Что определяет концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина россии тест

Обновлено: 04.07.2024

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения

Доклад на тему:

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения

/Зачитан на педсовете 09.04.15г/

Подготовила учитель биологии Шебзухова И.Х.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.

Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.

В настоящее время в Российской Федерации идет становление новой системы образования и воспитания, сравнимой с мировой педагогической практикой, рассчитанной на вхождение в мировое образовательное пространство. Изменения, возникающие в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, значительны, принципиальны, новы и концептуально обоснованы. что, в свою очередь, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы и отношения, иной педагогический менталитет.

Особенностями современного воспитательного процесса являются постановка личности в центр воспитательной системы

Чем же отличается стандарт первого поколения от стандарта второго поколения ? Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании.
Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Стандарты второго поколения определяют результаты воспитания: которые направлены на формирование общечеловеческих ценностей, новый качественный уровень его организации, четкая структурированность, системность и технологичность его компонентов.

Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.

Стандарты второго поколения – это возможность реализовывать его только во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии, что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества.
И наконец, стандарты 2004 года не учитывали желания и предпочтения населения к получению общего образования, а новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков. Хотелось бы обратить внимание на то, что центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.

Школьные стандарты ставят новые стандарты перед семьёй. Что касается участия семьи в формировании требований, то этот вопрос стал очень серьезным. Задача школы - построить свою работу и работу семьи таким образом, чтобы достичь максимального результата для ребенка.

В основе Стандарта положена Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России

Концепция определяет:

  1. Характер современного национального воспитательного идеала;
  2. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  3. Систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  4. Основные социально-педагогические условия и принципы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

Базовыми национальными ценностями российского общества
(из Концепции) являются:

любовь к России
к своему народу
к своей малой родине
служение Отечеству

свобода личная и национальная
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
справедливость, милосердие, честь, достоинство

служение Отечеству
правовое государство
гражданское общество
закон и правопорядок
поликультурный мир
свобода совести и вероисповедания


любовь и верность
здоровье
достаток
почитание родителей
забота о старших и младших

забота о продолжении семьи


духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье
физическое здоровье человека
здоровый образ жизни

Труд и творчество


любовь к труду
творчество и созидание
целеустремленность и настойчивость


ценность знания
стремление к истине

научная картина мира

Традиционные религии России


представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога

Искусство и литература


красота
гармония
духовный мир человека
нравственный выбор
смысл жизни
эстетическое развитие
этическое развитие


эволюция
родная земля
заповедная природа
планета Земля
экологическое сознание

мир во всем мире
многообразие культур и народов
международное сотрудничество
Важнейшие из этих ценностей – справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации

На воспитание, обучение и развитие идеального человека должны быть направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

Содержательным фундаментом любой личности являются её идеалы и ценности.

  1. Хотим передать им объективные ценности в виде знания?
  2. Или хотим, чтобы знания прошли сложный путь переработки и превратились в ценностные ориентации?

Вопрос конечно риторический. Мы хотим второго. Но мы должны дать себе отчет насколько разная работа стоит за первой задачей и другая работа по сложности стоит за решением второй задачи по формированию ценностей. И поэтому я вижу свою задачу как учителя предметника, как классного руководителя в создании условий для формирования ценностей.

Как ценности попадают внутрь ребенка?

Психологи выделяют этапы и стадии морального развития ребенка по спирали , дошкольник-младший школьник-младший подросток - старший подросток-старшеклассник. И поэтому формирование ценностных ориентаций растягивается во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом. Живет чужим умом, сверхнормативен. А в другие периоды идет бурный процесс переработки, осмысления опыта, когда главным делом жизни становится жить не как все, быть непохожим на других. В конечном итоге, сложная спираль социально-психологического развития должна привести к социальной зрелости личности – состоянию гармонии типического и индивидуального в человеке.

И на каждом этапе я для себя выделила некоторые принципиально важные задачи в работе с детьми. И я понимаю, от эффективности их решения зачастую зависит, пойдет ли дальнейшее развитие естественным и продуктивным руслом.

  • Возможности участия педагога в ценностном развитии ученика.

Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Это тот механизм ценностного влияния, которым мы пользуемся больше всего. Учитель уже самим фактом своего существования является авторитетом для ребенка Учитель объект имитации, такая своеобразная модель для ребенка. Но нельзя быть немного моделью. Через свои поступки, свое отношение к труду вы транслируете учащимся те ценности, которые хотите им передать.

В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя.

  • Механизм совместного погружения в ценностную среду.

Совместная жизнедеятельность в ценностно-насыщенной среде. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Это походы и совместные экскурсии, где происходит погружение в ценностную среду, это мощный механизм ценностного влияния. В этом случае происходит соединение образа жизни и тех ценностей которые мы транслируем ребенку и ребенок начинает жить по этим ценностям достаточно естественным путем.

Специальное конструирование образовательных ценностных ситуаций. Это путь который открыт и для классного руководителя и для учителя предметника. Я как классный руководитель и предметник очень люблю организовывать экскурсии различного характера: это экскурсия в парк, в музей, на благотворительную елку, Баксанскую ГЭС.

Встреча с ветераном ВОВ Токаревой М.М.

  • Обнаружение и открытие детям ценностей, стоящих за учебным знанием.

Путь педагога предметника. Предмет биология, где каждый урок насыщен ценностным содержанием. Это помогает ученикам увидеть ценностную сторону знания, формирует ценностный взгляд на явления.

Вся история человеческих открытий, это постоянное обретение и потеря определенных ценностей. Интернет новое абсолютное явление, за которым стоит новая эпоха, новый формат сознания, новые ценности и потеря определенных ценностей.

  • Технология критического мышления , технология включающая в себя субъектно-деятельностный подход, проблемно-поисковый подход.
  • Групповая дискуссия
  • Этические дилеммы
  • Ролевая игра

ФГОС и системно - деятельностный подход, действительно, открывают новые возможности в деле воспитания нового поколения: с гражданской позицией, качествами патриота и порядочного человека-труженника. Учителю в партнерстве с родителями остается эти возможности не упустить и реализовать требования ФГОС к воспитательной работе в условиях модернизации российского образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

• характер современного национального воспитательного идеала;

• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

• нация — государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания.

• национальное государство - государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. • национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу.

• формирование национальной идентичности — формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;

• патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом.

• гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления.

• многообразие культур и народов — культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом.




• межэтнический мир и согласие - единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т.е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

• социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

• развитие — процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

• воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

• национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

• базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

• духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

• духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

18. Коллектив как объект и субъект воспитания (современный и исторический аспекты).

Коллектив - организованная группа людей объеденных общими целями профессиональными интересами, ориентацией, совместной деятельностью, общением, и взаимной ответственностью. Человеческая история показывает, что человек на протяжении всей истории жил вместе с другими себе подобными, первыми коллективами были: племена, общины, коммуны, где человек был защищен, где существуют определенные права и обязанности. Благодаря такой общности человек сохранился как вид. В научном плане проблему коллектива и личности стали разрабатывать с тех пор как появилось массовое, коллективное обучение и воспитание. Это произошло в 17 в. когда от индивидуального перешли к классно-урочной системе, но в этот период проблемой коллектива, а также взаимоотношением личностей в коллективе не занимались. Лишь в 20 в. вплотную стали заниматься этой проблемой, т. к. в 1917г произошла октябрьская революция, и было создано государство, в основе которого лежало общественная собственность нужен был человек, который разделял эти взгляды и был воспитан в этом духе.

В 20 гг начались эксперименты по созданию коллектива и воспитанию детей в них. Одним из первых кто включился в эту работу были: Макаренко, Сухомлинский, Песталотце. На современном этапе проблеме коллектива и личности уделяют внимание Новикова и Куракина. Основные положения концепции коллектива разработанные Новиковой и Куракиной:

1) Детский коллектив – своеобразный инструмент в создании которого обусловлено необходимостью воспитания всех и развитии каждого в отдельности. Механизм саморазвития воспитательной системы, позволяющий педагогам управлять сферой деятельности и сферой отношений.

2) Коллектив воспитательного учреждения единство разнотипных коллективов

3) Взаимодействие личности с коллективом – двусторонний процесс ее идентификации с коллективом и обособление в коллективе.

4) В управлении детским коллективом выделяется 3 аспекта: социально- педагогический, педагогический и психолого-педагогический

Хотя существуют разные точки зрения на коллектив и личность, но все они считают, что коллектив это:

-сфера его жизнедеятельности, -сфера самоутверждения, самовыражения, самореализации, -сфера общения, -гарант защищенности и поддержки, -модель общества в миниатюре, -носитель социальных норм и ценностей, -духовное ценностно-ориентированное единство людей

Существуют разнообразные виды коллективы:

1.По содержанию объединяющих их членов деятельности: учебные, трудовые, научные, творческие и. Т. д. 2. По внешне заданной функции ( коллектив-инструмент, средства: произв-ые и восп-ые) 3. По степени сложности структуры и опосредованности личностных отношений: Первичные-класс, группы, отряд. Вторичные-школа 4. По юридически социальному фиксированному статусу: официальные или формальные и неформальные 5.По длительности функционирования: постоянные,временные.

В своем развитии коллектив проходит ряд этапов:

По Макаренко: 1 Педагог – воспитанник (актив) 2 П– А – В(создание самоуправления) 3 В-В

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (выдержки из документа)

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

— готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла жизни, индивидуально-ответственному поведению;

— укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

— формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

— развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

— принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

— готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

— способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результатов;

— трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

— осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

— свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;

— укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно, традиционным источником нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

— патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

— социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

— гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и порядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

— семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

— труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

— наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

— традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

— искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

— природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

— человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодежи как основа развития нашей страны.

Организация социально открытого пространства духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

— нравственного примера педагога;

— интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

— социальной востребованности воспитания.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Pоссии

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет собой ключевую задачу современной государственной политики нашей страны. Правопорядок, законопослушность, доверие, развитие социальной сферы и экономики – все это имеет непосредственную зависимость от принятия гражданином России общечеловеческих и общенациональных ценностей, следования им как в личной, так и в общественной жизни.

Важнейшей целью современного российского образования является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого и компетентного гражданина.

В соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , воспитание обучающихся должно обеспечить:

- готовность и способность к осуществлению творческого потенциала в предметно-продуктивной и духовной деятельности, профессиональной и социальной мобильности на основе моральных норм и непрерывного образования;

- готовность и способность духовно развиваться, нравственно самосовершенствоваться, понимать смысл своей жизни, нести ответственность за свое поведение;

- формирование морали как необходимости определенного поведения, которое основано на представлениях о зле и добре, принятых в обществе;

- укрепление нравственности, основанной на воле, свободе, духовных отечественных традициях;

- принятие личностью основных национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- развитие совести, способности формулировать свои нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;

- способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать свои мысли, намерения и поступки;

- трудолюбие, жизненный оптимизм, бережливость и способность к преодолению трудностей;

- способность к самостоятельным действиям, принятию ответственности за их результаты, настойчивость и целеустремленность в достижении результата;

- осознание ценности других людей и человеческой жизни, умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, нравственному и физическому здоровью личности;

- укрепление веры в Россию, формирование чувства личной ответственности за Отечество перед настоящими, прошлыми и будущими поколениями.

В целом духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным и многоплановым процессом, неотделимым от жизни человека, семьи, культуры, общества, человечества, страны, культурно-исторической эпохи.

Духовно-нравственное развитие в рамках общего образования осуществляется в педагогическом процессе восприятия и принятия обучающимися следующих ценностей: семейной жизни, культуры своего народа, культурно-регионального сообщества, мирового сообщества, российской гражданской нации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие человеком ценностей, традиций, особых форм социальной, культурно-исторической и духовной жизни его родного города, области, республики. Более высокая ступень духовно-нравственного развития – это принятие духовных традиций и культуры многонационального народа Российской Федерации.

Высшей ступенью процесса духовно-нравственного развития личности, его патриотического и гражданского воспитания является ступень российской гражданской идентичности. Россиянином становится тот человек, который осваивает культурные богатства своей страны и народа Российской Федерации, осознает их особенности, значимость, единство и солидарность в судьбе нашей страны. Важнейшим свойством духовно-нравственного развития является открытость миру и диалогичность с другими национальными культурами.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников должны обеспечивать полноценную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, а также с многонациональным народом нашей страны.

В соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, традиционными источниками нравственности являются Россия, народ Российской Федерации, труд, гражданское общество, семья, наука, искусство, религия, человечество, природа.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются такие базовые национальные ценности, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Оценить 670 0

Доклад Тягаевой Г.И. –учителя обществознания ГБОУ СОШ с.Новое Усманово

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее —Концепция)

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

характер современного национального воспитательного идеала;

цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Образовательное учреждение взаимодействует с различными социальными институтами .

Современный национальный воспитательный идеал — этовысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно‑исторических социокультурных условиях.

Национальный воспитательный идеал является высшей целью образования.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Система базовых национальных ценностей

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Нравственный пример педагога;

Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

Социальная востребованность воспитания.

На основе концепции разработана программа духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников

Программа духовно — нравственного развития направлена на формирование целостного пространства духовно — нравственного развития школьника, иначе определяемого как уклад жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое уже замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане школы.

В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя.

Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодежи. Педагогами школы на педагогическом совете принят Кодекс чести, педагоги школы активные жители села - участники общественных объединений и советов, активные участники соревнований и состязаний, творческой деятельности.

В современных условиях без социально-педагогического партнерствасубъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Наша школа установила партнёрские отношения со многими организациями:

В з аимо д е й с т вие ш колыс с о ц иал ь нымипа р т не рами

Шк о ла а к т ив н о вз а и м о д е й с т в у е тс с о ци а ль н ы м и п а рт н е р а м ив ц е ляхр еа л из а ци и п р о г р а м м ы в о с п и т а ни яи с о ц и а л из а ц и и о б у ч а ю щ и х с я .

Читайте также: