Что отличает правовое государство от неправового

Обновлено: 02.07.2024

Что значит правовое государство? Это объединение капитализма и свободы, уважение и почитание правовых норм, законов, демократические отношения в стране и за ее пределами. Через становление правовой державы возрождались исторические, естественные права людей. Человек находится в приоритете, является фундаментальной ценностью. Понятие правовое государство — это в обществознании обозначение политической организации. Оно находится на одном уровне с либерализмом, гуманизмом, демократией и иными значимыми принципами. Право является главным критерием в политике и обществе.

Что такое правовое государство – определение

Правовое государство - это краткое обозначение демократического государства. Все граждане страны, независимо от их положения в обществе и статуса, равны перед законодательством и судебным органом. Обеспечивается признание свобод и прав каждого человека. Ветви управления разделяются – есть исполнительная и судебная законодательная власть. Основные критерии, которые отличают правовое государство, это:

  • международное право в приоритете перед национальным правом;
  • законность; правопорядок в стране стабильный и непоколебимый;
  • государство; общество живет в условиях плюрализма – политического и идеологического;
  • соблюдается гражданский правовой кодекс – каждый житель страны свободен, обладает своими реальными правами;
  • государственный аппарат и гражданин совместно несут ответственность за все происходящее – вина не списывается исключительно на страну или только на человека;
  • закон является главным в любой области жизни социума;
  • власть в стране подразделяется на три ветви: класс судебного, исполнительного и законодательного правления.

Что означает правовое государство в обществознании? Примеры

Правовое государство это — кратко и понятно

Правовое государство — это политическая организация, которая гарантирует жителям страны соблюдение их естественных прав и свобод. Держава несет ответственность перед гражданами, а жители страны отвечают перед ней. Это принцип взаимности, лежащий в основе построения государственного аппарата. Закон и право – это основные критерии, которые превосходят по значимости желания, интересы, стремления властей и граждан.

Задание данного режима, не позволять вновь пришедшим к власти перестраивать и изменять основные регуляторы общества и социальной жизни, если это не соответствует историческим, культурным, традиционным принципам населения. Действие законов распространяется на всех людей, проживающих или находящихся на территории государства.

Отличия неправового государства:

  • отсутствие верховенства законодательства;
  • формирование незаконных социальных групп, на которые не распространяется правовой кодекс;
  • возможность выплаты денег с целью решения проблем с законом;
  • монополизация власти и поддержка единственно правильного мнения правящего органа.

Не всегда государства, которые называют правовыми, действительно живут по принципам этого политического устройства. Ярким примером является Латинская Америка или многие страны, ранее входившие в состав Советского Союза. По каким принципам работает правовая организация:

  1. Средства массовой информации, правозащитники, налоговая организация, арбитраж, суд и прокуратура контролируют процесс соблюдения законов со стороны граждан, юридических и физических лиц.
  2. Каждая ветвь власти имеет свои полномочия, при этом они четко разделены между каждой из них.
  3. Отсутствие монополизма в политике государства.
  4. Наличие взаимной ответственности со стороны жителей страны и державы. Как человек, так и государство отвечает за свои действия перед законодательством.
  5. Права, свободы каждого человека признаются и гарантируются. Он получает их при рождении. Права и свободы не могут быть отобраны или подарены государственной властью.
  6. Закон превыше всех сфер социальной, экономической, политической деятельности. Он является регулятором действий правления.

Если рассматривать, что такое правовое государство, примеры стран можно найти практически по всему миру. Соединенные Штат Америки являются правовой страной с развитой формой демократии. Швейцария, Германия, Франция и многие другие страны Европы давно выбрали путь правовой организации. Австралия также не является исключением.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

К отличительным признакам правового государства относится

  • наличие армии и полиции
  • суверенитет государства
  • деятельность по поддержанию общественного порядка
  • разделение и независимость властей
Вопрос 2

Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?

  • Институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей
  • Институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ
Вопрос 3

Что является признаками не только правового государства

  • суверенитет
  • наличие национальной валюты
  • разделение властей
  • институт президентства
Вопрос 4

К отличительному признаку правового государства относится

  • существование исполнительных органов
  • подчинение закону органов и должностных лиц
  • специальные вооружённые отряды людей (армия, полиция и т.д.)
  • суверенность государства
Вопрос 5

Развитие гражданского общества иллюстрирует

  • увеличение налогов на добычу полезных ископаемых
  • деятельность общества защиты природы
  • принесение присяги избранным президентом о верности закону и порядку
Вопрос 6

Вставьте пропущенное слово: "Гражданское общество представляет собой различные проявления ___________________ и общественной инициативы граждан."

Вопрос 7

Какой из приведенных фактов иллюстрирует развитие гражданского общества

  • создание Управляющего совета при школе
  • утверждение Министерством экономического развития новых правил регистрации ИП
Вопрос 8
  • отправление правосудия
  • общественная организация
  • частный интерес
  • социальная активность
  • социальное взаимодействие
  • законодательная власть
Вопрос 9

В стра­не Z идёт фор­ми­ро­ва­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства. Какие из при­ведённых при­ме­ров под­твер­жда­ют дан­ный вывод?

  • Про­шла ре­фор­ма си­сте­мы ор­га­нов цен­траль­но­го управ­ле­ния
  • Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство не­за­ви­си­мых средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции
  • При мно­гих шко­лах со­зда­ют­ся советы старшеклассников
  • Внед­ре­на элек­трон­ная си­сте­ма ока­за­ния го­су­дар­ствен­ных услуг
  • Вы­рос­ло число граж­дан, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ских пар­тий
  • Про­из­ве­де­ны за­куп­ки со­вре­мен­но­го обо­ру­до­ва­ния для дет­ских боль­ниц
Вопрос 10

Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ор­га­ни­за­ции, пред­став­ля­ю­щие граж­дан­ское об­ще­ство

  • тер­ри­то­ри­аль­ное объ­еди­не­ние ве­те­ра­нов пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов
  • тер­ри­то­ри­аль­ное управ­ле­ние внут­рен­них дел
  • союз за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей
  • ре­ги­о­наль­ное управ­ле­ние об­ра­зо­ва­ния
Вопрос 11

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве

  • Пра­во­вое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права
  • Власть в пра­во­вом го­су­дар­стве, так же, как и в не­пра­во­вом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы
Вопрос 12

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве

  • В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от об­ще­ства
  • Пра­во­вое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в об­ще­стве, пра­во­вое ра­вен­ство
Вопрос 13

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Пра­во­вое го­су­дар­ство со­став­ля­ет, по­жа­луй, ве­ли­чай­шее по­ли­ти­че­ское до­сти­же­ние в ми­ро­вой ис­то­рии. И по­сколь­ку без пра­во­во­го го­су­дар­ства мы не жили бы в усло­ви­ях ______(А), нужно за­щи­щать его прин­ци­пы. Ре­ша­ю­щим усло­ви­ем осу­ществ­ле­ния ли­бе­ра­лиз­ма в эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной, пра­во­вой об­ла­стях яв­ля­ет­ся про­ве­де­ние раз­ли­чий между го­су­дар­ством и________(Б).

Ли­бе­раль­ная де­мо­кра­тия не­мыс­ли­ма без дее­спо­соб­ной об­ще­ствен­но­сти. Пред­по­сыл­кой этого яв­ля­ет­ся____(В) как вы­ра­же­ние раз­лич­ных мне­ний и ин­те­ре­сов. Спор имеет смысл до тех пор, пока есть какая-то форма общ­но­сти. Иначе споры раз­жи­га­ют ещё более слож­ные_____(Г), ко­то­рые могут раз­ру­шить и по­гу­бить об­ще­ство.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти - законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи - свобода, капитализм, господство права, демократия.
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство" - это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.

Признаки:

- Верховенство закона во всех сферах жизни общества
- Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Взаимная ответственность личности и государства.
- Реальность прав и свобод гражданина
- Политический и идеологический плюрализм
- Стабильность законности и правопорядка в обществе
- Приоритет международного права над национальным

Отличие правового государства от государства, как такового:

Правовое государство - это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.

Не правовое государство:

История появления идеи правового государства:

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл

я граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.
Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах

Аристотель

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей.

Цицерон


Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.


В основе современных к онцепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

Ж. Руссо

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит

Впервые законодательное за крепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).


Итак, в правовом государстве именно закон превалирует над чьими-либо желаниями и интересами. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перекроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают без оглядки на статус нарушителя.

В правовом государстве правила ведения бизнеса и п

В правовом государстве правила ведения бизнеса и политической игры открыты и понятны для всех. Действуют механизмы движения по социальной лестнице, для активации которых нужно полностью разделять и уважать общепринятые ценности. В неправовом государстве система работает иначе. Действуют неписанные правила, которые касаются и политики, и экономики. Так, чтобы организовать своё производство, открыть крупную торговую точку, необходимо платить должностным лицам, наделённым властью. За несоблюдение неписанных законов непременно наступает наказание.

Видео

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Отличие правового государства от простого государства

Надя Профи (796), закрыт

Дополнен 9 лет назад

Алексей Злыгостев Просветленный (26842) 9 лет назад

* права и свободы человека;

* всеобщее равенство перед законом;

* принцип разделения властей;

* разрешение конфликтов через справедливый суд. [7]

По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно:

* наличие развитого гражданского общества;

* действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

* правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;

* возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;

* ограничение государственной власти. [8]

В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.

Антитезой правового государства является деспотическое либо полицейское государство, в котором первична административная власть, законы устанавливаются правительством, правители действуют произвольно, противоречия разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом — без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права — подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека — права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом — все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона — контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Взаимная ответственность государства и личности — государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона — все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Вопросы для самопроверки

Как называется признак правового государства, который объявляет права и свободы человека высшей ценностью?

Является ли развитая система правоохранительных органов признаком правового государства?

К каким последствиям может привести несоблюдение принципа разделения властей в государстве?

Что означает взаимная ответственность личности и государства?

Если вы не знаете ответа на какой-то из вопросов, вернитесь к содержанию статьи — все ответы в ней уже есть.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

9 класс. Правовое государство

Правовое государство – это….. его основными признаками является:

1) верховенство права 4) разделение властей на три ветви

2) незыблемость прав и свобод граждан 5) взаимная ответственность государства и личности

3) государственный контроль над обществом 6) суверенитет

2. Политические наблюдатели установили , что государство М может быть классифицировано как правовое государство. Какой признак мог бы быть назван среди прочих как доказательство сделанного вывода?

1) взимание налогов, использование мер государственного принуждения

2) наличие суверенитета

3) наличие исключительных права, в том числе на принятие законов

4) действие принципа разделения властей

3.К отличительным признакам правового государства относится

1) реализуется принцип разделения властей

2) принимаются общеобязательные для населения решения

3) устанавливаются и взимаются налоги

4) действует принцип верховенства государственной власти

4. К отличительным признакам правового государства относится

1) принудительный характер государственной власти

2) подчинение закону государства, его органов

3) общеобязательность решений государственной власти

4) наличие института гражданства (подданства)

пки современного оборудования для детских больниц.

5. Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правовое государство отличает от неправового верховенство закона и права.

2) В правовом государстве устанавливается отсутствовавшее ранее отделение публичной власти от общества.

3) Власть в правовом государстве, так же, как и в неправовом, имеет монополию на легальное применение силы.

4) Правовое государство обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство.

5) Ветви власти в правовом государстве независимы друг от друга.

6.Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правовое государство — это государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан.

2) Необходимым условием существования правового государства является разделение властей.

3) В правовом государстве ответственность власти перед обществом выше ответственности гражданина.

4) Для правового государства необходима взаимная ответственность государства и гражданина.

5) Любое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым.

7. Установите соответствие между ветвями государственной власти в РФ и её органами

Б) губернатор области

В) Совет Федерации

Г) Государственная дума

Д) Конституционный суд

Е) Правительство РФ

Тема: Разделение властей

Прочтите текст и выполните задания С1—С6.

Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут принуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет.

В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение издает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти (которую можно назвать судебной ) он карает преступников и разрешает столкновения частных лиц.

Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.

Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.

Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три ветви: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступников или тяжбы частных лиц.

В большинстве европейских государств установлен умеренный образ правления, потому что их государи, обладая двумя первыми властями, предоставляют своим подданным отправление третьей.

Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим, так как, имея возможность предоставить себе любую власть, какую оно только пожелает, оно уничтожит все прочие власти.

Наоборот, законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти. Так как исполнительная власть ограничена по самой своей природе, то нет надобности еще как-то ограничивать ее; кроме того, предметом ее деятельности являются вопросы, требующие быстрого решения.

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. О каких видах власти, существующих в каждом государстве, говорится в тексте. К каким последствиям может привести соединение видов власти в
одном лице или учреждении?

С3. Используя содержание текста, заполните таблицу:

С4. Почему, по мнению автора, должно существовать разделение властей? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три причины разделения властей.

С5. Рассказывая на уроке о государственной власти, ученица утверждала, что законодательная власть есть верховная, абсолютная, которая, следовательно, может брать на себя полномочия других ветвей власти. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.

С1. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

С2. Согласно тексту, в каждом государстве существуют три вида власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

Соединение видов власти в одном лице или учрежде- и и может привести к утрате свободы и к власти произвола.

Создание законов, их отмена или исправление

Объявление войны или заключение мира, отправление

или прием послов, обеспечение безопасности

Наказание преступников, разрешение столкновения частных лиц

С4. По мнению автора, разделение властей создает возможность для того, чтобы не злоупотреблять властью.

В качестве причин разделения властей могут быть приведены следующие:

  • исключение концентрации власти в руках одного человека или государственного органа, что препятствует злоупотреблениям, установлению диктатуры;
  • разграничение функций между ветвями государственной власти позволяет эффективно выполнять важные государственные полномочия каждой из них, осуществлять взаимный контроль, создавать систему сдержек и противовесов;
  • гармоничное решение многих проблем общественной и государственной жизни, при которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Могут быть приведены другие причины.

С5. В тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) — законодательная власть не может пользоваться правами, предоставленными другой власти; законодательная власть является верховной, но

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

Приведен фрагмент текста, например:

С6. Аргументы (объяснения), например;

- исполнительную власть незачем ограничивать, поскольку границы ее действий заключаются в ее собственной природе — исполнять то, что принято законодательной властью: принято — исполнять, не принято — не исполнять;

- предметом деятельности исполнительной власти являются вопросы, требующие быстрого решения, поэтому ее ограничение законодательной властью может негативным образом отразиться на всей жизни общества.

- отсутствие контроля над исполнительной властью со стороны законодательной может привести к беззаконию, произволу, авторитаризму, поскольку нарушается система сдержек и противовесов, и исполнительная власть получает особые права в системе государственной власти;

- законодательная власть должна иметь право останавливать действия исполнительной власти, поскольку в обществе большое значение имеют механизмы, способы реализаций постановлений законодательной власти. Непродуманное их исполнение может привести к негативным последствиям для всего общества.

Могут быть приведены другие аргументы.

5. 1, 4, 5. ( 2) Оно есть в любом государстве. 3) В неправовом монополия в может быть и в руках политической партии)

Читайте также: