Что нужно знать бухгалтеру по заработной плате в 2021 году

Обновлено: 07.07.2024

На уровень заработных плат специалистов и руководителей в области бухгалтерского учета и аудита влияют следующие факторы:

его место в иерархии бухгалтерских должностей, начиная от помощника бухгалтера, заканчивая финансовым директором или главным бухгалтером;

если речь идёт о бухгалтерах, то участок работ, который ведёт специалист (налоги, первичная документация, зарплата и кадры, банк-клиент и т.д.);

отрасль, в которой работает компания (промышленность, строительство, нефтегазовый сектор, услуги и т.д.);

наличие или отсутствие у сотрудника внушительного опыта работы, определённых профессиональных сертификатов, специализированных знаний (МСФО, US GAAP, иностранный язык и т.д.);

месторасположение офиса компании.

Должность специалиста

Участок бухгалтерии

В зависимости от участка бухгалтерского учета, средний размер заработной платы специалиста варьируется от 49 000 рублей до 113 000 рублей. Заработная плата бухгалтера зависит от требований со стороны работодателей к профессиональной подготовке и объемов работы на участке.

Нижнему уровню соответствует заработная плата специалистов, не имеющих большого опыта работы. Чаще всего это специалисты, занимающие позицию помощника бухгалтера, бухгалтера на участке первичной документации или бухгалтера-кассира. Сюда также можно отнести и бухгалтеров на участке банк-клиент, но при условии, что количество банков небольшое.

На минимальный уровень оплаты труда берут специалистов с небольшим опытом работы.

На высокий уровень зарплаты могут рассчитывать специалисты, занятые на участках налогового учёта и учёта затрат, со значительным опытом работы и высокой квалификации, умеющие работать с НДС.

Если бухгалтер занят на участке заработных плат, то его доход будет зависеть от количества сотрудников в компании и графика их работы. На размер зарплаты бухгалтеров на участке ТМЦ влияют размеры бизнеса и вид деятельности компании.

Нередко бухгалтер в компании совмещает несколько участков, например, работу с поставщиками и заработные платы. Отдельными неизменно остаются участки банк-клиент и основные средства. А участок налогового учета в период пандемии и сокращения ресурсов нередко передавался главному бухгалтеру.

Требования к опыту и знаниям

За последний год наметился запрос работодателей на универсальность. Для снижения собственных рисков компании более придирчиво относятся к кандидатам, выбирая более профессиональных соискателей.

При найме главных бухгалтеров работодатели хотят видеть соответствующий опыт работы, навыки составления баланса и прохождения налоговой проверки

Главные бухгалтеры с минимальным опытом или заместители главных бухгалтеров, претендующие на повышение, могут рассчитывать на минимальный размер зарплаты и работу в небольшой компании.

Опыт работы главного бухгалтера, который устраивает работодателя, обычно варьируется от 2 до 10 лет. В большинстве случаев, достаточно трёхлетнего стажа.

По нашему опыту, для трети компаний также важен опыт работы на предприятиях в схожих отраслях, например, на производстве, в строительстве или торговле. Также компании ищут бухгалтеров, имеющих стаж работы в крупных или иностранных фирмах. В этих случаях от кандидатов ждут отличного знания иностранного языка, в основном, английского, знания МСФО или US GAAP. Эти навыки также увеличивают зарплату, на которую может рассчитывать специалист.

Для работодателей остаётся важным фактором наличие высшего профильного образования, знание ПК, 1С:8.3 и участие в автоматизации, модернизации бухгалтерии. Кроме высшего бухгалтерского или финансового образования также требуются законченные курсы по повышению квалификации, посещение профильных семинаров.

Отдельно ценятся главные бухгалтеры, которые имеют опыт работы со всеми участками бухгалтерии, умеют выстраивать работу всего отдела и решать сложные задачи.

Самые ценные соискатели должны также обладать такими качествами, как ответственность, работоспособность, скрупулёзность и порядочность.

Прописка в Москве или ближнем Подмосковье главному бухгалтеру требуется в 27% случаев.

Отрасль

Отрасль, в которой работает компания, также влияет на уровне заработной платы бухгалтеров.

Например, для работы в сфере услуг требуются бухгалтеры с небольшим опытом работы и невысокой квалификацией. Потому здесь ниже уровень зарплат.

Наиболее востребованы специалисты со стажем в сферах строительства, производства, финансовом секторе.

Ещё одной наиболее выгодной с точки зрения уровня зарплат отраслью является нефтегазовая.

Размер зарплаты, которую будет получать бухгалтер, обусловлен сложностью учёта в отрасли и уровнем материальной ответственности.

Расположение офиса

Из-за того, что Москва крайне перегружена в транспортном отношении, работники финансовой сферы, как и любой другой персонал, стремятся выбрать работу поближе к месту проживания. Также эта тенденция заметна и в пожеланиях со стороны работодателей. Для них является важным критерием близость проживания подбираемого специалиста к месту работы – это снижает риски по уходу специалиста из компании по причине неудобной территориальной доступности и работоспособности. В некоторых случаях в связи с удаленностью офиса работодатели вынуждены поднимать заработную плату для того, чтобы привлечь высококвалифицированного сотрудника.

Консалтинг

За последний год укрепилась тенденция на передачу бухгалтерии на аутсорсинг. Всё чаще компании нанимают бухгалтера как ИП или самозанятого. Фирма экономит на социальном пакете и бонусах, а специалист может вести несколько организаций одновременно.

В структуре услуг на аутсорсинге наибольшим спросом пользуется ведение бухгалтерского и налогового учёта.

На 2021 год в России работают порядка 30 тысяч компаний, которые занимаются бухгалтерским учётом на аутсорсе. А их услугами пользуется порядка 1 миллиона компаний и индивидуальных предпринимателей (по данным исследовательской компании NeoAnalytics).

Ввиду ужесточения контроля за сбором налогов и хозяйственной деятельностью бизнеса со стороны государства, данный рынок является одним из перспективных в стране.


Профессиональный стандарт № 309

Профессиональный стандарт № 309 утвержден приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н. Стандарт содержит требования к квалификации бухгалтеров и главных бухгалтеров. Требования ранжированы по уровню квалификации в соответствии с ростом функционала и ответственности решений, которые принимает работник.

ВАЖНО! Уровни квалификации для профстандартов утверждены приказом Минтруда от 12.04.2013 № 148н. Уровень присваивается в зависимости от выполняемых задач, степени ответственности, а также необходимости ставить задачи и контролировать ход их выполнения другими работниками.

Всего уровней девять. Однако для стандартов, требующих высокого профессионализма, таких как № 309, применяются уровни от 5-го и выше:

  • 5-й уровень подразумевает, что работник самостоятельно принимает большинство рабочих решений по поставленным задачам, участвует в принятии решений для всего подразделения, несет ответственность за результаты деятельности своей и своего подразделения.
  • 6-й уровень подразумевает, что работник не только принимает решения, но и определяет задачи исходя из целей подразделения и всей организации. Ставит эти задачи другим работникам (подчиненным) и несет ответственность на уровне подразделения и всей организации.
  • 7-й уровень предполагает, что работник принимает решения уже на уровне организации: вырабатывает стратегию, ставит цели, с которыми работают на 6-м и 5-м уровнях, вырабатывает методологию и организует бизнес-процессы. Кроме того, он несет ответственность на уровне высшего руководства.

Основные аспекты для бухгалтера

Как уже отмечалось выше, в профстандарте бухгалтера разделены требования для бухгалтера и главного бухгалтера.

Для обычного бухгалтера стандартом предусмотрен следующий типовой функционал:

  • работа с первичными документами (включая прием и проверку входящих и создание исходящих);
  • внесение информации по обработанным документам в учетные регистры организации;
  • свод, контроль и закрытие данных по регистрам своего участка (или участков).

Подробнее об учетных регистрах смотрите в статьях:

Предъявляемый уровень требований к квалификации — 5-й.

Работнику требуется иметь среднее профессиональное образование либо дополнительное профобразование плюс подходящий опыт работы. При этом в случае, если бухгалтер с 5-м уровнем требований к квалификации не занимает должности с категорией (стандартом предусмотрены должности бухгалтера без категории, категорий I и II), то требований к опыту работы нет. А если занимает, то есть не менее одного года на должности с более низкой (предшествующей категории).Кроме того, он должен уметь применять свои знания на практике. А также самостоятельно находить и использовать информацию о применении, изменении, дополнении нормативов и методологий.

Квалификационные требования в данном случае не являются жесткими. Работодатель по своему усмотрению может, например, нанять сотрудника без опыта работы, если убедится, что он справляется с возложенными на него обязанностями.

Основные аспекты для главного бухгалтера

Требования к главному бухгалтеру в действующем профстандарте можно разделить на несколько уровней.

  • к просто главному бухгалтеру (для специально не поименованных в законодательстве организаций);
  • главному бухгалтеру, отвечающему требованиям отдельных норм законодательства — например, положениям ч. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ (для ОАО, пенсионных, инвестиционных, паевых фондов, государственных структур).

В профессиональном стандарте бухгалтера функционал для главбухов с 6-м уровнем квалификации представлен четырьмя разделами (трудовыми функциями):

  1. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности.
  3. Ведение налогового учета, составление расчетов и деклараций, планирование.
  4. Проведение финансового анализа, бюджетирование, управление денежными потоками.

В свою очередь, у бухгалтера с 7-м уровнем квалификации перечень трудовых функций несколько иной. В него входят такие функции как:

  1. Организация бухучета в экономических субъектах с обособленными подразделениями.
  2. Организация составления и предоставления отчетности экономическими субъектами с обособленными подразделениями.
  1. Управление процессом методического обеспечения составления консолидированной отчетности группы фирм.
  2. Управление процессом составления и предоставления консолидированной финансовой отчетности.

В должностную инструкцию главбуха могут быть включены и другие обязанности. Например, ведение кадрового учета в случае, если в небольшой организации нет отдельной кадровой службы.

Для выполнения базового функционала главбуха, приведенного в профессиональном стандарте, бухгалтеру необходим, таким образом, 6-й уровень профессиональной квалификации.

Для соответствия профстандартам для бухгалтеров в 2021 году главбух 6-го квалификационного уровня должен иметь:

  • высшее образование (бакалавриат) или непрофильное высшее образование и дополнительное образование в рамках программ профподготовки;
  • среднее образование, дополненное программами подготовки специалистов среднего звена;
  • непрофильное среднее образование, дополненное соответствующими программами подготовки специалистов и дополнительное образование в рамках программ профподготовки.

Кроме того, есть требования и к опыту работы на 6-м квалификационном уровне:

  • не менее 5 лет при наличии высшего образования;
  • не менее 7 лет при наличии среднего профессионального образования.

В свою очередь, 7-й уровень понадобится для должностей, связанных, к примеру, с учетом, контролем и управлением финансами крупных компаний и холдинговых структур.

Помимо знания законодательных и методологических аспектов бухгалтерского и налогового учета, к главбухам стандартом предъявляются и дополнительные требования, например:

  • умение руководить людьми;
  • компьютерная грамотность;
  • знание специальных программ;
  • знание методов и приемов анализа и т. п.

Отметим, что в стандарте присутствуют три не вполне корректных аспекта:

Исходя из сказанного можно предположить, что профессиональные стандарты для бухгалтеров в 2021 году имеют признаки нормативных актов, не вполне логически сформированных и законченных. И не исключено, что они будут корректироваться в будущем.

Когда профстандарт обязателен к применению по действующему законодательству

Обязанность применять профстандарт в настоящее время регламентирована п. 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ. По содержанию статьи нормируется допуск к обязанностям главного бухгалтера в структурах, чьи ценные бумаги обращаются на организованных торгах, а также органах управления государственными внебюджетными средствами.

У прочих работодателей пока есть некоторая свобода в выборе и назначении главбуха. Хотя не исключено, что применение профессиональной стандартизации изменит ситуацию.

Итоги

Профессиональная стандартизация в России еще только начинает развиваться. Следует ожидать, что существующие профстандарты для бухгалтеров в 2021 году года будут изменяться и дополняться применительно к смежным законам и экономической ситуации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Высшее образование есть, опыт работы гл.бухгалтером 15,5 лет, курсы повышения квалификации гл.бухгалтера от 2004 года, надо ли повышать квалификацию по профстандартам?

С 1 июля 2016 г. работодатели должны применять профессиональные стандарты, если Трудовой кодекс или другие федеральные нормативные акты устанавливают особые требования к квалификации работников (ст.195.3 ТК РФ). Трудовой кодекс требования к квалификации главного бухгалтера не устанавливает. Ст. 7 Федерального закона о бухгалтерском учете от 06.12.2011 N 402-ФЗ предусматривает требования исключительно к главным бухгалтерам и лицам, на которых возложено ведение бухучета в определенных экономических субъектах. К ним относятся ОАО (кроме кредитных организаций), страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, иные экономические субъекты, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), органы управления государственных внебюджетных фондов, государственных территориальных внебюджетных фондов. Для таких бухгалтерских работников профстандарт обязателен в части требований, перечисленных в Законе о бухучете и других специальных федеральных законах (например, в ст.6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"). Законом о бухгалтерском учете установлены требования к наличию образования и стажу работы. Требования к прохождению повышения квалификации данным Законом не установлены. Схожая позиция приведена в п. 11 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, где констатируется, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО С 2009 ГОДА ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ГДЕ В ДИПЛОМЕ БУДЕТ НАПИСАНО "БАКАЛАВР БУХГАЛТЕР" ИЛИ "МАГИСТР БУХГАЛТЕР" НЕ ПОЛУЧИТСЯ,ТАК КАК ЛЮБОЙ ВУЗ РОССИИ ДАЖЕ НА ФАКУЛЬТЕТЕ "БУХ.УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ" В ДИПЛОМЕ ПИШЕТ "БАКАЛАВР" ИЛИ "МАГИСТР ЭКОНОМИКИ", ССЫЛАЯСЬ НА ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ОК 009-2003. СОГЛАСНО ЭТОГО ЖЕ КЛАССИФИКАТОРА ЕДИНСТВЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ, КОТОРЫЙ ДАЕТ ПРАВО В ДИПЛОМЕ ПИСАТЬ "БУХГАЛТЕР" - ЭТО 08.01.10 "ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПО ОТРАСЛЯМ", НО ЭТОТ ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЬ ТОЛЬКО НА БАЗЕ КОЛЛЕДЖЕЙ, ТО ЕСТЬ ЗАКОНЧИВШИЙ ЕГО ПОЛУЧИТ СРЕДНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, А НЕ ВЫСШЕЕ,ТО ЕСТЬ ДЛЯ ДОЛЖНОСТИ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА ОПЯТЬ НЕ ПОДХОДИТ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО С 1 ИЮЛЯ 2016 ГОДА БРАТЬ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА МОЖНО ТОЛЬКО ТЕХ, КТО ЗАКОНЧИЛ ВУЗ ДО 2009 ГОДА? ФЗ 122 ОТ 02.05.2015 ОБЯЗАЛ КОНЕЧНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДО 1 ИЮЛЯ 2017 ГОДА ПРИВЕСТИ СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ В СООТВЕТСВИЕ С ПРОФСТАНДАРТАМИ, НО КАК ЭТО ОТРАЗИТСЯ НА ТОМ , ЧТО ЖЕ ВСЕ ТАКИ БУДЕТ НАПИСАНО В ДИПЛОМЕ ВЫПУСКНИКА ФАКУЛЬТЕТА БУХУЧЕТА - ЭТО БОЛЬШОЙ ВОПРОС?

". главбух должен иметь полноценное . высшее образование по специальности. " Откуда такая информация? Специально перечитала профстандарт и ФЗ 402 "О бухучете", там просто сказано - высшее образование, про "по специальности" там не сказано.

Должностная инструкция бухгалтера по расчету заработной платы нужна для документирования его отношений с менеджментом организации-работодателя. В ней прописывают основные трудовые характеристики: порядок подчинения, выполняемые сотрудником задачи, его полномочия и прочие аспекты. Дополнительным преимуществом инструкции является возможность её применения в административных и юридических разбирательствах по трудовым вопросам.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции бухгалтера по расчету заработной платы

1. Общие параметры

  1. Бухгалтера по расчету заработной платы нанимает и увольняет руководитель компании по рекомендации главного бухгалтера.
  2. Бухгалтер по расчету заработной платы подчиняется главному бухгалтеру компании.
  3. Бухгалтер по расчету заработной платы обязан подходить под следующие квалификационные требования:
    • высшее (средне-специальное) образование бухгалтерского профиля;
    • трудовой опыт в сфере бухгалтерии от трех лет.
  4. На время отсутствия специалиста (повышение квалификации, лечение болезни и пр.) его замещает другой сотрудник бухгалтерии компании, назначенный главным бухгалтером.
  5. Бухгалтер по расчету заработной платы обязан разбираться в:
    • законодательстве и нормативах, регулирующих бухгалтерскую деятельность в коммерческих организациях;
    • актуальных нормативах и правилах контролирующих инстанций (ФНС, ФСС, ПФР и пр.), регулирующих процесс ведения бухотчетности в сфере зарплаты;
    • учетной политике, использующейся в компании;
    • правилах проверок первичной бухгалтерской документации;
    • правилах работы с документами о временной нетрудоспособности сотрудников;
    • принципах начисления базовой и переменной частей зарплат;
    • правилах расчета и начисления налогов и сборов с зарплат сотрудников компании;
    • принципах взаимодействия с представителями ФНС, ПФР и других структур, при проведении ими проверок бухотчетности;
    • нормах корректного отражения в статьях отчетности операций по выплатам сотрудникам компании;
    • структуре компании и сферах её деловой активности;
    • кадровом составе компании;
    • принципах делопроизводства, обязательных к использованию в компании;
    • принципах учета рабочего времени и показателях KPI, используемых при расчете величины зарплат сотрудников;
    • нормах трудовой дисциплины, пожарной безопасности и т.д., которые обязательны для соблюдения работниками компании;
    • правилах применения в работе оргтехники, компьютера и профильных программных продуктов (Microsoft Office, 1С: Бухгалтерия).
  6. Бухгалтер по расчету заработной платы руководствуется:
    • законами и нормами, регулирующими сферу бухгалтерии;
    • профильными документами компании;
    • данной инструкцией.

2. Функции

Бухгалтер по расчету заработной платы отвечает за:

  1. Обеспечение расчетов с персоналом по оплате труда (зарплата, налоги с неё, доплаты и т.д.).
  2. Корректное отражение на счетах отчетности операций по расчету с персоналом.
  3. Обеспечение менеджеров, главного бухгалтера и других лиц с соответствующими полномочиями информацией по операциям в своей сфере деятельности.
  4. Отслеживание своевременности и полноты расчетов с персоналом.
  5. Мониторинг изменений нормативно-правовой базы в сфере своей ответственности.
  6. Подготовку справок, записок и прочих документов в области расчетов с персоналом для сдачи в ФНС и прочие контролирующие органы.
  7. Проверку документов, сдаваемых сотрудниками для расчета зарплаты, получения льгот и дополнительных выплат.
  8. Участие в подготовке годовой и квартальной финансовой отчетности компании.
  9. Оформление необходимых по работе документов в соответствии с правилами компании.
  10. Участие в разработке учетной политики компании и нестандартных форм документов в своей области ответственности.
  11. Обеспечение хранения и архивирования бухгалтерской документации в своей области деятельности.
  12. Помощь главному бухгалтеру и другим сотрудникам бухгалтерии в их деятельности.
  13. Соблюдение в работе норм конфиденциальности, правил пожарной безопасности и других параметров, заданных в соответствующей внутренней документации.
  14. Информирование главного бухгалтера по замеченным проблемным моментам.
  15. Внесение необходимых записей в электронную базу данных компании.

3. Ответственность

Бухгалтер по расчету заработной платы несет ответственность за:

  1. Материальный ущерб, понесенный компанией из-за его действий, — в размерах, определенных на основе положений действующего законодательства.
  2. Невыполнение своих трудовых функций — в соответствии с параметрами, определенными в правилах компании и трудовом законодательстве.
  3. Нарушение норм конфиденциальности — в соответствии с правилами компании и действующими законами.
  4. Совершенные при выполнении работ нарушения норм и законов — в границах, определенных в трудовом, административном либо уголовном праве.

4. Права

Бухгалтер по расчету заработной платы обладает полномочиями:

  1. Получать от других сотрудников информацию, необходимую в своей деятельности.
  2. Предлагать главному бухгалтеру меры по улучшению трудовых процедур.
  3. Визировать документы в пределах своей ответственности.
  4. Участвовать во встречах персонала компании, где затрагиваются вопросы ведения бухгалтерии.
  5. Повышать свою квалификацию за счет компании в соответствии с параметрами, изложенными во внутренней документации.
  6. Требовать и получать от руководства компании доступ к СПС, отраслевой прессе и профильным онлайн-ресурсам.

Параметры создания должностной инструкции

В деловой практике наиболее распространен следующий формат инструкции:

  • Общие параметры.
  • Трудовые функции.
  • Должностные права.
  • Возможная ответственность.

Иногда к этим обязательным разделам добавляются дополнительные. Особенно часто это происходит при составлении инструкций для позиций топ-менеджеров в крупных компаниях, когда работодатель хочет конкретизировать какие-то должностные параметры. Наиболее популярные дополнительные части:

  • Условия работы.
  • Должностные взаимосвязи.
  • Параметры оценки результативности (KPI).

Общие параметры

Вводный раздел инструкции нужен для документирования общих аспектов. В нем описаны принципы временной замены сотрудника, его найма и увольнения, порядок подчинения и т.д. Особую роль играют перечисленные в разделе квалификационные параметры: уровень образования, опыт работы, профильные умения. Они помогают обеспечить прием на работу специалиста, готового на хорошем уровне выполнять требуемые должностные задачи.

Внимание! В профессии бухгалтера важно уметь обращаться со специализированными профильными программами, а также со справочно-правовыми системами. Об этих требуемых навыках следует упомянуть в отдельном пункте.

Должностные функции

Эта часть документирует, какие задачи должен решать сотрудник. Зачастую сюда включают не только профильные обязанности, но и те, которые имеют общий характер: работать с документами, консультировать других сотрудников, замещать коллег. Также отдельно прописывают обязанность сотрудника соблюдать стандарты, установленные работодателем: поддерживать порядок, придерживаться норм конфиденциальности, безопасности и т.д.

Ответственность

Вопросы привлечения сотрудника к ответственности за его нарушения выходят за пределы инструкции. Это связано с тем, что нормативная база, на основе которой принимается решение о вине сотрудника и его наказании, сложна и объемна. К этому прибавляются и нюансы, связанные с доказательствами, показаниям, действиями адвокатов, если дело будет рассматриваться в суде. Поэтому в разделе ограничиваются общим перечислением параметров ответственности сотрудника.

Права

В разделе перечисляются должностные права, объем и значение которых зависит от ряда факторов: кадровой политики компании, объема решаемых вопросов, отраслевой специфики.

Также сюда включают и специфичные права, характерные для конкретной позиции. Так, для бухгалтеров важно иметь доступ к профильным справочно-правовым системам и актуальным версиям бухгалтерских программ, что и обязан предоставить им наниматель.

После составления первоначального варианта инструкции начинается процедура её согласования. Обычно в ней участвуют:


Основная работа бухгалтера по составлению бухгалтерской и налоговой, персонифицированной, статистической отчётности начинается сразу после новогодних праздников. Но подготовиться к этому нужно уже сейчас. Подробнее о том, что нужно сделать бухгалтеру в конце года и на что обратить внимание после новогодних каникул, рассказала наш эксперт Надежда Четвергова.

Начнём со свежих новостей под конец года. В ноябре компании и ИП (субъекты малого и среднего бизнеса) получали коронавирусную субсидию. Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ с 29 ноября 2021 года уточнил положения о расчёте налога при получении господдержки. Теперь такие субсидии из федерального или регионального бюджета (кроме средств на компенсацию процентных ставок) не учитывают в доходах по налогу на прибыль. Ранее в прежней редакции были указаны организации, которые включены в реестр СМСП на 1 марта 2020 года и ведут деятельность в пострадавших отраслях.

Итак, что нужно сделать бухгалтеру до нового года?

  • Провести инвентаризацию имущества и обязательств.
  • Проверить недостающую первичку.
  • Проверить сроки действия приказов и доверенностей.
  • Актуализировать лимит по кассе.
  • Пересмотреть положения учётной политики на 2022 год в связи с многочисленными изменениями и нововведениями (о них см. ниже).
  • Заказать справки о кадастровой стоимости недвижимости.
  • Начислить и выплатить зарплату за декабрь.
  • Проверить статус работника для определения ставки НДФЛ.
  • Проверить соблюдение страховых лимитов.

И многое другое.

Переходим к многочисленным изменениям на будущий год

Тема

Суть изменений (новшеств)

НПА (официальные письма и разъяснения)

Ссылки на информацию по данной теме, размещённую в СПС КонсультантПюс

Комментарий

С 1 января 2022 года обязательны к применению новые стандарты:

Приказ Минфина России от 16.10.2018 № 208н,

Следует отметить, что раньше подобного положения не было.

Стандарт довольно мудрёный.

Данный стандарт кардинально изменил подходы к бухгалтерскому учёту аренды и лизинга. Новые правила учёта сложные и местами непонятные.

Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н,

Изменений много. Например, одно из них: организации теперь сами устанавливают лимит стоимости ОС. Получается, что теперь можно сделать его таким же, как для налога на прибыль, ‒ 100 000 руб., а ОС со СПИ больше года и стоимостью ниже лимита сразу списываем в расходы ( п. 5 ФСБУ 6/2020).

Подробнее с изменениями вы можете ознакомиться в СПС Консультант Плюс.

Приказ Минфина России от 16.04.2021 № 62н,

Порядок оформления первичных документов остаётся прежним . Стандарт только поясняет некоторые правила.

Например, изменены правила исправления документов: бумажную первичку можно исправлять только корректурным способом, вручную зачеркнув ошибку и написав верные данные ( п. 21 ФСБУ 27/2021).

*Планируют, что положение о хранении документов вступит в силу 1 января 2024 года . По нему хранить документы бухучёта и сведения из них, а также размещать базы с этими данными нужно в России. Если иностранные законы требуют хранить документы за рубежом, надо обеспечить такое хранение.

Документ: Проект приказа Минфина России. На момент подготовки статьи проект проходит общественное обсуждение.

С 1 января 2022 года введут электронные транспортные накладные.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 336-ФЗ,

Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200

Данные изменения будут учтены в материалах, размещённых в СПС КонсультантПлюс при его актуализации.

С 2022 года в Уставе автомобильного транспорта появятся положения об электронных перевозочных документах.

Формат транспортной накладной установит ФНС.

Сформированные документы нужно будет направлять в специальную информационную систему. Её создание планируют завершить к концу 2021 года .

С 1 марта 2022 года обновят форму транспортной накладной.

Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116

Данные изменения будут учтены в материалах, размещенных в СПС КонсультантПлюс при его актуализации.

Корректировки касаются, к примеру, раздела о стоимости . Он необходим, если транспортную накладную используют как первичку. Указывают:

- стоимость перевозки без налога;

- сумму НДС, предъявляемого покупателю;

- стоимость перевозки с налогом.

В предыдущей версии формы надо указывать только стоимость услуги в рублях и детализировать размер провозной платы, расходы на платные дороги, погрузо-разгрузочные работы, перевозку опасных грузов и т. п. В новой форме такой детализации нет.

Если транспортную накладную используют как бумажную первичку, то нужно составлять четвёртый экземпляр накладной (для грузоотправителя).

Федеральный закон от 02.07.2021 № 352-ФЗ,

Изменения затрагивают тех, кто регулярно или по необходимости обязан подавать отчёты в госорганы. Поправки внесли, например, в законы о туристской деятельности , о муниципальных и унитарных предприятиях , об участии в долевом строительстве .

По общему правилу госорганы смогут получить информацию из государственного ресурса бухотчётности (ГИР БО). Поэтому сдавать отчётность снова организация не обязана. Исключение: её освободили от подачи документов для ресурса ( ст. 2 , 4 , 5 закона). В этом случае необходимую отётность и аудиторское заключение по ней, если оно нужно, всё же придётся представить в госорган.

С 1 января 2022 года получать УКЭП организации смогут только через налоговую службу.

Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ, Письмо Минцифры России от 10.08.2021 № ОП-П15-085-33604

В подписях, выданных организации в 2022 году и позже, владельцем сертификата ключа проверки можно указывать только саму организацию и того, кто действует от её имени без доверенности (обычно её гендиректор). Получить подпись можно будет только в ФНС (в т. ч. через её доверенных лиц).

Обычные работники не вправе владеть сертификатом такой подписи. Они смогут подписывать служебные документы личными электронными подписями по доверенности от организации. Личные подписи физлица получают в коммерческих удостоверяющих центрах.

Если коммерческий удостоверяющий центр получил аккредитацию в 2021 году, то выданную им подпись можно применять и в 2022 году, если срок действия не истек. Потом оформлять подпись нужно в ФНС.

Квалифицированные сертификаты от других центров в 2022 году не действуют.

Уплата налогов и взносов

С 1 января 2022 года за счёт переплаты по налогам разрешат перечислять страховые взносы.

Федеральный закон от 29.11.2021 № 379-ФЗ

Переплату по налогам можно будет зачесть в счёт уплаты сборов и взносов. Сейчас налоги можно зачесть только в счёт налогов , а взносы ‒ в счёт взносов , перечисляемых в бюджет того же фонда, где образовалась переплата.

Уплата налогов и взносов

С 1 апреля по 4 мая 2022 года можно подать заявление об уплате единого налогового платежа организациям и ИП.

Федеральный закон от 29.11.2021 № 379-ФЗ

Особый порядок перечисления платежей в виде уплаты ЕНП будут применять только во второй половине следующего года ‒ с 1 июля по 31 декабря 2022 года включительно .

Чтобы получить право перечислять ЕНП, организация или предприниматель должны провести с инспекцией сверку расчётов без разногласий. Также нужно в апреле 2022 года подать заявление о применении особого порядка.

Те, кто начнёт применять особый порядок уплаты, должны будут представлять налоговикам уведомления об исчисленных суммах не позднее чем за 5 дней до срока уплаты налога, аванса по нему или взносов. По НДФЛ такое уведомление налоговые агенты станут подавать не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты дохода.

Форму уведомления утвердит ФНС. До этого должны появиться рекомендации.

Уплата налогов и взносов

КБК на 2022 год по основным налогам и взносам останутся прежними .

Приказ Минфина России от 08.06.2021 № 75н

Уплата налогов и взносов

С 1 января вводят единые сроки уплаты налога на имущество и авансов по нему.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ

С 01.01.2022 сроки уплаты налога и авансовых платежей будут едиными ( п. 1 ст. 383 НК РФ):

· для налога ‒ не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

· для авансовых платежей ‒ не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом.

То есть регионы перестанут их устанавливать.

Налоги. НДФЛ, вычеты

С 1 января 2022 года уведомления о праве сотрудника на вычет инспекции будут передавать работодателям

Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ,

В 2022 году работодатели продолжат предоставлять социальные и имущественные вычеты. Однако уведомление о праве на вычет им будет направлять сама инспекция (после обращения к ней работника). Документ выдаётся в формате pdf .

К доходам 2022 года можно будет применять новый социальный вычет ‒ на физкультурно-оздоровительные услуги. Организации предоставляют такой вычет в обычном порядке: на основании заявления работника и уведомления из инспекции.

С 1 января 2022 года изменят правила расчёта налога при оплате работодателем путёвок.

Данные изменения будут учтены в материалах, размещённых в СПС КонсультантПлюс при его актуализации.

Компенсация стоимости путёвки не будет облагаться НДФЛ, даже если расходы на неё учли при расчёте налога на прибыль. Если за год работнику выдали несколько путёвок, освобождение действует только для первой.

Также не будет облагаться НДФЛ компенсация путёвок для детей сотрудников в возрасте до 18 лет (до 24 лет ‒ для обучающихся очно). В 2021 году возрастной лимит был 16 лет .

Расширяется перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ.

Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ

В указанный перечень включены:

- доходы в виде грантов, премий, призов и (или) подарков в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных отдельными НКО, включёнными в утверждённый Правительством РФ перечень;

- доходы в виде призов в денежной и натуральной форме, полученные в рамках стимулирующих мероприятий для граждан, принявших участие в вакцинации от новой коронавирусной инфекции;

- доходы, возникающие в связи с выполнением мероприятий в целях догазификации населённых пунктов до границ земельных участков, принадлежащих налогоплательщикам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, при условии, что на основании актов Правительства РФ указанные мероприятия выполняются без взимания платы с налогоплательщиков;

- доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 рублей, выплаченные субъектами МСП и социально ориентированными НКО, получившими субсидии в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции.

Указанное положение распространяется на доходы, полученные начиная с налогового периода 2021 года.

Доходы от продажи жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение могут быть освобождены от налогообложения НДФЛ независимо от срока нахождения в собственности при соблюдении установленных условий.

Освобождение возможно при одновременном выполнении следующих условий:

- налогоплательщик и (или) его супруг (супруга) являются родителями (усыновителями) не менее двух детей, не достигших возраста 18 лет (24 лет, если дети обучаются по очной форме), или налогоплательщик является одним из указанных детей;

- в календарном году, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности к покупателю на проданное жилое помещение, либо не позднее 30 апреля следующего календарного года налогоплательщиком по договору купли-продажи (договору мены) приобретено иное жилое помещение и осуществлена государственная регистрация перехода права собственности или осуществлена полная оплата стоимости приобретаемого жилого помещения по договору участия в долевом строительстве;

- общая площадь приобретённого жилого помещения или его кадастровая стоимость превышает соответственно общую площадь в проданном жилом помещении или его кадастровую стоимость рублей;

- кадастровая стоимость проданного жилого помещения независимо от размера продаваемой доли налогоплательщика в соответствующем праве собственности не превышает 50 млн рублей (если кадастровая стоимость может быть определена);

- налогоплательщику на дату государственной регистрации перехода права собственности к покупателю на проданное жилое помещение не принадлежит в совокупности более 50 % в праве собственности на иное жилое помещение с общей площадью, превышающей общую площадь в приобретённом жилом помещении.

Указанное положение распространяется на доходы, полученные начиная с налогового периода 2021 года.

С 1 января 2022 года повысят лимиты по УСН.

Приказ Минэкономразвития России от 28.10.2021 № 654

Данные изменения будут учтены в материалах, размещённых в СПС КонсультантПлюс при его актуализации.

Применение УСН. Чтобы применять в 2022 году спецрежим со стандартными ставками, нужно соблюдать ряд условий. К примеру, доходы не должны превысить 164,4 млн руб.

Если допущено небольшое превышение и доходы составили не более 219,2 млн руб., можно остаться на упрощёнке, но налог надо считать по повышенным ставкам.

Если в декларации нужно отразить повышенные ставки, учтите разъяснение ФНС .

Переход на УСН. Чтобы перейти на упрощёнку с 2022 года, доходы организации за 9 месяцев 2021 года не должны были превысить 116,1 млн руб.

Налоги. Налог на прибыль

С 1 января 2022 года учесть затраты на путёвки станет проще.

Работодатель сможет учитывать в расходах по налогу на прибыль затраты на санаторно-курортное лечение, даже если:

- договор заключили напрямую с санаторием, а не через туроператора или турагента;

- работодатель компенсирует затраты родителям, супругам или детям работников.

Сейчас работодатель должен заключать договор строго с туроператором или турагентом. По турпутёвкам это условие сохраняют.

Налоги. Налог на прибыль

Продлён период ограничения суммы уменьшения налоговой базы на убытки прошлых лет.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ

Данные изменения будут учтены в материалах, размещённых в СПС КонсультантПлюс при его актуализации.

Период, в течение которого базу по налогу на прибыль можно уменьшить на перенесённые убытки не более чем на 50 %, продлён до 31 декабря 2024 г. включительно.

Налоги. Налог на прибыль

С 01.01.2022 уточняются правила расчёта амортизации при реконструкции.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ

Данные изменения будут учтены в материалах, размещённых в СПС КонсультантПюс при его актуализации.

1) При реконструкции первоначальная стоимость изменяется независимо от размера остаточной стоимости ОС. Аналогичное правило действует при достройке, дооборудовании, модернизации, техническом перевооружении, частичной ликвидации и т. д.

2) Скорректирован порядок амортизации для случая, когда в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования ОС не увеличился. В этой ситуации организация должна применять норму амортизации, которую определили по первоначально установленному сроку полезного использования. Минфин ранее говорил , что можно использовать старую норму амортизации.

Налоги. Налог на прибыль

Изменяются правила налогообложения лизинга.

Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ

1) Изменился подход к учёту лизинговых платежей. Так, если в их состав включили выкупную стоимость, для учёта в расходах её нужно вычесть. Минфин ранее разъяснял , что выкупную цену в таком случае нужно считать авансовыми платежами. Новые правила не применяются к договорам, которые действуют на дату вступления в силу поправок.

2) Не будет специальных правил амортизации предметов лизинга. Сейчас амортизирует имущество тот, кто учитывает объект по договору. С 2022 года эту норму исключают. Это означает, что расходы на содержание имущества несёт арендодатель. Новые правила распространяются на договоры лизинга, которые действуют на дату вступления в силу поправок.

Читайте также: