Что понимается под техническим обеспечением автоматизированных систем

Обновлено: 02.07.2024

Техническое обеспечение (ТО) - комплекс технических средств, применяемых для функционирования автоматизированной системы управления (ГОСТ 24003-84). Комплекс технических средств предназначен для автоматизированной реализации информационного процесса.

Техническое обеспечение связи и АСУ осуществляется в целях поддержания их в исправном состоянии. В состав технического обеспечения входит: своевременное снабжение соединений, частей и кораблей техникой связи и АСУ, эксплуатационно-расходными материалами, восстановление их расхода и потерь, содержание техники и ЗИП в комплекте и в исправности; проведение регламентов, обслуживание и контроль состояния техники в установленные сроки; организацию эксплуатации и ремонта поврежденной (неисправной) техники; организацию управления силами и средствами технического обеспечения.

Как известно, в информационном процессе выделяют следующие частные подпроцессы:

сбор и регистрация;

передача информации и др.

Для реализации каждого подпроцесса необходимо иметь специальные технические средства.

Т а б л и ц а 1

и сбора информации

технического обслуж. и ремонта

-устройствава локального ввода;

-засекречивающая аппаратура связи

-внешние запоминающие устройства

В соответствии с этим выделяют основные и вспомогательные технические средства или средства технического обеспечения (таблица 1).

Так, например, средства регистрации и сбора информации обеспечивают фиксацию первичной информации о состоянии объектов управления и среды, а также преобразование к виду, допускающему ее восприятие другими техническими средствами. Используется данное оборудование, прежде всего, в командной подсистеме АСУ. Средства ввода информации по своему функциональному предназначению примыкают к средствам регистрации и средствам передачи. Средства передачи данных обеспечивают обмен информацией между элементами системы управления. Средства обработки информации обеспечивают содержательное преобразование информации и частичное изменение формы информации во времени. Средства выдачи обеспечивают преобразование информации в удобный для дальнейшего использования вид.

В состав ТО входит также различное оборудование, обеспечивающее функционирование технических средств в составе АСУ в соответствии с их предназначением.

Комплекс технических средств как материальная основа автоматизации является наименее гибким видом обеспечения. Поэтому при создании средств ТО главными задачами являются:

разработка целесообразного состава технических средств;

обеспечение взаимодействия различных технических средств;

организация эффективного использования технических средств.

При разработки средств ТО необходимо учитывать следующие принципы применения оборудования:

соответствия производительности технических средств комплекса автоматизации решаемым на нем задачам (в противном случае эффективность использования комплекса и АСУ, в целом, может снизиться);

совместимости технических средств;

агрегируемости технических средств (возможности создания комплексов из различных компонентов);

максимального использования производительности каждого технического средства.

Выбор технических средств определяется сложностью задач, решаемых системой управления, содержанием информационного процесса, требованиями к организации информационного процесса со стороны должностных лиц всех уровней.

К техническим средствам АСУ предъявляются требования по производительности, надежности, эргономичности (соответствию условий работы психофизиологическим характеристикам человека), стандартизации, унификации и др.

Одним из наиболее эффективных путей получения высокой производительности является согласование структуры вычислительных средств с определенным классом решаемых задач.

Основными направлениями совершенствования технических средств АСУ ВМФ являются:

использование технических средств высокой производительности;

распараллеливание вычислительного процесса на всех уровнях;

широкое применение в комплексах средств автоматизации микропроцессорных систем;

дальнейшее развитие и внедрение технических средств, обеспечивающих автоматизацию обмена данными;

сетевое использование ЭВМ.

Решение вопросов разработки и внедрения средств ТО возможно только в комплексе с другими видами обеспечения АСУ.

Рассмотрим принципы формирования требований, анализ и перспективы развития технического обеспечения АСУ.

Требования к техническому обеспечению должны гарантировать, что при их выполнении будет полностью обеспечиваться заданная эффективность реализации других видов обеспечения и автоматизированной системы в целом. К основным группам требований, предъявляемых к техническому обеспечению, можно отнести следующие :

наличие достаточного уровня ресурсов производительности, основной и внешней памяти;

необходимые номенклатура и качество периферийных средств;

заданные эксплуатационная надежность и ремонтопригодность.

Анализ рассматриваемой предметной области и опыта создания систем автоматизации позволяют сформировать ряд методологических принципов разработки технического обеспечения АСУ.

К основным из них относятся :

принцип подчиненности разработки технического обеспечения целям и задачам создания других видов обеспечения;

принцип динамического насыщения системы техническими средствами от периферии к ее ядру.

Исходя из существующей взаимосвязи видов обеспечения целесообразна следующая циклическая последовательность их разработки:

математическое и программное (общее и специальное);

Таким образом предъявление требований к техническим средствам завершает каждый цикл итерационного процесса разработки требований к АСУ и выбора путей их удовлетворения.

Реализация второго принципа в процессе создания сложных комплексов средств автоматизации предполагает первичность рассмотрения состава периферийного оборудования и в частности структур автоматизированных рабочих мест и рабочих станций по отношению к вычислительным комплексам и другими средствам обработки информации(ЭВМ-серверам, главным ЭВМ и т. д.).

Требования к техническим средствам уточняются по мере перехода от замысла на систему до конечного предъявления технического задания на нее.

Первичность предназначения АСУ и состава других видов обеспечения по отношению к техническим средствам можно показать на примере рассмотрения требуемых свойств базового вычислительного комплекса в случае применения его в трех различных по назначению системах:

в системе (подсистеме) сбора, хранения и передачи командной информации требуются расширенные средства каналов обмена, аппаратная поддержка безопасности и отказоустойчивости;

в информационно-расчетной системе (подсистеме) - расширенные средства работы с ВЗУ на магнитных дисках и лентах, возможность применения специализированных процессоров баз данных;

в системе сбора и обработки информации о среде и противнике - расширенные средства специализированной обработки, увеличенные ресурсы памяти.

Приведенные принципы позволяют сформулировать возможный порядок обоснования требований к техническому обеспечению, согласованный с методиками выполнения подобных работ для других видов обеспечения.

Во-первых, проведение обследования органа управления, подлежащего автоматизации, включающего определение:

основных задач, решаемых при различных степенях боевой готовности;

характера решаемых задач (самостоятельно для каждого пункта управления, совместно с другими пунктами):

определение текущего уровня применения вычислительной техники;

характеристик связей с другими органами управления;

характеристик (периодичность, формы, объём) внутренних, входных и выходных документов;

применяемых и перспективных средств общего и специального математического, а также информационного обеспечения;

требований к отдельным подсистемам с обоснованными показателями;

концептуальных моделей основных информационных процессов.

В результате выполнения приведенных пунктов должны быть выявлены причины недостаточной эффективности существующего технического обеспечения, состав показателей, ограничивающих эффективность АСУ в целом, (производительность, надежность, пропускные способности каналов обмена или номенклатура оборудования).

Во-вторых, построение на основе анализа перспективных разработок и знаний возможностей производства усеченного дерева вариантов структур технических средств АСУ.

В-третьих, обоснованный выбор основных качественных и количественных показателей, характеризующих эффективность (качество) технических средств.

В-четвертых, определение требований к показателям эффективности исходя из назначения и задач, решаемых системой.

В-пятых, разработка (на базе модели основных информационных процессов органа управления) математических моделей, связывающих структуру системы для каждого из выбранных вариантов с основными и частными техническими показателями эффективности.

В-шестых, выполнение экспертной оценки дерева перебора одним из выбранных методов (комплексной бинарной оценки наличия заданных свойств, с использованием осредненной шкалы эффективности).

Для повышения качества последующего сопровождения разрабатываемой системы и реальности предъявляемых требований целесообразно выполнить тестирование прототипов комплексов технических средств с использованием инструментальных тестовых пакетов и макетов, предлагаемых к применению информационных и расчетных задач.

При формировании требовании к техническим средствам должны быть определены режимы их функционирования и использования(например, многозадачность и однопользовательность).

Основные требования к техническому обеспечению со стороны других видов обеспечения сводятся к ресурсам производительности, памяти, системы ввода-вывода и периферийных устройств.

Принятые на вооружение ВМФ комплексы средств автоматизации представлены средствами всех видов автоматизированных систем управления - силами, боевыми средствами и специального назначения, и в различной степени соответствуют современным требованиям..

Технические средства современных корабельных автоматизированных систем управления представлены прежде всего боевыми управляющими системами (БИУСов), состоящими из совокупности вычислительных комплексов повышенной надежности, пультов управления и периферийных приборов, связанных в единое целое посредством аналоговых и цифровых каналов ввода-вывода. Периферийные приборы стыкуются с корабельными комплексами управления оружием и техническими средствами.

Одним из основных недостатков свойственным современным корабельным средствам автоматизации является недостаточный охват функций управления кораблем в целом.

Перспективным считается федеративный принцип комплексирования, допускающий относительную самостоятельность средств, применяемых в интересах отдельных боевых частей.

На малых кораблях средства автоматизации могут быть комплексированы на базе того либо иного основного радиотехнического средства (РЛС,ГАС и т. д.) в зависимости от боевого предназначения корабля. Для обмена информации в пределах тактических групп и соединений могут применяться автоматизированные радиолинии коротковолновых и УКВ диапазонов, а также специализированные гидроакустические средства.

Перспективными направлениями в развитии корабельных технических средств автоматизации управления являются дальнейшая их интеграция со средствами связи в составе единых подсистем и обеспечение процессов общекорабельного обмена данными на основе локальных вычислительных сетей.

Технические средства АСУ управления силами ВМФ решают две основные задачи: информационного обеспечения органов управления при постоянной готовности и обмена командами и информацией о состоянии при переводе сил в повышенные степени боевой готовности.

Основная автоматизированная системы управления силами ВМФ содержит в своем составе несколько подсистем технических средств:

систему обмена, передачи данных (СПД);

технические средства собственно объектов автоматизации, объединенных в комплексы средств автоматизации (КСА);

автоматизированные объекты системы связи ВМФ.

Технические средства данной системы имеются на всех уровнях управления силами и позволяют доводить командную информацию до береговых пунктов управления и кораблей находящихся в море.

В составе вычислительных комплексов и периферийного оборудования данной системы широко применяются средства относящиеся к номенклатуре системы “больших” ЕС-ЭВМ. К настоящему времени технические средства основной АСУ силами ВМФ в значительной степени морально и физически устарели.

Перспективы развития технических средств АСУ силами ВМФ связаны с повышением эффективности двух ее основных подсистем:

подсистемы передачи данными построение которой возможно на основе принципов создания глобальной вычислительных сетей;

комплексов средств автоматизации штабов объединений и соединений ВМФ с широким применением стандартных решений на основе персональных ЭВМ, локальных вычислительных сетей и принципов создания “открытых систем”.

Комплексы средств автоматизации размещаются на командных пунктах в виде объектов автоматизации на основе следующих технических средств:

больших комплексов средств автоматизации (БКСА), создаваемых как гетерогенные вычислительные системы на базе главных ЭВМ и локальных вычислительных сетей;

малых комплексов средств автоматизации (МКСА), имеющих в качестве технической основы локальные вычислительные сети (ЛВС), отдельные автоматизированные рабочие места (АРМы) и абонентские пункты (АП) на персональных ЭВМ.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Автоматизированная система управления или АСУ — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин "автоматизированная", в отличие от термина "автоматическая" подчёркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. АСУ с Системой поддержки принятия решений (СППР), являются основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений.

Создателем первых АСУ в СССР является доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии, основоположник научной школы стратегического планирования Николай Иванович Ведута (1913—1998) [1] [2] [3] [4] . В 1962—1967 гг. в должности директора Центрального научно-исследовательского института технического управления (ЦНИИТУ), являясь также членом коллегии Министерства приборостроения СССР, он руководил внедрением первых в стране автоматизированных систем управления производством на машиностроительных предприятиях. Активно боролся против идеологических PR-акций по внедрению дорогостоящих ЭВМ, вместо создания настоящих АСУ для повышения эффективности управления производством.

Важнейшая задача АСУ — повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления. Различают автоматизированные системы управления объектами (технологическими процессами — АСУТП, предприятием — АСУП, отраслью — ОАСУ) и функциональные автоматизированные системы, например, проектирование плановых расчётов, материально-технического снабжения и т.д.

Содержание

Цели автоматизации управления

В общем случае, систему управления можно рассматривать в виде совокупности взаимосвязанных управленческих процессов и объектов. Обобщенной целью автоматизации управления является повышение эффективности использования потенциальных возможностей объекта управления. Таким образом, можно выделить ряд целей:

  1. Предоставление лицу, принимающему решение (ЛПР) релевантных данных для принятия решений
  2. Ускорение выполнения отдельных операций по сбору и обработке данных
  3. Снижение количества решений, которые должно принимать ЛПР
  4. Повышение уровня контроля и исполнительской дисциплины
  5. Повышение оперативности управления
  6. Снижение затрат ЛПР на выполнение вспомогательных процессов
  7. Повышение степени обоснованности принимаемых решений

Жизненный цикл АС

Стандарт ГОСТ 34.601-90 предусматривает следующие стадии и этапы создания автоматизированной системы:

  1. Формирование требований к АС
    1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС
    2. Формирование требований пользователя к АС
    3. Оформление отчета о выполнении работ и заявки на разработку АС
    1. Изучение объекта
    2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ
    3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователей
    4. Оформление отчета о проделанной работе
    1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС
    1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям
    2. Разработка документации на АС и ее части
    1. Разработка проектных решений по системе и ее частям
    2. Разработка документации на АС и ее части
    3. Разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий
    4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта
    1. Разработка рабочей документации на АС и ее части
    2. Разработка и адаптация программ
    1. Подготовка объекта автоматизации
    2. Подготовка персонала
    3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)
    4. Строительно-монтажные работы
    5. Пусконаладочные работы
    6. Проведение предварительных испытаний
    7. Проведение опытной эксплуатации
    8. Проведение приемочных испытаний
    1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами
    2. Послегарантийное обслуживание

    Данный стандарт не вполне подходит для проведения разработок в настоящее время: многие процессы отражены недостаточно, а некоторые положения устарели.

    Состав АСУ

    В состав АСУ входят следующие виды обеспечений: информационное, программное, техническое, организационное, метрологическое, правовое и лингвистическое. [5]

    Основные классификационные признаки

    Основными классификационными признаками [5] , определяющими вид АСУ, являются:

    • сфера функционирования объекта управления (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, непромышленная сфера и т.д.)
    • вид управляемого процесса (технологический, организационный, экономический и т.д.);
    • уровень в системе государственного управления, включения управление народным хозяйством в соответствии с действующими схемами управления отраслями (для промышленности: отрасль (министерство), всесоюзное объединение, всесоюзное промышленное объединение, научно-производственное объединение, предприятие (организация), производство, цех, участок, технологический агрегат).

    Функции АСУ

    Функции АСУ [5] устанавливают в техническом задании на создание конкретной АСУ на основе анализа целей управления, заданных ресурсов для их достижения, ожидаемого эффекта от автоматизации и в соответствии со стандартами, распространяющимися на данный вид АСУ. Каждая функция АСУ реализуется совокупностью комплексов задач, отдельных задач и операций. Функции АСУ в общем случае включают в себя следующие элементы (действия):

    • планирование и (или) прогнозирование;
    • учет, контроль, анализ;
    • координацию и (или) регулирование.

    Необходимый состав элементов выбирают в зависимости от вида конкретной АСУ. Функции АСУ можно объединять в подсистемы по функциональному и другим признакам.

    Функции при формировании управляющих воздействий

    • Функции обработки информации (вычислительные функции) – осуществляют учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации;
    • Функции обмена (передачи) информации – связаны с доведением выработанных управляющих воздействий до ОУ и обменом информацией с ЛПР;
    • Группа функций принятия решения (преобразование содержания информации) – создание новой информации в ходе анализа, прогнозирования или оперативного управления объектом

    Классы структур АСУ

    В сфере промышленного производства с позиций управления можно выделить следующие основные классы струк­тур систем управления: децентрализованную, централизованную, централизованную рассредоточенную и иерархическую. [6]

    Децентрализованная структура

    Построение си­стемы с такой структурой эффективно при автоматизации техно­логически независимых объектов управления по материальным, энергетическим, информационным и другим ресурсам. Такая система представляет собой совокупность нескольких независи­мых систем со своей информационной и алгоритмической базой.

    Для выработки управляющего воздействия на каждый объект управления необходима инфор­мация о состоянии только этого объекта.

    Централизованная структура

    Централизованная структура осуществляет реа­лизацию всех процессов уп­равления объектами в едином органе управления, который осуществляет сбор и обработку информации об управляемых объектах и на основе их анали­за в соответствии с критериями системы вырабатывает управ­ляющие сигналы. Появление этого класса структур связано с увеличением числа контроли­руемых, регулируемых и уп­равляемых параметров и, как правило, с территориальной рассредоточенностью объекта управления.

    Достоинствами централизованной структуры являются достаточно простая реализация процессов информационного взаимодей­ствия; принципиальная возможность оптимального управления системой в целом; достаточно легкая коррекция оперативно изменяемых входных параметров; возможность достижения максимальной эксплуатационной эффективности при минимальной избы­точности технических средств управления.

    Недостатки централизованной структуры следующие: необхо­димость высокой надежности и производительности технических средств управления для достижения приемлемого качества упра­вления; высокая суммарная протяженность каналов связи при наличии территориальной рассредоточенности объектов упра­вления.

    Централизованная рассредоточенная структура

    Основная особенность данной структуры — сохранение принципа централизованного управления, т.е. выработка управляющих воздействий на каждый объект управления на основе информации о состояниях всей совокупности объектов управления. Некоторые функциональные устройства системы управления являются об­щими для всех каналов системы и с помощью коммутаторов под­ключаются к индивидуальным устройствам канала, образуя замкнутый контур управления.

    Алгоритм управления в этом случае состоит из совокупности взаимосвязанных алгоритмов управления объектами, которые реализуются совокупностью взаимно связанных органов упра­вления. В процессе функционирования каждый управляющий орган производит прием и обработку соответствующей информа­ции, а также выдачу управляющих сигналов на подчиненные объекты. Для реализации функций управления каждый локаль­ный орган по мере необходимости вступает в процесс информа­ционного взаимодействия с другими органами управления. До­стоинства такой структуры: снижение требований, к производи­тельности и надежности каждого центра обработки и управления без ущерба для качества управления; снижение суммарной про­тяженности каналов связи.

    Недостатки системы в следующем: усложнение информацион­ных процессов в системе управления из-за необходимости обмена данными между центрами обработки и управления, а также корректировка хранимой информации; избыточность техниче­ских средств, предназначенных для обработки информации; сложность синхронизации процессов обмена информацией.

    Иерархическая структура

    С ростом числа задач управления в сложных системах значительно увеличивается объем переработанной информации и повышается сложность алгоритмов управления. В результате осуществлять управление централизо­ванно невозможно, так как имеет место несоответствие между сложностью управляемого объекта и способностью любого упра­вляющего органа получать и перерабатывать информацию.

    Кроме того, в таких системах можно выделить, следующие, группы задач, каждая из которых характеризуется соответствующими требованиями по времени реакции на события, происхо­дящие в управляемом процессе:

    задачи сбора данных с объекта управления и прямого цифрового управления (время реакции , секунды, доли секунды);

    задачи экстремального управления, связанные с расчётами желаемых параметров управляемого процесса и требуемых значений уставок регуляторов, с логиче­скими задачами пуска и остановки агрегатов и др. (время реак­ции — секунды, минуты);

    задачи оптимизации и адаптивного управления процессами, технико-экономические задачи (время реакции — несколько секунд);

    информационные задачи для адми­нистративного управления, задачи диспетчеризации и координа­ции в масштабах цеха, предприятия, задачи планирования и др. (время реакции — часы).

    Кроме того, многие производственные системы имеют соб­ственную иерархию, возникающую под влиянием объективных тенденций научно-технического прогресса, концентрации и спе­циализации производства, способствующих повышению эффектив­ности общественного производства. Чаще всего иерархическая структура объекта управления не совпадает с иерархией системы управления. Следовательно, по мере роста сложности систем выстраивается иерархическая пирамида управления. Управляе­мые процессы в сложном объекте управления требуют своевремен­ного формирования правильных решений, которые приводили бы к поставленным целям, принимались бы своевременно, были бы взаимно согласованы. Каждое такое решение требует постановки соответствующей задачи управления. Их совокупность образует иерархию задач управления, которая в ряде случаев значительно сложнее иерархии объекта управления.

    Техническое обеспечение- это состав, формы, и способы экплуатации различных технических устройств, необходимых для выполнения информационных процедур: сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки и использования информации.

    Элементами технического обслуживания служат:

    • комплекс технических средств,
    • организационные формы использования технических средств,
    • персонал, работающий на технических средствах,
    • инструктивные материалы по использованию техники.

    Под комплексом технических средств понимается совокупность взаимосвязанных технических средств, которые предназначены для автоматизированной обработки данных.

    Существуют следующие требования к комплексу технических средств: это минимизация затрат на приобретение и эксплуатацию; надежность; защита от несанкционированного доступа; рациональное распределение по уровням обработки.

    А так же в этом комплексе технических средств предоставляются:

    1. Средства сбора и регистрации информации, где существуют автоматические датчики и счетчики для фиксации наступления каких-либо событий, для подсчета значений отдельных показателей; весы, часы и другие измерительные устройства; персональные компьютеры для ввода информации документов и записи ее на носители; сканеры для автоматического считывания данных с документов и их преобразования в графическое, цифровое и текстовое представление.
    2. Комплекс средств передачи информации, где так же имеются компьютерные сети (локальные, региональные, глобальные); средства телеграфной связи; радиосвязь; спутниковая связь и многое другое.
    3. Средства хранения данных- это оптические диски; USB; жесткий диск.
    4. Средства обработки данных делятся на классы:
      • - суперкомпьютеры;
      • ноутбук:
      • карманный компьютер.

    Их отличие в технико-эксплуатационных параметрах, таких например как объемы памяти, быстродействие и пр.

    1. Средства вывода информации:
      • - мониторы;
      • принтеры;
      • плоттеры.
    2. Средства организационной техники предназначены для:
      • - изготовления, копирования, обработки и уничтожения документов;
      • специальные средства, детекторы подсчета денежных купюр и проверки их подлинности и пр.

    Организационные формы использования компьютеров - это способы использования компьютера.

    Вообще их применяют только 2 вида- это вычислительные центры, локальные АРМы и вычислительные сети.

    Вычислительные центры применяются на крупных предприятиях, банках, государственных органах. Это, так называемые, специальные предприятия по обработке информации. Они выделяются обычно-большими ЭВМ, а в качестве вспомогательных используются ПЭВМ. На вычислительных центрах есть система управления , отделы постановки задач, программирования, обслуживания машин, а также производственные подразделения: группы приемки документов, переноса информации на носители, администрация банков данных, выпуска информации, размножения материалов и т.д.

    Для АРМов специалистов свойственно распределение компьютеров на рабочих местах, по отдельным участкам работ.

    Критерии выбора персональных компьютеров бывают:

    • - Небольшие габариты.
    • - Невысокая стоимость.
    • - Простота использования, обеспечиваемая с помощью диалогового взаимодействия с компьютером, удобных и понятных интерфейсов программ, меню, подсказок, помощи и т.д.
    • - Возможность индивидуального взаимодействия пользователя и машины.
    • - Относительно высокие технико-эксплуатационные параметры
    • - Возможность расширения и адаптации техники.
    • - Универсальность.
    • - Возможность объединения в сети.
    • - Относительно низкие цены.

    Основными факторами, влияющие на выбор ПЭВМ служат:

    1. Установление целей применения компьютера.
    2. Технико-эксплуатационные характеристики (быстродействие, объемы памяти и т.п.).
    3. Цена в зависимости от сборки.
    4. Гарантия.
    5. Подготовленность персонала к использованию техники.
    6. Возможность технического сопровождения компьютера.
    7. Безопасность при работе с ПЭВМ.

    Список литературы

    Техническое обеспечение АСУ ТП — это комплекс технических средств, обеспечивающих выполнение всех функций АСУ ТП, а также обеспечивающих взаимодействие персонала с техническими средствами системы и с технологическим процессом. В состав технического обеспечения АСУ ТП входят:

    v средства сбора информации (измерительные преобразователи, счетчики, сигнализаторы, устройства ручного ввода);

    v исполнительные устройства;

    v программируемые логические контроллеры;

    v устройства распределенного ввода/вывода;

    v операторские станции;

    v инженерные станции;

    v панели оператора;

    v сетевые адаптеры;

    v преобразователи частоты;

    v концевые выключатели;

    v устройства световой и звуковой сигнализации.

    Математическое обеспечение АСУ

    Математическое обеспечение АСУ ТП — это совокупность математических моделей, методов, алгоритмов решения различных задач, используемая на этапе проектирования и в процессе эксплуатации АСУ ТП. К математическому обеспечению относятся:

    ÿ методы фильтрации сигналов;

    ÿ методы идентификации математических моделей;

    ÿ математические модели объектов управления;

    ÿ методы анализа, синтеза и настройки контуров регулирования;

    ÿ алгоритмы управления и регулирования;

    ÿ методы анализа устойчивости и точности систем;

    ÿ методы и алгоритмы оптимизации (поиска экстремума);

    ÿ методы принятия решений;

    ÿ алгоритмы адаптации параметров системы управления;

    ÿ алгоритмы косвенных измерений;

    ÿ методы прогнозирования случайных последовательностей;

    ÿ методы наблюдения состояния динамической системы;

    ÿ интеллектуальные алгоритмы управления.

    Программное обеспечение АСУ

    Программное обеспечение АСУ ТП — совокупность программ, обеспечивающих функционирование всех цифровых вычислительных средств АСУ ТП (контроллеры, серверы, рабочие и инженерные станции, программаторы, панели оператора), а также решающих все функциональные задачи на этапах разработки, наладки, тестирования и эксплуатации системы.

    Программное обеспечение АСУ ТП принято делить на две категории:

    общее программное обеспечение, включающее операционные системы, SCADA-системы, пакеты программ для программирования контроллеров, компиляторы, редакторы и т.п. Общее программное обеспечение АСУ ТП не привязано к конкретному объекту автоматизации, закупается и поставляется так же, как и технические средства.

    специальное программное обеспечение — это программы, разработанные для конкретной АСУ ТП. К этой категории относятся программы для контроллеров, реализующие определенные функциональные задачи обработки информации и управления; программы, сгенерированные в среде SCADA-системы для визуализации, архивирования данных конкретного технологического процесса.

    Правовое обеспечение АСУ

    Существующие в АСУ формы работы с законодательством не все­гда себя оправдывают. Прежде чем приобрести юридическую силу, про­екты различных документов проверяются на предмет соответствия дей­ствующим нормам права. Эти функции на предприятии выполняет юрисконсульт или соответствующая служба аппарата управления. Уве­личение потока документов, повышение скорости их обращения, неиз­бежно вызываемые повышением производительности труда (в том числе и управленческого), зачастую препятствуют правильному и своевремен­ному выполнению этой работы. Кроме того, в условиях АСУ возника­ет необходимость в правовой корректировке информации, находящейся на машинных носителях. Здесь следует искать новые пути разрешения возникающих проблем.

    Успешное функционирование АСУ связано с дальнейшим упоря­дочением общественных отношений. Соответственно повышается и роль нормативных актов, которые способствуют установлению четкого и еди­нообразного порядка взаимоотношений субъектов, повышению степени стабильности системы. Если, например, в традиционных системах орга­низационного управления должностные инструкции и положения о структурных подразделениях встречаются эпизодически, то АСУ без них эффективно функционировать не может. Наличие систематизиро­ванного законодательства, удобных средств доступа к правовой инфор­мации существенно повышает надежность, бесперебойность работы. На­оборот, несвоевременное разрешение организационных коллизий, изда­ние неправомерных актов управления сводит на нет эффект, получаемый за счет использования методов и техники АСУ.

    Само по себе появление новых средств и методов управления от­крывает больше возможностей для успешного применения права. В на­стоящее время решаются вопросы организации и поиска на ЭВМ пра­вовой информации, необходимой для принятия соответствующими орга­нами и должностными лицами управленческих решений.

    Вопрос о понятии правового обеспечения следует ставить с учетом современного уровня развития АСУ и требований практики. Здесь можно выделить следующие аспекты.

    1. Автоматизированные системы управления требуют высокого уровня организации, что находит выражение в необходимости деталь­ной правовой регламентации возникающих отношений. Однако многие аспекты их функционирования в сфере государственного управления остаются неурегулированными. Даже в тех случаях, когда существует правовая регламентация, многим разработчикам она неизвестна. Счи­тают, например, что генеральный договор на разработку АСУ должен заключаться в процессе проектирования системы, 1 что не согласуется с нормативной трактовкой данного вопроса. 2 Очевидно, требуется спе­циальное выделение системы правовых актов, регламентирующих спе­цифические стороны разработки и эксплуатации АСУ.

    Таким образом, мы выделяем первый аспект понятия правового обеспечения АСУ вообще, а именно: законодательство, регламентирую­щее специфические стороны их разработки и функционирования. Не­обходимость в таком обособлении вызывается потребностями разработ­чиков и пользователей АСУ в доступной, систематизированной право­вой информации. Однако это понятие не может быть приравнено к пра­вовому обеспечению конкретной АСУ.

    Правовое обеспечение в системах управления можно рассматри­вать комплексно и в плане конкретных функциональных задач.

    Выделение функционального аспекта правового обеспечения АСУ весьма важно как при разработке, так и при эксплуатации систем: во-первых, такой подход позволяет подобрать нормы права строго в соот­ветствии с составом задач управления, решаемых в данной системе; во-вторых, результатом разработки является систематизированная, удобная для пользователя правовая информация.

    В условиях АСУ организация правовой информации может проис­ходить в двух формах.

    1. Нормы права применяются в процессе функционирования АСУ так же, как в традиционных системах. Все действия должностных лиц должны быть правомерными, коллизии и споры разрешаться в правовых формах и т. д, Это происходит при условии знания и учета персоналом правовых норм, которые они реализуют в процессе своей деятельности.

    Следует учитывать при этом, что совершенствование управления требует использования не только технических и математических, но и организационных факторов повышения производительности управлен­ческого труда. Необходимо наладить четкие и организованные взаимо­отношения персонала внутри системы, что достигается, в частности, использованием набора должностных инструкций и положений о струк­турных подразделениях, детально (а иногда и пооперационно) регла­ментирующих деятельность работников аппарата управления. Строгое разграничение функций уменьшает возможность коллизий, когда в одной ситуации принимаются независимо друг от друга два различных реше­ния, либо когда конкретная производственная ситуация, требующая разрешения, не урегулирована нормами права. Такие организационные сбои сводят на нет эффект, достигаемый в системе управления за счет использования прогрессивных методов и техники АСУ.

    Разработка системы взаимно согласованных и увязанных инструк­ций и положений, учет существующего правового регулирования при правильном применении и исполнении правовых норм составляют орга­низационно-правовые аспекты функционирования АСУ и опираются на традиционную форму организации правовой информации.

    2. Можно, однако, выделить и иную форму. Целесообразность и необходимость ее использования обусловлены спецификой обработки управленческой информации в АСУ при помощи ЭВМ. Разработчики АСУ правильно рассматривают правовые нормы как заданные граничные условия в системе. 4 Действительно, нормы права могут быть рассмотрены как ограничения, накладываемые на деятельность социальных систем. Между тем практика требует конкретизации такого подхода.

    Программа ЭВМ в этом случае задается таким образом, чтобы можно было установить правомерность или неправомерность вводимой информации, причем во втором случае — рассчитать санкции и выдать информацию о необходимости совершения соответствующих действий, предусмотренных правом. Для составления таких программ следует представить правовые нормы в виде алгоритмов, фиксирующих состав, и последовательность операций в соответствии с правовыми предписа­ниями.

    Автором настоящей статьи предложена методика использования алгоритмической формы организации правовой информации в решении, задач АСУ на основе обобщенного алгоритма действия правовой нормы.

    Основой для построения такого алгоритма является исследование формально-логической структуры норм права, которое позволяет не только представить ее элементы (гипотезу, диспозицию и санкцию) в формализованном виде, но и выделить два варианта действия нормы,

    При возникновении условий, указанных в гипотезе, реализуется диспозиция. Санкция в этом случае не применяется.

    III. Список использованной литературы

    1.ГОСТ 24.205-80. Система технической документации на АСУ. Требования к содержанию документов по информационному обеспечению.— М.: Гост Стандарт СССР, 1980

    2. Урсул А. Д. Информация и мышление. 2-е изд., испр. и доп. М.: Знамя, 1970

    3. Горячев В. С. Информация и ее защита // Вопросы защиты информации. М., 1994.

    4. Воскресенский Г. М. Теория и практика информационного обеспечения управления в органах внутренних дел. М., 1985. С. 21; Теория управления в сфере правоохранительной деятельности/Под ред. В. Д. Малкова. М., 1990. С. 78.

    5. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003.— 895

    Название работы: Виды обеспечения АСУ. Техническое обеспечение АСУ

    Предметная область: Информатика, кибернетика и программирование

    Описание: Организационное обеспечение АСУ представляет собой совокупность средств и методов, предназначенных для проведения технико-экономического анализа существующей системы управления, выбора и постановки задач автоматизации организационного управления предприятием, организации производства и управления в условиях АСУ.

    Дата добавления: 2013-10-22

    Размер файла: 32.5 KB

    Работу скачали: 342 чел.

    ЛЕКЦИЯ 5. Виды обеспечения АСУ. Техническое обеспечение АСУ.

    5.1. Виды обеспечения АСУ

    5.2. Техническое обеспечение АСУ.

    Виды обеспечения АСУ

    В современной АСУ выделяют следующие виды ее обеспечения:

    5 – техническое обеспечение;

    Они определяют характер работ при разработке и функционировании АСУ, а также взаимосвязь отдельных частей при ее функционировании.

    1) Организационное обеспечение АСУ представляет собой совокупность средств и методов, предназначенных для проведения технико-экономического анализа существующей системы управления, выбора и постановки задач автоматизации организационного управления предприятием, организации производства и управления в условиях АСУ. Оно необходимо для обеспечения эффективного взаимодействия персонала АСУ с комплексом технических средств в процессе решения задач управления.

    Основные функции организационного обеспечения:

    1) анализ существующей СУП и обоснования направлений повышения ее эффективности;

    2) выбор направлений совершенствования существующей СУ ;

    3) выбор, постановка и решение задач управления, обеспечивающих эффективность функционирования АСУП;

    4) формулировка требований к комплексу техн. средств (КТС) для решения выбранных задач;

    5) разработка организационных решений (состава, структуры, взаимосвязи, организации и методологии решения задач управления в АСУП и др. состава рабочих процедур и предписаний о порядке их выполнения);

    6) внедрение методов решения задач управления.

    Основой для выбора направлений организационного обеспечения при создании АСУП служат результаты предпроектного обследования предприятия и выводы о необходимости совершенствования существующей СУ.

    2) Лингвистическое обеспечение АСУ представляет собой совокупность языковых средств, используемых на разных этапах создания АСУ с целью повышения эффективности разработки и облегчения общения человека с АСУ.

    В состав лингвистического обеспечения АСУ входят : языки описания, управление и манипулирование данными информационной базы АСУ; диалоговые системы различного назначения; языковые средства систем автоматизации проектирования АСУ (в том числе языки программирования, языки моделирования, языки ППП, языки отладки и т. д.); система терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования.

    Информационное обеспечение (ИО) АСУ. Представляет собой совокупность средств и методов создания и ведения информационной базы и подразделяется на внемашинное и внутримашинное .

    Внемашинное ИО включает в себя методы анализа информации (оценка качественных и количественных характеристик), систему классификации и кодирования информации (представление в пригодном для обработки на ЭВМ виде и обеспечение информационной совместимости), методические и инструктивные материалы.

    Внутримашинное ИО включает БД (совокупность взаимосвязанных данных, используемых одним или несколькими пользователями и хранящихся с регулируемой избыточностью), СУБД (программное обеспечение для организации, накопления, ведения и доступа к данным), информационную технологию (совокупность методов и средств, регламентирующих и стандартизирующих процессы хранения и обработки данных), администрацию базы данных (БД) (персонал, обеспечивающий работоспособность БД).

    Под программным обеспечением АСУ понимается совокупность программ и программных средств для реализации всего комплекса задач автоматизированного управления на базе применения средств вычислительной техники. Структура ПО представлена на рис. 3.4.

    Операционные системы предназначены для организации вычислительного процесса. Управляющая часть обеспечивает решение задач в пакетном режиме и реальном времени, в режиме с разделением времени и мультипрограммном. Обрабатывающая часть операционной системы должна выполнять трансляцию с различных языков программирования, редактирование и объединение программных модулей, генерацию требуемой конфигурации вычислительной системы.

    Пакеты прикладных программ (ППП) представляют собой комплекс программных средств и документов, предназначенных для реализации функционально завершенного алгоритма обработки данных и обеспечивающего автоматизацию разработки рабочих программ, автоматическое управление прохождением задач. По функциям и назначению выделяют проблемно-ориентированные ППП, предназначенные для обработки данных в рамках определенной функции управления; методно – ориентированные ППП, ориентированные на решение задач, основанных на общности используемой математической модели, и пакеты общего назначения, расширение возможности операционных систем.

    Технология программирования включает методологию создания ПО и предназначена для унификации и стандартизации.

    Математическое обеспечение АСУ представляет собой совокупность средств и методов, позволяющих строить экономико-математические модели задач управления предприятием. Подробная характеристика математического обеспечения представлена на рис. 3.5.

    Под техническим обеспечением АСУ понимается КТС, обеспечивающих эффективное функционирование АСУ. КТС – это совокупность взаимосвязанных единым управлением технические устройства вычислительной и оргтехники. Основной задачей разработки ТО является выбор соответствующей конфигурации технических средств, обеспечивающих не только функционирование АСУ, но и ее дальнейшее развитие.

    Читайте также: