Что не относится к историческим типам права
Обновлено: 16.05.2024
Типология права– это его специфическая классификация, производимая в основном с по зиции формационного и цивилизационного подходов.
В рамках формационного подходатипология права производится на основе видов обще ственно-экономической формации. В зависимости от типов экономического базиса выделя ют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. В рамках цивилизационного подходатипология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков.
В соответствии с этими критериями выделяют типы права: национальные правовые системы и правовые семьи. Национальные правовые системы представляют собой конкретно-историческую совокупность права, юридической техники и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
Правовые семьи представляют собой совокупность правовых систем, выделенная на осно ве общности источников, структуры прав и исторического пути его формирования. Различа ют правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индус ская и др.
Исторические типы права Под историческим типом правапонимается совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой систе мы определенной общественно-экономической формации. Исторически первым типом права возникает рабовладельческое право.
Рабовладельческое право– это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основные признакирабовладельческого права: право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий от носительно рабов; право открыто закрепляло неравенство среди свободного населения; отрыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчин и женщин, господства отца над детьми; центральное место в праве занимает институт частной собственности, охрана ее сопрово ждалась установлением смертной казни за посягательство на нее; в праве преобладал правовой обычай, обычное право было неписанным; большое значение имел судебный и административный прецедент; систематизация права на цивильное право (устанавливал народ), которое делилось на частное и публичное и естественное право (установленное природой).
Феодальное право– это возведенная в закон воля господствующего класса феодалов. Основные признакифеодального права: право было правом правителей: защищало крупные землевладения и личности феодалов; оно закрепляло классовое и сословное неравенство людей, закрепляло крепостную зависи мость крестьян;
представители господствующего класса не считали себя связанными нормами права, т.к. всегда могли опереться на силу. Неограниченный произвол был особенно характерен для феодального собственника в его отношениях с крестьянством; ему не присуще деление на частное и публичное право;
Буржуазное право– это возведенная в закон воля класса буржуазии. Основные признакибуржуазного права:
светский характер – право не связано с религией; высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права; разделение права на частное и публичное; признание закона основным источником права; получило свое развитие социальное законодательство; постепенно узаконивается светский брак (церковный не обязательно), уже не та, что была в предыдущие столетия; отказ от наказания за религиозные убеждения, усиление наказания за политические преступления; отделение судебной власти от исполнительной власти. Выборность судей на основе имуще ственного ценза, а затем и их несменяемость; узакониваются профсоюзы.
Согласно марксистской теории социалистическое правопредставляет собой на первом
роль мужа в семье
этапе – этапе становления развития социалистического государства – возведенную в закон
волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе – этапе разви того социализма – возведенную в закон волю всего народа. Оно не является вечным: воз никнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним.
Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как он открыто предоставляет преимущество про летариату и его классовым союзникам.
В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, ин тересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии. Поэтому можно ска зать, что социалистическое право носило декларативный характер, и было подчинено госу дарству.
Читайте также: