Какой фактор не относится к индивидуальным при выборе организационно правовой формы турбизнеса

Обновлено: 19.05.2024

Туристский бизнес осуществляется в рамках определенной ор­ганизационной формы. Форма турбизнеса — система норм, опреде­ляющая внутренние отношения между партнерами по предпри­ятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с иными предприятиями и государственными органами — с другой.

Все многообразие предпринимательских структур в социально-культурном сервисе и туризме есть проявление видовых различий двух организационных форм предпринимательства: индивидуальной и коллективной.

Выбор формы турбизнеса зависит частично от личных интере­сов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями: сферой турбизнеса; наличием денежных средств; рыночной конъюнктурой. Факторы, определяющие выбор организационно-правовой фор­мы турбизнеса, условно делятся на общие и индивидуальные.

Общие факторы касаются непосредственно турбизнеса: сложность образования, планируемые масштабы и капиталоемкость избранного вида деятельности, прогнозируемые темпы развития бизнеса, осо­бенности предоставления налоговых и других льгот различным фор­мам бизнеса, государственное регулирование минимального размера уставного капитала предприятий отдельных форм и др.

Индивидуальные факторы имеют непосредственное отношение к самому предпринимателю: имеющийся (возможный) размер старто­вого капитала, индивидуальные особенности предпринимателя (предрасположенность к индивидуальной или коллективной дея­тельности и др.), уровень профессионализма предпринимателя, от­ношение предпринимателя к коммерческим рискам и личной иму­щественной ответственности по обязательствам и др.

Анализ названных факторов позволяет предпринимателю вы­брать организационно-правовую форму индивидуального или кол­лективного турбизнеса в соответствии со своими возможностями в рамках Гражданского кодекса РФ.

Итак, индивидуальный турбизнес. Гражданин в целях извлечения прибыли может учредить турист­скую организацию (юридическое лицо) и получать прибыль от ее деятельности или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ГТДБОЮЛ).

Индивидуальный турбизнес — деятельность, которой единолично занимается физическое лицо, оно же получает всю прибыль и отве­чает по обязательствам.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься ГТДБОЮЛ в туристском секторе экономики с момента государст­венной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Любой гражданин имеет право вести туристскую деятель­ность, но не всякий способен реализовать это право.

Для приобретения статуса ИП гражданин должен обладать сле­дующими признаками субъекта гражданского права: правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности); дееспособностью (способность своими действиями приобре­тать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их); местожительством.

Осуществлять ПДБОЮЛ в социально-культурном сервисе и ту­ризме могут дееспособные граждане, т.е. те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься организацией туристской деятельно­сти, отвечать за причиняемый вред другим лицам. По общему пра­вилу гражданская дееспособность возникает в полном объеме с на­ступлением совершеннолетия.

Особенность статуса ИП заключается в том, что этот статус гражданин приобретает в результате государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.

Если гражданин уклоняется от государственной регистрации, то он не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществ­лением предпринимательской деятельности.

В то же время необоснованный отказ в государственной регист­рации может быть обжалован гражданином в арбитражном суде. Отказ в государственной регистрации предпринимателю допускается только в случаях несоответствия состава и/или содержания представленных документов требованиям Положения о порядке госу­дарственной регистрации субъектов предпринимательской деятель­ности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482.

Согласно ст. 23 ГК РФ к ПДБОЮЛ в социально-культурном сервисе и туризме применяются нормы Гражданского кодекса, ко­торые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента и Правительства РФ или существа правоотноше­ний. Имущественные споры между индивидуальными предприни­мателями разрешаются арбитражными судами.

Физические лица, осуществляющие ПДБОЮЛ в социально-культурном сервисе и туризме без регистрации, несут ответствен­ность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательст­вом РФ. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства.

Правоспособность, дееспособность и государственная регистра­ция — это необходимые атрибуты для открытия индивидуального турбизнеса.

Однако не менее важными являются плюсы и минусы данной формы предпринимательства.

Сначала отметим преимущества ПДБОЮЛ в турбизнесе. В стра­нах с рыночной экономикой индивидуальные предприниматели составляют подавляющую долю среди всех форм организации турбизнеса, хотя их доля в обороте не столь значима. Единоличное предпринимательство — самая простая форма турбизнеса. Тем не менее распространенность ее обусловлена не только простотой ор­ганизации и оформления, но и рядом имеющихся у нее преиму­ществ: сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью.

Являясь единоличным собственником, индивидуальный предприниматель присваивает весь полученный доход, что уже само по! себе является мощным стимулом для инициативной туристской ; деятельности. Кроме того, непосредственная причастность к управленческой деятельности не только приносит личное удовлетворе­ние, но и способствует укреплению положения в обществе. Все это создает мощные стимулы для предпринимательских начинаний.

Индивидуальные предприниматели в системе СКСиТ в наибольшей степени приближены к рыночному спросу на услуги. Непосредственно работая с потребителями (туристами) и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры в туристском секторе экономики. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать его на выпуск более конкурентоспособных услуг. Оперативность и гибкость — важнейшие преимущества ПДБОЮЛ.

Вместе с тем индивидуальный турбизнес имеет существенные недостатки.

Во-первых, отдельный предприниматель не в силах организовать крупное производство туристских услуг, так как его финансо-1 вые возможности ограниченны. Закупая ресурсы небольшими партиями, он вынужден платить более высокую цену за них. Ограни­ченны его возможности и в получении экономии от масштаба производства. Все это оборачивается более высокими издержками производства, что снижает конкурентоспособность индивидуального предпринимательства.

Во-вторых, осуществление одним человеком разных функций — управленческой, снабженческой, финансовой, маркетинговой и кадровой — снижает эффективность руководства в целом как в силу (чрезмерной нагрузки, так и по причинам недостатка знаний. Привлечение же к решению этих вопросов посторонних лиц или организаций ведет к снижению мотивации и рассредоточению ответственности, что нежелательно для предпринимателя. И все же наиболее значительным недостатком индивидуальной формы турбизнеса явля­ется полная хозяйственная ответственность предпринимателя, что делает его заложником своего дела. Ведь в правовом отношении он отвечает не только активами бизнеса, но и всем своим имуществом и в случае неблагоприятного исхода дел может его лишиться. Риск очень высок, и это сдерживает новаторские возможности И П.

Необходимо отметить, что индивидуальный турбизнес в равной степени полезен как для каждого гражданина в отдельности, так и для СКСиТ и экономики страны в целом, потому он заслуженно получил государственное признание и поддержку. Индивидуальные предприниматели включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумно­жает национальный доход и национальное богатство. Малое пред­принимательство в социально-культурном сервисе и туризме явля­ется таким источником развития, от которого Россия не может от­казаться ни сейчас, ни в будущем. Благодаря ему развивается кон­курентная среда, создаются дополнительные рабочие места, актив­нее идет структурная перестройка, расширяется рынок туристских услуг, повышается экспортный потенциал.

Большое значение имеет способность индивидуального турбизнеса расширять сферу приложения труда, создавать возможности не только для трудоустройства, но и для предпринимательской дея­тельности населения, развертывания его творческих сил и исполь­зования свободных производственных мощностей.

Индивидуальный турбизнес снижает социальную напряжен­ность, возникающую в результате роста безработицы, способствует укреплению экономики небольших поселений, сглаживает различия между центром и провинцией, выравнивает интеллектуальный уро­вень и образ жизни населения. В малом турбизнесе кроются боль­шие резервы, которые можно эффективно использовать в России.

Однако вклад индивидуального турбизнеса в социально-куль­турный сервис и туризм и экономику России сегодня явно недоста­точен. Объясняется это рядом причин.

1.Прежде всего следует отметить недостаточную государствен­ную поддержку индивидуального турбизнеса. Сектор ИП — это не­устойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний туристского рынка и остро нуждающаяся в разносторон­ней государственной поддержке. Если в отдельных государствах бюджетное финансирование малого бизнеса — это норма, то в России государственная поддержка единоличных владений изначально сводилась лишь к системе льготного налогообложения.

2.Различные фонды развития и поддержки малого турбизнеса, как правило, реальной помощи индивидуальным предпринимате­лям не оказывают, а они очень нуждаются в информационном обслуживании, подготовке кадров, льготном банковском кредите и в другой помощи.

3.Необходимо отметить незначительную финансово-кредитную поддержку индивидуальных предпринимателей со стороны государ­ства через прямые и гарантированные займы, тогда как государст­венные гарантии и льготные процентные ставки могли бы оказать существенную помощь тем из них, кто начинает свою деятельность в туристском бизнесе.

Все указанное выше приводит к низкой конкурентоспособности индивидуальных предпринимателей в СКСиТ и ограничивает сфе­ры их деятельности. Развитие индивидуального турбизнеса проис­ходит в России в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений, т.е. в торговле и общественном питании. Между тем такой мощный рынок, как сфера туристских инноваций и информации, не осваивается. Это обусловлено недостаточным вниманием государственных структур управления к данным проблемам и отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого инновационного турбизнеса.

Анализ вышеназванных проблем и мировой опыт показывают, что в условиях ресурсной необеспеченности малого турбизнеса важнейшим фактором его существования является организация оп­тимальной сети поддержки, в том числе:

- финансовой — наличие многочисленных доступных источни­ков капитала;

- материально-технической — сдача в аренду и возможность по­купки на льготных условиях средств производства, в том чис­ле зданий и других сооружений;

- информационной — обеспечение возможностей пользования информационными сетями, доступ к базам данных; консультативной — развитие специализированных услуг кон­сультирования, ориентированных на ИП, по вопросам нало­гообложения, страхования, планирования, маркетинга, веде­ния отчетности, оформления патентов.

На создание такой сети направлены сегодня усилия федераль­ного правительства и местных органов власти. Некоторые шаги в данном направлении уже сделаны. Разработаны и представлены к реализации инвестиционные программы поддержки малого турбиз­неса во многих регионах России. К реализации инновационных проектов в сфере малого турбизнеса привлекаются внешние и оте­чественные инвесторы на принципах экономической эффективно­сти и целесообразности. Совершенствуется работа фондов под­держки малого турбизнеса.

Это позволяет ожидать от деятельности малого турбизнеса ре­зультатов, адекватных затраченных усилиям.

Читайте также: