Отец взял с собой все что полагалось брать в дорогу тип придаточного

Обновлено: 18.05.2024

Цели урока: 1) познакомить учащихся с признаками придаточных изъяснительных, приёмами разграничения придаточных изъяснительных и определительных, присоединяемых омонимичными союзом и союзным словом что ; 2) научить определять значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять место придаточных изъяснительных в сложноподчинённых предложениях, определять средства связи придаточного с главным; 3) строить по заданному началу, опорным глаголам сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными; 4) различать придаточные изъяснительные и определительные, присоединяемые омонимичными союзом и союзным словом что ; 5) правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.

I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик читает сложноподчинённые предложения с придаточными определительными из упр. 116, указывает, какие из вариантов, выражающих определительные отношения, легче произносятся и воспринимаются.

Второй ученик записывает на доске сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (ответы на вопросы в форме сложноподчинённых предложений с придаточными определительными).

Например. Мне нравятся такие произведения о Великой Отечественной войне, в которых прав диво и без прикрас изображается этот тяжелый для нашего народа период истории.

Девятиклассники рецензируют ответы.

1. Орфографическая работа.

На доске записаны словосочетания:

(Не)известный писатель, совершенно (не)известный писатель, вовсе (не)известный писатель, (не)нужные хлопоты, (не)свойственная актёру манера играть, (не) прочитанное письмо, (не)жданный гость, (не)виденный мною фильм, (не)сказанная красота, вовсе (не)победимая натура, (не)лишённый юмора юноша.

— Составьте с данными словосочетаниями пять сложноподчинённых предложений с придаточными определительными и начертите их схемы.

III . Изучение нового материала.

1. Учащиеся анализируют предложения, записанные на доске.

1) В газетах пишут о том, как проходит подготовка к Олимпиаде.

2) Петров спросил друга, далеко ли до деревни.

3) Петров с удивлением спросил, где же деревня.

Учитель предлагает учащимся план анализа сложноподчинённых предложений.

Рекомендации учителю : этот план можно использовать для всех типов сложноподчинённых предложений.

1. Определите тип предложения, сколько простых предложений входит в него (найдите и подчеркните грамматические основы).

2. Найдите главное предложение.

3. Прочитайте придаточное предложение и определите его место по отношению к главному.

4. Определите, что поясняет придаточное (всё главное, слово или словосочетание), поставьте вопрос от главного предложения к придаточному.

5. Назовите тип придаточного.

6. Укажите способ соединения придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, интонация).

7. Выясните, есть ли в главном предложении указательное слово.

8. Объясните знаки препинания.

9. Составьте графическую схему предложения.

Анализ проводится по плану с акцентом на роль указательных слов (предложение без придаточного не закончено).

Девятиклассники делают вывод, что придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы, относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного изъяснения. Чаще всего это глаголы, реже — прилагательные, существительные, слова категории состояния. Придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению при помощи союзов и союзных слов. Союзы и союзные слова вносят в предложение различные смысловые оттенки, но изъяснительные отношения между главным и придаточным предложениями остаются.

В главном предложении могут быть указательные слова, они являются дополнениями и играют стилистическую роль, подчёркивая значимость того слова, к которому необходимо пояснение.

Рекомендации учителю : при анализе второго и третьего предложений важно вспомнить правило о прямой и косвенной речи, обратить внимание на их отличие в интонации, знаках препинания.

Пауза между простыми предложениями в придаточных изъяснительных менее чёткая по сравнению с другими видами придаточных, поэтому в сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными учащиеся часто допускают пунктуационные ошибки. Вопросительные слова при прямом вопросе в придаточном изъяснительном приобретают значение союза или союзного слова; если нет вопросительного слова, то употребляется вопросительная частица ли , которая при этом приобретает значение союза; знак вопроса в конце предложений, представляющих собой косвенный вопрос, не ставится.

Обратите внимание учеников на союзы и союзные слова, данные в зелёной рамке на с. 75.

Учащиеся наблюдают материал на с. 74, отвечают на вопрос:

Что обозначают глаголы-сказуемые, к которым относится придаточное предложение?

Девятиклассники читают теоретический материал на с. 75.

IV . Закрепление материала.

1. В упр. 117 надо переписать сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, ставя выделительные запятые. В главном предложении следует отметить значком х поясняемое слово, в изъяснительных придаточных указать союзы, союзные слова.

2. В упр. 118 ученики заканчивают предложения так, чтобы придаточное предложение было изъяснительным. Для связи главного и придаточного предложений используются союзы что или будто, как будто . Союзы заключаются в овал. Девятиклассники задают вопросы к придаточным.

3. Конструирование (упр. 119).

Учащиеся составляют сложноподчинённые изъяснительные предложения, используют в качестве сказуемых главного предложения данные в упражнении слова, присоединяют придаточные с помощью союза чтобы или что.

4. Упр. 120 выполняется устно.

Учащиеся рассказывают о знаках препинания при диалоге, приводят примеры. Передают содержание диалогов между школьниками в форме сложноподчинённых предложений с изъяснительными придаточными.

В предложениях, записанных на доске, девятиклассники исправляют стилистические ошибки.

1) Он спросил, что долго ли художник работал над картиной и о чём хотел в ней рассказать.

2) Алёша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рас сказ.

3) Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли книги им верными друзьями.

1. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

а) Лёнин отец умер так рано, что мальчик его даже не помнит.

б) Оказалось, что штаб дивизии находится рядом.

в) Это была одна из тех ужасных гроз, которые разражаются иногда над низменностями.

г) Не мил и свет, если друга нет.

2. Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях изъяснительное придаточное служит для передачи косвенной речи.

а) Комендант сказал, что сажать на поезд в этом направлении не приказано никого, кроме военнослужащих.

б) Я спросил, какая сегодня будет погода.

в) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.

г) Потом Дерсу рассказал мне, что ему теперь пятьдесят три года, что у него никогда не было дома.

3. Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях изъяснительное придаточное прикрепляется к поясняемому слову при помощи союзов.

а) Возвратившиеся с разведки казаки сообщили, что видели много звериных следов.

б) Мне показалось, что под кустом у того берега обязательно должен прятаться рак.

в) Все толпились, суетились, нетерпеливо спрашивали, когда и куда пойдут поезда.

г) Не откладывай на завтра того, что можно сделать сегодня.

V . Домашнее задание дифференцированного характера:

б) выписать из произведений художественной литературы шесть сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. В изъяснительных придаточных обведите союзы овалом, союзные слова подчеркните как члены предложения.

Урок 30. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными (продолжение темы)

I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик устно рассказывает о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными (по § 23).

Второй ученик доказывает, что в одних предложениях союз что присоединяет придаточное изъяснительное, а в других — определительное (по упр. 121).

Третий ученик читает шесть сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными, называет поясняемое слово, объясняет, чем изъяснительное придаточное прикрепляется к поясняемому слову (союзом или союзным словом).

На доске проецируется текст с пропущенными орфограммами и пунктограммами.

Человек появляется на свет на земле. Тут он р..стёт узн..ёт мир и жизнь. Узн..ёт ласковые руки матери и ж..сткие рабочие руки отца. Познаёт память о тех кто жил до него кто своим трудом укр..шал землю на котор..й он живёт. Он позн..ёт чу..тво ответств..ности перед родивш..й его землёй которая дала ему всё.

В пр..даниях всех народов любимые герои набирались сил пр..падая к родной земле. Землёй кл..лись. Горсть родной земли брали с собой отпр..вляясь в дальние страны. Из любви к самому сокровенному и дорогому клочку земли рождается любовь молодых людей ко всей великой Отчизне нашей рождается ист..но сыновнее чу..тво к ней.

Мы знаем какие страшные раны нанос..т война земле. И нет у землян ныне ничего важнее мира.

Задание: спишите текст, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, графически обозначьте их выбор. Подчеркните обособленные обстоятельства. Начертите схемы сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Устно сделайте анализ текста по плану, данному в учебнике на с. 194.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 122 учащиеся списывают текст, вставляя пропущенные знаки препинания в сложноподчинённых предложениях, определяют вид придаточных. Устно объясняют знаки препинания при диалоге, читают текст, выделяя нужным тоном реплики диалога.

2. Творческая работа.

Я убеждён. Я считаю. Я согласен с тем. Могу с уверенностью сказать. Мне кажется. Меня привлекает мысль о том.

— Исправьте и объясните ошибки в построении предложений, запишите предложения в исправленном виде.

1) Судья указал участнику матча, что вы нарушили правила.

2) Алёша сказал, что если бы я знал о срыве игры, то не допустил бы этого.

3) Мне долго пришлось доказывать о том, что Алёша прав.

4) Я понятия не имел, что сколько ещё времени надо ехать до нужной остановки.

4. Сжатое изложение по упр. 123 на с. 78.

IV. Домашнее задание дифференцированного характера:

б) дополнить предложения:

1) Узнайте пожалуйста, когда …

2) Я посмотрел в окно и увидел, что …

3) Сообщите, пожалуйста, кто .

Урок 31. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места (§ 24—25)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами обстоятельственных придаточных предложений, с тремя основными группами придаточных обстоятельственных: времени и места; причины, следствия, условия, уступки, цели; образа действия, меры, степени, сравнения; 2) уяснить признаки придаточных времени и места; 3) научить определять значение придаточных времени и места, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, различать придаточные времени и места, составлять по указанным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени; 4) производить синонимическую замену придаточных времени другими синтаксическими средствами, правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными времени и места.

I . Проверка домашнего задания.

2. Девятиклассники выполняют работу над ошибками, допущенными в сжатом изложении (упр. 123).

II. Повторение материала.

1. Учащиеся делают синтаксический разбор предложения, записанного на доске.

Когда-нибудь с годами припомним мы с друзьями, как по дорогам звёздным вели мы первый путь. (В. Н. Войнович)

2. Девятиклассники находят в тексте предложения числительное и делают его морфологический разбор.

Рекомендации учителю: слабым учащимся можно предложить план морфологического разбора числительного, данный в учебнике на с. 195.

3. Учитель просит назвать отдельно в разобранном предложении обстоятельства, определить, чем они выражены, на какие вопросы отвечают.

— Какие виды обстоятельств вам известны? Приведите примеры.

Учитель сообщает, что подобные значения имеют придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.

III . Объяснение нового материала.

1. Учащиеся рассматривают схему на с. 79, называют виды обстоятельственных придаточных предложений, делают вывод, что придаточные обстоятельственные делятся на три группы:

а) придаточные времени и места;

б) придаточные причины, следствия, условия, уступки, цели;

в) придаточные образа действия, меры, степени, сравнения.

Далее учащиеся анализируют материал на с. 80, ставят вопросы к выделенным придаточным предложениям времени и места, делают вывод, что в сложноподчинённом предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

В сложноподчинённом предложении с придаточным места придаточное указывает на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

Затем учащиеся читают теоретический материал на с. 78, 80. Учитель обращает внимание девятиклассников на правописание составных союзов, имеющих указательные слова перед тем как, до тех пор пока, с тех пор как, в то время как.

Учащиеся узнают, что если читающий выделяет указательные слова, относя их к главному предложению, то они становятся членами главного предложения, на них падает логическое ударение, благодаря чему более чётко выступают временные отношения, запятая ставится в зависимости от интонации, но только один раз.

I V . Закрепление материала.

1. В упр. 124 учащиеся списывают сложноподчинённые предложения, задают вопросы к придаточным времени, заключают в овалы временные союзы.

2. В упр. 125 списывают сложноподчинённые предложения, задавая вопросы к придаточным места, союзные слова подчёркивают как члены предложения, отмечают указательные слова, к которым относятся придаточные места.

3. Самостоятельная работа (по упр. 126).

На доске записаны предложения.

1) В Москве ложатся спать. На Камчатке уже встают.

2) Раздался сигнал к отправлению поезда. Провожающие ста ли прощаться.

3) Мой друг почти не изменился. Мы виделись в последний раз.

4) Начались занятия. Мы решили организовать свой оркестр.

Задание: составьте из двух простых предложений сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

1. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места (знаки препинания не расставлены).

а) Счастье грибника в том чтобы в субботу на заре попасть в заветное место.

б) Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к гравюрам и хорошей музыке.

в) Настоящего человека всегда тянет туда где трудно.

г) Близкого человека только тогда поймёшь когда с ним расстанешься.

2. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

а) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

б) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

в) Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

г) Молодёжь должна быть достойна эпохи, в которой она живёт.

3. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором союз как находится в главном предложении.

а) Как приду я на гулянье, / Он танцует и поёт.

б) Только я вошёл в гостиную, как вдруг дверь бильярдной распахнулась.

в) Я помню, бедный, он слезами обливался, / Как с вами расставался!

г) Уже более трёх часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.

V . Домашнее задание дифференцированного характера:

б) написать сочинение-миниатюру с использованием сложноподчинённых предложений с придаточными времени и места.

Похожие документы:

“Сложное предложение”

. и углубление знаний учащихся по теме “Сложное предложение”; Задачи урока: Образовательные: овладение исследовательскими . боли”. Использовать в сочинении разные конструкции сложных предложений. Данное домашнее задание позволяет провести .

Сложные предложения, бессоюзные сложные предложения

. продолжают таять. 1) бессоюзное сложное предложение 2) сложное предложение с разными видами связи 3) сложноподчиненное предложение 4) простое предложение с обособленным приложением .

Сложное предложение с союзами и, а, но

. понял. - Расскажите всё об этом предложении? (Сложное предложение, состоит из двух частей, называют . на уроке было много предложений из стихотворений. Сложные предложения делают нашу речь богаче .

I. Понятия и признаки сложного предложения

. ГЛАВА I. Понятия и признаки сложного предложения……………………….6 1.1 Определение сложного предложения……………………………………..6 1.2 Классификация сложных предложений…………………………………10 1.3 Сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами .

Урок по русскому языку в 4 классе. Тема: Сложные предложения

. членами и сложное предложения, объяснять постановку знаков препинания в сложных предложениях. Упражняться в распознавании простых и сложных предложений, применять их .

ОПРЕДЕЛИТЬ ТИПЫ ПРИДАТОЧНЫХ 1) Он шагал, заботясь, чтобы щебень не скрипел под ногами.

2) Проснувшись, я увидел, что уже два часа дня.

3) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

5) Если ты что - нибудь делаешь, делай хорошо.

6) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

7) Яхта изменила курс, так как попала в туман.

8) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.

9) Я помню время, когда ты был еще ребенком.

10) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.

11) Там, где был родник, мы сделали привал.

12) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

13) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

14) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

15) Он счастлив, что видит тебя.

16) Этот слепой не так слеп, как это кажется.

17) Я сказал, что люблю осенний лес.

18) Как только он вошёл в сени, его охватила свежесть ночи.

19) Надо дать жизнь такой книге, которая бы звучала и жила долго.

20) Я стал припоминать, когда мы могли встретиться.

21) Я вернусь, когда раскинет ветви по - весеннему наш белый сад.

22) Мы узнали, когда был создан роман А.

23) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

24) Впервые я услышал, как шелестит лист, падающий поздней осенью с дере - ва.

25) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покры - тых густым лесом.


1. Обстоятельственное образа действия.

(так как вопрос задаём ".

На поляну КАКУЮ.

(Определения даны по Т.

А. Ладыженской, по В.

В. Бабайцевой - по - другому).


Осень - самое красивое время года?

Осень - самое красивое время года.

Падают желтые листья, в полях собирают урожай, а в лесу растут грибы.

Мы с родителями ездим в лес за грибами.

Я очень люблю собирать грибы и слушать шорох листвы под ногами.


Сочинение о том как ты впервые побывал в библиотеке?

Сочинение о том как ты впервые побывал в библиотеке.

Что удивило тебя там?


Сигтаксический разбор впервые я усышал шелест падающего листа, неясный звук, который был похож на детский шепот?

Сигтаксический разбор впервые я усышал шелест падающего листа, неясный звук, который был похож на детский шепот.


Докажите, что насыщенность этого текста шипящими и свистящими звуками помогает "услышать" шелест опадающих осенних листьев?

Докажите, что насыщенность этого текста шипящими и свистящими звуками помогает "услышать" шелест опадающих осенних листьев.

Как называется такой приём?

Уж небо осенью дышало,

Уж реше солнышко блестало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.


1. Укажите верное утверждение ; 1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним?

1. Укажите верное утверждение ; 1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.

2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.

3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

2 ; В каком предложении что является союзным словом?

1) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.

2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит ле - бяжьей шеей рожь.

3) Спасибо, что не забываете старика.

3 ; Определите тип подчинения придаточных предложений.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

4 ; Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

1) Я вернусь, когда раскинет ветви по - весеннему наш белый сад.

2) Мы узнали, когда был создан роман А.

3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

Найдите предложение с речевой ошибкой.

1) Надо дать жизнь такой книге, которая бы звучала и жила долго.

2) Я прочитала книгу, в которой рассказывается о писателе, который жил в нашем городе.

3) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом.

Найдите лишнее предложение.

1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.

2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.

3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

7 ; Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Пока собирались в обратный путь, резко похолодало и подул сильный ветер.

2) Ветер утих, и дождь перестал, когда мы были уже в пути.

3) Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.

Составьте схему предложения.

Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.

9. Расставьте в предложении знаки препинания.

Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком как нуждаются они в эти годы в наши дни когда жизнь всесторонне изменяется создается множество нового и все требует новых словесных форм.

10. Расставьте знаки препинания.

Как нужно переделать предложение, чтобы его пунктуация изменилась?

Я заметил что куда ни придешь найдешь что - нибудь замечательное помогите плисс это тест.


Проставить запятые : говорили что коррида завораживает и когда мы впервые попали туда нас действительно охватило что - то необъяснимое?

Проставить запятые : говорили что коррида завораживает и когда мы впервые попали туда нас действительно охватило что - то необъяснимое.


Он пошел туда, где узкой полоской чернел лес?

Он пошел туда, где узкой полоской чернел лес.

Хотя я недавно читал эту книгу, плохо помню ее содержание .


1. Найдите придаточное изъяснительное :А) Ты рада, что ты дома?

1. Найдите придаточное изъяснительное :

А) Ты рада, что ты дома?

Б) Куда река пошла, там и русло будет.

В) Аэродром, где приземлился самолёт, был недалеко от центра.

2. Укажите тип придаточного предложения по значению :

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

3. Найдите СПП с придаточным места :

А) На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли к вечеру.

Б) Вскоре он понял, где он находится.

В) Иди, куда влечёт тебя свободный ум.

4. Найдите СПП с придаточным времени :

А) Ветер налетел с той стороны, откуда мы его не ждали.

Б) Пока не взошло солнце, дышать было легко.

В) Мы точно знали, когда приезжают артисты.

5. Найдите СПП с придаточным причины :

А) Чтобы волосы не падали на лоб, Никита повязал их лентой.

Б) Щенок скулит так жалобно, будто плачет ребёнок.

В) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

6. Найдите СПП с придаточным цели :

А) Он шагал, заботясь, чтобы щебень не скрипел под ногами.

Б) Проснувшись, я увидел, что уже два часа дня.

В) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

7. Найдите СПП с придаточным условия :

А) Если ты что - нибудь делаешь, делай хорошо.

Б) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

В) Яхта изменила курс, так как попала в туман.

8. Какое предложение соответствует схеме : [Х], (когда…).

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.

Б) Я помню время, когда ты был еще ребёнком.

В) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.

9. Какое предложение соответствует схеме : [Х , (где…), ].

А) Там, где был родник, мы сделали привал.

Б) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

В) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

10. Укажите тип придаточного предложения по значению :

Кабы куст не был мил, соловей бы гнезда не вил.

11. Укажите тип предложения :

Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

А) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

Б) Было уже совсем тепло, хотя ещё лежал снег.

В) Не успело солнце пригреть землю – загудело всё небо.


Помогите надо написать сочинение на тему "Как я впервые побывал в театре или музее", я не помню.

Даю 40 баллов за ответ или заблокаю.


Составьте схемы спп, определите виды придаточных предложений?

Составьте схемы спп, определите виды придаточных предложений.

1) Мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.

2) Молодость привлекает тем , что имеет будущее.

3) Он пошел туда , где узкой полоской чернел лес.

4) Хотя я недавно читал эту книгу , плохо помню её содержание.

5) Когда идешь в дальнюю дорогу , то уже не разбираешь погоды.

6) Всегда отыщешь новизну вокруг, если меняешься сам.

7) Недаром говорится, что дело мастера боится.

8)Чтобы не заблудиться в лесу , я беру с собой компас.

9) Мне хотелось уйти туда , где можно спокойно предаться своим мыслям.

10) Как только мы вошли в лес , сразу попали на тропинку.

Вы находитесь на странице вопроса ОПРЕДЕЛИТЬ ТИПЫ ПРИДАТОЧНЫХ 1) Он шагал, заботясь, чтобы щебень не скрипел под ногами? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.


Как я гулялас сетрой. Однажды летом, когда был ясный и солнечный день, мы с сестрой отправились на полянку. Там было много красивых цветов : одуванчики, незабудки, ромашки. А над ними летали очень красивые бабочки! Моя сестричка загляделась и нач..


Комический эффект основан на словосочетание " бабье лето".


Комический эффект диалога основан на словах "бабьего лета" это иммелось не значение бабье лето когда паутинки летают а бабье лето это женское лето.


Приклеить : приклею, приклеем, приклеют, преклеет Утроять - утрою, утроем, утроют, утроет Подчинять : подчиню, подчиним, подчинят, подчинит.


Однозначны слова Листопад, брюки, иголка, торт, скворечник, гитара. Многозначные слова Лист, ручка, тарелка, звезда.

Сложноподчинённое пред­ло­же­ние скла­ды­ва­ет­ся из глав­ной части и зави­си­мо­го от неё при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния.

Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нён­ных пред­ло­же­ний с раз­ны­ми вида­ми при­да­точ­ных частей.

Что такое сложноподчиненное предложение?

Сложноподчинённое пред­ло­же­ние состо­ит из двух и более про­стых пред­ло­же­ний, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а дру­гое — зави­си­мым. Зависимость одно­го пред­ло­же­ния от дру­го­го выра­жа­ет­ся под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми и союз­ны­ми сло­ва­ми.

Часть, в кото­рой нахо­дит­ся под­чи­ни­тель­ный союз или союз­ное сло­во, явля­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем, соот­вет­ствен­но, часть, в кото­рой их нет, назы­ва­ет­ся глав­ным пред­ло­же­ни­ем, или глав­ной частью.

ОпределениеСложное пред­ло­же­ние, в кото­ром одно про­стое пред­ло­же­ние по смыс­лу под­чи­не­но дру­го­му и свя­за­но с ним под­чи­ни­тель­ным сою­зом или союз­ным сло­вом, назы­ва­ет­ся слож­но­под­чи­нён­ным.

Сложноподчиненные предложения, спп

Синтаксически зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем.

Связь меж­ду глав­ным и при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем более тес­ная, чем в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, где его части сохра­ня­ют отно­си­тель­ную само­сто­я­тель­ность. Например, рас­смот­рим пред­ло­же­ние:

Было ясно, что дед с отцом не успе­ют закон­чить к вече­ру кры­шу дома.

Подчинительные сою­зы и союз­ные сло­ва выра­жа­ют раз­лич­ные смыс­ло­вые отно­ше­ния меж­ду глав­ной и при­да­точ­ной частя­ми. В зави­си­мо­сти от это­го раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний:

  • с при­да­точ­ны­ми опре­де­ли­тель­ны­ми,
  • с при­да­точ­ные изъ­яс­ни­тель­ны­ми,
  • с при­да­точ­ны­ми обсто­я­тель­ствен­ны­ми.

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния так­же мож­но раз­де­лить на две боль­шие груп­пы в зави­си­мо­сти от того, отно­сит­ся ли при­да­точ­ная часть к одно­му сло­ву в глав­ной части или пояс­ня­ет её всю. В глав­ной части одно сло­во пояс­ня­ют сле­ду­ю­щие при­да­точ­ные части:

  • опре­де­ли­тель­ные
  • изъ­яс­ни­тель­ные
  • обра­за дей­ствия
  • меры и сте­пе­ни
  • места.

Поясняют все глав­ное пред­ло­же­ние при­да­точ­ные части:

  • вре­ме­ни
  • цели
  • при­чи­ны
  • уступ­ки
  • след­ствия
  • услов­ные
  • срав­ни­тель­ные.

Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей

Предложения с придаточными изъяснительными

Я стал дожи­дать­ся, ско­ро ли сол­ныш­ко вста­ет (И. Никитин).

Смотри, как роща зеле­не­ет, паля­щим солн­цем обли­та (Ф. И. Тютчев)

Я уве­рил себя, что эта осень пер­вая и послед­няя в моей жиз­ни (К. Паустовский).

Предложения с придаточными определительными

Придаточное опре­де­ли­тель­ное пред­ло­же­ние пояс­ня­ет сло­во с пред­мет­ным зна­че­ни­ем в соста­ве глав­но­го пред­ло­же­ния и отве­ча­ет на вопро­сы какой? каков? чей?

Милы мне не жар­кие стра­ны, где кры­ла­тые паль­мы вид­ны, а вот эти седые туман и мох­на­тые лапы сос­ны (Кежун).

Дайте дело такое, что­бы серд­це горе­ло и не зна­ло покоя (Лев Ошанин).

Дополнительный мате­ри­алСм. еще при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Предложения с придаточными образа действия

Следует про­жить свою жизнь так, что­бы потом не было за что крас­неть.

Она гово­ри­ла так, как буд­то дер­жа­ла что-то за щекой.

Дополнительный мате­ри­алПродолжим зна­ком­ство с при­ме­ра­ми слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным обра­за дей­ствия из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Предложения с придаточными меры и степени

Биатлонистка Дарья Домрачева про­шла дистан­цию быст­рее, чем пред­по­ла­га­ли жур­на­ли­сты.

Время шло мед­лен­нее, чем капа­ла в боч­ку дож­де­вая вода с кры­ши.

Дождь про­шел так быст­ро, что зем­ля в саду под ябло­ня­ми не успе­ла как сле­ду­ет намок­нуть.

Дополнительный мате­ри­алСм. еще несколь­ко при­ме­ров пред­ло­же­ний.

Предложения с придаточными места

Там, где люди борют­ся с пур­гой, вста­нет над тай­гой наш город юный (М. Исаковский).

Куда ведёт путь пря­мой, туда не ездят на кри­вой.

Где нет зна­ний, там нет и сме­ло­сти.

Куда дере­во под­руб­ле­но, туда оно и валит­ся.

Предложения с придаточными времени

Придаточные вре­ме­ни пояс­ня­ют все глав­ное пред­ло­же­ние и отве­ча­ет на вопро­сы когда? как дол­го? с каких пор?

Когда зашло солн­це, мы вер­ну­лись на бивак.

Как толь­ко насту­пил рас­свет, тури­сты дви­ну­лись в путь.

Пока я дышать умею, я буду идти впе­ред (Лев Ошанин).

Дополнительный мате­ри­алЕще при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ной частью вре­ме­ни из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Предложения с придаточными цели

Придаточное пред­ло­же­ние цели назы­ва­ет цель, а глав­ное — пред­по­сыл­ку, кото­рая обес­пе­чи­ва­ет дости­же­ние ука­зан­ной цели. От глав­но­го пред­ло­же­ния зада­дим к нему вопро­сы с какой целью? зачем? для чего?

Ребята оста­лись в шко­ле после уро­ков, что­бы поиг­рать в волей­бол.

Наконец, сму­ща­ясь и крас­нея, она повер­ну­лась ко мне, что­бы спро­сить об этом.

Мне нужен мир, чтоб всей зем­ле моей вовек не знать воен­но­го пожа­ра (А. Безыменский).

Предложения с придаточными причины

Придаточная часть при­чи­ны ука­зы­ва­ет при­чи­ну того, о чем гово­рит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, и отве­ча­ет на вопро­сы поче­му? отче­го? по какой при­чине?

Никогда не отка­зы­вай­тесь от мало­го в рабо­те, ибо из мало­го стро­ит­ся вели­кое.

Может, Блок искал эту тиши­ну и бли­зость моря, пото­му что она воз­вра­ща­ет смя­тен­но­му чело­ве­че­ско­му серд­цу спо­кой­ствие (К. Паустовский).

Он вла­дел оди­на­ко­во пло­хо все­ми евро­пей­ски­ми язы­ка­ми и в раз­го­во­ре посто­ян­но пере­ме­ши­вал их, ковер­кал сло­ва, может быть, несколь­ко умыш­лен­но, посколь­ку в каж­дом акро­ба­те все­гда сидит немно­го кло­у­на (Александр Куприн).

Предложения с придаточными уступительными

Действие в глав­ном пред­ло­же­нии раз­во­ра­чи­ва­ет­ся вопре­ки тому, о чем гово­рит­ся в при­да­точ­ной усту­пи­тель­ной части. Придаточная уступ­ки отве­ча­ет на вопро­сы несмот­ря на что? вопре­ки чему?

Человек дол­жен тру­дить­ся в поте лица, кто бы он ни был (А. Чехов).

Хотя утро было пре­крас­ное, но выеха­ли в поле не так рано (С. Аксаков).

Пускай шумит вол­на морей, утёс гра­нит­ный не пова­лит (М. Лермонтов).

Как ни про­зрач­на стек­лян­ная кры­ша, но она не ясное небо (В. Гаршин).

Предложения с придаточными условными

В при­да­точ­ной услов­ной части содер­жит­ся усло­вие, в рам­ках кото­ро­го раз­ви­ва­ет­ся собы­тие, обо­зна­чен­ное в глав­ной части.

Ты дол­жен посвя­тить оте­че­ству свой век, коль хочешь навсе­гда быть чест­ный чело­век (Фонвизин).

Если по-русски скро­ен, и один в поле воин (Пословица).

Когда я зря мину­ту поте­рял, мне жаль себя (С. Островой).

Предложения с придаточными следствия

Придаточные след­ствия ука­зы­ва­ют на итог, резуль­тат, выте­ка­ю­щий из того, о чем идет речь в глав­ной части. От глав­ной части к при­да­точ­ной зада­ет­ся вопрос что яви­лось след­стви­ем?

Село Уклеево лежа­ло в овра­ге, так что с шос­се и со стан­ции вид­ны были толь­ко коло­коль­ня и тру­бы сит­це­на­бив­ной фаб­ри­ки… (А. Чехов).

Не было ни одной туч­ки, вслед­ствие чего небес­ный свод казал­ся голу­бой хру­сталь­ной чашей (А. Чехов).

Тихий звук сна­ру­жи не дохо­дил в ком­на­ту, так что в этой тишине посту­ки­ва­ние маят­ни­ка каза­лось силь­ным зву­ком (Л. Толстой).

Предложения с придаточными сравнения

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ны­ми срав­не­ния два собы­тия срав­ни­ва­ют­ся, упо­доб­ля­ют­ся друг дру­гу.

На низине, за опуш­кой кри­ча­ли чиби­сы, точ­но пла­ка­ли малень­кие дети (С. Сергеев-Ценский).

Закружилась листва золо­тая в розо­ва­той воде на пру­ду, слов­но бабо­чек лёг­кая стая с зами­ра­ньем летит на звез­ду (С. Есенин).

Жизнь тече­нье своё изме­ни­ла, как река изме­ня­ет рус­ло (Н. Некрасов).

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Русский язык. 9 класс. Урок № 29.

Цель урока: формировать навыки работы со сложноподчиненными предложениями.

Задачи урока:

Образовательные

- совершенствовать умения различать типы сложных предложений;

- определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;

- устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП;

- составлять схемы предложений СПП;

- определять вид придаточного предложения (более подробно – рассмотреть СПП с придаточными времени).

Развивающие

- развивать синтаксические навыки;

Воспитательные

- воспитывать бережное отношение к родному языку на примере предложений из художественных произведений.

Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:

(1) Наступила вторая кадриль которую я танцевал с Сонечкой. (2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незнакомый лес. (3) Надо только стать таким образом чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней. (4) Когда хозяин вышел и унес с собой свет опять наступили потемки.

(1) Наступила вторая кадриль , которую я танцевал с Сонечкой .

СПП с придаточным определительным.

(2) Владимир с ужасом увидел , что он заехал в незнакомый лес .

СПП с придаточным изъяснительным.

(3) Надо только стать таким образом , чтобы Полярная звезда очутилась над колокольней .

СПП с придаточным образа действия.

(4) Когда хозяин вышел и унес с собой свет , опять наступили потемки .

СПП с придаточным времени.

Задание № 2: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений времени:

(1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (2) В то время как я вздремнул, взошла луна. (3) Едва я вскочил в седло, как конь, совершенно не обращая на меня внимания, понесся по улице. (4) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. (5) Пока горел костер, было светло и тепло. (6) Когда я к нему ни приду, он всегда за работой. (7) С тех пор как погиб отец, заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат. (8) Пока мы собирались, пришел отец. (9) Надо было ждать, пока пришлют кого-нибудь на помощь. (10) Уже более двух часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.

(1) Лишь только я с крутых высот спустился , свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (2) В то время как я вздремнул , взошла луна. (3) Едва я вскочил в седло , как конь, совершенно не обращая на меня внимания, понесся по улице. (4) Как солнышко пригреет , красна ягодка добреет. (5) Пока горел костер , было светло и тепло. (6) Когда я к нему ни приду , он всегда за работой. (7) С тех пор как погиб отец , заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат. (8) Пока мы собирались , пришел отец. (9) Надо было ждать, пока пришлют кого-нибудь на помощь . (10) Уже более двух часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам .

(1) Я хочу, чтобы он пришел. (СПП с придаточным изъяснительным).

(2) Каждый раз, когда я приходил, Олеся встречала меня с своим приятным сдержанным достоинством.

(3) Волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки. (СПП с придаточными меры и степени).

(4) Когда столяр строгал или читал газету, Федя обыкновенно играл с Каштанкой.

(5) Мать остановила его вопрос движением руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом самой справедливости. (СПП с придаточными образа действия).

(6) Он засмеялся и пошел, куда захотелось ему. (СПП с придаточным места).

(7) Пока в цехе шли обычные операции, здание тонуло во мраке.

(8) Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел. (СПП с придаточным места).

(9) Тетка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали. (СПП с придаточным места).

(10) Едва жандармы начали обыск, вернулся из театра Кирилл.

Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:

(1) Наступила вторая кадриль которую я танцевал с Сонечкой. (2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незнакомый лес. (3) Надо только стать таким образом чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней. (4) Когда хозяин вышел и унес с собой свет опять наступили потемки.

Задание № 2: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений времени:

(1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (2) В то время как я вздремнул, взошла луна. (3) Едва я вскочил в седло, как конь, совершенно не обращая на меня внимания, понесся по улице. (4) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. (5) Пока горел костер, было светло и тепло. (6) Когда я к нему ни приду, он всегда за работой. (7) С тех пор как погиб отец, заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат. (8) Пока мы собирались, пришел отец. (9) Надо было ждать, пока пришлют кого-нибудь на помощь. (10) Уже более двух часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.

Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:

(1) Наступила вторая кадриль которую я танцевал с Сонечкой. (2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незнакомый лес. (3) Надо только стать таким образом чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней. (4) Когда хозяин вышел и унес с собой свет опять наступили потемки.

Задание № 2: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений времени:

(1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (2) В то время как я вздремнул, взошла луна. (3) Едва я вскочил в седло, как конь, совершенно не обращая на меня внимания, понесся по улице. (4) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. (5) Пока горел костер, было светло и тепло. (6) Когда я к нему ни приду, он всегда за работой. (7) С тех пор как погиб отец, заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат. (8) Пока мы собирались, пришел отец. (9) Надо было ждать, пока пришлют кого-нибудь на помощь. (10) Уже более двух часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.

Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:

(1) Наступила вторая кадриль которую я танцевал с Сонечкой. (2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незнакомый лес. (3) Надо только стать таким образом чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней. (4) Когда хозяин вышел и унес с собой свет опять наступили потемки.

Задание № 2: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений времени:

(1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (2) В то время как я вздремнул, взошла луна. (3) Едва я вскочил в седло, как конь, совершенно не обращая на меня внимания, понесся по улице. (4) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. (5) Пока горел костер, было светло и тепло. (6) Когда я к нему ни приду, он всегда за работой. (7) С тех пор как погиб отец, заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат. (8) Пока мы собирались, пришел отец. (9) Надо было ждать, пока пришлют кого-нибудь на помощь. (10) Уже более двух часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.

Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:

(1) Наступила вторая кадриль которую я танцевал с Сонечкой. (2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незнакомый лес. (3) Надо только стать таким образом чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней. (4) Когда хозяин вышел и унес с собой свет опять наступили потемки.

Задание № 2: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений времени:

(1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (2) В то время как я вздремнул, взошла луна. (3) Едва я вскочил в седло, как конь, совершенно не обращая на меня внимания, понесся по улице. (4) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. (5) Пока горел костер, было светло и тепло. (6) Когда я к нему ни приду, он всегда за работой. (7) С тех пор как погиб отец, заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат. (8) Пока мы собирались, пришел отец. (9) Надо было ждать, пока пришлют кого-нибудь на помощь. (10) Уже более двух часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.

Читайте также: