Что осуществляет прокуратура рф

Обновлено: 13.05.2024

В федеральную единую систему органов прокуратуры входит и Генпрокуратура РФ. Причем она играет важную роль и в судебной системе РФ. Какие ключевые задачи выполняет Генпрокуратура РФ, что входит в структуру ведомства и как можно обратиться сюда на горячую линию или через единый портал прокуратуры, рассказано ниже в статье.

Генеральная прокуратура — что это за ведомство

Генпрокуратура РФ — это надзорное ведомство, входящее в федеральную систему органов прокуратуры. Причем ведомство не относится ни к одной из ветвей власти, то есть, ни к законодательной, ни к судебной, ни к исполнительной.

Правовые основы деятельности ведомства регулируются Конституцией РФ, ГПК РФ, УК, УПК РФ и Законом РФ № 2202-1-ФЗ . Так, на основании ст. 1 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, Генпрокуратура РФ осуществляет прокурорский надзор за соблюдением властями, прокурорами и государственными инстанциями:

  1. Законодательства РФ.
  2. Конституции РФ.
  3. Свобод и гражданских прав гражданина РФ.

Генпрокуратура РФ может выполнять и другие функции. Так, она играет важную роль в судебной системе РФ.

Какую роль играет в судебной системе

Генпрокуратура РФ обеспечивает защиту и является представителем интересов РФ в различных зарубежных органах и судах. Это:

  • межгосударственные органы, суды;
  • иностранные суды;
  • иностранные, международные третейские суды;
  • международный, иностранный арбитраж.

Для обеспечения защиты интересов РФ в иностранных судах в Генпрокуратуре РФ образуется зарубежный аппарат. Причем он является структурным подразделением ведомства. Что же касается судебной системы РФ, то в первую очередь центральная прокуратура проводит прокурорскую проверку исполнения законодательства РФ приставами ФССП.

Кроме того, в зависимости от наименования Управления ведомства, Генпрокуратура РФ выполняет и другие функции в судебной системе. Это:

  1. Принятие участия в заседании суда по делу и прием жалоб от граждан — Управление Генпрокуратуры, занимающееся рассмотрением заявлений, обращений граждан.
  2. Рассмотрение ходатайств следователей и жалоб сторон судебных разбирательств по уголовным делам, а также принятие участия в заседаниях судов кассационной инстанции — Управление Генпрокуратуры по делам, относящихся к категории особо важных.
  3. Оказание юридической поддержки гособвинению в судебном заседании и обжалование незаконных судебных актов по уголовным делам, возбужденным по фактам коррупции, — Управление Генпрокуратуры по надзору за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ.
  4. Обобщение через решения ВС РФ судебной практики по делам, возбужденным по УК РФ, — Главное уголовно-судебное управление.

Генпрокуратура РФ оказывает практическую помощь региональным прокурорам и готовит проекты представлений о пересмотре незаконных актов судов. Этим занимается Управление по обеспечению участия работников прокуратуры в гражданском процессе и в арбитраже.

Структура и функции генеральной прокуратуры

Пример жалобы в Генеральную прокуратуру

Функции и ключевые задачи, какие вопросы рассматривает

Основными задачами Генпрокуратуры РФ остаются борьба с коррупцией и преступностью, защита гражданских прав и законных интересов физлиц, а также, обеспечение единства правового пространства страны. В этих целях ведомство проводит прокурорскую проверку деятельности:

  • федеральных и региональных исполнительных органов власти;
  • СК РФ;
  • Законодательных собраний, региональных парламентов;
  • местных муниципалитетов;
  • Минобороны, Генерального штаба РФ;
  • контролирующих госорганов (Роспотребнадзора, Роскомнадзора);
  • наблюдательной общественной комиссии;
  • администраций и руководителей компаний и НКО.

Генпрокуратура РФ проверяет на законность правовые акты, оформляемые приведенными инстанциями. Кроме того, ведомство:

  1. Следит за соблюдением законодательства РФ силовыми ведомствами — ФСБ, МВД, ФСИН, ФТС и иными министерствами, к компетенции которых относится дознание, следствие, розыск.
  2. Проводит прокурорскую проверку соблюдения законодательства РФ администрациями пенитенциарных учреждений.
  3. Следит за работой сотрудников СК РФ и дознавателей на основании ст. 37 УПК РФ .
  4. Отвечает за координацию текущей деятельности органов правопорядка.
  5. Возбуждает административные дела.

Структура и функции генеральной прокуратуры

На международном уровне Генпрокуратура РФ:

  • налаживает прямые связи и сотрудничает с зарубежными ведомствами и международными инстанциями;
  • оформляет международные соглашения о борьбе с преступностью и об оказании правовой помощи;
  • участвует в составлении международных договоров РФ.

К ключевым задачам Управления Генпрокуратуры РФ относятся организация и контроль деятельности региональных прокуратур по надзору за:

  • соблюдением Конституции РФ;
  • проведением предвыборной кампании и самих выборов;
  • исполнением законодательства РФ в сфере противодействия терроризму, экстремизму;
  • соблюдением законов о государственной и муниципальной службе (госслужащими и муниципальными служащими);
  • исполнением законодательства РФ в сфере занятости населения, оплаты труда, по выплатам и пособиям; соблюдением прав граждан-дольщиков;
  • соблюдением законодательства РФ в сфере ЖКХ и др.

На Генпрокуратуру РФ возложены и функции по ведению статистики. Причем она это делает в соответствии с Законом РФ № 282-ФЗ и Законом о прокуратуре. Так, согласно ст. 51 Закона РФ № 2202-1-ФЗ , ведомство:

Генпрокуратура РФ отвечает за материальное и техническое обеспечение прокуратуры РФ.

Генпрокуратура РФ отвечает и за правовое просвещение граждан. Так, она выпускает специальные издания. Например, это могут быть:

В соответствии со ст. 15.3 Закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ , Генеральная прокуратура РФ осуществляет и веб-надзор. Так, она отвечает за досудебную блокировку интернет-сайтов с материалами экстремистского характера, и призывами к участию в незаконных массовых мероприятиях.

Генпрокуратура РФ осуществляет полномочия и функции учредителя в отношении подведомственных ей организаций, в том числе санаториев и оздоровительных организаций.

Структура, организация деятельности

В Генпрокуратуре РФ работает специальная коллегия. В ее состав входят:

  1. Председатель — сам Генпрокурор РФ.
  2. Первый заместитель и нескольких замов генпрокурора.
  3. Иные прокуроры, которых назначает сам Генпрокурор РФ.

В структуру Генпрокуратуры РФ входят:

  1. Главные управления.
  2. Управления и их отделы.

В главках, Управлениях и их отделах работают и старшие прокуроры.

У Генпрокурора РФ есть свои:

  • советники;
  • помощники, в том числе и старшие.

По закону, старшие помощники Генпрокурора РФ — это начальство главков, Управлений Генпрокуратуры и отделов ведомства, работающих на правах этих Управлений. Помощники Генпрокурора — это их замы (то есть, замы старших помощников) и начальство отделов Управлений ведомства.

По закону, Генпрокуратуре РФ подчиняется и военная прокуратура. Ей руководит зам. Генпрокурора, являющийся военным Главным прокурором.

У Генпрокуратуры РФ есть и свой научно-консультативный совет. Ведомственный совет рассматривает вопросы, касающиеся организации и текущей деятельности надзорного ведомства. Положение о таком совете удостоверяется подписью Генпрокурора РФ.

Только Генпрокурор РФ отвечает за определение компетенций, установление статуса, закрытие и образование федеральных, региональных органов прокуратуры и ее организаций. Причем в РФ все ведомственные органы обязательно должны входить в федеральную систему прокуратуры РФ.

Официальный сайт, горячая линия

Чтобы быстро обратиться в Генпрокуратуру, необходимо позвонить на горячую линию:

Полномочия Генерального прокурора

По закону, Генпрокуратуру РФ возглавляет Генпрокурор РФ. Причем срок его полномочий — 5 лет как максимум.

Согласно ст. 17 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, Генпрокурор РФ наделен специальными полномочиями. Это

  1. Руководство прокуратурой.
  2. Издание приказов и других актов, касающихся деятельности прокуроров.
  3. Оформление актов, касающихся текущей деятельности органов прокуратуры.
  4. Издание документов, устанавливающих порядок матобеспечения и соцобеспечения сотрудников ведомства.

Кроме того, в пределах штата и фонда ФОТ Генпрокурор РФ вправе расширять (уменьшать) штат или менять структуру Генпрокуратуры РФ и устанавливать полномочия аппарата, Управления и иных подразделений ведомства.

Кто назначает генпрокурора и его заместителей

По закону, Генпрокурора РФ назначает и увольняет Президент России. Причем он делает это после консультаций с Совфедом РФ.

Так, Президент России направляет в Совфед представление по своей кандидатуре на должность Генпрокурора РФ. Сюда он направляет и иные материалы по соискателю.

Предназначение прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точностью и полнотой состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач. Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет предмет, структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, являются ее функции.

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры. Закон раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов. При этом подчеркивается, что "прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами". В другой норме определяется, что "на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами" (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общее определение понятия функции. Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств их реализации. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности должно неизбежно влечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью каждой функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую правовую форму.

Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является полнота, внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка. Главной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 Закона о прокуратуре. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы органов управления, органов предварительного расследования, органов исполнения наказаний и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя их вместе с тем различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относятся:

  • надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше органами и лицами.

Одна из сущностных характеристик надзора прокурора состоит в его деятельности по проверке исполнения законов, установлении правонарушений, их правовой оценке и в требовании (предложении) к компетентным органам и должностным лицам принять меры к устранению выявленных нарушений. В некоторых сферах правовых отношений в связи с их спецификой прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение дознавателя, передать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому и т.п.).

Надзорные подфункции тесно между собой связаны, находятся в системной взаимосвязи и обусловленности. В совокупности они составляют единый прокурорский надзор, осуществляемый от имени России на всей ее территории и во всех сферах правовых отношений, на которые распространяется надзорная компетенция прокуроров. Наряду с общим предметом, каждая из отраслевых подфункций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения или предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений. Это обстоятельство нашло свое закрепление в Законе о прокуратуре, в котором в соответствующих главах выделяются специальные нормы, определяющие особенности предмета надзора при осуществлении соответствующей надзорной деятельности (ст. 21, 26, 29, 32).

В сфере судопроизводства предмет деятельности, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются соответствующим процессуальным законодательством РФ. Прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. По основаниям и в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законом, выделяется задача вносить представления (жалобы, протесты) на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность деятельности прокурора в сфере судопроизводства. В связи с этим следует подчеркнуть, что прокуроры надзор за судами не осуществляют. При отправлении правосудия суды независимы и подчиняются только закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения.

Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Она состоит в обеспечении согласованной взаимоувязанной деятельности правоохранительных органов, осуществляемой каждым из них в соответствии с особенностями своих целей и задач, полномочий и средств их реализации. Координация преследует цель наиболее успешного осуществления мер по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принятия или рекомендации компетентным органам мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Предметом координации является упорядочение, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении ими общей задачи, но осуществляемой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов. Координация зачастую позволяет достигать такой кооперации, взаимодополнения, сложения сил и средств, которая позволяет получать качественно новые по своему содержанию и значимости результаты в сфере борьбы с преступностью.

В последнее время наметилась тенденция определения актами Президента РФ и Правительства РФ координаторов из числа правоохранительных органов, объединяющих усилия органов исполнительной власти по борьбе с определенными видами преступлений, в конкретной сфере правовых отношений (ФСКН России, ФСБ России, таможенная, миграционная службы и др.). Так, для организации борьбы с терроризмом, экстремистскими проявлениями создан Национальный антитеррористический комитет при координирующей роли ФСБ России. Для противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ создан Государственный антинаркотический комитет под председательством директора ФСКН России. В этих условиях возрастает значимость координационной роли прокуратуры как "координатора координаторов". Координационные полномочия прокуроров усиливаются путем осуществления надзора за исполнением этими органами законодательства об исполнении возложенных на них обязанностей по координации деятельности в закрепляемой за ними сфере общественных отношений.

Другой самостоятельной, но тесно связанной с надзорной функцией прокуратуры является ее участие в правотворческой деятельности. Эта функция состоит в том, что прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий с целью совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы или принятия иных нормативных правовых актов, соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об их принятии, изменении, дополнении или отмене. Предназначение ее предопределяется тем, что характер задач, возложенных на прокуратуру, содержание деятельности ее органов, распространенность прокурорского надзора практически на все сферы отношений, урегулированные нормами законодательства, объективно делают прокуратуру широко осведомленной не только об исполнении законов, но и о состоянии правового регулирования. Такая информированность прокуратуры отвечает интересам обеспечения правового регулирования в соответствии с потребностями общества и государства. Было бы крайне расточительным для государства не использовать имеющуюся у прокуратуры разностороннюю информацию о недостатках и потребностях правового регулирования, получаемую прежде всего в результате осуществления надзора за исполнением законов.Прокуроры не только вправе, но и обязаны вносить такие предложения, если их принятие будет способствовать укреплению законности, развитию общественных отношений, защите прав человека и гражданина, т.е. выполнению задач прокуратуры.

Специфической формой участия Генпрокурора РФ в правотворческой деятельности является согласование, совместное издание с иными государственными органами нормативных актов в случаях и порядке, определенных федеральным законом. Форма согласования используется как способ правового контроля за соответствием требованиям закона данного нормативного правового акта или решения управомоченного органа и принятия мер к устранению имеющихся в проекте недостатков. Так, согласно Федеральному закону от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" данные лица содержатся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания. Осужденные, отбывающие наказание в колониях и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться на их территории изолированно от осужденных, отбывающих наказание. Перечень таких тюрем и исправительных учреждений министр юстиции согласовывает с Генпрокурором РФ (ст. 10). Согласование с Генпрокуратурой РФ нормативных правовых актов осуществляется и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Самостоятельным видом государственной деятельности прокуратуры является функция участия представителя прокуратуры во всех видах судопроизводства, установленных Конституцией РФ, с целью содействия соответствующему суду в принятии законного, обоснованного, объективного и справедливого решения. С учетом особенностей конкретных видов судопроизводства (конституционное, административное, гражданское, уголовное) эта задача прокурора не меняется. Однако изменяются виды процессуальных режимов, возникает существенная специфика оснований участия и полномочий прокуроров, правовых средств их реализации, что дает основание отнести участие прокурора в каждом из названных видов судопроизводства к относительно самостоятельным функциям прокуратуры. Так, в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

В гражданском судопроизводстве прокурор, не имея собственных интересов, но от имени государства инициирует или вступает в уже начатый процесс по делу в роли истца с "особым" статусом в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также в защиту неопределенного круга лиц и законных интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований.

Помимо функций используется и такое понятие, как "основные направления деятельности органов прокуратуры (приоритеты)". Эти понятия тесно между собой связаны, но четко различаются. Дело в том, что прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры по обеспечению законности, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением всех законов, во всех сферах правовых отношений. В этом зачастую и нет необходимости. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте РФ, в стране в целом. Такие приоритетные направления деятельности прокуратуры и являются основными. Они реализуются с помощью названных выше надзорной и иных функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, могут составлять основное содержание деятельности органов прокуратуры в определенные периоды. В разные периоды в зависимости от изменений в состоянии, структуре и динамике преступлений и иных правонарушений такими основными направлениями выделяются борьба с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией и др.

Постоянным приоритетом надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры является обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В ряде случаев приоритетность в деятельности прокуратуры непосредственно вытекает из требований закона (например, Федерального закона "О противодействии коррупции"), из прямых поручений Президента РФ, в том числе сформулированных в его ежегодных посланиях, в иных выступлениях и документах, основанных на глубоком, комплексном анализе положения дел в стране. Приоритеты деятельности органов прокуратуры находят отражение в организационно-распорядительных актах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ, прокуратуры города, конкретизируются в планах их деятельности.

Прокуратура Российской Федерации : общая информация. Основные функции и полномочия ведомства. Структура прокуратуры. История ведомства: от императора Петра до наших дней. Чем награждают прокуроров?

Центральный офис прокуратуры РФ расположен в Москве .

Российская правоохранительная система – это сложный комплекс, в состав которого входит множество составляющих. Прокуратура занимает в ней особое место, поскольку она не только занимается охраной правопорядка наряду с другими государственными ведомствами, но и осуществляет общий надзор за исполнением законодательства.

Критики называют подобные полномочия прокуратуры архаичными и настаивают на необходимости реформы ведомства. По их мнению, прокуроры должны представлять государственное обвинение во время судебных процессов и координировать работу других правоохранительных органов.

Общая информация

Прокуратура – это система государственных органов, которая осуществляет надзор за исполнением законодательства на всей территории страны. Принципы организации и деятельности прокуратуры определяются статьями Конституции и специальным федеральным законом.

Прокуратура имеет собственную эмблему.

Данное ведомство является независимым, оно не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти.

Прокуратура РФ – военизированное формирование. Ее сотрудники наделены правом на ношение огнестрельного оружия.

Ведомство имеет собственный флаг и эмблему. Они были учреждены специальным указом президента в 2008 году.

Флаг – синее полотнище, в крыже которого находится российский триколор. В правой части знамени расположен геральдический знак ведомства.

Структура

Прокуратура РФ – это система органов с жесткой иерархией и централизованным управлением. В ее структуру входят:

  • генеральная прокуратура;
  • учебные заведения;
  • специализированные подразделения (транспорта, метрополитена, природоохранная и др.);
  • военная прокуратура;
  • прокуратуры субъектов, областей и городов;
  • печатные издания.

Общее руководство ведомством осуществляет Генеральный прокурор. Он назначается и увольняется верхней палатой парламента по представлению президента. В настоящий момент этот пост занимает И. В. Краснов . По аналогичной схеме свои посты получают его заместители.

Отдельным подразделением является военная прокуратура.

Полномочия и функции

Основная функция прокуратуры РФ – это обеспечение верховенства права и контроль за исполнением законодательства на всей территории страны. В последнюю функцию входит:

  • Надзор за соблюдением законодательства органами государственной власти, самоуправления и юридическими лицами.
  • Контроль за работой органов правопорядка и приставами.
  • Надзор за ведомствами, которые исполняют наказания.
  • Подготовка обжалований на решения судов, которые противоречат законодательству.

Не менее важная функция – преследование за совершение уголовных преступлений. Прокурор может поручить расследование соответствующему правоохранительному органу или принять дело в свое производство. Данное ведомство фактически координирует работу всей правоохранительной системы.

Главная военная прокуратура следит за законностью в армии. Она является отдельным структурным подразделением ведомства.

Кроме того, прокуратура участвует в международном сотрудничестве, занимается выпуском юридических изданий.

Прокуратура обязана реагировать на жалобы юридических и физических лиц. В ведомстве действуют круглосуточные горячие линии, с помощью которых граждане могут сообщить о нарушениях закона.

История

Чтобы лучше понять, что такое прокуратура и какие функции она выполняет, следует сказать несколько слов об истории этого ведомства.

Русские цари долгое время искали эффективные формы контроля за деятельностью государственного аппарата и инструменты для пресечения нарушений со стороны чиновников. В разные периоды эти функции выполняли опричники, работники Тайного приказа, фискалы и даже гвардейские офицеры.

В обязанности генерал-прокурора входил надзор за Сенатом, что делало его фактически вторым по влиятельности человеком в государстве. Одновременно была учреждена должность обер-прокурора Синода, который занимался церковными делами и подчинялся императору. Таким образом? надзорные органы изначально были разделены на две половины.

Павел Ягужинский – первый российский генеральный прокурор.

В начале XIX века в ходе очередной административной реформы коллегии превратились в министерства. Прокуратура вошла в состав Министерства юстиции , а его глава получил должность генерал-прокурора.

Судебная реформа 1864 года превратила ее в часть правоохранительной системы. В обязанности прокуроров входило руководство полицейским дознанием и следствием, надзор за его законностью, подготовка обвинительных актов, участие в судебных процессах.

Также они составляли кассационные и апелляционные жалобы, контролировали выполнение приговоров, следили за порядком в местах лишения свободы.

Так продолжалось вплоть до революции 1917 года. Большевики упразднили старую прокуратуру и в 1922 году учредили новую, главной функцией которой стал надзор за органами власти. В 1923 году ее полномочия были расширены, она стала частью Верховного суда страны. Ведомство получило совещательный голос на заседаниях высших органов государства.

В 1933 году прокуратура превратилась в отдельный самостоятельный орган, также была учреждена военная прокуратура. Данные изменения в значительной мере способствовали выстраиванию в стране единой централизованной надзорной системы. В 1936 году они были отображены в новом тексте Конституции.

В 1946 году для поднятия статуса ведомства советская прокуратура стала Генеральной. В 1955 году вышло новое положение о надзоре, оно конкретизировало функции и полномочия органа.

В 1966 году вышло положение о военной прокуратуре, в котором закреплялись задачи и определялись полномочия данного органа.

В 1977 году была написана новая Конституция СССР, на основании которой в 1979 году появился закон о прокуратуре.

Главными задачами ведомства признавался надзор за соблюдением законодательства, борьба с хищениями государственной собственности.

Также в законе устанавливалась подотчетность ведомства Верховному Совету страны, а в межсессионный период – его Президиуму.

Прокуратура СССР прекратила свое существование сразу после распада страны. Уже в начале 1992 года был утвержден закон о прокуратуре РФ , который сохранил многие положения, характерные для советской надзорной системы.

В 1995 году увидела свет новая редакция закона, в ней впервые был упомянут надзор ведомства за соблюдением свобод российских граждан органами власти. Впоследствии в документ неоднократно вносили правки, но статус ведомства, как единого централизованного органа надзора сомнению никогда не подвергался.

Награды

Прокуратура РФ имеет не только собственную форму, но и перечень наград, который был утвержден специальным приказом в 2007 году. В него входят следующие знаки и медали:

Каждая из вышеперечисленных наград может быть вручена только один раз, за исключением наград, имеющих несколько ступеней. Новое награждение должно происходить не ранее, чем через три года после вручения предыдущего. Также в качестве поощрения сотрудникам может быть выдано именное оружие.

Нужен ли всеобщий надзор стране

Сегодня в большинстве стран мира органы прокуроры представляют обвинение во время судебных процессов. И это их основная функция. Также они координируют работу правоохранительной системы. Функции общего надзора – это анахронизм, от которого практически везде отказались.

В советское время она, возможно, и была нужна по причине отсутствия многих отраслевых контрольных органов. Их функции выполняла прокуратура и органы народного контроля. Но сегодня ситуация совершенно иная.

Любой прокурор – это в первую очередь юрист. Он не может досконально разбираться в том, как работают заводы, больницы или атомные станции. И хотя ведомство привлекает к расследованиям специалистов других контролирующих органов, проверки обычно носят формальный, сугубо нормативный характер. Очень часто они сводятся к проверке правильности заполнения документов.

Функция общего надзора требует существенной реформы. Ее необходимо либо полностью упразднять, как не имеющую смысла, либо кардинально менять модель проведения.

Нынешний формат работы ведомства неэффективен и приводит лишь к дополнительной нагрузке на госучреждения и бизнес. Он обеспечивает работой целую армию чиновников, которые занимаются исключительно заполнением ненужных бумажек, и порождает огромное количество бессмысленных регуляций.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Законность в государстве поддерживается различными органами и ведомствами. Одним из них является прокуратура. Это организация, в чьи задачи входит возбуждение и расследование уголовных дел, контроль над иными органами, занимающимися различными вопросами государственной политики. У этой инстанции достаточно полномочий, чтобы влиять на судьбы людей. Потому желательно понимать, как она работает. Давайте разбираться.

прокуратура это

Общее определение

В России прокуратура – это централизованная система органов. Она едина и замыкается на федеральный уровень. Она от имени государства осуществляет надзор за соблюдением положений Конституции и других законов. Главное в ее работе – защита прав граждан.

Прокуратура – это организация, которая основана для защиты законности в стране. Она охраняет свободы человека, интересы общества и государства. Основана ее работа на конституционных принципах, законе о прокуратуре, других правовых актах. Структура ее довольно сложна. В нее входят: Генеральная прокуратура, соответствующие органы субъектов РФ, специализированные подразделения, научные учреждения, организации образования, печати, территориальные отделения (городские, районные и так далее). Надо отметить, что специалистам этой сферы необходимо охватить надзором практически все общество. А оно, как известно, имеет довольно сложную структуру. Частью системы органов прокуратуры является следственный комитет. У него собственные задачи.

прокуратура рф

Следственный комитет

Мы часто слышим о громких преступлениях, пойманных взяточниках, огромных хищениях из бюджета. Такими делами занимается следственный комитет (СК). Этот орган входит в структуру прокуратуры, но непосредственно ей не подчиняется. Расследования ведутся совместно.

На практике СК собирает и изучает материалы, делает заключения, которые передаются в прокуратуру для поддержания обвинения. Система довольно сложная, она может показаться запутанной. Но таковая наиболее удобна для нынешнего государства. Прокуратура РФ как бы разделена на две части, ведь СК выделен из общей структуры. Это позволяет предотвратить коррупционные явления в системе органов, расследующих дела в отношении людей, мягко говоря, состоятельных, обладающих серьезными связями.

СК, в свою очередь, состоит из целой системы подразделений. Она подобна той, из которой состоит прокуратура РФ. В нее входит главное управление (в Москве), отделения в субъектах Российской Федерации, районные и городские структуры. Каждое работает при соответствующей прокуратуре.

прокуратура москвы

Генеральный прокурор РФ

Так называется должность человека, возглавляющего ведомство. Он назначается Советом Федерации. Там же определяют, кто станет его заместителями. Одним из них возглавляется военная прокуратура. У генерального есть помощники и советники. Кроме того, под его началом создаются управления и отделы, делящие между собой основные обязанности ведомства. То есть одно структурное подразделение контролирует соответствующую область ответственности.

Генеральный прокурор руководит всей системой. Он издает приказы, подписывает распоряжения, дает указания. Они обязательны для исполнения работниками системы. Получается, что человек, занимающий эту должность, отвечает за все, что делают органы прокуратуры. Ему вменяется разделение обязанностей, формирование структуры и штатов, распределение фонда оплаты труда, контроль за исполнением конституционных обязанностей. Понятно, что фигура это влиятельная, обладающая серьезной властью.

органы прокуратуры

Полномочия

Так как прокуратура – это орган, следящий за исполнением закона, то задач у него много:

  • координация деятельности правоохранительных органов в области борьбы с преступностью;
  • контроль за исполнением законодательства государственными органами и служащими;
  • расследование резонансных и особо значимых преступлений;
  • надзор за тем, чтобы соблюдались права граждан во всех сферах;
  • контроль за соблюдением законов органами, которые осуществляют предварительное следствие, оперативно-розыскную работу, дознание и так далее.

За приведенным перечнем стоит очень серьезная и объемная работа. Каждое направление следует рассматривать как отдельную задачу. А отделения на местах выполняют все в пределах подведомственной территории. Так, прокуратура Москвы занимается надзором и расследованиями в пределах города и так далее. Все территориальные подразделения работают в тесном взаимодействии.

военная прокуратура

Специальные прокуратуры

В их число входят военные, природоохранные и иные прокуратуры. У каждого отраслевого управления собственные задачи. Они контролируют исполнение законов теми госорганами и предприятиями, которые ведут деятельность в этой сфере. При этом все органы прокуратуры подчинены одному должностному лицу. Они подчиняются его приказам и указаниям, но действуют в рамках определенной сферы.

Военная прокуратура занимается делами людей в погонах. Природоохранная контролирует законодательство, регламентирующее использование земель, ископаемых и иных богатств, в том числе растительных и животных ресурсов. Другие подразделения не могут вмешиваться в сферу их деятельности. К примеру, прокуратура области должна передать дело, возбуждённое в отношении действующего офицера армии, в военную и так далее.

Кого берут в прокуратуру?

Если молодой человек заинтересован в такой работе, ему следует поступить на юридический факультет вуза. В прокуратуру берут только людей с высшим образованием. Учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию. Ограничения для работников прокуратуры очень серьезные. Кроме образования, необходимо иметь хорошую репутацию и опыт работы. Судимых не назначат на должность в такой структуре.

Необходимо иметь российское гражданство и быть дееспособным гражданином. Если суд запретил человеку занимать государственную должность, то двери прокуратуры перед ним закроются. Также существуют ограничения по здоровью и возрасту. Люди, принятые на должность, обязаны открыть все сведения о себе. Отказ означает моментальное увольнение. Государство возложило на этих людей очень серьезные обязанности. В итоге от их честности зависит атмосфера в обществе. А от нее, в свою очередь, устойчивость государства. Потому проверку работники прокуратуры проходят серьезную.

прокуратура области

Иные ограничения, связанные со службой

Проще сказать, что можно прокурору, чем перечислить, что ему запрещено. Но мы попробуем назвать основное:

  • получать денежные средства как за услуги, так и за работу, кроме того содержания, что предоставляется государством;
  • занимать должность в непосредственном подчинении у близкого родственника;
  • становиться депутатом любого уровня;
  • лично или через других лиц заниматься предпринимательством;
  • быть в составе управленческого органа коммерческой организации;
  • получать вознаграждение за выступления и публикации, которые он обязан проводить по службе.

Прокурор может заняться преподаванием, творчеством или наукой. За это ему разрешено брать оплату. Но ее придется декларировать и объяснять, откуда доход. Все очень серьезно. За нарушение человек может лишиться должности.

Заключение

Все описанное касается всей системы целиком. К примеру, прокуратура Москвы выполняет каждую из перечисленных задач. В ней действуют те же кадровые ограничения. Людей проверяют и контролируют, чтобы не брали взятки, не занимались незаконной деятельностью. Серьезная это работа и сложная. Зато очень интересная.

Читайте также: