Генеральный прокурор польши кто

Обновлено: 18.05.2024

  • Прокурату́ра По́льши (польск. Prokuratura w Polsce) — правоохранительный орган в Польше, выполняющий также функции государственного обвинения.

* Генеральный прокурор (Prokurator Generalny);

* Краевой прокурор и заместители Генерального прокурора (Prokurator Krajowy i pozostali zastępcy Prokuratora Generalnego);

Связанные понятия

Руководитель следственного органа — согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации уполномоченное должностное лицо следственного органаПолномочия руководителя следственного органа осуществляют: Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители территориальных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, их заместители, руководители следственных органов уполномоченных на проведение предварительного следствия федеральных органов исполнительной.

Военная прокуратура Российской Федерации — структурное подразделение Прокуратуры Российской Федерации, возглавляемое заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором. Осуществляет надзор за исполнением законов в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Военная прокуратура — государственный орган, осуществляющий надзор за соблюдением законности военнослужащими. Военные прокуратуры действуют во многих странах мира и являются частью общей системы правоохранительных органов государства.

Судебная система России — это система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации.

Королевская прокурорская служба (англ. Crown Prosecution Service , CPS) — главный государственный орган надзора и обвинения по уголовным делам в Англии и Уэльсе. Возглавляет службу Главный государственный обвинитель (англ. Director of Public Prosecutions, DPP).

Московский областной суд — высший федеральный орган судебной власти на территории Московской области Российской Федерации.

Транспортная прокуратура – осуществляет высший надзор за точным исполнением законов на железнодорожном, водном (речном и морском), воздушном транспорте, а также за деятельностью правоохранительных органов на транспорте и в таможенной сфере.

Прокурор (лат. procurare — управлять, ведать чем-либо, заботиться) — главный законный представитель обвинения. Обвинение — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении преступления, в ходе судебного разбирательства по уголовному делу.

Калининградский областной суд — высший федеральный орган судебной власти Калининградской области в системе судов общей юрисдикции по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Является кассационной инстанцией для районных, мировых и городских судов области, также исполняются решения судов предыдущих инстанций. Обслуживает 3 районных суда Калининграда, 6 городских и 13 районных судов низших инстанций на территории Калининградской области.

Гла́вное вое́нное сле́дственное управле́ние Сле́дственного комите́та Росси́йской Федера́ции (ГВСУ СК России) — образовано вместо Военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации 15 января 2011 года.

Судебная система Испании — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Испании.

Ходатайство может подаваться любым лицом, учреждением или организацией в порядке судебного надзора для опротестовывания решений, приговоров и постановлений суда, вступивших в законную силу. В ситуации отсутствия оснований для протеста и пересмотра дела, должностное лицо, рассмотревшее ходатайство, должно сообщить об этом инициатору ходатайства (лицу или организации) с обязательным указанием мотивов отказа.

Следственный комитет, название нескольких органов предварительного следствия в органах защиты правопорядка в России. Белоруссии и Армении.

Центральный (ЦНИИСЭ), в дальнейшем Всесоюзный, Всероссийский (ВНИИСЭ) научно-исследовательский институт судебных экспертиз, в дальнейшем Российский Федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) — специализированное научно-исследовательское учреждение Министерства юстиции СССР (Министерства юстиции России), предназначенное для обеспечения потребностей судов, органов предварительного следствия и дознания в судебных экспертизах в порядке, установленном процессуальным законом (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ.

Федеральные окружные суды (United States district court) являются судами первой инстанции, уполномоченными на рассмотрение дел ограниченной юрисдикции по гражданским и уголовным делам в США. Ограничения юрисдикции федеральных судов при рассмотрении гражданских дел установлены ст. 3 гл. 2 Конституции США, в соответствии с которой вопросы юрисдикции федеральных судов определены Конгрессом. Гражданский истец не может по своему усмотрению предъявить иск в Федеральный окружной суд в случае, если в деле.

Арбитражный суд — постоянно действующий официальный государственный орган, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суды по делам о банкротстве США (англ. United States bankruptcy courts) — система судебных органов, созданная в соответствии с первой статьёй Конституции США. Действующая система судов образована решением Конгресса США в 1978 году, начала функционировать с 1 апреля 1984 года. Суды по делам о банкротстве являются структурными подразделениями федеральных окружных судов, к исключительной компетенции которых относится рассмотрение дел о банкротстве. Рассмотрение таких дел является юрисдикцией только.

Конституцио́нный Суд Респу́блики Дагеста́н — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.

Апелляционные суды общей юрисдикции — органы судебной власти Российской Федерации, входящие в единую судебную систему судов общей юрисдикции. Являются судами апелляционной инстанции для верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов.

Участники уголовного судопроизводства согласно уголовно-процессуальному законодательству РФ — лица, принимающие участие в уголовном процессе. Участники уголовного судопроизводства наделяются определёнными процессуальными правами и обязанностями, закреплёнными в законодательстве.

Консультативный совет европейских прокуроров (КСЕП) — консультативный орган при Комитете министров Совета Европы, его рабочая группа. Создан 13 июля 2005 года на седьмой конференции генеральных прокуроров в Москве. Президентом КСЕП является г-н Антонио Мура (Италия).

Дисциплинарное судебное присутствие — судебный орган Российской Федерации, действовавший в 2010—2014 годах и рассматривавший дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской.

Сле́дственный изоля́тор (СИЗО) — пенитенциарное учреждение (место содержания под стражей), обеспечивающее изоляцию следующих категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осуждённых.

Судебный надзор – деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти. В рамках своих полномочий суды могут принимать решения об отмене актов законодательной и исполнительной власти, основываясь на действующей конституции и законодательстве. В зависимости от национального законодательства область действия судебного надзора в разных странах может заметно различаться.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим ведение арбитражного судопроизводства, то есть по делам, связанным с предпринимательской деятельностью в Российской Федерации.

Прокурату́ра — система органов, осуществляющих от имени государства высший надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина, а также выполнение иных функций, определённых национальным законодательством.

Систе́ма права́ Респу́блики По́льша — система права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения на территории Польши.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда Российской Федерации действует в составе Верховного суда Российской Федерации и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Моско́вский городско́й суд, или кратко Мосгорсу́д — высший судебный орган города Москвы по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В качестве суда первой инстанции рассматривает дела, отнесённые федеральными законами к компетенции судов уровня субъекта Российской Федерации. Является апелляционной и кассационной инстанцией для районных судов и для мировых судей города Москвы.

Краснодарский краевой суд — высший федеральный судебный орган Краснодарского края по гражданским, уголовным, административным делам и делам об административных правонарушениях, подсудным судам общей юрисдикции.

Сле́дственная часть — подразделение Следственного департамента МВД России, занимающееся расследованием уголовных дел о преступлениях особой важности.

О́рганы дозна́ния — согласно п. 24 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Кассационные суды общей юрисдикции — органы судебной власти Российской Федерации, входящие в единую судебную систему судов общей юрисдикции. Являются судами кассационной инстанции для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного кассационного округа.

Судебная система Словении является одной из трёх ветвей власти в стране, которая действует самостоятельно и независимо от двух других (законодательной и исполнительной).

Конституционный надзор — правоохранительная деятельность по обнаружению законов и иных нормативных актов, не соответствующих Конституции. Конституционный надзор выносит требование отменить акт, признанный неконституционным, органу, принявшему данный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу).

Министерство юстиции Гонконга — ведомство, ответственное за законы Гонконга во главе с Секретарем по вопросам правосудия. До 1997 года названия министерство и позиция были Юридический департамент (律政署) и генеральный прокурор (律政司), соответственно.

Государственный обвинитель — должностное лицо органа прокуратуры, на которое федеральным законом, а именно пунктом 6 статьи 5 УПК РФ возложена обязанность поддерживать от имени государства обвинение в суде по уголовному делу.

Институт прокуратуры — структурные образования в трех крупнейших юридических университетах и академии страны (Уральского государственного юридического университета, Московского государственного юридического университета и Саратовской государственной юридической академии), созданные в 1996 году по предложению Генеральной прокуратуры в соответствии с Постановлением Правительства РФ в целях подготовки кадров для органов прокуратуры.

День суде́бного при́става Росси́йской Федера́ции — профессиональный праздник судебных приставов — людей, выполняющих задачи по обеспечению установленного законами государства порядка деятельности судов, а также по исполнению всех судебных актов и актов специально уполномоченных органов.

Уставный суд Санкт-Петербурга — орган судебной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий официальное толкование Устава Санкт-Петербурга и рассматривающий дела о соответствии Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга. Решение Уставного суда, принятое в пределах его полномочий, является окончательным и не может быть пересмотрено иным судом.

Военная прокуратура Израиля (ивр. ‏מפקדת הפרקליט הצבאי הראשי‏‎, Штаб Главного военного прокурора (аббр. ивр. ‏מפצ"ר‏‎, Мафца́р)) — структурное подразделение Армии обороны Израиля, осуществляющее надзор за соблюдением законности в деятельности армии, её подразделений и отдельных военнослужащих, посредством поддержания аппарата уголовного обвинения и защиты, консультирования воинских формирований и органов армии по правовым вопросам, методического руководства правовой работой в армии и исполнения дополнительных.

Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) — федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Суд надзорной инстанции — судебная инстанция, проверяющая законность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу в порядке надзорного производства. Надзорное производство является исключительной стадией уголовного, административного и гражданского, а также арбитражного судопроизводства в Российской Федерации. В качестве судов надзорной инстанции выступает Верховный Суд РФ, на который Конституцией РФ возлагается обязанность осуществления судебного надзора за нижестоящими судами.

Ставропольский краево́й суд — высший судебный орган Ставропольского края по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В качестве суда первой инстанции рассматривает дела, отнесённые федеральными законами к компетенции судов уровня субъекта Российской Федерации. Является апелляционной, кассационной и надзорной инстанцией для районных судов, и кассационной и надзорной инстанцией — для мировых судей Ставропольского края.

Официальную делегацию Польши на смоленском аэродроме Северный встречали полномочный представитель президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко и руководство Смоленской области. Все произошло буквально на их глазах. Полпред Полтавченко был на месте трагедии уже через несколько минут.

Официальный представитель Генпрокуратуры России Марина Гриднева сообщила, что возбуждено уголовное дело по статье УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка взял под личный контроль ход его расследования.

По словам Марины Гридневой, генеральные прокуроры России и Польши договорились вести расследование смоленской катастрофы самолета польского президента в тесном взаимодействии на основе международных договоров и регулярно обмениваться информацией о ходе расследования. А министр юстиции - Генеральный прокурор Польши сообщил Генеральному прокурору России, что польскими правоохранительными органами также возбуждено уголовное дело по факту авиакатастрофы. На место гибели прибыли министр внутренних дел России Рашид Нургалиев, глава российского МЧС Сергей Шойгу, руководитель СКП РФ Александр Бастрыкин.

С их участием вчера на смоленском аэродроме Северный прошло экстренное заседание российской правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы. На месте трагедии установили памятный камень и отслужили молебен.

Там, где погиб самолет польского президента, работает 37 следователей СКП России и более 40 судебных медиков. А последствия авиакатастрофы ликвидируют сотни сотрудников МЧС. Задействованы 124 единицы техники, в том числе три воздушных судна.

Для расследования авиакатастрофы под Смоленск прибыли и представители польских правоохранительных органов. Официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин сообщил, что в следственных действиях активное участие принимают 11 зарубежных коллег - следователи и прокуроры из Польши.

Работа по осмотру тел началась еще ночью с субботы на воскресенье, когда тела были доставлены в Центральное бюро судебной медицинской экспертизы департамента здравоохранения Москвы. Уже опознаны 24 человека.

Заместитель главы Следственного комитета при прокуратуре РФ Василий Пискарев рассказал, что многих людей внешне очень сложно опознать, поэтому их определяли по одежде и документам. На профессиональном сленге это называется "условным опознанием". Фрагменты тел будут исследоваться с помощью генетической экспертизы, то есть методом сравнения ДНК родственников погибших. Разумеется, все это делается совместно с представителями посольства Польши.

По словам Пискарева, с делегацией коллег из Польши будут обсуждены и согласованы все вопросы дальнейшего опознания и выдачи тел родственникам и представителям польских властей. Замглавы СКП пообещал, что родственникам погибших будут созданы все необходимые условия для участия в процедуре опознания. Вчера из Польши в Россию для идентификации тел стали прибывать родные и близкие погибших в авиакатастрофе. Для них в трех гостиницах Москвы подготовили 450 мест. Предоставили им и помощь психологов. Брат президента Польши Ярослав Качиньский уже опознал в Смоленске останки Леха Качиньского.

Известно, что найдены и так называемые "черные ящики" - бортовые речевые самописцы погибшего Ту-154.

Специалисты межгосударственного авиационного комитета (МАК) в Москве в своей лаборатории в присутствии польской стороны уже приступили к вскрытию этих приборов и расшифровке записей. При этой операции присутствуют и представители Следственного комитета при прокуратуре РФ. Уже очевидно, что состояние "черного ящика" удовлетворительное. Обнаружено, в частности, что лента параметрического самописца находится на катушках, но вышла из лентопротяжного механизма, вероятно, в результате удара. Понятно, что только после полной расшифровки всех записей этих приборов можно будет предметно говорить о версиях причин этой страшной катастрофы.

Михаил Фалалеев

Ирина Андрианова, начальник управления информации МЧС России:

- Вчера весь день в аэропортах Шереметьево и Домодедово работали психологи и оперативные сотрудники МЧС. Они вместе с переводчиками встречали прибывающих из Польши родственников погибших в авиакатастрофе, а также польских специалистов - судмедэкспертов, представителей минздрава, правительственных чиновников. Среди переводчиков были и волонтеры - москвичи, владеющие польским.

Кроме того, в МЧС России организована "горячая линия" по телефону (495) 626-37-07, куда уже поступило несколько сотен звонков. Операторы линии в совершенстве владеют английским языком. Но и на вопросы, заданные на польском, в состоянии ответить. За помощью обращаются родственники, близкие погибших. Это не только граждане Польши, но и россияне. Многие звонки из Москвы - в столице довольно большая польская диаспора.

В Смоленской области с прибывающими туда родственниками погибших также работают психологи. В зоне падения самолета продолжаются поисковые работы. 186 сотрудников ГУ МЧС России по Смоленской области собирают обломки ТУ-154 для того, чтобы как можно точнее установить причину катастрофы.

На месте трагедии находится глава МЧС России Сергей Шойгу, который вылетел в Смоленск по поручению президента России.

Подготовила Елена Шмелева

Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов, президент Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":

- Что показывает анализ расследованных авиационных происшествий самолета Ту-154 с человеческими жертвами? Прежде всего то, что причина катастроф в 80-90 процентах - человеческий фактор. Всемирно известные расследователи авиакатастроф сравнили уровни безопасности полетов Ту-154 и зарубежных самолетов аналогичного класса - B-727, B-737, DC-9 за период их эксплуатации. Однозначно: Ту-154 отвечает среднему уровню безопасности своих зарубежных "коллег".

По предварительным данным, снижаясь, самолет президента Польши зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. Поэтому особо хочу остановиться на одной из главных проблем авиации - сокращении количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке. Проанализировав огромное количество катастроф, мировое авиационное сообщество пришло к выводу: неспособность распознать экипажем воздушного судна необходимость ухода на второй круг и невыполнение этого маневра является главной причиной происшествий при заходе на посадку и посадке.

Совершенно очевидно: в сложнейших погодных условиях экипажу надо было уходить на запасной аэродром.

Николай Малишевский: Польский плен: как уничтожили десятки тысяч русских

Проблема массовой гибели красноармейцев, попавших в плен в ходе польско-советской войны 1919-1920 гг., долгое время не исследовалась. После 1945 года она и вовсе замалчивалась по политически мотивированным соображениям - Польская народная республика была союзником СССР.

Смена государственного строя в Польше в 1989 году и перестройка в СССР создали условия, когда историки наконец-то смогли обратиться к проблеме гибели пленных красноармейцев в Польше в 1919-1920 годах. 3 ноября 1990 года первый и последний президент СССР М.Горбачев отдал распоряжение, в которым поручалось Академии наук СССР, Прокуратуре СССР, Министерству обороны СССР, Комитету государственной безопасности СССР "совместно с другими ведомствами и организациями провести до 1 апреля 1991 года исследовательскую работу по выявлению архивных материалов, касающихся событий и фактов из истории советско-польских двусторонних отношений, в результате которых был причинен ущерб Советской Стороне".

Согласно информации заслуженного юриста Российской Федерации, председателя Комитета по безопасности Государственной Думы РФ В.И.Илюхина (в то время - начальника управления по надзору за исполнением законов о государственной безопасности Генеральной прокуратуры СССР, члена коллегии генпрокуратуры и старшего помощника генерального прокурора СССР), эта работа велась под руководством заведующего Международным отделом ЦК КПСС В.М.Фалина. Соответствующие материалы хранились в здании ЦК КПСС на Старой площади. Однако после августовских событий 1991 года все они якобы "исчезли", и дальнейшая работа в этом направлении была прекращена. По свидетельству доктора исторических наук А.Н.Колесника, Фалин восстанавливал поименные списки погибших в польских концлагерях красноармейцев еще с 1988 года, но, по словам самого В.М.Фалина, после того, как в августе 1991 года в его кабинет ворвались "бунтовщики", собранные им списки, все тома, пропали. А тот сотрудник, который работал по их составлению, был убит.

Тем не менее, проблема гибели военнопленных уже привлекла к себе внимание историков, политиков, журналистов и государственных деятелей Российской Федерации и других республик бывшего Советского Союза. То обстоятельство, что это случилось в момент снятия покрова секретности с трагедии Катыни, Медного, Старобельска и других мест расстрела поляков, "придало этому естественному шагу отечественных исследователей видимость контрпропагандистской акции, или, как ее стали называть, "анти-Катыни".

Появившиеся в печати факты и материалы, стали, по мнению ряда исследователей и ученых, свидетельством того, что польские военные власти, нарушив международные правовые акты, регламентирующие условия содержания военнопленных, причинили российской стороне огромный моральный и материальный ущерб, который еще предстоит оценить. В связи с этим Генеральная прокуратура Российской Федерации обратилась в 1998 году в соответствующие госорганы Республики Польша с просьбой о возбуждении уголовного дела по факту гибели 83.500 пленных красноармейцев в 1919-1921 гг.

В ответ на это обращение генеральный прокурор Польши и министр юстиции Ханна Сухоцкая в категорической форме заявила, что ". следствия по делу о, якобы, истреблении пленных большевиков в войне 1919-1920 гг., которого требует от Польши Генеральный прокурор России, не будет". Отказ Х. Сухоцкая обосновала тем, что польскими историками "достоверно установлена" смерть 16-18 тыс. военнопленных по причине "общих послевоенных условий", о существовании в Польше "лагерей смерти" и "истреблении" не может быть и речи, поскольку "никаких специальных действий, направленных на истребление пленных, не проводилось". Для того, чтобы "окончательно закрыть" вопрос о гибели красноармейцев генпрокуратура Польши предложила создать совместную польско-российскую группу ученых для ". обследования архивов, изучения всех документов по этому делу и подготовки соответствующей публикации".

Таким образом, польская сторона квалифицировала просьбу российской стороны как неправомерную и отказалась ее принять, хотя сам факт массовой гибели советских военнопленных в польских лагерях генеральной прокуратурой Польши был признан. В ноябре 2000 года, накануне визита в Варшаву российского министра иностранных дел И.С.Иванова польские СМИ в числе предполагаемых тем польско-российских переговоров назвали и проблему гибели военнопленных красноармейцев, актуализированной благодаря публикациям кемеровского губернатора А.Тулеева в "Независимой газете".

В том же году была создана российская комиссия по расследованию судьбы красноармейцев, взятых в польский плен в 1920 году, с участием представителей Министерства обороны, МИД, ФСБ и архивной службы Российской Федерации. В 2004 году на основе двустороннего соглашения от 4 декабря 2000 года была предпринята первая совместная попытка историков двух стран найти истину на основе детального изучения архивов - прежде всего, польских, так как события происходили преимущественно на польской территории.

Результатом совместной работы стало издание объемного польско-российского сборника документов и материалов "Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 гг.", позволяющих уяснить обстоятельства гибели красноармейцев. Рецензию на сборник подготовил астроном Алексей Памятных - кавалер польского Креста Заслуги (награжден 4.04.2011 года президентом Польши Б.Коморовским "за особые заслуги по распространению правды о Катыни").

В настоящее время польские историки пытаются представить сборник документов и материалов "Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 гг." в качестве своеобразной "индульгенции" для Польши в вопросе о гибели десятков тысяч советских военнопленных в польских концентрационных лагерях. Утверждается, что "достигнутое согласие исследователей в отношении количества умерших в польском плену красноармейцев. закрывает возможность политических спекуляций на теме, проблема переходит в разряд чисто исторических. ".

Однако это не соответствует истине. Говорить о том, что согласие российских и польских составителей сборника "в отношении количества красноармейцев, умерших в польских лагерях от эпидемий, голода и тяжелых условий содержания" достигнуто, несколько преждевременно.

Во-первых, по ряду аспектов мнения исследователей двух стран серьезно разошлись, вследствие чего результаты были изданы общим сборником, но с разными предисловиями в Польше и России. 13 февраля 2006 года, после телефонного разговора координатора международного проекта "Правда о Катыни" историка С.Э.Стрыгина с одним из составителей сборника, российским историком Н.Е.Елисеевой, выяснилось, что "в ходе работы над сборником в польских архивах было выявлено существенно больше официальных документов о внесудебных расстрелах польскими военнослужащими военнопленных советских красноармейцев. Однако непосредственно в сам сборник были включены лишь три из них. С остальных выявленных документов о расстрелах были сняты копии, которые в настоящее время хранятся в Российском государственном военном архиве. В ходе подготовки издания возникли очень серьезные противоречия в позиции польской и российской стороны. (По образному выражению Н.Е.Елисеевой ". дело доходило до рукопашной"). В конечном итоге эти разногласия устранить не удалось и пришлось делать два принципиально разных предисловия к сборнику - от российской и от польской стороны, что для подобных совместных изданий является уникальным фактом".

Во-вторых, между польскими участниками группы составителей сборника и российским историком Г.Ф.Матвеевым сохранились большие расхождения по вопросу о количестве пленных красноармейцев. Согласно расчётам Матвеева, неясной осталась судьба не менее чем 9-11 тысяч пленных, которые не умерли в лагерях, но и не вернулись в Россию. В целом Матвеев фактически указал на неопределенность судьбы около 50 тысяч человек из-за: занижения польскими историками числа пленных красноармейцев, а вместе с тем и числа погибших пленных; расхождения данных из польских и российских документов; случаев расстрела польскими военными пленных красноармейцев на месте, без отправления их в лагеря для военнопленных; неполноты польского учета гибели военнопленных; сомнительности данных из польских документов времен войны.

В-третьих, второй том документов и материалов по проблеме гибели узников польских концлагерей, который должен был выйти вскоре после первого, не издан до сих пор. А "тот, который был опубликован, лежит забытый в Главной дирекции государственных архивов и Федеральном архивном агентстве России. И никто не торопится доставать эти документы с полки".

В-четвертых, по мнению некоторых российских исследователей, "несмотря на то, что сборник "Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 гг." составлялся при доминирующем мнении польских историков, большинство его документов и материалов свидетельствуют о таком целенаправленном диком варварстве и бесчеловечном отношении к советским военнопленным, что о переходе этой проблемы в "разряд чисто исторических" не может быть и речи! Более того, размещенные в сборнике документы неопровержимо свидетельствуют о том, что в отношении военнопленных советских красноармейцев, прежде всего, этнических русских и евреев, польские власти проводили политику истребления голодом и холодом, розгой и пулей", т.е. "свидетельствуют о таком целенаправленном диком варварстве и бесчеловечном отношении к советским военнопленным, что подобное следует квалифицировать, как военные преступления, убийства и жестокое обращение с военнопленными с элементами геноцида".

В-пятых, несмотря на проведенное советско-польское исследование и имеющиеся по проблематике публикации, состояние документальной базы по этому вопросу по-прежнему таково, что какие-либо точные данные о количестве погибших красноармейцев просто отсутствуют. (Не хочется верить, что польская сторона их тоже "потеряла", как это было сделано с документами о катынских событиях, полученными якобы из российских архивов в 1992 году, после того, как появились публикации о том, что данные материалы - изготовленные в годы "перестройки" фальшивки).

Тезисно ситуация с гибелью красноармейцев выглядит следующим образом. В результате начатой Польшей в 1919 году против Советской России войны, польской армией было захвачено свыше 150 тыс. красноармейцев. Всего, в совокупности с политическими заключенными и интернированными гражданскими лицами, в польском плену и концлагерях оказалось более 200 тысяч красноармейцев, гражданских лиц, белогвардейцев, бойцов антибольшевистских и националистических (украинских и белорусских) формирований.

В польском плену в 1919-1922 гг. красноармейцы уничтожались следующими основными способами: 1) Массовыми убийствами и расстрелами. В основном до заключения в концлагеря их: а) уничтожали во внесудебном порядке, оставляя ранеными на поле боя без оказания медицинской помощи и создавая гибельные условия транспортировки в места заключения; б) казнили по приговорам различных судов и трибуналов; в) расстреливали при подавлении неподчинения.

2) Созданием невыносимых условий. В основном в самих концлагерях с помощью: а) издевательств и избиений, б) голода и истощения, в) холода и болезней.

Вторая Речь Посполитая создала огромный "архипелаг" из десятков концентрационных лагерей, станций, тюрем и крепостных казематов. Он раскинулся на территории Польши, Белоруссии, Украины и Литвы, и включал в себя не только десятки концентрационных лагерей, в том числе открыто именовавшиеся в тогдашней европейской прессе "лагерями смерти", и т.н. лагеря интернированных, в качестве которых польские власти использовали в основном концлагеря, построенные немцами и австрийцами в период первой мировой войны, такие как Стшалково, Шиптюрно, Ланьцут, Тухоль, но и тюрьмы, сортировочные концентрационные станции, пункты сосредоточения и различные военные объекты вроде Модлина и Брестской крепости, где было сразу четыре концлагеря.

Острова и островки архипелага располагались, в том числе, в польских белорусских, украинских и литовских городах и весях и назывались: Пикулице, Коростень, Житомир, Александров, Луков, Остров-Ломжинский, Ромбертов, Здунская Воля, Торунь, Дорогуск, Плоцк, Радом, Пшемысл, Львов, Фридриховка, Звягель, Домбе, Демблин, Петроков, Вадовицы, Белосток, Барановичи, Молодечино, Вильно, Пинск, Ружаны, Бобруйск, Гродно, Лунинец, Волковысск, Минск, Пулавы, Повонзки, Ровно, Стрый, Ковель. Сюда же следует отнести т.н. рабочие команды, работавшие в округе и у окрестных помещиков, формировавшиеся из узников, смертность среди которых временами превышала 75%. Наиболее смертоносными для узников были концлагеря, расположенные на территории Польши - Стшалково и Тухоль.

В начале 1920-х годов польские власти пытались отвлечь внимание мировой общественности от массовой гибели советских военнопленных из-за бесчеловечного обращения, переключив внимание на содержание польских военнопленных в советском плену. Однако сравнение оказалось очень выгодным для советской стороны. Несмотря на намного более тяжелые условия - гражданскую войну, иностранную интервенцию, разруху, голод, массовые эпидемии, отсутствие средств, - польские военнопленные в России находились в гораздо более комфортных для выживания условиях. К тому же их содержание курировали родственники высокопоставленных большевиков-поляков вроде Ф.Дзержинского.

Сегодня польская сторона признает факт массовой гибели заключенных польских концентрационных лагерей. Однако стремится преуменьшить цифру, отражающую реальное количество погибших в плену. Это осуществляется, в том числе, и с помощью смысловой подмены.

Во-первых, численность взятых в плен красноармейцев существенно занижается, с целью уменьшения итогового количества погибших. Во-вторых, при подсчете погибших пленных речь идет только об умерших во время заключения. Таким образом не учитывается около 40% военнопленных, погибших до заключения в концлагеря - непосредственно на поле боя либо во время транспортировки в концлагеря (и из них - обратно на родину). В-третьих, речь идет только о гибели красноармейцев, благодаря чему за пределами внимания оказываются умершие в неволе белогвардейцы, бойцы антибольшевистских и националистических формирований и члены их семей, а также политические заключенные и интернированные гражданские лица (сторонники советской власти и беженцы с востока).

В целом польский плен и интернирование унесли жизни более чем 50 тыс. жизней русских, украинских и белорусских узников: около 10-12 тыс. красноармейцев погибли до заключения в концлагеря, порядка 40-44 тыс. в местах заключения (примерно 30-32 тыс. красноармейцев плюс 10-12 тыс. гражданских лиц и бойцов антибольшевистских и националистических формирований).

Гибель десятков тысяч русских узников и гибель поляков в Катыни - это две разные проблемы, не связанные между собой (за исключением того, что речь в обоих случаях идет о гибели людей). Массовая гибель советских военнопленных не является табу в современной Польше. Ее просто пытаются подать так, чтобы не дискредитировать польскую сторону.

В России, Белоруссии и на Украине тема Катыни массово распропагандирована еще с позднесоветских времен, а о гибели десятков тысяч соотечественников в польских концлагерях почти ничего не известно. Сегодня основная, общая проблема исследований Катыни и "анти-Катыни" заключается в том, что русские историки ищут истину, а польские - выгоду для своей страны.

Поскольку замалчивание проблем явно не способствует их решению, хотелось бы призвать не только ученых-историков и русскоязычных астрономов, награжденных польскими крестами "за Катынь", но и правоведов Польши и России провести совместное полное и объективное расследование по вопросу о судьбе "исчезнувших" в польском плену десятков тысяч красноармейцев. Бесспорно, польская сторона имеет полное право на расследование всех обстоятельств гибели своих сограждан в Катыни. Но и ее восточные соседи имеют точно такое же право на расследование обстоятельств гибели красноармейцев в польском плену. И на составление, точнее, восстановление уже имевшихся к началу 1990-х гг. списков погибших в польских концлагерях соотечественников. Запустить данный процесс можно возобновив работу совместной комиссии ученых, которая формально никем не распускалась. Причем включив в нее, помимо российских и польских историков и правоведов, представителей белорусской и украинской сторон. Также заслуживают пристального внимания предложения российских блоггеров о введении официальной даты поминовения бойцов Красной армии, погибших в польском плену в 1919-1922 годах и кемеровского губернатора Амана Тулеева - о создании российского Института национальной памяти, который займется расследованиями преступлений, совершенных, в том числе и на чужбине, против советских и российских граждан.

Читайте также: