Как взаимосвязаны права и обязанности граждан рб

Обновлено: 18.05.2024

Политические права и свободы, закреплённые в Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 33 Основного Закона, каждому гарантируется свобода взглядов, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принуждён к высказыванию своих убеждений или отказу от них. Специально оговорено, что не допускается монополизация средств масовой информации государством, общественными объёдинениями или отдельными гражданами, а также цензура.
• право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о детельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34)
• свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядка и прав других граждан (ст. 35). Порядок проведения указанных мероприятий определяется специальным законом.
• право на свободу объединений (ст. 36)
• право участвовать в решении государтвенных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37)
• право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 38)
• право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст. 39)
• право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40)

Социально-экономические права и свободы, закреплённые в Конституции РБ:
• право на труд; право на защиту своих экономических и социальных интересов, ключая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров и право на забастовку (ст. 41)
• право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с её количеством, качеством и общественным значением (ст. 42)
• право трудящихся на отдых (ст. 43)
• право на собственность (ст. 44)
• право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учрежденияхздравоохранения (ст. 45)
• право на благоприятную окружающую среду (ст. 46)
• право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст. 47)
• право на жильё (ст. 48)




Социально-культурные права и свободы, закреплённые в Конституции РБ:
• право на образование (ст. 49)
• право сохранять свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком, выбирать язык общения (ст. 50)
• свобода художетвенного, научного, технического творченства и преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ст. 51)
Основные обязанности граждан Республики Беларусь:
• Соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и уважать национальные традиции (ст. 52)
• Уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53)
• Беречь историко-культурное наследие и другие культурные ценности (ст. 54)
• Охрана природной среды - долг каждого (ст. 55)
• Принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56)
• Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг каждого гражданина Республики Беларусь (ст. 57)
Конституционные гарантии прав и свобод граждан Республики Беларусь:
• В статье 58 подчёркивается, что никто не может быть принуждён к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и её законами, либо к отазу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для осуществления прав и свобод граждан Беларуси (ст. 59).
• Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Граждане Ресублики Беларусь имеют право обращаться в суд. В судебном порядке можно потребовать компенсацию имущественного вреда, а также и материльное возмещение морального вреда (ст. 60).
• Каждый вправе в соответствии с международными актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 61).
• Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счёт государственных средств (ст. 62).
• Осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в случаях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определённых Конституцией и законом. При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться следующие права: право на жизнь, право на презумпцию невиносности, право на свободу совести, никто не должен подвергаться пытками, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ст. 63).
• Согласно статье 11 Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Статья 21. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Статья 22. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Статья 23. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Статья 24. Каждый имеет право на жизнь.

Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

Статья 25. Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.

Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

Статья 26. Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Статья 27. Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Статья 29. Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

Статья 30. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.

Статья 31. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.

Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.

Молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие.

Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.

Статья 33. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.

Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.

Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.

Статья 34. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

Статья 35. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.

Статья 36. Каждый имеет право на свободу объединений.

Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Статья 37. Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.

В порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях.

Статья 38. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Статья 39. Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.

Статья 40. Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Статья 42. Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование.

Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.

Статья 43. Трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.

Статья 44. Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению.

Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.

Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.

Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.

Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.

Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

Статья 45. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда.

Статья 46. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

Статья 47 . Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Статья 48. Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.

Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.

Никто не может быть произвольно лишен жилья.

Статья 49. Каждый имеет право на образование.

Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

Статья 50. Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.

Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.

Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Статья 51 . Каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.

Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется.

Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов.

Статья 52. Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

Статья 53. Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.

Статья 54. Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.

Статья 55. Охрана природной среды - долг каждого.

Статья 56. Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

Статья 57. Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.

Статья 58. Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

Статья 59. Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

Статья 60. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

Статья 61. Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 62. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

Статья 63. Осуществление предусмотренных настоящей Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом.

При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24, части третьей статьи 25, статьях 26, 31 Конституции.

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны.

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны. Причем эти обязанности являются важными и всеобщими, потому их должны соблюдать все. Существует несколько основных обязанностей, которые ложатся на плечи каждого гражданина. Например, уважать закон страны, учитывать интересы других лиц, что предусмотрены для них законом. Это помогает соблюдать общественный порядок в стране.


Обязанности гражданина РФ: какие они есть

Чтобы выяснить, какие обязанности лежат на каждом гражданине, необходимо ознакомиться с Конституцией. Там имеется несколько статьей, что максимально описывают каждый нюанс. Конституционные обязанности граждан перечислены и описаны во второй главе Конституции. Одним из главных постулатов является равенство каждого гражданина между собой и государством. Помимо этого можно выделить ещё несколько важных обязанностей людей, которые хотят оставаться законопослушными:

  • Во второй части пятнадцатой статьи говориться об обязательстве, связанном с соблюдением Конституции и законов страны.
  • В третьей и второй части тридцать восьмой статьи указано, что граждане должны оказывать заботу своим несовершеннолетним детям и родителям, которые стали нетрудоспособными в силу возраста или болезни.
  • В третьей части семнадцатой статьи говориться, что люди должны уважать права и свободы остальных людей.
  • В четвертой части сорок третьей статьи идет речь об обязательном получении основного общего образования.
  • Пятьдесят седьмая статья посвящена обязанности уплачивать налоги и сборы.
  • Пятьдесят восьмая статья посвящена обязанности охранять природу и окружающую среду.
  • В пятьдесят десятой статье речь о защите отечества.
  • В третьей части сорок четвертой статьи указано, что граждане должны заботиться о культурных и исторических памятниках своей родины.

Каждый пункт очень важен, потому требует более детального рассмотрения.

Обязанности гражданина по соблюдению Конституции и законов России

Условия и требования, которые прописаны в Конституции страны, обязательны к исполнению не только отдельными гражданами. Конечно, обычные люди обязаны их исполнять, но также рассматриваемые требования касаются органов, наделенных государственной властью, и работающих в области местного самоуправления. Помимо этого обязанности гражданина распространяются и на должностных лиц, в некоторой мере, даже в большей степени чем на обычного человека.

Учтите, что соблюдение норм, прописанных в Конституции, обязательно, но это правило можно трактовать более широко. Больше всего сюда подходит слово – законопослушание. Причем придерживаться нужно не только тех законов, что действуют по всех страны, но и местных. То есть, приходиться принимать во внимание не только акты, имеющие высшую юридическую силу. Причем некоторые нормы периодически меняются, потому нужно учитывать рассматриваемую изменчивость. Если были внесены какие-то изменения, они должны быть учтены при соблюдении закона.

Обязанности человека и гражданина в уважении прав и свобод других людей

Под этим пунктом можно понять тот факт, что права и свободы одного человека заканчиваются в том месте, где они начинаются для другого человека. Таким образом, обязанности человека и гражданиназаключаются в том, чтобы не мешать другому человеку, получать свою долю прав и свобод.

Обязанности гражданина в заботе о детях и родителях, которые стали нетрудоспособными

Рассматриваемое положение имеет сразу две стороны, которые закреплены в Конституции. Таким образом, конституционные обязанности граждан можно разделить на две части. Так в первой идет речь о том, что обязанностью родителей является забора о том, чтобы дети имели все необходимое для их нормального развития. Помимо обязанности эту задачу можно считать правом каждого родителя. Не важно, речь о биологическом факте родства или полученного в результате усыновления. Вторая часть гласит о том, что дети, ставшие совершеннолетними, должны выказывать заботу о своих родителях, если они потеряли трудоспособность. Подробнее о нюансах рассматриваемых требований можно почитать в Семейном кодексе.

Конституционные обязанности граждан в получении общего основного образования

Некоторые обязанности гражданина лежат в плоскости его образованности. Каждый гражданин должен иметь хотя бы минимальное обязательное образование. Получение образования детей является обязанностью родителей или людей, которые их официально заменяют.

Обязанности российских граждан связанные с заботой об исторических и культурных памятниках

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся тот факт, что каждый из нас должен не только чтить культурные и исторические памятники, но и защищать их от повреждений, чтобы сохранить для последующих поколений.

Конституционные обязанности граждан в уплате обязательных сборов и налогов

Обязанности человека и гражданина также заключаются во внесении налогов и сборов. Но только в том размере, что предусмотрен законом. При этом в конституции говориться, что у законов, устанавливающих новые налоги, нет обратной силы. Если же налог был посчитан неправильно, его можно оспорить или обжаловать.

Обязанности гражданина РФ в охране окружающей среды и природных ресурсов

Также обязанности гражданина предусматривают сохранение окружающей природы в хорошем состоянии. В первую очередь это касается её не загрязнения. Россия имеет много природных богатств, и было бы кощунством их потерять. Потому этот момент внесли в Конституцию.

Обязанности человека и гражданина защищать отечество

Отсрочку или освобождение могут получить такие граждане:

  • Некоторые представители талантливой молодежи. Им предлагается возможность отсрочить призыв. Но только не больше 500 человек в год.
  • Лица, которым их убеждения или религия не позволяет нести военную службу. Они могут использовать право пройти альтернативную гражданскую службу.

Защищать отечество не обязано должны отдельные лица и военные формирования, которые занимаются миротворческими миссиями в других странах.

Получить юридическую помощь по вопросам обязанностей гражданина РФ можно на нашем сайте.


Основная часть. Установленная статьей 21 Конституции Республики Беларусь обязанность государства гарантировать права и свободы граждан Республики Беларусь, закрепленные в Конституции, законах и приобретенные международными обязательствами государства, является общей правовой нормой, возглавляющей систему конституционных гарантий социальных прав граждан. Очевидно, что без четко регламентированной законодательной системы гарантий реализация социальных прав гражданами останется по сути лишь красивым декларируемым лозунгом. Каковы же эти гарантии, и как видится система гарантий социальных прав граждан, отраженных в Конституции страны и в сущности общественного строя?

В науке конституционного права под гарантиями понимаются правовые и иные средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Как известно, конституционные права и свободы обладают наивысшей юридической силой и обеспечиваются всем государственным и общественным строем, а также системой гарантий, закрепленных нормами права.

Конституционно-правовая природа социальных прав граждан, а также механизм и способы обеспечения их реализации, всегда являлись объектом пристального внимания ученых- правоведов. В числе авторов, обращавшихся к данной проблематике можно выделить таких известных и авторитетных ученых как Н.С. Бондарь, А.И. Бобылев, Г.А. Василевич, А.А. Головко, Е.А. Лукашева, Т.К.Миронова, В.А. Патюлин, Н.В. Путило, Ф.М. Рудинский, Ю.А. Тихомиров и многих других.

Анализ научных публикаций указанных авторов позволяет обратить внимание на некоторую разнородность в определении понятия и сущности указанной группы прав. Так, Н.С. Бондарь отмечает, что социальные, экономические и культурные права в качестве отличительных признаков обладают:

– единством материального (экономического и социально-культурного) содержания; другие права не зависят непосредственно от отношений собственности и поэтому реализуются в политических отношениях;

– выступают как права – гарантии, то есть выполняют гарантирующие функции по отношению к другим правам и свободам;

– имеют общесоциальную направленность, выступают инструментом утверждения гуманизма и социальной справедливости;

– требуют детальной конкретизации социально-экономических конституционных прав в текущем законодательстве [4, с.179].

Вместе с тем все указанные авторы едины во мнении, что социальные права, как и иные группы прав граждан, представляют собой юридически гарантированные возможности самореализации в обществе с одновременной обязанностью государства по их обеспечению. Реальность этим правам придает закрепление их на конституционном уровне.

Являясь, согласно статье 3 Конституции Республики Беларусь, единственным источником государственной власти, народ устанавливает основные экономические, политические и социальные гарантии своего естественного существования путем принятия Конституции страны, в которой закрепляются экономические, политические и социальные основы организации общества, механизм государственной власти и управления, права и обязанности граждан. Данные конституционные институты призваны по своему характеру обеспечить жизнь каждого человека. В случае же, если они не выполняют или не надлежащим образом выполняют возложенную на них роль, народ непосредственно или Глава государства – Президент вправе инициировать усовершенствование вышеуказанных институтов путем внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь (статья 138 Конституции Республики Беларусь). Таким образом, можно определить следующую систему общих (материальных) гарантий социальных прав граждан, закрепленных Конституцией Республики Беларусь:

I. Политические гарантии.

Наиболее общей политической гарантией социальных прав граждан, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией Республики Беларусь в систему определенных экономических, политических, социальных и духовных институтов, обеспечивающих социальные права граждан, а именно:

– государственный суверенитет Республики Беларусь (ст.1);

– демократическое устройство государства (ст.4);

– правовой характер государственной власти (ст.6);

– признание приоритета принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства (ст.8);

– закрепление многопартийной политической системы общества (ст.5);

– государственная защита прав и свобод гражданина Республики Беларусь как на территории страны, так и за ее пределами (ст.10);

– установление равного правового статуса на территории страны граждан Республики Беларусь, иностранцев и лиц без гражданства (ст.11);

– предоставление на территории Республики Беларусь права убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность (ст.12);

– осуществление государством миролюбивой внешней политики (ст.18).

II. Экономические гарантии:

– наличие территории Республики Беларусь как естественного условия существования народа (ст.9);

– многообразие форм собственности на территории республики (ч.1 ст.13);

– предоставление равных прав и условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, независимо от форм собственности (ч.2 ст.13);

– государственная защита интересов хозяйствующих субъектов всех форм собственности (ч.2 ст.13);

– осуществление регулирования экономической деятельности со стороны государства в интересах человека и общества (ч.5 ст.13).

III. Социальные гарантии:

– конституционное закрепление статуса человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности и цели общества и государства (ч.1 ст.2);

– улучшение социально-экономического уровня жизни трудящихся путем обеспечения участия их в управлении предприятиями, организациями и учреждениями (ч.8 ст.13);

– недопущение социального и национально-расового противостояния людей на территории республики (ч.1 ст.14);

– применение принципа социального партнерства в социально-трудовой сфере (ч.2 ст.14).

IV. Духовные гарантии:

– обязательства государства по сохранению историко-культурного и духовного наследия, свободному развитию культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь (ст.15);

– свобода вероисповедания (ст.16);

– запрет на деятельность религиозных и общественных организаций, их органов и представителей, которая направлена против гражданского согласия в обществе либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности (ч. 3 ст. 16).

Закрепленные в Конституции основные (материальные) гарантии чрезвычайно важны для надлежащего обеспечения социальных прав граждан. Не случайно они закреплены в I разделе Конституции Республики Беларусь. Практическая же реализация основных (материальных) гарантий социальных прав граждан осуществляется с помощью специальных (юридических) средств.

Именно от специальных (юридических) средств обеспечения социальных прав граждан зависит степень их гарантированности. Соглашаясь с вышеприведенной формулировкой Н.В. Витрука, позволим себе дополнить этот перечень. На наш взгляд, наряду с пределами прав, закрепленных в правовых нормах, гарантиями выступают и сами правовые нормы. В частности, специальной (юридической) гарантией социальных прав граждан является само их закрепление в Конституции страны, подкрепленное дополнительно гарантиями защиты со стороны государства от любых противоправных посягательств.

Гарантии защиты со стороны государства социальных прав граждан от любых противоправных посягательств предполагает участие в защите органов государства: законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, правоохранительной системы, наличие развитой правовой базы государства. Деятельность каждого государственного органа, общественных и религиозных объединений, политических партий, должностных лиц должна быть сфокусирована на обеспечении этих наиболее приоритетных прав граждан.

Таким образом, сущность и содержание социальной политики Республики Беларусь напрямую зависит от наличия социальных гарантий, представляющих собой обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых материальных, духовных и культурных потребностей.

На сегодняшний день приоритетным направлением социальной политики Республики Беларусь является модернизация социальной сферы, прежде всего путём реализации государственных программ в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, недопущения серьезного имущественного расслоения общества и значительного повышения благосостояния населения, стимулирования рождаемости. Государство, принимая на себя значительные социальные обязательства, через систему конституционных социальных гарантий вынуждено стремиться к более высокой организации социальной жизни своих граждан, что в конечном итоге дает нам основание заявить о реальном, а не декларативном социальном характере государственного устройства Республики Беларусь.

Список использованных источников

1. Артемова, В.Н. Права человека. Проблемы гармонизации международного и национального законодательства / В.Н. Артемова, О.П. Мариков, И.И. Потеружа. – Минск: Право и экономика, 1997. – 37с.

2. Патюлин, В.А. Личность: ее права и свободы в советском социалистическом государстве / В.А. Патюлин // Сов. гос-во и право. –1966. – № 2. – С. 100–101.

3. Гулиев, В.Е. Социалистическая демократия и личные права / В.Е. Гулиев, Ф.М. Рудинский. – М.: Юрид. лит., 1984. – 192 с.

4. Бондарь, Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе / Н.С. Бондарь. – Ростов н/Д.,1996. – 240 с.

5. Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. – М., 1997. – 702 с.

6. Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России / Л.Д. Воеводин. – М.,1997. – 294 с.

7. Козлов, А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы / А.Е. Козлов. – М., 1990. – 160 с.

8. Путило, Н.В. Основы правового регулирования социальных прав: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Н.В. Путило. – М., 1999. – 21с.

10. Ануфриев, Е.А. Социальная роль и активность личности / Е.А. Ануфриев. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1971. – 152 с.

12. Трайнин, И.П. Советское государственное право / И.П. Трайнин, И.Д. Левин, М.П. Карева и др. – М.: Юриздат, 1948. – 496 с.

13. Патюлин, В.А. Государство и личность в СССР: (Правовые аспекты взаимоотношений) / В.А. Патюлин. – М.: Наука, 1974. – 246 с.

14. Лепешкин, А.И. Курс советского государственного права: В 2 т. / А.И. Лепешкин. – М.: Госюриздат,1961. – Т.1. – 559 с.

15. Кучинский, В.А. Основные права и обязанности граждан Белорусской ССР / В.А. Кучинский. – Минск: Наука и техника, 1978. – 120 с.

16. Советское государственное право: Учеб. для вузов / Под ред. С.С. Кравчука. – М.: Юрид. лит., 1980. – 629 с.

17. Витрук, Н.В. Система прав личности / Н.В. Витрук // Права личности в социалистическом обществе: сб. ст. / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев и др. – М.: Наука, 1981. – Гл. 3. – С. 86–113.


Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Выборы Президента
  • Обзоры судебной практики
  • Постановления Пленума Верховного Суда
    • по общим вопросам судебной деятельности
    • по гражданским делам
    • вопросы гражданского процессуального права
      • Общие положения. Исковое производство
      • Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Особое производство. Приказное производство
      • Производство дел в апелляционном порядке и в порядке надзора
      • Исполнение решений иностранных судов
      • Примирение сторон

      Электронное судопроизводство по экономическим делам


      Банк данных судебных постановлений

      Образцы документов для обращения в суд

      Актуально

      О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов граждан при рассмотрении жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      24 декабря 2009 г. № 11

      О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов граждан при рассмотрении жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц

      Изменения и дополнения:

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 2010 г. № 5 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 172, 6/907) ;

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 44, 6/1144) ;

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 6 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.07.2013, 6/1330) ;

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 июня 2015 г. № 8 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.07.2015, 6/1487) ;

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2017 г. № 11 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.10.2017, 6/1616)

      Конституция Республики Беларусь гарантирует право граждан на личные или коллективные обращения в государственные органы, а также устанавливает обязанность государственных органов и должностных лиц своевременно и качественно разрешать обращения граждан (ст. 40).

      В целях совершенствования механизма защиты прав и законных интересов граждан от неправомерных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, должностных лиц осуществляется реформирование законодательства, принят ряд нормативных правовых актов, направленных на оптимизацию деятельности государственных органов и максимальный учет интересов граждан. Дополнительной гарантией защиты прав граждан является установление порядка осуществления административных процедур по заявительному принципу.

      Обоснованность действий государственных органов, иных организаций и должностных лиц при разрешении обращений граждан проверяется судом, который обязан обеспечить своевременное рассмотрение жалобы гражданина и в случае нарушения его прав и законных интересов вынести решение, направленное на их восстановление.

      Учитывая особенности рассмотрения данной категории дел и необходимость правильного и единообразного применения законодательства, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

      1. Обратить внимание судов, что своевременное и эффективное восстановление прав и законных интересов граждан по жалобам на действия (бездействие) государственных органов, иных организаций* и должностных лиц является одной из важнейших задач при обеспечении судебной защиты.

      *Для целей настоящего постановления под государственными органами, иными организациями понимаются и уполномоченные органы при осуществлении административных процедур, иные юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.

      Жалоба в суд может быть подана лично гражданином, его представителем (ст. 72 ГПК), а также прокурором (ст. 81 ГПК).

      В силу ст. 60 Конституции Республики Беларусь обжалование действий (бездействия), предусмотренных ст. 353 ГПК, во внесудебном порядке не лишает граждан, а в предусмотренных законодательством случаях – юридических лиц права на обращение в суд в случае несогласия с принятым решением.

      2. В соответствии с правилами § 6 гл. 29 ГПК граждане вправе обжаловать в суд неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, которыми ущемлены их права, кроме случаев, когда порядок обжалования таких действий (бездействия) установлен другими нормами ГПК (например, в § 2, 4, 5, 7–9 гл. 29 ГПК) либо когда для разрешения отдельных жалоб законодательством Республики Беларусь установлен иной несудебный порядок обжалования.

      Административное решение об отказе в принятии заявления заинтересованного лица, которое принимается в устной форме, также может быть обжаловано в суд с соблюдением административного (внесудебного) порядка обжалования.

      В порядке, предусмотренном § 1 и 6 гл. 29 ГПК, эти лица могут обжаловать в суд также действия (бездействие) уполномоченных органов военного управления в связи с осуществлением в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и пограничной службы, внутренних войсках Министерства внутренних дел и иных воинских формированиях административных процедур, предусмотренных перечнем, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.

      Дела по спорам лиц, на которых распространяется статус военнослужащих, связанные с прохождением и прекращением воинской службы (в частности, о выполнении условий контракта о прохождении военной службы, предоставлении положенного довольствия, наложении дисциплинарного взыскания, восстановлении на военной службе, изменении оснований увольнения), и иные споры, содержащие материально-правовые требования, рассматриваются судами в порядке искового производства.

      7. Юридические лица вправе подать жалобу в порядке § 6 гл. 29 ГПК, когда это прямо предусмотрено законодательством.

      8. В случае обжалования нескольких взаимосвязанных действий (решений) различных органов или должностных лиц заявитель вправе самостоятельно определить подсудность жалобы суду по месту нахождения одного из органов или работы должностных лиц, чьи действия обжалуются, применительно к ч. 13 ст. 47 ГПК.

      9. К субъектам, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в суд, относятся республиканские органы государственного управления и иные государственные органы, подчиненные Правительству Республики Беларусь, государственные органы, не относящиеся к республиканским органам государственного управления, органы местного управления, коллегиальные органы юридических лиц независимо от форм собственности, а также иные организации независимо от того, являются ли они юридическими лицами.

      К должностным лицам, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в судебном порядке, относятся лица, занимающие (постоянно или временно) в государственных органах, органах общественных объединений, учреждениях, организациях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, либо исполняющих такие обязанности по специальному полномочию.

      10. Судам следует учитывать, что уполномоченные на осуществление административных процедур органы, обязанные рассматривать заявления граждан и принимать соответствующие административные решения, перечислены в Указе Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.

      Органами, уполномоченными на рассмотрение административных жалоб в административном (внесудебном) порядке, являются вышестоящие по отношению к уполномоченным органам в соответствии с их подчиненностью (подотчетностью) государственные органы, иные организации.

      11. Жалоба подается в суд в месячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, а в случае обязательного внесудебного порядка обжалования – со дня получения гражданином отказа вышестоящего государственного органа, организации, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ.

      Если законодательными актами Республики Беларусь установлен иной срок обращения с жалобой в суд, то применяется срок, определенный этими законодательными актами.

      12. Пропуск установленного срока для обращения в суд с жалобой не является препятствием для возбуждения дела. По заявлению лица, подавшего жалобу, суд в предварительном судебном заседании или в судебном заседании выясняет причины нарушения срока обращения с жалобой. Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом. Обязанность доказывания уважительности причин пропуска срока лежит на заявителе. Уважительными причинами могут быть признаны, в частности, тяжелая болезнь, беспомощное состояние заявителя, конкретные семейные обстоятельства, нахождение в командировке.

      При установлении факта пропуска срока без уважительных причин исходя из положений ч.ч. 6 и 7 ст. 264 и ч. 2 ст. 355 ГПК суд отказывает в удовлетворении жалобы в предварительном судебном заседании или в судебном заседании без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

      13. Согласно ч. 1 ст. 354 ГПК гражданин вправе обратиться с жалобой в суд после обжалования действия (бездействия) органа или должностного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему должностному лицу. Судья отказывает в возбуждении дела, если гражданином не соблюден внесудебный порядок разрешения жалобы (п. 2 ст. 246 ГПК), либо суд оставляет жалобу без рассмотрения (п. 1 ст. 165 ГПК), если это обстоятельство установлено в судебном заседании.

      Это правило не применяется, если законодательством Республики Беларусь предусмотрена возможность подачи жалобы непосредственно в суд либо установлена альтернативная подведомственность.

      Если законодательством предусмотрена возможность обжалования оспариваемого действия (бездействия) в вышестоящий орган и (или) в суд, то одновременное обращение гражданина в орган, рассматривающий жалобу, и в суд не является основанием для отказа в возбуждении дела.

      Обжалование административного решения в суд осуществляется после его обжалования в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами.

      При решении вопроса о возбуждении дела по жалобе на административное решение суду необходимо выяснять, в частности, характер возникших правоотношений, какими нормативными правовыми актами они регулируются, соблюден ли установленный порядок обжалования.

      16. Жалоба на действия (бездействие) государственного органа, иной организации и должностного лица, в том числе на административное решение и решение, принятое по обращению гражданина, должна соответствовать требованиям, предусмотренным ст.ст. 242, 243 ГПК, с учетом общих положений гл. 29 ГПК в отношении жалоб по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Жалоба оплачивается государственной пошлиной по ставкам, установленным в приложении 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

      В жалобе, в частности, должно быть указано, какие действия (бездействие) обжалуются, мотивы (основания) жалобы, то есть юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий (бездействия) (ч. 1 ст. 340 ГПК), какие конкретно права нарушены или какие обязанности неправомерно возложены на гражданина, подавалась ли аналогичная жалоба вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, иной организации, должностному лицу и результат рассмотрения этой жалобы.

      В случае несоответствия жалобы перечисленным требованиям, а также при наличии других недостатков, препятствующих возбуждению дела, жалоба оставляется без движения, а заявителю предоставляется срок для исправления недостатков (ст. 111 ГПК).

      17. После поступления жалобы суд обязан приостановить исполнение обжалованного действия, если в законе предусмотрено обязательное его приостановление (например, в ст. 66 Кодекса Республики Беларусь о земле). По ходатайству заявителя либо по собственной инициативе в любом положении дела суд вправе приостановить исполнение обжалованного действия (ч. 3 ст. 340 ГПК). О приостановлении исполнения обжалованного действия суд извещает государственный орган, иную организацию или должностное лицо, действия которых обжалуются, а также лицо, осуществляющее исполнение (ч. 4 ст. 340 ГПК).

      18. Разъяснить судам, что если с жалобой на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц гражданином одновременно заявлено требование искового характера, это требование подлежит выделению в отдельное производство для рассмотрения в порядке искового производства (ст. 250 ГПК).

      19. Производство по жалобам граждан на ущемляющие их права действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, а также по жалобам юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется по правилам искового производства с учетом сущности и общих положений производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений (§ 1 и 6 гл. 29 ГПК).

      Суд рассматривает жалобу с участием заявителя (гражданина, представителя юридического лица), подавшего ее, и руководителя государственного органа, иной организации или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей, а в необходимых случаях и с участием иных заинтересованных в исходе дела лиц. Неявка в судебное заседание указанных лиц по неуважительной причине не служит препятствием к рассмотрению жалобы. При необходимости личного участия в рассмотрении дела гражданина, подавшего жалобу, и руководителя соответствующего органа, чьи действия (бездействие) обжалуются, суд вправе признать их явку в судебное заседание обязательной.

      20. Судам надлежит иметь в виду, что если в ходе производства по жалобе государственные органы, иные организации, действия (бездействие) которых обжалуются, реорганизованы, суд принимает меры для привлечения к участию в деле их правопреемников. При ликвидации этих органов суд привлекает к участию в деле орган, к компетенции которого относится восстановление нарушенного права гражданина.

      Если к моменту рассмотрения жалобы должностное лицо, чьи действия (бездействие) обжалуются, не работает в прежней должности, суд привлекает к участию в деле соответствующий орган, иную организацию, к компетенции которой относится восстановление нарушенных прав. В случае удовлетворения жалобы суд возлагает на руководителя этого органа (организации) обязанность восстановить нарушенные права заявителя.

      21. Помимо прав и обязанностей, общих для всех юридически заинтересованных в исходе дела лиц (ст. 56 ГПК), заявители, а также государственные органы, иные организации и должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, вправе совершить ряд распорядительных действий.

      Заявитель может отказаться от жалобы, изменить ее мотивы в пределах обжалуемого действия. При решении вопроса о принятии отказа от жалобы с учетом положений ч. 4 ст. 61 ГПК суду следует выяснять мотивы, по которым заявитель отказывается от требований, является ли такой отказ его свободным волеизъявлением, не противоречит ли он закону и не нарушает ли права и законные интересы заявителя и других лиц, понятны ли заявителю последствия принятия судом отказа от жалобы.

      Государственные органы, иные организации и должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, вправе признать жалобу в случаях, когда они в пределах своей компетенции могут вносить изменения в обжалуемое действие.

      В силу характера правоотношений заключение мирового соглашения по делам данной категории не допускается.

      22. Обратить внимание судов, что предмет и обязанность доказывания по жалобам в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, определяются по правилам ст. 339 ГПК.

      Бремя доказывания законности и обоснованности совершенного действия закон возлагает на государственные органы, иные организации и должностных лиц, которые обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий (бездействия). Заявители, а также иные заинтересованные в исходе дела лица вправе представить суду доказательства о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела, а применительно к ч. 1 ст. 179 ГПК заявители обязаны доказать, что в отношении их имело место действие (бездействие).

      При рассмотрении дел об обжаловании административных решений судам следует выяснять, в частности, наименование административной процедуры, за осуществлением которой обращался гражданин, компетенцию органа, уполномоченного на ее осуществление, соблюдение срока обращения с жалобой в суд, законность и обоснованность принятого административного решения.

      Согласно ч. 1 ст. 339 ГПК независимо от мотивов жалобы суд по имеющимся в деле и дополнительно полученным доказательствам проверяет законность и обоснованность, а в случаях, предусмотренных законом, – лишь законность действия (бездействия) как в обжалованной, так и в необжалованной части.

      23. Если при рассмотрении жалобы суд установит, что возник спор о праве, подведомственный суду, гражданину, подавшему жалобу, разъясняется, что спор может быть разрешен в исковом производстве. Жалоба в этом случае оставляется без рассмотрения (п. 10 ст. 165 ГПК). Если же наличие спора о праве гражданском, подведомственном суду, будет установлено при подаче жалобы, судья в соответствии с п. 8 ст. 246 ГПК отказывает в возбуждении дела.

      24. В случае вынесения решения о признании жалобы обоснованной, а обжалуемых действий (бездействия) неправомерными суд в резолютивной части решения указывает на конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения допущенного нарушения (например, возлагает обязанность на должностное лицо выдать требуемую справку), а также разрешает вопросы о судебных расходах.

      При вынесении решения без мотивировочной части суд обязан указать нормы материального и процессуального права, которыми он руководствовался при разрешении жалобы.

      25. Судам следует учитывать, что соответствующий государственный орган, иная организация или должностное лицо обязаны сообщить суду и заявителю об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения копии решения суда. Поэтому при направлении копии решения суд уведомляет соответствующий орган о необходимости соблюдения ч. 5 ст. 357 ГПК.

      26. Суды должны реагировать частными определениями на установленные при рассмотрении жалобы факты формального отношения государственных органов, иных организаций или должностных лиц к обращениям граждан, невыполнения предписаний законодательных актов, в том числе нарушения порядка и сроков рассмотрения обращений, осуществления административных процедур. При обнаружении признаков преступления в действиях должностного или другого лица суд сообщает об этом прокурору (ч. 2 ст. 325 ГПК).

      Председатель
      Верховного Суда
      Республики Беларусь В.О.Сукало

      Секретарь Пленума,
      судья Верховного Суда
      Республики Беларусь И.Н.Минец

      Читайте также: