Что нового появилось при временном правительстве в уголовном праве введение телесных наказаний

Обновлено: 17.06.2024

5 мая 1868 года в России был принят Воинский устав о наказаниях. Документ устанавливал ответственность для офицеров, рядовых и гражданских чиновников военного ведомства за совершение преступлений и серьёзных проступков. По мнению экспертов, устав, формально закрепивший отмену телесных наказаний, был значительно гуманнее, чем многие иностранные аналоги. Однако окончательно наладить воинскую дисциплину он не смог: на деле рукоприкладство в российской армии сохранялось вплоть до начала XX века. О том, как менялась система наказаний в отечественных вооружённых силах, — в материале RT.

9 апреля 1753 года Елизавета Петровна утвердила доклад, который фактически предусматривал отмену смертной казни в Российской империи.

В 1649 году ряд воинских преступлений был внесён в Соборное уложение, предусматривающее, в частности, такие виды наказаний, как повешение, четвертование, отсечение головы, вырывание ноздрей, битьё кнутом, лишение свободы, ссылку и штрафы. Соборное уложение постоянно менялось и дополнялось, однако продолжало действовать вплоть до начала XIX столетия. Военных могли казнить за участие в бунте, возмущение в войсках, государственную измену и сдачу города врагу. Отдельными указами регламентировалась ответственность за побег и неявку в войска. В мирное время за это могли наказать кнутом, а в военное можно было и поплатиться жизнью.

Впрочем, несмотря на некоторое смягчение, разработанная Петром система воинских наказаний действовала вплоть до середины XIX столетия. Причём рядовые не особо рассчитывали на смягчение законов, стремясь завоевать расположение конкретных военачальников.

С конца XVIII столетия началась постепенная гуманизация уголовного законодательства в Европе. В 1791 году во Франции было ограничено использование телесных наказаний (хотя окончательный отказ произошёл лишь в 1881-м), в 1820 году от такого вида наказаний отказались Нидерланды, в 1860-м — Италия.

29 апреля 1818 года в Москве родился будущий император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский Александр II. Он вошёл.

Однако новые документы оказались слишком сложными, запутанными и противоречивыми, что создавало плодотворную почву для различных злоупотреблений. Кроме того, в армии фактически сохранялась система телесных наказаний, введённая ещё Петром I. От вырезания ноздрей официально отказались лишь в 1817 году, от битья кнутом — в 1845-м, однако плети, шпицрутены и розги никуда не исчезли.

В корне ситуация начала меняться лишь при Александре II.

Эксперт отметил, что реформы, развёрнутые в армии новым императором, шли сразу по нескольким направлениям. В частности, была внедрена более современная система комплектования войск, сокращён срок службы, всё меньшую роль стал играть социальный статус человека.

В 1863 году в России с некоторыми исключениями (относительно заключённых и рецидивистов) были официально отменены телесные наказания как разновидность уголовной ответственности. Это было отображено в итоге и в Воинском уставе о наказаниях, принятом 5 мая 1868 года. Телесные наказания сохранялись лишь для уже осуждённых военных. Полностью от них отказались формально только в 1904 году.

Наказания в Уставе 1868 года были разделены на уголовные (смертная казнь, в том числе с лишением гражданских прав, каторжные работы, ссылка на поселение в Сибирь, заточение в крепость) и исправительные (временная ссылка, временное заключение в крепости, смирительном доме или гражданской тюрьме, денежные взыскания, содержание в военно-исправительных ротах или военных тюрьмах, гауптвахта).

Порка вместо заключения

Военное положение или иные особые условия наделяли высшие офицерские чины широчайшими полномочиями. Впоследствии это позволило властям прибегать к жёстким мерам в ходе событий начала ХХ века — с революционерами расправлялись по законам военного времени.

100 лет назад Совет народных комиссаров принял Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным.

Впрочем, эти порядки всё равно были значительно более гуманными, чем то, что происходило в те же годы в армиях других государств. Например, в Великобритании, по словам Олега Айрапетова, телесные наказания в армии и на флоте широко применялись вплоть до начала 1880-х годов. Российские же реформы, по мнению эксперта, были в целом прогрессивны, хотя и не смогли устранить всех проблем.

При этом эксперт считает, что в реформах 1868 года содержался ряд норм, которые не потеряли своей актуальности до сих пор. В частности, речь идёт о военных тюрьмах — этот относительно гуманный вид воинского наказания успешно применяется в ряде стран и в наши дни, тогда как в России они были отменены в ходе революции 1917 года.


ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО–ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Российской Федерации постоянно идет процесс реформирования уголовно-исполнительной системы, используя опыт зарубежных стран и требования мирового сообщества по введению международных стандартов обращения с заключенными. Изучение прошлого, как утверждают известные ученые, может служить средством познания настоящего. Знание истории становления властных структур и органов управления страны помогает понять существующую систему и определять пути её совершенствования. Особый интерес вызывают суд, полиция и тюрьмы, которые взаимосвязаны между собой. В данной работе кратко рассмотрим наиболее значимые этапы в истории становления уголовно-исполнительной системы и законодательное регулирование ее деятельности.

Только во второй половине ХVII века в России обратили пристальное внимание на проблемы правовой защиты заключенных. В результате проводимой Екатериной II реформы местного самоуправления появляются приказы общественного призрения, на которые в соответствии с Учреждением по управлению губерниями Российской империи 1775 года возлагаются функции организации и управления исполнением лишения свободы в работных и смирительных домах. Большое значение имело создание пенитенциарного права и проект Екатерины II об устройстве тюрем. Он предусматривал развитие системы тюремных учреждений, более мягкие условия содержания заключенных, определял правовой статус администрации тюрем. Было применено раздельное содержание мужчин и женщин, подследственных и осужденных, а также содержание в камере не более двух–трех человек. К сожалению, данный проект был востребован только лишь спустя сто лет.

Российское государство принимало участие в международных тюремных конгрессах, которые с 1872 г. становятся мероприятиями межгосударственного сотрудничества в вопросах реформирования и гуманизации пенитенциарных систем разных стран. Первый международный тюремный конгресс состоялся в Лондоне. На втором конгрессе в1878 г. в Стокгольме была создана Международная пенитенциарная комиссия. Туда вошла и Россия, внося взнос в размере 800 рублей ежегодно. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, введен в январе 1864 г. Издано Положение о земских учреждениях, где расходы на содержание тюрем были перенесены из местного в государственный бюджет. 20 ноября того же года принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. За год до этого были отменены телесные наказания для женщин, клеймение. В 1871 году отменены шпицрутены для ссыльных, а в 1885 году – розги. Устав был одобрен современниками за гуманность, демократизм и простоту применения. 4

Накануне реформы управление местами заключения в Российской империи находилось в ведении департамента исполнительной полиции Министерства внутренних дел. Управление тюрьмами составляло только часть обязанностей департамента, поэтому места лишения свободы не получали требуемого внимания 5 .

В 1890 г. были созданы 24 губернские тюремные инспекции (прообраз современных территориальных органов УИС).

Общая тюремная инструкция 1915 г. стала последним крупным дореволюционным российским пенитенциарным нормативным правовым актом. Она продолжала действовать в период Временного правительства, и впоследствии многие ее нормы были использованы в нормативных актах Советского государства. Изучая историю развития пенитенциарного законодательства России в до­революционный период, можно сделать вывод, что оно во многом со­ответствовало законодательству других развитых стран.

Постановление СНК СССР № 130/сс о передаче работы по использованию спецпереселенцев в ведение ГУЛАГа ОГПУ принято 1 июля 1931 г. Утвержден Устав службы в ИТУ РСФСР. Система ГУЛАГ просуществует до 1958 года.

Новый (второй) Исправительно-трудовой кодекс РСФСР принят 1 августа 1933 г. постановлением ВЦИК и СНК.

Конвойные войска реорганизованы в конвойную охрану МГБ СССР 6 мая 1951 г.

Исправительно-трудовые учреждения были переданы из МВД в Минюст СССР10 марта 1953 г. В январе 1954 г. они были возвращены назад. Организовано Тюремное управление МВД СССР. Упразднено Управление по делам военнопленных и интернированных МВД СССР.

В составе МВД СССР 28 марта 1957 г. сформировано Главное управление внутренних и конвойных войск (выведены из состава КГБ СССР). В целях усиления общественного контроля за работой исправительно-трудовых учреждений при исполкомах советов были организованы наблюдательные комиссии. В исправительно-трудовых учреждениях вводится отрядная система. Организацией объединенных наций приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

Постановление СМ СССР, утвердившее Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР, которое предусматривало изменение организации тюрем, вышло 8 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, определявшие основную реформу советской карательной системы. В январе 1960 г. Указом Президиума ВС СССР упразднено Главное управление исправительно-трудовых колоний МВД СССР. На базе Основ уголовного законодательства принят Уголовный кодекс РСФСР.

Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах было утверждено 29 августа 1961 года Указом Президиума ВС РСФСР. Введено в действие Типовое положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 июля 1966 г. утверждено Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних.

Законом СССР 11 июля 1969 года были введены в действие Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик.

В 70-80-х годах шел активный поиск новых методов воспитательной работы с осужденными, несмотря на производственный приоритет в политике. Большое внимание уделялось правильному и полезному использованию свободного времени, увеличивалось количество общеобразовательных школ и профессиональных училищ, открывались самодеятельные организации осужденных. Пропагандировали передовой опыт ИТУ Белоруссии, Саратовской, Вологодской, Челябинской, Харьковской и других областей, где проводились воспитательные и образовательные эксперименты 8 .

В период перестройки во второй половине 80-х годов, в России наблюдалась нестабильность политической и экономической жизни, которая отразилась и на местах лишения свободы. Массовые беспорядки в колониях и следственных изоляторах, в том числе взятие в заложники сотрудников, прокатились по всей стране. Было понятно, что существующая пенитенциарная система, основанная на неуважении к личности, должна в корне измениться.

Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.) утверждена 13 января 1996 г.

Федеральный закон о введении действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации принят 8 января 1997 года. В новом кодексе впервые была гарантирована свобода совести и вероисповедания, приняты нормы соблюдения безопасности граждан, лишенных свободы. Теперь они могли пользоваться платными лечебными услугами, телефоном, во время трудового отпуска покидать пределы ИТУ. Некоторым заключенным было разрешено проживание за пределами учреждений, исключены некоторые дисциплинарные взыскания.

Постановлением Правительства РФ уголовно-исполнительные инспекции вошли в состав УИС Минюста России 20 февраля 1999 г. Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ № 366 определены порядок и условия выполнения учреждениями и органами УИС Минюста России функций конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу. Постановление об объявлении массовой амнистии, затронувшей интересы более 20 тыс. заключенных, введено18 июня 1999 г.

В Концепции определены цели развития уголовно-исполнительной системы:

повышение эффективности работы органов уголовно-исполнительной системы до уровня европейских стандартов;

улучшение условий содержания заключенных, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов;

развитие системы социальной помощи заключенным после их освобождения;

сокращение преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет улучшения социальной и психологической работы. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1.) улучшить организацию исполнения наказаний, направленную на социализацию осужденных;

2.) изменить структуру уголовно-исполнительной системы, создать новые виды учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказаться от коллективной формы содержания осужденных;

3.) осуществить раздельное содержание осужденных с учетом тяжести преступления и характеристики осужденного;

4.) изменить способы исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы;

5.) разработать новые методы воспитательной работы, образовательного процесса и трудового воспитания осужденных;

6.) совершенствовать охрану исправительных учреждений и укреплять их материальную базу;

7.)улучшать управление уголовно-исполнительными учреждениями путем использования современных методов информационной и телекоммуникационной системы;

8.) расширять применение наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы;

9.) достичь необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы;

10.) внедрять современные технологии и технических средства в практику исполнения наказаний;

11.) совершенствовать контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечить гласность и подконтрольность институтам гражданского общества;

12.) создавать условия для участия общественности в решении этих задач;

13.) развивать международного сотрудничества с пенитенциарными системами других государств, международными органами и неправительственными организациями.

В Концепции не ставится перед ФСИН задача превращения тюрем и изоляторов в нечто среднее между хорошим учебным заведением и уютным санаторием. Она должна гарантировать заключенным достойную жизнь в период отбывания наказания, но со специфическими исправительными ограничениями в рамках закона их прав и интересов. Необходимо создать условия для мотивации здорового образа жизни среди осужденных.

Уголовно-исполнительная система прошла продолжительный и трудный исторический путь, который был отмечен многими реформами и преобразованиями. В данной работе были кратко рассмотрены вопросы, связанные со становлением пенитенциарной системы России, законодательным регулированием ее деятельности, проведен анализ исторических тенденций ее развития. Эти знания облегчают поиск новых подходов в организации деятельности правоохранительных органов страны. Реформирование уголовно-исполнительной системы России в настоящий период происходит в условиях целостной, сбалансированной, основанной на международно-правовых стандартах уголовной и уголовно-исполнительной политики. Согласно мировым стандартам политика государства в области борьбы с преступностью должна опираться на принципы неотвратимости и соразмерности наказания, гуманизма, защиты прав личности и уважения человеческого достоинства на всех стадиях отправления правосудия и исполнения наказания.

Уголовно-исполнительное право России. Общая и особенная части. Под редакцией Владимира Эминова, Владислава Орлова, М.: Юрайт. 2016.

История царской тюрьмы. Издание 6-ое: Том 2 (1792-1825 гг.) . Под редакцией Гернета М.Н. 2011.

Тюремная политика и тюремное законодательство в дореволюционной России. Под редакцией Гайдука С.Л. 2012.

Уголовно-исполнительное право. Под редакцией Ивана Козаченко, Алексея Деткова, М.: Юрайт.(2016.

Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. Под редакцией: Александра Романова. 2014.

Уголовно-правовые основы. Теория и правоприменительная практика. Под редакцией Малинина В.Б., Тангиева Б.Б., М.: Алеф-Пресс. 2015

Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. Под редакцией Зубкова А.И., Калинина Ю.И.,Сысоева В.Д., М.: История и современность. 2013

История пенитенциарной системы России. Под редакцией Аладьиной Л.С. 2011.

1  Уголовно-исполнительное право России. Общая и особенная части. 2016. Под редакцией Владимира Эминова, Владислава Орлова, М.: Юрайт. 24 с.

2  История царской тюрьмы. 2011. Издание 6-ое: Том 2 (1792-1825 гг.) . Под редакцией Гернета М.Н, 86 с.

3  Тюремная политика и тюремное законодательство в дореволюционной России. 2012, Под редакцией Гайдука С.Л., 53 с.

4  Уголовно-исполнительное право. 2016. Под редакцией Ивана Козаченко, Алексея Деткова, М.: Юрайт. 45 с.

6  Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. 2014. Под редакцией: Александра Романова, 98 с.

7  Уголовно-правовые основы. Теория и правоприменительная практика. Под редакцией Малинина В.Б., Тангиева Б.Б. 2015, М.: Алеф-Пресс, 113 с.

8  Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. Под редакцией Зубкова А.И., Калинина Ю.И.,Сысоева В.Д. 2013, М.: История и современность. 153 с.

10  История пенитенциарной системы России. 2011. Под редакцией Аладьиной Л.С., 261 с.

Новый взгляд на сечение: как в Российской империи отменили телесные наказания

От монгольского нашествия до петровских реформ

В Судебниках Рюриковичей и Соборном Уложении Романовых были прописаны телесные наказания за различные виды нарушений. Объясняется это тем, что в XV-XVII веках взгляды на преступления в Российском государстве серьезно изменились. Теперь преступление расценивалось властью не только как злое действие по отношению к частным лицам, но и как нечто, способное принести вред всему обществу.

Наказание плетью в Тайной канцелярии в конце XVIII века

Наказание плетью в Тайной канцелярии в конце XVIII века

В 1785 году дворянству была дарована Жалованная грамота, отменявшая телесные наказания для привилегированного сословия. Теперь, чтобы избежать подобной меры, до суда нужно было доказать свою принадлежность к дворянству. Кроме того, от телесных наказаний Екатерина освободила купцов первой и второй гильдий, а также священнослужителей.

Увы, крепостных крестьян помещикам все так же разрешалось бить строго (от 6 до 75 ударов) и строжайше (от 75 до 150). Еще ужаснее наказывали изготовителей фальшивых ассигнаций и бунтовщиков: к примеру, участникам Пугачевского восстания вырезали ноздри и ставили клейма. Сама императрица тоже не гнушалась суровыми расправами над своими придворными. Известен такой случай: когда две фрейлины нарисовали карикатуру на Екатерину II и ее фаворита графа Г.А. Потемкина, государыня приказала публично высечь шутниц розгами.

Очевидно, что до истинной гуманности в годы екатерининского правления было еще далеко, но, когда на престол вступил Павел I, отменивший Жалованную грамоту, ситуация обострилась еще сильнее. Придирчивый и требовательный правитель мгновенно пресекал любое, даже самое мелкое непослушание. Так, при встрече с императором все должны были выходить из экипажей, предварительно сняв верхнюю одежду. Те, кто этого не делал, получали до 50 ударов кнутом. До тех пор, пока телесные наказания не считались позорными, высшие слои общества легко с ними мирились. Однако в конце XVIII века просвещенные дворяне уже не могли спокойно переносить избиение на площади, это оскорбляло их на всю жизнь. Своим вздорным поведением Павел настроил против себя большую часть дворянства, осыпанного почестями при Екатерине II, за что поплатился 12 марта 1801 года.

Кнут или пряник?

В 1804 году, после университетской реформы Александра I, этот запрет сохранился. Император мечтал сделать все учебные заведения похожими на Царскосельский лицей, где получали образование дворянские дети. Здесь получили образование и будущий великий поэт А.С. Пушкин, и канцлер Российской империи А.М. Горчаков. В лицее за провинности не били, а пересаживали на задние парты, лишали сладостей во время приемов пищи или, в крайнем случае, помещали в карцер.

Великие реформы

Тем временем в обществе нарастала потребность в отмене бесчеловечных наказаний, и власть, хоть и медленно, шаг за шагом шла навстречу народу. В 1848 году министр внутренних дел приказал, чтобы при сильных морозах телесные наказания не осуществлялись, а с 1851 года вышло постановление, чтобы при экзекуции рядом с обвиняемым всегда находился врач.

После освобождения крепостных крестьян в 1861 году власть над ними перешла сельскому обществу и волостному управлению. Волостные судьи, избираемые из числа крестьян, должны были самостоятельно решать вопрос о наказаниях. Казалось, что теперь избиения прекратятся, однако крестьяне продолжали решать все проблемы именно поркой. К тому же от экзекуций освобождались лишь те из них, кто окончил курс в уездных училищах или высших учебных заведениях, не подвергались поркам волостные старшины, судьи, сборщики податей и старики. Розгами наказывали за пьянство, сквернословие, воровство, неявку в суд, побои и порчу имущества. По закону порка розгами сохранялась только для мужчин, но де-факто крестьянки страдали от них ничуть не меньше. Власти медлили с разбирательствами, надеясь, что крестьяне сами откажутся от этих наказаний.

Долгожданный манифест

На протяжении последних десятилетий XIX века обсуждения относительно полной отмены телесных наказаний активнее всего велись земскими деятелями. Наконец, с 1893 года в Российской империи от этой меры были освобождены все женщины, включая тех, кто находился в ссылке. В 1900 году Николай II отменяет порку для бродяг, а спустя еще три года – запрещает плети для ссыльнопоселенцев.

В 1904 году по случаю рождения наследника цесаревича Алексея обнародован Высочайший манифест, даровавший крестьянам полное освобождение от розог. Так, спустя 43 года после отмены крепостного права, крестьяне были полностью уравнены с другими сословиями – по крайней мере, в области применения к ним наказаний. Тем не менее указом императора были довольны не все. В 1912 году разразились дискуссии о возвращении розог и плетей в связи с участившимися случаями хулиганства в деревнях, но возвращаться к старым порядкам Николай II не стал. Что касается телесных наказаний в армии и на флоте, то еще до выхода манифеста 5 августа 1904 года, они были исключены из числа последствий перевода в разряд штрафных солдат и матросов как в мирное, так и в военное время. В последнее десятилетие существования Российской империи с телесными наказаниями было практически покончено: эта мера распространялась лишь на преступников, находящихся в тюрьмах и вновь нарушивших закон.

Ирина Вьюнова

Когда произошло широкомасштабное ограничение телесных наказаний:
Выберите один ответ.

a. в начале ХХ в.;

b. таковое в России не проводилось;

c. в 1860-х – 1870-х гг.;

Ирина Вьюнова

Министры в России после учреждения парламентаризма:
Выберите один ответ.

a. несли ответственность перед Государственным советом;

b. несли ответственность перед Императором;

c. несли ответственность перед Государственной думой;

Ирина Вьюнова

За должностные преступления впервые предусматривалось уголовное наказание в:
Выберите один ответ.

a. Соборном Уложении 1649 г;

b. Судебнике 1550 г.;

c. Судебнике 1497 г.;

Ирина Вьюнова

Дайте периодизацию Московской Руси:
Выберите один ответ.

a. 1480 – 1549 гг.;

b. 1480 – 1613 гг;

c. 1480 г. – XVII в.;

Ирина Вьюнова

Назовите новшество в статусе холопов, проявившее себя в Московской Руси:
Выберите один ответ.

a. появление возможности поступать феодалам в холопство к феодалам;

b. начало правового сближения холопов и крестьян;

c. отмена возможности для холопов получить свободу;

Ирина Вьюнова

Правежи – это:
Выберите один ответ.

a. разновидность уголовных телесных наказаний;

b. принудительный способ взыскания долга с должника;

c. разновидность пыток;

Ирина Вьюнова

Поместье – это:
Выберите один ответ.

a. аналог аллода;

b. землевладение под условием службы;

c. землевладение на основе частной собственности;

Ирина Вьюнова

Были ли урегулированы религиозные преступления Судебниками 1497 и 1550 гг.:
Выберите один ответ.

b. только богохульство;

Ирина Вьюнова

Высшим органом государственной власти по сталинской Конституции провозглашался:
Выберите один ответ.

a. Верховный совет;

b. президиум Верховного совета;

c. Съезд советов депутатов трудящихся;

Ирина Вьюнова

Каким годом датируется вторая союзная Конституция:
Выберите один ответ.

Ирина Вьюнова

С чем связаны изменения в ходе реформ при Александре III:
Выберите один ответ.

a. с разгулом революционного террора в стране;

b. с деспотичной натурой монарха;

c. с непониманием властью нужд общества;

Ирина Вьюнова

Основным источником Русской Правды правильно считать:
Выберите один ответ.

a. княжеское законодательство;

b. судебную практику;

c. правовые обычаи;

Ирина Вьюнова

В Российской Империи после установления парламентаризма функционировало:
Выберите один ответ.

Ирина Вьюнова

В Литовском государстве основополагающий законодательный источник права – это:
Выберите один ответ.

a. Русская Правда;

Ирина Вьюнова

С какой революцией более всего сходна февральская революция в России:
Выберите один ответ.

a. с революцией в Англии XVII в.;

b. с американской революцией XVIII в;

c. с революцией 1789 г. во Франции;

Ирина Вьюнова

Что нового появилось при Временном правительстве в уголовном праве:
Выберите один ответ.

a. массовые амнистии, освобождение из заключения лиц, совершивших тяжкие преступления;

b. отмена тюремного заключения как вида наказаний;

c. введение телесных наказаний;

Ирина Вьюнова

Какой кодекс был принят первым в годы советской власти:
Выберите один ответ.

b. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве;

c. Кодекс законов о труде;

Ирина Вьюнова

Трудовое законодательство СССР было:
Выберите один ответ.

a. недостаточно развитым;

c. соотносимым с уровнем развития такового в РФ;

Ирина Вьюнова

Какие высшие органы в первые годы советской власти имели право законотворчества:
Выберите один ответ.

Виды уголовных наказаний, установленных в первых кодифицированных нормативных правовых актах Российского государства и порядок их исполнения. Устав о содержащихся под стражей 1832 года. Реформирование тюремной системы во второй половине XIX века.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.02.2015
Размер файла 49,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Общая характеристика законодательства России об исполнении уголовных наказаний до 1917 года

1. Виды уголовных наказаний, установленных в первых кодифицированных нормативных правовых актах Российского государства и порядок их исполнения

2. Устав о содержащихся под стражей 1832 года с последующими изменениями, дополнениями и его характеристика как одного из первых законодательных актов об исполнении уголовных наказаний

3. Реформирование тюремной системы во второй половине XIX века

Список использованной литературы

уголовный наказание тюремный устав

В истории уголовного и уголовно-исполнительного права институт наказания занимает важнейшее место. Вопросы его содержания, сущности, целей всегда были в центре внимания ученых и до сих пор остаются наиболее сложными и дискуссионными в отечественной литературе. Только зная историю наказания, мы сможем с той или иной степенью вероятности прогнозировать его развитие в нужном для общества направлении, предсказывать эффективность его воздействия на данный исторический период, на народ и конкретную личность с учетом экономического, политического, правового состояния общества, уровня его культурного, интеллектуального и нравственного развития, а также правового положения личности, в том числе и на современном этапе.

Данная тема изучалась такими учеными, как Артамонов В.П., Рент Ю.А., Сергиевский Н.Д., Стручков Н.А., Фойницкий И.Я. и др., однако следует заметить, что в юридической литературе вопросам, касаемым истории уголовных наказаний, уделяется достаточно мало внимания. В определенной степени это объясняется тем, что историки в большинстве случаев не являются специалистами в уголовно-исполнительной сфере, а последние изучают, как правило, проблемы пенитенциарии нового и новейшего времени. Этим хочется подчеркнуть актуальность данной работы. В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, согласно Концепции развития УИС до 2020 года, одним из направлений развития является кадровое обеспечение. Оно включает в себя проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы, повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления и др. Кадровое обеспечение современной УИС невозможно без подготовки высококвалифицированных и всесторонне развитых специалистов. Одним из элементов подготовки является изучение исторических этапов и процессов функционирования государства и, в том числе, наказания как формы государственного принуждения. Таким образом, изучение истории исполнения наказаний и развития УИС крайне актуально и обосновано в том числе и с позиции законодателя. Тем более в современном обществе только гуманная система исполнения наказаний способна удовлетворить потребности государства и общества. Развитие новой пенитенциарной системы идет по пути приоритета человеческих отношений над ушедшим в прошлое принципом преобладания силы и карательных методов воздействия. В этом смысле учет особенностей уникального и самобытного исторического опыта должен стать неотъемлемой составной частью обучения и воспитания сотрудников УИС.

Основная цель данной работы - проанализировать процесс зарождения и эволюции лишения свободы как вида уголовного наказания и политической репрессии, опыта организации его исполнения, а также иных видов наказаний в законодательных актах периода с X по XIX века.

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

1. Виды уголовных наказаний, установленных в первых кодифицированных нормативных правовых актах Российского государства и порядок их исполнения

Истоки уголовного наказания уходят вглубь истории человечества. В древности, еще до появления государства и права, наказания как социально-правового явления не существовало. Однако нельзя сказать, что люди не реагировали на агрессивные акты со стороны преступных элементов. Такая реакция была, и проявлялась она обычно в ответном нанесении обидчику телесных повреждений, основанном на инстинкте самосохранения. Этот инстинкт постепенно проникал в сознание человека, осмыслялся им, сопровождался рефлексией, анализом своих ощущений, переживаний и чувств, в том числе страха из-за угрозы повторного нападения, желанием разыскать и уничтожить реальный источник опасности. В результате в развивающиеся отношения вошел обычай отвечать ударом на удар, который возник на уровне родоплеменного состояния человеческого общества. С развитием социальных отношений, совершенствуясь, этот обычай прошел проверку временем, сформировался как право мести и был закреплен в первых письменных нормативных актах. Впоследствии содержание мести качественно изменилось, появилась избирательность и сформировалась кровная месть, которую можно рассматривать как начальную стадию развития института уголовного наказания. На рубеже X-XI вв. частная месть постепенно заменяется институтом государственного (уголовного) наказания, который, однако, не предусматривает лишение свободы (тюремное заключение).

Принцип талиона стал первым ограничителем мести, не знавшей пределов в борьбе с обидчиком. Появление этого принципа можно расценить как начало следующего этапа развития наказания. В древнерусских правовых документах талион встречается лишь в наказании за убийство (договор с греками 911 года); в Русской Правде он отсутствует, ибо не присущ славянскому праву (в отличие от мусульманского). Ведущее место в Русской Правде занимали композиции (выкупы), когда причинителя вреда не убивали и не подвергали телесным повреждениям, а брали с него плату.

О появлении на Руси наказания в виде лишения свободы можно судить лишь начиная с Х в., что подтверждают дошедшие до нас первые русские правовые акты. Система наказаний по Русской Правде была достаточно простой. Весьма близким к лишению свободы было упоминавшееся в Русской Правде наказание в виде "потока и разграбления", которое завершалось ссылкой преступника в "заточение". Эта древнейшая карательная мера допускала большое разнообразие в своем применении и должна рассматриваться не как определившееся во всех своих признаках наказание, а лишь как зерно многих личных наказаний, из него развившихся. Право "потока" означало распоряжение виновным по усмотрению князя или народа, причем в одних случаях это приводило к смертной казни, в других - к изгнанию, в третьих - к ссылке, заточению и даже к обращению преступника в раба. Следующим по степени тяжести видом наказания была "вира" - штраф, который назначался только за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (за убийство привилегированного человека). Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось "головничество", равное вире.

Существовал особый вид виры - "дикая" вира. Она налагалась на всю общину. Применялась в случае, если совершенное убийство было не разбойным, а община не выдает своего подозреваемого.

За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначалось "полувирье". Все остальные преступления наказывались штрафом - "продажей", размер которой зависел от тяжести преступления.

Следует отметить, что в отличии от Европейских государств, где судебно-полицейские функции осуществляла инквизиция, в Древней Руси данные функции закреплялись за светскими лицами. Появляются первые профессионалы в этой сфере: тиуны (княжеские слуги, нередко из числа холопов, облаченные административными полномочиями), мечники (вооруженные дружинники, выступавшие в роли судебных исполнителей), вирники (сборщики виры - денежного штрафа), емецы (сборщики судебных штрафов с общин). Данные лица занимались преимущественно взысканием штрафов, долгов и т.п.

В X-XIII вв. на Руси преступников в качестве предварительной меры заключали в погреба, например, по договорам с греками и немцами 1195 и 1229 годов. С XIV в. согласно Двинской уставной грамоте 1397 года предварительное лишение свободы сопровождалось заключением "в железа" (ст. 8). Данная грамота предусматривала более суровые наказания, чем Русская Правда, в частности, впервые в русских нормативных актах было введено наказание в виде смертной казни. Указание на "сковывание", то есть, судя по всему, буквальное лишение свободы, соответствовало наметившейся тенденции ужесточения наказаний.

В XV в. достаточно четко определился курс на централизацию Русского государства. Отражение этого процесса наблюдается в правовых документах того времени, и прежде всего в Судебниках 1497 и 1550 годов. В них развиваются и уточняются многие нормы предшествовавшего законодательства (Русской Правды, Двинской и Белозерской уставных грамот, Псковской и Новгородской судных грамот), появляются новые нормы, отвечающие потребностям укрепления государственности и княжеской власти.

Судебник 1497 года установил жестокие наказания: смертную казнь, торговую казнь (наказание на торговой площади при стечении народа), выдачу истцу неимущего для отработки ущерба. Вместе с тем Судебник не устанавливал порядок исполнения наказаний, хотя и называл лиц, которые должны их исполнять. Тюремного заключения как вида наказания в Судебнике 1497 года еще нет, оно появляется лишь в Судебнике 1550 года. Сохранив виды наказаний, предусмотренные Судебником 1497 года, он в значительной мере расширил сферу их применения, регулировал, часто примитивно, их исполнение; впервые ввел новый вид уголовного наказания - тюремное заключение.

Сроки наказания в виде тюремного заключения в Судебнике в большинстве случаев не определены. Законодатель ограничивается выражением "вкинути в тюрму" без какого-либо дополнения о длительности пребывания в месте лишения свободы. Однако в некоторых статьях, хотя конкретные сроки и не указываются, даются более определенные пояснения. Это происходит в трех случаях. Прежде всего если речь идет о пожизненном заключении. В Судебнике оно формулируется следующим образом: "вкинути в тюрму до смерти" (ст. 52, 56). В другом случае преступник мог содержаться в тюрьме до тех пор, пока не найдется поручитель: "вкинути в тюрму, покуда порука по нем будет" (ст. 12, 55). В ст. 56, 58 условия освобождения несколько ужесточаются тем, что порука должна быть "крепкой". Наконец, еще в двух статьях Судебника заключение в тюрьму могло длиться "до царева государева указу" (ст. 67, 71).

Характерной особенностью тюремного заключения, по Судебнику, является то, что оно в большинстве случаев сопрягается (причем тогда отнюдь не в качестве основного) с другими наказаниями - телесными (болезненными). Без дополнительного наказания тюремное заключение встречается в 8 статьях, в остальных оно сопровождается либо торговой казнью, либо битьем кнутом, либо, наконец, пыткой. Эта особенность в различных проявлениях сохранится вплоть до начала ХХ в.

В зависимости от степени тяжести Судебник выделяет следующие разновидности тюремного заключения:

1) простое тюремное заключение;

2) тюремное заключение, сопряженное с торговой казнью;

3) тюремное заключение, сопряженное с торговой казнью и битьем кнутом;

4) тюремное заключение, сопряженное с пыткой.

Сопоставляя разновидности тюремного заключения и деяния, за которые они предусмотрены Судебником, можно заметить достаточно последовательное соблюдение принципа справедливости, когда за более тяжкое деяние назначается и более суровое наказание.

Таким образом, в Судебнике 1550 года впервые в российском праве закреплено наказание в виде лишения свободы (тюремного заключения), представлена система иных видов наказаний, назначаемых судом. Эти наказания предусматривались в основном за совершение должностных преступлений, взяточничество, клевету, кражу, разбой. В большинстве случаев лишение свободы сопрягалось с торговой казнью. Сроки тюремного заключения не были определены, за исключением двух норм, в которых оно полагалось пожизненным. В Судебнике отсутствуют также нормы, регулирующие исполнение лишения свободы. Введение наказания в виде заключения в тюрьму, с одной стороны, свидетельствовало о дальнейшем укреплении российской государственности, а с другой - отражало потребность в более гибких видах наказания.

Крупным шагом в развитии российского права явилось Соборное Уложение 1649 года. Это уже не просто сборник правил, касающихся нескольких сфер общественной жизни, преимущественно отправления правосудия, с довольно нечеткими санкциями за преступления, а весьма объемный, систематизированный (разделенный на главы), охватывающий множество вопросов нормативный документ. По существу, это универсальный гражданско-уголовный, одновременно материальный и процессуальный кодекс. Значение Соборного Уложения многократно усиливается тем, что оно было принято на Земском соборе, с участием достаточно широких кругов российской общественности. Многие нормы Соборного Уложения прошли испытание временем и применялись даже в начале XIX в.

В части назначения и исполнения наказаний, особенно в виде лишения свободы, Соборное Уложение во многом основывается на Судебнике 1550 года. Наиболее важное изменение, с точки зрения развития системы наказаний в России, заключается в появлении норм о ссылке. Чаще предусматривается лишение свободы в форме тюремного заключения, по частоте установления тюремное заключение уступает лишь смертной казни.

Целями наказания по Соборному Уложению были устрашение и возмездие, изоляция преступника от общества составляла дополнительную и второстепенную цель. Для системы наказаний были характерны следующие признаки:

· Сословный характер наказания

· Неопределенность в установлении наказания.

Тюремное заключение в Соборном Уложении как специальный вид наказания могло устанавливаться сроком на:

Читайте также: