Что положено в основу произведения

Обновлено: 30.06.2024

1. Форма художественного произведения и её основные компоненты

Художественное
произведение
содержание
форма
Внешняя, материальная сторона
текста
художественная
речь,
система
изобразительных
средств,
принцип
организации
повествования,
композиция
Внутренняя, нематериальная сторона
текста
произведение
существует
только в
единстве формы
и содержания
сюжет,
характеры,
обстоятельства,
идейнотематическое
содержание

период
представители
особенности
жанры
конец 17-19 в.Зародился в Италии, развитие получил
во Франции
А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков,
М. В. Ломоносов
культ разума
жесткая иерархия жанров
использование высокой и низкой лексики
соблюдение трех единств (место, время. действие)
деление героев на положительных и отрицательных
Высокие- ода, поэма. трагедия;
Низкие- комедия, басня, эпиграмма, сатира

период
период
представители
особенности
жанры
вторая половина 18 в.
А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин,
главенство чувства над разумом
деление героев на положительных и отрицательных
по способности к переживаниям
интерес к богатому внутреннему миру героев
гиперболизированное проявление чувств( восклицания, слезы,
обмороки)
семейный роман, дневник, исповедь, элегия, послания.

период
представители
особенности
жанры
конец 18 в.- первая половина 19 в.
В. А. Жуковский, ранний А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов
Возник в период кризиса рационализма
( разочарование в Великой Французской революции,
просветительских идеях, война 1812)
Романтическое двоемирие (бегство от действительности
в идеальный мир)
Новый тип героя- бунтующий, исключительный, с трагической
Судьбой
Обращение к историческому прошлому
Исторический роман, поэма. баллада

период
представители
особенности
Начало 20 века
Кубофутуристы: В. В. Маяковский, Н. Д. и Д.
Д. Бурлюки, В. В. Хлебников, А. Е.
Крученых.
Эгофутуристы: И. Северянин, И. Гнедов.
Кубофутуристы пытались воплотить
изобразительные принципы французских
художников- кубистов
Стремились обновить искусство, сравнивая его с
социальной революцией.
Эгофутуристы провозглашали интуитивное
творчество и художественный
индивидуализм.

Оценка писателем людей, событий, идей и проблем, поставленных в
произведении
Авторская позиция проявляется в:
-отборе фактов, которые даются в произведении;
-точках зрения на события и героев;
-чувствах и мыслях героев, портретах;
-построении композиции;
-названии произведения и эпиграфах;
-символике, описании природы;
-непосредственных оценках повествователя.

13. (то, что положено в основу)

• Предмет изображения в произведении:
круг жизненных явлений и событий,
которые исследует и оценивает автор.
тема
Основная
ведущая тема произведения,
определяющая
его единство
Частная
Разрабатывает
отдельные
стороны основной
темы

14. Образ, представление

Главная мысль, обобщающая все содержание
художественного произведения
Совокупность поставленных автором в произведении
проблем
Виды проблематики
- социально- политическая;
- Нравственно-этическая;
- Национально-историческая
- философская

Система событий в произведении, представленная в
определенной последовательности, форма
развертывания темы.
Фактическая сторона повествованиясобытия в их причинно- хронологической
последовательности
Острое столкновение характеров и обстоятельств,
взглядов и жизненных принципов, положенное в
основу
действия художественного произведения

17. Страсть, чувство

- основной настрой произведения, его
эмоциональная насыщенность,
рассчитанная на сопереживание читателя
героический
трагический
комический

Часть произведения, в которой обрисованы место, время и положение
персонажей перед началом действия
Событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта
Вершина конфликта, момент предельного обострения противоречий
Заключительный эпизод в развитии действия, разрешение конфликта
Рассказ автора о дальнейшей судьбе героев

ПЕРСОНАЖ, В КОТОРОМ ПОЛНО ВЫРАЖЕНА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее
возможной, характерной, для определенной общественной среды
в определенное время.
художественное обобщение человеческих свойств, черт
характера в индивидуальном облике героя.

В литературном произведении - это вид художественного описания, в котором
изображается внешний облик персонажа с тех сторон, которые наиболее
ярко представляют его в авторском видении.
одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла подчеркивает
или передает душевное состояние персонажей
художественное описание внутреннего вида помещений.
речь персонажа, раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни.
Функции речевой характеристики
1.Характеризующая - чтобы лучше раскрыть образ героя, его индивидуальность,
подчеркнуть какие-то черты характера или принадлежность к определенной группе
(профессиональной, этнической, социальной), особенности воспитания.
2.Выделительная - чтобы сделать образ запоминающимся, выделить на фоне других.
3.Сравнительная – используется для сопоставления или противопоставления героев.
4.Психологическая – раскрывает эмоциональное состояние героя.

Характеристика персонажа с помощью его имени или фамилии,
указывающих на определенные качества характера
указание автора в тексте драматического произведения на поведение героев:
их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы, обстановку действия, смысловое
подчеркивание тех или иных высказываний.
подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения
достоверностью
вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ.
многозначный образ, выражающий какие-либо глубинные смыслы,
порой противоположные друг другу. Образ становятся символом,
когда он приобретает дополнительные, исключительно важные значения.

В "бесконечном лабиринте сцеплений", в многоуровневом поэтическом Космосе художественного целого все образующие его элементы подчинены друг другу, иерархически упорядочены. Как и любая система, литературное произведение имеет свой центр (один или несколько) и свою периферию. Ядром художественной системы, её признанным "руководящим центром" принято считать так называемое идейно-тематическое содержание. Неразрывное единство темы и идеи составляет экстракт объекта и субъекта творчества, предмета искусства и его авторского осознания, распространяющий своё влияние на все остальные элементы системы.

Художественный Космос литературного произведения сродни государственному устройству. Он может напоминать и монархию (чаще всего), как абсолютную, так и конституционную, и олигархию, и демократию, и партократию, и охлократию, и федерацию, и конфедерацию. . . Наверное, только не анархию, ибо основным цементирующим принципом построения произведения является принцип художественной целесообразности, то есть строгий порядок.

Обрусевшее древнегреческое слово thema обозначает буквально то, что положено (в основу чего-либо). Тема — объективная основа произведения, понятие, указывающее в самых общих чертах на преимущественное внимание писателя к определённой стороне действительности и отвечающее на вопрос "что изображено?" Внешним образом тема — это то, о чём произведение, чему оно посвящено, что прежде всего бросается нам в глаза.

Писатель не может и не должен замахиваться на отображение всей реальной действительности, которая его окружает. Он сосредоточивается на некой её части, совершив первый этап своего творческого акта — художественный отбор. Категория темы, следовательно, помогает определить то, что непосредственно изображено в произведении, сориентироваться в его содержании, очертить круг жизненных явлений, отобранных, отображённых и воспроизведённых автором.

Иногда приходится сталкиваться с весьма распространённым отождествлением темы и проблемы, вернее, с подменой одного понятия другим. Именно так трактовал тему в своём популярном учебнике по введению в литературоведение Г. Л. Абрамович. Предложенное им определение: "Тема — проблема, поставленная писателем в произведении" — вызывает сомнение, по крайней мере, в двух аспектах.

Во-первых, тема и проблема совпадают только частично. Понятие темы значительно шире понятия проблемы. Та или иная проблема (нравственная, социально-политическая, философская, религиозная) может стать темой лишь в произведениях соответствующего масштаба и предназначения (в романах, повестях, трагедиях, комедиях, драмах, поэмах). Отыскивать проблему в произведениях пейзажной лирики или, скажем, в стихотворениях "на случай", экспромтах, эпиграммах и тому подобное — занятие, прямо скажем, несерьёзное.

Так, в экспромте юного Пушкина, который обнаружил над своей койкой в лицейском лазарете Иван Пущин:

Вот здесь лежит больной студент —

Его судьба неумолима!

Несите прочь медикамент:

Болезнь любви неизлечима!

(Надпись на стене больницы)

— никакой "проблемы", разумеется, нет, зато тема, обозначенная в условном заголовке, прочитывается вполне определённо.

Ещё очевиднее отсутствие проблемы при наличии темы в коллективном стихотворении А. Куприна, И. Бунина и А. Чехова, написанном в гостях у начальницы Ялтинской женской гимназии Варвары Константиновны Харкевич, восторженной почитательницы писателей.

Дело было весной 1901года за пасхальным столом. Писатели пили, закусывали, веселились. Вдруг Куприну пришла в голову озорная мысль:

— Давайте напишем и оставим ей на столе стихи!

Стали, хохоча, сочинять, и Бунин написал на скатерти (хозяйка потом вышила):

В столовой у Варвары Константиновны

Накрыт был стол отменно-длинный,

Была тут ветчина, индейка, сыр, сардинки —

И вдруг ото всего ни крошки, ни соринки:

Все думали, что это крокодил,

А это Бунин в гости приходил!

Во-вторых, понятие проблемы не должно подменять собой понятие темы, поскольку в нём нередко содержится, кроме объективной констатации того или иного жизненного факта, и субъективно, личностно окрашенное отношение к нему писателя, то есть некоторый отблеск идеи (таковы проблемы "лишних людей" и "маленького человека", популярные в русской литературе XIXвека). Как говорил М. Е. Салтыков-Щедрин, "даже выбор темы далеко не индифферентен". В целом же понятие темы — более широкое, универсальное — поглощает понятие проблемы — более узкое, частное.

Итак, тема есть проблема, явление или предмет, отобранный, осмысленный, домысленный и воспроизведённый определёнными художественными средствами; часть действительности или её аналог, уже преображённые в перл создания. Тема характеризует одновременно предмет искусства и его содержание, соединяет их в процесс творчества: от стадии художественного отбора до стадии художественного воплощения.

Описывая то, чему посвящено произведение, какую частичку бытия писатель в нём отобразил, понятие темы отделяет одно произведение от другого, указывает на его своеобразие и в то же время намечает сходство с другими, близкими ему в этом отношении произведениями. Вот почему при формулировке темы необходимо искать оптимальную дозу обобщения и конкретности. Лучше начинать, конечно, с широкого определения, чтобы затем, по мере надобности, конкретизировать его, постепенно сужая, — подробностями сюжета, места и времени действия, способом обрисовки характеров и прочим.

Во втором романе изображается массовый героизм: вместо отдельной выдающейся личности на авансцену истории выходит одушевлённая пафосом коллективизма народная масса, для которой найден удивительно ёмкий символ-метафора, также вынесенный в заголовок; в едином сплаве, едином героическом порыве оказываются все, от мала до велика, от рядовых бойцов до руководителей, роль которых приобретает чисто номинальный характер (Кожух практически ничем не отличается от своих подчинённых, напротив, он сам подчиняется некой надличностной силе, увлекающей всю эту одержимую общей идеей безликую массу людей).

Наконец, в третьем случае речь должна идти о судьбе отдельных членов коллектива (отряда), представляющих разные социальные группы; их героизм проявляется в парадоксальных условиях поражения — "разгрома", поэтому писатель заставляет их не столько действовать, совершать "героические поступки", сколько принимать ответственные — на грани жизни и смерти — решения, рефлектировать, преодолевая в напряжённой внутренней борьбе свою душевную слабость, мелкие эгоистические расчёты, инстинкт самосохранения.

Но бывают названия и другого рода. Такое название просвечивает сквозь книгу, как водяной знак, оно рождается вместе с книгой; автор настолько привыкает к нему за годы, пока растёт стопка написанных страниц, что оно становится частью всего целого". Тема обнаруживает себя так или иначе и в других элементах художественной структуры произведения: в сюжете, образном строе и языке.

Наряду с понятием темы литературоведение охотно пользуется понятием тематики, имея в виду не одну, а совокупность тем, составляющих некое системное, иерархически организованное целое. Обычно главная тема "подпирается" несколькими второстепенными, подчинёнными ей темами. Например, тематика "Слова о полку Игореве", кроме главной темы, манифестированной названием (неважно, в данном случае, оригинальным, авторским или благоприобретённым памятником в течение его многовекового исторического бытия), включает в себя тему родины, тему русской природы, тему воинской доблести, тему любви, тему женской верности, тему семейного счастья, тему свободы и так далее.

Художественное произведение подчиняется закону тематической целостности, согласно которому вся номенклатура тем должна знать своё место в системе: доминирующая тема сквозит во всех образах, эпизодах и сценах, а побочные, второстепенные темы, которым заказано суверенное независимое развитие, дополняют и усиливают её. В результате обеспечивается то, что классицисты называли единством действия, а Н. Чернышевский считал наипервейшим критерием художественности.

Как возникает тема? Источник львиной доли тематики мировой литературы составляет личный опыт писателей. Писатель, понятное дело, живёт среди людей на планете Земля, погружённый в определённую социальную среду, воспитанный в тех или иных национальных и культурных традициях. Он не только наблюдает, исследует жизнь, но и участвует в ней непосредственно как гражданин, как создатель материальных и духовных ценностей, как потребитель, как налогоплательщик, как, в конце концов, обыватель — в нормальном, необидном значении частного лица. Многие происшествия, очевидцем или даже участником которых он был сам, о которых он узнал от близких или посторонних ему людей, из газет, вообще СМИ, откладываются в памяти и составляют основной фонд тематики его произведений.

Разумеется, литературное творчество менее всего напоминает работу фотографа: что вижу, то и описываю. Значительное место в нём принадлежит фантазии, когда те или иные жизненные коллизии моделируются "из головы", но по аналогии с наблюдаемой действительностью или другими творческими прецедентами. Здесь важное место принадлежит типу художественного мышления, методу и стилю писателя. Тематические предпочтения реалиста, конечно, базируются на событиях действительного плана, так сказать, реально, объективно сущих. Романтик, напротив, с энтузиазмом строит воображаемые миры, фантазирует, домысливает, пересоздаёт, сталкивает действительность с идеалом, то есть пишет в основном не о том, что есть, а о том, что должно или могло бы быть. Поэтому тематика его произведений по преимуществу не объективна, а субъективна.

Ещё один мощный источник тематики составляет сама же литература. Существуют так называемые "вечные темы", наряду с "вечными образами", "бродячими сюжетами" и так далее. Темы из произведений второстепенных, забытых писателей время от времени извлекаются из небытия, заимствуются и тем самым воскрешаются для полнокровной художественной жизни звёздами первой величины (такова, как известно, судьба большинства творений У. Шекспира). Существуют, наконец, темы, которые одни писатели совершенно добровольно уступают другим (например, Пушкин Гоголю).

Как и любой другой элемент художественной системы, тема возникает не сама по себе (в изолированном виде она просто не существует!), а в органическом единстве с другими сопредельными ей структурными элементами, прежде всего — с идеей и сюжетом.

Содержание – это смысл литературного произведения, который воплощен в особой, образной форме.

Изучение содержания с разных сторон ведет от неглубоких, поверхностных суждений об избранном писателем материале к верному пониманию настроений, идей, мировосприятия автора, которые выражены в произведении.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Содержание и форма литературного произведения 480 руб.
  • Реферат Содержание и форма литературного произведения 250 руб.
  • Контрольная работа Содержание и форма литературного произведения 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В содержании литературного произведения различают три стороны:

  • Тема (совокупность тем – тематика);
  • Проблема (совокупность проблем – проблематика);
  • Авторская позиция.

Тематикой называется совокупность тем (основных и побочных) литературного произведения или ряда произведений одного автора, или группы, направления, школы.

Тема – это предмет повествования, изложения, изображения; то, о чем говорит автор в произведении.

Темой литературного произведения может стать каждое явление действительности – живые лица, события, представители разных слоев общества, отношения личной и общественной жизни, переживания, мысли т.д.

Проблематика – это идейное осмысление автором социальных характеров, изображенных в произведении. Это осмысление состоит в том, что автор выделяет и усиливает стороны, свойства, отношения изображаемых характеров, которые о, опираясь на свое идейное миросозерцание, считает наиболее важными.

Авторская позиция в художественном произведении – это авторское понимание жизни, ее оценка, оценка изображенных характеров.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Существует несколько способов выражения авторской позиции:

  • Прямое высказывание автора;
  • Близкий к автору отдельный герой;
  • Через особенности поведения персонажа, его портрет.

Кроме перечисленных способов авторская позиция может выражаться при помощи заглавия произведения, эпиграфов, образов природы и мира вещей, в драматическом произведении авторская позиция может выражаться также ремарками.

Содержание и форма художественного произведения статья по литературе (10 класс) на тему

Форма и содержание художественного произведения.

В любом литературном явлении отражается реальная действительность. Рассматривая произведение, мы сопоставляем то, что в нем отображено с самой действительностью. Но для каждого человека и художника объективная действительность отражается в разных формах.

Содержание – это не только объективная реальность, но и действительность, отраженная в сознании автора. Т.е. субъективно воспринятая. Т.е. содержание художественного произведения заключает в себе определенную оценку реальной действительности, которую она получает в своей форме. Форме важно, чтобы любой ее элемент помогал раскрывать содержание произведения. При этом содержание ищет для себя форму, благодаря которой оно может быть выражено полно и ярко. Не художник создает форму, а содержание, преломляясь в творческом сознании автора получает определенную форму выражения.

Разграничивать содержание и форму сложно, можно только теоретически.

В содержании выделяют 2 стороны: 1. объективная сторона, которая существует независимо от воли художника; 2.Субъективная сторона, которая заключается в авторском восприятии всех этих явлений.

Что изображает Что выражает

Объективное явление Субъективное явление

Предмет изображение- объективная сторона- оформляется как тема произведения. Субъективная сторона определяет проблематику произведения. Тождество объективного и субъективного заключается в идее произведения.

Элементы содержания: тема, идея, проблема, пафос, характеры, персонажи.

Элементы формы: конкретные образы, композиция, язык, речь персонажей, стиль, ритм – образующие элементы прозы и стиха, жанр, род, вид. Формой художественного произведения называют способ выражения его идейно-тематического содержания.

Существуют промежуточные категории, выражающие единство формы и содержания. Это фабула – событийная сторона произведения, и конфликт, который принадлежит и форме и содержанию.

Тема, проблема художественного произведения.

Проблема – это идейное осмысление писателя той действительности, которую он изображает. Художник не только механически переносит жизнь в свое произведение, но и определенным образом ее объясняет. Общее понятие проблемы включает в себя деление на частные проблемы, что составляет проблематику произведения.

Идея – это то, ради чего написано произведение. В творческом процессе идея всегда предшествует теме. Идейное содержание связано с позицией автора, его мировоззрением, жизненной философией.. Идея раскрывается через конкретные образы. Например, в лирических произведениях художественная идея раскрывается через чувства, эмоциональное состояние. Понять идею – значит осмыслить и прочувствовать внутреннее содержание.

Т.о. художественное содержание произведения включает 3 уровня:

1. Жизненное содержание, которое отражено в произведении.

2. Художественное воплощение жизненного содержания, которое раскрывается в сюжете.

3. Формообразующий уровень, на котором рассматриваются отношения между идеей и формой.

Поэтому анализ художественного произведения включает: 1.Тема; 2.Проблема; 3.Сюжет, композиция; 4.Идея; 5.Художественные средства.

Форма литературного произведения

Форма — это способ обнаружения содержания литературных произведений, которое всегда каким-либо образом оформлено.

Элементы содержания не могут существовать вне формы.

Литературно-художественная форма многоплановое, сложное явление. Анализ формы художественного произведения предполагает изучение трех его основных сторон:

  • Предметной изобразительности
  • Композиции
  • Речевого строя.

Первым компонентом формы является предметная изобразительность. Предметная изобразительность – это все изображенные автором жизненные явления – события, вымышленные и происходившие в жизни реально, взаимоотношения между людьми, материальный мир, участники событий и их биографии.

Вторым компонентом формы является композиция. В процессе анализа композиции изучаются отношения между всеми сторонами формы. Именно в композиции проясняется замысел писателя, реализованный в произведении.

В речевом строе произведения проявляется специфика литературы как вида искусства. В качестве материала словесного творчества выступает язык. Он является неким аналогом звуком музыканта, красок художника, любого материала, из которого создаются произведения искусства.

Идейный мир художественного произведения

Содержание

Идейный мир произведения

Авторские оценки

Авторский идеал

Художественная идея

Соотношение темы, проблемы и идеи

Пафос

С героикой как пафосом, основанном на возвышенном, соприкасаются другие виды пафоса, имеющие возвышенный характер, — прежде всего это трагизм и романтика. Романтику роднит с героикой стремление к возвышенному идеалу. Но если героика — сфера активного действия, то романтика — область эмоционального переживания и стремления, не переходящего в действие. Объективной основой романтики становятся такие ситуации в личной и общественной жизни, когда реализация возвышенного идеала либо невозможна в принципе, либо неосуществима в данный исторический момент. Однако на такой объективной основе может в принципе возникать не только пафос романтики, но и трагизм, и ирония, и сатира, так что решающим в романтике является все же субъективный момент, момент переживания неустранимого разрыва между мечтой и реальностью.

Для того, чтобы определить качественное своеобразие юмористического пафоса, следует учесть, что юмор является выражением принципиально иной ценностной ориентации, чем сатира и инвектива. В известном смысле он прямо противопоставлен им по исходным установкам.

Изучение типов пафоса — необходимое условие анализа отдельного произведения. Правильно определить вид пафоса в том или ином конкретном произведении — это значит понять один из существеннейших аспектов его содержания и открыть путь для последующего уяснения художественного своеобразия. Кроме того, определение типа пафоса оказывается чрезвычайно важным для выборочного анализа.

Даже на первый взгляд ясно, что художественное произведение состоит из некоторых сторон, элементов, аспектов и т. п. Иными словами, оно имеет сложный внутренний состав. При этом отдельные части произведения связаны и объединены друг с другом настолько тесно, что это дает основания метафорически уподоблять произведение живому организму. Состав произведения характеризуется, таким образом, не только сложностью, но и упорядоченностью. Художественное произведение — сложноорганизованное целое; из осознания этого очевидного факта вытекает необходимость познать внутреннюю структуру произведения, то есть выделить отдельные его составляющие и осознать связи между ними. Отказ от такой установки неминуемо ведет к эмпиризму и бездоказательности суждений о произведении, к полной произвольности в его рассмотрении и в конечном счете обедняет наше представление о художественном целом, оставляя его на уровне первичного читательского восприятия.

Второй подход к структуре художественного произведения в качестве первичного разделения берет такие общие категории, как содержание и форма. В наиболее законченном и аргументированном виде этот подход представлен в трудах Г.Н. Поспелова.[20] Эта методологическая тенденция имеет гораздо меньше минусов, чем рассмотренная выше, она гораздо больше отвечает реальной структуре произведения и гораздо более обоснована с точки зрения философии и методологии.

Содержание и форма.

С философского обоснования выделения в художественном целом содержания и формы мы и начнем. Категории содержания и формы, превосходно разработанные еще в системе Гегеля, стали важными категориями диалектики и неоднократно успешно применялись в анализе самых разных сложноорганизованных объектов. Давнюю и плодотворную традицию образует и применение этих категорий в эстетике и литературоведении. Ничто не мешает нам, таким образом, применить столь хорошо зарекомендовавшие себя философские понятия и к анализу литературного произведения, более того, с точки зрения методологии это будет только логично и естественно. Но есть и особые основания начинать расчленение художественного произведения с выделения в нем содержания и формы. Произведение искусства есть явление не природное, а культурное, а это значит, что в основе его лежит духовное начало, которое, чтобы существовать и восприниматься, непременно должно обрести некоторое материальное воплощение, способ существования в системе материальных знаков. Отсюда естественность определения границ формы и содержания в произведении: духовное начало — это содержание, а его материальное воплощение — форма.

Форма художественного произведения имеет две основные функции. Первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому ее можно назвать внутренней: это функция выражения содержания. Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на читателя, поэтому ее можно назвать внешней (по отношению к произведению). Она состоит в том, что форма оказывает на читателя эстетическое воздействие, потому что именно форма выступает носителем эстетических качеств художественного произведения. Содержание само по себе не может быть в строгом, эстетическом смысле прекрасным или безобразным — это свойства, возникающие исключительно на уровне формы.

Заметим себе, что различие в мере условности между содержанием и формой дает четкие критерии для отнесения того или иного конкретного элемента произведения к форме или содержанию — это замечание еще не раз нам пригодится.

Выделяя в произведении форму и содержание, мы тем самым уподобляем его любому другому сложноорганизованному целому. Однако у соотношения формы и содержания в произведении искусства есть и своя специфика. Посмотрим, в чем же она состоит.

Содержательная форма.

Однако сколь бы содержателен ни был тот или иной формальный элемент, сколь бы тесной ни была связь между содержанием и формой, эта связь не переходит в тождество. Содержание и форма — не одно и то же, это разные, выделяемые в процессе абстрагирования и анализа стороны художественного целого. У них разные задачи, разные функции, разная, как мы видели, мера условности; между ними существуют определенные взаимоотношения. Поэтому недопустимо использовать понятие содержательной формы, как и тезис о единстве формы и содержания, для того, чтобы смешать и свалить в одну кучу формальные и содержательные элементы. Напротив, подлинная содержательность формы открывается нам только тогда, когда в достаточной мере осознаны принципиальные различия этих двух сторон художественного произведения, когда, следовательно, открывается возможность устанавливать между ними определенные соотношения и закономерные взаимодействия.

? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Почему необходимо познание структуры произведения?

2. Что такое форма и содержание художественного произведения (дайте определения)?

3. Как взаимосвязаны между собой содержание и форма?

Читайте также: