Что не относится к функциям подсистемы организационно правового обеспечения

Обновлено: 10.05.2024

8. Обеспечение нормального функционирования системы управления организации осуществляют следующие подсистемы: правовое обеспечение управ­ления, информационное обеспечение управления, обеспечение техничес­кими средствами управления, методическое и нормативное обеспечение управления, делопроизводство.

Правовое обеспечение управления.

Правовое обеспечение - составная часть системы управления организации и заключается в использовании средств и форм юридического воздейст­вия на органы и объекты управления для обеспечения высокой эффек­тивности производства, укрепления дисциплины, охраны труда работающих и повышения уровня социально-экономического развития организации.

Основные цели правового обеспечения управления:

правовое регулирование отношений в процессе управления организации; защита прав и законных интересов организации, а также прав и законных интересов работников.

Задачами подсистемы являются:

- применение норм действующего законодательства;

- разработка и утверждение локальных нормативных актов;

- подготовка предложений об изменении действующих или отмене устаревших нормативных актов, изданных в организации;

Рекомендуемые файлы

ВКР - Анализ организационной структуры управления предприятием и разработка предложений по ее совершенствованию

- применение предусмотренной действующим законодательством юридической ответственности и других мер воздействия за нарушение за­кона.

К нормативным актам организации относятся:

- распорядительные акты - приказы;

- положения, устанавливающие задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей;

- должностные инструкции, устанавливающие права и функциональ­ные обязанности лиц административно-управленческого состава и специалистов;

- стандарты предприятия (СТП), устанавливающие нормы, правила, требования организационно-методического и технического характера, регламентирующие взаимоотношения руководителей подразделений, служб и отдельных лиц, участвующих в управлении организацией;

- другие акты с учетом специфики производства.

Нормативные акты разрабатываются соответствующими подразделени­ями и службами организации и издаются руководителем по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразде­лений, служб и должностных лиц, которым они адресованы.

Нормативные акты организации подлежат обязательной правовой экспертизе на соответствие требованиям законодательства, проводимой на заключительной стадии подготовки проекта нормативного акта к утверждению. В целях придания юридической силы управленческим решениям издаются правовые акты: приказы, распоряжения и указания. Приказы издаются руководителем организации, а распоряжения и указания -руководителями подразделений и служб.

Приказы, распоряжения и указания разрабатываются и представляются на утверждение соответствующим руководителям подразделений и служб, к сфере деятельности которых относятся вопросы, решаемые этими правовыми актами.

В организации устанавливается единый порядок учета, регистрации и контроля

за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

Для разрешения споров между подразделениями и службами в организации может быть создана арбитражная комиссия.

Головным подразделением - носителем функций подсистемы "Право­вое обеспечение управления" является юридическая служба организации (юриди­ческий отдел, юридическое бюро, юрисконсульт). Юридическая служба осуществляет общее методическое руководство деятельностью в области правового обеспечения, а также планирование, организацию, мотивацию и контроль этой деятельности.

Руководство организации и юридическая служба несут ответственность за законность нормативных актов организации и правовых актов ненормативного ха­рактера.

Информационное обеспечение управления.

Информационное обеспечение системы управления организации состоит в организации целенаправленных массивов информации и информационных потоков, а также включает сбор, хранение, обновление, переработку и передачу информации для анализа полученных результатов, подготов­ки, обоснования и принятия управленческих решений органами управле­ния организации.

Цель информационного обеспечения управления организацией - своевремен­ное представление подразделениям управления необходимой и достаточ­ной информации для принятия решений.

Задачи информационного обеспечения:

- выявление, регистрация, обработка и выдача данных, характери­зующих фактическое состояние процессов производства и управления;

- определение отклонений фактических показателей производствен­ной деятельности от установленных в планах;

- обработка полученных данных о состоянии процессов производст­ва и управления;

- распределение информации между руководителями, отдельными по­дразделениями и исполнителями;

- обеспечение органов управления и специалистов научно-те­хнической информацией о новейших отечественных и зарубежных дости­жениях науки и техники, организации производства и управления.

В организации для решения первых четырех задач головным подразделением является отдел АСУ, ИВЦ или другое подразделение, занимающееся информационными технологиями и компьютерной техникой.

Головным подразделением для решения пятой задачи является слу­жба HTИ (отдел НТИ, бюро НТИ, бюро рационализации и изобретательства, патентно-лицензионная служба и т.п.) с научно-технической биб­лиотекой. Головные подразделения подсистемы "Информационное обеспечение управления" осуществляют общее методическое руководство деятельностью; организации в области информационного обеспечения, а также планирование, организацию, мотивацию и контроль этой деятельности.

При организации информационного обеспечения управления организации необ­ходимо руководствоваться следующими требованиями:

- упорядоченность, точность, достоверность и своевременность представления информации для решения задач управления, а также одно­значность и удобство ее восприятия;

- адресность и необходимая детализация информации в соответствии с уровнем управления;

- интеграция организации процессов передачи и преобразования ин­формации;

- ориентированность на использование преимуществ автоматизации управления.

Информационное обеспечение включает организацию:

- процессов и средств сбора, хранения, обновления, переработки и передачи информации.

При организации массивов информации необходимо использовать уни­фицированные системы документации (УСД) и государственные классификаторы, а также классификаторы отраслевого уровня и уровня основного звена (предприятия, объединения).

Организация потоков информации предполагает:

определение источников и потребителей информации в соответст­вии с задачами управления;

определение состава информации, периодичность ее циркуляции и форм представления;

- использование комплекса технических средств управления для организации потоков информации;

- установление порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов.

Организация процессов сбора, хранения, обновления, переработки и передачи информации предполагает:

- разработку технологии обработки и прохождения информации с использованием необходимых технических средств управления;

- подбор и обучение кадров по обработке информации;

- распределение между подразделениями задач по подготовке и пе­редаче информации от места ее возникновения до потребителя.

Обеспечение техническими средствами управления.

Система управления организацией оснащается техническими средствами для повышения производительности и эффективности управленческого труда. При этом необходимо учитывать требования комплексного использования средств по видам работ.

Нормативы обеспечения техническими средствами управления разных видов работ разрабатываются для различных категорий специалистов и служащих в зависимости от содержания и объемов выполняемых ими работ и уров­ня загруженности этими работами в течение года.

Головными подразделениями по подсистеме целесообразно назначить; по обеспечению системы управления компьютерной техникой - отдел АСУ, ИВЦ или другое подразделение, занимающееся эксплуатацией компьютерной техникой, а по обеспечению системы управления организационной техникой - подразделение, ответственное за организацию управления хозяйственного субъекта.

Головные подразделения подсистемы "Обеспечение техническими средствами управления" осуществляют общее методическое руководство деятельностью организации в области обеспечения техническими средствами, а также планирование, организацию, мотивации и конт­роль этой деятельности.

Методическое и нормативное обеспечение управления.

Методическое и нормативное обеспечение управления организацией состоит в организации разработки документов и ведении нормативного хозяйст­ва организации.

Нормативное хозяйство организации - совокупность документов организаци­онного, организационно-методического, организационно-распорядитель­ного, технического, нормативно-технического и экономического харак­тера, устанавливающих нормы, правила, требования, характеристики, ме­тоды, используемые при решении задач организации производства и уп­равления.

Целями подсистемы "Методическое и нормативное обеспечение управления" являются:

- создание правовой, методической и расчетной базы для осуществления функций управления организацией;

- организация производственных процессов и процессов управления на основе научно обоснованных регламентирующих документов и норм;

- обеспечение режима экономии трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Документы организационного, организационно-методического и ор­ганизационно-распорядительного характера регламентируют функции, права и обязанности организации в целом, его подразделений и отдельных работни­ков, в том числе технологию выполнения управленческих функций. Головным подразделением в данном случае является служба стан­дартизации; подразделение, ответственное за организацию управления, а в случае его отсутствия - ОТиЗ.

Документы технического и нормативно-технического характера peгламентируют технические требования к осваиваемой и выпускаемой про­дукции, технологии ее изготовления, метрологическому обеспечению, оснастке, инструменту, оборудованию, средствам транспорта и связи и т.п. Головным подразделением является служба стандартизации и соответствующие службы по принадлежности технической документации.

Документы технико-экономического и экономического характера ре­гламентируют натуральные и стоимостные показатели норм расхода всех видов ресурсов, используемых в организации. Головными подразделением являются планово-экономический отдел; подразделение, ответственное за организацию управления.

В процессе организации разработки документов и ведения норма­тивного хозяйства головные подразделения обеспечивают общее методи­ческое руководство в данной области, а также планирование, организацию, мотивацию и контроль деятельности.

Головные подразделения обеспечивают:

- изменение регламентирующих документов, норм и нормативов по мере развития производства и управления;

- своевременное снабжение документами, нормами и информирование о них заинтересованных подразделений и вышестоящих организаций;

- систематический контроль за внедрением и соблюдением норм, правил и требований, установленных в документах.

Делопроизводство.

Цель делопроизводства - организация работы с документами, обращающимися в системе управления.

Задачи делопроизводства:

- прием поступившей внутренней и внешней документации, регистра­ция, учет, распределение документов и доставка их исполнителям;

- оформление и отправка исходящих документов, машинописное изго­товление документов и их оперативное размножение;

- контроль за сроками исполнения документов и ведением делопро­изводства в подразделениях;

- формирование дел и сдача их в архив;

- хранение и обеспечение использования документов и ведение ар­хива организации;

- регулярное проведение экспертизы научной и практической цен­ности документов для определения срока их хранения;

- методическая помощь специалистам и служащим в ознакомлении со основами делопроизводства.

Оформление документов проводится в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Головными организациями подсистемы "Делопроизводство" являются канцелярия и архив.

Головные подразделения осуществляют общее методическое руковод­ство деятельностью организации в области делопроизводства, а также планирова­ние, организацию, мотивацию и контроль.


Создавая компанию, предпринимателю нужно задуматься об организационном обеспечении. Данные мероприятия представляют собой комплекс взаимодействующих технических средств, с которыми предстоит работать персоналу. Нормальное функционирование предприятия возможно в системе, укомплектованной штатом из профессиональных исполнителей производственных заданий. Чтобы они выполняли свои обязанности, должны быть налажены все звенья, отделы, цеха с надлежащим документальным сопровождением.

Организационное обеспечение - это разработанные фирмой внутренние положения, инструкции и графики в соответствии с законодательством, которые положены для организационно-исполнительной, распорядительной деятельности в государственных и частных структурах.

Информационный вирус

Правильное оснащение предприятия

Справочники дают общее пояснение организационному обеспечению. Понятие не может рассматриваться как отдельный элемент, это совмещенные методы и средства. Их совокупность способствует и помогает во взаимодействии с техническими устройствами. Работники в налаженном производстве эффективно эксплуатируют, разрабатывают информационную систему. Надлежащим организационным обеспечением можно:

  • дать оценку существующим способам управления фирмой, чтобы удобно использовать информацию, выявить участки, которые требуют автоматизации;
  • подготовить вопросы для решения их на компьютере по специальным заданиям, проектам с техническим и экономическим обоснованием;
  • разработать управленческие решения с составом, структурой предприятия, методологией преодоления производственных проблем, чтобы усовершенствовать систему управления.

Правильное оснащение организации всеми необходимыми продуктами, которые предлагает современная техника, дает результаты по предпроектному обследованию, чтобы создать базу данных для дальнейших продуктивных действий.

Законодательная регламентация

Организационно правовое обеспечение одно из требований для легитимного существования производства. Любая деятельность должна не выходить за рамки закона. Организация может свободно функционировать если:

  • создана на основании правовых норм;
  • получила юридический статус с регистрацией в специальных органах.

Когда все системы работают по закону, нет нарушений в получении, преобразовании, использовании данных, а информационно-организационное обеспечение действует в правовом ракурсе, они достигают основной цели - укрепляют законность.

Защита от вирусов

Детальное распределение

Составляющими элементами правового регулирования служит соответствие:

  • законам;
  • указам;
  • правительственным постановлениям;
  • приказам властных органов;
  • министерским нормативам;
  • законодательным актам от региональных властей.

Законодательное сопровождение информационных действий состоит из общей и локальных частей, управляющих конкретными информативными системами:

  • статусом;
  • правами, обязанностями, ответственностью обслуживающего персонала;
  • правовыми положениями процессов управления;
  • порядком по использованию и созданию данных.

Взаимодействие всех элементов дает возможность успешно развивать предприятие.

Производственные секреты

Ответственность руководства

Организационное обеспечение управления специалистами, техникой, оборудованием и производственными процессами предоставляет все предпосылки для эффективной производительности. На главе предприятия сконцентрировано общее руководство, на нем держится существование компании. Возложение на руководителя многих обязанностей и ответственности перед контролирующими органами, персоналом, требует от него реализации целого ряда функций.

Только организационное обеспечение деятельности на высоком уровне, позволит директору управлять высокотехнологичной компанией. Для этого разрабатывают штатное расписание, которое будет содержать как простых исполнителей, так и должностных лиц, а также заместителей, советников разного статуса, начальников подразделений. Глава компании сам принимает решение об организации коллегиального совещательного органа, должностные лица которого будут подготавливать решения руководителя, координировать деятельность отделов. На небольших предприятиях подобные структуры заменяют производственные совещания, на них решаются все возникающие проблемы.

Создание защиты

Как защитить производственную структуру?

С развитием предпринимательства и созданием коммерческих структур в их отношении создается ряд опасностей. Причин, мешающих успешному росту производства, много:

  • криминальные элементы;
  • нестабильность политики и экономики;
  • конкурентная борьба;
  • незаконное использование электронных программных устройств.

Не секрет, что многие стали добиваться преимущества перед своими конкурентами незаконным способом, устраняя своих соперников. Управлять компаниями сложно. От менеджера зависит организационное обеспечение безопасности. В эти мероприятия включена защита:

  • персонала;
  • имущества;
  • коммерческих секретов.

Каждое успешное предприятие имеет свои конфиденциальные сведения:

  • разработки технической документации;
  • методы управления;
  • открытия.

Делопроизводитель сдает в архив документацию, которая содержит информацию, способную нанести ущерб фирме или отдельному лицу при использовании ее сторонним человеком в меркантильных целях. Системы организационного обеспечения позволяют блокировать каналы утечки.

Разработка проекта

Оценка реальных угроз

Организовать безопасность - важная задача для любого по размеру и статусу предприятия. Чтобы разработать мероприятия по защите, необходимо провести оценку реальных угроз внешних и внутренних. Для физической защиты создают специальное подразделение, действующее в соответствии с правовыми нормами. Экономической защищенностью применяют ряд мер, чтобы минимизировать коммерческие риски. Администрации предстоит разработать правовые организационные способы.

Под экономической безопасностью следует понимать показатели, характеризующие качество и количество продукции. К функциональным составляющим относятся:

  • финансовые;
  • имущественные;
  • валютные;
  • кредитные;
  • политико-правовые.

Конфиденциальность методов развития организации, производительность и материальная основа служат практическим инструментом для решения производственных проблем, они позволяют устойчиво функционировать компании.

Спрятанная информация

Защита информации

Чтобы не было внешнего проникновения не только физического, но и информационного изъятия секретов развивающейся фирмы, необходима надежная защита IT-технологии, хорошие специалисты данной отрасли. Под информационной безопасностью следует понимать:

  • надежно сохраняются каналы поступления;
  • хранятся, обрабатываются, передаются данные под защитой специальных программных ресурсов;
  • кодируют доступ.

Установку режимов по защите документов разрабатывают и выполняют собственники информационных тайн. В результате реализации неблагоприятных методов недоброжелатели добиваются:

  • утраты, разрушения, программного обеспечения;
  • утечки, извлечения, копирования документации;
  • искажения, модификации, подделки проектов;
  • блокировки технических устройств.

Сотрудник, хорошо владеющий компьютерными технологиями, способен защитить сервисы особым видом программирования от проникновения злоумышленников.

Информационная атака

Основные принципы защиты

Сохранить информативные данные способны 2 метода:

  • правильно распределенные обязанности;
  • ограничения в привилегированном доступе.

Профессиональные обязанности распределяют так, чтобы не концентрировать на одном человеке основные действия. Тогда он не сможет разрушить важные для организации процессы. Минимизация привилегий означает выделение пользователю того доступа, который нужен для его работы. Обеспечением информационной безопасности занимается целый штат сотрудников, используя разработанные административные и оперативно-технические мероприятия.

Деятельность специалистов в настоящее время ориентирована на использование развитых информационных технологий. Организация и реализация функций специалистов на предприятиях и в организациях требует радикального изменения как самой технологии, так и технических средств обработки информации. Информационные технологии все более превращаются из систем автоматической переработки входной информации в средства накопления, анализа, оценки и выработки наиболее эффективных экономических решений. В этих условиях наиболее важно ориентировать современные информационные технологии на конечного пользователя-специалиста. Разработать рациональные организационные формы использования средств вычислительной техники на рабочих местах в организациях, учреждениях и на предприятиях.

При этом любая форма организации технических и программных средств должна строиться в соответствии с принципами, представленными на рис. 4.1.

  1. Принцип системности предполагает, что организационная форма использования вычислительной техники является системой, структура которой определяется ее функциональным назначением.
  2. Принцип гибкости (открытости) означает приспосабливаемость системы к возможным перестройкам, благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации всех элементов.
  3. Принцип устойчивости заключается в том, что система организации вычислительной техники должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устранимы, а работоспособность системы - быстро восстанавливаема.
  4. Принцип эффективности организационной формы использования вычислительной техники на предприятиях предполагает улучшение экономических показателей управляемого объекта, которое достигается за счет повышения качества управления.

Тенденция к усилению децентрализации управления и решения функциональных задач на местах специалистов влечет за собой распределенную обработку информации с децентрализацией применения средств вычислительной техники и совершенствования автоматизированных рабочих мест ( АРМ ) специалистов с использованием соответствующего пользовательского интерфейса. При этом кроме автоматизации конкретных функций специалиста важна и организация электронного офиса, который позволяет автоматизировать офисную деятельность и организовать информационную связь между специалистами.

4.1. Автоматизированное рабочее место

В современных информационных технологиях широко используются автоматизированные рабочие места ( АРМ ). Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, специалист же выполняет определенную часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений. Вычислительная техника при этом работает в тесном взаимодействии с пользователем, который контролирует ее действия, меняет значения отдельных параметров в ходе решения задачи, а также вводит исходные данные для решения задач и функций управления. На практике для каждой группы работников управления такие функции регламентируются должностными инструкциями, положениями, законодательными актами и др.

Создание АРМ обеспечивает:

  • доступ к современной электронной технике небольших предприятий, что было невозможно в условиях централизованной обработки информации;
  • простоту, удобство и дружественность по отношению к пользователю;
  • компактность размещения, высокую надежность, сравнительно простое техническое обслуживание и невысокие требования к условиям эксплуатации;
  • информационно-справочное обслуживание пользователя;
  • развитый диалог с пользователем и предоставление ему сервисных услуг;
  • максимальное использование ресурсов системы;
  • возможность ведения локальных и распределенных баз данных;
  • наличие документации по эксплуатации и сопровождению;
  • совместимость с другими системами.

Автоматизированные рабочие места можно классифицировать по нескольким признакам, представленным на рис. 4.2.

По технической базе, на основе которой строится АРМ , выделяют следующие виды автоматизированных рабочих мест:

АРМ, построенные на базе больших универсальных ЭВМ. Они обеспечивают специалистам организационно-экономического управления возможность работать с большими базами данных при технической и программной поддержке, осуществляемой силами профессионалов в области вычислительной техники - работников собственного информационно-вычислительного средства.

  • необходимость иметь в организации специальное подразделение по техническому и программному обеспечению вычислительных средств;
  • недостаточная гибкость программных средств;
  • жесткие требования технических средств к операционной системе;
  • высокая стоимость машинных ресурсов;

слабая ориентация вычислительной системы на пользователя-непрограммиста и др.

АРМ, построенные на базе малых ЭВМ. Они несколько снижают стоимостные затраты на организацию и эксплуатацию АРМ, но сохраняют большинство недостатков, присущих АРМ, построенным на базе больших ЭВМ.

АРМ, созданные на базе персональных компьютеров. Это наиболее простой и распространенный вариант автоматизированного рабочего места в современных информационных технологиях. В этом случае АРМ рассматривается как система, в которой пользователь сам непосредственно выполняет все функциональные обязанности по преобразованию информации.

  • сравнительно низкая стоимость;
  • невысокая потребляемая мощность;
  • относительная простота обслуживания;
  • использование простых языков общения с ПК;
  • возможность подключения к ЛВС (локальной вычислительной сети) и к широкомасштабной вычислительной сети;
  • возможность пользования информационными ресурсами из АБД;
  • повышение оперативности и качества информации;
  • освобождение персонала от рутинных работ;
  • сокращение численности служащих и т. д.

По специализации можно выделить следующие виды автоматизированных рабочих мест:

  • АРМ руководителя предназначено для выполнения функций оперативного управления и функций принятия решений. Автоматизированное рабочее место руководителя позволяет:
    • принимать решения с максимальной адаптацией к конкретным ситуациям;
    • получать отчеты требуемой формы по всей информации, находящейся в автоматизированной корпоративной базе;
    • обеспечить руководителю или его непосредственным помощникам оперативность и скорость поиска нужной информации;

    обеспечить оперативную связь с другими источниками информации в пределах организационной структуры и с внешней средой и т. д.

    • работа с персональными базами данных и базами данных организации;
    • обеспечение коммуникационного диалога с дополнительными источниками информации;
    • моделирование анализируемых процессов с учетом накопленного опыта;

    многофункциональность и гибкость системы.

    • ввод информации;
    • ведение картотек и архивов;
    • обработка входящей и исходящей документации;
    • контроль ежедневного личного плана руководителя и т. д.

    Функционирование любого типа АРМ требует различных видов обеспечения, представленных на рис. 4.3.

    1. Техническое обеспечение АРМ - это обоснованный выбор комплекса технических средств для оснащения рабочего места специалиста.

    Основу технического обеспечения АРМ составляют персональные компьютеры различных мощностей и типов с широким набором периферийных устройств.

    Если ПК используется в качестве АРМ небольшой ЛВС , на котором централизованно хранится вся информация , необходимая для работы специалиста, объем обрабатываемой информации невелик. Скорость работы при этом определяется не быстродействием ПК, а скоростью диалога пользователя и компьютера. В данном случае вполне приемлемо использование ПК с относительно невысоким быстродействием и необходимым объемом оперативной памяти.

    В случае, если ПК используется для регулярной подготовки объемных документов, решения сложных функциональных задач, требующих большой информационной поддержки, необходима установка мощных ПК с высоким быстродействием и большим объемом памяти.

    2. Информационное обеспечение АРМ - это информационные базы данных , используемые на рабочем месте пользователя.

    Информационная база АРМ должна удовлетворять следующим требованиям:

    • представлять полную, достоверную и своевременную информацию для решения профессиональных задач пользователя с минимальными затратами на ее получение, накопление, поиск, обработку и передачу;
    • способствовать осуществлению диалога пользователя с ПК, предусмотрев для этого необходимые средства и методы;
    • сохранять адекватность содержания внешней (документной) и внутренней (на магнитных носителях прямого доступа) форм хранения информации в разрезе тех объектов, с которыми работает исполнитель;
    • обеспечивать простоту доступа к любой информации, защиту от несанкционированного доступа к тем или иным данным и высокую производительность в работе с данными;
    • информационная база должна быть минимально избыточна и одновременно удобна для архивирования данных.

    АРМ для разных категорий работников отличаются видами предоставления данных (для руководителей, управленцев среднего звена, специалистов нижнего звена):

    Пользователи АРМ могут быть разделены на две группы в зависимости от периода получения данных:

    В связи с этим для пользователей АРМ первой группы обеспечивается интерактивный режим работы с информационными базами, для пользователей второй группы он необязателен.

    3. Математическое обеспечение АРМ представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих и производственных процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т. д.). Техническая документация по математическому обеспечению содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, текстовые и контрольные примеры их решения.

    Математическое обеспечение служит основой для разработки комплекса программных средств, в связи с чем его качество должно быть высоким и оно непременно должно согласовываться с потенциальным пользователем АРМ .

    4. Программное обеспечение АРМ определяет его интеллектуальные возможности, профессиональную направленность, широту и полноту осуществления функций, возможности применения различных технических устройств (блоков). Программное обеспечение АРМ должно выполнять следующие функции, представленные на рис. 4.4.

    Программное обеспечение АРМ делится на два вида:

    Основные элементы общего программного обеспечения обычно поставляются вместе с персональной ЭВМ. К ним относятся:

    • операционные системы и операционные оболочки;
    • программные средства ведения баз данных;
    • программные средства организации диалога;
    • программы, расширяющие возможности операционных систем.

    Главное предназначение этой части программного обеспечения - управление работой процессора, организация интерфейса между пользователем и ПЭВМ, организация доступа к памяти, периферийным устройствам и сети, управление файлами, запуск прикладных программ и управление процессом их выполнения, трансляция и выполнение программ, подготовленных на алгоритмических языках.

    Специальное программное обеспечение АРМ обычно состоит из уникальных программ и функциональных пакетов прикладных программ и определяет вид, содержание и конкретную специализацию АРМ . Специальное программное обеспечение создается на основе инструментальных программных средств диалоговых систем, ориентированных на решение конкретного класса задач со схожими функционально-технологическими особенностями обработки информации. Основными приложениями пакетов прикладных программ, входящих в состав специального программного обеспечения АРМ , являются обработка текстов, табличная обработка данных, управление базами данных, машинная и деловая графика , организация человекомашинного диалога, поддержка коммуникаций и работа в сетях.

    Эффективными в АРМ являются многофункциональные интегрированные пакеты, реализующие несколько функций переработки информации, например, табличную, графическую, управление базами данных, текстовую обработку в рамках одной программной среды.

    Классификация программного обеспечения АРМ представлена на рис. 4.5.

    5. Лингвистическое обеспечение АРМ включает языки общения с пользователем, языки запросов, информационно-поисковые языки, языки-посредники в сетях. Языковые средства АРМ необходимы для однозначного смыслового соответствия действий пользователя и аппаратной части ПК.

    Основу языков лингвистического обеспечения АРМ составляют заранее определяемые термины, а также описания способов, с помощью которых могут устанавливаться новые термины, заменяться или дополняться существующие. Возможности языка во многом определяют также списки правил, на основе которых пользователь может строить формальные конструкции, соответствующие реализации информационной потребности. Например, в одних АРМ данные и конструкции представляются в виде таблиц, в других - в виде операторов специального вида.

    6. Технологическое обеспечение АРМ представляет собой некоторую четко установленную совокупность проектных решений, определяющих последовательность операций, процедур, этапов в соответствующей сфере деятельности пользователя.

    Технологическое обеспечение АРМ должно предусматривать выполнение следующих операций:

    7. Организационное обеспечение включает комплекс документов, регламентирующих деятельность специалистов при использовании ПЭВМ или терминала на их рабочем месте. При этом возникает необходимость:

    • определить функции и задачи каждого специалиста;
    • регламентировать взаимодействие работников;
    • обеспечить персонал инструктивными материалами на всех технологических операциях автоматизированной обработки информации.

    8. Методическое обеспечение АРМ состоит из методических указаний, рекомендаций и положений по внедрению, эксплуатации и оценке эффективности их функционирования. Оно включает в себя также организованную машинным способом справочную информацию об АРМ в целом и отдельных его функциях, средства обучения работе на АРМ , демонстрационные и рекламные примеры.

    9. Эргономическое обеспечение АРМ представляет собой комплекс мероприятий, выполнение которых должно создавать максимально комфортные условия для использования АРМ специалистами, быстрейшего освоения технологии и качественной работы на АРМ . Комфортные условия предполагают выбор специальной мебели для размещения технической базы АРМ , организацию картотек для хранения документации и магнитных носителей.

    10. Правовое обеспечение АРМ включает систему нормативно-правовых документов, которые должны четко определять права и обязанности специалистов в условиях функционирования АРМ , а также комплекс документов, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правила ревизии данных, обеспечение юридической подлинности совершаемых на АРМ операций и т. д.

    Обеспечение нормального функционирования системы управления организации осуществляют следующие подсистемы: правовое обеспечение управления, информационное обеспечение управления, обеспечение техническими средствами управления, методическое и нормативное обеспечение управления, делопроизводство.

    Правовое обеспечение управления.

    Правовое обеспечение - составная часть системы управления организации и заключается в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления для обеспечения высокой эффективности производства, укрепления дисциплины, охраны труда работающих и повышения уровня социально-экономического развития организации.

    Основные цели правового обеспечения управления:

    • правовое регулирование отношений в процессе управления организации;
    • защита прав и законных интересов организации, а также прав и законных интересов работников.

    Задачами подсистемы являются:

    • применение норм действующего законодательства;
    • разработка и утверждение локальных нормативных актов;
    • подготовка предложений об изменении действующих или отмене устаревших нормативных актов, изданных в организации;
    • применение предусмотренной действующим законодательством юридической ответственности и других мер воздействия за нарушение закона.

    К нормативным актам организации относятся:

    • распорядительные акты - приказы;
    • положения, устанавливающие задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей;
    • должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности лиц административно-управленческого состава и специалистов;
    • стандарты предприятия (СТП), устанавливающие нормы, правила, требования организационно-методического и технического характера, регламентирующие взаимоотношения руководителей подразделений, служб и отдельных лиц, участвующих в управлении организацией;
    • другие акты с учетом специфики производства.

    Нормативные акты разрабатываются соответствующими подразделениями и службами организации и издаются руководителем по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб и должностных лиц, которым они адресованы.

    Нормативные акты организации подлежат обязательной правовой экспертизе на соответствие требованиям законодательства, проводимой на заключительной стадии подготовки проекта нормативного акта к утверждению. В целях придания юридической силы управленческим решениям издаются правовые акты: приказы, распоряжения и указания. Приказы издаются руководителем организации, а распоряжения и указания руководителями подразделений и служб.

    Приказы, распоряжения и указания разрабатываются и представляются на утверждение соответствующим руководителям подразделений и служб, к сфере деятельности которых относятся вопросы, решаемые этими правовыми актами.

    В организации устанавливается единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

    Для разрешения споров между подразделениями и службами в организации может быть создана арбитражная комиссия.

    Головным подразделением - носителем функций подсистемы "Правовое обеспечение управления" является юридическая служба организации (юридический отдел, юридическое бюро, юрисконсульт). Юридическая служба осуществляет общее методическое руководство деятельностью в области правового обеспечения, а также планирование, организацию, мотивацию и контроль этой деятельности.

    Руководство организации и юридическая служба несут ответственность за законность нормативных актов организации и правовых актов ненормативного характера.

    Информационное обеспечение управления

    Информационное обеспечение системы управления организации состоит в организации целенаправленных массивов информации и информационных потоков, а также включает сбор, хранение, обновление, переработку и передачу информации для анализа полученных результатов, подготовки, обоснования и принятия управленческих решений органами управления организации.

    Цель информационного обеспечения управления организацией - своевременное представление подразделениям управления необходимой и достаточной информации для принятия решений.

    Задачи информационного обеспечения:

    • выявление, регистрация, обработка и выдача данных, характеризующих фактическое состояние процессов производства и управления;
    • определение отклонений фактических показателей производственной деятельности от установленных в планах;
    • обработка полученных данных о состоянии процессов производства и управления;
    • распределение информации между руководителями, отдельными подразделениями и исполнителями;
    • обеспечение органов управления и специалистов научно-технической информацией о новейших отечественных и зарубежных достижениях науки и техники, организации производства и управления.

    В организации для решения первых четырех задач головным подразделением является отдел АСУ, ИВЦ или другое подразделение, занимающееся информационными технологиями и компьютерной техникой.

    Головным подразделением для решения пятой задачи является служба HTИ (отдел НТИ, бюро НТИ, бюро рационализации и изобретательства, патентно-лицензионная служба и т.п.) с научно-технической библиотекой. Головные подразделения подсистемы "Информационное обеспечение управления" осуществляют общее методическое руководство деятельностью; организации в области информационного обеспечения, а также планирование, организацию, мотивацию и контроль этой деятельности.

    При организации информационного обеспечения управления организации необходимо руководствоваться следующими требованиями:

    • упорядоченность, точность, достоверность и своевременность представления информации для решения задач управления, а также однозначность и удобство ее восприятия;
    • адресность и необходимая детализация информации в соответствии с уровнем управления;
    • интеграция организации процессов передачи и преобразования информации;
    • ориентированность на использование преимуществ автоматизации управления.

    Информационное обеспечение включает организацию:

    • массивов информации;
    • потоков информации;
    • процессов и средств сбора, хранения, обновления, переработки и передачи информации.

    При организации массивов информации необходимо использовать унифицированные системы документации (УСД) и государственные классификаторы, а также классификаторы отраслевого уровня и уровня основного звена (предприятия, объединения).

    Организация потоков информации предполагает:

    • определение источников и потребителей информации в соответствии с задачами управления;
    • определение состава информации, периодичность ее циркуляции и форм представления;
    • разработку документооборота;
    • использование комплекса технических средств управления для организации потоков информации;
    • установление порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов.

    Организация процессов сбора, хранения, обновления, переработки и передачи информации предполагает:

    • разработку технологии обработки и прохождения информации с использованием необходимых технических средств управления;
    • подбор и обучение кадров по обработке информации;
    • распределение между подразделениями задач по подготовке и передаче информации от места ее возникновения до потребителя.

    Обеспечение техническими средствами управления

    Система управления организацией оснащается техническими средствами для повышения производительности и эффективности управленческого труда. При этом необходимо учитывать требования комплексного использования средств по видам работ.

    Нормативы обеспечения техническими средствами управления разных видов работ разрабатываются для различных категорий специалистов и служащих в зависимости от содержания и объемов выполняемых ими работ и уровня загруженности этими работами в течение года.

    Головными подразделениями по подсистеме целесообразно назначить; по обеспечению системы управления компьютерной техникой - отдел АСУ, ИВЦ или другое подразделение, занимающееся эксплуатацией компьютерной техникой, а по обеспечению системы управления организационной техникой - подразделение, ответственное за организацию управления хозяйственного субъекта.

    Головные подразделения подсистемы "Обеспечение техническими средствами управления" осуществляют общее методическое руководство деятельностью организации в области обеспечения техническими средствами, а также планирование, организацию, мотивации и контроль этой деятельности.

    Методическое и нормативное обеспечение управления.

    Методическое и нормативное обеспечение управления организацией состоит в организации разработки документов и ведении нормативного хозяйства организации.

    Нормативное хозяйство организации - совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, нормативно-технического и экономического характера, устанавливающих нормы, правила, требования, характеристики, методы, используемые при решении задач организации производства и управления.

    Целями подсистемы "Методическое и нормативное обеспечение управления" являются:

    • создание правовой, методической и расчетной базы для осуществления функций управления организацией;
    • организация производственных процессов и процессов управления на основе научно обоснованных регламентирующих документов и норм;
    • обеспечение режима экономии трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

    Документы организационного, организационно-методического и организационно-распорядительного характера регламентируют функции, права и обязанности организации в целом, его подразделений и отдельных работников, в том числе технологию выполнения управленческих функций. Головным подразделением в данном случае является служба стандартизации; подразделение, ответственное за организацию управления, а в случае его отсутствия - ОТиЗ.

    Документы технического и нормативно-технического характера peгламентируют технические требования к осваиваемой и выпускаемой продукции, технологии ее изготовления, метрологическому обеспечению, оснастке, инструменту, оборудованию, средствам транспорта и связи и т.п. Головным подразделением является служба стандартизации и соответствующие службы по принадлежности технической документации.

    Документы технико-экономического и экономического характера регламентируют натуральные и стоимостные показатели норм расхода всех видов ресурсов, используемых в организации. Головными подразделением являются планово-экономический отдел; подразделение, ответственное за организацию управления.

    В процессе организации разработки документов и ведения нормативного хозяйства головные подразделения обеспечивают общее методическое руководство в данной области, а также планирование, организацию, мотивацию и контроль деятельности.

    Головные подразделения обеспечивают:

    • изменение регламентирующих документов, норм и нормативов по мере развития производства и управления;
    • своевременное снабжение документами, нормами и информирование о них заинтересованных подразделений и вышестоящих организаций;
    • систематический контроль за внедрением и соблюдением норм, правил и требований, установленных в документах.

    Делопроизводство

    Цель делопроизводства - организация работы с документами, обращающимися в системе управления.

    Задачи делопроизводства:

    • прием поступившей внутренней и внешней документации, регистрация, учет, распределение документов и доставка их исполнителям;
    • оформление и отправка исходящих документов, машинописное изготовление документов и их оперативное размножение;
    • контроль за сроками исполнения документов и ведением делопроизводства в подразделениях;
    • формирование дел и сдача их в архив;
    • хранение и обеспечение использования документов и ведение архива организации;
    • регулярное проведение экспертизы научной и практической ценности документов для определения срока их хранения;
    • методическая помощь специалистам и служащим в ознакомлении со основами делопроизводства.

    Оформление документов проводится в соответствии с требованиями государственных стандартов.

    Головными организациями подсистемы "Делопроизводство" являются канцелярия и архив.

    Головные подразделения осуществляют общее методическое руководство деятельностью организации в области делопроизводства, а также планирование, организацию, мотивацию и контроль.

    Читайте также: