3 расскажите о политических правах султанов как султаны могли реализовывать эти права

Обновлено: 04.07.2024

К концу XVI в. произошли некоторые преобразования в структуре и организации султанского гарема. Период с конца XVI до середины XVII в. можно охарактеризовать как своеобразный переходный этап в структуре власти Османского государства в целом и гарема в частности. В эти годы институт хасеки в гареме османских султанов постепенно стал уступать свое место институту валиде-султан. Одновременно установился порядок перехода власти к самому старшему члену османской династии. Политика умерщвления братьев султанами уступила свое место заключению совершеннолетних членов османской династии мужского пола в специальные помещения в гареме, так называемый кафес. Ограничивалось их общение с внешним миром, а также с другими жителями султанского гарема. Их обслуживали невольницы, с которыми шахзаде могли иметь также интимные отношения. Проживавшим в кафесе вместе с шахзаде невольницам запрещалось иметь детей, поэтому правившие во второй половине XVII и в XVIII вв. султаны до восшествия на престол детей не имели 91 . В XVII–XVIII вв. это правило строго соблюдалось. Если невольница беременела, то старалась избавиться от нежелательной беременности. Существовали различные способы прерывания беременности, в том числе допускавшиеся мусульманскими улемами 92 .

В результате изменений, которые происходили в течение трех поколений после султана Сулеймана, и серии безвременных смертей в XVII в. власть стала переходить к самому старшему члену османской династии мужского пола, независимо от его родственных отношений с прежним султаном. Согласно правилам системы старшинства каждый член османской династии мог взойти на престол. Переход к системе старшинства независимо от родственных отношений с прежним султаном привел к уменьшению роли сыновей султана в борьбе за отцовский трон, а также лишил их возможности демонстрировать свою политическую состоятельность 93 . Они стали невольными заложниками в руках недовольных политикой действующего султана людей, которые использовали заключенных в кафесе в качестве прикрытия и вынуждали нового султана, который получал трон с их помощью, проводить угодную им политику. В таких условиях борьба за власть между членами османской династии фактически отсутствовала.

При системе передачи власти по старшинству верноподданные султана могли выразить свое отношение к нему только после его прихода к власти. В XVII в. место междоусобных войн, которые одновременно были одним из способов выражения подданными своего отношения к действующему султану, стали занимать насильственные низложения султанов с престола.

Раньше недовольные политикой правившего султана или не сумевшие возвыситься в его глазах связывали свою судьбу с одним из шахзаде и способствовали его приходу к власти 94 . Султаны в своих действиях вынуждены были учитывать эти силы и постоянно требовали лояльности и подчинения верховной власти от своих сыновей. Одним из признаков этой лояльности и подчинения были сбритые бороды принцев, которые регулярно отправлялись в столицу. Борода символизировала независимость в действиях и достижение зрелости.

С заключением шахзаде внутри султанского дворца инициатива протеста против правления султана перешла в руки сил, находившихся за пределами дома Османов. Если раньше противники правления султанов собирались вокруг одного из его сыновей, то теперь они находились на стороне случайно возвысившихся людей, которые не принадлежали к дому Османов. Янычары и сипахи, служившие в рядах османской армии, и раньше требовали вознаграждения за свою преданность, службу и верность новому султану. Однако до начала XVII в. они не осмеливались свергать с престола действующего султана и тем более убивать его. В новых условиях группа сановников, которая была недовольна правлением того или иного султана, могла свергнуть его с престола с помощью расквартированных в столице янычар и сипахи. Больше половины султанов, которые пришли к власти после султана Ахмеда I, были низложены с престола.

Переход власти по старшинству вернул еще один давно забытый обычай: боковые ветви османской династии теперь также могли претендовать на верховную власть. В течение двадцати двух поколений, сменившихся после султана Ахмеда I, власть переходила к самому старшему из живущих на тот момент членов дома Османов. Очень часто власть получал брат умершего султана. Только три раза отца сменял сын и один раз на трон взошел племянник умершего султана 95 . Передача власти по системе старшинства стала самой консервативной частью политики Османского государства и сохранялась неизменной вплоть до ликвидации султаната. Она, с одной стороны, обеспечила долголетие династии, а с другой – обязательный контроль верховной власти членами династии.

Вместе с переходом к системе передачи власти по старшинству произошли ощутимые изменения в отношениях султана с его подданными. Несмотря на некоторые ограничения, раньше сыновья султанов были более известными лицами в государстве, имели свое окружение и обладали определенным общественным положением. Подданные, особенно та их часть, которая могла получить определенную выгоду от восшествия на престол своего кандидата, всячески поддерживали его. Теперь же все будущие султаны жили в стенах султанского гарема, и подданные не имели возможности оценить их способности к правлению. С середины XVI в. дворцовые группировки стали играть более важную роль в борьбе за престол. Только при их поддержке тот или иной член османской династии мог взойти на трон.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос наследования

Вопрос наследования Августу было уже за семьдесят, когда он начал задумываться о смерти. Настало время выбрать себе преемника, человека, который стал бы следующим принцепсом в Риме. Если бы он был царем, то после его смерти престол автоматически перешел бы к ближайшему

Вновь вопрос наследования

Вновь вопрос наследования Супруга Генриха королева Матильда умерла в 1118 г. У нее было двое детей: девочка, тоже Матильда, которую в 1114 г. (в нежном возрасте двенадцати лет) отдали замуж за германского императора Генриха V, и мальчик, Вильгельм, в котором Генрих души не

Порядок наследования

Порядок наследования Порядок наследования, действовавший в линии московских князей в XIV и XV вв., открывается из длинного ряда дошедших до нас их духовных грамот Начиная с Калиты и кончая Иваном III, почти каждый московский князь оставлял после себя духовную; от некоторых

Глава восемьдесят первая Проблемы наследования

Глава восемьдесят первая Проблемы наследования Между 14 и 69 годами н. э. римские императоры все больше сходят сума, город горит, в нем начинается преследование христианСо смертью Августа Тиберий, которому к тому времени было уже пятьдесят четыре года, получает всю полноту

Система наследования (XI век)

Система наследования (XI век) Устанавливается очень сложная система наследования, которая еще понятна при сыновьях, но уже проблематична при внуках и правнуках. По этой системе наследование происходит исходя из старшинства, но никто из князей не получает своего владения

Новый порядок наследования

Новый порядок наследования Удельное княжение во Владимирской земле поначалу оглядывалось на старые киевские порядки. Владимиро-Суздальская Русь была точной копией Руси Днепровской, Владимир был таким общекняжеским достоянием, как и Киев для Юга. Территория была

Глава восемьдесят первая Проблемы наследования

Глава восемьдесят первая Проблемы наследования Между 14 и 69 годами н. э. римские императоры все больше сходят с ума, город горит, в нем начинается преследование христианСо смертью Августа Тиберий, которому к тому времени было уже пятьдесят четыре года, получает всю

Право наследования

Право наследования Передача по наследству предусмотрена в библейском законе тремя краткими текстами Чисел и Второзакония83. Это законодательство происходит от разделения земель внутри племени или клана. Ничто не обязывает наследника выплачивать долги предшествующего

Глава 13 ИЗМЕНЕНИЕ ПЛАНОВ НАСЛЕДОВАНИЯ

Глава 13 ИЗМЕНЕНИЕ ПЛАНОВ НАСЛЕДОВАНИЯ Казалось, дела у Ирода пошли хорошо. Но ему было шестьдесят — для того времени на Ближнем Востоке довольно преклонный возраст, — и он прожил трудную жизнь. Неизбежно должны были начаться спекуляции вокруг возможного

ИМЕНА. ПОРЯДОК НАСЛЕДОВАНИЯ

ИМЕНА. ПОРЯДОК НАСЛЕДОВАНИЯ Их счёт ведётся по 5 до 20, по 20 до 100, по 100 до 400 и по 400 до 8000. Этим счётом они широко пользовались для торговли какао. У них есть другой счёт, более длинный, который они продолжают до бесконечности, считая 8 тысяч 20 раз, что составляет 160 тысяч, затем,

ДИНАСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — ПРОБЛЕМА НАСЛЕДОВАНИЯ

ДИНАСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — ПРОБЛЕМА НАСЛЕДОВАНИЯ Август однажды публично объявил, что хочет унести с собой в могилу надежду на то, что фундамент государства, который он заложил, останется незыблемым. Основная проблема состояла в том, кому передать власть: кто станет

Опасности раздельного наследования

Опасности раздельного наследования В отличие от большинства дворян Западной Европы, русские дворяне с энтузиазмом занимались разделом наследства. Конечно, не только русская знать распределяла семейное имущество между своим потомством: все европейские системы

К концу XVI в. произошли некоторые преобразования в структуре и организации султанского гарема. Период с конца XVI до середины XVII в. можно охарактеризовать как своеобразный переходный этап в структуре власти Османского государства в целом и гарема в частности. В эти годы институт хасеки в гареме османских султанов постепенно стал уступать свое место институту валиде-султан. Одновременно установился порядок перехода власти к самому старшему члену османской династии. Политика умерщвления братьев султанами уступила свое место заключению совершеннолетних членов османской династии мужского пола в специальные помещения в гареме, так называемый кафес. Ограничивалось их общение с внешним миром, а также с другими жителями султанского гарема. Их обслуживали невольницы, с которыми шахзаде могли иметь также интимные отношения. Проживавшим в кафесе вместе с шахзаде невольницам запрещалось иметь детей, поэтому правившие во второй половине XVII и в XVIII вв. султаны до восшествия на престол детей не имели 91 . В XVII–XVIII вв. это правило строго соблюдалось. Если невольница беременела, то старалась избавиться от нежелательной беременности. Существовали различные способы прерывания беременности, в том числе допускавшиеся мусульманскими улемами 92 .

В результате изменений, которые происходили в течение трех поколений после султана Сулеймана, и серии безвременных смертей в XVII в. власть стала переходить к самому старшему члену османской династии мужского пола, независимо от его родственных отношений с прежним султаном. Согласно правилам системы старшинства каждый член османской династии мог взойти на престол. Переход к системе старшинства независимо от родственных отношений с прежним султаном привел к уменьшению роли сыновей султана в борьбе за отцовский трон, а также лишил их возможности демонстрировать свою политическую состоятельность 93 . Они стали невольными заложниками в руках недовольных политикой действующего султана людей, которые использовали заключенных в кафесе в качестве прикрытия и вынуждали нового султана, который получал трон с их помощью, проводить угодную им политику. В таких условиях борьба за власть между членами османской династии фактически отсутствовала.

При системе передачи власти по старшинству верноподданные султана могли выразить свое отношение к нему только после его прихода к власти. В XVII в. место междоусобных войн, которые одновременно были одним из способов выражения подданными своего отношения к действующему султану, стали занимать насильственные низложения султанов с престола.

Раньше недовольные политикой правившего султана или не сумевшие возвыситься в его глазах связывали свою судьбу с одним из шахзаде и способствовали его приходу к власти 94 . Султаны в своих действиях вынуждены были учитывать эти силы и постоянно требовали лояльности и подчинения верховной власти от своих сыновей. Одним из признаков этой лояльности и подчинения были сбритые бороды принцев, которые регулярно отправлялись в столицу. Борода символизировала независимость в действиях и достижение зрелости.

С заключением шахзаде внутри султанского дворца инициатива протеста против правления султана перешла в руки сил, находившихся за пределами дома Османов. Если раньше противники правления султанов собирались вокруг одного из его сыновей, то теперь они находились на стороне случайно возвысившихся людей, которые не принадлежали к дому Османов. Янычары и сипахи, служившие в рядах османской армии, и раньше требовали вознаграждения за свою преданность, службу и верность новому султану. Однако до начала XVII в. они не осмеливались свергать с престола действующего султана и тем более убивать его. В новых условиях группа сановников, которая была недовольна правлением того или иного султана, могла свергнуть его с престола с помощью расквартированных в столице янычар и сипахи. Больше половины султанов, которые пришли к власти после султана Ахмеда I, были низложены с престола.

Переход власти по старшинству вернул еще один давно забытый обычай: боковые ветви османской династии теперь также могли претендовать на верховную власть. В течение двадцати двух поколений, сменившихся после султана Ахмеда I, власть переходила к самому старшему из живущих на тот момент членов дома Османов. Очень часто власть получал брат умершего султана. Только три раза отца сменял сын и один раз на трон взошел племянник умершего султана 95 . Передача власти по системе старшинства стала самой консервативной частью политики Османского государства и сохранялась неизменной вплоть до ликвидации султаната. Она, с одной стороны, обеспечила долголетие династии, а с другой – обязательный контроль верховной власти членами династии.

Вместе с переходом к системе передачи власти по старшинству произошли ощутимые изменения в отношениях султана с его подданными. Несмотря на некоторые ограничения, раньше сыновья султанов были более известными лицами в государстве, имели свое окружение и обладали определенным общественным положением. Подданные, особенно та их часть, которая могла получить определенную выгоду от восшествия на престол своего кандидата, всячески поддерживали его. Теперь же все будущие султаны жили в стенах султанского гарема, и подданные не имели возможности оценить их способности к правлению. С середины XVI в. дворцовые группировки стали играть более важную роль в борьбе за престол. Только при их поддержке тот или иной член османской династии мог взойти на трон.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос наследования

Вопрос наследования Августу было уже за семьдесят, когда он начал задумываться о смерти. Настало время выбрать себе преемника, человека, который стал бы следующим принцепсом в Риме. Если бы он был царем, то после его смерти престол автоматически перешел бы к ближайшему

Вновь вопрос наследования

Вновь вопрос наследования Супруга Генриха королева Матильда умерла в 1118 г. У нее было двое детей: девочка, тоже Матильда, которую в 1114 г. (в нежном возрасте двенадцати лет) отдали замуж за германского императора Генриха V, и мальчик, Вильгельм, в котором Генрих души не

Порядок наследования

Порядок наследования Порядок наследования, действовавший в линии московских князей в XIV и XV вв., открывается из длинного ряда дошедших до нас их духовных грамот Начиная с Калиты и кончая Иваном III, почти каждый московский князь оставлял после себя духовную; от некоторых

Глава восемьдесят первая Проблемы наследования

Глава восемьдесят первая Проблемы наследования Между 14 и 69 годами н. э. римские императоры все больше сходят сума, город горит, в нем начинается преследование христианСо смертью Августа Тиберий, которому к тому времени было уже пятьдесят четыре года, получает всю полноту

Система наследования (XI век)

Система наследования (XI век) Устанавливается очень сложная система наследования, которая еще понятна при сыновьях, но уже проблематична при внуках и правнуках. По этой системе наследование происходит исходя из старшинства, но никто из князей не получает своего владения

Новый порядок наследования

Новый порядок наследования Удельное княжение во Владимирской земле поначалу оглядывалось на старые киевские порядки. Владимиро-Суздальская Русь была точной копией Руси Днепровской, Владимир был таким общекняжеским достоянием, как и Киев для Юга. Территория была

Глава восемьдесят первая Проблемы наследования

Глава восемьдесят первая Проблемы наследования Между 14 и 69 годами н. э. римские императоры все больше сходят с ума, город горит, в нем начинается преследование христианСо смертью Августа Тиберий, которому к тому времени было уже пятьдесят четыре года, получает всю

Право наследования

Право наследования Передача по наследству предусмотрена в библейском законе тремя краткими текстами Чисел и Второзакония83. Это законодательство происходит от разделения земель внутри племени или клана. Ничто не обязывает наследника выплачивать долги предшествующего

Глава 13 ИЗМЕНЕНИЕ ПЛАНОВ НАСЛЕДОВАНИЯ

Глава 13 ИЗМЕНЕНИЕ ПЛАНОВ НАСЛЕДОВАНИЯ Казалось, дела у Ирода пошли хорошо. Но ему было шестьдесят — для того времени на Ближнем Востоке довольно преклонный возраст, — и он прожил трудную жизнь. Неизбежно должны были начаться спекуляции вокруг возможного

ИМЕНА. ПОРЯДОК НАСЛЕДОВАНИЯ

ИМЕНА. ПОРЯДОК НАСЛЕДОВАНИЯ Их счёт ведётся по 5 до 20, по 20 до 100, по 100 до 400 и по 400 до 8000. Этим счётом они широко пользовались для торговли какао. У них есть другой счёт, более длинный, который они продолжают до бесконечности, считая 8 тысяч 20 раз, что составляет 160 тысяч, затем,

ДИНАСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — ПРОБЛЕМА НАСЛЕДОВАНИЯ

ДИНАСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — ПРОБЛЕМА НАСЛЕДОВАНИЯ Август однажды публично объявил, что хочет унести с собой в могилу надежду на то, что фундамент государства, который он заложил, останется незыблемым. Основная проблема состояла в том, кому передать власть: кто станет

Опасности раздельного наследования

Опасности раздельного наследования В отличие от большинства дворян Западной Европы, русские дворяне с энтузиазмом занимались разделом наследства. Конечно, не только русская знать распределяла семейное имущество между своим потомством: все европейские системы

Мифы и правда о султанском гареме

Когда-то красивейшие женщины мира соревновались друг с другом, кому из них удастся завоевать внимание султана. В это же время там плелись просто невероятные интриги, совершались немыслимые поступки и даже жестокие убийства. Как вы уже догадались, речь пойдет о гареме. В этой статье развенчиваем мифы и правду о султанских гаремах.

Что такое гарем султана?

Европейцы никогда до конца не понимали, что такое гарем. Его считали местом удовольствия и разврата, хотя на самом деле это не так. Для мусульман гарем – это весьма привычное место, всего лишь часть дома, где жила женская часть семьи. Ко входу в гарем допускались лишь слуги и сам султан. О никаких чужих людях, а тем более – иностранцах, и речи идти не могло.

На входе в каждый гарем обязательно висела надпись, цитата из Корана. В ней говорилось о том, что верующие не имеют права входить в дома, которые им не принадлежат.

Кто имел право входить: вся правда о гаремах

Мифы и правда о султанском гареме

Гаремы очень строго охранялись от чужих взглядов. На женщин султана не имел права смотреть никто из мужчин. У них были слуги-мужчины, которые перенесли кастрацию. Их называли евнухами. Евнухов в основном привозили из Африки, так как чернокожие в те времена считались более выносливыми и меньше умирали в результате операции по обрезанию.

У наложниц султана и их жен были учителя, врачи и другие помощники, и почти все они были женщинами. Врач-мужчина в редких случаях приглашался в гарем, и то в качестве исключения.

Гаремы султанов: иерархия

Как уже говорилось, в гареме султана самым главным был сам султан. Но руководила всем, как правило, валиде. Это мать султана, которая перебиралась в султанский гарем сразу после объявления своего сына на столь высокий трон. Она подбирала наложниц, следила, чтобы у них все было, руководила слугами.

Вслед за ней в иерархии султанского гарема находились жены султана, особенно те, которые успели родить ему сына. У кого сын, то есть наследник престола, будет старше, тот имеет явное преимущество.

За безопасность в гареме отвечали начальник безопасности под названием дар-ус-саадет агасы, великий визирь и евнухи.

Конечно, самыми колоритными здесь были наложницы или джарыйе. О них мы расскажем далее.

Вся правда о гареме султанов: как отбирали наложниц

Рабыни в султанском гареме брались из разных источников. Чаще всего они завоевывались в войнах и сражениях. Для султана отбирали лучших. Некрасивые же начинали службу – убирали, смотрели за детьми и всячески помогали.

Часто князья из Востока сами отправляли своих дочерей в гарем. Они надеялись, что дочки смогут стать фаворитками султана, чтобы закрепить политические связи узами брака.

Также часто рабынь покупали на рынке еще детьми. Представьте себе 5-летнюю девочку, которая воспитывалась в гареме. А когда она достигала физического развития, ее представляли султану, но об этом попозже.

Как обучали наложниц в гареме султана

Несмотря на распространенную информацию, что гарем был всего лишь местом плотских утех, это неправда. Девушки, которые жили в гареме султана, получали самое хорошее образование по тем временам. Они знали грамоту, умели хорошо танцевать и играть на музыкальных инструментах.

Чтобы попасть в милость к султану, девочкам приходилось очень хорошо учиться, ведь невежд никто не хотел. Кроме того, она должна была принять ислам и знать все молитвы.

Наложницы были обеспечены всем, чем нужно. Также, они получали ежедневное жалование, за которое могли попросить евнуха купить что-то на рынке. Или отправляли эти деньги своим родным.

Если девушка прожила 9 лет в султанском гареме и не была избрана в фаворитки, она могла уйти в “свободное плавание”. Таких девушек османские мужчины сразу же забирали в жены, ведь они были красивыми и образованными.

Фаворитки султана

Отдельную касту в султанском гареме представляют фаворитки султана. Они жили в верхнем гареме, который располагался на втором и выше этажах дворца.

Фавориткой можно было стать так: валиде обучала всех наложниц и показывала султану. Для этого организовывали праздник, на котором рабыни танцевали для повелителя. Которая ему наиболее понравилась, могла провести ночь с султаном.

Мифы и правда о султанском гареме

Перед тем, как провести ночь у султана, девушку тщательно мыли в хамаме, одевали ее в лучшую одежду и обучали правилам. А они были непросты. К примеру, девушка, которую отправили в покои султана, не имела права смотреть на своего повелителя. Она должна была пасть на колени с низко опущенной головой и ползти к кровати. Затем султан должен был поднять девушку. Тогда она ложилась в постель.

Если султану ночь понравилась, он отпускал девушку и дарил ей подарки. Так она становилась фавориткой и получала право жить в верхнем гареме.

Родив ребенка от султана, фаворитка через некоторое время могла получить статус жены.

Как жили жены султанов в гареме

Статус жены подкреплялся соответствующими документами об этом. Она получала новые ткани, украшения и подарки. А также на каждую жену султан выделял соответствующую сумму денег, которые она могла потратить на свое усмотрение, хотя и была ограничена в выборе. Чаще всего жены султанов занимались благотворительностью – строили мечети и помогали нуждающимся в соответствии с мусульманскими традициями.

В 16 веке жены султанов стали называться хасеки. Это высокий чин, который впервые получила рабыня из Украины Роксолана, жена Сулеймана, более известна в Османской империи как Хюррем.

Став женой повелителя, женщина должна была думать лишь о том, чтобы родить ему как можно больше наследников. Повзрослевших сыновей султан брал на войну, откуда они часто не возвращались. Также в те времена были распространенные разные инфекционные заболевания типа чумы или кори, от которых часто умирали. Поэтому наследников нужно было родить очень много.

Несмотря на это, султанские жены продолжали учиться. Они читали книги из гаремской библиотеки, занимались музыкой и творчеством. А письма жен султана, которые сохранились до сих пор, – только подтверждение их образованности.

И еще один миф

Как мы уже говорили, на самом деле в султанском гареме не было столько плотских утех, сколько рассказывают повсеместно. Чаще всего девушка или жена султана могла остаться на ночь с ним в пятницу. Таков был порядок.

В 2011 году на конференции по традициям Османской империи ученый Ахмед Акгюндюз доказал, что рассказы западных писателей были основаны в основном на фантазиях, нежели на действительных фактах. А все картины с голыми наложницами – это ложь, так как по мусульманским традициям в таком виде девушку мог видеть только султан.

Мифы и правда о султанском гареме

Когда-то красивейшие женщины мира соревновались друг с другом, кому из них удастся завоевать внимание султана. В это же время там плелись просто невероятные интриги, совершались немыслимые поступки и даже жестокие убийства. Как вы уже догадались, речь пойдет о гареме. В этой статье развенчиваем мифы и правду о султанских гаремах.

Что такое гарем султана?

Европейцы никогда до конца не понимали, что такое гарем. Его считали местом удовольствия и разврата, хотя на самом деле это не так. Для мусульман гарем – это весьма привычное место, всего лишь часть дома, где жила женская часть семьи. Ко входу в гарем допускались лишь слуги и сам султан. О никаких чужих людях, а тем более – иностранцах, и речи идти не могло.

На входе в каждый гарем обязательно висела надпись, цитата из Корана. В ней говорилось о том, что верующие не имеют права входить в дома, которые им не принадлежат.

Кто имел право входить: вся правда о гаремах

Мифы и правда о султанском гареме

Гаремы очень строго охранялись от чужих взглядов. На женщин султана не имел права смотреть никто из мужчин. У них были слуги-мужчины, которые перенесли кастрацию. Их называли евнухами. Евнухов в основном привозили из Африки, так как чернокожие в те времена считались более выносливыми и меньше умирали в результате операции по обрезанию.

У наложниц султана и их жен были учителя, врачи и другие помощники, и почти все они были женщинами. Врач-мужчина в редких случаях приглашался в гарем, и то в качестве исключения.

Гаремы султанов: иерархия

Как уже говорилось, в гареме султана самым главным был сам султан. Но руководила всем, как правило, валиде. Это мать султана, которая перебиралась в султанский гарем сразу после объявления своего сына на столь высокий трон. Она подбирала наложниц, следила, чтобы у них все было, руководила слугами.

Вслед за ней в иерархии султанского гарема находились жены султана, особенно те, которые успели родить ему сына. У кого сын, то есть наследник престола, будет старше, тот имеет явное преимущество.

За безопасность в гареме отвечали начальник безопасности под названием дар-ус-саадет агасы, великий визирь и евнухи.

Конечно, самыми колоритными здесь были наложницы или джарыйе. О них мы расскажем далее.

Вся правда о гареме султанов: как отбирали наложниц

Рабыни в султанском гареме брались из разных источников. Чаще всего они завоевывались в войнах и сражениях. Для султана отбирали лучших. Некрасивые же начинали службу – убирали, смотрели за детьми и всячески помогали.

Часто князья из Востока сами отправляли своих дочерей в гарем. Они надеялись, что дочки смогут стать фаворитками султана, чтобы закрепить политические связи узами брака.

Также часто рабынь покупали на рынке еще детьми. Представьте себе 5-летнюю девочку, которая воспитывалась в гареме. А когда она достигала физического развития, ее представляли султану, но об этом попозже.

Как обучали наложниц в гареме султана

Несмотря на распространенную информацию, что гарем был всего лишь местом плотских утех, это неправда. Девушки, которые жили в гареме султана, получали самое хорошее образование по тем временам. Они знали грамоту, умели хорошо танцевать и играть на музыкальных инструментах.

Чтобы попасть в милость к султану, девочкам приходилось очень хорошо учиться, ведь невежд никто не хотел. Кроме того, она должна была принять ислам и знать все молитвы.

Наложницы были обеспечены всем, чем нужно. Также, они получали ежедневное жалование, за которое могли попросить евнуха купить что-то на рынке. Или отправляли эти деньги своим родным.

Если девушка прожила 9 лет в султанском гареме и не была избрана в фаворитки, она могла уйти в “свободное плавание”. Таких девушек османские мужчины сразу же забирали в жены, ведь они были красивыми и образованными.

Фаворитки султана

Отдельную касту в султанском гареме представляют фаворитки султана. Они жили в верхнем гареме, который располагался на втором и выше этажах дворца.

Фавориткой можно было стать так: валиде обучала всех наложниц и показывала султану. Для этого организовывали праздник, на котором рабыни танцевали для повелителя. Которая ему наиболее понравилась, могла провести ночь с султаном.

Мифы и правда о султанском гареме

Перед тем, как провести ночь у султана, девушку тщательно мыли в хамаме, одевали ее в лучшую одежду и обучали правилам. А они были непросты. К примеру, девушка, которую отправили в покои султана, не имела права смотреть на своего повелителя. Она должна была пасть на колени с низко опущенной головой и ползти к кровати. Затем султан должен был поднять девушку. Тогда она ложилась в постель.

Если султану ночь понравилась, он отпускал девушку и дарил ей подарки. Так она становилась фавориткой и получала право жить в верхнем гареме.

Родив ребенка от султана, фаворитка через некоторое время могла получить статус жены.

Как жили жены султанов в гареме

Статус жены подкреплялся соответствующими документами об этом. Она получала новые ткани, украшения и подарки. А также на каждую жену султан выделял соответствующую сумму денег, которые она могла потратить на свое усмотрение, хотя и была ограничена в выборе. Чаще всего жены султанов занимались благотворительностью – строили мечети и помогали нуждающимся в соответствии с мусульманскими традициями.

В 16 веке жены султанов стали называться хасеки. Это высокий чин, который впервые получила рабыня из Украины Роксолана, жена Сулеймана, более известна в Османской империи как Хюррем.

Став женой повелителя, женщина должна была думать лишь о том, чтобы родить ему как можно больше наследников. Повзрослевших сыновей султан брал на войну, откуда они часто не возвращались. Также в те времена были распространенные разные инфекционные заболевания типа чумы или кори, от которых часто умирали. Поэтому наследников нужно было родить очень много.

Несмотря на это, султанские жены продолжали учиться. Они читали книги из гаремской библиотеки, занимались музыкой и творчеством. А письма жен султана, которые сохранились до сих пор, – только подтверждение их образованности.

И еще один миф

Как мы уже говорили, на самом деле в султанском гареме не было столько плотских утех, сколько рассказывают повсеместно. Чаще всего девушка или жена султана могла остаться на ночь с ним в пятницу. Таков был порядок.

В 2011 году на конференции по традициям Османской империи ученый Ахмед Акгюндюз доказал, что рассказы западных писателей были основаны в основном на фантазиях, нежели на действительных фактах. А все картины с голыми наложницами – это ложь, так как по мусульманским традициям в таком виде девушку мог видеть только султан.

Читайте также: