Автор утверждает что совершенное правосознание свидетельствует о высокой общей и правовой культуры

Обновлено: 05.07.2024

Правовая культура как часть общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. Правовая культура является антиподом такого социального явления, которое называется правовым нигилизмом и представляет в самом общем виде непонимание роли права в жизни общества, отрицание его полезности и ценности, неуважение к праву и законам и их массовое несоблюдение.

Причины правового нигилизма коренятся в отсутствии правового воспитания, юридическом невежестве основной массы людей, незнание ими законов своей страны. Крайней формой проявления правового нигилизма является умышленное нарушение действующих законов, но он может проявляться также и в других формах (неуважение к суду, адвокатуре, подмене законности целесообразностью, внесудебных репрессиях и т.п.). Но во всех этих случаях наблюдается неразвитое или деформированное правосознание, под которым понимается совокупность идей, взглядов, представлений о праве. Правосознание имеется у отдельного человека (индивидуальное правосознание), у отдельных групп людей (групповое) и у общества в целом (общественное правосознание).

Правосознание – совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств и эмоций выражающих психологическое оценочное отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина).

1. Индивидуальное – это представления, взгляды, эмоции одного человека.

2. Групповое – особенности представления о праве определенной социальной группы;

3. Общественное – отражает все многообразие правовой системы с позиций общества в целом, в нем интегрируется особенности индивидуального и группового правосознания.

В зависимости от уровня, от глубины отражения юридической действительности различают:

1. Обыденное – представляет собой поверхностные, примитивные суждения, воззрения о праве в целом и других явлениях правовой жизни, исходящие от людей как субъектов гражданско-правовых, трудовых, семейных и иных правоотношений.

2. Научное – формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Как система правовых знаний, оно раскрывает сущность юридических явлений, закономерности их функционирования и развития (им обладают ученые - юристы).

3. Профессиональное (практическое) – это те правовые идеи, взгляды, представления, убеждения и установки руководствуются при исполнении своих служебных обязанностей и функций прокурора, судьи, адвоката, т.е. юристы-практики.

Правосознание представляет собой сложное явление, его структура включает следующие элементы:

Правовая психология, т.е. систему правовых чувств, эмоций, привычек, выражающих отношение людей к государству и праву.

Правовая идеология – совокупность идей, концепций, взглядов, принципов, на основании которых субъект строит свое отношение к праву и государству.

Любое правовое предписание обращено к сознанию людей. И от того, как человек воспримет правовые запреты, дозволение и обязывания, зависит, будет ли он следовать им или нет. Добровольно и сознательно будут соблюдать закон те люди, которые обладают высоким уровнем правосознания и правовой культуры, т.к. они понимают необходимость и полезность законов как для общества, так и для себя лично. Некоторые же люди будут следовать им только из-за страха понести наказание за правонарушение. В первом случае более высокий уровень правосознания проявляется в законоуважении, во втором – более низкий, находит выражение в законопослушании.

Общество заинтересовано в том, что большинство людей знали законы своей страны, уважительно относительно к ним и добровольно их соблюдали. Для этого необходимо совершенствование законодательства с тем, чтобы законы соответствовали общественным потребностям, охрана прав личности, массовые юридические просвещения, а также подготовка высококвалифицированных юристов.




Правовая культура является разновидностью общей культуры, которой охватываются все достижения и ценности, появившиеся в результате деятельности человека.

В юридической литературе даются различные определения правовой культуры. В целом в юриспруденции сложилось 2 варианта понимания правовой культуры. Одни авторы определяют правовую культуру как качественное состояние правовой организации общества, реальное функционирование его правовой системы.

Другое определение (наиболее полное): правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, что выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правового сознания и правового развития личности, а также степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Таким образом, в данном определении указываются слагаемые элементы правовой культуры:

1. достигнутый уровень совершенства правовых актов;

2. правовая практика;

4. степень свободы человека и его взаимоотношения с государством.

Для оценки состояния правовой культуры в обществе необходимо учитывать следующее:

- знание населением законов;

- развитость правотворческого процесса;

- степень соответствия актов законодательства общепризнанными принципами и нормами международного права;

- соответствие практики законодательству;

- степень уважения норм права.

Функции правовой культуры:

1. познавательно-преобразовательная – определяет на общественном уровне курс на достижение наиболее ценностных правовых результатов и состояний. В рамках этой функции внимание акцентируется на самых ценностных сторонах права и его компонентах;

2. праворегулятивная – исходит их четкого функционирования всей правовой системы, полного и эффективного воздействия требований юридических норм на соответствующие общественные отношения, т.е. реализации регулятивной функции права;

3. ценностно-нормативная – проявляется в различных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь речь идет о ценностях в праве и самом праве как ценности;

4. правосоциализаторская – тесным образом связана с процессами правовой и нравственной социализации личности, с правовоспитательной деятельностью. Прежде чем овладеть соответствующим уровнем правовой культуры, личность в течение длительного времени находится под воздействием социальных, политических, нравственных, общекультурных, осваивает правовые ценности, что конечном счете формирует ее правосознание и правовую культуру;

Важнейшим фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание, т.е. деятельность, направленная на передачу правового опыта, правовых идеалов и правовых знаний в обществе от одного поколения к другому.

В юридической литературе рассматривается правовое воспитание в широком и узком смысле. В широком – означает процесс правовой социализации человека, формирование его взглядов окружающей обстановкой в целом; всей юридической практикой и поведением людей. В узком – это целенаправленная передача правовых знаний и опыта определенным группам людей и обществу в целом. Речь идет о правовом просвещении. Среди форм просвещения следует выделить:

1. правовое обучение (преподавание и усвоение правовых знаний в средних, средних профессиональных и высших заведениях);

2. правовая пропаганда (распространение юридических знаний в СМИ).

Что касается правового воспитания юристов-профессионалов, то его основная цель – сформировать активную жизненную позицию специалиста, привить ему уважение к закону, к правам и свободам граждан.

Взаимосвязи правосознания и права носят сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву. С другой – сложившаяся в данном обществе правовая система выступает в качестве одного из важнейших факторов, воздействующих на правосознание. Наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от правосознания. Недостаточный уровень развития правосознания может обречь на неуспех самое совершенное законодательство.

Общественное правосознание – важный элемент правовой культуры общества, индивидуальное правосознание – правовой культуры личности.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Соотношение морали и права – один из ключевых вопросов в этике.

Мораль и право взаимообусловлены, дополняют и взаимо-обеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования общества. Правовая система государственно организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

Право и мораль имеют общие черты и свойства, которые вытекают из содержания в культуре и права и морали, а также проявления права и морали в ценностных формах сознания, их нормативном содержании и в функциях регуляторов поведения людей. Право и мораль основываются на общих социальных, экономических, политических условиях жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, исходит из общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Общие черты права и морали следующие:

? они выполняют общую социальную функцию: регулируют поведение людей в обществе;

? право и мораль представляют собой совокупность относительно устойчивых норм (правил, предписаний), некоторые несут общечеловеческие представления о справедливом и должном (эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере, формально) на всех членов общества);

? право и мораль подразделяются на отрасли, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений.

Право носит принудительный характер, а нормы морали живут в общественном сознании.

Большая часть общественных отношений регулируется одновременно нормами права и морали, так как правовая норма в подавляющей части соответствует нравственной норме. Несоответствие между требованиями закона и нравственности объясняется несовершенством законодательства и его практическим осуществлением, а также требованиями общества и личной совестью человека.

Нормы права не должны противоречить моральным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.

С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводства призваны укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства.

Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль в свою очередь способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка.

Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.

Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм и наоборот.

4.2. Правовая культура

Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов, должностных лиц.

Под культурой (от лат. cultura – возделывание, воспитыва-ние, образование, развитие, почитание) понимается специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самому себе.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она – не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения человека в обществе.

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида – это его правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости соблюдения и служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно служить закону.

В правовой активности личности можно выделить три уровня. Первый (пассивный) уровень характеризует те случаи, когда субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, т. е. его деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула.

Второй (эвристический) уровень – уровень, когда субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, оригинальных способов решения. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей сходных профессий.

Третий (творческий) уровень является самым высоким уровнем интеллектуальной активности. Для него характерна не стимулированная извне, а самостоятельная постановка проблемы личностью, обладающей этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

Правовая культура общества характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющих юридическое значение. Наивысшими среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром – человеческая личность с ее естественными правами. Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

Правовая культура может быть оценочной категорией и содержательной. Она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на данном этапе его развития, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Правовая культура применительно к личности каждого гражданина – это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура – это глубокое, объемное и формализованное знание законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста – это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и отражению в сознании и поведении людей. Структура правовой культуры соответственно включает наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень, а именно:

? право как систему норм, выражающих государственную волю;

? правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;

? правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;

? правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

? правовое поведение, деятельность.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т. д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры – способ укрепления в обществе законности и правопорядка.

В связи с этим особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического правового государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно.

Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать как правовую, так и нравственную культуры.

Право является частью общечеловеческой культуры, поэтому серьезное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.

Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Закон как инструмент организации общественных отношений и как основной источник права является пока непревзойденным и всеобъемлющим средством социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов – важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно в свою очередь как дитя культуры в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть, что законы способны (если они совершенные) формировать в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обусловленные правом) юридические ценности.

В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка.

Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой культуры свидетельствуют, например, такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между ветвями власти, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т. д.

Относительная самостоятельность закона в том и проявляется, что он способен активно воздействовать на все стороны правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство закона и основанных на нем подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы), которые способы нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры – интериорное (отражающее психические процессы), нормативное (фиксирующее совокупность норм права), поведенческое (указывающее на характер действий), объективизированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) – подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, имеет свою сравнительную оценку Отсюда представляется возможным говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоление низкого уровня.

Разумеется, оценки будут относительны. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее история выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры, в том числе с помощью закона. К их числу относятся: формирование чувства права и законности; совершенствование законодательства; увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения населения; совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной юридической деятельности; разделение власти законодательных, исполнительных и судебных учреждений; изучение правоприменительной практики как основы юридического образования, а также изучение памятников права. Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой – надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

Повышение профессиональной культуры связано с глубиной юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью развития юридических наук, приобретением практических юридических навыков, степенью правовой активности профессионалов.

Клю­че­вой пункт пра­во­со­зна­ния - осо­зна­ние лю­дь­ми цен­но­стей права и од­но­вре­мен­но пред­став­ле­ния о дей­ству­ю­щем по­зи­тив­ном праве, о том, на­сколь­ко оно со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям ра­зу­ма и спра­вед­ли­во­сти, пра­во­вым цен­но­стям и иде­а­лам.

Раз­ли­ча­ют­ся пра­во­со­зна­ние на­уч­ное, про­фес­си­о­наль­ное, обы­ден­ное, а также мас­со­вое, груп­по­вое, ин­ди­ви­ду­аль­ное. Эти раз­но­вид­но­сти пра­во­со­зна­ния по-раз­но­му вли­я­ют - но все они вли­я­ют! - на со­вер­шен­ство за­ко­но­да­тель­ства, эф­фек­тив­ность ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов, на то, на­сколь­ко граж­да­не стра­ны яв­ля­ют­ся за­ко­но­по­слуш­ны­ми, доб­ро­воль­но, стро­го, точно ис­пол­ня­ют нормы по­зи­тив­но­го права, какие они вы­дви­га­ют пра­во­вые тре­бо­ва­ния.

Среди видов и форм пра­во­со­зна­ния вы­де­ля­ет­ся как раз пра­во­вая идео­ло­гия - ак­тив­ная часть пра­во­со­зна­ния, не­по­сред­ствен­но вли­я­ю­щая на за­ко­но­да­тель­ство, юри­ди­че­скую прак­ти­ку и по­то­му вхо­дя­щая в на­ци­о­наль­ную пра­во­вую си­сте­му стра­ны.

С1. Что автор по­ни­ма­ет под пра­во­вой куль­ту­рой? На­зо­ви­те че­ты­ре про­яв­ле­ния пра­во­вой вос­пи­тан­но­сти, ука­зан­ных в тек­сте.

С2. Что автор на­зы­ва­ет пра­во­со­зна­ни­ем? Что яв­ля­ет­ся клю­че­вым пунк­том пра­во­со­зна­ния? Какие из упо­мя­ну­тых в тек­сте раз­но­вид­но­стей пра­во­со­зна­ния вы­де­ля­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от субъ­ек­та пра­во­со­зна­ния?

С3. При­ве­ди­те три при­ме­ра, ил­лю­стри­ру­ю­щие вли­я­ние пра­во­со­зна­ния на за­ко­но­по­слуш­ное по­ве­де­ние граж­дан.

C 4. Как утвер­жде­ние в пра­во­вой идео­ло­гии цен­но­сти есте­ствен­ных прав че­ло­ве­ка может от­ра­зить­ся на пра­во­вой си­сте­ме об­ще­ства? Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, вы­ска­жи­те три пред­по­ло­же­ния.

Прочитайте текст и вы­пол­ни­те задания С1-С4.

Пра­во­со­зна­ние - это от­но­ше­ние людей к праву.

Клю­че­вой пункт пра­во­со­зна­ния - осо­зна­ние лю­дь­ми цен­но­стей права и од­но­вре­мен­но пред­став­ле­ния о дей­ству­ю­щем по­зи­тив­ном праве, о том, на­сколь­ко оно со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям ра­зу­ма и спра­вед­ли­во­сти, пра­во­вым цен­но­стям и иде­а­лам.

Раз­ли­ча­ют­ся пра­во­со­зна­ние на­уч­ное, про­фес­си­о­наль­ное, обы­ден­ное, а также мас­со­вое, груп­по­вое, ин­ди­ви­ду­аль­ное. Эти раз­но­вид­но­сти пра­во­со­зна­ния по-раз­но­му вли­я­ют - но все они вли­я­ют! - на со­вер­шен­ство за­ко­но­да­тель­ства, эф­фек­тив­ность ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов, на то, на­сколь­ко граж­да­не стра­ны яв­ля­ют­ся за­ко­но­по­слуш­ны­ми, доб­ро­воль­но, стро­го, точно ис­пол­ня­ют нормы по­зи­тив­но­го права, какие они вы­дви­га­ют пра­во­вые тре­бо­ва­ния.

Среди видов и форм пра­во­со­зна­ния вы­де­ля­ет­ся как раз пра­во­вая идео­ло­гия - ак­тив­ная часть пра­во­со­зна­ния, не­по­сред­ствен­но вли­я­ю­щая на за­ко­но­да­тель­ство, юри­ди­че­скую прак­ти­ку и по­то­му вхо­дя­щая в на­ци­о­наль­ную пра­во­вую си­сте­му стра­ны.

С1. Что автор по­ни­ма­ет под пра­во­вой куль­ту­рой? На­зо­ви­те че­ты­ре про­яв­ле­ния пра­во­вой вос­пи­тан­но­сти, ука­зан­ных в тек­сте.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны:

Че­ты­ре про­яв­ле­ния пра­во­вой вос­пи­тан­но­сти, ука­зан­ные в тек­сте:

1) над­ле­жа­щий, вы­со­кий уро­вень пра­во­со­зна­ния,

2) про­яв­ля­ю­щий­ся не толь­ко в за­ко­но­по­слу­ша­нии, но и в пра­во­вой ак­тив­но­сти,

3) в пол­ном и эф­фек­тив­ном ис­поль­зо­ва­нии пра­во­вых средств в прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти,

4) в стрем­ле­нии в любом деле утвер­дить пра­во­вые на­ча­ла как выс­шие цен­но­сти ци­ви­ли­за­ции.

С2. Что автор на­зы­ва­ет пра­во­со­зна­ни­ем? Что яв­ля­ет­ся клю­че­вым пунк­том пра­во­со­зна­ния? Какие из упо­мя­ну­тых в тек­сте раз­но­вид­но­стей пра­во­со­зна­ния вы­де­ля­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от субъ­ек­та пра­во­со­зна­ния?

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны:

-Пра­во­со­зна­ние - это от­но­ше­ние людей к праву.

- Клю­че­вой пункт пра­во­со­зна­ния - осо­зна­ние лю­дь­ми цен­но­стей права и од­но­вре­мен­но пред­став­ле­ния о дей­ству­ю­щем по­зи­тив­ном праве, о том, на­сколь­ко оно со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям ра­зу­ма и спра­вед­ли­во­сти, пра­во­вым цен­но­стям и иде­а­лам.

В за­ви­си­мо­сти от субъ­ек­та вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие раз­но­вид­но­сти:

С3. При­ве­ди­те три при­ме­ра, ил­лю­стри­ру­ю­щие вли­я­ние пра­во­со­зна­ния на за­ко­но­по­слуш­ное по­ве­де­ние граж­дан.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие при­ме­ры:

- В зна­чи­тель­ной сте­пе­ни пра­во­со­зна­ние вли­я­ет и на со­блю­де­ние за­ко­нов. Если че­ло­век знает за­ко­ны, в боль­шин­стве слу­ча­ев он их по­ста­ра­ет­ся не на­ру­шать.

- Как форма об­ще­ствен­но­го со­зна­ния оно ока­зы­ва­ет кор­рек­ти­ру­ю­щее воз­дей­ствие на со­зна­ние от­дель­ных ин­ди­ви­дов и таким об­ра­зом спо­соб­ству­ет по­вы­ше­нию его уров­ня, при­бли­же­нию ин­ди­ви­ду­аль­но­го пра­во­со­зна­ния к об­ще­ствен­но­му.

- Со­блю­де­ние тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства на­хо­дит­ся в пря­мой за­ви­си­мо­сти от уров­ня пра­во­со­зна­ния всех чле­нов об­ще­ства, их куль­тур­но­сти.

- Пра­во­со­зна­ние иг­ра­ет важ­ную роль и при ре­ше­нии ком­пе­тент­ны­ми ор­га­на­ми кон­крет­ных юри­ди­че­ских дел в про­цес­се при­ме­не­ния пра­во­вых норм.

- В на­сто­я­щее время без на­ли­чия со­от­вет­ству­ю­щей нормы права пра­во­со­зна­ние не может быть ос­но­ва­ни­ем при при­ня­тии ре­ше­ний по юри­ди­че­ским делам, и тем более когда речь идет о при­вле­че­нии к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти, то есть оно не ис­поль­зу­ет­ся в ка­че­стве ис­точ­ни­ка права.

Могут быть при­ве­де­ны и иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысл.

C 4. Как утвер­жде­ние в пра­во­вой идео­ло­гии цен­но­сти есте­ствен­ных прав че­ло­ве­ка может от­ра­зить­ся на пра­во­вой си­сте­ме об­ще­ства? Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, вы­ска­жи­те три пред­по­ло­же­ния.

Могут быть вы­ска­за­ны сле­ду­ю­щие пред­по­ло­же­ния:

- ещё одна сту­пень к ста­нов­ле­нию пра­во­во­го го­су­дар­ства;

- про­изой­дет сбли­же­ние права и мо­ра­ли;

- про­грес­сив­но по­ло­же­ние о том, что за­ко­ны могут быть не­пра­во­вы­ми. Чтобы стать пра­во­вы­ми, они долж­ны при­во­дить­ся в со­от­вет­ствие с та­ки­ми нрав­ствен­ны­ми цен­но­стя­ми, как спра­вед­ли­вость, сво­бо­да, ра­вен­ство и т. д.

Могут быть вы­ска­за­ны и иные пред­по­ло­же­ния. не ис­ка­жа­ю­щие сути

Похожие документы:

Во­об­ще жи­во­го че­ло­ве­ка пред­ста­вить очень труд­но. А глав­ное — са­мо­го се­бя в ка­че­ст­ве жи­во­го че­ло­ве­ка пред­ста­вить то­же очень труд­но

. спо­со­бам жиз­ни. И при­зна­ния пра­ва на су­ще­ст­во­ва­ние . от­но­ше­ние есть серь­ез­ное! Но это же все не­прав­да. Ма­ниа­каль­ное со­стоя­ние . ­те ни­ка­ко­го опы­та со­ци­аль­ных от­но­ше­ний с людь­ми .

Гиря падает на землю и ударяется абсолютно неупруго о препятствие. Скорость гири перед ударом равна 14 м/с. Температура гири перед ударом со

. но на прав лен ной силы F, ко то рую нужно при ло жить к пра во . со хра не ния энер гии при на гре ва нии воды: КПД — это от но ше ние . ше ние. Дано: Ре ше ние: m = ρ · V, зна чит m = 2 кг от сю да со про тив ле ние од но .

По­сле­д­ние со­бы­тия в мире ми­ро­вой эко­но­ми­че­ский кри­зис и гео­по­ли­ти­че­с­кие из­ме­не­ния за­ста­в­ля­ют за­ду­мать­ся ка­ж­до­го че­ло­ве­ка о

. ­с­ки они со­х­ра­ня­ли и со­ве­р­шенст­во­ва­ли эти зна­ния, из . ­дут знать все и люди сде­ла­ют свой пра­ви­ль­ный . ­р­тая до дыр фо­р­ма прав­ле­ния — «ре­с­пу­б­ли­ка . ­че­с­кие от­но­ше­ни­я. Как вы по­ни­ма­е­те, всё это тоже про .

НА­ЧА­ла фи­ЛО­СО­фии

Проблема правосознания и правовой культуры в отечественной науке всегда являлась актуальной и востребованной. Если обратиться к работам античных философов, таких как: Аристотель, Платон, Гай и других, то мы можем наблюдать, что идеи правосознания и правовой культуры зародились еще во времена до нашей эры. Также со времен французской революции стали появляться работы и исследования указанных явлений. К классическим ученым в России, занимающиеся проблематикой правосознания, относятся такие выдающиеся теоретики как И. А. Ильин, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и другие юристы и философы России.

Однако, современному правосознанию и правовой культуре граждан Российской Федерации не уделяется должного внимания. Об этом свидетельствует тот факт, что в период динамического становления российского государства и вариативного развития правоотношений учения о правосознании и правовой культуры личности утратили свою актуальность. Данные учения нуждаются в усовершенствовании и дополнении. Также следует отметить, что в законодательстве нашего государства наблюдается множество коллизий относительно правил поведения людей в обществе и как следствие ведет к некой абстрактности и двойственности понимания моральных норм.

Построение правового российского государства невозможно без рационального понимания права гражданами. Наше общество нуждается в адекватном понимании нормативной базы законодательства и в соответствующей реакции на него.

В современном российском обществе уже сложились негативные стороны правосознания и правовой культуры, выраженные в выборе неправового механизма урегулирования общественных отношений; в вариативном понимании правовых норм; правовое поведение всего населения России весьма отклонено от правомерного. Субъектами права все чаще принимаются незаконные решения в урегулировании возникших правоотношений. Об этом свидетельствуют данные правовой статистики. Например, среднее количество преступлений за период 2010—2018 в год, предусмотренной ст. 290 УК РФ (дача взятки) составляет 6000, ст. 291 УК РФ (получение взятки) 6500, ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) 2500 [85]. В практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов имеется множество решений, где в описательно-мотивировочной части содержатся сведения о некорректной интерпретации норм права сторонами дела.

Причины вышеуказанных явлений заключаются в низкой правовой компетентности граждан; в неполноте юридических предписаний; присутствия пробелов и коллизий в праве и законах; в расширенном правовом нигилизме граждан; слабость в правоохранительной и судебной деятельности, а также в отрицательной деформации сознания российского общества.

От уровня и качества правосознания и правовой культуры граждан и всего общества во многом зависит результат их правильное взаимодействие в развивающихся правоотношениях, а именно: в правильном принятии правового решений для урегулирования общественных отношений; выборе необходимой законодательной нормы и т. д.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в стоящих перед государством глобальных проблемах, а именно то, что правосознание и правовая культура личности становятся наиболее неустойчивыми и отрицательными в период развития общества, когда у граждан меняются цели, мотивы, взгляды и ценности, в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия. Вышеуказанное подтверждается сменой правового режима, а также динамичным развитием частных правоотношений. Мы полагаем, что в настоящее время демократический строй не закрепил свои фундаментальные позиции и основополагающие идеи в Российской Федерации.

Цель монографии заключается в полном анализе содержания правосознания и характера правовой культуры личности в условиях обновления России, а также в выработке рекомендаций по повышению правосознания и правовой культуре граждан Российской Федерации.

Авторская позиция темы исследования была обозначена в работах, опубликованных в научных журналах, а также в сборниках по результатам конференций.

1 Общетеоретическая характеристика правосознания

1.1 Понятие, свойства и структура правосознания

С принятием новой государственной политики, Россия стала на путь формирования и развития правовой грамотности и правосознания общества [111, с. 265]. В Конституции РФ установлено, что государство должно создавать все необходимые условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан.

Потребность к изучению отечественного правосознания является значимой, так как в реальной обстановке жизнедеятельности человека, видно, что граждане не полностью и не до конца понимают свои гражданские права и обязанности.

Хотелось бы отметить, что понимание правосознания менялось с развитием юриспруденции, оно не находилось в стадии стагнации. Также представляется, что воззрение о правосознании расширяется большими темпами, но до сих пор нет единого мнения о сущности, свойствах, структуре и его природе.

Проблема правосознания в отечественной науке всегда являлась самой актуальной и востребованной. К классическим ученым, занимающиеся проблематикой правосознания, относятся такие выдающиеся теоретики как И. А. Ильин, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и других юристы и философы России.

В советский период времени правосознание отличается от всех предшествующих ему исторических типов по целям, задачам, методам и средствам осуществления права [63, с. 39]. В работах авторов тех лет признавался классовый характер права. Основное внимание советских правоведов тех времен было акцентировано на выработке признаваемого всеми определения права, что и произошло после решения задач первого этапа социально-экономических преобразований.

После смены политической системы с социалистической на демократическую модель в науке потребовались новые взгляды и идее по отношению к пониманию правосознания. Соответствующие исследования были направлены на изучение нового законодательства России и его правильному пониманию со стороны граждан.

Следует отметить, что на современном этапе развития юридической науки определения правосознания очень многообразные и имеют разные подходы.

Так, в частности, Д. Чуйков считает, что правосознание – это форма общественного сознания, которая содержит субъективное отношение индивида к правовой действительности и проявляет себя в форме социально значимых действий и поступков человека [116, с. 39].

Ученый-теоретик В. Н. Корнев, утверждает, что правосознание – это теоретическое и эмоционально-ценностное понимание идей о существующем праве и правосудии, которые господствуют в конкретном обществе [63].

Необходимо обозначить мнение И. Ю. Лимаренко, которая выделила признаки правосознания. Так, по мнению автора к таким признакам относятся:

– правосознание – сфера общественного сознания;

– правосознание отражает правовую действительность;

– правосознание включает совокупность теорий, знаний, идей, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, оценок, чувств, эмоций;

– правосознание устанавливает отношение субъекта к праву [69, с. 56].

Таким образом, по общему правилу правосознание представляет собой систему знаний о праве как социальном явлении, его современном состоянии, а также совокупность правовых оценок и конкретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права [103, с. 349].

Как форма мировоззрения правосознание имеет сложную структуру.

На уровне индивидуального субъекта оно охватывает различные сферы духовной деятельности: познавателъную; оценочную; мотивационно-волевую.

На уровне общества в целом оно может быть подразделено на обыденное и теоретическое, массовое и элитарное сознание. Очень продуктивную в методологическом смысле концепцию структуры правосознания предложили О. Г. Дробницкий и В. П. Желтова.

Авторами были выделены следующие формы бытия правосознания:

В свою очередь, по способу мышления неинституциональная форма разделяется на следующее виды:

а) обыденное правосознание, включающее представления, чувства и волеизъявления массы людей, их субъективное отношение к действующему праву, знания о существующих законах и их оценку, убеждения в правомерности или неправомерности судебных решений, в справедливости и несправедливости самих законов; эта сфера образует массовое общественное мнение вокруг действующего права, поддерживая его или требуя изменения;

Правосознание рассматривается, как правило, в двух основных формах: в форме правовой идеологии и в форме правовой психологии [59, с. 46].

Правовая идеология – это совокупность представлений, убеждений и установок человека, в которых выражается его отношение к действующему законодательству и государственной власти.

Правовая психология – это совокупность чувств, эмоций и настроений, связанных с правовыми явлениями в обществе. Чувственный уровень является неотъемлемой частью структуры сознания, в связи с этим эмоциональная окраска существенно влияет на характер и направленность правового поведения.

Таким образом, структура правосознания достаточно многопланова. По нашему мнению, в системе юридического образования необходимо больше внимания уделять развитию теоретического правосознания, в основе которого должна лежать естественно-правовая идеология, которая в свою очередь является базисом правовой культуры.

Читайте также: