Что нужно знать и уметь воспитателю для ознакомления детей с природой

Обновлено: 28.06.2024

Цель исследования – определить наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1). Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме ознакомления дошкольников с дикими животными.
2). Выявить уровень знаний о диких животных у детей дошкольного возраста.
3). Разработать доступную систему знаний для детей дошкольного возраста о диких животных, определить и экспериментально обосновать наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ 5
1.1. Роль природы в формировании личности дошкольника 5
1.2. Взгляды на формирование у дошкольников представлений о мире диких животных, их связей со средой обитания 8
1.3. Общая характеристика методов ознакомления детей с животным миром в природе 11
1.4. Приемы формирования представлений детей дошкольного возраста о животных 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ 19
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы 19
2.2. Формирующий этап эксперимента. Программа ознакомления дошкольников с животными. 30
2.3. Контрольный этап эксперимента. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Ознакомление дошкольников с дикими животными.docx

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ.

ВВЕДЕНИЕ

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

На современном этапе образования в нашей стране остро стоит проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения. Очень важно начинать этот процесс с дошкольного детства — периода, когда закладывается основа становления личности, формируется осознанно-правильное отношение к природе.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о значимости формирования у детей дошкольного возраста обобщенных представлений о природных объектах и явлениях.

Живая природа – это сложный и многогранный мир, где особое место отведено животным. Проблеме формирования представлений о животных (в частности – о диких животных) посвящены исследования С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой и др. Ознакомление старших дошкольников с дикими животными в форме представлений – важная педагогическая задача, способствующая как умственному развитию ребенка, так и преследующая цель экологического воспитания личности.

С раннего возраста дети знакомятся с отдельными животными, учатся их различать по внешнему виду, повадкам, осваивают приемы ухода за ними, наблюдают за их развитием. В среднем дошкольном возрасте появляется возможность показать дошкольникам единство форм живой природы. Конкретные знания о многообразии животного мира могут быть обобщены различными способами.

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с многообразием животного мира в дикой природе является довольно актуальной и интересной, что и определило выбор темы для исследования.

Объект исследования – процесс ознакомления детей дошкольного возраста с многообразием диких животных в природе.

Предмет исследования – методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

Цель исследования – определить наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

1). Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме ознакомления дошкольников с дикими животными.

2). Выявить уровень знаний о диких животных у детей дошкольного возраста.

3). Разработать доступную систему знаний для детей дошкольного возраста о диких животных, определить и экспериментально обосновать наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ биолого-экологической и психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; беседы; анализ экспериментальных данных; статистическая обработка результатов эксперимента.

Экспериментальной базой явилось дошкольные учреждения № 355 г. М.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ

1.1. РОЛЬ ПРИРОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Взаимоотношение человека с природой — актуальный вопрос современности.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой дошкольного образования.

Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие, как Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Широко известно, что К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения. В советское время идею использования природы как средства всестороннего воспитания дошкольников развивали Н.К. Крупская, Е.И. Тихеева, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева и многие другие педагоги. Формирование мышления посредством изучения природы, познания ее законов и всеобщей взаимосвязи происходящих в ней процессов — все эти вопросы теснейшим образом связаны между собой. Их комплексное исследование исключительно актуально для современного этапа развития педагогических идей, для поиска правильных, наиболее эффективных путей формирования экологического мировоззрения, научно обоснованного взгляда на природу, для становления и развития полноценных интеллектуальных и нравственных качеств подрастающего поколения.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Пути становления осознанного, бережного и заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста прямо или косвенно рассматривались в исследованиях В.П. Арсентьевой, В.Г Грецовой, Е.И. Золотовой, М.К.Ибраимовой, И.А. Комаровой, А.А. Петрикевич, З.П. Плохий, Н.К.Постниковой, Л.И. Унучек, A.M. Федотовой, Т.В. Христовской, И.А.Шараповой и др.

В дошкольном возрасте у ребенка, в ходе специально организованного педагогического воздействия, формируются представления о закономерностях окружающего мира, что служит важным этапом умственного развития ребенка.

Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, с животным миром, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний.

В дошкольных учреждениях формирование у дошкольников представлений о многообразии мира животных регулируется целенаправленной педагогической работой, определённой программой.

В старшем дошкольном возрасте представления детей о диких животных являются, в основном, разрозненными и неполными. Создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию представлений дошкольников о диких животных в ходе занятий в детском саду, будет способствовать формированию более целостных представлений о диких животных.

Причины неправильного отношения к природе:

    • недостаток или отсутствие представлений о живых объектах;
    • низкий уровень развития наблюдательности;
    • недостаточный опыт общения с природой;
    • слабый уровень владения навыками ухода;
    • плохой пример взрослых;
    • несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.

    Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.

    С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

    Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т.д.).

    1.2. ВЗГЛЯДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, ИХ СВЯЗЕЙ СО СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ

    У дошкольников накапливается немаленький объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний — разрозненные конкретные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это проявляется в том, что ребенок может узнать и назвать дикое животное, рассказать о наиболее ярких признаках его внешнего вида, повадках. Сведения же об особенностях жизни диких животных (где обитают, характер питания, сезонные изменения) у детей разрозненные и неконкретные.

    По исследованиям А.М. Федотовой, Е.Ф. Терентьевой, Е.И.Золотовой, дети дошкольного возраста называют от 10 до 45 диких животных. При этом лучше они знают птиц и млекопитающих, хуже — рыб, земноводных, насекомых, пресмыкающихся. Показательным является тот факт, что дети больше осведомлены об экзотических животных, чем о фауне родного края. Их знания даже о знакомых с детства диких животных оказываются неточными и неглубокими.

    Тем не менее, к концу 5 года жизни у детей обнаруживается тенденция понимания связей между живым организмом и средой обитания. На конкретных примерах дошкольники пытаются связать характер поведения диких животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания.

    В дошкольном возрасте появляются представления общего характера о группах животных, относящихся к одним классификационным единицам зоологической систематики. Это проявляется в том, что дети понимают термины, характеризующие класс животных, — птицы, рыбы, насекомые, хищники, грызуны. Дети не только используют эти слова-термины, но и узнают и группируют представителей некоторых классов по картинам.

    Одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другие (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление.

    Еще одна важная особенность, которую обнаружили исследователи, заключается в том, что даже те понятия, которыми дети оперируют достаточно часто, они наполняют совершенно разным содержанием. Дети слишком широко или слишком узко используют обобщенные слова, неправильно определяют отдельные виды животных, ориентируясь на конкретные примеры.

    В дошкольном возрасте дети достаточно легко находят общие признаки, позволяющие объединить предметы в группу, т.е. классифицировать. Группируя диких животных по различным основаниям, дошкольники опираются на наглядный образ или на знание обобщающего термина. Часто объединение идет по сходству внешнего строения (наличие усов, ног, хвоста и т.д.) или среды обитания (лес, водоем и т.д.). Это приводит к тому, что в одну группу попадают животные, имеющие сходные, но далеко не существенные признаки.

    Исследователи (А. М. Гаврилова, А. Ф. Говоркова, С. Н. Николаева, А.М. Федотова и др.) подчеркивают, что классификация животных осуществляется детьми на основе выявления структурных и функциональных признаков (для чего это нужно, что с ними можно делать, из каких частей они состоят).

    На основании обобщения результатов исследований многих авторов можно сделать следующие выводы:

    - в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах диких животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения;

    - у дошкольников начинают формироваться обобщенные представления о диких животных. Положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда ребенок в повседневном общении со взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах диких животных;

    - общие представления образуются также в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать предметы на основе их сходства;

    - формирование общих представлений осуществляется по законам мышления дошкольника. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ дикого животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки.

    1.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ В ПРИРОДЕ

    Успехи детей в ознакомлении с природой во многом определяются педагогом, его психолого-педагогической культурой. Обладая всевозможными знаниями из различных областей науки о природе, умением правильно объяснить связи между предметами и явлениями в природе; пониманием закономерностей ее развития; воспитатель может углубить и расширить представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, их взаимосвязях.

    Автор: Афанасьева Галина Викторовна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МАДОУ "Чебурашка"
    Населённый пункт: город Когалым Тюменская область
    Наименование материала: статья
    Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой"
    Раздел: дошкольное образование

    Статья на тему:

    Подготовила воспитатель

    Афанасьева Галина Викторовна

    г.Когалым Тюменская область

    Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей

    экологического мировоззрения у всех людей.

    Знание природы, бережного к ней отношения даёт формировать у детей

    экологические знания. Много веков существует природа, которая до конца не

    разгадана и сейчас. Как возникла природа, что предшествовало ей? Природа

    возникла много миллионов лет назад и сейчас мы не мыслим себя без

    природы и всего, что нас окружает. В дошкольном возрасте происходит

    самый большой этап в экологическом развитии личности. Отличительной

    особенностью в ознакомлении детей с природой является то, что дети сами

    желают больше знать о ней.

    Может ли человек существовать без природы? Нет, не может. А вот

    эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом

    животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании

    экологически грамотных представлений об окружающей среде. Сочетание

    эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший

    Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций

    живых организмах, воспринимать их, как собратьев по природе, уметь видеть

    красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли

    позицию, желание изменить что либо вокруг себя в лучшую сторону ( хотя

    бы не бросать мусор на улице). Дети должны почувствовать, что даже от их

    посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит то, каким

    будет окружающий нас мир.

    Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной

    форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают

    за птицами и насекомыми, падающими снежинками, дома слушают стихи и

    рассказы, смотрят телепередачи о животных и растительном мире Земли,

    ухаживают за растениями на участке детского сада и в группе.

    Объекты природы очень привлекают детей прежде всего красотой,

    конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю

    жизнь. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт детей и

    видит их фантазию, способствует возникновению различных вопросов.

    Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к

    явлениям и объектам природы и должны стать той точкой, от которой будет

    осуществляться воспитание и образование ребёнка: развитие чувства любви

    представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные

    закономерности (сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни

    Очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить,

    но и выразить свой эмоционально - познавательный опыт. Так, в движениях,

    танцах, интонациях ребёнок отображает своё отношение к таким явлениям

    природы, как листопад, метель; имитирует повадки различных животных.

    Если только дети будут познавать действительность и выражать отношения к

    ней, только тогда возможно развитие экологической культуры ребёнка.

    экологические представления, являющиеся основой систематических знаний

    о природной среде и бережном к ней отношении.

    Задачи по ознакомлению детей с природой включают в себя:

    взаимосвязях в ней и способах её сохранения;

    формирование эстетических и этических чувств;

    развивать интерес к природе и проблемам её охраны;

    развивать деятельность детей по сохранению и улучшению природной

    воспитывать культуру поведения в природе и норм поведения в ней.

    Дети знают, что природу надо беречь, любить. Природа - это наше

    здоровье, наше богатство, поэтому в общении с ней её надо ценить. Вот

    некоторые разделы ценности природы:

    Самоценность природы. Каждый объект природы неповторим, своеобразен

    по внешнему виду, особенностям характера и поведения.

    Природа как среда обитания. Природа является средой обитания для всех:

    природы, т. к. человек взаимосвязан с природой.

    Практическая ценность природы. Мы извлекаем из природы практическую

    пользу: она даёт нам тепло, мебель, пищу.

    Оздоровительно - гигиеническая ценность природы. Растения и деревья

    увлажняют воздух, а многие растения и животные имеют лекарственные

    свойства (пчёлы, подорожник, ромашка, муравьи, пиявки и др.)

    Эстетическая ценность природы. От общения с природой мы получаем

    положительные эмоции и чувства. Красота растений, нежный запах цветов,

    пение птиц, стрекотание кузнечика вызывает у нас особую радость.

    Познавательная ценность природы. Мы учимся у природы. Наблюдая за

    солнцем, люди придумали лампу, а клешни рака - ножницы и т.д.

    Нравственная ценность природы. Заботясь о живых существах, помогая

    негуманные и плохие поступки.

    Целесообразно знакомить детей с явлениями и объектами

    ближайшего окружения, т. е. природой тех мест, где они живут: с растениями

    и животными, живущими в парке, в лесу, дома, во дворе; с сезонными

    явлениями (дождь, снег, гроза); со свойствами воды, песка и т.д. Ребёнку

    важно ощутить на себе непосредственное воздействие этих объектов или

    явлений: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус,

    Развитию творческого познания природы способствует не

    меняющихся условий неживой природы. Поэтому мы развиваем у детей

    природы (учим различать день и ночь, состояние погоды - солнечно или

    пасмурно, холодно, жарко, сыро; осадки - снег, дождь; выделять свойства

    воды, песка), а также знакомить с объектами живой природы ( комнатными и

    декоративными растениями, дикими и домашними животными).

    Удовольствие от общения с природой, сопереживание, сочувствие

    живому, эмоциональная готовность оказать помощь помогает нам сохранять

    помогать живым существам с учётом времени года:

    подкармливать зимующих птиц и приближающихся к жилью человека зверей

    (устраивать кормушки в наиболее спокойном месте и кормить птиц утром и

    перед наступлением сумерек, а в сильные морозы - три раза в день, после

    снегопада расчищать дорожки, ведущие к кормушкам, стряхивать снег с

    кормушек, подсыпать свежий корм и т. д.; окапывать снегом корни кустов и

    деревьев, стряхивать снег с веток после сильного снегопада, чтобы они не

    некоторые из них помещать в более прохладные места;

    подкармливать животных витаминной пищей (зеленью овса, пшеницы и др.)

    обеспечивать спокойную спячку впадающим в неё животным и т. п.

    вместе со взрослыми развешивать скворечники, синичники, дуплянки для

    убирать перегнившую листву; подрезать сухие ветки растений; подсыпать

    производить посадки семян; высаживать растения на клумбы и т. д.

    культурные растения; рыхлить землю и окучивать посадки; подсевать на

    участке траву; заботиться о том, чтобы на участке в жаркие, засушливые дни

    стояли поилки с водой для птиц и т.п.

    следующий год; подкармливать многолетние растения; укрывать их корни

    на зиму опавшими листьями; готовить кормушки для птиц и т. и.

    Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, то она

    почва. Экологическое воспитание даёт понять и запомнить детям о том, что

    мы без природы не сможем жить. Она имеет большое значение. Дети знают,

    как к ней относиться, как беречь и охранять её. Эффективное экологическое

    воспитание определяет успех в обращении, в любви детей к природе.

    Правильное экологическое воспитание, решение поставленных задач

    приведёт к тому, что дети будут радоваться встрече с природой, охотно

    природу так, чтобы он был исследователем, чтобы каждый его шаг бал

    путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял

    Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к

    природе. Природа даёт человеку радость. Любуясь красотой природы, дети

    творчества. Природа учит нас мудрости. К. Д. Ушаковский утверждал, что

    воздействие природы на душу может соперничать с влиянием педагогики. «А

    воля, а простор, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая

    обращать на окружающую нас среду.

    Мы должны иметь представление, когда и что наблюдать в каждый

    период сезона, как вести себя в лесу, что и сколько нужно рвать собирать в

    нём, что даёт природа, какую имеет экологическую направленность. Недаром

    нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально;

    человек не властелин природы: губя её, он губит самого себя;

    охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли;

    всё, что есть на Земле, необходимо для её и человека развития;

    * охрана природы - часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

    Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе,

    является наличие определённого запаса фактических сведений, полученных в

    результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Если все поймут,

    что природа - это наше здоровье, наше богатство, то никто не пройдёт мимо

    сломанного дерева, мимо брошенного животного, а всегда придут на помощь.

    Принимая участие во всех делах: посадка деревьев на участке, выращивание

    Процесс познания окружающей природы предполагает решение

    только затрагивает область умственного развития ребенка, но и способствует

    Стоит очень важная задача - воспитывать не положительно -

    Целесообразно, чтобы эти правила формировались не в негативной (не рвать,

    не топтать, не ломать), а положительной форме (цветник нужно беречь и т.д.),

    тогда их усвоение будет идти быстрее и легче. Правила передаются детям

    объяснения педагога, через художественную литературу.

    Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом

    действенном отношении ребенка к окружающей природе. Эффективность его

    старшим дошкольникам общественную направленность (сделать для других,

    бескорыстно помочь и т.д.). Такой труд обеспечивает не только закрепления и

    расширение знаний детей, но и создает условия для воспитания важных

    нравственных качеств. Это может быть, например, выращивание цветов для

    поздравления взрослых, подкормка птиц зимой и др.

    Самое важное научить любить и понимать природу, сформировать у

    детей экологическую культуру. Впечатления от родной природы, полученные

    Целенаправленная и систематическая работа ведёт к тому, что появляются

    мотивы в поведении детей: беспокойство за состояние природы, даже если

    ничего не случилось, нетерпимость к плохим поступкам. Появившееся у

    детей беспокойство, заинтересованность можно рассматривать, как один из

    показателей степени с гуманного отношения к природе.

    При ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями природы

    наглядность. Например, гуляя с детьми, обращаю их внимание на состояние

    погоды («Посмотрите, какая сегодня тёплая погода, ярко светит солнце. Ему

    Положительный настрой детей зависит от организации работы (наблюдения,

    ракушки, перья птиц, засушенные листья и цветы). Вместе с ними мы делаем

    разнообразные поделки. Изготовление поделок не только сближает детей с

    природой, но и даёт радость созидания, творчества. Дети рассматривают

    материал, ощупывают, исследуют его. Таким образом развивается восприятие

    ребёнка: он различает форму, цвет и другие свойства предметов; например:

    грецкие орехи круглые, твёрдые, с шершавой поверхностью; кукурузный

    початок овальный, жёлтый, с блестящими зернами и т.д. Работа с природным

    сделанный образец поделок или рисунок, анализирует, из каких частей он

    состоит и из чего его можно сделать, каким материалом можно дополнить

    необходимо похвалить детей и я это всегда делаю с персонажем сказки. Это

    помогает преодолеть трудности, способствует развитию таких качеств, как

    настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

    Знакомя детей с растениями леса, участка детского сада, дети учатся

    различать деревья от травянистых растений (у деревьев прочные и толстые

    стволы, у трав тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся и ломаются.) Они

    пословиц и поговорок. Такой вид занятия как экскурсии в лес, помогают дать

    детям более систематизированные знания о явлении или объекте природы .

    существами полноценно осуществляется в нашей группе. Через беседы и

    наблюдения, игры детей, занятия дети должны понять, и

    человек и природа взаимосвязаны, что мы должны бережно относиться к

    Мы наблюдаем не только за явлениями природы, но и за комнатными

    растениями. Наблюдая за ними, дети начинают видеть в зелёном ростке

    особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того,

    полил ли ты его, много или мало. Холодной водой или тёплой. Дети знают,

    что всё живое пьёт воду - люди, животные, растения, птицы. Без воды

    растения погибнут. На каждом горшке с цветами у нас есть значок - памятки,

    что необходимо этому растению. Каждый год в апреле месяце в нашем ДОУ

    лук, морковь, горох, перец, фасоль и др. Ведём календарь наблюдений: когда

    появился росток, на сколько он вырос и т.д. Летом дети с заботой и интересом

    грядки, а осенью собирают урожай.

    Животный мир также привлекателен для детей. Рыбы, птицы,

    животные обладают поведением. Наблюдая за рыбками в аквариуме, дети

    видят какое у них тело, чем оно покрыто, как они плавают, что едят, как

    дышат и какая у них окраска. Помимо рыб мы с детьми наблюдаем за

    птицами мы наблюдаем и на улице (прогулки, экскурсии в лес) Дети знают,

    подкармливать. На улицу мы выносим кормушки, где находится корм для

    птиц. После прогулки дети отмечают в календаре наблюдений за птицами

    кого они видели и где (на дереве, на земле, на кормушке и т.д.) Дети с

    С необыкновенной любовью и проникновенностью, дети наблюдают и

    желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние, переживать его

    боль. Дети направлены на уход за ними: класть в миску еду, наливать воду,

    Наблюдая за ростом деревьев, дети знают, что и они требуют ухода и

    различают их по характерным признакам (форма, окраска листьев, цветов, на

    В своей работе по ознакомлению детей с природой я обращаю большое

    внимание на игру. Игра оказывает развивающее действие потому, что она

    квитанции, устроить животных получше, т.к. они ехали в тесноте и устали.

    Здесь воспитывается уважение к труду, любовь и бережное отношение к

    Словесно - дидактические игры тоже играют большую роль. Это такие

    Одна из распространённых форм работы в группе - беседа, которая

    формирует в детях убеждение необходимой помощи природе, в сохранении её

    красоты и богатства, воспитывает любовь к ней. В ходе беседы я использую

    природе, а родителям предлагаю смотреть вместе с детьми телепередачу

    Очень много у нас в группе имеется художественной литературы о

    рассматривают и слушают их содержание. Все что дети увидели, услышали, о

    чём узнали, стараются передать и в своих рисунках. В результате этого

    обогащается их знание, уточняются представления об объектах и явлениях

    природы, развиваются наблюдательность и память.

    Так, от занятия к занятию дети знакомятся с приметами времён года,

    природы, умеют бережно относиться к ней. В группе я провожу выставки

    Для большего познания природы мы проводим опыты. С помощью их мы

    выявляем свойства воздуха, песка, снега, камней, воды, сезона года и т.д.

    Для того чтобы лучше познакомить детей со строением растений я использую

    модели. С помощью моделей можно обозначить условия жизни, потребности

    живых организмов. Живые организмы дышат, питаются, растут, двигаются,

    размножаются. Модели использую при составлении рассказов о природе. С

    Воспитание у детей любви к природе должно проходить и в семье.

    Работа с родителями проводится постоянно через консультации, с которыми

    они могут познакомиться в родительском уголке. Провожу анкетирование

    родителей. Активно привлекаю родителей к выполнению домашнего задания:

    предлагаю дома проделать ряд опытов с водой, воздухом и др. в беседах,

    экскурсиях с родителями.

    Формирование у детей знаний о природе на занятиях, в беседах,

    иллюстрации способствуют осознанию того, что природа требует к себе

    бережного отношения. Дети знают о пользе природы и стараются ей не

    вредить. Мы познаём, исследуем и охраняем природу. Природа развивает нас

    нравственно и конечно, мы учимся у природы.

    У детей необходимо воспитывать любовь к природе с раннего детства.

    Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда

    точно знаешь, что под ним разумеется. Нужно учить ребятишек правильно

    вести себя в природе и среди людей. Активная, экологически правильная и

    развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами

    деятельность детей развивает положительные качества бережного отношения

    к окружающей нас среде.

    Чтобы экологическое воспитание учило детей человечности, мы учим

    понимать себя и всё то, что происходит вокруг. Правильное поведение детей в

    экологическое воспитание. Ребёнок накапливает опыт отношения к миру, у

    него формируется чуткость и душевная отзывчивость, а так же раскрывается

    идея взаимосвязи и единства живого и неживого. Важно беречь среду - воду,

    воздух, землю, сохранять их качество, экономно расходовать, не загрязнять.

    Дети на природе

    Воспитание детей


    Окружающая среда — это среда жизни, с которым живое существо связанная обменом веществ, энергии, информации, предстает перед ребенком не набором природных объектов, а как целостность, в которой все органично связано. В окружающей среде не существует тело, само по себе, разум сам по себе: и тело, и разум взаимодействуют с окружающей действительностью.

    Мир вокруг дает детям целостные знания о природе, общественной среде, жизни человека и самого человека. В процессе ознакомления детей с окружающим миром педагог использует закономерности природы и социума для формирования целостности знаний, целостности сознания ребенка.

    Ознакомление детей с окружающим их миром важно осуществлять по ряду принципов.

    Принцип — основное производное положение какой-либо теории, учения и т. п; руководящая идея, правило деятельности.

    Каждый учебный предмет, каждая профессиональная методика руководствуется соответствующей группой принципов, которые обеспечивают результативность обучения. Есть такие принципы и в методике ознакомления дошкольников с окружающей действительностью.

    Дети смотрят растения
    Задача педагога при ознакомлении детей с природным окружением

    • обогащать эстетические впечатления;
    • развивать интерес к природному окружению;
    • сближать детей с миром объектов и явлений, среди которых они находятся ежедневно;
    • развивать сенсорные ощущения и обогащать чувственный опыт;
    • способствовать развитию мышления и речи;
    • формированию системы начальных знаний о доступные объекты и явления природы;
    • раскрывать возможности для самостоятельного применения приобретенных знаний в игре, труда, несложном экспериментировании;
    • способствовать формированию нравственных чувств;
    • формировать потребность в бережном отношении к природе.

    Природа как фактор всестороннего развития

    Взаимодействие детей с природным окружением является основой или фоном для всех других линий развития.

    Здоровьесбережение и физическое развитие детей взрослые обеспечивают через:

    • ежедневное пребывание детей на свежем воздухе во время наблюдений, игр и труда в природе;
    • расширение контактов с растительным миром во время экскурсий и целевых прогулок в лес, на луг, к водоему;
    • употребление свежих соков, овощей и фруктов во время несложного экспериментирования (приготовление соков), дидактических игр (узнать по вкусу) и тому подобное;
    • соблюдения правил экологической безопасности в помещении, где находятся дети — проветривание, влажная уборка, выращивание комнатных растений.

    Социальное и эмоциональное развитие детей реализуется через:

    Творческое развитие детей реализуется через:

    • игры, которые организуют дети с различными объектами и явлениями природы;
    • фантазирование на тему природы в изобразительной деятельности и художественного труда;
    • несложное экспериментирования с природными материалами — листьями, цветами, плодами.

    Когнитивное развитие детей обеспечивают:

    • усвоение доступного объема знаний об объектах и явлениях природы;развитие сенсорных ощущений в процессе восприятия природных явлений и обследование природных объектов;
    • постепенное усложнение заданий при ознакомлении с природой — от простых задач (различать и называть природные объекты или явления) до сложных (устанавливать связи и зависимости в природе);
    • предоставление самостоятельности в определении содержания и способов познания окружающей действительности.

    Речевое развитие детей обеспечивают:

    Методы и приемы ознакомления дошкольников с природой

    Среди методов ознакомления дошкольников с природой предпочтение следует отдавать непосредственным методам, в частности:

    • наблюдению;
    • экспериментам;
    • игре;
    • труда.

    Важными являются и словесные методы:

    Именно словесные методы помогают постичь непонятное, раскрывают грани невидимого, объясняют целесообразность и направляют на ответственное отношение к природе.

    Применяя наглядные методы, в частности рассматривания картин или иллюстраций, следует использовать такие приемы:

    Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной, т.к. человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.

    Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой.

    Педагог должен формировать, уточнять, расширять представления детей о природных явлениях в живой и неживой природе, учить постигать ее законы, ощущать ее красоту. И чем раньше познакомиться с удивительным миром человек, тем раньше пробудится чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе семян доброты, тем сильнее будет желание сберегать всё растущее и живое. Воспитание в ребенке таких качеств, как любознательность, внимательность, наблюдательность является залогом успеха дальнейшего интеллектуального развития и обучения ребенка.

    Работу по ознакомлению дошкольников с природой следует строить с учетом принципа сезонности: возможность познания природы в строгой логической последовательности: от изменений в неживой природе (солнце, долгота дня, почва, вода, и т. д.) - к изменениям в живом мире (растения, животного).

    Это позволит развивать у детей наглядно-образное, словесно- логическое мышление, не только расширить круг их представлений, но научить детей видеть причину и следствие того или иного явления, т. е. заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

    Исследования Н. Ф. Виноградовой (1978) подтверждают, что изучение сезонных явлений позволит усвоить связи в природе:

    - причинно-следственные: изменения предмета или явления природы вследствие определенной причины (листопад, отлет птиц, линька зверей, появление кучевых облаков и. т. д.);

    - последовательные изменения предмета в течение нескольких сезонов (распускание почек на вишне, цветение, образование плодов, созревание плодов, изменение окраски листьев на вишне, листопад и. т. д.)

    - временные: совпадение во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной (туча-гроза-молния-гром, дождь-солнце-радуга; таяние снега-ручьи и т. д.).

    Методы обучения детей сезонным изменениям в природе

    В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

    При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний. Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

    Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой

    Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

    Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

    Ознакомление детей первой младшей группы с сезонными явлениями природы на примере осени.

    Начинается этот процесс в первую очередь на ежедневных прогулках. Детям предлагается понаблюдать за явлениями неживой природы. Младших дошкольников учат замечать изменения погоды: солнце светит и греет меньше, часто идут дожди, холодно, ветер качает деревья, срывает листья, которые падают, кружась в воздухе. Воспитатель обращает внимание малышей на то, что люди стали тепло одеваться, ходят в непромокаемой обуви, под зонтами. Нужно указать ребятам на появление луж после дождя и подтолкнуть воспитанников к установлению причинно-следственной связи: прошел дождь — на земле лужи, выглянуло солнышко — лужи высохли.

    Благодаря систематическим наблюдениям за дождем дети смогут понять появление снега: сначала дождь идет все чаще, затем он становится все холоднее, пока, наконец, не появляются первые снежинки и лед. Наблюдения за изменениями погоды можно связать с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что, когда дует ветер, эти игрушки вертятся. После этого открытия воспитатель может предложить малышам подумать, почему качаются деревья. Наиболее яркие изменения происходят осенью в растительном мире.

    В осенний период ребята наблюдают, как изменились листья деревьев: поменяли окраску, стали опадать. С помощью соответствующих игр и наводящих вопросов педагога дети должны прийти к выводу, что у разных деревьев разная окраска листьев. Например, полезна игра "Найди такой же". Из похожих листьев одного дерева воспитатель делает карточки, перемешивает их и просит ребенка найти пару одной из вытянутых картинок. Опавшие же листья можно собрать для осеннего букета, который затем помещают в уголок природы.

    Воспитателю важно вызвать у детей первые эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев. Этому способствуют не только непосредственно слова педагога, но и осязательные ощущения дошкольников во время листопада: они бегают по сухим листьям, прислушиваются к их шуршанию, что помогает им глубже прочувствовать красоту осенней природы. Много радости доставляют детям осенние цветы в цветнике (гладиолусы, георгины, астры, ноготки). Воспитатель отмечает отличия этих сортов от летних, а также демонстрирует ребятам, как выкапывать цветущие растения, пересаживать их в горшки, украшать ими помещение группы.

    Также малыши наблюдают, как взрослые и старшие дети убирают урожай овощей. Младшим дошкольникам показывают, что выросло на грядках к осени, предлагают самостоятельно выдернуть лук, морковь, свеклу.

    Следует обращать внимание ребят на птиц. Лучше всего это делать, прикармливая пернатых. В процессе кормления воспитатель сообщает, что на участок прилетают разные птицы. Время от времени после наблюдения на прогулках воспитатель должен вывешивать в уголке природы картинки с изображением птиц, которых дети видели в этот день. Придя в группу, нужно спросить: "Кого мы сегодня видели на прогулке? Правильно, воробья. На этой картинке такой же воробей". Вскоре дети заметят, что видят все меньше птиц. Педагог объясняет им, что они собираются в большие стаи и скоро улетят в теплые края. Также малышам рассказывают (а впоследствии показывают), что старшие ребята будут подкармливать оставшихся, зимующих птиц. Младшие дошкольники вносят свой посильный вклад: собирают семена для зимней подкормки пернатых.

    В этом же возрасте дети узнают простейшие повадки остальных живых существ: осенью насекомые прячутся, заяц меняет свою шубку, медведь ищет берлогу.

    Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться к учебной программе и определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наиболее целесообразно использовать для этого занятия метод наблюдения. Широко применяется и особый вид занятий – экскурсии в природу. Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено на занятиях с использованием дидактических картин (рассматривание картин природоведческого содержания).

    Автор: Заблоцкая Нина Геннадьевна

    Населенный пункт: Краснодарский край, г. Туапсе

    Пояснительная записка

    Программа разработана для детей 3 -7лет

    Содержание программы направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, ознакомление с природой вообще и природой родного края; обучение приёмам работы в исследовательской деятельности; развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.

    Для реализации рабочей программы используются учебно - методический комплект, включающий в себя:

    Количество занятий в каждой группе – 9, один раз в неделю. Во второй младшей группе продолжительность занятия – 15 минут, в средней 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

    Цель рабочей программы

    помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы ,формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы.

    • развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир;
    • обогащать представление детей о природе края, его природных зонах, многообразии природного мира, причинах природных явлений, особенностях животных и растений, о взаимодействии человека и природы;
    • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

    Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 3-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы, об особенностях природы родного края.

    Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в месяц

    Вторая младшая группа –продолжительность занятия 15 минут, средняя группа-20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная группа – 30 минут согласно с нормами Сан Пин. Также программа включает в себя перспективный план наблюдений, экологических игр, труда в природе и исследовательской деятельности расписанный по временам года и диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений, навыков) на начало и конец учебного года.

    ПРИНЦИПЫ

    1. Принцип систематичности и последовательности.
    1. Принцип сочетания научности и доступности.

    Сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий.

    Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов. Обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

    1. Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов образовательных областей и деятельности детей.

    Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни. Использование двигательной активности в экологических праздниках, викторинах, играх, экскурсиях и походах. Проведение физкультурных минуток, динамических пауз, игр – имитаций на занятиях.

    Обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; знакомство с книжной, природоведческой литературой, детской литературой, фольклором.

    Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о природе, её объектах, значении для человека, животных и растений, основ безопасного поведения в природе, а так же к формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества.

    Ценностно-смысловое восприятие и понимание мира природы. Становление эстетического отношения к нему. Использование творческой деятельности для демонстрации красоты родного края, природы в целом и её объектов. Расширение кругозора в части музыкального искусства на экологических праздниках, развлечениях и открытых занятиях

    1. Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.

    Педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни. Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

    Просматривается при проведении наблюдений в природе, за трудом взрослых… Принцип наглядности реализуется с помощью пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное; наглядно-образное.

    Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.

    МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

    С помощью этого метода организована на занятиях познавательная и практическая деятельность. Это даёт возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы.

    Словесные методы и приёмы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути её решения. Они сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

    Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребёнок познаёт свойства, качества, признаки, связи, недоступные непосредственному восприятию.

    Например, с помощью несложных опытов дети осознают свойства дерева, глины, бумаги, воды…

    • Упражнения, опыты, экспериментирование, проектная деятельность.

    В системе познавательного развития детей входят опыты и экспериментирование. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.

    • Знакомство с комнатными растениями.
    • знакомство с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями, животными, живущими на Кубани, а так же насекомыми.
    • развитие интереса к миру природы;
    • развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
    • формирование представлений о причинно-следственных связях внутри
    • природного комплекса;
    • развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними
    • развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира
    • формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
    • Расширение представлений детей о растениях, животных, птицах;
    • Развитие умения отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды;

    Планируемые результаты

    • Имеет представления о домашних и некоторых диких животных. Знает, какую пользу домашние животные приносят человеку;
    • Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения;
    • Знает и называет характерные признаки отдельных овощей и фруктов;
    • Имеет элементарные представления о свойствах воды, песка и глины;
    • Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
    • Знает названия некоторых растений данной местности, животных и насекомых.

    Организация обучения:

    Занятия длятся 15 мин.

    Ознакомление с природой.

    Всего 9 занятий в году

    Учебно-тематическое планирование

    2 младшая

    всего занятий -9

    в месяц 1 занятие

    Месяц

    занятия

    Формы организации педагогического процесса, тематика

    Задачи

    Литература

    Познакомить детей со свойствами песка : сухой – сыплется, мокрый – лепится; из мокрого песка можно делать постройки. Учить лепить из песка забор.

    Расширять представления о диких животных (3-4 вида, характерных для данной местности). Воспитывать любовь к природе родного края.

    Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.

    Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой.

    Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.

    Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями ( 2-3 вида)

    Читайте также: