Что означает принципат в древнем риме сословия форма монархии орган управления орган правосудия

Обновлено: 28.06.2024

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окон­чательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народ­ные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского госу­дарственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была со­средоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограничен­ными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце прин­ципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

• сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили зани­мали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владе­ния, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратил­ся в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе;

• сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и сред­них землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуще­ствляли управление городами империи.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и ме­стную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикреп­ляются к земле и теряют возможность освободиться.

На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Эко­номическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земель­ные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая.

Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жа­лованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Ко­мандный состав армии комплектовался, из сенаторского и всадничес­кого сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности ко­мандира сотни - центуриона.

Доминат В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, в следствии чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты вытесняются актами императора конституции. Началом Т домината считается год вступления на престол Диоклетиана.Диоклетиан окончательно закрепил за собой титул dominus – господин. Император стал открыто вести себя как монарх. Были введены сложные дворцовые церемонии.. Диоклетиан провел военную, административную, финансовую реформу, которые укрепили императорскую власть.Существенные изменения произошли в общественном строе – Рим перестал вести успешные завоевательные войны, а вел лишь оборонительные. Это привело к резкой нехватке рабской силы. Это привело к переводу большого числа рабов в категорию колонов. Колоны – рабы, посаженные на землю. Одновременно с этим к земле прикрепились и свободные земледельцы. Император издавал акты, ограничивающую свободу перехода арендатора с 1 местности в другую. Кризис торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и, следовательно, к экономической раздражительности. В период домината произошло окончательное разрушение гражданства и возникновение согл. Строя, т.е. за отдельными категориями населения был закреплен отдельный наследственно-правовой статус. Ближайшее окружение императора составило высшее сословие – императорское. Местная знать получила статус декурионов. Возникли замкнутые сословия ремесленников, купцов, военных и т.д. Император в 330 г. перевел столицу из Рима в Константинополь. Кризис западной части Римской империи привел к фактическому и формальному разделению империи на 2 самостоятельных государства – Западная Римская империя и Восточная Римская империя.

1. Периодизация Период Римской империи подразделяется на:

· период принципата (27 г. до н. э. -193 г. н. э.);

· кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);

· период домината (284 - 476 гг. н. э.).

2. Государственный и общественный строй в период принципата

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окончательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце принципата общепризнанным становится правило (закона):

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

· сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили занимали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. -14 г. н. э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви-' нувшихся на государственной службе;

· сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться. На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая. Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.

3. Государственный строй в период домината

Со 193 по 284 н. э. в Римской империи был кризисный период, так называемый кризис третьего века.

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата провинций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения императоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства завершилась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Римской империи. При Диоклетиане (284 - 305), во время домината, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем и господином..

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей -сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора.

Особое положение среди этих ведомств занимали:

  • государственный совет при императоре;
  • финансовое ведомство;
  • военное ведомство.

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр. После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и повинности.

4. Распад Римской империи При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской империи:

· Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула-Августула и занял его место;

· Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; существовала еще около 1000 лет под названием Византии.

Принципат — политический режим в Римской империи, сформировавшийся в период с 27 г. до н. э. по 284 г. н. э. и совмещавший монархические и республиканские черты. Формально власть принадлежала народу и сенату, однако последнее слово всегда оставалось за императорским бюрократическим аппаратом. Главным архитектором системы принципата в Древнем Риме считается Октавиан Август — один из выдающихся государственных деятелей прошлого.

Принципат в Древнем Риме - установление и характеристика строя

Предпосылки возникновения

Череда триумфальных побед над принципиальными врагами значительно расширила территориальные владения Римской республики. Улицы крупнейших поселений стали кишеть рабами. Наблюдался небывалый экономический рост, процветали культура и искусство. Несмотря на стремительное преобразование общества, старые классы, интересы которых отражал Рим в поздний республиканский период, начали постепенно деградировать.

Принципат в Древнем Риме - установление и характеристика строя

В связи с этим остро встал вопрос о необходимости пересмотра имеющихся политических порядков. Многие древнеримские правители, в том числе Цезарь и Помпей, ломали голову над разработкой спасительных для государства преобразований, однако их реформы не способствовали качественному рывку в развитии республики.

Октавиан Август, проанализировав теоретические проекты изменений своих предшественников, сумел претворить в реальность систему государственного устройства, получившую название принципат. Своей главной задачей он видел восстановление с помощью сильного центра политической и социальной стабильности без ущерба для республиканских традиций.

Начало формирования

Воспользовавшись неограниченными триумвирскими полномочиями, Август сконцентрировал в своих руках высшую гражданскую и военную власть, которая, однако, представляла собой совокупность ряда республиканских магистратур и прав, полученных только после одобрения сената и народного собрания, и не передавалась по наследству. По большому счету в стране так и осталась республиканская форма государственного устройства, но с той лишь разницей, что верховный правитель стал именоваться принцепсом, то есть первым из списка сенаторов.

Прежние властные структуры сохранились, утратив большую часть своих функций. Если раньше они были марионетками правящего сословия рабовладельческого класса из патрициев и богатых плебеев, то теперь стали подконтрольны принцепсу и его ближайшему окружению.

Принципат в Древнем Риме - установление и характеристика строя

Полномочия правителя

В обязанности принцепса входило назначение членов коллегии. Ни одно ее решение не принималось без его ведома. Народное собрание существовало исключительно для рассмотрения общественных вопросов столицы. Сенат был реорганизован в совещательный орган при дворе. После того как Август сложил с себя полномочия триумвира, из сферы его контроля исчезли провинции, однако после длительных уговоров он сохранил проконсульский империй, распространявшийся на Сирию, Испанию и Галлию.

Принципат в Древнем Риме - установление и характеристика строя

Установление принципата стало возможным благодаря наделению императора широким кругом полномочий. Он мог беспрекословно совершать следующие действия:

  • созывать сенат и председатель­ствовать в нем;
  • создавать чиновничий пул;
  • формировать собственную казну;
  • командовать войсками;
  • объявлять войну и заключать международные договоры;
  • вершить уголовное, гражданское и жреческое правосудие.

Вопреки сложившимся римским традициям и действующему законодательству принцепс мог быть назначен одновременно на несколько важных постов. Более подробную информацию, касающуюся роли императоров, правивших на заре и закате принципата, можно узнать, заглянув в таблицы справочников по истории Древнего Рима.

Специфика бюрократической системы

Для принципата как общественно-политического строя было характерно если не полное отсутствие, то минимальное количество разного ранга чиновников. От республики Римская империя унаследовала уникальную для античной эпохи систему назначения на административные должности простолюдинов, принадлежавших той или иной знатной персоне, занимающей руководящий пост. Чем выше было положение господина во властной иерархии, тем больше невольников он мог привлечь для выполнения своих государственных обязанностей.

Принципат в Древнем Риме - установление и характеристика строя

В провинциях сохранялась система местного самоуправления, установленная еще в полисные времена в виде совета декурионов, считавших свою работу почетным долгом и не получавших жалованья из имперской казны, которая, к слову, наполнялась за счет внушительных налогов с периферии. Срок службы высших администраторов был минимален, а сами они зачастую не обладали ни нужными знаниями, ни достаточной компетенцией. Они редко вмешивались в деятельность органов городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем.

Законодательная инициатива по-прежнему принадлежала магистратам. Сенат имел право проводить судебные разбирательства, хотя это не означало, что он главенствует в этой сфере. Император сам решал, как поступить с тем или иным гражданином, нарушившим закон.

Армия, которая раньше по определению не могла быть частной, становится профессиональной, чему способствовали добровольная основа, продолжительность срока служба и достойное жалованье.

Реформы основоположника принципата позволили Риму за короткий срок превратиться в мегаполис с миллионным населением. Экономический подъем и улучшение качества жизни подданных стали возможны благодаря:

Принципат в Древнем Риме - установление и характеристика строя

  • прекращению войны;
  • упорядочению управления;
  • отмене откупной системы;
  • делению городов на районы;
  • повсеместному строительству дорог.

На смену во многом изжившему себя принципату пришел так называемый доминат. В нем более отчетливо прослеживались черты абсолютизма, в небытие ушли старые республиканские институты.

Всемирная история Мировой экономический кризис (1929-1933) - причины возникновения, особенности и последствия

3. Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат.

Историю монархического Рима принято делить на два периода: первый - период принципата, второй - домината. Границей между ними служит 3 век нашей эры.

Принципат сохраняет ещё видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики. Собираются народные собрания, заседает сенат. По-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но это все уже не более, чем прикрытие постреспубликанского государственного строя.

Император-принцепс соединяет в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом качестве. Как цензор он комплектует сенат, как трибун он отменяет по своей воле действие любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т.д. Как консул и диктатор, принцепс определяет политику государства, отдает распоряжения по отраслям управления; как диктатор он командует армией, управляет провинциями и т.д.

Народные собрания, главный орган власти старой республики, приходят в полный упадок и Цицерон пишет по этому поводу, что гладиаторские игры привлекают римских граждан в большей степени, чем собрания комиций. Обыкновенным явлением стали такие признаки крайней степени разложения комиций как подкуп голосов, разгоны собраний, насилия над их участниками и пр.

Император Август, хотя и реформировал комиции в демократическом духе (ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей итальянских муниципий), отнял у собраний судебную власть - важнейшую из их былых компетенций.

Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать на должности магистратов. Сначала было решено, что кандидаты в консулат и претуру проходят проверку в специальной комиссии, составленной из сенаторов и всадников, т.е. апробацию, затем, уже после смерти Августа, при его приемнике Тиверии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената.

Выборы самого принцепса принадлежали сенату, но и это сделалось чистой формальностью. Во многих случаях дело решалось армией.

Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалование, а по выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.

В 3 веке нашей эры (с 284г.) в Риме устанавливается режим ничем не ограниченной монархии - доминат (от доминус - господин). Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредотачивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимися в подчинении неограниченного главы империи - императора.

Среди этих ведомств особого упоминания заслуживают два: государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовка законопроектов) и финансовое ведомство. Военным ведомством командуют назначенные императором и только ему подчиненные генералы.

Чиновники получают особую организацию: им присваивается форма одежды, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначается пенсия и пр.

Среди многих реформ и законов империи особого внимания заслуживают реформы императоров Диоклетиана и Константина.

Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. ( 284-305 ). Время его правления ознаменовано двумя главными реформами. Первая касалась государственного устройства огромной империи, наилучшей формы управления ею.

Реформа эта может быть сведена к следующему:

2. Армия, увеличенная на одну треть, была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, служила для целей внутренней безопасности.

3. Административная реформа привела к разукрупнению провинций (по одним сведениям до 101, по другим до 120).

4. Провинции, в свою очередь, были сделаны частью диоцезов, которых было 12.

5. Разделенная на провинции и диоцезы Италия в числе других земель империи была теперь окончательно лишена своего особенного значения и положения (хотя Рим продолжал еще некоторое считаться столицей империи).

Другими своими реформами Диоклетиан усиливал власть землевладельцев над крестьянством и прежде всего тем, что на землевладельце лежала ответственность за поступление налогов от крестьян. Землевладелец же получил право посылать по своему выбору определенное количество зависимых людей на военную службу в императорскую армию.

Начатое Диоклетианом дело продолжил император Константин (285-337). При Константине завершается процесс закрепощения крестьян-колонов и ремесленников. Согласно императорской конституции 332г., колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся этому закону колон заковывался в кандалы как раб и в таком виде возвращался прежнему собственнику. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину полную сумму причитающихся с беглого колона платежей. Та же линия проводилась и в отношении ремесленников.

Непосредственное присвоение прибавочного продукта сделалось основной формой эксплуатации крестьян и ремесленников.

Именно при Константине столица римской империи была перенесена в старый Византий, названный затем Константинополем. Соответственно с тем сюда были переведены из Рима высшие правительственные учреждения и воссоздан Сенат.

Окончательное разделение империи на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Константинополе, произошло в 395г.

С переводом столицы в Константинополь завершается история римской государственности и начинается уже история Византии. Случалось, что западная и восточная части империи ещё соединялись под властью удачливого императора, но ненадолго. В 4 веке Рим и Византия обособляются окончательно.

Римская империя существовала до 476г., когда глава германских наемников Одоакр свергает римского императора малолетнего Ромула-Августула и занимает его место. Этому событию предшествовал фактический распад всей западной части империи. Что касается Восточной римской империи, то она просуществовала еще около 1000 лет.

1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права зарубежных стран. - М.: Наука,1996.

2. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М.: Наука,1996.

3. Всеобщая история государства и права. /Под ред. К.И. Батыра. - М.: Былина, 1997.

4. История древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1994.

5. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А. Жидкова. - М.: Норма, 1996. - Ч.I.

Читайте также: