Что подразумевал автор под реальной основой всякой данной системы права

Обновлено: 17.05.2024

А1. Что свойственно любому государству:

1) рыночная экономическая система; 2) стремление расширить свою территорию;

3) гарантия прав и свобод человека; 4) издание правовых норм.

А2. Право в отличие от других видов социальных норм:

1) регулирует общественную жизнь; 2) устанавливает правила поведения;

3) ограничивает свободу людей; 4) обеспечивается силой государства.

А3. Верны ли следующие суждения?

А) Государство и право тесно взаимосвязаны: государство принимает законы и гарантирует их

реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства и должностных лиц.

Б) Теорий государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли государства и право.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А4. 1. Какая из теорий объясняет происхождение государства и права проявлением божественной воли?

А5. Суть какой теории происхождения государства состоит в утверждении потребности человека жить в рамках организованного общества?

А6. Какая из теорий объясняет возникновение государства, в первую очередь, экономическими причинами?

А7. Что из перечисленного характеризует историко-материалистическую теорию?

а) Одним из представителей этой теории был Фома Аквинский.

б) Многие современные авторы упрекают создателей данной теории в разжигании классовой ненависти.

в) Второе название этой теории – марксистская.

г) Второе название этой теории – договорная.

д) Данная теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин.

е) Одним из представителей этой теории был В. И. Ленин.

А8. Какое второе название естественно-правовой теории происхождения государства?

6. Сторонники какой теории считали, что государство возникло из разросшейся семьи?

А9. Теория насилия происхождения государства и права…

а) рассматривает государство как результат божественного творения;

б) рассматривает государство как образованное путем завоеваний и притеснений слабейших племен сильнейшими;

в) рассматривает государство как результат появления и разрастания семьи;

г) рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе

А10. Теория теологического происхождения права определяет право как….

а) результат деятельности монарха и его приближенных;

б) результат божественного воздействия;

в) результат усилий и опыта нескольких поколений людей.

А12. Верны ли следующие суждения?

А) Раньше других появилась теологическая теория

Б) Из всех существующих теорий только расовая лишена нравственности, разумного содержания.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Часть В. Определите, о каких теориях происхождения государства идет речь в следующих отрывках:

1. Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира.

2. Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.

3. Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов.

5. Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи.

6. Теория имеет долгую историю, но наибольшего своего развития и даже практического применения она достигла в средние века — в период расцвета колониализма и в первой половине XX в. — в период появления в Европе фашизма.

7. Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.

4. Теория насилия

5. Патриархальная теория

6. Расовая теория

В2. Соотнесите фамилии ученых, философов, и созданные ими теории происхождения государства.

В. Ульянов (Ленин)

Часть С. С1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву. Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях. Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды для подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это – первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве.

(Боден Ж. Шесть книг о государстве. – Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл.)

1. Каковы способы образования государства по Ж. Бодену?

2. Какие признаки государства выделил Ж. Боден?

3. Разделяете ли вы точку зрения Ж. Бодена на признаки государства? Объясните свое суждение.

4. Как, по мнению Ж. Бодена, возникает государство?

5. В чем идеи Ж. Бодена о государстве созвучны современным представлениям?

С2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Георгий Валентинович Плеханов

(Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. — Школьный практикум. 9-11 кл.)

1. Как вы думаете, судя по прочитанному фрагменту, сторонником какой теории происхождения государства и права был Г. В. Плеханов?

2. Что подразумевал автор под реальной основой всякой данной системы права?

С3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Кто еще велик так, как наш бог? Он один, творящий чудеса, установил закон, предваряющий истину и благодать, чтобы в нем обвыкло человеческое естество, от многобожия языческого отходящее к вере в единого бога, чтобы человечество, как сосуд скверный, но омытый, словно водою, законом и обрезанием, восприняло бы млеко благодати и крещения. Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни.

Чего достиг закон и чего благодать? Прежде закон, потом – благодать, прежде – подобие, потом – истина.

(Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С.110)

1. Какой исторический процесс смены религий имел в виду Иларион?

Переход от язычества к монотеизму

2. Кому, по мнению Илариона, принадлежит право устанавливать законы? Богу

3. В чем особенность толкования закона Иларионом? Иларион отражает величественность Бога и показывает, что именное Бог может открыть человеку всю сущность существования

4. Что типичного для взглядов идеолога теологической теории происхождения государства и права вы нашли в высказываниях Илариона? Сущность теологической теории заключается в том, что общество и государство возникло только благодаря Богу и, кроме этого ничего не упоминается


А. Территориальную структуру государственной власти.
Б. Способы осуществления государственной власти в обществе.
В. Правовое состояние общества и уровень его политической свободы.
Г. Организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением.

2. О какой функции государства идет речь: предотвращение межнациональных конфликтов, создание необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия:

А. Об экономической. Б. О правореализаторской. В. О политической. Г. О правозащитной.

А. Новым временем. Б. Средневековьем. В. Новейшим временем. Г. Эпохой Древнего мира.

4. Выберите пропущенное слово:

Норма права – ____________________, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством А. Вседозволенное. Б. Общеобязательное. В. Важнейшее. Г. Общественное.

5. Министерства и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают:

А. Федеральные законы. Б. Уставы. В. Постановления. Г. Приказы. Д. Кодексы. Е. Инструкции

Укажите верный ответ: 1)АДЕ, 2) БВД , 3) ВГЕ, 4)ВГД

6. На всю территорию России распространяется действие такого нормативно-правового акта, как:

8. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение ___ дней передается на рассмотрение Совета Федерации: А. 15. Б. 7 . В. 14. Г. 5.

9. Способность иметь права и обязанности согласно законам России называется: А. Дееспособностью. Б. Правоспособностью. В. Правоотношением. Г. Правосубъектностью.

10. Антиподом правовой культуры является: А. Правовой нигилизм. Б. Правовое воспитание. В. Правовая пропаганда. Г. Самовоспитание.

Вставьте пропущенные слова.

11. Фактическое основание юридической ответственности – это совершение того или иного ______________ или (_________________), которое причиняет или может причинить вред человеку, обществу, государству.

12. Права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются _______________, неотчуждаемыми.

Задания на соотнесение.

13. Соотнесите права человека с их поколениями.

А. Первое поколение прав человека. 1. Право на труд.

Б. Второе поколение прав человека. 2. Право на здоровую окружающую среду.

В. Третье поколение прав человека. 3. Право на свободу мысли.

4. Право народов на самоопределение.

5. Право на равенство перед законом.

14. Соотнесите формы государственного устройства с их характеристиками.

А. Унитарное государство. 1. Децентрализованное государство.

Б. Федеративное государство. 2. В каждом из субъектов может быть своя

3. Одна система высших органов власти.

4. Единая налоговая и финансовая система.

15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен:

Права гражданина охватывают сферу отношений __________ (1) с государством. Гражданство – определенное политико-правовое состояние, выражающее юридическую принадлежность индивида к ___________ (2). Права человека – это ____________ (3) права. Гражданство является _________ (4) основанием правового статуса личности. Политические права принадлежат только __________ (5) России. Правовой статус человека и гражданина ____________ (6) воздействует на создание способов взаимодействия людей друг с другом.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. В списке слов больше, чем необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим.

А. Граждане. Б. Индивид. В. Субъективный. Г. Иностранцы. Д. Юридическое. Е Целенаправленный. Ж. Государство. З. Общество. И. Нормы.

Итоговая годовая контрольная работа по праву 10 класс

Выберите единственно верный вариант ответа.

1.Форма государственного (политического) режима характеризует:

А. Организацию верховной государственной власти, источники ее образования. Б. Территориальную структуру государственной власти. В. Способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние. Г. Принципы взаимоотношений высших органов государственной власти между собой и населением.

2. О какой внутренней функции государства идет речь: деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права: А. О правотворческой. Б. О правозащитной. В. О правоустановительной. Г. О функции обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

3. Одним из условий существования гражданского общества является: А. Наличие разделения властей. Б. Наличие частной собственности. В. Наличие государственного суверенитета.Г. Монопольное право принимать законы. 4. Выберите пропущенное слово:

Гипотеза правовой нормы закрепляет _________________, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественных отношений. А. Объекты. Б. Последствия. В. Элементы. Г. Условия.

5. Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администрации других ее субъектов принимают следующие нормативные акты: А. Указы. Б. Федеральные законы. В. Решения. Г. Распоряжения Д. Приказы. Е. Постановления.

Укажите верный ответ:1) АДЕ, 2) БВД, 3)ВГЕ, 4)ВГД

6. Гражданин России, совершивший преступление на территории другого государства, несет ответственность по законам: А. Международного права. Б. Европейского суда по правам человека. В. РФ. Г. Международного Суда.

7. Объективно сложившаяся совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений, называется: А. Подотраслью права. Б. Институтом права.В. Нормой права. Г. Отраслью права

8. При голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется согласие не менее: А.1/2 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы. Б. 2/3 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы В. 1/3 от числа депутатов Государственной Думы, присутствовавших на заседании. Г. 1/4 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы

9. Автором изобретения ребенок может быть признан с: А.14 лет. Б. 16 лет. В. 15 лет. Г. 17 лет.

Вставьте пропущенные слова.

11. Юридическое основание юридической ответственности – это правовая норма, предусматривающая _______________ за действие или бездействие субъекта права.

Выделяют следующие основные теории правопонимания: естественно-правовую, историческую, нормативистскую, материалистическую, психологическую и социологическую.

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII–XVIII веков.

Представители: Гоббс, Локк, Радищев и другие.

2) отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

– это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый более свободный строй;

– в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми; должны приводиться в соответствие с правом, то есть с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;

– такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Историческая школа права наиболее логически завершенную форму получила в конце ХVIII – начале XIX веков.

Представители: Гроций, Савиньи, Пухта и другие.

1) право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

– впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

– справедливо подчеркивается естественность развития права, то есть тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

– верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

– данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

– ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.

Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и другие.

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

– верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

– нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

– признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

– признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.

Материалистическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XIX–XX веках.

Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

– в связи с тем, что представители данной теории право понимали как закон (то есть как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

– показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

– обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

– преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;

– слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.

Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и другие.

1) психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, то есть представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

– обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Отсюда, нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;

– повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

– осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т. п.), от которых тоже зависит природа права:

Социологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.

Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и другие.

1) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего;

– такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

– совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

– эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

– если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

– в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Читайте также: