ю. Н. Вавилова показали практически одинаково отрицательный результат. Мы выяснили, что биологический возраст студентов составляет от 23 до 32 лет (в среднем 28), при их среднем календарном возрасте от 17 до 23 лет. Следовательно, биологический возраст опережает паспортный от 5 до 11 лет, что говорит нам о плохом физическом развитии студентов.

В работе мы пришли к выводу, что для практики физического воспитания наиболее приемлемой является методика Ю. Н. Вавилова. На основе данной методики можно управлять физическим состоянием, уровнем физической подготовленности, а также приближать биологический возраст к календарному. Сравнительный анализ методик подчёркивает, что методика Ю. Н. Вавилова является наиболее подходящей для ВУЗов, так как не требует дополнительных инструментов для измерения биометрических показателей.

Основные термины (генерируются автоматически): биологический возраст, календарный возраст, биологический возраст студентов, педагогический институт, методика, тест, здоровый образ жизни, исходное положение, артериальное давление, недостаточная физическая подготовка.


— У каждого своя старость. Одни еще в 70 энергичны и веселы, а другим уже в 45 жизнь не мила из-за хронических болезней и депрессий. Это преждевременное старение?

— Возрастная классификация, рекомендованная ВОЗ, исходит из физиологии человека. С 18 до 44 лет — молодой возраст: в идеале не должно быть хронических болезней и предпосылок для их развития. С 45 до 59 лет — средний: хронических заболеваний тоже быть не должно, но в организме может происходить повышение жесткости сосудов и снижение скорости передачи нервных импульсов. С 60 до 74 лет — пожилой: могут появиться хронические болезни, но человек остается функциональным. С 75 до 89 лет — преклонный возраст: период, когда человек становится все более зависимым от других. 90 лет и старше — долгожители.

Если в 45–50 лет у человека сердечно-сосудистые заболевания, артериальная гипертензия, сахарный диабет или ряд других болезней, это говорит о преждевременном старении. На постсоветском пространстве биологический возраст опережает паспортный на 7–10 лет. Причем у мужчин ситуация более неблагополучная. Причин много, но в основном это неправильное питание, гиподинамия, отсутствие должного медицинского контроля при наличии заболеваний. Проще всего сослаться на экономические причины. На самом же деле не каждый хочет заниматься своим здоровьем. Задайтесь вопросом: часто ли вы без напоминания проходите диспансеризацию?

И все же не могу не отметить хорошие тенденции: фитнес-клубы, бассейны до пандемии посещало много не только молодежи, но и людей среднего возраста. Еще 5–6 лет назад такого не наблюдалось.

Каждый независимо от возраста должен знать свои базисные показатели: артериальное давление, уровень холестерина, глюкозы, гликированного гемоглобина, индекс массы тела, чтобы при необходимости их корректировать. Даже если есть заболевание, с ним надо дружить и управлять им.

К слову, в почтенном возрасте нужно более тщательно следить за полостью рта. Доказано: потеря пяти и более зубов может привести к преждевременной смерти. Человек недоедает, выбирает пищу, которую легче пережевать, и рацион становится неполноценным. Соответственно, мозг и сердечная мышца не получают нужного питания. Зубные ряды должны быть скорригированы любым способом — коронками, имплантатами, съемными протезами.

— С какого периода жизни надо готовиться к старости? Или не стоит забивать себе этим голову раньше времени?

— О таких вещах надо думать с юности. Почти в каждой семье существует модель жизни для младшего поколения: школа, вуз, создание семьи, покупка квартиры, бизнес или работа. В этой палитре отсутствует понимание того, что нас ждет в возрасте 60+. Захотим ли трудиться в этот период, останемся ли функциональными? Если понадобится уход, на кого будем рассчитывать? Уже в юности человек должен представлять, что может измениться в его жизни в будущем. А задача взрослых — прививать детям культуру понимания почтенного возраста.

— Из детства, очевидно, проистекают истоки многих болезней, дающих о себе знать через десятки лет?

— Так и есть. Если ребенок, примеру, страдает ожирением, то в среднем возрасте у него на 50 % выше риск иметь сахарный диабет при прочих равных условиях. Более того, если у родителей диагностировали ожирение, а у ребенка его не было, у него все равно повышен риск диабета II типа в среднем возрасте, потому что с детства формируются неправильные стереотипы питания.

С другой стороны, тогда же закладываются и возможности нашего головного мозга, уровень когнитивного резерва. Оказывается, чем интенсивнее дети учатся в школьные годы, тем меньше у них риск развития деменции в пожилом и старческом возрасте, а если она все же началась, то легче протекает. Такое заключение экспертов журнала The Lancet по результатам многолетних исследований опубликовано в нынешнем году.

— Многие признаются, что боятся не умереть, а потерять память и перестать осознавать происходящее. Как близким вовремя заподозрить неладное в поведении пожилого человека, понять, например, что развивается деменция?

— Правда ли, что сегодня более или менее нормальное состояние человека при деменции можно поддерживать медикаментозно?

— Таблеток от нее нет, но если на ранних стадиях обнаружить недуг, то с помощью своевременных медикаментозных методов и реабилитационных практик задержать его прогрессирование возможно.

— В своих работах и лекциях вы уделяете внимание и такой деликатной теме, как уход за немощными престарелыми людьми. Зачастую наши соотечественники не решаются отправлять родных в дома-интернаты, опасаясь осуждения окружающих.

— Есть разные модели осуществления такого ухода. Это дети, сиделка, другие родственники, он может быть постоянным или временным. Один из вариантов — дома-интернаты, причем сегодня там вполне современный уровень досмотра и активизации проживающих. Есть возможность краткосрочного пребывания или на выходные. И еще: несколько часов в неделю в уходе за больным на дому могут помочь работники территориальных центров соцобслуживания.

Важно и другое: на мой взгляд, нельзя обрекать своих детей и других близких на то, чтобы в случае необходимости им пришлось принимать за нас столь сложное решение. У стареющего человека должны быть варианты, из которых он сам заранее выберет наиболее приемлемый. Идеальный путь — обсудить эту тему с родственниками, когда со здоровьем, психикой, сознанием у вас еще все в порядке.

Читайте также: