Как инвалиды ездят за рулем

Обновлено: 02.07.2024

А участникам дорожного движения рекомендуем соблюдать их, не столько из-за страха быть подвергнутым административному наказанию, сколько исходя из уважения к особенностям таких людей.

Требования к оборудованию транспортного средства, перевозящего инвалида

Правилами дорожного движения установлены требования к оборудованию транспортного средства в случае управления им лицом, которому присвоена инвалидность. И ряд преимуществ при движении по дороге. Отдельные правила касаются инвалидов-пешеходов, которые передвигаются в инвалидных колясках без двигателя.

Инвалидами признаются люди, имеющие медицинские заболевания, прошедшие процедуру присвоения инвалидности по результатом медико-социальной экспертизы (МСЭ). До принятия соответствующего решения, человек инвалидом не считается.

Что касается отдельных требований собственно к перевозке инвалидов, законодательно они не установлены. А это значит, что достаточно соблюдение требований гл. 5 и 22 ПДД. Это же касается и перевозки детей-инвалидов: на них в полной мере распространяются требования, касающиеся перевозки детей в легковом автомобиле. Однако в таких случаях стоит исходить, в первую очередь, из медицинских показаний. Например, могут существовать медицинские показания, в силу которых ребенок не может сидеть (например, ДЦП). Инспектору стоит показать соответствующие медицинские документы, а также объяснить, что водитель нарушил правила перевозки ребенка в силу крайней необходимости.

Инвалид в автомобиле: какие документы иметь с собой

Инвалид в автомобиле: преимущества на дороге

ПДД прямо предусмотрено, что на транспортные средства, которые управляются инвалидами 1 и 2 групп, перевозящие таких инвалидов, детей-инвалидов, не распространяется действие следующих знаков:

  • 3.2. Движение запрещено
  • 3.3. Движение механических средств запрещено
  • 3.38. Стоянка запрещена
  • 3.29. Стоянка запрещена по нечетным числам месяца
  • 3.30. Стоянка запрещена по четным числам месяца

То есть такой автомобиль вправе игнорировать требования вышеуказанных знаков. И эвакуация автомобиля в таких случаях невозможна.

Практически на всех парковках сейчас есть специально предусмотренные места для инвалидов. И как мы все знаем, парковаться на такое место можно только при наличии знака “Инвалид” на машине, иначе водитель будет оштрафован.

Таким образом, инвалид в автомобиле за рулем, а также водитель, перевозящий таких лиц, пользуется преимуществами только при наличии знака на транспортном средстве, а также соответствующего документа об установлении инвалидности.

Уточняющие вопросы по теме

инвалиду второй гр присттёгиваться нужно или нет

Может ли инвалид 1 группы управлять автомобилем

Добрый день, уважаемый читатель.

Сегодня речь пойдет о том, какие автомобили могут воспользоваться льготами для инвалидов, а также о том, какие требования правил могут быть нарушены:

Кто имеет право на льготы?

Может ли инвалид 1 группы управлять автомобилем

Правила дорожного движения устанавливают особые требования к транспортным средствам, управляемым инвалидами (независимо от группы инвалидности). Кроме того, льготы распространяются на транспортные средства, перевозящие инвалидов и детей-инвалидов.

Знаки, не распространяющиеся на инвалидов

Действие знаков не распространяется:

Таким образом, автомобили инвалидов I и II групп и детей-инвалидов могут проезжать под знаки движение запрещено и движение механических транспортных средств запрещено.

Кроме того, автомобили инвалидов всех групп могут стоять в зоне действия знаков стоянка запрещена.

Данные льготы введены для того, чтобы упростить путь инвалидов от автомобиля до различных учреждений.

Таблички для инвалидов

Кроме того существуют две специальные таблички, относящиеся к инвалидам:

Может ли инвалид 1 группы управлять автомобилем

Может ли инвалид 1 группы управлять автомобилем

Первая табличка применяется исключительно со знаком 6.4:

Может ли инвалид 1 группы управлять автомобилем

Может ли инвалид 1 группы управлять автомобилем

Данное сочетание означает парковку или парковочное место для инвалидов. Выделенным местом может пользоваться любой инвалид, группа инвалидности при этом значения не имеет.

Вторая табличка может использоваться с различными запрещающими знаками, например:

Может ли инвалид 1 группы управлять автомобилем

Может ли инвалид 1 группы управлять автомобилем

Данное сочетание означает, что поворот налево запрещен всем транспортным средствам, кроме управляемых или перевозящих инвалидов.

Что делать, если на инвалида наложен штраф?

Время от времени на практике я сталкиваюсь со следующей ситуацией. Инвалид остановил автомобиль в зоне действия знака 3.28, а после этого по почте получил штраф, зафиксированный автоматической камерой. Такое вполне возможно, ведь камеры не умеют фиксировать наличие опознавательного знака инвалид.

Однако в данном случае отчаиваться не стоит, штраф будет несложно опротестовать. Просто обратитесь по контактным данным, указанным в письме. В качестве доказательства собственной невиновности захватите документ, подтверждающий инвалидность водителя или его пассажира.

Отмена незаконного штрафа не должна вызвать особого труда, однако время на эту процедуру потратить придется.

В завершение хочу отметить, что несколько перечисленных в статье льгот предоставлены инвалидам не от хорошей жизни. Поэтому остальным водителям я рекомендую не занимать специальные места для инвалидов, тем более что штраф за это весьма значительный (5 000 рублей).

Инвалиды 1-2-3 группы в нашей стране имеют льготы и права!

образоват. стандартов с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам и т.д. способность к обучению и получению образования в рамках федеральных гос. образоват. стандартов с созданием специальных условий (обучение со спец.

вспомогательными техническими средствами. способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или полная невозможность ее осуществления. способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных техн.

средств. способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы. Лицо нуждается в социальной защите, в том числе и реабилитации.

Перечень заболеваний, запрещающих вождение

Нарушения цветоощущения допускаются.

7. Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.).

8. Глаукома (при начальной компенсированной глаукоме, нормальном глазном дне, при изменениях остроты зрения и поля зрения менее значений, указанных в п.

п. 4, 5, допускаются с переосвидетельствованием через год).

9. Полная глухота на одно ухо при восприятии разговорной речи на другое на расстоянии менее 3 м, шепотной речи на расстоянии 1 м, или восприятии разговорной речи на каждое ухо менее 2 м (при полной глухоте, глухонемоте допуск осуществляется индивидуально с переосвидетельствованием не реже чем через 2 года). 10. Хроническое односторонее или двусторонее гнойное воспаление среднего уха, осложненное холестеатомой, грануляциями или полипом (эпитимпанит).

Изменения ПДД для водителей-инвалидов с 6 февраля 2019 года

Поправки вступают в силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 января 2019 года №23 .

Поправки должны упростить контроль за соблюдением водителями требований некоторых дорожных знаков, во время проведения проверок. Поскольку до этого ПДД не обязывали водителей транспортных средств, являющихся инвалидами I и II групп, либо перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов, иметь при себе соответствующие документы.

руб. с конфискацией знака, для должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, – 20 тыс.

руб. с конфискацией знака, для юридических лиц – 500 тыс. руб. с конфискацией знака (ч. 2 ст. 12.4 КоАП РФ). Также штраф в сумме 5 тыс.

Может ли инвалид 1 группы управлять автомобилем

В основных положениях по допуску ТС к эксплуатации указывается, что подобные знаки можно устанавливать на переднее либо на заднее стекло. Место их установки не уточняется.

Главное требование, чтобы этот знак не нарушал обзорность.

Отсюда можно сделать вывод, что оптимальным расположением будет: правый верхний угол лобового стекла (со стороны водителя); левый верхний или нижний угол заднего стекла.

Лишение инвалида водительских прав

По общему правилу к инвалидам не применяется наказание в виде лишения права управления транспортным средствам. Однако у данного правила имеются определенные исключения и особенности применения, которые необходимо учитывать.

Лишение водительских прав – это один из наиболее строгих видов наказания для любого автолюбителя, который применяется при совершении серьезных правонарушений.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает, что данная мера ответственности не применяется к тем лицам, которые используют транспортное средство в связи с инвалидностью.

Может ли инвалид 1 группы управлять автомобилем

На самом деле формулировка обозначенной выше нормы свидетельствует о том, что данная мера ответственности не применяется только в том случае, когда транспортное средство используется в связи с инвалидностью.

Следовательно, если инвалидность определенного лица не влечет для него ограничения возможности передвижения, необходимости постоянного использования специального автомобиля, то данный гражданин не попадает в список исключений, может быть лишен прав при совершении любого нарушения, предусматривающего возможность назначения такого наказания. Какие исключения зафиксированы в законе?

Даже те инвалиды, которые защищены законом от лишения водительских прав, могут быть подвергнуты данному наказанию в определенных случаях. К таким исключениям относится управление автомобилем в состоянии опьянения, повторное совершение переезда через железнодорожные пути с нарушениями, повторный выезд на полосу встречного движения или встречные трамвайные пути, повторное допущение движения во встречном направлении по односторонней дороге, случаи нарушения ПДД в сочетании с причинением вреда здоровью, отказ от прохождения медицинского освидетельствования при наличии соответствующего требования, оставление места дорожно-транспортного происшествия.

Совершение любого из описанных нарушений повлечет лишение прав вне зависимости от наличия инвалидности и потребности инвалида в автомобиле для постоянного передвижения.

Может ли инвалид 1 группы управлять автомобилем

Штраф всё равно заплатил, плевать им на инвалидов. В продолжение темы Последние материалы Последние материалы Последние материалы Последние материалы Последние материалы Последние материалы Последние материалы Последние материалы Последние материалы Последние материалы

Трудности инвалида за рулем: ограниченные возможности и специальные требования

Итак, инвалид желает купить машину, чтобы самому ездить.

Какие проблемы перед ним встают? Какие вопросы вы, Сергей, можете поставить присутствующим здесь специалистам?С.Дроздовский: Если у человека были права до получения инвалидности, он увереннее смотрит на остальное.

Может ли инвалид 1 группы управлять автомобилем

На вторичном рынке они появляются очень редко, одна–две в год.

Надо переоборудовать самому. Где?Допустим, эти проблемы решены.

Встает новая: как зарегистрировать машину? В стране нет соответствующих стандартов, на основании которых можно было бы узаконить автомобиль, переоборудованный под вождение инвалидом.

Штрафы для автолюбителей-инвалидов

В каких случаях инвалид 2-й группы может работать водителем

Но если этих мер недостаточно, гражданин вправе устроиться на работу, которая не противопоказана ему по состоянию здоровья и выводам МСЭ.Важно отметить, что гражданин сможет реализовать свое право на труд только в тех направлениях и условиях, которые совместимы с указанными в его медицинской карте условиями труда.Тут нужно понимать, что отдельные виды производства, сферы оказания услуг, трудовой деятельности, особенно те, что связаны с повышенной опасностью и возможностью создания угрозы здоровью и жизни других работников или граждан, в большинстве случаев ограничены для инвалидов.Обычно на таких работах введены дополнительные условия подтверждения возможности выполнять возложенные на человека функции (в большинстве случаев для этого необходимо пройти специальную медицинскую комиссию с предоставлением работодателю соответствующего разрешительного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом больницы).

Может ли инвалид 1 группы управлять автомобилем

Вождение автомобиля и водительское удостоверения (права) для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов)

Стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу (анкилозирующий полиартрит нижних конечностей, тяжелый кифосколиоз и спондилит с явлениями компрессии, псевдоартроз, эндартериит II и III степени, слоновость и др.).

7. Паралич и парез нижних конечностей при возможности сидения. 8. Повреждение нервно-сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы).

II. Медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией (отметка ATв водительском удостоверении) 9.

Отсутствие верхней конечности или кисти. 10. Отсутствие нижней конечности или стопы.

11. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы. 12. Культя бедра или голени при одновременном отсутствии одной из верхних конечностей.

Можно ли управлять автомобилем инвалиду 1 группы с автоматической коробкой передач

Правила для инвалидов

В этой статье будут рассмотрены пункты правил дорожного движения, относящиеся к автомобилям, управляемым инвалидами или перевозящим инвалидов. ПДД для инвалидов содержат некоторые "льготы", которыми можно воспользоваться не опасаясь штрафов ГИБДД.

Сегодня речь пойдет о том, какие автомобили могут воспользоваться льготами для инвалидов, а также о том, какие требования правил могут быть нарушены:

Кто имеет право на льготы?

Знак инвалид

Правила дорожного движения устанавливают особые требования к транспортным средствам, управляемым инвалидами (независимо от группы инвалидности). Кроме того, льготы распространяются на транспортные средства, перевозящие инвалидов и детей-инвалидов.

При этом на указанных транспортных средствах должны быть установлен опознавательные знаки "Инвалид" размером 15 на 15 см. С 8 декабря 2018 года требуется установить только один знак спереди или сзади автомобиля.

Кроме того, в 2021 году водитель автомобиля с установленным знаком "Инвалид" обязан иметь при себе документы, подтверждающие инвалидность водителя или пассажира. Правила дорожного движения требуют предъявить такие документы сотруднику ГИБДД для проверки.

Примечание. С 4 сентября 2018 года по 1 июля 2020 года в законодательстве описаны индивидуальные знаки "Инвалид", однако их использование не является обязательным.

Незаконная установка опознавательного знака "Инвалид"

Поскольку правила дорожного движения предусматривают определенные послабления для автомобилей инвалидов, находится немало здоровых водителей, желающих установить себе знак "Инвалид".

В 2021 и 2022 году за незаконную установку опознавательного знака "Инвалид" накладывается штраф в размере 5 000 рублей. За незаконное управление автомобилем со знаком "Инвалид" также накладывается штраф в размере 5 000 рублей.

Знаки, не распространяющиеся на инвалидов

  • 3.28 - 3.30 - на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов, в том числе детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак "Инвалид", а также на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на такси с включенным таксометром;
  • 3.2, 3.3 - на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак "Инвалид";
ЗнакиНе распространяются на


инвалидов I и II групп, детей-инвалидов



инвалидов I, II и III групп, детей-инвалидов

Таким образом, автомобили инвалидов I и II групп и детей-инвалидов могут проезжать под знаки движение запрещено и движение механических транспортных средств запрещено.

Кроме того, автомобили инвалидов всех групп могут стоять в зоне действия знаков стоянка запрещена.

Данные льготы введены для того, чтобы упростить путь инвалидов от автомобиля до различных учреждений.

Таблички для инвалидов

Кроме того существуют две специальные таблички, относящиеся к инвалидам:

8.17 "Инвалиды". Указывает, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид".

8.18 "Кроме инвалидов". Указывает, что действие знака не распространяется на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид".

Первая табличка применяется исключительно со знаком 6.4:

Знак 6.4 Парковка (парковочное место)

Знак 8.17 Инвалиды

Данное сочетание означает парковку или парковочное место для инвалидов. Выделенным местом может пользоваться любой инвалид, группа инвалидности при этом значения не имеет.

Вторая табличка может использоваться с различными запрещающими знаками, например:

Знак 3.18.2 Поворот налево запрещен

Знак 8.18 Кроме инвалидов

Данное сочетание означает, что поворот налево запрещен всем транспортным средствам, кроме управляемых или перевозящих инвалидов.

Что делать, если на инвалида наложен штраф?

Время от времени на практике я сталкиваюсь со следующей ситуацией. Инвалид остановил автомобиль в зоне действия знака 3.28, а после этого по почте получил штраф, зафиксированный автоматической камерой. Такое вполне возможно, ведь камеры не умеют фиксировать наличие опознавательного знака инвалид.

Однако в данном случае отчаиваться не стоит, штраф будет несложно опротестовать. Просто обратитесь по контактным данным, указанным в письме. В качестве доказательства собственной невиновности захватите документ, подтверждающий инвалидность водителя или его пассажира.

Отмена незаконного штрафа не должна вызвать особого труда, однако время на эту процедуру потратить придется.

В завершение хочу отметить, что несколько перечисленных в статье льгот предоставлены инвалидам не от хорошей жизни. Поэтому остальным водителям я рекомендую не занимать специальные места для инвалидов, тем более что штраф за это весьма значительный (5 000 рублей).

ПДД для инвалидов: знаки, правила, льготы

Наряду с периодически вносимыми изменениями в ПДД для инвалидов разных категорий, преференции для них, связанные с темой вождения, сохраняются. Далее о том, что нового в правилах дорожного движения, а также какие есть льготы на ТС, поездки и тд.

ПДД регламентирующие поведение инвалидов на дороге

На машине, прежде всего, должен быть установлен специальный знак — он жёлтого цвета с человечком на коляске. Возможно также применение копирующей данный знак картинки. Знак крепится на любое стекло (но не на боковое).

Спецобозначения по закону имеют право использовать только автомобилисты с ограничениями по здоровью, либо лица, занимающиеся перевозкой граждан с инвалидностью. Требования относительно данного момента в ПДД не менялись. Это означает, что особый знак доступен для:

- водителя, перевозящего больного ребёнка;

- автомобилистов с особыми потребностями;

- транспортирующих людей с ОВЗ разной степени.

Человек за рулём в перечисленных случаях приобретает некоторые преимущества. Например, на машину со специальным обозначением не распространяется действие таких знаков, как:

- запрещено передвижение механических ТС.

Кроме того, жёлтый символ на авто даёт возможность его обладателю останавливаться даже на платных парковочных местах и пользоваться льготами при парковке.

Порядок управления транспортным средством инвалидом

Согласно актуальным правилам и последним поправкам личные машины и (или) авто, в которых перевозят детей и взрослых с особыми возможностями, вправе не ограничивать своё движение несмотря на некоторые ограничивающие знаки.

Важно! Дополнительно нужны документы (например, справка об инвалидности), подтверждающие особый статус.

Перевозка инвалидов на автотранспорте

Лицам с той или иной степенью инвалидности требуется помощь, в том числе, медицинская. Однако возможность добраться до учреждения на практике может реализовываться с трудностями, ведь состояние у всех разное.

Для таких пассажиров, к примеру, предусмотрены специальные службы по перевозке. Они должны осуществлять свою деятельность по зафиксированным в законе правилам. То же самое касается частных лиц. Тем и другим нужно взять на заметку следующее:

- ТС следует подготовить, позаботившись о комфорте пассажира;

- во время перевозки инвалида на руках должны иметься соответствующие доказательства факта ограничений по здоровью.

Если речь идёт о перевозке инвалида-колясочника, в машине обязательно:

- есть пандусы для удобной посадки/высадки;

- обеспечивают подходящий вариант поездки (сидячее или лежачее положение);

- закрепляют пустую коляску, если инвалид лежит (то же можно сделать с оставшимся сидеть в кресле человеком).

Какие запрещающие знаки не распространяются на инвалидов?

Акты и нововведения в ПДД предупреждают инвалидов-автомобилистов и пассажиров о не распространении на них конкретных знаков. Перевозчики инвалидов 1 и 2 группы, а также водители этой категории могут продолжать движение несмотря на дорожные знаки:

- перемещение всех механических средств запрещается.

Льготы автомобилю, перевозящему инвалида

Следует помнить, что наличие знака указывает на нахождение инвалида в машине в конкретный момент времени. Если по знаку, но без пассажира с ОВЗ автолюбитель воспользуется преференциями, это будет нарушением. Тогда придётся заплатить штраф 5000 рублей.

А если льготы в отсутствие их получателя-пассажира не применяются и факт незаконного использования наклейки не зафиксирован, гражданина не наказывают рублём.

Какие приготовлены льготы государством?

Как было отмечено ранее, инвалиды могут перемещаться там, где обычным водителям это не позволено. Плюс, льготник-нарушитель при несоблюдении ПДД тоже получает послабления. Например, до лишения прав инвалида дело может дойти, если автовладелец с особенностями:

- пытался скрыться с места происшествия;

- находится за рулём в нетрезвом состоянии.

Обладатели 2 и 1 группы в перечисленных ситуациях подвергаются административному аресту. Иные виды наказания касаются водителей-инвалидов наравне с другими автомобилистами.

Новые правила ПДД для инвалидов в 2020 году

По факту многие правила уже вступили в силу (с 2018 года). К примеру, ранее жёлтый знак можно было распечатать или купить самостоятельно. Теперь инвалид получает его только после присвоения особого статуса в рамках медицинской экспертизы.

По выданным документам можно получить новое обозначение, на полях которого находятся персональные данные льготника, знак региона и личный номер. Другие изменения пока не предусмотрены.

Штрафы

Водитель с ограниченными возможностями или перевозчик с особым пассажиром при соблюдении правил (справка льготника, знак на авто) могут пользоваться своими преимуществами или соблюдать ПДД, как и остальные участники дорожного движения. В любом случае инвалидность не является фактором, который делает таких граждан менее ответственными и защищёнными законом.

Оформить разрешение на бесплатную парковку для инвалидов можно онлайн через личный кабинет на портале госуслуг, сайте Федерального реестра инвалидов (ФРИ) или лично в МФЦ. Самостоятельно подтверждать право на бесплатную парковку не нужно, все необходимые сведения уже содержатся в базе данных ФРИ, оператором которого является Пенсионный фонд России.

Оформить разрешение на бесплатную парковку можно на автомобиль, который управляется водителем, являющимся инвалидом 1 или 2 группы, а также автомобиль, который перевозит инвалида 1 или 2 группы или ребенка-инвалида. Право на бесплатную парковку также имеют инвалиды 3 группы, у которых ограничена способность к самостоятельному передвижению.

- Начнем с простого вопроса. Может ли человек с ограниченными физическими возможностями, которому сложнее трудоустроиться, заработать на машину?


С.Дроздовский: Не могу утверждать, что сегодня каждый инвалид способен заработать на автомобиль. Ясно, что уровень их достатка ниже среднего. Но и автомобиль сегодня более доступен, чем 10 лет назад. Поэтому даже среди инвалидов I и II групп есть те, кто способен и себя содержать, и на машину заработать. В самых разных сферах: интернет, информационные технологии, предпринимательство. Но и среди самых успешных лишь единицы могут купить за рубежом машину, полностью приспособленную для управления инвалидом. Как правило, покупают подержанные.

Личный транспорт для инвалида — давно не роскошь, а предмет первой жизненной необходимости. Подчеркну: не жилье, а именно машина, средство передвижения. Я, к примеру, живу в общежитии, сплю на казенной кровати, но езжу на своей машине. Сам на нее и заработал. Такую цель перед собой поставил. Почему? Если инвалид хочет жить нормальной жизнью, он должен иметь возможность передвигаться. Все остальное — квартира, материальные блага, отдых, развлечения, личная жизнь, наконец, — потом. Главное — трудоустройство. Да, интернет позволяет решать какие–то проблемы. Но жить в четырех стенах. Когда ты знаешь, что в других странах такие же люди ведут активный образ жизни, работают и обеспечивают семьи?

Без машины найти работу, даже имея высокую квалификацию, очень сложно. Сегодня, например, когда все кругом завалено снегом, я бы на эту встречу не смог приехать. Даже до остановки трамвая на коляске не доберусь. Инвалид с тросточкой тоже не дойдет.

Нам часто звонят родственники человека, получившего инвалидность, спрашивают: где можно купить автомобиль, скажем, с ручным управлением. Видя в этом единственный способ, как говорится, зацепиться за жизнь, они готовы собрать деньги. Социальное такси. Да, оно есть. Чтобы добраться до поликлиники, больницы, магазина. Но не для того, чтобы жить и работать.

- Значит, мы будем говорить о людях энергичных, образованных, желающих и умеющих работать. Итак, инвалид желает купить машину, чтобы самому ездить. Какие проблемы перед ним встают? Какие вопросы вы, Сергей, можете поставить присутствующим здесь специалистам?

С.Дроздовский: Если у человека были права до получения инвалидности, он увереннее смотрит на остальное. Если нет — перед ним уже цепочка вопросов. Сможет ли он водить автомобиль? С этим ясно: сможет, при положительном решении врачебной комиссии. Критерии можно найти в интернете или проконсультироваться. Второй вопрос: какая машина ему нужна? Допустим, это автомобиль с ручным управлением. Такие не продает ни один дилер на территории Беларуси. На вторичном рынке они появляются очень редко, одна–две в год. Надо переоборудовать самому. Где?

Допустим, эти проблемы решены. Встает новая: как зарегистрировать машину? В стране нет соответствующих стандартов, на основании которых можно было бы узаконить автомобиль, переоборудованный под вождение инвалидом. Где, наконец, научиться его водить? На какой машине сдавать экзамен по вождению в ГАИ, если там нет машин с ручным управлением.

Но если даже человек со всем этим справился, получил права и стал обычным участником дорожного движения, проблемы на этом не кончаются. Ему придется чаще проходить медкомиссию, подтверждая свою способность водить автомобиль. Почему так часто, тоже непонятно. Причина в устаревшей инструкции, которая определяет перечень противопоказаний. Интересно, что эта инструкция безоговорочно запрещает человеку с инвалидностью вождение по найму.

- Но, согласитесь, было бы странно видеть инвалида за рулем автобуса.

С.Дроздовский: Речь о другом. Если я сам себя везу на служебной машине — на работу, по делам работы, по Минску и в другие регионы. — мне за это не заплатят. Это, получается, по найму. Такой вот бюрократический крючок. Я могу эксплуатировать машину за свои деньги. Хотя без нее работать практически невозможно.

- Недавно в редакцию позвонила читательница Екатерина из Сенненского района. У нее ампутирована кисть левой руки. Протеза нет. Спрашивает, можно ли ей будет управлять автомобилем.


И.Чапко: Допуск к управлению автотранспортными средствами регламентирует инструкция Минздрава о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители. Сразу скажу, что она редактируется, то есть обновляется, практически ежегодно: в 2005 году, в 2007–м — дважды, в 2008, 2009 и в 2011 годах. Появилось много послаблений, но противопоказания остались. Ими руководствуются медицинские водительские комиссии, создаваемые в государственных или ведомственных организациях здравоохранения.

Пациент П. направлен в РНПЦ судом: оспаривает решение водительской комиссии, не разрешившей водить автомобиль. Он прооперирован по поводу опухоли, периодически теряет сознание. Из медицинской карты вырвал страницы, чтобы скрыть сведения о частых и продолжительных обморочных состояниях.

- Пожалуйста, приведите конкретный пример.

И.Чапко: Помню дело по ДТП возле цирка с участием инвалида. Это было, правда, не в прошлом году, несколько раньше. Разбирательство шло долго. Водитель утверждал, что его ослепило солнце, поэтому он потерял сознание.

Повторю: допуск людей к управлению расширился существенно. По мнению экспертов, которые ежедневно сталкиваются с данными вопросами, он достиг критической точки: дальнейшее расширение обострит проблему общественной безопасности на дорогах и во дворах.

На комиссии мне, к примеру, дают динамометр: я должен выдавить усилие 20 килограммов. Не выжал — управлять не можешь. Но я же не в трактор сажусь! Никто не примет во внимание, что я один на машине проехал Европу, ездил по Брюсселю, Дюссельдорфу. Никаких проблем в дороге не возникало. Я сегодня проехал уже более 100 километров и еще столько проеду, потому что дел много. Но наши медики смотрят не на меня, а в инструкцию. Придет время, уверен, когда ее заменят другой. И кто–то после нас будет удивляться устаревшим требованиям, как мы сегодня удивляемся.

М.Свистун: Раньше таких справок, насколько я знаю, не давали.

О.Бритикова: Надо же и нас понимать! Мы находимся в достаточно жестких рамках должностных требований, которые обязаны выполнять. Когда решение оставляется на усмотрение комиссии, мы стараемся быть как можно лояльнее. Если человек действительно может безопасно управлять машиной, зачем же его ограничивать?

О.Бритикова: Прецеденты бывают, но нечасто. Дело в том, что и 24–я поликлиника, и городская комиссия, и РНПЦ руководствуются одной инструкцией.

- Мы обратились в лабораторию БНТУ, которая, в частности, аттестует переоборудованные машины инвалидов. Специалисты нам заявили, что на этот счет в стране нет стандарта. Что они, дескать, обращались с предложением в Минтранс инициировать разработку таких стандартов.

М.Свистун: Для этого нужно обращаться не в Минтранс, а в Госстандарт. Существует определенная процедура: внесение в план, финансирование, собственно разработка.

С.Дроздовский: И куда уже только не обращались.

К нам в год поступает по 4 — 5 обращений, как правило, индивидуального характера. Стараемся проявлять лояльность и гибкость. Например, была просьба изучать ПДД в Минске, а вождение — в Вилейке. Мы не отказали. В конце прошлого года нам впервые принесли справку, разрешающую водить с коробкой–автоматом.

- Желающих учиться много?

И.Костюк: Много. Только всем мы помочь не в силах. Одним из препятствий стало требование вести обучение на автомобилях, оборудованных механической коробкой передач. Хотя к нам обращаются граждане с медицинскими справками, в которых указано, что они могут управлять автомобилем только с ручным управлением или автоматической коробкой передач.

- Как–то нелогично получается: сдавать экзамены в ГАИ на машине с автоматической трансмиссией можно, но обучать — нельзя.

М.Свистун: Да, согласно программам обучения подготовка на таких машинах была запрещена. Но мы разрешили — в порядке исключения. А поскольку изменение внесено уже в инструкцию, в этом году будем менять и свои программы.

- То есть можно будет уже на законных основаниях обучать вождению на машинах с автоматическими коробками?

М.Свистун: Да, людям с ограниченными возможностями при наличии медицинских показаний будет разрешено управлять автомобилем с коробкой–автоматом, и обучаться, и сдавать экзамены.

- Но почему столь долог путь к принятию очевидно логичного решения?

М.Свистун: Таков регламент утверждения программы обучения. Проект изменений нужно согласовать с 5 министерствами, получив от них только положительные заключения. Если хотя бы одно предъявит замечания, проект не проходит дальше. Если возражений нет, предстоит утверждение Правительством.

- Практика выделения государством машин для инвалидов уже полностью прекращена?

Р.Кенть: Да. Но стараемся помочь. Так, женщине из Могилева, которая обучалась в Вилейском колледже, районное управление по труду и социальной защите оказало помощь в размере 300 тысяч рублей. Комитет по труду, занятости и социальной защите добавил еще полмиллиона. Одному из витебских инвалидов выделили на обучение 700 тысяч рублей, второму — 450 тысяч.

Нас, кстати, несколько лет назад областные управления соцзащиты запрашивали о числе инвалидов, которые нуждаются в машинах. Если мне не изменяет память, в 2007 году в очереди на приобретение автомобиля было около 450 человек, из которых в получении водительских прав нуждались примерно 150 — 180.


Р.Кенть: В прошлом году по поручению Комитета госконтроля изучался вопрос о необходимости организации курсов по обучению инвалидов вождению на машинах с ручным управлением. Были запрошены данные из органов здравоохранения. Оказалось, что в Минске справки о пригодности к управлению транспортным средством получили всего 2 человека. В Бресте и Минской области за 2010 — 2011 годы обращений не было. В Гродно — одно обращение за 2 года, в Витебске — два. Мне известно, что в Вилейском колледже страдают от недостатка желающих обучаться.

С.Дроздовский: Грустно слушать. Так получается, что нет инвалидов — нет и проблем. Говорите, нет желающих учиться? Надо не констатировать, а вдуматься, почему их нет. Инвалидов меньше не стало. Если до 2007 года машинами пользовались несколько тысяч, то и сейчас их примерно столько же. Они нуждаются даже не столько в автомобилях, сколько в возможности почувствовать себя человеком. Если не приходят учиться, то лишь потому, что сидят дома и не верят в решение проблем, которые кажутся им непреодолимыми. Как жим 20 кг.

И.Чапко: Хочу защитить врача 24–й поликлиники. Сжав динамометр, человек докажет, что у него достаточно сил. Это заносится в медицинскую карточку. И если, не дай бог, он попадает в аварию, претензии предъявят врачам, давшим положительное заключение.

С.Дроздовский: А кто определил именно 20 килограммов? Почему не 30 или 10?

И.Костюк: Согласен. Нормы нужно пересматривать. Более того, наш опыт работы по переоборудованию машин убеждает нас, что стандарты здесь вообще не нужны. К нам обратился человек, у которого правая рука короче левой, но дееспособна. Для него тоже нужно создавать стандарт? В медицинской справке пишут: модификация автомобиля для одноруких. Решить проблему можно легко, обойдясь наращиванием рычага переключения передач. А с рулевым колесом человек справляется отлично. Если ввести строгие нормативы, мы будем вынуждены для всех применять одинаковую конструкцию органов управления, не учитывая особенности человека.

О.Бритикова: Поймите, динамометр помогает ответить на конкретные врачебные вопросы. Сохранена ли, например, функция схвата и удержания предметов? Если сохранена, то мы обычно идем навстречу.

С.Дроздовский: По вашим инструкциям может оказаться, что у меня не сохранена. Но я приехал сюда на машине и на машине уеду. Где правота? Я понимаю, что врачи несут ответственность за последствия принятых решений. Но скажите, сколько врачей ответили за то, что допустили к управлению алкоголиков либо склонных выпить, которые потом совершали ДТП и убивали людей? Почему к инвалидам относятся особенно пристрастно?

О.Бритикова: Если человек страдает алкоголизмом или психическим заболеванием, то допустить его к управлению мы можем только по заключению врачебной комиссии наркологического или психиатрического диспансера, никак иначе.


- К сожалению, множество аварий совершают полностью здоровые водители, которые успешно прошли комиссии. А что скажет представить ГАИ, главной инстанции на дороге? Имеют ли инвалиды проблемы, например, при сдаче экзаменов?

С.Соловей: Мне о таких проблемах неизвестно. На экзамене человек должен показать знания и практические навыки вождения автомобиля, будь он обычным или с ручным управлением, с механической или автоматической коробкой. Инвалидам идем навстречу: на машине с автоматической коробкой они не сдают упражнение на эстакаде. В целом же, по мнению моих коллег, получивший водительское удостоверение инвалид более внимателен к вопросам безопасности и проблем на дорогах не создает.

И.Костюк: Кстати, на экзаменах в ГАИ нашу группу пропустили без очереди. В остальном — никаких поблажек. Но все наши выпускники (они сдавали экзамен на машине с механической коробкой) проехали эстакаду идеально, без малейшего сбоя. Зато из полсотни обычных курсантов, которые за нами наблюдали, это удалось немногим.

- Кто может предлагать изменения?

И.Чапко: Нужно не просто предлагать внести изменения. Вы должны изложить в конкретной форме, что хотите изменить. Например: предлагаем пункт такой–то изложить в редакции такой–то. Тогда вас и поймут правильно.

- Пожалуй, к концу разговора мы подошли к главному. Противоречия в нормативах и некоторый их консерватизм остаются. Не будем все же забывать, что речь идет не только об удобствах инвалидов, но и о всеобщей безопасности. Но, во–первых, противоречия все более очевидны. Во–вторых, есть механизм их устранения. Важно заметить, что на все это обратил внимание, инициировал обсуждение проблемы частный бизнес. В данном случае — автошкола, где на свой страх и риск пошли навстречу инвалидам. Как сегодня выяснилось, вскоре здесь, не дожидаясь изменения инструкций, закупят современную машину с автоматической трансмиссией и переоборудуют специально для инвалидов. Хотя обучать их будут скорее в убыток. Это значит, что частный бизнес может быть социально ответственным, готовым взять на себя проблемы людей с ограниченными возможностями. А поскольку мы живем в социально ориентированном государстве, то отставать от частника не к лицу и ведомствам, от которых зависит жизненный комфорт инвалидов.

Читайте также: