Подлежат ли обязательному социальному страхованию от несчастных случаев иностранные граждане

Обновлено: 02.07.2024

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

  • обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
  • возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

  • физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
  • физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
  • физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.

Предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами ФСС по месту регистрации страхователя (работодателя застрахованного) или в случае его ликвидации по последнему месту регистрации юридического (физического) лица в качестве страхователя. Заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, могут быть представлены заявителем независимо от места жительства.


Полное наименование:

Государственная услуга по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти

Результат предоставления

Назначение единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат.

Срок предоставления

Стоимость

Заявители

  1. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
  2. За получением государственной услуги могут обратиться застрахованные — физические лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденного в установленном порядке и повлекшего утрату профессиональной трудоспособности:
    • физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного с юридическим лицом любой организационно‑правовой формы (в том числе иностранной организацией, осуществляющей свою деятельность на территории РФ и нанимающей граждан РФ) либо физическим лицом, нанимающим лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (страхователь);
    • физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
    • физические лица, выполняющие работу на основании гражданско‑правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами страхователь обязан уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Право на получение единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:

  • дети умершего, не достигшие возраста 18 лет, а также его дети, обучающиеся по очной форме обучения, — до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;
  • родители, супруг (супруга) умершего;
  • нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
  • другой член семьи умершего независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению федерального учреждения медико‑социальной экспертизы (учреждение медико‑социальной экспертизы) или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.

Право на получение ежемесячных страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:

  • дети умершего, не достигшие возраста 18 лет, а также его дети, обучающиеся по очной форме обучения, — до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;
  • ребенок умершего, родившийся после его смерти;
  • один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения медико‑социальной экспертизы или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
  • иные нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи застрахованного, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение ежемесячных страховых выплат после окончания ухода за этими лицами.

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

II. Дополнительные документы:

  1. Документы, удостоверяющие полномочия представителя:
    • доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством РФ;
    • документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя.

III. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. При наступлении страховых случаев, указанных в подпунктах 3, 5 п. I. данного раздела, — акт о несчастном случае на производстве, который представляется в территориальный орган Фонда страхователем в порядке, установленном статьей 230 Трудового кодекса Российской Федерации.
  2. При наступлении страховых случаев, указанных в подпунктах 4, 6 п. I. данного раздела:
    • акт о случае профессионального заболевания, который представляется в территориальный орган Фонда центром государственного санитарно‑эпидемиологического надзора, осуществляющим надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание;
    • извещение лечебно‑профилактического учреждения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), которое представляется в территориальный орган Фонда центром профессиональной патологии в порядке, установленном пунктом 14 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 №967;
    • заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания, которое представляется в территориальный орган Фонда центром профессиональной патологии в соответствии с пунктом 15 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 №967.
  3. При наступлении страховых случаев, указанных в подпунктах 3, 4 п. I. данного раздела:
    • заключение федерального государственного учреждения медико‑социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного (заключение), которое представляется в территориальный орган Фонда страхователем в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 №125‑ФЗ или федеральным учреждением медико‑социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 25 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 №78;
    • заключение федерального государственного учреждения медико‑социальной экспертизы о связи смерти застрахованного с несчастным случаем на производстве;
    • заключение федерального государственного учреждения медико‑социальной экспертизы или медицинской организации о признании детей, внуков, братьев и сестер застрахованного, достигших возраста 14 лет, нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
    • свидетельство о браке для супруга (супруги) умершего застрахованного, выдаваемое органами государственной регистрации актов гражданского состояния.
  4. При отсутствии справки о среднем месячном заработке застрахованного:
    • сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного у соответствующего страхователя за календарный год, предшествующий году, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, или по желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания — за последний календарный год работы, повлекшей такое заболевание, которые предоставляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации;
    • заключение федерального государственного учреждения медико‑социальной экспертизы о связи смерти застрахованного с несчастным случаем на производстве;
    • заключение федерального государственного учреждения медико‑социальной экспертизы или медицинской организации о признании детей, внуков, братьев и сестер застрахованного, достигших возраста 14 лет, нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
    • свидетельство о браке для супруга (супруги) умершего застрахованного, выдаваемое органами государственной регистрации актов гражданского состояния.
  5. При наступлении страховых случаев, указанных в подпунктах 5, 6 п. I. данного раздела, — свидетельство о смерти застрахованного, свидетельство о рождении ребенка умершего застрахованного, свидетельство о перемени имени, выдаваемые органами государственной регистрации актов гражданского состояния.

Документы, выдаваемые заявителю

  • Расписка-уведомление о приеме (регистрации) заявления.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие решение по предоставлению

Порядок обжалования

Заявитель вправе подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) Фонда и его территориальных органов, их должностных лиц, а также на решения и (или) действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги (жалоба).

Организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке.

  • руководителю территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу, на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Фонда;
  • в Фонд — на решения и действия (бездействие) руководителя территориального органа Фонда, должностного лица Фонда;
  • руководителю МФЦ — на решения и действия (бездействие) работника МФЦ;
  • учредителю МФЦ или иному лицу, уполномоченному на рассмотрение жалоб нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, — на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц

Особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) многофункционального центра, работников многофункционального центра устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами в соответствии со статьей 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ.

Страховые взносы с доходов иностранца, работающего по патенту

О последствиях фиктивной регистрации.

С 08.07.2018 юридические лица и предприниматели обязаны ставить иностранных работников на миграционный учет по своим адресам только в том случае, если данные работники живут по этим адресам (например, в жилом помещении, принадлежащем компании, строительном вагончике).

Это следует из ряда норм Закона № 109‑ФЗ – пп. 4 ч. 1 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 21, положения которых скорректированы Федеральным законом от 27.06.2018 № 163‑ФЗ.

Таким образом, если работодатель после 8 июля 2018 года поставил на учет иностранного работника по адресу организации, но тот не проживает по нему, то организацию оштрафуют на основании ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ за предоставление ложных сведений (штраф в размере от 350 до 800 тыс. руб. за одного работника-иностранца).

При этом под фиктивной постановкой на миграционный учет до 22.10.2018 считалась лишь фиктивная постановка на учет в жилых помещениях, что было прямо зафиксировано в п. 11 ч. 1 ст. 2 Закона № 109‑ФЗ. Однако после указанной даты назначение помещений больше не важно, так как Федеральным законом от 11.10.2018 № 366‑ФЗ данная норма изложена в новой редакции, согласно которой фиктивная постановка на учет по месту пребывания – постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.

Симметричные поправки внесены и в п. 4 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона № 109‑ФЗ, определяющие основания для снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания, – теперь в них тоже не конкретизируется тип помещения.

Итак, если раньше к фиктивной регистрации относились только случаи постановки на учет иностранного работника в жилой недвижимости, то теперь назначение помещений значения не имеет. Поэтому если после 22.10.2018 компания зарегистрирует иностранного работника в нежилом помещении (например, офисе), хотя по факту он там не будет ни проживать, ни работать, то ей придется уплатить штраф за фиктивную регистрацию на основании ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ – как минимум 350 тыс. руб.

  • штрафа в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • принудительные работы до трех лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью);
  • или лишение свободы на срок до трех лет.

Ранее названная статья предусматривала аналогичную ответственность лишь за фиктивную регистрацию в жилых помещениях. И данный пробел в законодательстве позволял злоумышленникам безнаказанно регистрировать в одном нежилом помещении сотни, а то и тысячи иностранных граждан.

  • постановка на учет на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;
  • постановка на учет без намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для фактического проживания (пребывания);
  • постановка на учет по адресу организации, в которой лица не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.

Закон № 420‑ФЗ вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, то есть с 23.11.2018.

Страховые взносы: что и как?

На социальное страхование (в ФСС)

Согласно абз. 1 пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ общий тариф страховых взносов в ФСС установлен в размере 2,9 % в рамках принятой предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования (на 2018 год – 815 000 руб. – Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378).

Между тем в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов), в силу абз. 2 пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ должен применяться иной тариф – 1,8 % (также в пределах 815 000 руб.).

При этом иностранные граждане наравне с российскими гражданами имеют право на пособие по временной нетрудоспособности только при условии уплаты за них страхователем страховых взносов в ФСС за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступила временная нетрудоспособность иностранца (ч. 4.1 ст. 2 Закона № 255‑ФЗ). Сказанное подтверждают и чиновники Минтруда (см. Письмо от 21.04.2015 № 17‑3/10/В-2795). Несмотря на то, что разъяснения, данные в этом письме, обоснованы положениями п. 3 и 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ (ныне утратившего силу), они не потеряли актуальности, поскольку идентичные нормы в настоящее время содержатся в положениях гл. 34 НК РФ – правопреемника названного закона (в частности, в п. 1 и 3 ст. 430).

Таким образом, иностранные работники имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение, – без каких‑либо особых условий.

К сведению:

В соответствии с положениями ст. 2 Закона № 255‑ФЗ иностранные граждане, работающие в Российской Федерации по гражданско-правовым договорам, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не подлежат. Следовательно, взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются (Письмо Минфина России от 20.04.2018 № 03‑15‑06/26835).

При этом ст. 1.1 Закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем данными федеральными законами, то применяются правила международного договора.

На пенсионное страхование (в ПФ РФ)

Иностранные граждане, которые временно пребывают на территории РФ, работают на основании патента и с которыми работодатель заключил трудовой договор, являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования. Это следует из п. 1 ст. 7 Закона № 167‑ФЗ. Исключение – высококвалифицированные специалисты в соответствии с Законом № 115‑ФЗ.

Причем обозначенные граждане признаются подлежащими страхованию в ПФ РФ независимо от продолжительности заключенных с ними трудовых или срочных трудовых договоров, в том числе и в случаях, когда срочный трудовой договор с таким лицом заключен в общей сложности менее чем на шесть месяцев в течение календарного года.

Если ранее иностранный гражданин в России не работал и свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) у него нет, работодатель обязан оформить на него такое свидетельство в органах Пенсионного фонда (абз. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27‑ФЗ).

За работников данной категории работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для финансирования страховой пенсии граждан РФ, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в п. 2 ст. 22.1 Закона № 167‑ФЗ. Соответственно, с их доходов страхователи (работодатели) должны исчислить взносы в ПФ РФ (п. 2 ст. 33.1 Закона № 167‑ФЗ, упомянутое выше Постановление Правительства РФ № 1378):

  • с выплат, не превышающих 1 021 000 руб., – в размере 22 %;
  • с выплат свыше 1 021 000 руб. – в размере 10 %.

Обратите внимание:

Вознаграждения по гражданско-правовым договорам об оказании услуг (выполнении работ), выплачиваемые иностранным гражданам, временно пребывающим на территории РФ, облагаются только взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном Налоговым кодексом порядке (Письмо Минфина России № 03‑15‑06/26835).

На обязательное медицинское страхование

Перечень лиц, признаваемых застрахованными лицами в целях обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, приведен в ст. 10 Закона № 326‑ФЗ. Иностранные граждане, работающие по патенту, в их числе не поименованы. Следовательно, с выплат этим гражданам страхователи (работодатели) не обязаны уплачивать страховые взносы в ФОМС. На это обстоятельство обращает внимание и Минфин (см. Письмо № 03‑15‑06/26835).

По травматизму

Пункт 1 ст. 5 Закона № 125‑ФЗ гласит о том, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. В силу п. 2 названной статьи действие этого закона распространено в том числе на иностранных граждан.

Следовательно, все начисления иностранному работнику от работодателя являются объектом обложения страховыми взносами по травматизму и включаются в базу для начисления таких взносов на основании п. 1, 2 ст. 20.1 Закона № 125‑ФЗ.

Напомним, что тарифы страховых взносов по травматизму дифференцированы по классам профессионального риска и устанавливаются федеральным законом. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждена Приказом Минтруда России от 30.12.2016 № 851н. А тарифы на 2018 год (и плановый период 2019 и 2020 годов) определены Федеральным законом от 31.12.2017 № 484‑ФЗ (фактически в настоящее время применяются тарифы, установленные еще в 2005 году Федеральным законом от 22.12.2005 № 179‑ФЗ).

Пример

Компания в 2018 году заключила с иностранным гражданином, у которого есть патент, трудовой договор на шесть месяцев. Размер ежемесячного вознаграждения согласно условиям договора составляет 25 000 руб. Соответственно исчисленный доход работника за период действия трудового договора, включаемый в базу по страховым взносам, не достиг предельной величины (815 000 руб. на ОСС на случай ВНиМ, 1 021 000 руб. – в ПФ РФ). При этом основная экономическая деятельность компании относится ко 2‑му классу профессионального риска. Тариф страховых взносов по травмати­зму для указанной категории страхователей равен 0,3 % в силу норм ст. 1 Закона № 484‑ФЗ.

Ежемесячный размер страховых взносов, уплачиваемых компанией в данном случае, составит:

* Для наглядности расчет произведен исходя из выплат, производимых за месяц. Однако на практике страховые взносы и налогооблагаемая база рассчитываются нарастающим итогом с начала года (в данном конкретном случае – с начала действия трудового договора).

** Иностранный работник не является застрахованным лицом по этому виду обязательного страхования, соответственно, сумма взносов равна 0.

Исключения из общих правил.

Статьей 1.1 Закона № 255‑ФЗ, ст. 2 Закона № 326‑ФЗ и п. 1 ст. 7 НК РФ определено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено данными нормативными актами, применяются правила международного договора.

Договор о ЕАЭС относится как раз к международным договорам РФ, а это значит, что при начислении обязательных страховых взносов в отношении работающих в России граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии нужно руководствоваться прежде всего его нормами.

Согласно п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС социальное страхование (кроме пенсионного) работников из государств – членов союза производится на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Подчеркнем: в п. 5 ст. 96 данного договора сказано, что социальное страхование означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Иначе говоря, в настоящее время (то есть в 2018 году) выплаты и вознаграждения, осуществляемые гражданам из стран ЕАЭС, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами в ФСС и ФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ. Соответственно, работники указанных категорий имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России.

Таким образом, граждане из стран ЕАЭС являются застрахованными на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством независимо от их правового статуса на территории РФ в том же порядке, что и граждане РФ.

Теперь о том, что касается обязательного пенсионного страхования. Согласно п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС пенсионное обеспечение работников из государств – членов союза и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания или в соответствии с отдельным международным договором между государствами – членами союза. Причем о порядке начисления взносов на обязательное пенсионное страхование ни в этом пункте, ни в каком‑либо другом не сказано ни слова.

В Письме Минтруда России от 13.03.2015 № 17‑3/ООГ-268 по данному поводу говорится, например, следующее. С учетом того, что Договор о ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств – членов союза, а отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.

Таким образом, граждане из стран ЕАЭС, временно пребывающие на территории РФ и работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Суммы выплат в пользу таких иностранных граждан облагаются взносами на обязательное пенсионное страхование. Иначе говоря, если граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии работают в России, то взносы в ПФ РФ надо начислять согласно российскому законодательству – по правилам и тарифам, установленным Законом № 167‑ФЗ и гл. 34 НК РФ (см. также Письмо Минтруда России от 16.11.2016 № 17‑3/ООГ-1534).

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

  • обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
  • возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

  • физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
  • физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
  • физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.

Предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами ФСС по месту регистрации страхователя (работодателя застрахованного) или в случае его ликвидации по последнему месту регистрации юридического (физического) лица в качестве страхователя. Заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, могут быть представлены заявителем независимо от места жительства.


Полное наименование:

Государственная услуга по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти

Результат предоставления

Назначение единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат.

Срок предоставления

Стоимость

Заявители

  1. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
  2. За получением государственной услуги могут обратиться застрахованные — физические лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденного в установленном порядке и повлекшего утрату профессиональной трудоспособности:
    • физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного с юридическим лицом любой организационно‑правовой формы (в том числе иностранной организацией, осуществляющей свою деятельность на территории РФ и нанимающей граждан РФ) либо физическим лицом, нанимающим лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (страхователь);
    • физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
    • физические лица, выполняющие работу на основании гражданско‑правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами страхователь обязан уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Право на получение единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:

  • дети умершего, не достигшие возраста 18 лет, а также его дети, обучающиеся по очной форме обучения, — до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;
  • родители, супруг (супруга) умершего;
  • нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
  • другой член семьи умершего независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению федерального учреждения медико‑социальной экспертизы (учреждение медико‑социальной экспертизы) или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.

Право на получение ежемесячных страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:

  • дети умершего, не достигшие возраста 18 лет, а также его дети, обучающиеся по очной форме обучения, — до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;
  • ребенок умершего, родившийся после его смерти;
  • один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения медико‑социальной экспертизы или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
  • иные нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи застрахованного, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение ежемесячных страховых выплат после окончания ухода за этими лицами.

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

II. Дополнительные документы:

  1. Документы, удостоверяющие полномочия представителя:
    • доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством РФ;
    • документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя.

III. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. При наступлении страховых случаев, указанных в подпунктах 3, 5 п. I. данного раздела, — акт о несчастном случае на производстве, который представляется в территориальный орган Фонда страхователем в порядке, установленном статьей 230 Трудового кодекса Российской Федерации.
  2. При наступлении страховых случаев, указанных в подпунктах 4, 6 п. I. данного раздела:
    • акт о случае профессионального заболевания, который представляется в территориальный орган Фонда центром государственного санитарно‑эпидемиологического надзора, осуществляющим надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание;
    • извещение лечебно‑профилактического учреждения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), которое представляется в территориальный орган Фонда центром профессиональной патологии в порядке, установленном пунктом 14 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 №967;
    • заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания, которое представляется в территориальный орган Фонда центром профессиональной патологии в соответствии с пунктом 15 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 №967.
  3. При наступлении страховых случаев, указанных в подпунктах 3, 4 п. I. данного раздела:
    • заключение федерального государственного учреждения медико‑социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного (заключение), которое представляется в территориальный орган Фонда страхователем в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 №125‑ФЗ или федеральным учреждением медико‑социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 25 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 №78;
    • заключение федерального государственного учреждения медико‑социальной экспертизы о связи смерти застрахованного с несчастным случаем на производстве;
    • заключение федерального государственного учреждения медико‑социальной экспертизы или медицинской организации о признании детей, внуков, братьев и сестер застрахованного, достигших возраста 14 лет, нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
    • свидетельство о браке для супруга (супруги) умершего застрахованного, выдаваемое органами государственной регистрации актов гражданского состояния.
  4. При отсутствии справки о среднем месячном заработке застрахованного:
    • сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного у соответствующего страхователя за календарный год, предшествующий году, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, или по желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания — за последний календарный год работы, повлекшей такое заболевание, которые предоставляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации;
    • заключение федерального государственного учреждения медико‑социальной экспертизы о связи смерти застрахованного с несчастным случаем на производстве;
    • заключение федерального государственного учреждения медико‑социальной экспертизы или медицинской организации о признании детей, внуков, братьев и сестер застрахованного, достигших возраста 14 лет, нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
    • свидетельство о браке для супруга (супруги) умершего застрахованного, выдаваемое органами государственной регистрации актов гражданского состояния.
  5. При наступлении страховых случаев, указанных в подпунктах 5, 6 п. I. данного раздела, — свидетельство о смерти застрахованного, свидетельство о рождении ребенка умершего застрахованного, свидетельство о перемени имени, выдаваемые органами государственной регистрации актов гражданского состояния.

Документы, выдаваемые заявителю

  • Расписка-уведомление о приеме (регистрации) заявления.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие решение по предоставлению

Порядок обжалования

Заявитель вправе подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) Фонда и его территориальных органов, их должностных лиц, а также на решения и (или) действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги (жалоба).

Организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке.

  • руководителю территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу, на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Фонда;
  • в Фонд — на решения и действия (бездействие) руководителя территориального органа Фонда, должностного лица Фонда;
  • руководителю МФЦ — на решения и действия (бездействие) работника МФЦ;
  • учредителю МФЦ или иному лицу, уполномоченному на рассмотрение жалоб нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, — на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц

Особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) многофункционального центра, работников многофункционального центра устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами в соответствии со статьей 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 8, 9, 12, 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 36-ФЗ)

Статья 11. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", иных федеральных законов. Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 08.12.2010 № 343-ФЗ; от 29.12.2012 № 276-ФЗ; от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

11. Правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (Часть введена - Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

21. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(Статья введена - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 12. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

2) страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение;

3) обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее также - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом;

4) средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - денежные средства, формируемые за счет уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также имущество, находящееся в оперативном управлении страховщика;

5) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) - обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

6) средний заработок - средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с настоящим Федеральным законом исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая.

2. Иные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в других законодательных актах Российской Федерации.

(Статья введена - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 13. Страховые риски и страховые случаи

1. Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

2. Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона;

2) беременность и роды;

3) рождение ребенка (детей);

4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

(Статья введена - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 14. Виды страхового обеспечения

1. Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособие по беременности и родам;

3) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 26.05.2021 № 151-ФЗ)

4) единовременное пособие при рождении ребенка;

5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

6) социальное пособие на погребение.

(Статья введена - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"): (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 407-ФЗ)

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества; (В редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ)

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

4. Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральным законом "О погребении и похоронном деле". Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 45 настоящего Федерального закона.

41. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. (Часть введена - Федеральный закон от 01.12.2014 № 407-ФЗ)

5. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

6. Законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 21. Страхователи

1. Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации;

2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;

3) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

3. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

(Статья введена - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 22. Страховщик

1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.

2. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

3. Правовой статус и порядок организации деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации определяются федеральным законом.

(Статья введена - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

1) страхователей - юридических лиц одновременно с их регистрацией (снятием с учета) в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на основании представленных страховщику федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 486-ФЗ)

2) страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами банковские счета в кредитных организациях и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, одновременно с их регистрацией (снятием с учета) в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на основании имеющихся у страховщика документов; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

3) страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, по месту жительства указанных физических лиц одновременно с их регистрацией

Читайте также: