Что пишут в свидетельстве о смерти

Обновлено: 02.07.2024

Справка о смерти из морга

Медицинские (врачебные) свидетельства о наступлении смерти установленной формы №106/у-08 признаны первичными документами, выдаваемыми родственникам усопших, чтобы надлежаще зарегистрировать уход человека из жизни, а в некоторых случаях получить социальные льготы и пособия. Они требуются и для оформления основного документа — гербового свидетельства, подтверждающего смерть субъекта, выдаваемого в отделах ЗАГС только после предъявления соответствующей медицинской справки.

Основные положения, определяющие регламент по оформлению и выписке исходных бумаг о наступившей смерти прописаны в письме Минздравсоцразвития Российской Федерации N 14-6/10/2-178 от 19 января 2009 г. В нем четко обозначено, как заполнять и передавать медицинские справки рождающимся и умирающим субъектам. Руководствуясь этим распоряжением, запросить подтверждение о наступившей кончине близкого вам человека можно лишь у врачей, работающих в специализированных учреждениях здравоохранения (моргах, больницах, поликлиниках) либо ведущих частную практику (при определенных условиях).

Если же в вашей местности есть только отдельно разбросанные территориальные единицы Минздрава (наподобие акушерских и фельдшерских кабинетов, участковых клиник и т.д.), где должность врача упразднена, все записи в свидетельствах о смерти разрешается проводить фельдшеру, акушерке или частнопрактикующему врачу этого региона. Контролировать, насколько достоверно выписаны соответствующие заключения и своевременно уведомлять об уходе людей из жизни местные отделения ЗАГС, обязано руководство медицинских структур, предоставляющих такого типа услуги.

Инстанции, выдающие предварительное заключение о наступившей смерти

Оформлять медицинское заключение на умершего субъекта уполномочен участковый врач закрепленного лечебного заведения, патологоанатом морга, в который доставлено тело либо судебно-медицинский эксперт в одноименном отделении. Это происходит, когда уже проведена соответствующая экспертиза.

Важно знать, что с 28 декабря 2012 г. московский городской Департамент здравоохранения ведомственным указом за № 354 лишил местных участковых врачей права выписывать медицинские заключения о смерти. Теперь в столице и в Подмосковье их могут выдать исключительно в регистратурах моргов, куда поступают усопшие.

Это приводит к дополнительным проблемам при заказе родственниками бальзамирования по месту жительства, а также при оставлении покойного в доме для прощания и последующих похорон. Патологоанатомическое исследование (вскрытие) не проводиться при условии подачи родственниками умершего заявления заведующему соответствующим отделением. Но это возможно лишь в ситуациях, когда судебно-медицинская экспертиза не требуется. Уполномоченный медработник заведения вправе выдать свидетельство либо после того, как проведено вскрытие, либо воспользовавшись сведениями в медицинских документах субъекта (переписав его лечебную историю).

Условия для получения подтверждающих документов о смерти

Забрать медицинское свидетельство о смерти возможно в регистратуре морга через сутки, как туда поступит тело. При этом патологоанатомический морг потребует предоставление паспорта либо другого документа, способного удостоверить личность умершего, полиса на его государственное медицинское страхование и своего личного паспорта. Когда субъект умирает в стационаре, требуется еще медицинская документация почившего. Если же тело попадает в судебно-медицинский морг, для получения заключения понадобится удостоверение личности покойного и ваш собственный паспорт.

Список лиц, полномочных в получении свидетельства о смерти

За медицинским свидетельством, подтверждающим смерть субъекта, могут обращаться члены его семьи или кто-то из близких родственников. Также документ вправе запросить законный представитель покойного или правоохранительные органы. При его получении заинтересованное лицо подписывается на корешке выданного бланка, который далее хранит указанная медицинская организация либо частнопрактикующий врач.

Установленная форма документа, удостоверяющего смерть субъекта (образец справки, выдаваемой моргом)

Для бланка первичного свидетельства, подтверждающего смерть субъекта, используется обычная бумага, не имеющая специальной защиты. Его верхний правый угол содержит номер формы и ссылку на Постановление за № 1274, в соответствие с которым производится оформление документа. При заполнении обязательно используются синие чернила, и указывается выдавшая свидетельство организация. Справка имеет силу лишь при указании срока действия и присвоенном регистрационном номере, вписанном в бланке и отмеченном записью в книге выдачи, хранящейся на объекте.

В ней содержатся следующие данные о покойном:

  • фамилия, имя, отчество (как указано в паспорте);
  • причина смерти;
  • дата рождения;
  • дата и место гибели.

Бланк подписывает руководитель организации и проставляет круглую печать. Дополнительных сведений в данной бумаге не указывается. Лист разрешено сложить пополам, но не рекомендовано этого делать.

Разновидности медицинских документов, подтверждающих смерть

При утрате оригинала свидетельства, его бывшим владельцем может быть подано соответствующее письменное заявление на получение копии документа. В этом случае на выдаваемом дубликате ставится соответствующая отметка, а для его заполнения используется медицинская документация из архива учреждения. Выдача копии возможна членам семьи, наследникам и родственникам покойного после подтверждения данного родства либо лицу, уже получавшему оригинал документа.

Порядок оформления заключения о наступившей смерти

Бланки окончательных свидетельств о смерти выдаются с серией и уникальным номером, проставленным типографским способом. Дублировать их при изготовлении запрещается. В них указывается следующая информация о покойном:

Не забывайте, что при передаче документов, лица, их получающие, обязаны проверить точность всех указанных сведений, и только после этого расписаться за них. Также загляните на обратную сторону свидетельства. Наличие там круглой печати, подписи, фамилии и должности заполнившего его медработника является обязательным.

Классификатор причин смерти, указываемых в медицинских свидетельствах

Документы, подтверждающие перинатальную смерть

Такое свидетельство (форма за № 106-2/у-08) выдается на мертворожденных детей либо проживших не более 7 суток с момента рождения. Оно оформляется медработником или организацией, принимавшей роды либо медицинским учреждением, взаимодействующим в момент смерти с матерью и ребенком. Когда мертворождение или гибель новорожденного в указанный срок зафиксированы в процессе перемещения транспортного средства (судна, самолета, поезда, авто), справка оформляется ближайшей медицинской организацией, расположенной на маршруте их следования, в которую произошло обращение.

Все случаи с мертворождением или смертью детей в течение первых 7 дней жизни, произошедшие за пределами стационаров и без присутствующих рядом медработников (фельдшеров, акушерок) расследуются судебно-медицинскими экспертами. Выдача соответствующих медсвидетельств, регистрируемых органами ЗАГС, осуществляется ими же.

Необходимость получения перинатальных свидетельств о смерти определяется такими критериями:

В эту же категорию попадают новорожденные, прожившие более 7 календарных суток, когда их масса тела составляла 0.5-1.0 кг. Детям, рожденным живыми и умершим в течение недели, выписывают 2 документа, подтверждающих их рождение и перинатальную смерть. Не становятся исключением и случаи многоплодных родов – при них каждого появившегося и умершего ребенка оформляют отдельно.

В органах ЗАГС мертворожденные и умершие за неделю после рождения дети регистрируются в течение 3-х суток. Процедура выполняется на основании медицинского свидетельства, которое выдает:

В остальных ситуациях и при невозможности оформления первичного медицинского свидетельства описанными путями, органы ЗАГС регистрируют перинатальную смерть с привлечением судебных инстанций.

Читайте также: