Что понимается под медицинским страхованием туристов

Обновлено: 16.05.2024

Туристы на маршруте могут подвергаться различным рискам, по­этому страховое обеспечение путешествий — одна из важнейших со­ставляющих работы туристской фирмы. Страхование в турбизнесе регулируется различными законодательными и нормативными актами, в том числе такими, как:

В соответствии с международным Соглашением об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевоз­ках от 13 января 1999 г. перевозчик обязан заключить со страховой компанией договор обязательного страхования пассажиров от несчаст­ных случаев. Сумма страхового взноса включается в стоимость проезд­ного документа.

Страхование в туризме позволяет обеспечить финансовые гаран­тии при возникновении необходимости возмещения ущерба. Обязан­ность страхования возлагается на туроператора, который обычно со­трудничает со страховой компанией и в ряде случаев действует от ее имени (выписывает страховые полисы). Как правило, комиссионные туристских компаний составляют 10-15% от стоимости полиса.

При возникновении страхового события застрахованный турист имеет право на получение бесплатной медицинской помощи или на возмещение понесенных расходов в пределах лимита страхового по­крытия.

Виды страхования в сфере туризма. В туристском бизнесе при­меняют различные виды страхования, но все они могут быть сведены к неимущественному и имущественному страхованию.

Неимущественное страхование или страхование здоровья и жиз­ни путешественников применяется в виде двух схем:

1) компенсационное страхование;

2) сервисное страхование, или ассистанс.

Компенсационное страхование. При возникновении заболевания или несчастного случая путешественник сам оплачивает предоставля­емое ему медицинское обслуживание, а по возвращении из путеше­ствия предъявляет счета страховой компании, которая компенсирует понесенные расходы в пределах лимита страховой ответственности.

Иной механизм имеет сервисное страхование. В случае наступле­ния страхового события турист должен позвонить диспетчеру компании-ассистанса, сообщить номер полиса, фамилию и рассказать, что с ним произошло. После получения информации от больного диспет­чер перезвонит и порекомендует ближайшее лечебное учреждение, с ко­торым у страховой компании есть договор. При данной схеме страхова­ния страховая компания сама оплачивает медицинские услуги, но так же как и при компенсационном страховании – в пределах лимита страхо­вой ответственности. При поездках в европейские страны, США, Авст­ралию лимит страховой ответственности составляет обычно 30 – 40 тыс. дол. США. Страховой взнос для этого лимита равен 1 – 3 дол. США за каждый день пребывания туриста за рубежом; с увеличением длительности страхового периода ежедневный размер взноса уменьшается.

Застрахованный турист получает полис страховой компании. В нем указаны телефоны экстренной медицинской помощи и правила поведения в случае возникновения заболевания. Клиентам страховой компании оказывается медицинская помощь, в экстренных медицинских случаях предоставляется транспорт, гарантируется транспорти­ровка под медицинским наблюдением.

Наличие страхового медицинского полиса – необходимое усло­вие для получения въездной визы большинства европейских государств (Австрии, Англии, Германии, Голландии, Италии, Франции, Швейцарии и др.), а также США и стран Юго-Восточной Азии. Медицинское страхование — это единственный способ предотвратить зна­чительные денежные затраты в случае болезни или травмы во время зарубежной поездки. При отсутствии страхового полиса счет за оказание медицинской помощи может многократно превысить стоимость туристской путевки.

Имущественное страхование предусматривает гражданскую ответственность владельцев автотранспортных средств и ответственность перевозчиков. При страховании гражданской ответственности тури­стов, выезжающих за рубеж на собственном автотранспорте, можно выбрать различные страховые тарифы, которые будут зависеть от страховой компании, типа полиса, вида транспортного средства, продол­жительности выезда и других факторов. Наиболее широко распро­странены три вида полисов, называемые зелеными картами: SOVAG, Easti Aeromet и PZV. Тарифная ставка полисов дифференцируется по срокам: до 15 дней, на 1 месяц, на 3 месяца.

К другим разновидностям имущественного страхования относят­ся страхование по причине:

• неполучения выездной визы при своевременной подаче доку­ментов на оформление;

• неправильного оформления выездных документов в случаях, не зависящих от туристских фирм и застрахованного лица (например, страхование расходов при переносе сроков вылета по вине авиакомпа­нии);

• отказа в открытии визы;

• срыва поездки из-за смерти, болезни или травмы туриста или его родственника;

• утраты или порчи багажа.

Лимит ответственности по этим видам страхования обычно не превышает 3—5% от стоимости путевки.

Большие перспективы имеет программа страхования ответствен­ности туристских фирм за неисполнение обязательств перед клиентами. Этот вид страхования широко распространен в мировом тур-бизнесе, особенно в тех странах, где туристские услуги подлежат обязательной сертификации.

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, стра­ховая организация освобождается от ответственности по выплате страхового возмещения. Это становится возможным, если страховые слу­чаи наступили вследствие воздействия радиоактивного заражения; при осуществлении военных действий или маневров, в условиях граж­данской войны, народных волнений или забастовок. Страховщик ос­вобождается от выплаты страхового возмещения за убытки, возник­шие в результате изъятия, конфискации, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.

У туристов, часто выезжающих за рубеж, пользуется популярно­стью льготная карта Международной ассоциации пассажиров авиалиний IAPA. Эта карта обеспечивает страховку, достигающую 500 тыс. дол. США, и различные льготы за рубежом:

• по оплате гостиницы (от 10 до 40%) в 4 тыс. отелей по всему миру;

• по оплате автомобиля, взятого напрокат (до 30%).

В ряде случаев предусмотрены другие льготы: поиск утерянного багажа, возобновление за счет IAPA утерянных авиабилетов, защита кредитных карт, предоставление VIP-залов в аэропортах, льготы на услуги в бизнес-центрах и т.д.

Российско-английское представительство IAPA находится в Моск­ве. Карта IAPA распространяется более чем в 100 странах мира. Для получения карты необходимо заполнить договор и внести вступительный регистрационный взнос в размере 200 дол. США, ежегодный взнос колеблется от 99 до 249 дол. США в зависимости от размера страхового покрытия. Владелец карты ежемесячно получает дополнительную информацию по предоставляемым услугам: новые каталоги, измене­ния и дополнения по льготам в различных отелях мира и др.

Требования к содержанию страхового полиса установлены депар­таментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации. В паспортной части полиса указываются реквизиты стра­ховой компании, перечень рисков и сумма ответственности страхов­щика, все данные о застрахованном лице, сроки и территория страхового покрытия. В основной части полиса излагаются полные правила страхования, исключающие любые неясности для клиентов.

Медицинское обеспечение путешествий. Туристы или экскурсанты, планирующие посетить ту страну или местность, в которых они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны принять меры по их профилактике в соответствии с между­народными медицинскими требованиями.

ЮНВТО ежегодно публикует список стран, не рекомендуемых для посещения туристами по соображениям противоэпидемической безопасности. В этом списке регулярно фигурируют страны Центральной Африки с высоким уровнем СПИДа, некоторые страны Юго-Восточной Азии, в которых велика опасность заражения малярией или холерой. Наибольшая эпидемиологическая опасность существует в Ин­дии, Египте, Марокко и Гамбии. Неблагополучная эпидемическая об­становка отмечается в Тунисе, Кении, Турции, Индонезии, Китае и Таи­ланде. В этих странах туристы должны особенно тщательно следить за гигиеной питания и потребления воды и напитков. Для питания реко­мендуется выбирать рестораны с устоявшейся репутацией.

Некоторые инфекционные заболевания представляют наиболь­шую опасность как для туристов, так и для местного населения. К та­ким заболеваниям относятся чума, холера, желтая лихорадка, маля­рия.

Чума — одно из острых инфекционных заболеваний из группы особо опасных инфекций. Чумой болеют как животные, так и люди. Возбудитель чумы постоянно существует в природе, поражая грызунов, которые являются основными носителями этой инфекции. Возбудители чумы переносятся блохами, паразитирующими на грызунах.

Заражение чумой происходит через кожу вследствие укуса инфицированных блох или контакта с инфицированными грызунами. В этом случае человек заболевает кожно-бубонной, бубонной формами чумы, при которых увеличиваются лимфатические узлы. При не­своевременно начатом лечении бубонная форма чумы может ослож­ниться легочной. Легочная форма чумы наиболее тяжелая, кроме того, она чрезвычайно опасна для окружающих. Поэтому при нахождении туристов в эпидемиологически неблагополучных районах важно свое­временное обращение к врачу при внезапном появлении таких симптомов, как высокая температура, озноб, сильная головная боль, тяже­лое гнетущее состояние, затрудненное дыхание, кашель с кровью.

Для предупреждения заболевания чумой необходимо строго соблюдать ограничительные меры, определенные для каждой страны, где имеются природные очаги этого заболевания.

Холера — особо опасное инфекционное заболевание. Инкубационный (скрытый) период составляет от нескольких часов до пяти дней. Возбудители холеры — вибрионы — проникают в организм человека через рот вместе с загрязненной водой и пищей,

В настоящее время наиболее неблагополучны по холере:

• на европейском и азиатском континентах: Индия, Лаос, Индонезия, Иран, Ирак, Турция, Афганистан, Китай, Вьетнам, Монголия;

• на американском континенте: Боливия, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Перу, Сальвадор;

• на африканском континенте: Ангола, Бурунди, Гана, Гвинея, Нигерия, Сомали, Чад, Уганда, Танзания, Сьерра-Леоне.

Основной путь распространения инфекции — через воду, в кото­рую вибрионы попадают вместе с испражнениями больного человека. Реки и пруды могут быть заражены водами канализационных стоков. В организм человека возбудитель холеры может попасть при заглаты­вании воды во время купания, через посуду, овощи и фрукты, вымытые сырой водой. Факторами риска могут быть пищевые продукты, инфицированные в процессе их транспортировки, приготовления и хранения.

Наиболее опасны продукты, которые не подвергаются тепловой обработке — студни, салаты, сырые фрукты, молоко. Заражение воз­можно и через загрязненные предметы обихода, например через посуду и постельное белье.

Характерный признак холеры – желудочно-кишечное расстройство, приводящее к обезвоживанию организма, что крайне опасно для жизни человека. При появлении симптомов, которые могут свидетельствовать о заболевании холерой, необходимо немедленно обратиться за помощью к врачу. Самолечение может привести к самым трагическим последствиям.

Прививка от холеры малоэффективна – иммунитет к заболеванию наступает не сразу и быстро проходит. Профилактические проти­вохолерные лекарства небезразличны для организма и тоже не обеспечивают стопроцентной защиты.

Желтая лихорадка — острое вирусное заболевание, передаваемое комарами. Распространено в странах с тропическим и субтропическим климатом. Заразиться желтой лихорадкой можно как в природных условиях, так и в городах. Инкубационный период от момента зараже­ния до первых клинических признаков заболевания достигает 3—6 дней. Заболевание характеризуется выраженными токсическими явления­ми: высокой температурой, головной болью, кожной сыпью. Возможен летальный исход.

Желтая лихорадка распространена в Анголе, Боливии, Бразилии, Гане, Камеруне, Кении, Колумбии и некоторых других странах африканского континента. При выезде в эти страны или проезде транзитом с остановкой требуется международное свидетельство о вакцинации против желтой лихорадки. Прививки проводятся не позднее чем за 10 дней до выезда. Иммунитет сохраняется 10 лет.

Лицам, привитым против желтой лихорадки, выдается свидетельство международного образца о проведенной вакцинации. В этом свидетельстве на английском и французском языках указываются паспор­тные данные привитого, фамилия врача, сделавшего прививку, данные о вакцине и о ее изготовителе. Без этого сертификата туриста не допу­стят к рейсу.

Малярия – тяжелое инфекционное заболевание, широко распространенное в странах с тропическим и субтропическим климатом. Заражение происходит при укусах малярийных комаров. Известны четыре формы малярии, из которых наиболее тяжелая — тропическая, распространена в странах Африки. Инкубационный период длится от семи дней до месяца при тропической малярии и до трех лет при дру­гих формах. Симптомы заболевания — повышение температуры тела, озноб, сильное потоотделение, головная боль, слабость. При тропиче­ской малярии без проведения своевременного специфического лече­ния возможен смертельный исход.

Ареал малярийных зон на карте мира охватывает почти всю Азию, в том числе всю территорию КНР и Таиланда, Южную, Центральную Америку и Африку, за исключением нескольких небольших районов.

Для профилактики малярии необходимо раз в неделю принимать сульфаниламидные препараты. Их прием надо начинать за неделю до выезда в неблагополучные районы, продолжать весь период пребыва­ния в опасном районе и месяц после возвращения. Выбор препарата зависит от страны пребывания, доза определяется врачом.

Во время нахождения в малярийной местности следует оберегать тело от укусов комаров. Для предотвращения проникновения кома­ров в помещение окна и двери должны быть закрыты сеткой. Для за­щиты от комаров рекомендуется применять отпугивающие средства (репелленты), электрофумигаторы, а спать обязательно под пологом. Антикомариные пологи над кроватью, пропитанные инсектицидами, при ежесуточном их использовании обеспечивают резкое снижение заболеваемости малярией.

Однако при всей важности этого постановления его выполнение представляет определенные трудности. Турфирмы не имеют в штате врачей или фармацевтов, а также соответствующей лицензии на медикаментозную профилактику малярии и, следовательно, не могут обеспечивать туристов лекарственными препаратами. Но они должны предпринять все меры для информирования туристов о возможном не­благоприятном исходе поездки и предложить приобретение специфи­ческих средств профилактики у соответствующих специалистов.

Руководитель туристской группы и туристы должны знать, как свести к минимуму риск заражения инфекционными заболеваниями. Для этого необходимо:

• употреблять только гарантированно безопасную воду и напит­ки (кипяченая и питьевая вода и напитки в фабричной упаковке);

• тщательно мыть фрукты и овощи безопасной водой;

• не есть продукты, купленные у лоточников, и в не сертифици­рованных государством кафе и ресторанах;

• при купании в водоемах и бассейнах не допускать попадания

• соблюдать правила личной гигиены.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите факторы риска, с которыми могут встретиться туристы.

2. Какие наиболее существенные биологические факторы риска мо­гут представлять угрозу здоровью и даже жизни туристов на внут­ренних российских маршрутах?

3. Какие действия должен предпринять турист, оказавшись в задым­ленном номере гостиницы?

4. Какие методы используются при контроле безопасности обслужи­вания туристов?

5. Какими законодательными и нормативными актами характеризу­ется страхование в туризме?

6. В чем вы видите несовершенство законодательной базы страхова­ния в туризме?

7. Какие виды страхования распространены в сфере туризма?

8. Перечислите разновидности имущественного страхования, приме­няемого в туризме.

9. Что понимается под медицинским страхованием туристов?

10. Если турист оплачивает страховку в офисе турфирмы, должен ли он в случае наступления страхового события предъявлять претен­зии за неполученную или полученную в ненадлежащем объеме по­мощь по страховке туристскому предприятию? Несет ли турфирма в этом случае солидарную ответственность?

11. Какие страны не рекомендуются для посещения туристами ввиду высокой опасности заражения инфекционными заболеваниями?

Наша жизнь — непредсказуема, поэтому страховка — одна из самых оправданных инвестиций перед путешествием. Страхование поездок позволяет:

  • Возместить непредвиденные расходы;
  • Получить бесплатную медицинскую помощь;
  • Получить консультацию онлайн (в случае стрессовой ситуации).

Оформите страховку, если вы планируете путешествие по России или за рубеж, собираетесь заниматься на отдыхе экстремальными видами спорта, едете с детьми!

Виды страхования путешественников

Медицинское страхование

виды страхования путешественников

Покрывает риски болезни, смерти, несчастных случаев, угрожающих жизни, здоровью (список страховых случаев каждая компания утверждает самостоятельно). Является обязательным документом для получения визы за рубеж и въезда в безвизовые страны. Застрахованное лицо получает компенсацию стоимости:

  • Лекарств, выписанных врачом (из списка, утвержденного СК);
  • Лечения в стационаре;
  • Доставки в больницу для оказания неотложной медицинской помощи;
  • Возвращения на родную землю (при условии невозможности предоставления медицинской помощи на месте или когда расходы по госпитализации за границей превышают лимит страхования).

В страховой пакет страховщики могут включать другие услуги разного характера, например, в страховых обязательствах прописывают возможность визита родственников к заболевшему (если он в критическом состоянии), досрочное возвращение домой в случае смерти кого-то из родных и другие услуги, согласованные с клиентом.

Страховым случаем признают внезапную болезнь (на территории действия страховки), не связанную с хроническими заболеваниями застрахованного лица. Цена страховки зависит от места поездки, времени и цели пребывания за границей. Стандартный полис на 7 дней обойдется около 10 евро ( с покрытием 30 000 €). Самый дешевый полис для путешествий по всему миру стоит около 100 евро (покрытие — 75 000 €). Для рабочих поездок представителей рискованных профессий, отдыха любителей экстремальных видов спорта, учащихся устанавливают особые тарифы, которые повышают стоимость полиса на 25-100%, поскольку СК относят этих клиентов к группам риска. Не стоит экономить на страховке при путешествии в страны с дорогой медициной (Израиль, Япония, Америка).

Срок действия полиса — на время поездки, на год.

Страхование от несчастных случаев

Добровольный вид страхования. Обеспечивает материальную поддержку застрахованного и членов его семьи в непредвиденных ситуациях, которые привели к:

  • Получению травмы;
  • Госпитализации и хирургической операции;
  • Инвалидности (сразу или в течение года после НС);
  • Гибели.

В расширенный пакет страхования СК могут включать риск диагностирования у застрахованных лиц критически опасных заболеваний (инсульт, рак, инфаркт и другие).

Не является страховым случаем умышленное причинение вреда собственному здоровью, обострение хронических заболеваний и ряд других ситуаций, предусмотренных договором страхования. Полис не покрывает расходы, если клиент находился под воздействием алкоголя, наркотических препаратов, токсических веществ или совершил противоправные действия. Обычно страховые компании не заключают договоры с гражданами, страдающими тяжелыми заболеваниями, имеющими инвалидность I,II группы.

Срок страхования — на время отпуска, выполнения служебных обязанностей, спортивных соревнований (от 1 дня до года).

Страхование гражданской ответственности

Страховка покрывает ущерб (физический или имущественный), причиненный третьим лицам в стране пребывания. Факт причинения ущерба и его размер подтверждается документами медицинских учреждений, полиции и других компетентных органов. При рассмотрении заявления на возмещение СК имеет право привлекать независимых экспертов для определения реального размера беды.

Страхование от невыезда

Полис защищает застрахованного туриста от возможных расходов из-за отмены поездки по независящим от него обстоятельствам:

  • Отказ в визе;
  • Болезнь или расстройство здоровья;
  • Гибель имущества;
  • Вызов в суд, на военную службу;
  • Задержка/отмена рейса;
  • Потеря, утрата документов.

Страховка не покрывает случаи, произошедшие по вине туриста, если он находился в состоянии алкогольного опьянения или событие связано с протеканием беременности, психическими заболеваниями, пластической хирургией, протезированием. Полный список исключений каждая страховая компания публикует в своих Правилах страхования. Рекомендуем изучить его при покупке полиса для поездки.

Обычно договор оформляют не менее чем за 7 дней до отъезда, но можно застраховаться и во время путешествия. При этом события, которые произошли до даты страхования, не будут признаны страховыми случаями.

Действие полиса распространяется на родственников, супругов, детей, выезжающих вместе с застрахованным гражданином. Средняя стоимость страховки от невыезда — 6-8% стоимости туристической путевки. Франшиза не применяется.

Страхование багажа

Полис предназначен туристам, отправляющимся в поездку на самолете. По условиям Варшавской конвенции, регулирующей международные воздушные перевозки, пассажирам обязаны компенсировать пропажу/порчу имущества, произошедшую по вине авиакомпании. Сумма компенсации составляет 15-25 долларов за каждый килограмм веса багажа. То есть, за одну сумку человек получит, максимум, 250 $. Если в чемодане — дорогие вещи, обувь, то такое возмещение не покроет убытков. Туристам, отправляющимся в путешествие, рекомендуем оформить страховку багажа, которая возместит реальную стоимость утраченного. Срок страхования — на время перелета, на время всей поездки.

Отказ в страховых выплатах:

  • Нарушение условий хранения вещей собственником, халатное отношение;
  • Порча имущества насекомыми, грызунами;
  • Радиоактивное заражение;
  • Конфискация имущества по решению суда или других уполномоченных органов.

Если вылет отменили, а в это время закончился срок страховки, за порчу/потерю багажа отвечает его владелец.

Рекомендации по выбору страховки

страхование поездок

Покупка полиса в надежной страховой компании позволит избежать многих проблем, связанных с оформлением договора, получением помощи, выплатой компенсации.

Стоимость страховки зависит от:

Экстремальный отдых — коэффициент, повышающий стоимость страховки, поскольку увеличивается риск травматизма. К опасным видам спорта относятся горный туризм, альпинизм, рафтинг, горные лыжи и другой экстрим. Срок действия такого полиса должен покрывать все время поездки (по количеству дней и длительности пребывания в стране), медицинскую помощь, эвакуацию, оплату непредвиденных расходов. Страховая сумма не должна быть меньше 2 млн.руб.

Если у вас достаточно собственных средств, покупайте страховку с компенсационным возмещением туристических рисков — в поездке за все непредвиденные расходы вы платите сами, а по прибытии домой получите компенсацию. Второй вариант — сервисное возмещение, когда путешественник получает финансовую поддержку (в пределах страховой суммы) в месте пребывания.

При наступлении страхового случая позвоните в сервисную службу своей СК (номер указан в полисе), сообщите свои данные, номер полиса и ситуацию. Сохраняйте все документы, подтверждающие наступление страхового события, иначе все расходы понесете вы, а не страховщик.

Наличие полиса медицинского страхования является обязательным условием для въезда граждан России на территорию ряда иностранных государств. В настоящее время такое требование установлено Австрией, Бельгией, Грецией, Данией, Исландией, Испанией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Францией, ФРГ, Финляндией, Швецией, Израилем, Литвой, Чехией, Эстонией, другими странами. При обращении за визами этих государств граждане России должны предоставить полис медицинского страхования, действительный на весь срок их пребывания за границей. Информацию о том, полисы каких российских страховых организаций принимаются к рассмотрению, можно получить в консульских отделах посольств и генеральных консульствах (консульствах) указанных государств на территории Российской Федерации.При въезде граждан Российской Федерации в другие государства медицинское страхование осуществляется на добровольной основе. Рекомендуется, однако, оформить медицинскую страховку в любом случае, так как ее отсутствие (или небрежное ее оформление) может обернуться крупными расходами, например в случае болезни или несчастного случая.

В случае поездки за границу при заключении соответствующего договора со страховой компанией рекомендуется ВНИМАТЕЛЬНО ОЗНАКОМИТЬСЯ С ЕГО УСЛОВИЯМИ.

Однако просто застраховаться еще недостаточно: чтобы страховка вступила в силу, необходимо соблюдать несколько важных правил.

Как себя вести, если наступил страховой случай?

Если наступил страховой случай (болезнь, травма, другие определенные договором инциденты) и возникла необходимость приобрести лекарства или обратиться к врачу — ВАЖНО СРАЗУ поставить в известность свою страховую компанию, позвонив оператору по указанному в договоре/страховом полисе номеру телефона. Не бойтесь языкового барьера — оператор должен говорить на русском языке. Лишь четкое следование указаниям оператора обеспечит возмещение расходов. Важно помнить, что у многих страховых компаний такие звонки для застрахованных лиц осуществляются на бесплатной основе (это положение, кстати, обязательно оговаривается в страховом полисе).

Посещение врача

Если оператор направил туриста к врачу, в США и большинстве европейских стран в больницу придется добираться самостоятельно. В некоторых государствах врач выезжает к больному. В задачу пострадавшего входит четко и ясно объяснить, что случилось. Выход из ситуации подскажет оператор. Медицинские услуги оплачиваются по страховке. Возможно, пациенту придется самостоятельно платить за лекарства, купленные по указанию врача, но, по возвращении, при наличии сохраненных рецептов и чеков, вся потраченная сумма может быть компенсирована.

В экстренном случае, если у пострадавшего нет времени или возможности сначала позвонить в страховую компанию, это необходимо сделать сразу же как только неотложная помощь будет оказана. В любом случае надо помнить, что пострадавший при первой же возможности должен проинформировать свою страховую компанию о том, что ему была в соответствующих обстоятельствах оказана экстренная медицинская помощь. Помните, что срок страховки в большинстве случаев жестко ограничен временем вашего пребывания за границей.

Кто за что платит

Если путешественник застрахован, произошедший с ним инцидент отвечает условиям страхового случая, а также все соответствующие требования выполнены правильно — лечение пострадавшего будет бесплатным, а если какие-то деньги и будут потрачены, то их должны потом вернуть.

Все крупные траты за лечение страховая компания оплачивает сама. Однако мелкие расходы туристу, возможно, придется покрыть самостоятельно (например, доехать на такси до больницы или купить в аптеке лекарства по рецепту, выписанному лицензированным страховой компанией врачом). В этом случае важно сохранить все чеки, чтобы потом предоставить их страховой компании в России.

Алкогольное опьянение

Страховая компания может отказать в оплате лечения, если выяснится, что заболевание или травма вызваны алкогольным опьянением.

Хронические заболевания

Помните, что страховые компании чаще всего не признают страховым случаем хронические заболевания.

Дополнительно

Существует вариант, при котором в больнице, куда туриста направил оператор страховой компании, за оказанные услуги попросят заплатить сразу. Для решения проблемы необходимо опять связаться с оператором. Если вы можете заплатить эту сумму, а страховая компания гарантирует ее последующее возмещение, рекомендуется оплатить. Вполне вероятно, что нужной суммы у туриста может не оказаться, тогда необходимо объяснить ситуацию оператору и ждать разрешения вопроса.

В самом крайнем случае турист может самостоятельно обратиться к врачу и оплатить лечение. Тем не менее страховую компанию необходимо поставить в известность своевременно и записать регистрационный номер вашего страхового случая. Чтобы вернуть потраченную денежную сумму, необходимо предоставить справку о медицинском освидетельствовании от врача из больницы, в которой должна быть указана информация о диагнозе, лечении и детализированной стоимости оказанных услуг, а также реквизиты медицинского учреждения.

Наиболее распространенные ошибки

Потеря страхового полиса является определенной проблемой, поскольку в больнице может потребоваться его оригинал. В случае утраты полиса, важно знать название компании-страховщика и телефон. Достаточно позвонить в страховую компанию и объяснить ситуацию.

Тем не менее, туристу следует беречь страховой полис и держать его вместе с удостоверяющими личность документами, а также туристической путевкой в сохранном месте, например гостиничном сейфе. Куда бы вы ни пошли, у вас всегда при себе должен быть номер вашей страховки и телефоны, по которым необходимо звонить в случае необходимости. Некоторые страховые компании, заботясь об удобстве туристов, прилагают к полису визитную карточку, на которой записаны ваши данные, номер страховки и экстренный телефон.

Если вы лечились самостоятельно, не поставив страховую компанию в известность о вашей болезни, то деньги, скорее всего, вернуть не получится. Заверения в том, что вы не могли дозвониться по указанному телефону, не помогут. Страховщики утверждают: если турист не может прозвониться к оператору, значит он неправильно набирает номер. Рецепты и чеки страховщики принимают только от "лицензированных"/указанных ими врачей, так что если лекарства были выписаны другим врачом (к примеру доктором из отеля проживания), вернуть деньги также не получится.

Кроме того помните, что строго не рекомендуется отдавать свой паспорт и страховой полис кому бы то ни было (ни гиду, ни старшему по туристической группе, ни врачу в отеле). В последнее время в ряде курортных стран имели место случаи страхового мошенничества, основанного на подделке иностранными докторами историй болезни в целях последующего получения необоснованных выплат от российских страховых компаний. При передаче страхового полиса повышается риск оказаться соучастником уголовно наказуемого мошенничества.

Регистрационные данные по вашей страховке необходимо сообщать только оператору службы-поддержки вашей страховой компании или "лицензированному"/указанному страховщиком лечащему врачу. Если с вашим страховым полисом что-либо произошло либо он утрачен, следует немедленно поставить в известность страховую компанию.

Срок действия страхового полиса в разных компаниях определяется по-разному. Иногда он начинается уже с момента прохождения паспортного контроля в российском аэропорту, а иногда — с момента пересечения границы иностранного государства. То есть совсем необязательно, что страховка покрывает травмы, полученные на борту самолета. Определенные разочарования, связанные со страховкой, ждут туриста и на курорте — не стоит забывать, что далеко не все несчастные случаи являются страховыми.

Необходимо обратить внимание потребителя туристических услуг, что турфирмы делятся на туроператоров и турагентов. Оператор непосредственно формирует тур (разрабатывает маршрут, заключает договоры с отелями и т. д.), агентство занимается реализацией - продает путевки. Туроператор может предложить Вам только сформированный им туристский продукт, а турагент имеет возможность предложить Вам туристские продукты многих туроператоров. Чтобы Ваш отдых получился приятным во всех отношениях необходимо знать свои права и обязанности.


Права туриста

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

  • необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там и т.д;
  • свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
  • обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
  • возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
  • беспрепятственный доступ к средствам связи.

Обязанности туриста

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

Договор о покупке туристского продукта должен быть заключен в письменной форме. При составлении и заключении договора целесообразно воспользоваться услугами юриста для исключения случаев отсутствия в договоре всех обязательных условий.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

После оформления тура у вас на руках должны быть следующие документы:

  1. Договор;
  2. Документ, подтверждающий оплату тура (как правило, это либо путевка, либо кассовый чек);
  3. Туристская путевка;
  4. Ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания. Ваучер выдается в трех экземплярах: один остается в агентстве, второй - у туриста, третий предъявляется в стране пребывания. Если вам выдали один экземпляр, сделайте его ксерокопию;
  5. Информация о стране либо программа пребывания;
  6. Авиа- и (или) ж/д билеты;
  7. Медицинская страховка;
  8. Загранпаспорт и виза (если она требуется).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 г. № 1852 определен порядок оказания услуг по реализации туристического продукта. В соответствии с пунктом 21 указанных Правил каждая из сторон договора о реализации туристического продукта вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

  • ухудшение условий путешествия, указанных в договоре о реализации туристического продукта;
  • изменение сроков совершения путешествия;
  • непредвиденный рост транспортных тарифов;
  • невозможность совершения потребителем поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь потребителя, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

В случае неудовлетворенности полученными услугами в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил потребитель вправе обратиться с претензией к качеству туристского продукта. Требования предъявляются потребителем туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.

Безопасность туристских услуг

Потребитель имеет право на то, чтобы услуги, входящие в туристский продукт, и процесс их оказания должны быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также не причинять ущерба материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства.

Под безопасностью туристской услуги понимается отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туриста во время совершения путешествия (экскурсии), а также в местах пребывания на маршруте (ГОСТ 32611-2014).

  • на оплату медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, оказанной туристу на территории страны временного пребывания;
  • на оплату медицинской эвакуации.

Договор страхования может также предусматривать выплаты в связи с утратой личного имущества или возмещений, покрывающих иные убытки туриста. Если убытки потребителя не покрыты страховыми выплатами, то соответствующие требования (например, компенсация за утраченные личные вещи, одежду, компьютерную технику, фотоаппаратуру и пр.) могут быть адресованы непосредственно туроператору.

Оказание экстренной помощи

Экстренная помощь – это действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма.

Оказание экстренной помощи туристам в случае неисполнения туроператором своих обязательств по договору в части неоказания полностью или частично входящих в него услуг порядок и условия при оказании экстренной помощи определяются Правилами оказания экстренной помощи туристам и Правилами финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2020 г. № 1209 (далее Правила).

В случае прекращения туроператором деятельности туристам бесплатно оказывается следующая помощь:

  1. перевозка из страны пребывания в место окончания путешествия;
  2. оплату услуг по размещению туриста в гостинице или ином средстве размещения на срок до начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия в соответствии с договором;
  3. доставку туриста от места расположения гостиницы или иного средства размещения в стране временного пребывания до пункта начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия (трансфер);
  4. обеспечение оказания туристу медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, а также правовой помощи и иных видов неотложной помощи;
  5. обеспечение хранения багажа.

Обращение туриста должно содержать следующую информацию:

  • фамилия, имя и отчество туриста (туристов);
  • адрес места нахождения туриста (туристов);
  • номер договора о реализации туристского продукта и наименование туроператора (турагента);
  • контактная информация автора обращения;
  • обстоятельства (факты), свидетельствующие о невозможности исполнения, неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Решение об оказании туристу экстренной помощи или об отказе в ее оказании принимается объединением туроператоров не позднее 24 часов с момента получения им обращения туриста. Решение доводится объединением туроператоров до автора обращения немедленно всеми доступными средствами связи.

ВАЖНО! Действие указанных Правил не распространяется на случаи эвакуации по решению Президента Российской Федерации российских туристов с территории иностранного государства в связи с возникновением угрозы безопасности их жизни и здоровью.

Страхование потребителей от заболеваний и несчастных случаев в сфере выездного туризма

Действующим законодательством РФ не установлена обязанность туристов, выезжающих за пределы РФ страховаться от заболеваний и несчастных случаев. Однако в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий. В этом случае отношения будут регулироваться положениями главы 48 Гражданского кодекса РФ (часть вторая). Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания.

Ответственность исполнителя при нарушении прав потребителя

В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания угрозы безопасности жизни и здоровья потребителя, а равно опасности причинения вреда его имуществу, потребитель вправе обратиться к исполнителю с письменным заявлением о расторжении договора о реализации туристского продукта, либо его изменении.

При расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия в связи с наступлением обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, потребителю возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных потребителю услуг.

Способы восстановления нарушенных прав

  1. Предъявление претензии об изменении условий договора, либо о расторжении договора в связи с наступлением обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания угрозы безопасности их жизни и здоровья;
  2. Обращение в суд с исковым заявлением с требованием о расторжении договора о реализации туристского продукта, его изменении, возмещении убытков и иных требований.
  3. Административная ответственность.

Несоблюдение туроператором (турагентам) обязанности по информированию туристов о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения в странах, куда они направляются, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

ВАЖНО!

Поскольку в настоящее время существуют ограничения по въезду в иностранные государства, перед покупкой тура в иностранное государство, рекомендуем внимательно ознакомиться с информацией, размещенной на официальном сайте РОСТУРИЗМА.

Если Вам требуется консультация, Вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей.

На базе Консультационного центра осуществляется также оказание услуг по составлению претензий, жалоб, исковых заявлений, приведению независимых экспертиз.

© Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области", 2014-2022 гг.

Читайте также: