Что означает фраза право на образование

Обновлено: 02.07.2024

Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека (ст. 43 Конституции РФ). В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение.
Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" провозгласило область образования приоритетной. О внимании к сфере образования говорит и то обстоятельство, что в России первым Указом Президента РСФСР стал Указ "О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации" от 11 июля 199 1г. В нем предусмотрен целый комплекс организационных и правовых мер, направленных на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов, аспирантов.
Учебная программа по курсу "Образовательное право" была впервые разработана в России в 1996 г. Такой курс ввела Академия труда и социальных отношений в программу обучения на юридическом факультете.
Как известно, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом "Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого". Это право закреплено также в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989г.
Развивая приведенное положение Декларации 1948 г., ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах 1952 г. устанавливает, что "Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями". Сама же Европейская конвенция 1950 г., кроме прочего, отмечает, что право на образование по своей природе и характеру требует государственного регулирования, а это - также важнейшая социально-политическая детерминанта системы образования любого государства.
Право на образование, по мнению генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию - оно должно реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование. Он называет великой задачей - максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека и отмечает, что в наше время в мире очень небольшому числу людей доступно его воплощение. Что же касается большинства, то его сначала нужно спасти от невежества, болезней, недоедания.
Указанное обстоятельство позволяет рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие.
14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования.

  • Согласно ст. 1 этой Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности:
    • закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;
    • ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;
    • создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу;
    • создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.

    Российское законодательство практически не содержит дискриминационных положений. Так, согласно ст. 5 Закона РФ "Об образовании" гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
    Немаловажным в условиях многонационального Российского государства является и положение о том, что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, руководствуясь при этом общими принципами языковой политики в этой сфере, закрепленными в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках народов РСФСР". Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования (ст. 6). Государство оказывает также содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

    • В ст. 43 Конституции РФ право на образование включает следующие полномочия:
      • право на дошкольное образование;
      • право на основное общее образование;
      • право на среднее профессиональное образование;
      • право на высшее образование.

      Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, и поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием. Важной составной частью права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
      В ч. 2 ст. 43 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст. 5 Закона РФ "Об образовании" 1992 г.

      • В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование:
        • общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
        • бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях.

        Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения названных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. При этом, однако, следует учесть, что перечисленные виды образования граждане имеют право получить бесплатно лишь впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, вправе неоднократно получать его бесплатно (п. 7 ст. 50).
        Для воспитания детей дошкольного возраста в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

        • В настоящее время государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
          • детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
          • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
          • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
          • детский сад комбинированного вида, включающий общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;
          • центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

          Порядок деятельности этих дошкольных образовательных учреждений закреплен в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации 1 июля 1995 г. № 677.

          • Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
            • начальное общее образование;
            • основное общее образование;
            • среднее (полное) общее образование.

            Порядок его получения регламентирован в ст. 19 Закона РФ "Об образовании".
            Кроме того, существуют образовательные учреждения профессионального типа, которые осуществляют подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации на основе профессиональных образовательных программ. Так, начальное профессиональное образование можно получить в профессионально-технических и иных училищах, учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатах и т.п. Среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
            В системе образовательных учреждений страны существуют также учреждения специализированной направленности. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные учреждения имеются и для детей с общественно опасным поведением, которые функционируют на основании Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.
            Как уже отмечалось, в РФ государство гарантирует гражданам бесплатность высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
            Обучение на платной основе допускается и в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т.д., при соблюдении учебным заведением требований государственного образовательного стандарта, получения лицензии и государственной аттестации.

            • Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений:
              • университет;
              • академия;
              • институт;
              • колледж.
              • Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального образования на конкурсной основе производится по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня, с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя со студентом:
                • очная форма;
                • очно-заочная (вечерняя) форма;
                • заочная форма;
                • экстернат.

                Допускается сочетание этих форм.
                Высшее учебное заведение, аккредитованное федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием, выдает выпускникам диплом о высшем образовании государственного образца, действующий на всей территории Российской Федерации. Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому.
                Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования с целью повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации, получения ученой степени.
                Согласно ч. 4 ст. 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или иных их законных представителей.
                Вместе с тем ст. 19 Закона "Об образовании" устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" под основным общим образованием понимается окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного, приравненного к ней по статусу, образовательного учреждения. Лицу, получившему такое образование (при успешном окончании процесса обучения), выдается документ государственного образца об уровне образования. Этот документ является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования (ч. 2 и 4 ст. 27).
                Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен.


                Россия — в соответствии с Конституцией РФ— правовое, демократическое государство, в котором права человека — высшая его ценность.

                В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает особое место.

                Обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся в получении знаний, умений, навыков и компетенций, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

                Под воспитанием понимается деятельность, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [6, ст. 2].

                Образование является общественным благом и в его постижении, развитии заинтересованы человек, общество и государство в равной степени. Поскольку от уровня образованности граждан и качества, полученных ими знаний зависит развитие общества и государства в целом.

                Конституцией гарантируется право образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального статуса, места проживания, идеологии и других обстоятельств. Гарантируется общедоступность и бесплатность в получении впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

                Также конкретизируется, что получение основного общего образования обязательно для всех. Под основным общим образованием в соответствии с Законом мы понимаем окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного, приравненного к ней по статусу, образовательного учреждения. При успешном окончании обучения выдается документ государственного образца об уровне образования лица, получившего его. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (данная конституционная норма гарантирует получение перечисленных видов образования исключительно детьми). Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

                При дальнейшем анализе конституционного права человека на образование во 2 и 3 частях статьи 43 Конституции Российской Федерации разграничиваются совокупные возможности в овладении лицом каждой из ступеней системы образования. Отметим, что уровень гарантированного государством минимального образования всегда зависит от экономических возможностей государства на каждом историческом этапе его развития.

                Существенной составной частью права на образование представляет положение о том, что лица, достигшие своего совершеннолетия, имеют право выбрать образовательное учреждение и форму его получения. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со статье 5 Закона.

                В то же время общедоступность образования для основной части населения страны нереальна без возможности получить его бесплатно. При этом, однако, следует учесть, что рассмотренные виды образования граждане имеют право получить бесплатно только впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, при утрате возможность работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, вправе неоднократно получать его бесплатно.

                В целях реализации права граждан на образование, которые нуждаются в социальной помощи, государство полностью или частично выделяет средства на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым выделяется финансирование, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий.

                Таким образом, образование можно оценивать как долгосрочный ресурс национального и регионального развития, который ориентирован на будущее, воспроизводящий и развивающий человеческий потенциал применительно к условиям завтрашнего дня. Конституционное право на образование объявлено одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и является сложным по составу, включая в себя ряд относительно самостоятельных прав. В ряде случаев оно является одновременно и обязанностью получать (иметь) образование.

                1. Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета от 05.04.1995. № 140;

                2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года // Ведомости СССР. 1976. № 17. Ст. 291;

                3. Хартии Европейского Союза об основных правах от 12 декабря 2007 года // Законодательство ЕС. 2007;

                4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

                8. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж 20 марта 1952 г.) (с изменениями от 11 мая 1994 г.) Ст.2.

                Основные термины (генерируются автоматически): образование, Российская Федерация, Россия, образовательное учреждение, основное общее образование, государство, гражданин, Конституция РФ, часть, Международный пакт.

                Похожие статьи

                Законодательное регулирование права на образование

                Право ребенка на образование и защита прав учащихся.

                Статья 43 Конституции РФ гласит: «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных.

                Система образования в Российской Федерации

                Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образовательное учреждение, Российская Федерация, Типовое положение, детский сад, учреждение, программа, общее образование, дошкольное учреждение, система образования, дошкольное образование.

                Правовое регулирование современного российского образования

                Реализация конституционного права на образование: понятие.

                Нормы конституционного права, закрепляющие основное право на образование могут быть реализованы в любой из вышеуказанных форм.

                М.: Гоюриздат, 1985.- С. 9. 2. Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации.

                Конституция Российской Федерации как основной.

                Основные термины (генерируются автоматически): Конституция РФ, социальное государство, Российская Федерация, социальное обеспечение, государственная поддержка семьи, ТК РФ, РФ, российское государство, оплата труда, трудовое законодательство.

                Нормативно-правовое обеспечение деятельности.

                Конституция Российской Федерации как основной закон государства провозглашает право каждого человека на образование. Согласно ст. 43 Конституции РФ, в нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного.

                Теоретический аспект изменения и развития прав и свобод.

                Государство гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего и среднего профессионального образования.

                Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании.

                Всеобщая декларация прав человека гласит, что право на образование входит в число основных прав каждого человека. Что конкретно это значит?

                Почему право на образование считается основным правом человека?

                Право на образование является основополагающим правом человека, от которого во многом зависит реализация других прав.

                • Качественное образование ставит целью всестороннее развитие человеческой личности.
                • Образование представляет собой одно из наиболее эффективных средств, позволяющих избавить социально изолированных детей и взрослых от нищеты и помогающих им стать полноправными членами общества. Имеющиеся у ЮНЕСКО данные позволяют предположить, что если бы все взрослые получили законченное среднее образование, число бедных людей в мире сократилось бы более чем наполовину.
                • Образование способствует уменьшению гендерного неравенства в отношении девочек и женщин. Результаты исследования ООН показали, что каждый дополнительный год обучения в школе снижает вероятность детской смертности на 5-10 %.
                • Для должной реализации этого права необходимы равенство возможностей, всеобщий доступ к получению образования, а также обязательные и подлежащие контролю стандарты качества.

                Что предполагает право на образование?

                • Обеспечение бесплатного, обязательного и всеобщего начального образования
                • Доступность среднего, в том числе технического и профессионального, образования для всех, а также постепенный переход к бесплатному среднему образованию
                • Доступность высшего образования для всех на основании способностей каждого, а также постепенный переход к бесплатному высшему образованию
                • Предоставление элементарного образования лицам, не окончившим школу
                • Предоставление возможностей для прохождения профессиональной подготовки
                • Обеспечение одинакового качества образования посредством внедрения минимальных стандартов
                • Высокое качество преподавания с использованием качественных учебных материалов
                • Создание удовлетворительной системы стипендий и обеспечение преподавателям достойных материальных условий
                • Предоставление свободы выбора в отношении образования

                Какова нынешняя ситуация?

                • 262 миллиона детей младшего и среднего школьного возраста не ходят в школу
                • Лишь менее чем в одной стране из пяти бесплатное и обязательное образование продолжительностью 12 лет гарантируется законом
                • Один ребенок из 11 не посещает начальную школу
                • Один подросток из пяти не получает среднего образования
                • Более половины детей младшего школьного возраста не смогли приобрести минимальных навыков чтения, требуемых в соответствии со стандартами качества

                Каким образом обеспечивается право на образование?

                Право на образование обеспечивается в соответствии с международными нормативными актами, с одной стороны, и политическими обязательствами национальных правительств, с другой стороны. Защита права на образование опирается на прочную основу международных конвенций и договоров, ратификация которых налагает на государства обязанность по соблюдению, защите и осуществлению этого права.

                Как ЮНЕСКО содействует обеспечению права на образование?

                • мониторинг осуществления права на образование на уровне стран;
                • оказание государствам поддержки в формировании прочной правовой базы на национальном уровне и создании благоприятных условий для обеспечения качественного образования для всех;
                • повышение уровня информированности о принципах, лежащих в основе права на образование, и о соответствующих правовых обязательствах посредством проведения исследований по ключевой тематике;
                • поддержка глобальной Обсерватории по вопросу о праве на образование;
                • укрепление потенциала, совершенствование механизмов предоставления информации и повышение осведомленности о главных проблемах в сфере образования;
                • расширение сотрудничества и создание сетей в целях решения ключевых вопросов в области права на образование.

                Каким образом ЮНЕСКО осуществляет мониторинг права на образование и содействует его соблюдению?

                • В соответствии с Уставом ЮНЕСКО государства-члены должны посредством регулярных консультаций систематически сообщать о принимаемых мерах по осуществлению нормативных актов на уровне страны.
                • Благодаря сотрудничеству с органами ООН по правам человека ЮНЕСКО направляет странам рекомендации по улучшению положения в области права на образование на национальном уровне.
                • Посредством специализированной онлайн-обсерватории ЮНЕСКО анализирует ситуацию с обеспечением права на образование в 195 своих государствах-членах.
                • На основании результатов мониторинга ЮНЕСКО предоставляет техническую помощь и консультации по вопросам политики тем государствам-членам, которые желают пересмотреть, разработать, усовершенствовать или реформировать свою нормативно-правовую базу.

                Что происходит, если государства не выполняют свои обязательства?

                • Международные соглашения в области прав человека составляют прочную нормативную базу для обеспечения права на образование. Они представляют собой не просто декларации о намерениях, а юридически обязывающие документы, положения которых обязательны к исполнению. Все страны мира ратифицировали хотя бы одно такое соглашение, касающееся тех или иных аспектов права на образование. Это значит, что все государства могут быть привлечены к ответственности за несоблюдение этого права посредством соответствующих правовых механизмов.
                • Обеспечение соблюдения права на образование: на международном уровне в области прав человека действуют правозащитные механизмы, которые предусматривают рассмотрение индивидуальных жалоб и уже были успешно использованы для урегулирования споров, касающихся нарушения права на образование.
                • Возможность судебной защиты права на образование: в случае нарушения права на образование граждане должны иметь возможность обратиться в суд общей или административной юрисдикции.

                Каковы главные препятствия на пути обеспечения права на образование?

                • Предоставление каждому человеку бесплатного и обязательного образования

                Лишь менее чем в одной стране из пяти бесплатное и обязательное образование продолжительностью 12 лет гарантируется законом.

                • Ликвидация неравенства и разрывов в образовании

                В странах Африки к югу от Сахары в школу ходят только 65 детей из беднейших слоев населения на каждые 100 детей из наиболее обеспеченных семей.

                В 2016 году 3,5 миллиона детей-беженцев школьного возраста ни разу не посетили школу.

                • Приватизация и ее последствия для осуществления права на образование

                Государствам следует найти золотую середину между соблюдением свободы на образование и предоставлением каждому человеку образования надлежащего качества.

                • Требования качества и признание важной роли педагогов

                200 миллионов молодых людей оканчивают школу, так и не приобретя навыков, необходимых для достижения успеха в жизни.


                Право на образование

                Осуществление многих гражданских и политических прав, таких как свобода информации, свобода выражения мнений, право избирать и быть избранным, а также многих других, зависит, по крайней мере, от минимального уровня образования. Аналогичным образом, воспользоваться рядом экономических, социальных и культурных прав, таких как право на свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, пользование результатами научно-технического прогресса и доступ к высшему образованию на основе способностей, возможно главным образом только после получения минимального уровня образования.

                То же самое справедливо и в отношении права на участие в культурной жизни. Для этнических и языковых меньшинств право на образование является важным средством сохранения и укрепления своей культурной самобытности. Образование может способствовать (хотя и не гарантирует) пониманию, терпимости, уважению и дружбе между народами, этническими или религиозными группами и может помочь созданию универсальной культуры прав человека.

                История права на образование.

                До эпохи Просвещения образованием детей в Европе занимались главным образом их родители и церковь. Только со становлением современного светского государства образование стало рассматриваться как предмет общественного интереса и ответственности государства. В начале 16-го и 17-го столетия выдающиеся философы Джон Локк и Жан-Жак Руссо сформулировали в своих работах основы современной концепции индивидуального права на образование.

                Вместе с тем, в таких классических документах, утверждающих права личности, как британский Билль о правах 1689 года, американская Декларация независимости 1776 года или французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года, не содержалось никаких положений, непосредственно относящихся к праву на образование.

                В связи с зарождением идей социализма и либерализма в 19-м веке право на образование все чаще стало рассматривается в качестве одного из основных прав человека. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили воспринимать государство в качестве партнера или слуги общества. Либеральные и антиклерикальные мыслители 19-го века также повлияли на развитие образовательных прав, защищая и продвигая идею освобождения науки, исследований и преподавания от вмешательства церкви и государства.

                Различные международные договоры, заключенные после Первой мировой войны и, в частности, Женевская декларация прав ребенка в 1924 года, способствовали признанию права на образование на международном уровне.

                В течение 20-го право на образование было закреплено в ряде международных пактов и конвенций о правах человека, а также включено в национальные конституции или нормы внутреннего законодательства большинства стран.

                Право на образование в международном праве.

                Право на образование имеет прочное основание в международном праве в области прав человека. Оно закреплено в нескольких универсальных и региональных документах по правам человека. Примерами являются:

                • Всеобщая декларация прав человека (ст. 26); (ст. 13 и 14);
                • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ст. 10);
                • Конвенция о права ребенка (ст. 28 и 29).

                На региональном уровне:

                • Европейская конвенция о правах человека и основных свободах (ст. 2 Протокола № 1);
                • Американская конвенция о правах человека (ст. 13 Дополнительного протокола к Американская конвенция о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав)
                • Африканская хартия прав человека и народов (ст. 17).

                Содержание права на образование.

                Основная суть права на образование заключается в улучшении доступа к образованию для всех на основе принципа равенства и недопущения дискриминации, свободы выбора формы и содержания обучения.

                Право на образование предусматривает следующие права и свободы:

                • право на бесплатное и обязательное начальное образование;
                • право на доступное (и в перспективе бесплатное) среднее образование (включая профессионально-техническое образование);
                • право на равный для всех доступ к высшему (и в перспективе бесплатному) образованию на основе способностей каждого;
                • право на получение базового образования для тех, кто не проходил или не закончил полный курс начального образования;
                • право на качественное образование как в государственных, так и в частных учебных заведениях;
                • свобода родителей выбирать учебные заведения для своих детей в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениям;
                • свобода отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими в соответствии с минимальными стандартами, установленными государством;
                • академическая свобода преподавателей и студентов и независимость учебных заведений.

                Обязательства государств в отношении права на образование.

                Право на образование предусматривает определенные обязательства со стороны правительства. Государства должны уважать, защищать и осуществлять право на образование.

                Обязательство уважать требует от государств воздерживаться от принятия мер, которые прямо или косвенно затрудняют или препятствуют осуществлению права на образование. Государства должны, в частности, уважать свободу родителей выбирать частные или государственные учебные заведения для обучения своих детей и право обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Следует в равной степени уважения относится к обучению мальчиков и девочек, как и представителей всех религиозных, этнических и языковых групп.

                Обязательство защищать требует от государств принимать законодательные, административные и иные меры для недопущения посягательств со стороны третьих лиц на осуществление права на образование. Государствам следует обеспечить, чтобы частные школы не допускали дискриминационную практику или не применяли телесные наказания.

                Компоненты права на образование.

                В Замечаниях общего порядка 13 Комитета по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах указаны четыре взаимосвязанных компонента права на образование, а именно: наличие, доступность, приемлемость и адаптируемость.

                Наличие – на территории страны должно быть открыто достаточное количество учебных заведений и программ. Количество необходимых для их функционирования ресурсов обусловлено множеством факторов, включая уровень развития государства. Например, для всех учреждений и программ, по всей видимости, потребуются специализированные здания, санитарно-технические системы для обоих полов, безопасная питьевая вода, квалифицированные преподаватели, получающие конкурентоспособную на внутреннем рынке зарплату, соответствующие учебные материалы и пособия и т. д. Развитые страны могут позволить себе более дорогостоящие объекты и оснащение такие, как библиотеки, компьютерное оборудование и информационные технологии.

                Доступность – образовательные учреждения и программы должны быть доступны для всех без какой-либо дискриминации на территории государства. Доступность имеет три взаимосвязанных критерия:

                Адаптивность – образование должно быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к потребностям меняющегося общества и отвечать потребностям учащихся, находящихся в разных социальных и культурных условиях. Например, образовательные программы должны адаптироваться к потребностям детей из разных социальных и расовых групп, детей, которые не говорят на основном языке школьной системы, и детей с ограниченными возможностями.

                Похожие записи

                Свобода мысли и слова — это фундаментальная свобода человека, которая предполагает право беспрепятственно формировать,

                Коллективные права или права солидарности — совокупность прав и свобод человека, особенность которых заключается

                Previous
                Next
                Play
                Pause

                Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания


                Книга памяти: Дети войны


                Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организаций

                Портал государственных услуг Российской Федерации


                Образование: право или обязанность?

                Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на образование, государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

                Вместе с тем, данная же статья устанавливает обязанность получить основное общее образование, а для родителей (законных представителей) установлена обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования.

                Таким образом, Конституция и законы России с одной стороны устанавливают право каждого гражданина получить дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование бесплатно, а каждую из ступеней высшего образования - бесплатно один раз. С другой стороны получение основного общего образования (окончание школьного образования) является как обязанностью несовершеннолетнего, так и обязанностью родителей способствовать и принимать все необходимые меры с целью получения детьми образования.

                За неисполнение родителями обязанности по обучению своих несовершеннолетних детей установлена административная ответственность по статье 5.35 Кодекса об административных правонарушения РФ.


                На что имеют право и что обязаны соблюдать учащиеся школы?

                В Центральном районе г. Тольятти расположены 16 образовательных учреждений основного общего образования детей – школ.

                Но каждый ли из Вас знает о том, какими правами обладаете Вы – ученики?

                К правам учащихся школ относятся, в частности, следующие:

                - обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

                - выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

                - освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, а также преподаваемых в других организациях;

                - отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

                - уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

                - свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

                - перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня;

                - обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

                - бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

                - опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;

                - поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

                - совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

                - на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации

                - на участие в общественных объединениях, а также на создание общественных объединений обучающихся.

                Иные академические права, а также меры социальной поддержки и стимулирования предусмотрены статьей 34, а способы защиты прав учащихся определены статьей 45 Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

                Необходимо Вам помнить и о том, что наряду с правами ученики школ несут и определенные обязанности, в том числе, следующие:

                - добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

                - выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

                - заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

                - уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

                - бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

                При этом за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к Вам, как обучающимся, могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

                Также Вам необходимо иметь ввиду, что, казалось бы, простое несоблюдение требований учителя или представителей администрации школы вполне может образовать состав административного правонарушения.

                Например, нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, признается мелким хулиганством.

                За данное правонарушение, совершенное лицами, достигшими 16 летнего возраста, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток (часть 1 статьи 20.1 КоАП РФ).

                Также, в частности, нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, совершенное лицами, достигшими 16 летнего возраста, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 рублей (статья 6.24 КоАП РФ).

                В случае если указанные (либо иные) правонарушения будут совершены лицами, не достигшими 16 летнего возраста, к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, по ст. 5.35 КоАП РФ могут быть привлечены родители (иные законные представители) учащихся.

                Подводя итог вышесказанному, предлагаю Вам задуматься о своем поведении сегодня, вспомнить о планах на завтра, и не расстраивать родителей.

                Читайте также: