Что не относилось к преимуществам писцов перед простыми земледельцами право не кланяться фараону

Обновлено: 25.06.2024

Возглавляемый фараоном государственный аппарат состоял из чиновников разного служебного положения. Формируя понятие чиновник, учитель подчеркивает, что все чиновники назначались либо самим фараоном, либо вышестоящим начальником (отсюда полная оторванность всех чиновников от населения страны, безразличие к нуждам простого народа).

Государство было орудием подавления угнетенных (эта мысль рассматривалась на предыдущем уроке) и главным средством эксплуатации. Последняя осуществлялась с помощью чиновников и стражников (при сборе налогов, строительстве дворцов и гробниц и т. п.). Впервые учащиеся узнают также о хозяйственной функции государства (руководство ирригационными работами).

Материал урока подведет учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало прежде всего в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков. Представители этого сословия составляли основную массу класса рабовладельцев.

Целесообразно начать урок с изучения нового материала. Другие варианты начала урока: I. Б 1-2; А 1-2. II. Б. 1-3; А 1-2. III. Б 1-4. Вопросы и задания:

План изучения: 1. Управление древнеегипетским государством (фараон и чиновники). 2. Борьба классов в древнем Египте.

Вернулся, например, с войны полководец фараона. Вошел во дворец, чтобы доложить о результатах похода. Этот военачальник - знатный вельможа, богатый рабовладелец, но он не смеет даже стоять в присутствии царя. Он должен распластаться на каменных плитах тронного зала и ждать, когда фараон разрешит ему подняться.

Учитель формирует у учащихся наглядное представление о фараоне и египетском вельможе. Он предлагает рассмотреть рис. 1 (стр. 44).

- Так египтяне изображали своих владык,- говорит учитель. - Фараон представлен во время торжественного приема вельмож или иноземных послов, на которых он смотрит с высоты стоявшего на возвышении трона, сжимая царский жезл (этот знак власти первоначально был обыкновенной палкой, которой можно было ударить за неповиновение).

Рассматривается цветн. фото 1.

- Знатный вельможа по имени Каи, - объясняет учитель, - представлен древним мастером в позе писца (овладеть египетским письмом было трудно, поэтому даже ближайшие помощники фараона гордились своей грамотностью). У писца на коленях развернут свиток папируса, а в его правой руке - кисточка для письма. Мы видим оплывшее тело вельможи, руки с длинными пальцами, лицо с большими ушами и тонкими, плотно сжатыми губами. Перед нами умный и ловкий придворный, готовый исполнить приказание своего владыки. В древнем Египте говорили: Если ты человек приближенный и сидишь в совете своего господина, сиди осторожно и остерегайся, ибо слово труднее всякой работы! (Учитель может предложить объяснить эти слова.) Сгибай спину перед твоим начальником, и твой дом будет полон имуществом.

Внимание учащихся вновь привлекается к схеме учебника (стр. 45). Самых знатных вельмож фараон назначал начальниками областей (страна делилась на 40 областей) и военачальвиками. Вельможа, получивший важную должность, становился одним из главных чиновников.

По всей стране чиновники измеряли крестьянскую землю, записывали, сколько у кого фруктовых деревьев и кустов винограда, быков и ослов, овец и гусей. Со всего имущества взимался налог в пользу государства. Размер его определяли не труженики-крестьяне, а чиновники, которым не было дела до жизни простых людей.

Сбор налога, его натуральный характер, бездушие чиновников учитель показывает с помощью цветн. рис. 6:

Государственная казна в Египте, где денежное обращение развито не было, носила натуральный характер (слово казна вводится в изложение здесь или позднее - § 16, п. 5). Учитель отмечает, что всюду в Египте находились царские амбары, куда свозили зерно и овощи, а также загоны, куда сгоняли скот. Предположите, как фараон поступал со всей этой массой зерна и других продуктов. Кому в Египте был выгоден сбор налогов? Первый вопрос обычно затрудняет учащихся (фараон продавал за границу, поедал сам). Учитель объясняет: из царских амбаров выдавали жалованье чиновникам, хлебом и дру-гими продуктами кормили воинов и стражников, надсмотрщиков и тюремщиков. Фараон и его вельможи распоряжались налогами, как хотели, не считаясь с земледельцами и не советуясь с ними.

Управление заключалось также в руководстве работами по орошению. Чем были вызваны эти работы? Что собой представляли? Кто в Египте был заинтересован в строительстве каналов и плотин? Нужно отметить, что в исправности каналов и плотин было заинтересовано все население Египта. Один канал снабжал водой сотни полей, среди них были земли, принадлежавшие самому фараону, знати и крестьянам. Но тяжелые работы по орошению были возложены на крестьян и рабов. Чиновники же только руководили этими работами: сгоняли крестьян на строительство, следили за тем, чтобы по всей стране каналы и плотины находились в исправности.

Еще больше общественная несправедливость проявлялась при сооружении дворцов и гробниц для царя и знати.

Идет строительство каналов. По колено в грязи роют его крестьяне. Рядом разгуливают чиновники в белой чистой одежде, они только руководят работой, но сами не возьмут лопату в руки. А хлеб получают в первую очередь] И все же крестьяне понимают: канал нужен всему населению Египта. Совсем иное отношение к труду у тех же крестьян при возведении, например, царского дворца. На его строительстве заняты тысячи людей, а нужен дворец лишь одному человеку. Но отказаться работать крестьяне не могут.

Фараон и чиновники были ненавистны трудовому населению Египта.

Повторение по вопросам: Ответьте с помощью схемы учебника (стр. 45), кто управлял древним Египтом. Для чего вельможам и чиновникам нужны были воины и стражники? Кто из египтян не принимал участия в управлении? (Из схемы видно, что государство существовало прежде всего для того, чтобы держать в повиновении крестьян, ремесленников и рабов.) В чем заключались служебные обязанности чиновников? Чем они занимались?

2. В Египте в 1750 г. до н. э. произошло восстание угнетенных. Сообщив об этом факте, учитель при наличии времени побуждает учащихся вспомнить положение угнетенных и угнетателей в Египте.

Мелкие чиновники остро завидуют главному сборщику налогов области. Вельможа, занимающий эту должность, сам не ходит по деревням, принуждая сдавать налог, не меряет зерно- все это делают его подчиненные. Вельможе принадлежит просторный дом, окруженный садом, десятки, а может быть, и сотни рабов. Этот вельможа - крупный рабовладелец.

Один крестьянин имел, например, две пары быков, плуги, несколько овец, десятка три гусей и жил в просторной хижине. Какой же он бедняк? Другой быков не имел, были у него ослик да мотыга. Но оба они были крестьянами - мелкими землевладельцами, ведущими свое небольшое хозяйство.

Угнетение крестьян проявлялось в том, что чиновники и стражники отнимали у них часть урожая, заставляли выполнять тяжелые работы, как полезные всему населению страны (орошение), так и бесполезные (строительство царских гробниц).

Знакомя класс с положением ремесленников, учитель может предложить одному из учеников прочитать вслух текст учебника (§ 9, п. 3).

Египтяне верили, что правители государства ведут свое происхождение от могущественного бога Солнца Ра и сами являются божествами. Они считали, что фараоны могут общаться с богами как с равными и через них боги сообщают людям свою волю. Поэтому приказания фараонов исполнялись беспрекословно.


Фараон и его супруга. Изображение на стене гробницы

Фараон обладал безграничной властью над своими подданными. В его руках были жизнь и смерть любого из них, включая и самых знатных вельмож. Случалось, что за заслуги цари Египта награждали выходцев из простого народа. Но бывало, что и самые знатные вельможи, попав в немилость, лишались всех богатств и званий и ссылались в каменоломни.

Власть фараона передавалась по наследству. Ему принадлежала вся земля в государстве. Часть ее он жаловал за службу воинам, чиновникам, вельможам. Вместе с наделами земли фараон давал работников-земледельцев, которые ее обрабатывали.

Самыми знатными и влиятельными среди вельмож были правители номов. После объединения Египта номархи потеряли прежнюю самостоятельность, но сохранили власть над своими землями, а также право передавать их по наследству. От имени фараона они вершили суд, смотрели за порядком и следили, чтобы налоги исправно поступали в царскую казну.

Множество знатных вельмож жили при дворе фараона, составляя его свиту. Они исполняли обязанности казначея, распорядителя пиров и увеселений, хранителя царских сандалий и множество других. Вельможи рангом поменьше командовали войсками, следили за строительством крепостей, каналов и дорог, распоряжались работами в царских мастерских, рудниках и каменоломнях.

Знати принадлежали сотни рабов, огромные стада и обширные земли с работающими на них земледельцами. Одевались вельможи в роскошные одежды из тончайшей льняной ткани. Они носили дорогие украшения из золота, серебра и драгоценных камней. У них было множество прислуги. Повара готовили изысканные блюда, парикмахеры следили за прической, лекари за здоровьем, слуги с опахалами защищали от горячих солнечных лучей. Если вельможа покидал свой дом, его несли на носилках, чтобы ноги не касались дорожной пыли.


Знатный египтянин. Деревянная скульптура

Главным занятием жителей Египта было земледелие. Борясь с заболачиванием почв, египтяне строили вдоль берега Нила дамбы. Через отверстия в них на поля проходило столько воды, сколько требовалось для орошения. В глубь страны тянулись каналы. Они способствовали более равномерному орошению всей долины. Со временем вся долина Египта покрылась густой сетью оросительных сооружений.

Египетские земледельцы научились орошать даже возвышенности и склоны холмов, окружавших долину. Они подавали туда воду при помощи особых приспособлений – шадуфов. Шадуф напоминал колодезный журавль: к его концу привязывалось кожаное ведро, которым зачерпывали воду из водоема, а затем поднимали и переливали ее в водоем, расположенный выше по склону. Там находился другой шадуф, подававший воду еще выше, и так далее.


Древнеегипетские земледельцы. Рисунок на стене гробницы

В древности египтяне обрабатывали поля мотыгами, потом стали использовать деревянный плуг с медным наконечником.

Как жили земледельцы

Жили простые египтяне в небольших домах, выстроенных из обожженного на солнце кирпича и покрытых пальмовыми листьями. Вблизи домов разбивали небольшие садики. Там росли гранатовые деревья, смоковницы, финиковые пальмы и виноград. Плоды смоковниц, финики и виноград ели свежими и сушили впрок. Из фиников и винограда изготавливали также вино.


Древнеегипетский глиняный сосуд

Каждая семья имела небольшой огород, где росли лук, фасоль, огурцы, дыни. Почти каждая семья имела в хозяйстве домашних животных – коров, свиней, коз, овец. Они давали молоко, шерсть, мясо, а также использовались в сельскохозяйственных работах. Разводили и птиц – голубей, уток, гусей, даже журавлей.


Речная охота. Рисунок на папирусе

Простые египтяне носили одежду из грубого льняного полотна. Из-за жаркого климата мужчины носили лишь набедренные повязки из беленого полотна, а женщины – прямые узкие платья.

Ремесленники Древнего Египта

В Древнем Египте существовало множество различных ремесел. Кузнецы изготавливали из меди орудия труда и оружие. Ткачи пряли и ткали льняное полотно. Гончары лепили красивую посуду из глины. Были ремесленники и других специальностей: строители, плотники, корабельщики, кожевники.


Древнеегипетские ремесленники. Рисунок на стене гробницы

Ремесленники сельским хозяйством не занимались, посвящая свое время лишь ремеслу. Необходимые же им продукты питания они выменивали у земледельцев на посуду, медные орудия, ткани или недорогие украшения. Денег в то время еще не было, и поэтому различные продукты и предметы просто обменивали друг на друга. Ремесленники, как и земледельцы, должны были платить фараону налоги и нести повинности. В счет налогов они отдавали часть своих изделий.


Рабы в Древнем Египте

Наиболее тяжелой в Древнем Египте была жизнь рабов. Их использовали для выполнения самых тяжелых работ. Рабы строили каналы и дороги, работали в рудниках и на каменоломнях, были носильщиками и гребцами на кораблях. Женщины-рабыни использовались в домах богатых египтян в качестве прислуги. Они мололи зерно, следили за детьми, прислуживали за столом, помогали по хозяйству.

Рабы не имели никакого имущества и принадлежали своему господину. Он был волен сделать с ними все что угодно: продать, наказать, даже убить.

Египетские вельможи были самыми богатыми и знатными людьми Древнего Египта. С их помощью фараон управлял государством. Земледельцы, ремесленники и рабы составляли самую многочисленную, но и самую бесправную часть населения Египта. Но именно их руками созданы все богатства Египта.


Дамба – земляная насыпь.

Метеориты – небольшие небесные тела, иногда падающие на землю.

Из надписи в гробнице чиновника

Вопросы и задания

1. Какой властью обладали фараоны и на чем она была основана?

2. Кто такие вельможи? Какое место они занимали в управлении Египетским государством?

3. Для чего египтяне строили дамбы и каналы?

4. Расскажите, как одевались, как жили и чем питались простые египтяне.

5. Какое место занимали рабы в Древнем Египте и какие виды работ они выполняли?

6. Пользуясь иллюстрациями и текстом учебника, составьте рассказ о труде египетских земледельцев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ОГРАБЛЕННЫЕ ФАРАОНЫ

ОГРАБЛЕННЫЕ ФАРАОНЫ Ограбленные фараоны Любящие жизнь и ненавидящие

Фараоны

Фараоны

Фараоны Ответ 1.26Хатшепсут велела изобразить на стене храма свое рождение от великого бога Амона. Дескать, Амон принял облик фараона, вошел к смертной женщине, и именно таким образом появилась на свет великая и божественная Хатшепсут.Ответ 1.27После смерти мужа Хатшепсут

Однодневные фараоны

Глава II. Польские мещане и польская шляхта. — Земледелие и городская промышленность. — Польско-русские крестьяне. — Столкновение европейского хозяйства с азиатским. — Малорусские крестьяне в новых колониях. — Соперничества между мещанами и шляхтою. — Колонизация малорусских пустынь. — Украинные гор

Глава II. Польские мещане и польская шляхта. — Земледелие и городская промышленность. — Польско-русские крестьяне. — Столкновение европейского хозяйства с азиатским. — Малорусские крестьяне в новых колониях. — Соперничества между мещанами и шляхтою. — Колонизация

Ассирийские вельможи, губернаторы, чиновники

Ассирийские вельможи, губернаторы, чиновники Административно-военные функции в древнеассирийском государстве выполняли разного рода вельможи, как то: главнокомандующий (туртану), главный евнух (раб ша реши), главный казначей (масенну), главный виночерпий/кравчий (раб

28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ

28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ Несмотря на то что крестьянин, вышедший из крепостной зависимости, провозглашался собственником переданной ему земли,

Фараоны

Основа хозяйства: крестьяне и рабы

Основа хозяйства: крестьяне и рабы Мне уже пришлось мимоходом указывать, что Сонгай существенно отличалось в своей хозяйственной основе от своего непосредственного предшественника Мали, не говоря уже о Гане. Попробуем же определить это отличие более подробно. А заодно

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Тема: В гости к египтянам

Цели: Содействовать ознакомлению с образом жизни и занятиями различных социальных групп египетского общества; создать условия для развития умений работать с документом, извлекать из него необходимую информацию.

1. Расширить знания о жизни разных слоёв населения Древнего Египта, быте и основных занятиях египтян;

2. Развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией; развитие умений и навыков работы с историческими источниками (наглядными, текстовыми); развивать умения построения новых способов действий и формирование умений его применения при решении задачи, вызвавших затруднения.

3. Воспитывать чувства уважения к тяжёлому труду земледельцев и ремесленников Древнего Египта. Развивать способности к определению своей позиции к труду и ответственному поведению в современном обществе

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, работа в парах.

В результате занятия учащиеся смогут:

Предметные: научатся определять понятия – налог, писец, шадуф, вельможа;

Получат возможность узнать условия труда и жизни земледельцев и ремесленников. Уметь работать с историческими документами, картинами. Уметь давать оценку историческим событиям.

Познавательные: выявлять особенности жизни древних египтян, приводить примеры в качестве доказательства, уметь работать с различными источниками информации, делать выводы на основе полученной информации.

Коммуникативные: уметь воспринимать устную и письменную информацию, работать в группах, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: уметь организовывать выполнение заданий учителя, развивать навыки самооценки и самоанализа, удерживать цель деятельности до получения её результата.

Личностные: понимать важность исторических источников, применять правила делового сотрудничества, уметь соблюдать дисциплину, сохранять мотивацию к учебной деятельности, выражать положительное отношение к процессу познания.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Жизнь египетского фараона.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие. Известные слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий.

Один- пускаться с места вдаль,

Другой- сидеть себе на месте,

Листать тихонько календарь.

Домашне задание: 1 вариант - тест. Расшифровать слово

2 вариант: соотнести понятия. Расшифровать слово

Пр. ответ: в гости в Египет

Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет!

Путешествовать будем вместе с героями сюжета. (видео сюжет)

Вопрос : как определить, что это карта Египта. ( Река Нил, дельта реки, впадает в средиземное море, на востоке Красное море).

А вот и наш корабль, на котором мы отправляемся в далекое путешествие по Нилу. Вот мы и готовы к путешествию на корабле, подобном древнеегипетскому. (демонстрируется рисунок корабля).

На какой материк нам придётся переместиться?

В какое время истории Египта мы переместимся? (в период не ранее возникновения там цивилизации, который, начинается с 3000 г. до.н.э.). Подсчитаёте, сколько лет отделяет наше время от того, в которое мы переместимся?

В отличие от современных туристов, мы будем двигаться с юга на север: таков путь нильской воды. Здесь Нил - словно улыбка, там - лента, ласкающая скалы. А дальше - зеркало, в котором уже пять тысяч лет колышутся отражения все тех же древних камней. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливался. В ноябре вода спадала, оставляя черный плодородный ил. Такая земля давала хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Мы вглядываемся в берега великой реки, поля, где усердно трудились египтяне. Услышим, как жители Египта часто поют хвалебные песни Нилу, а Египет называют даром Нила. За что пели Нилу хвалебные песни ? (Возможны дополнительные вопросы: почему в древности Египет называли даром Нила? Была бы возможна в Египте жизнь, если бы Нил не разливался?).

Ребята, а интересно, Египет — это государство?

( Государство, т.к. здесь заметно неравенство людей, появились классы: рабы и рабовладельцы, во главе государства стоит царь, а каждое царство имеет свою территорию, царю служит войско, есть надсмотрщики, слуги и т.д. Когда всё это есть — значит, есть и государство.)

Перед учащимися ставится проблемная задача : Почему, рассказывая о жителях Древнего Египта, мы представляем себе пирамиду .

Проходя по улицам, мы видим мужчин и женщин, занимающихся своими делами. Они одеты по-разному (показывает иллюстрации одежды египтян). У большинства простая набедренная повязка, которую поддер живает пояс шириной с ладонь без вышивок и украшений и без кистей. Это ремесленники и земледельцы. Более состоятельные и знатные египтяне также часто ходили в короткой набедренной повязке, даже если собирались выйти из дома, у некоторых вместо набедренной повязки была свободная прямая юбка.

Послушайте, что говорит сам фараон

Кто превзойдет меня? кто будет равен мне?
Деянье всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах, как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я вождь земных царей и царь – я фараон!

Всесильным владыкой Египта был фараон. Египтяне верили, что без участия фараона не начинается ни одно важное дело. Даже разлив Нила происходил по воле земного бога: фараон бросал в Нил свиток с приказом начать разлив, и Нил выходил из берегов.

Весной фараон проводил первую борозду, и земледельцы Египта начинали сев. Осенью он первым срезал сноп на празднике жатвы и возносил благодарственную жертву богине урожая, и только после этого крестьяне убирали урожай.

У фараона было много обязанностей: он издавал законы и наводил порядок, был хранителем правосудия и верховным военачальником. "Владыка праведности" - таков был один из его титулов; еще называли его "покровителем, расточителем здравия и радости".

Ежедневно фараон занимался государственными делами. Ранним утром в главном покое дворца ему читали донесения и отчеты. После утреннего туалета фараон облачался в царское одеяние, приносил жертвы богам, слушал молитвы, наставления великого жреца, назидательные истории. Остальное время фараон принимал иноземных послов и проводил судебные заседания.

Фараон и его семья жили в огромных дворцах, построенных на берегу Нила. Дворцы были окружены садами, искусственными водоемами. В садах водились диковинные животные и птицы, росли красивые деревья и цветы.

Ему подчинялись вельможи – царские советники, военачальники.

Фараон давал вельможам различные поручения. Один распоряжался работами в царских каменоломнях, откуда привозили строительный камень. Другой вершил суд и расправу, разбирая дело о заговоре тайных врагов фараона во дворце. Третий следил за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона. Четвёртый возглавлял военный поход в пограничную с Египтом область Азии и сообщил об этом в стихах:

Это войско вернулось благополучно,

Разорив соседнюю страну.

Это войско вернулось благополучно,

Вырубив её деревья и виноградники.

Это войско вернулось благополучно,

Захватив много пленных.

Его величество хвалил меня за это чрезвычайно.

Когда вельможи выполняли волю своего повелителя, у них в подчинении были отряды вооружённых воинов, стражники, а также писцы, которые вели учёт добычи или налогов.

На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. О писцах рассказывают древнеегипетские изображения: на коленях они держат листки для записей, в правой руке у них тростинка для письма, а запасная “ручка” - за ухом. Писцы – главные помощники фараона и вельможи. Они считают и записывают, сколько зерна в казне, каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать.

В Египте писцы занимали руководящее положение в обществе, не выполняли тяжелой физической работы и не платили налогов.

Опишите, как выглядел древнеегипетский писец.
Зачем писцы были нужны вельможам и фараону?
Почему земледельцы боялись писцов

Восстановить поочерёдность сельскохозяйственных работ

Египтяне были трудолюбивыми земледельцами. Год земледельца делился на три сезона. Сезон разлива Нила приходился на июль - ноябрь. К этому времени должны были быть вырыты каналы.

С середины ноября наступал период пахоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. В плуг впрягали волов. В Древнем Египте очень долго не знали о существовании лошадей. Они появились здесь вместе с кочевниками-завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации. Египтяне выращивали пшеницу и ячмень. На их огородах росли разные овощи - фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок. Урожай собирали в марте - апреле. Пшеницу и ячмень жали серпами с лезвиями из заостренных кусочков кремня.

Как вы думаете, люди каких профессий работали над изготовлением этих предметов?

Какие занятия были распространены в Древнем Египте?
Подобно старателю, моющему сотни килограммов песка, чтобы отыскать крупинки золота, историк должен проштудировать множество текстов, чтобы в итоге скрупулёзного изучения установить тот или иной факт. Успехов вам в научных поисках!

Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи

Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее)

Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

Ремёсла в древнем Египте: Изучить источник. Определить виды ремесел.

Для 1-й группы:

«О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей… Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным , но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом , устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

Для 2-й группы:

«Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды…

Я расскажу тебе о строителе стен . Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т.е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)… все одежды его лохмотья… Моется он только один раз…Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети…

Для 3-й группы:

«Ткач – внутри дома , хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет..

Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям из-за страха перед львами азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти…

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы, … рука его не останавливается.

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему также спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом…Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы…

Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему уже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами…

1 группа - писец, медник, красильщик.

2 группа – ремесленник, земледелец, рыбак.

3 группа – гонец, каменотес, ткач, прачечник.

В Египте были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители – всех мастеров трудно даже перечислить. В Египте было множество ремесленников других профессий, например ткачи, кораблестроители, столяры и плотники.

Для наиболее тяжелых работ в Древнем Египте использовали рабов. По большей части все или почти все они были чужеземцами. Как правило, в Древнем Египте рабами становились захваченные в плен воины или жители покоренной страны. Египтяне называли их “живые мертвые” и относились к ним, как к неодушевленным орудиям труда.

Хозяин мог продать своего раба или отдать внаем. В одном из папирусов описывается способ покупки раба. Торговец предлагает одному человеку купить у него молодую сирийскую рабыню. Они договариваются. Плату за рабыню покупатель вносит не серебром и не золотом, а различными предметами. Стороны произносят клятвы при свидетелях, и суд их регистрирует. Рабыня становится собственностью нового хозяина и сразу же получает египетское имя.

Рабы выполняли любую работу. В доме знатного господина занимались уборкой и приготовлением пищи, работали в его саду и на полях. Рабы строили города и дороги, воздвигали пирамиды и храмы.

Жили рабы в нищих лачугах, где совсем не было мебели. Одежды их походили на жалкие лохмотья.

Провинившегося раба жестоко наказывали, но убивать его хозяин не имел права.

Как жили простые египтяне.
Дом
Простые египтяне жили в глиняных домах, а летом под навесом. В центре хижины располагался очаг Двери тут редко запирают – красть всё равно нечего. На земляном полу лежат также циновки, около очага стоит глиняная посуда
Вся жизнь простого египтянина протекала на улице. Домой он возвращался только к ночи.

была скромной- хлеб, финики, вяленая рыба, по праздникам – мясо и вино. Продукты хранились в глиняных кувшинах. Благодаря плодородной почве у большинства египтян достаточно богатый рацион: пшеницу и ячмень использовали для приготовления хлеба и пива; выращивают дыни, гранаты, виноград, финики и фиги, а также овощи, в том числе лук, чеснок, фасоль, горох, салат и огурцы. Пчелиный мед используют в качестве сладости. Масло изготовливают из льняных семян, шафрана и кунжута. Разводят некоторые породы коров и свиней, гусей, уток и голубей, овцы и козы дают нам молоко и шкуры.


Одежды на людях мало - в Египте очень жарко. Одежда рабочего люда была простой и удобной. Земледельцы и ремесленники носили набедренную повязку, которую поддерживал пояс шириной с ладонь без вышивок и украшений. Но люди скромного достатка любили украшение и амулеты не меньше знати. мелкие предметы (просверленные камешки, раковины, бусы, фигурки), которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий. Только вместо золота они пользовались украшениями из глины и бронзы. .

Дом египтянина делился на две половины: женскую, куда никто из мужчин, кроме хозяина дома, не имел права заходить, и мужскую, где жил сам хозяин. Иногда к дому пристраивалась лестница, ведущая на крышу, где в прохладные вечера собирались домочадцы. Для сохранения тепла зимой и прохлады летом в домах не делали окон.

Жилище вельможи

Рассматривая изображения в гробницах, мы видим, что вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. В жару хозяин мог отдыхать у воды, наслаждаясь тенью и прохладой.

Одежда вельможи – из тонких льняных тканей. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал золотые браслеты, кольца, ожерелья с драгоценными камнями. В комнатах у него – удобные кресла из резного дерева с узорами из слоновой кости, ларцы для драгоценностей и вазы.

В надписях на стенах гробницы перечисляются всякие яства, которые приносили вельможе при жизни и должны давать ему после смерти: всевозможные виды хлеба и печенья, жареная птица, мясо, фрукты и сладости, разные сорта пива.

Развлекают вельможу музыканты и красивые танцовщицы. Слуги готовы выполнить все распоряжения вельможи. Ему даже не нужно ходить пешком за пределы дома. Рабы носят его на специальном кресле.

Вывод: Общество Древнего Египта можно представить в виде пирамиды. Форма пирамиды также может свидетельствовать о количественном составе населения Древнего Египта и соотношении этих слоев.

Внимательно ее рассмотрим:

1.Кто находился во главе всего общества? (Фараон).
2. Как вы думаете, кому в Египте жилось труднее всего? (Крестьянам, ремесленникам и рабам).
3. Чем отличалось положение рабов от положения крестьян и ремесленников? (Крестьяне и ремесленники были свободными людьми).
4. Какую работу выполняли вельможи? (выполняли поручения фараона, вершили суд, следили за налогами, возглавляли войско и т. д.).
5. Как вы думаете, почему земледельцы боялись писцов? Какую работу они выполняли? (Писцы собирали налоги).
6. В каждом государстве есть войско. А для чего оно было в Древнем Египте? (Защита государства и власти, оборона от внешних врагов, захват чужих земель).

Итог: На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа. Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов, слуг. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят.

Закрепление:

Игра “Да” или “Нет”.

Учитель: Я утверждаю, что…

Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)

Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)

Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)

Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)

Вельможа носил много украшений. (Да.)

Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

Одежда земледельца была из тонких льняных тканей. (Нет.)

Простой египтянин жил в доме из камня. (Нет.)

Ткачей хоронили в гробницах. (Нет.)

Обед земледельца состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Да.)

Простой египтянин мог подойти к фараону. (Нет.)

Земледельцы обмолачивают зерно руками. (Нет.)

Писец пахал землю у себя на участке. (Нет.)

Земледельцы поливали поля при помощи шадуфов. (Да.)

Ремесленник носил много амулетов. (Да.)

Земледельцы платили налоги. (Да.)

Домашнее задание: Составить сравнительную таблицу

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.

Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953


— Вы только посмотрите, чему египетские вельможи и правители учили своих детей! — воскликнул Антошка, показывая книжку:

— Наверно, в Египте бедняки постоянно поднимали восстания!

— О восстаниях в Египте, действительно, упоминают папирусы, — ответил Источниковед. — Вот только они достаточно редки. За целые столетия в источниках не сохранилось памяти о бунтах низших против высших.

• Сравни мнение Антошки и факты, приведённые Источниковедом. Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским (с. 278).

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

• Объясни, что такое общество, община, знать, рабы. (Словарь)

• Когда и как образовалось единое государство в Египте? (§ 7) Какова была роль фараона как бога? (§ 9)

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

В науке нет единого мнения о том, как было организовано египетское общество. Текст этого параграфа - одна из возможных реконструкций.

1. Дворец, усадьба, город.

• Чем положение вельмож и писцов отличалось от положения простых тружеников? • Справедливы ли эти отличия на твой взгляд - человека XXI века? • На взгляд жителя Древнего Египта? (Используй продуктивное чтение - см. пример на с. 9)


Статуя вельможи Каапера (Сельский староста) из гробницы Каапера в Саккаре.


В доме египетского вельможи


Статуя писца Каи. Середина III тыс. до н.э.

Вельможа сладко потянулся, предвкушая азарт вечерней охоты на бегемотов, и удалился отдыхать, отдав последнее распоряжение писцу.

Весь сезон засухи писец принимал и записывал для вельможи сведения о том, как в разных селениях его области-нома готовились к сезону разлива Нила. Старейшины докладывали, что дамбы вокруг полей обновлены, укреплены камнями. На большой канал пришлось отправлять рабочий отряд для починки плотины, разрушенной сходом воды. Здесь не должно быть ошибки — иначе пять новых селений останутся без воды и урожая. И вот теперь вельможа поручает ему прибыть на начало пахоты в родном селении! Надо, чтобы жена купила подарок отцу.


Госпожа и служанка. Роспись гробницы

Жена писца Нефёрт перед медным зеркалом подвела глаза тёмной краской, надела лучший парик и вышла на узкую улочку города. Оба сына играли в мяч с соседскими детьми. Недалеко от берега сушились на солнце кирпичи. Неферт приняла поклоны от ремесленников и сама поклонилась знатному мужчине с ожерельем-оплечьем из серебра и драгоценного лазурита. На городском рынке бойко меняли зерно на сандалии, огурцы и лук на горшки. Поторговавшись с медником, Неферт за три куска ткани выменяла у него для родных мужа рукомойник и фигурку богини Бастет — кошки, оберегающей зерно от мышей.

2. Деревня, казарма, тюрьма.

• В каких случаях разные группы простых тружеников в Египте могли быть довольны, а в каких - недовольны своей судьбой? Сделай вывод по проблеме.


Работы земледельцев. На верхние поля воду переливают шадуфом (рычаг с ведром и грузом на другом конце)


Раб, готовящий пиво. Фигурка из гробницы

Два раба, тащившие за писцом мешки, жадно облизнулись.

СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ

ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ

Читайте также: