Может ли президент рф ввести уголовную ответственность за какое либо деяние

Обновлено: 28.05.2024

Законы нашей страны не предусматривают политическую ответственность Президента РФ. Избиратели или члены правительства не могут отозвать его с поста, даже если им приняты самые непопулярные или провальные решения.

Если Президент совершает тяжкие правонарушения, он несет юридическую ответственность, предусмотренную ст. 91 Конституции РФ. Поскольку Президент РФ является неприкосновенным лицом, судебные разбирательства невозможны, пока он возглавляет государство.

Однако в ст. 93 Конституции РФ предусмотрена возможность отрешения от власти главы государства, в случае совершения им тяжкого преступления. Вопрос о виновности рассматривается обеими палатами парламента.

Если обвинение поддерживает две трети членов Государственной думы, дело передается в Совет Федерации и в Верховный суд РФ. Последний государственный орган определяет наличие состава преступления. Срок на передачу дела из Госдумы в вышестоящие инстанции составляет не более 5 дней.

Совет Федерации подает запрос на заключение Конституционного суда, чтобы убедиться, что предъявленное обвинение соответствует установленному порядку. В течение трех месяцев СФ должен вынести решение об отрешении от должности. Данное постановление выносится, если его поддерживает как минимум ⅔ федерального совета. Если через 3 месяца решение Совета Федерации не принято, обвинение считается отклоненным.

Внутренняя политика

Президент имеет право присваивать почетные звания РФ, высшие воинские звания. Он вручает государственные награды Российской Федерации. Именно он гарантирует соблюдение Конституции, а также гражданских прав и свобод на территории РФ.

Президент РФ уполномочен определять правовой статус личности. Он предоставляет политическое убежище и решает вопросы о предоставлении гражданства. Он имеет право помиловать осужденных.

В частности, он осуществляет контроль за работой федерального центра и каждого субъекта РФ. Он разграничивает полномочия и разрешает противоречия между ними. Если разногласия возникают между субъектами РФ, Президент также разрешает ситуацию при помощи согласительных процедур.

Внешняя политика

Согласно Конституции РФ, Президент обязан участвовать в международных переговорах и скреплять подписью документы, которые одобряет парламент РФ.

Президент имеет право назначать и отзывать дипломатических представителей за рубежом (после предварительного согласования с соответствующими государственными инстанциями). Иностранные дипломаты и атташе проходят аккредитацию и состоят при Президенте РФ в соответствии с действующим законодательством РФ.

Сфера государственного управления

Глава государства принимает непосредственное участие в формировании и деятельности правительственных органов. Он уполномочен утверждать в должности Председателя Правительства РФ, однако он не может принимать такое решение единолично. Поэтому назначение кандидата на данную должность возможно только после согласования с ГосДумой.

Руководствуясь рекомендациями Председателя Правительства РФ, Президент может назначать или освобождать от должности его заместителей и федеральных министров. На заседаниях Правительства Президент может занять место Председателя.

К таким должностям относятся судьи высших судов, Генеральный прокурор РФ, которые назначаются по решению Совета Федерации. Председатель Банка России назначается депутатами Госдумы.

Президентом РФ самостоятельно назначаются:

  1. Судьи федеральных судов.
  2. Полномочные представители.
  3. Члены Центральной Избирательной Комиссии РФ.
  4. Администрация Президента.
  5. Любые назначения, которые не противоречат действующему законодательству.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. Он имеет право определять приоритетные задачи военной политики. В его полномочия входит утверждение военной доктрины, назначение и освобождение от должностей высшего командования ВС. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ.

Деятельность парламента

Президент РФ самостоятельно назначает сроки проведения выборов в Государственную Думу. Он уполномочен принимать решение о её созыве или роспуске в соответствии со случаями, предусмотренными Конституцией РФ.

Президент имеет право проявлять законодательную инициативу. Это выражается во внесении законопроектов на рассмотрение членов Государственной Думы. Он может полностью или частично отклонить принятый парламентом закон (так называемое, полное и частичное вето).

Президент РФ подписывает и обнародует принятые законы. Он ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланиями, которые касаются положения страны, внутри- и внешнеполитических вопросов. Данная деятельность существенно влияет на законотворческую деятельность парламента.

Нормотворческая деятельность

Глава государства имеет право издавать указы как организационного, так и персонального характера. В последнем случае речь идет о назначении на должность или принятие в гражданство.

Указы Президента РФ принимаются к исполнению на всей территории Российской Федерации. Данные документы не должны расходиться с Конституцией и федеральными законами. Исключением являются случаи, когда в правовом регулировании имеются пробелы, а соответствующий закон еще не принят.

Тогда указ Президента является своеобразным координатором общественных отношений вплоть до принятия закона. Иные подзаконные акты такого регулирования не допускают.

Чрезвычайные полномочия

Президент РФ защищает суверенитет, целостность и безопасность государства. Поэтому в определенные случаях требуются меры чрезвычайного характера, когда на территории страны вводится военное положение. Данное решение Президент РФ принимает самостоятельно, но он обязан проинформировать о нем парламент.

Полномочия Президента в этот период расширяются, поскольку он может оперативно реагировать на критическую ситуацию и принимать адекватные меры по ее устранению. При этом абсолютную власть он не получает.

Президент РФ во время пребывания у власти и соответственно в процессе выполнения своих полномочий обладает неприкосновенностью. Однако в то же время он как высшее должностное лицо и как представитель государства за свои действия несет ответственность.

Так, Президент РФ выступает в качестве ответчика в Конституционном Суде РФ при рассмотрении вопросов, связанных с ходатайством о признании изданного им акта неконституционным. Он может быть ответчиком по гражданскому иску в суде общей юрисдикции в случаях нарушения изданными им актом прав и законных имущественных интересов граждан – физических лиц и различных объединений и организаций – юридических лиц.

Процедура отрешения Президента РФ от должности определена и закреплена в ст.93 Конституции РФ. По сравнению с аналогичными процедурами, предусмотренными конституциями других стран, она носит многоэтапный, искусственно усложненный характер.

1. К сведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выбора Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2.Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3.Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1.К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2.Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3.Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1.Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2.Законопроекты вносят в Государственную Думу.

3.Законопроекты о введении ил отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежит принятые Государственной думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской федерации;

В Государственной думе первое чтение прошел законопроект о гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи. Поправки также разъясняют, как будет проходить процедура импичмента для бывших президентов.

Кроме экс-главы государства и его родственников, статусом неприкосновенности будут обладать жилые и служебные помещения, которые он занимает, транспортные средства, средства связи, документы, багаж и его переписка.

Согласно тексту законопроекта, бывший президент не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, а также быть задержанным, арестованным, подвернутым обыску, досмотру или допросу. Однако это не означает, что уголовное дело против бывшего президента не может быть возбуждено, объясняет федеральный судья в отставке, член Московской Хельсинкской группы Сергей Пашин.

– Уголовное может быть возбуждено. Другое дело, что до того как будет принято официальное решение в порядке импичмента, президента нельзя будет привлечь в качестве обвиняемого. Но расследование событий преступления вполне возможно, – подчеркивает юрист.

Для лишения бывшего президента неприкосновенности требуется соответствующее решение Совета Федерации, принятое двумя третями сенаторов, на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выдвинутого двумя третями депутатов Государственной думы. Обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного суда о наличии признаков преступления, а также заключением Конституционного суда о соблюдении порядка выдвижения обвинения.

Из текста законопроекта можно сделать вывод, что привлечь экс-президента к ответственности за совершение административных правонарушений, а также уголовных преступлений незначительной или средней тяжести, к которым относятся побои или даже причинение смерти по неосторожности (например, в результате ДТП или эксцесса обороны), будет нельзя.

– Я думаю, это преждевременное заявление, – отмечает Сергей Пашин. – Никто не может быть освобожден от ответственности и никому не может быть дана привилегия на совершение преступления. Весь вопрос в процедуре – потребуется импичмент или не потребуется. Опять же, когда произошло преступление – до вступления в силу этого закона или после. Вся эта совокупность проблем может быть разрешена Конституционным судом, если он даст толкование соответствующих конституционных норм с учетом правоприменительной практики. Уголовный кодекс никого не освобождает от ответственности, независимо от его должностного положения. Действует принцип равенства.

По крайней мере, можно утверждать, что привлечь бывших президентов к административной или уголовной ответственности станет гораздо сложнее. И без проведения сложной процедуры лишения неприкосновенности сделать это будет нельзя, а она, как следует из поправок, требует, чтобы преступление было тяжким.

– Это во многом зависит от толкования, которое даст, во-первых, Конституционный суд, – объясняет заслуженный юрист РФ, – а во-вторых, суды общей юрисдикции, если назреет такая необходимость, но ваше понимание вполне имеет право на существование. Если уж за тяжкие преступления нужна процедура импичмента, то тем более в случае преступлений небольшой и средней тяжести надо эту процедуру тоже проводить. Про административные правонарушения сказать трудно, видимо, речь о них не идет. Если говорить о преступлениях небольшой и средней тяжести, может быть истолкование в том смысле, что надо повторять процедуру импичмента. Но прямо из закона этого не следует. Таким образом, не исключено, что можно привлекать по этим категориям преступлений без процедуры импичмента.

В России неприкосновенностью также обладают сенаторы, депутаты Государственной думы, а также бывшие и действующие судьи. Для членов Федерального собрания, в отличие от президентов, в соответствующем законе прописан порядок привлечения и к административной, и к уголовной ответственности на основании представления Генерального прокурора об импичменте. А передача дела в суд возможна только с согласия соответствующей палаты.

В рассматриваемом законе о гарантиях для экс-президентов подчеркивается, что бывшего главу государства, обладающего правовым иммунитетом, привлечь к административной или уголовной ответственности нельзя, как и проводить с ним следственные действия.

– Это толкование несколько парадоксальное, – считает Пашин, – потому что сейчас процедура привлечения к ответственности бывшего президента урегулирована уголовно-процессуальным законом и никакого импичмента не требует. Если первая статья будет истолкована в этом смысле, то потребуется импичмент.

– Думаю, что можно найти такие примеры. Я думаю, это нетипичное решение. В России это началось, когда начали оберегать судей от уголовной ответственности из мести. Чтобы их не стали бы преследовать, когда они вышли в отставку. Логично эту находку распространить и на президентов.

– Эта инициатива вытекает из Конституции, которую с таким удовольствием и почти единогласно все приняли. На самом деле этот закон не выходит из ряда вон. Это было предусмотрено для бывших президентов в поправках в Конституцию, поэтому этот закон только конкретизирует некоторые вещи.

– Всегда лучше иметь закон, который более подробно регулирует эти вопросы. Практика сталкивается с недоумениями, в Конституции подробно все не описано, а значит нужны какие-то нормативные тексты. Если это не закон, то Верховному суду пришлось бы давать разъяснения или Конституционному суду – давать постановление о толковании Конституции.

Скажите пожалуйста, будет ли персональный водитель президента компании нести материальную ответственность в случае ДТП, (ущерб авто при ДТП по вине водителя), если авто к кредите, а президент его не закасковал?

Законопроект № 487083-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления ответственности за неисполнение указов Президента Российской Федерации). Был успешно отменен. В связи с этим вопрос, а существует ли юридическая ответственность за неисполнение указов президента Р.Ф?

Помогите пожалуйста с вопросом. Президент РФ в общественном месте нанес побои гражданину Р. Потерпевший решил обратиться в суд с целью привлечь Президента к уголовной ответственности, обосновывая тем, что последний был застигнут на месте преступления сотрудниками полиции. Как можно привлечь преступников к ответственности? Куда обратиться гражданину Р.?

Вариант А. Президент РФ в общественном месте нанес побои гражданину Р. Потерпевший решил обратиться в суд с целью привлечь Президента к уголовной ответственности, обосновывая тем, что последний был застигнут на месте преступления сотрудниками полиции.

Вариант Б. Побои гражданину Р. нанес член Совета Федерации.

Как можно привлечь преступников к ответственности? Куда обратиться гражданину Р.?

Помогите пожалуйста.1. Вариант А. Президент РФ в общественном месте нанес побои гражданину Р. Потерпевший решил обратиться в суд с целью привлечь Президента к уголовной ответственности, обосновывая тем, что последний был застигнут на месте преступления сотрудниками полиции.

Вариант Б. Побои гражданину Р. нанес член Совета Федерации.

Как можно привлечь преступников к ответственности? Куда обратиться гражданину Р.?

Предусмотрена ли ответственность за неисполнение указов президента РФ?

Скажите указ презедента это закон и за невыполнение его есть какая либо ответственность? И какая разница между указом презедента и жилищным кодексом?

Какая ответственность ждёт чиновников за умышленное не выполнение закона президента РФ?

Какая ответственность за нарушение Указа Президента о нерабочих днях в период эпидемии?

Какая административная ответственность руководителя организации, если он не исполняет выполнение указов Президента РФ?

Какую ответственность несет совет фонда и может ли ее переложить уставом на президента фонда.

Администрация города отказалась выполнять Указ Президента Р.Ф. 1767 п.4 (выкуп земельного участка при изьятии земли для гос. нужд).

Какую ответственность понесёт Администрация при отказе выполнять указ Президента.

Какая предусмотрена ответственность за неисполнение чиновниками указов президента России (теми кто сидит в правительстве РФ)? другими словами: являются ли указы президента РФ обязательными к исполнению чиновниками в правительстве РФ?

Какую ответственность несёт руководитель за не исполнение указа президента о выходных из за эпидемии коронавируса?

Какую ответственность несёт банк за не соблюдение ст 90 Конституции РФ, игнорируя указ президента РФ?

Можно ли привлечь человека к ответственности, если он в комментарии призвал посадить в тюрьму нашего президента?

Президент России несет ли какую ответственность за лже предвыборные обещания или за нарушение конституции?

Какая ответственность АО за невыполнение Указа президента РФ от 25 марта 2020 года об объявлении в Российской федерации нерабочих дней.

Могут ли снять судью с должности если брат привлекался к уг. Ответсвенности но судимость снята по амнистии президента.

Собственно вопрос: какая ответственность предусмотрена Работодателю за несоблюдение карантина, который указан президента РФ будет длиться с 30.03.2020 г. по 05.04.2020 г.?

Начальник насильно заставляет участвовать в различных выборах (выборы в законодательное собрание, выборы депутатов, выборы президента). Какая ответственность (административная/уголовная) ему светит?

Могут ли принимать участие в выборах президента Украины, лица, работающие в государсвенной службе?

Является это нарушение и влечет какую-нибудь ответственность?

Несут ли ответственность должностные лица Управления Президента по работе с обращениями граждан за свои решения? Можно ли эти решения обжаловать в суд?

Какую ответственность несет гражданин, который на некоторых сайтах ГИС Интернет, по мнению других пользователей, негативно высказывается в адрес правительства и Президента РФ.

Прошу растолковать написанное. Президент, по должности, согласно действующего законодательства от уголовной ответственности освобождается. А лицо, занимавшее, и использовавшее свое служебное положение для ухода от уголовной ответственности, от уголовной ответственности освобождается?

Хочу привлечь к ответственности должностное лицо, занимающий пост вице-президента огромной фирмы за оскорбление меня по телефону. Подскажите как это сделать?

Я обращалась с жалобой в адрес президента в октябре месяце, до настоящего времени ответ мной не получен, хотя согласно их ответа на мой запрос, ответ на жалобу направлен мне на электронную почту. Но данный ответ мне на электронную почту не поступал, в какой форме пишется заявление о привлечении к административной ответственности за непредоставления ответа заявителю и какому органу это направляется (привлекаться будет президент РФ, т.к. жалоба адресовывалась ему).

Читайте также: