Что помогает созданию приятной атмосферы в классной комнате участие детей в оформлении класса

Обновлено: 10.05.2024

Цель: учить детей ухаживать за игрушками. Приучать, чтобы у каждой игрушки было свое место. Учить детей протирать игрушки из пластмассы. Учить обрабатывать мягкие игрушки.
Активизация словаря: словосочетания: Протереть влажной тряпочкой мяч, куклу, машинку и т. д. Выхлопать на свежем воздухе мишку. Выстирать пушистого
зайца в стиральной машинке. Высушить игрушки на солнце.
Оборудование: картинки, игрушки, таз: водой, тряпочки.

Оценить 352 0

Занятие 9

Цель: учить детей ухажи вать за игрушками. Приучать, чтобы у каждой игрушки было свое место. Учить детей протирать игрушки из пластмассы. Учить обрабатывать мягкие игрушки.

Активизация словаря: словосочетания: Протереть влажной тряпочкой мяч, куклу, машинку и т. д. Выхлопать на све жем воздухе мишку. Выстирать пушистого

зайца в стиральной машинке. Высушить игрушки на солнце.

Оборудование: картинки, игрушки, таз : водой, тряпочки.

Воспитатель. Мы находимся в комнате, которая называется классная комната. Что вы видите в нашей комнате? (ответы детей).

- Какие игрушки есть у нас в комнате? И т.д.

- Зачем нам нужны столы и стулья? (ответы детей).

- Почему столов и стульев так много? (ответы детей).

- Посмотрите, у нас в классной комнате еще есть различные комнатные растения. Они украшают нашу комнату, но чтобы они были такими красивыми, за ними надо ухаживать. Мы, воспитатели, научим вас этому.

- Ребята, посмотрите вокруг, какого цвета наша классная комната? (ответы детей).

- Какого размера наша комната? (ответы детей).

- Где пол? (ответы детей). Потопайте по полу ножками.

- Где потолок? (ответы детей). Достаньте ручками потолок, потянитесь выше.

- Вот какая высокая у нас комната.

- А почему свет не горит, а в группе светло? (ответы детей).

- Давайте назовем все слова, какая наша группа? (ответы детей).

Физкультминутка

Потолок наверху, (потянулись руками вверх)

пол он низко, пол внизу, (потопали ногами)

Наша группа широка (руки в стороны)

Всем нам нравится она (хлопки в ладоши).

Цель: учить действовать в соответствии с заданием, побуждать к самостоятельности.

Воспитатель предлагает дать поручения и киске: просит ее вытереть тряпочкой стол в кукольном уголке. Поручения даются каждому ребенку. Киска громко звонит в колокольчик и хвалит каждого ребенка за выполненное поручение. Киска показывает воспитателю, как чисто стало в комнате, и говорит:

Я поставлю в шкафчик миску,

Вытру крошки со стола,

Я - хозяйственная киска,

Тут порядок навела.

В нашей группе все друзья. (дети ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший - это я. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

Цель: учить проявлять заботу и внимание к маме.

Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, любят ли они своих мам. Затем спрашивает, кто, как помогает маме, и предлагает рассказать об этом.

Испекли мы сами,

Мы подарим маме.

Затем воспитатель хвалит детей и приглашает поплясать под веселую музыку.

Девочки и мальчики приготовьте пальчики

Будут наши пальчики играть, наших деток забавлять

Утром рано мы проснулись, вверх скорее потянулись (из кулачка пальчики разгибаются вверх).

Наши пальчики, ребятки дружно делают зарядку

Вверх, вниз, вверх, вниз, в кулачок и разожмись (из кулачка выпрямляем пальчики)

Поздороваться нам надо (прикасаются поочерёдно, каждым пальцем к большому пальцу).

Пальчик мальчик, пальчик папа

Запираем на замок (переплетают пальчики в замок)

Чтоб открыть ни кто не мог (руки в замке выворачиваем от себя, вытягиваем перед собой)

Потрясём теперь кистями (трясут кистями рук)

Стали пальчики друзьями (обхват рук).

Вот и кончилась зарядка, вам понравилось ребятки?

Ручки наши не играют, на коленках отдыхают.

Заключительный этап (рефлексия): Ребята, у вас хорошее настроение, вы молодцы.

В качестве итога сегодняшней встречи нам предстоит выработать определение ключевых проблем и определить направления совместных действий по созданию благоприятного микроклимата в детском коллективе.

Почему мы решили обратиться к этой проблеме?

Потому что наличие в школе и классе благоприятного морально-психологического климата является важным условием благополучного развития личности школьников. И классному руководителю принадлежит особая роль – создание атмосферы психологической комфортности для каждого ребёнка.

1.Сейчас я попрошу вас ответить на вопрос в нескольких словах:

Сл .- Что такое благоприятный микроклимат в классном коллективе?

Например - В классе каждый ребёнок чувствует себя защищённым.

- Неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание.

- Здесь всегда поддерживают слабых учащихся

- Детям нравиться участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

- Успехи других не вызывают зависть или злорадство.

- В классе нет конфликтующих между собой группировок.

- Новички не чувствуют себя лишними, чужими.

- Дети быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело.

Итак, климат называют благоприятным, если в группе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом. Если в группе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Каждый учащийся в классе с благоприятным психологическим климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения.

2.Мы регулярно проводим диагностику психологического микроклимата в классе и группах.

С результатом этой диагностики нас регулярно знакомит психолог.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что есть группа детей со стабильными взаимоотношениями с детьми и педагогами. Проблемы чаще всего встречаются в объединённых группах, состоящих из детей, значительно отличающихся по возрасту. Также с трудом формируется детский коллектив в классах, разделённых по разным группам.

Сегодня мы попробуем выявить коллективную позицию по обсуждаемой проблеме, а также, возможно, приобщимся к педагогическому опыту, полезному для всех.

3.В любом детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Умение педагога быстро и умело погасить эти конфликты является показателем педагогического мастерства классного руководителя.

Сейчас мы попробуем выработать стратегии поведения в конфликтных ситуациях и способы их разрешения. Об этом нам расскажет классный руководитель Клюшкина В.А. В конце её выступления я попрошу вас вспомнить какие-то конфликтные ситуации в своём классе и пути их решения.

-В результате конфликтной ситуации, когда дело доходит до оскорблений, скажите в ответ хорошее доброе слово или сделайте комплимент, этим вы на время обезоружите своего разгневанного собеседника.

5.Существует много игр на сплочение детского коллектива. Я сделала подборку таких игр, тренингов, разработок классных часов, которые вы можете использовать в своей работе.

- Есть ли у вас в классах какие-то традиции?

· Традиции каждое утро начинать с помощью общего приветствия.

· Традиции подведения итогов дня, недели.

· Минутки радостных воспоминаний.

· Поздравление ребят с днем рождения. Можно проводить день именинника, а можно просто поздравить стихами или песней, или той же открыткой с пожеланиями.

· Традиции знакомства с новым учеником.

Если в класс поступает новый ученик, желательно дать возможность детям поближе познакомиться с ним. Он может рассказать о своей школе, о своих увлечениях. Можно подарить какой-то небольшой сувенир или открытку с пожеланиями. Так ребенок легче адаптируется в новом коллективе, быстрее находит друзей. Важно, чтобы каждый ученик помнил, что именно в его классе учатся самые замечательные ребята.

Я познакомлю вас с некоторыми видами буллинга.

Физическая агрессия включает в себя толкание, пинки и удары, может также приобретать форму жестокого физического насилия.

В словесном буллинге оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его, постоянные насмешки, бесконечные замечания и оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.

Кибербуллинг очень популярен среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

А сейчас хотелось бы услышать из вашего опыта работы, есть ли у вас в классе отверженные и изолированные дети и как вы работаете над этой проблемой. (Рассмотрение ситуаций, обсуждение)

• Ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу;

• Находить общие интересы;

• Формировать традиции класса;

• Создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий;

• Поощрять к открытости, доброжелательности, приходить к общему решению;

• Создавать условия для повышения комфортности самочувствия, сохранять стабильно - положительные отношения между учителями и учащимися;

• Рекомендовать администрации при формировании воспитательских групп учитывать возрастные особенности и не делить детей одного класса по разным группам.

Игра на формирование дружелюбной атмосферы в классе.

Цель: создание комфортной психологической обстановки в классе, формирование дружелюбного, терпеливого и уважительного отношения к личности каждого участника, развитие умения видеть уникальность каждого человека.

Возраст: от 7 лет.

Время: от 40 минут.

Этап №1

Цель: мотивация на работу, формирование общей терминологии по указанной проблематике, диагностика проблемы психологических границ у детей и понимание структуры группы, понимание особенностей внутригрупповых отношений.

Инструкция. Друзья мои! Послушайте, пожалуйста, небольшую сказку.

На одном поле росли цветы небывалой красоты. Каждый из них был счастливым, добрым, радостным цветком. Любому человеку нравилось отдыхать на этом поле, там было уютно, красиво, тепло, спокойно. Все старались ходить по полю аккуратно, чтобы не топтать и не мять цветы. Другое же поле люди стремились обходить стороной, обращались с ним неаккуратно, ломая и срывая всё, что там росло.

Посмотрите, какие интересные получились поля. Есть ли разница между ними, между приятным и неприятным местом? В чем она? На каком поле вам хотелось бы оказаться и почему? Почему на одном поле приятно находиться, а на другом — нет?

Данный этап позволяет поставить перед детьми проблему: какая атмосфера у нас в классе и как сделать ее более комфортной для каждого участника?

Ведущий выслушивает ответы детей и предлагает следующую процедуру.

Как вы считаете, зачем нужна приятная, добрая обстановка в группе, классе? Важно ли это для вас? Вы правы, мы много времени проводим друг с другом, вместе учимся, играем. Поэтому хочется, чтобы вокруг были друзья, которые бы понимали нас, любили, уважали, давали возможность выражать свое мнение, слушали бы нас.

Далее провести обсуждение: хотелось бы вам учиться в таком классе, дружить с детьми, которые не слушают вас, неуважительно относятся к вашему выступлению?

Этап № 2

Цель: определение уникальности каждого участника, понимание особенностей групповой структуры и места каждого участника в ней.

Материалы: наборы картинок (см. приложение 1 на диске), мешочек.

Ведущий выслушивает детей и подводит краткий итог: даже если люди внешне очень похожи, то внутренний мир у них все равно очень разный. А чтобы разные люди хорошо общались друг с другом, нужно уметь создавать доброжелательную обстановку.

Давайте потренируемся создавать доброжелательную атмосферу.

Ведущий берет заранее подготовленный мешочек с карточками растений и предлагает каждому участнику вытащить себе картинку. Картинки могут быть либо с разными цветами, либо с одинаковыми, но по-разному выглядящими (например, большая роза на длинном стебле или маленькая на кусте и пр.). Если основной целью игры является показать уникальность — то лучше, чтобы все растения были разными. Если же необходимо продемонстрировать детям и общность, и уникальность каждого человека, то допустимо использование практически одинаковых картинок (различающихся одной-двумя деталями).

Итак, друзья, каждый из вас получил подарок ангела. Давайте подумаем, почему вам достался именно такой цветок?

Этап № 3

Цель: определение условий для формирования комфортной внутригрупповой ситуации на основе индивидуальных особенностей участников, создание идеального образа группы.

Материалы: наборы растений (см. приложение 1 на диске), чистые листы ватмана по количеству команд, клей.

Инструкция. Теперь давайте немного помечтаем… Вернемся в нашу страну, в которой ангелы дарят новорожденным подарки.

Был дождливый и пасмурный день. Близняшки сидели дома и скучали. Вдруг одна из девочек взглянула на свой цветок и заулыбалась: он стоял на окошке и, казалось, играл с каплями, которые стекали по стеклу, в догонялки. Он тянул свои листочки к капелькам, а они убегали от него. Девочка засмотрелась на свой цветок. А он и правда был весьма хорош собой: сочные зеленые листья, толстенький уверенный стебель легко держал готовый раскрыться бутон.

Догадались ли вы, почему один цветок был красивым и здоровым, а другой — бледным и болезненным? Да, вы правы: каждый цветок, подаренный ангелом, хочет быть на своем месте, быть там, где ему хорошо, уютно и спокойно, где его окружали бы друзья, где ему хватало бы солнечного света, воды и воздуха.

Сейчас мы будем создавать идеальное, самое лучшее поле, где каждому досталось бы именно его место и было бы хорошо и спокойно. Подумайте, как можно расположить растения, чтобы всем им было комфортно. (Участники выполняют задание.) Спасибо, у каждой команды получились прекрасные поля, очень разные. Пожалуйста, расскажите, почему вы разместили свои растения именно таким образом?

Ведущий выслушивает детей, подводит итог: каждое из растений выполняет определенную функцию, каждое для чего-то нужно. Например, крапива может защищать, и ее можно разместить с краю, чтобы она своим видом отпугивала незваных гостей. А маленькой фиалке можно предложить место в центре поля, чтобы она радовала всех. Каждое растение делает то, что у него получается лучше всего.

Спасибо вам за ответы! Вы прекрасно справились с этим заданием. Сейчас я предлагаю вам узнать, какое поле самое лучшее. Сделаем мы это таким образом: каждая группа повесит на доске свой план поля. Мы же встанем так, как показано на этой схеме, и постараемся почувствовать, насколько нам близко то или иное поле. Все помнят, какие цветы вам подарили ангелы? Тогда в путь!

Ведущий вместе с детьми проводит предложенную процедуру несколько раз. После каждой расстановки необходимо поинтересоваться, насколько комфортно, спокойно, приятно было находиться на этом поле.

Спасибо вам за терпение и прекрасную работу! Давайте теперь обсудим: какое же поле вам показалось самым идеальным, самым приятным? Почему? Ведущий выслушивает детей, подводит итоги: самым лучшим полем оказалось для нас то, где мы чувствовали себя свободно, где нам хватало места, было достаточно обзора (мы видели, и нас видели), выделенное место совпадало с нашей уникальностью (если человек робкий, то лучше, чтобы рядом был друг, который его поддержит, например).

Этап № 4

Инструкция. Мы с вами опять проделали огромную работу. Давайте кратко подведем ее итог. Мы поняли, что только то поле или класс станут приятными, которые будут подходить нашему характеру, чувствам и желаниям и где каждому из нас будет хватать места. Как цветку хочется солнца, так и человеку нужны любовь и тепло.

Как вы считаете, наша работа помогла нам стать чуточку ближе друг к другу, лучше понять своих одноклассников? Может быть, вы заметили, что изменили к кому-то свое отношение, кто-то стал вам нравиться или вы поняли, что некоторые люди гораздо интереснее, чем вам казалось раньше? Ведущий выслушивает ответы детей, замечает, что проведенная работа сильно изменила отношения в классе.

Я предлагаю проделать такую работу: каждый из нас возьмет набор чистых карточек и напишет имена всех, кто есть в нашей группе. Далее я раздам рисунок лесной поляны, на котором вам нужно будет разместить всех одноклассников.

Спасибо вам за выполненную работу. Давайте повесим на доску наши поляны, подойдем поближе и посмотрим на них. (Дети выполняют предложенную процедуру.) Итак, поделитесь, пожалуйста, своими чувствами. Что вас удивило, расстроило, обрадовало в этих картинах? Какая работа вам показалась наиболее интересной, на какой поляне вам хотелось бы побывать? Авторы работ, поделитесь, почему вы расположили одноклассников именно таким образом?

Ведущий выслушивает детей, подводит итог. Каждый из нас будет счастлив, если получит достаточно тепла и любви. Поэтому, если мы хотим, чтобы нам было спокойно и уютно в классе, нужно научиться уважать друг друга и понимать неповторимость каждого человека. Сегодня мы сделали первый шаг и достигли больших успехов. Мы поняли, что если будем уважать друг друга, замечать, выслушивать, улыбаться, то отношения в классе станут гораздо лучше, теплее и спокойнее.

Комментарий для ведущего

Основополагающими принципами данной игры являются принципы субъектности (ведущий акцентирует внимание на психологической реальности и переживаниях конкретного участника), активности (участникам предлагаются ситуации, которые они должны сами пережить, увидеть), а также использование проблемных ситуаций, что создает некоторый уровень фрустрации у участников, мотивируя их на дальнейшее саморазвитие.

Следует отметить, что данная игра метафорична, поэтому для большей эффективности желательно понять, насколько дети владеют этим способом мышления. При необходимости можно провести предварительную работу, используя пословицы и поговорки.

Все началось два года назад, когда в школу пришёл работать учителем географии мой муж. Ему дали кабинет, и он решил кардинально его изменить. Директор нас поддержал, и за 46 600 рублей нам удалось сделать комфортное образовательное пространство. Прошлым летом я с командой Geek Teachers сделала уже второй ремонт кабинета.⠀


Главными фишками моего кабинета стали:

⁃ место для чтения и отдыха, где дети могут с комфортом и пользой провести время.
⁃ Дверь, на которой можно писать (меловая наклейка).
⁃ Стеллажи с играми, журналами и книгами, которые в любое время можно взять.
⁃ банки для голосования жвачками (про этот метод, который помогает навсегда избавиться от жвачек под партами, у меня есть отдельный пост).
⁃ подвесные контейнеры с карандашами, ручками.

Зонирование кабинета



1. Учебная зона. 2. Зона хранения и отдыха. 3. Зона учителя. 4. Санитарная зона. Изображение взято из руководства по оформлению школ студии Артемия Лебедева


Учебная зона

В учебной зоне находятся рабочие места учеников. Здесь располагаются парты и стулья, а также информационные материалы для уроков.

Планировка учебной зоны кабинета зависит от количества учеников в классе, общего планировочного решения пространства, места вывода воды и размера парт (индивидуальные или двухместные).

Ученические парты расставляются в соответствии с нормативными документами, в которых указаны минимальные расстояния от столов до стен, шкафов, доски и между ними.

Зона хранения и отдыха

В зависимости от возможностей̆ пространства и пожеланий преподавателя, родителей и учеников зона совмещает в себе один или несколько модулей: зону хранения (различные стеллажи и шкафы для учебных материалов), мягкую зону (пуфы, лавки), зону свободного творчества (маркерные, меловые или магнитные поверхности), уголок настольных игр и рисования (отдельные столы со стульями) и выставочную зону (приспособления для демонстрации детских поделок).

При планировании зоны нужно учесть несколько моментов.

Во-первых, мебель должна примыкать к полу. Шкафы на ножках затрудняют процесс уборки кабинета.

Во-вторых, желательно, чтобы шкафы были закрытыми. Если это стеллаж, то для хранения стоит использовать непрозрачные контейнеры, чтобы не было визуального шума и кабинет смотрелся опрятно.

В-третьих, цвет мебели будет зависеть от цветового решения стен. Поэтому закупайте мебель уже после того как определитесь с цветовыми решениями для конкретного кабинета.

Зона учителя

Главными элементами являются удобный стул, просторный стол, закрывающий ноги. Желательно, чтобы техника стояла не на столе и имелось дополнительное место хранения рядом со столом.

Санитарная зона

Она есть преимущественно в кабинетах начальной школы и имеет следующие требования:

  • подвесная тумба
  • раковина со скруглёнными краями
  • жидкое мыло с дозатором
  • полотенца и мусорка

Стоит обратить внимание на плитку. Узористая, крупная плитка часто может испортить весь вид. Поэтому в этой зоне рекомендуется использовать мелкую квадратную плитку без узоров.

Цветовые решения

1. Классический: все стены кабинета окрашиваются в один цвет.

2. С акцентом. Одна из стен выделяется более ярким оттенком. Это помогает привлечь внимание к расположенному на этой стене объекту, например доске, и делает интерьер кабинета более необычным.


Еесть мнение, что стены, служащие фоном при демонстрации учебных пособий, должны быть согласованы по цвету с преобладающим цветом учебных средств и с цветом классной доски. В большей степени это относится к согласованию цветов стены и доски.

Цвет классной доски пo яркости не должен особенно отличаться от окраски стены, иначе из-за непрерывной адаптации глаз быстро наступит усталость.

По умолчанию двери, окна и потолки окрашиваются в белый цвет.

Если существующие помещения невозможно перекрасить, нужно придерживаться следующего правила: светлые пространства, оформленные в одном цвете, наполняются цветной мебелью; пространства, оформленные в разных оттенках, наполняются однотонной мебелью.

Нестандартные помещения лучше оформлять в светлых тонах — такое решение всегда хорошо смотрится. При невозможности приобрести мебель предложенного цвета лучше выбирать светлое дерево.

Выставочное пространство

Это важный элемент, который служит местом притяжения в любом кабинете. Существуют следующие варианты оформления выставочного пространства.

Стенд

Стенды могут быть фетровые и пробковые. Предпочтительней пробковый, так как в него легко втыкать кнопки, он смотрится эстетично. Но если предполагается крепить что-то на липучки, то фетровый стенд тоже подойдет. Альтернативой стендам служат пробковые подставки под горячее ХИТ из ИКЕА. Комплект из 3-х штук стоит всего 129 рублей.



Рейки

Плюсы этого способа в том, что
— рейки выглядят минималистично и сами по себе уже украшают пространство;
— пространства, куда можно прикрепить работу, действительно много;
— размещать листы можно где угодно и как угодно, постоянно меняя композицию.

Крепятся работы на кнопки.


Планшеты и клипборды

Самый обыкновенный канцелярский планшет может послужить отличным решением для создания необычного выставочного пространства.

Огромный плюс в том, что снимать и размещать новые работы очень легко и быстро.


Средняя цена одного планшета 100 рублей.

Прищепки

Еще один простой вариант — это прищепки.

Вам нужно натянуть вдоль стены проволоку, веревку или сетку. С помощью канцелярских прищепок подвесить работы.

Есть еще один похожий вариант, где работы крепятся не на прищепки, а на собачки (бегунки для штор), а собачки крепятся на рейлинг.

Варианты декоративного оформления пространства

Стены могут содержать интересную информацию в не менее интересной форме.
Это могут быть:
— измерители роста, где можно соотнести свой рост с ростом животных или известных литературных персонажей;
— геометрические фигуры с разверсткой;
— молекулярная сетка;
— иллюстрация о распространении звука в воздушной среде;
— наклейка, демонстрирующая закон отражения света.


Также можно использовать пол кабинета. С его помощью можно разобраться с дробями и наглядно изучить измерение углов.



Изображение с сайта Pinterest.

Школьные стены, которые воспитывают и помогают учиться

Фото: Вадим Заблоцкий (архив)

С самого начала работы в школе я был абсолютно уверен, что интерьер школы и класса должен быть красивым, удобным, функциональным. Помню, в первый год работы в Орликовской средней школе Чернянского района мы с коллегой Раисой Сергеевной Борзиловой оформили и разместили в коридоре стенд о Наталье Гончаровой – жене Александра Пушкина. Нашли интересный материал, во многом меняющий укоренившееся на протяжении многих десятилетий отношение к этой женщине. Пришлось пережить косые взгляды зрелых, с большим стажем коллег, но зато дети не отходили от стенда, читали, обсуждали.

В школе очень содержательно проходили предметные недели, каждый класс выпускал тематическую газету. Интернета тогда не было, но было стремление отыскать новый материал, который бы развивал детей, удивлял, расширял кругозор, все газеты вывешивались в коридоре, детей от них было не оторвать. Каждый класс украшали живые цветы, тогда ещё отсутствовал запрет ставить цветы на подоконниках. Зато дети учились за ними ухаживать, любили их, восхищались красотой расцветающего бутона…

Центральный вход – лицо школы

Даже когда в 1988 году в школе в одном из классов обрушился кусок потолка и решено было по всей школе поставить подпорки, но почти двум сотням школьников нужно было учиться, то в качестве подпорок поставили не просто брёвна, а стволы берёз, что не угнетало детское настроение и мировосприятие. Рядом с этими берёзами дети даже фотографировались на память. Жить с подпорками орликовским ребятишкам пришлось недолго, уже следующий учебный год начали в новой красавице-школе, что позволило реализовать великое множество задумок по оформлению школы, уже никто не считал это дело головной болью. Все были уверены, что на воспитание должен работать каждый квадратный метр. Многие стенды делали своими руками или за счёт минимальных финансовых средств. При оформлении учебных кабинетов действовало правило: они должны помогать в успешности обучения. Можно по‑разному относиться к довольно распространённому в последнее время минимализму в оформлении, главное в другом – в педагогической целесообразности, в комфорте пребывания детей, в удобстве работы персонала, в силе воздействия на человека.
Так называемой визитной карточкой любой образовательной организации, её лицом являются центральный вход и центральный холл, вестибюль. Первое впечатление очень многое определяет. Встречающая тебя обстановка свидетельствует о наличии или отсутствии солидности школы, об уровне профессионализма и внутренней культуры коллектива. Сегодня во входных зонах в большинстве школ созданы привлекательный эстетический облик и позитивная атмосфера.

Оформление стены в Кощеевской школе Корочанского района

Оформление стены в Кощеевской школе Корочанского района / Фото: Павел Колядин

Очень важно, чтобы зона ресепшн со стойкой, за которой располагаются сотрудники, была достаточно презентабельной, а не просто функциональной. Необходимо обращать внимание на внешний вид указанных сотрудников, они должны быть опрятно одеты, у входа не должно быть свалки портфелей, детской одежды, обуви.

Обычно при входе в каждой школе размещены традиционные информационные стенды (расписание занятий, объявления для учащихся, для родителей и т. п.). Не стоит забывать, что привлекают внимание только те из них, которые красиво и гармонично оформлены. Информация должна оперативно обновляться, быть актуальной. Раздражают устаревшие или недостоверные сведения. Особый настрой создают приветливые обращения, выражения признательности, разъяснительные тексты о целях, задачах, приоритетах, ценностях школы. Многие школы интересно представили идею доброжелательности.

Оформление стен и рекреаций Гостищевской школы Яковлевского округа создаёт новогоднее настроение

Оформление стен и рекреаций Гостищевской школы Яковлевского округа создаёт новогоднее настроение / Фото: Вадим Заблоцкий

Вестибюль школы — это особое место. Главное его назначение видится в том, чтобы ярко, красиво, убедительно, масштабно рассказывать об общешкольных делах, о важнейших новостях учебной и общественной жизни. Практически везде в вестибюлях, и это правильно, оформлены доски Почёта, на которых находятся фотографии выпускников-медалистов, выпускников-стобалльников, лучших учеников сегодня, ребят, совершивших благородный, мужественный поступок.

Эмоциональному подъёму в каждом, кто входит в школу, способствуют красочные панно.

Будем помнить, что воспитывают только грамотно оформленные стенды. Значительное влияние оказывают островки комнатных растений, придающие помещению своеобразный колорит и уют. Сегодня в школах распространены банкетки.

Изменилось отношение к оформлению окон. На смену шторам всё больше приходят жалюзи, эффект от которых совсем иной. Шторы изо дня в день дети видят дома, поэтому они ассоциируются с домашней, а не школьной атмосферой. Восприятие жалюзи более серьёзное, предпочтительное, и это правильно.

А что же стены, каковы их возможности, какие функции могут выполнять?

Школа невозможна без навигации, тем более если она большая, с множеством лестниц, переходов, коридоров. Не будем забывать, что каждый человек стремится к комфорту вокруг себя. Отсутствие навигации вызывает как минимум растерянность, а по большому счёту человек нервничает, начинает злиться, оставляя в своём банке воспоминаний негативный отпечаток о посещении школы.

Сегодня каждая уважающая себя образовательная организация никогда не допустит, чтобы посетители и родители блуждали по зданию в поисках того или иного кабинета. Очень важно, чтобы посетитель мог самостоятельно найти нужное помещение. Хорошо, когда каждый кабинет обозначен соответствующей табличкой. Но навигация – это не только и не столько таблички. Навигация – это система, которая наглядно показывает человеку, вошедшему в школу, что и где находится. Это средство, позволяющее визуально объединять школьное пространство, это язык, помогающий в нём ориентироваться, выбирать правильное направление движения. При этом во многих школах навигация является очень ярким элементом оформления. В настоящее время наши школы уделяют большое внимание внутренней навигации, при этом мало где имеется наружная навигация.

Необходимо понимать, что в навигационном комплексе будет представлено крупным шрифтом, что мелким. Чтобы помочь посетителям с большого расстояния выбрать верное направление движения, оправданным будет крупный размер напечатанного текста. Указатели для уточнения деталей на близком расстоянии содержат больший объём информации и соответственно оформляются более мелким шрифтом. Кроме того, есть различные комбинированные указатели с крупным заголовком и мелкой уточняющей информацией.

Оформление входной зоны Новооскольской школы с УИОП

Оформление входной зоны Новооскольской школы с УИОП / Фото: Павел Колядин

Стена – это главный выставочный зал. Выставка – это проверенное временем эффективное средство воспитания и поощрения детей. Она позволяет почувствовать гордость за результат своего труда, пробуждает интерес к созданию оригинальных, неповторимых работ, способствует формированию художественного вкуса. Многие школьные выставки имеют продолжение на муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровне. По опыту знаю, что выставки оказывают большое влияние на повышение уровня работы педагогов, особенно дополнительного образования. Глубоко продуманная выставка никогда не оставит зрителя равнодушным. В бытность работы директором Орликовской школы практически весь второй этаж был отдан под выставки детских работ. Эта традиция сохраняется до сих пор. О чём это говорит? О том, что школе есть что показывать. А значит, о хорошем уровне работы, о включённости ребят в активную разнообразную деятельность.

Белгородские школы организуют выставки, посвящённые актуальным проблемам современности, памятным датам, жизни и творчеству выдающихся людей, выставки в помощь образовательному процессу. Но особое место занимают выставки творческих работ учащихся. При этом выставка может показать достижения за определённый период целого коллектива (групповые выставки) или отдельного ученика, педагога, родителя (персональные). Каждой из выставок, как правило, присуще своё оригинальное оформительское решение, они хорошо вписываются в интерьер школы. Убеждён, выставка — это точка отсчёта, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей.

Каждое участие в выставке связано с приобретением определённого опыта. Тем она и хороша, что привлекает в деятельность большое количество учащихся, которые могут проявить себя как в качестве участников выставки, так и в качестве организаторов, экскурсоводов. Все трудятся. В процессе творческого труда вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наиболее подходящие методы и способы выполнения работы. Оформление выставки должно быть эстетически выверенным.

Уголок страноведения в Ивнянской школе № 1

Уголок страноведения в Ивнянской школе № 1 / Фото: Павел Колядин

Стена – это ещё место общения. Таких стен в наших школах практически не встретишь. Почему, казалось бы, при идеальной чистоте, в некоторых школах не ощущаешь души, живости, теплоты. А потому, что детям всё нельзя: прыгать, громко смеяться, веселиться, бегать, высказывать мысли, отличные от общепринятых. На стенах размещена только стандартная информация, к которой дети, родители и даже педагоги в большинстве своём безразличны и равнодушны, при этом стенды оформлены по всем правилам, но так называемые правильные стенды не воздействуют на школьников, значит, не имеют необходимой ценности. А почему бы некоторые стены не отдать детям для того, чтобы они общались друг с другом? Мы всё чего‑то боимся: а вдруг дети напишут что‑то не то. Ну и пусть напишут: о том, что волнует, что радует. Здесь они могут написать, что потерялась какая‑то вещь, и попросить помочь её найти. А кто‑то повесит объявление, что готов отдать в добрые и надёжные руки щенка или котёнка. Каждый проведённый в школе день — это различные эмоции, ощущения, радости, переживания, это различные виды деятельности. Будет неплохо, если в каждой школе появятся такие говорящие стены.

Это говорит о том, что говорящая стена будет воспитывать учащихся на подсознательном уровне.

Стена выступает также в качестве источника справочной информации. В нескольких школах приходилось видеть карту, на которой размещены культурные объекты Белгородской области: музеи, парки, памятники. Такая карта – это своего рода постоянное напоминание, как можно провести своё свободное время.

Если разместить на стенах карты мира, России, области, района, то визуализированная полезная информация будет восприниматься понятнее и проще, то есть стены содействуют запоминанию.

Вот так по-доброму напутствует ребят оформление стен в Клименковской школе Вейделевского района

Навигация в Колотиловской школе Краснояружского района

Школа – это огромное пространство, где в течение дня ребёнок может пребывать в различных эмоциональных состояниях и ожиданиях: печали, грусти, обиды, радости. В связи с этим было бы целесообразно предусмотреть на стенах размещение объектов или образов, вызывающих улыбку, настраивающих на позитив.

Очень часто и у школьников, и у родителей, и у гостей возникает желание сфотографироваться, школьная жизнь всегда в памяти. Все стараются выбрать интересный, яркий фон, поэтому в школе должно быть как можно больше стен, которые впечатляют и рядом с которыми хочется сфотографироваться, чтобы и через время взять снимок и показать своим друзьям.

Гармоничное пространство

Главным в школе должно оставаться высокое качество обучения, культ знаний. Знание куётся в предметных кабинетах, лабораториях, мастерских, стены которых в связи с этим тоже должны учить соответствующему предмету, транслировать определённые ценности. Убеждён, что дети, видя эту информацию, воспринимают и впитывают её.

Особого внимания требуют учебные кабинеты, при всей специфике каждого из них и предпочтениях и вкусах учителя-хозяина есть нечто общее: класс — это рабочая комната, в которой всё должно способствовать продуктивной учебе, а не отвлекать внимание, следует избегать пестроты, перегрузки пространства наглядными пособиями, не имеющими к уроку отношения.

К оформлению кабинетов в разных школах разное отношение. Есть руководители, которые считают, что все кабинеты должны выглядеть в едином стиле. Другие придерживаются иной точки зрения: главное – творческий подход, направленный на развитие школьников. Считаю, что оба подхода имеют право на существование. Но большинство руководителей всё‑таки приветствует единый стиль. Важна оптимальность организации пространства стен. Плакаты и стенды в кабинете нужны для того, чтобы в упрощённой и обобщённой форме предоставить сведения в различных областях знаний с необходимым иллюстративным материалом. Очень уместны и органичны элементы, которые отражают успехи и достижения класса, интерес к учебе пробуждают игровые задания.

Неотъемлемым атрибутом практически каждого кабинета является стенгазета, которая делается своими руками, для конкретных целей, в одном экземпляре и без жёстких правил. Основное в газете – это интересный фактический материал. Иллюстрации должны отвечать таким требованиям, как: документальность, неопровержимость, правдивость, точность, актуальность, выразительность, понятность и доступность. Низкое качество иллюстраций, сложность образа снижает эффективность воздействия.

Сегодня практически в каждой школе есть столовая, актовый зал, библиотека. Это зоны разного назначения, где дети находятся ежедневно. Поэтому такие помещения требуют особенного эмоционального наполнения. Основное требование к стенам в таком случае – это их презентабельный вид. На стенах в актовом зале хорошо смотрятся панно на тему искусства, фотографии, отражающие проведённые торжественные мероприятия, праздники, вечера, собрания, встречи. Необходимо точно продумать оформление задника.

Атмосфера школьной столовой должна всячески стимулировать к приёму пищи. Для стен столовых лучше всего подходят жизнерадостные тона. Хороши репродукции натюрмортов, пейзажных зарисовок, графика, декоративные фрагменты. Однако интересное оформление столовой сработает только тогда, когда будут соблюдаться два обязательных условия — чистота и гигиеничность.

Оригинальным и ярким должно быть оформление стендов школьной библиотеки, погружающих в мир книг. Очень ценно, если библиотека знакомит со всеми новинками и писательскими юбилеями.

Стильно и вдохновляюще, с учётом функциональности нужно постараться оформить и остальные помещения: гардероб, спортивный зал, музеи.

Гармоничность в оформлении школьных стен, их умная наполненность — одна из трудных задач. Но именно её решение и даёт наибольший результат на пути к гармоничному образовательному пространству в целом.

Николай Рухленко,

первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области

Читайте также: