Имеет ли право япония иметь армию

Обновлено: 28.06.2024

Чтобы понять суть предложенных поправок к конституции, нужно немного разобраться в специфике японских сил самообороны. Согласно японской конституции предыдущей редакции, они предназначены исключительно для защиты государства от внешнего врага: японцы не имеют права вести боевые действия за пределами страны, не могут иметь морскую пехоту и десантные подразделения.

Возможные последствия введения поправок к самой мирной конституции обсудим позже, а сейчас вспомним, каким образом Япония стала самым миролюбивым государством.

Наиболее интересной для нашего разбора в этом документе является статья № 9 :

«Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.

Именно из-за поправок к этой статье поднялся шум. За почти уже 70 лет, прошедшие после окончания Второй мировой войны, на Дальнем Востоке изменилось многое. Китай значительно усилился и вышел на первые роли в регионе не только в экономическом, но и в военном плане. Северная Корея испытала ядерную бомбу. Неизменным осталось только влияние на Японию Соединенных Штатов, подкрепленное военным присутствием.

Усиление оппонентов, возможно, и побудили правительство Абэ наконец-то избавиться от ограничений 9-й статьи. Наличие такого сильного потенциального противника, как Китай, не дает спокойно спать японским политикам как минимум с 2012 г., когда отношения между странами обострились из-за территориального спора .

Японцы были бы не против усилить свои позиции в Южно-Китайском море, но китайцы и здесь задают тон. Политика КНР прагматична, поэтому всерьез считаться со страной, вооруженные силы которой могут использоваться только в пределах собственных границ, китайцы вряд ли станут.

На поправки к конституции Японии можно взглянуть еще и с другой стороны. Возможно, расширяя полномочия собственных вооруженных сил, японцы хотят продемонстрировать Соединенным Штатам свою самостоятельность. Все же, когда на островах есть полноценная американская армия, но нет полноценной японской, говорить о полном суверенитете не приходится.

Недооценивать силы самообороны Японии не стоит. Военные расходы страны в 2014 г. составили 45,8 млрд долл. По этому показателю Япония занимает 9-е место в мире.

В рейтинге армий мира Япония также располагается на 9-м месте . В распоряжении Японии сегодня 122 ударных вертолета, 289 истребителей, 16 подводных лодок. То есть, проблема для Японии сегодня заключается вовсе не в слабости армии, а в отсутствии возможности этой армией угрожать.

В случае вступления поправок к японской Конституции в силу возникает опасность и для российской территории. Воинственная риторика политиков из Японии по поводу Курил не представляет реальной угрозы, но в недалеком будущем нам, возможно, придется укреплять рубежи на Дальнем Востоке.

Конечно, вероятность нападения Японии на наши территории не слишком высока. Все же потенциал наших вооруженных сил выше, к тому же Россия, в отличие от Японии, обладает ядерным оружием. А что это такое, японцы благодаря своим заокеанским друзьям знают лучше всех. Однако в любом случае противник, имеющий возможность применить силу, для нас хуже противника, такой возможности не имеющего. Кто знает, как бы поступили японцы в гипотетическом случае, если бы основные вооруженные силы России были заняты на другом направлении?

Мы говорили об отношении к сложившейся ситуации в Китае, прикинули потенциальные опасности для России, но совсем забыли упомянуть об отношении рядовых японцев к затронутой проблеме. Оказалось оно неоднозначным . Рейтинг инициатора поправок С. Абэ упал до 39%. Более половины населения несогласны с решением министра. Активисты собрали 1,65 млн подписей против внесения поправок. Десятки тысяч рассерженных японцев вышли на улицы в день голосования. Около 100 000 жителей страны пришли на манифестацию к стенам парламента, чтобы выразить свой протест.

Как бы ни казалось странным, но действующий режим Абэ можно назвать в какой-то мере благоприятным для нас. В отличие от своих предшественников, этот премьер действительно хочет компромиссно решить Курильский вопрос. Поэтому отставка на волне поднятого оппозицией шума была бы России ни к чему.

Вероятно, не всем читателям может быть понятно, зачем нам нужно решать территориальный спор с Японией, ведь острова фактически находятся у нас. Решение Курильского вопроса России нужно в первую очередь для того, чтобы одним серьезным потенциальным противником стало меньше. В период обострения геополитического противостояния в мире это важно. Однако никто не говорит, что решать вопрос нужно за счет территориальных уступок. Возможно, в качестве компромисса японцы согласятся на получение каких-либо экономических преференций в регионе.

Разобрав потенциальные угрозы для России, стоит задуматься и о предполагаемых выгодах. Может ли нам принести какие-то дивиденды изменение концепции сил самообороны Японии?

Казалось бы, ничего хорошего для нас тут нет. Однако если брать в расчет, что Япония, внося поправки в конституцию, хочет продемонстрировать Штатам свою самостоятельность, ситуация становится совершенно иной. Конечно, даже в таком случае Япония автоматически не станет ближайшим союзником России. Но стоит учитывать, что задачей внешней политики РФ является построение многополярного мира:

И если Япония выйдет из-под влияния США, а также будет отстаивать свои интересы, стремясь к построению многополярности, это в определенной мере облегчит жизнь нашей стране.

Но другой вопрос, сумеет ли Россия предложить Японии что-то особенное в плане вооружения. Японский ВПК не является отсталым и в значительной мере обеспечивает страну техникой. Частично авиационную технику японцам поставляют США и некоторые европейские страны. Поэтому предлагать Японии можно либо продукцию лучшего качества, либо более привлекательную по цене, чем у американцев и европейцев. Падение рубля поспособствовало удешевлению нашего оружия. Да и в плане передовых разработок, пожалуй, нам есть что предложить азиатам. Вряд ли островному государству нужны в большом количестве танки, но мы имеем в наличии и другую продукцию. К примеру, японский автомат Howa Type-89 староват и уступает по характеристикам нашему АК-12. Также японцам, возможно, будут интересны российские подводные лодки , вертолеты , истребители , боевые роботы .

Подводя итог, хочется сказать, что испытывать большие надежды по поводу Японии не стоит. Сегодня это близкий союзник США, поэтому расширение полномочий сил самообороны считать позитивным явлениям для России как-то не получается. Однако даже в не самом приятном событии можно отыскать позитивные моменты. И если глава МИД Японии после встречи с Владимиром Путиным поймет, что жить под крылом Штатов менее выгодно, чем проводить самостоятельную политику, для нашей страны это станет значительным успехом.

США Австралия Канада Швейцария Франция Швеция Германия Италия






В Японии сил самообороны ( японский : 自衛隊 , латинизируется : Jieitai ; сокращенные JSDF ), также известный как японских вооруженных сил , являются единые вооруженные силы из Японии создана в 1954 году силами самообороны состоит из Японии Ground Self- Силы обороны , Морские силы самообороны Японии и Силы самообороны ПВО Японии . Они контролируются Министерством обороны во главе с премьер-министром.

В последние годы JSDF участвовал в международных миротворческих операциях с Организацией Объединенных Наций . Напряженность, особенно в отношениях с Северной Кореей , вновь разожгла дебаты о статусе JSDF и ее отношении к японскому обществу. С 2010 года JSDF переориентировались с противодействия бывшему Советскому Союзу на Китайскую Народную Республику ; расширение военного сотрудничества с Австралией , Индией , Тайванем , Южной Кореей , Сингапуром , Соединенным Королевством и США ; и приобрели новое или обновленное оборудование и оборудование.

СОДЕРЖАНИЕ

История

20 век


Япония была лишена какого-либо военного потенциала после поражения от союзников во Второй мировой войне и была вынуждена подписать соглашение о капитуляции, представленное генералом Дугласом Макартуром в 1945 году. Она была оккупирована войсками США и имела лишь незначительные внутренние полицейские силы, которые могли полагаются на внутреннюю безопасность и преступность. Рост напряженности в Европе и Азии из-за холодной войны в сочетании с забастовками и демонстрациями в Японии, вдохновленными левыми, побудили некоторых консервативных лидеров усомниться в одностороннем отказе от всех военных возможностей. Эти настроения усилились в 1950 году, когда оккупационные войска начали перебрасывать на театр военных действий в Корее (1950–53). Это сделало Японию практически беззащитной, уязвимой и очень хорошо осознавшей необходимость вступить в отношения взаимной обороны с Соединенными Штатами, чтобы гарантировать внешнюю безопасность страны. При поддержке американских оккупационных властей японское правительство в июле 1950 г. санкционировало создание резерва национальной полиции ( 警察 予 備 隊 , Keisatsu-yobitai ) , состоящего из 75 000 человек, вооруженных легким пехотным оружием. В 1952 году были также основаны Силы береговой безопасности ( 海上 警備 隊 , Kaijō Keibitai ) , водный аналог NPR.


Договор о безопасности между Соединенными Штатами и Японией был подписан 8 сентября 1951 года. Договор позволял войскам Соединенных Штатов, дислоцированным в Японии, противостоять внешней агрессии против Японии, в то время как японские наземные и морские силы могли бороться с внутренними угрозами и стихийными бедствиями. Он позволил Соединенным Штатам действовать во имя поддержания мира в Восточной Азии и использовать свою силу для разрешения внутренних споров в Японии. Соответственно, в середине 1952 года резерв национальной полиции был расширен до 110 000 человек и назван Национальными силами безопасности. Силы береговой безопасности были переданы Национальному агентству безопасности, чтобы сформировать эмбриональный флот.

(1) Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ навсегда отказывается от войны как суверенного права нации и от угрозы силой или ее применения как средства разрешения международных споров.
(2) Для достижения цели предыдущего параграфа сухопутные, морские и военно-воздушные силы, а также другой военный потенциал никогда не будут поддерживаться. Право на войну государства не будет признано.

В соответствии со статьей 9 в 1947 году конституции , которая была написано с премьером - министром Сидэхаром под руководством СПОК , Япония навсегда отказывается от войны как инструмент для разрешения международных споров и заявил , что Япония никогда не будет снова поддерживать «сухопутные, морские или воздушные силы или другой военный потенциал ". Более поздние кабинеты истолковали эти положения как не отрицание неотъемлемого права нации на самооборону и, при поддержке Соединенных Штатов, шаг за шагом развили JSDF.

1 июля 1954 года Совет национальной безопасности был реорганизован в Агентство обороны, а Национальные силы безопасности были реорганизованы впоследствии в Японские сухопутные силы самообороны ( де-факто послевоенная японская армия ), Береговые силы безопасности были реорганизованы в Морские силы самообороны Японии ( де-факто послевоенный ВМС Японии ) и Силы воздушной самообороны Японии ( де-факто послевоенные ВВС Японии ) были созданы как новое подразделение JSDF. Генерал Кейдзо Хаяси был назначен первым председателем Совета Объединенного штаба - профессиональным руководителем трех отделений. Законодательным актом для этого был Закон о силах самообороны 1954 года (Закон № 165 1954 года).

Военно- воздушные силы Дальнего Востока , ВВС США, объявили 6 января 1955 года, что примерно 15 января 85 самолетов будут переданы молодым японским военно-воздушным силам, что станет первой техникой для новых сил.

19 января 1960 года Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между Соединенными Штатами и Японией с поправками исправил неравный статус Японии в договоре 1951 года, добавив обязательства по взаимной обороне. США обязаны заранее информировать Японию о любой мобилизации армии США. США также запрещено оказывать какое-либо влияние на внутренние вопросы Японии. Договор обязывает Японию и Соединенные Штаты оказывать друг другу помощь в случае вооруженного нападения на территории, находящиеся под управлением Японии. Поскольку в нем говорится, что любое нападение на Японию или Соединенные Штаты на территории Японии будет опасным для мира и безопасности каждой страны, пересмотренный договор требует, чтобы Япония и Соединенные Штаты сохраняли способность противостоять общим вооруженным нападениям; таким образом, это объясняет необходимость военных баз США в Японии. Это установило союз безопасности между Японией и Соединенными Штатами. Договор длился дольше, чем любой другой союз между двумя великими державами со времен Вестфальского мира в 1648 году.

21-го века

Закон о специальных мерах по борьбе с терроризмом был принят 29 октября 2001 года. Он позволяет JSDF самостоятельно вносить вклад в международные усилия по предотвращению и искоренению терроризма. Находясь при исполнении служебных обязанностей, JSDF может использовать оружие для защиты себя и других, находящихся под его контролем. Ранее политика Японии заключалась в невмешательстве. 27 марта 2004 года Агентство обороны Японии активировало Группу специальных операций с мандатом JGSDF в качестве своего контртеррористического подразделения .

8 июня 2006 года Кабинет министров Японии одобрил закон о повышении статуса Министерства обороны ( 防衛 庁 ) при Кабинете министров до полноценного министерства обороны на уровне кабинета министров ( 防衛 省 ) . Это было принято Национальным парламентом в декабре 2006 года и вступило в силу с 9 января 2007 года.

7 апреля 2018 года Япония активировала амфибийную бригаду быстрого развертывания , свое первое подразделение морской пехоты после Второй мировой войны. Она обучена противостоять захватчикам с оккупирующих японские острова . Министерство обороны заявило, что начиная с 1 октября 2018 года максимальный возраст для поступления в ряды военнослужащих и унтер-офицеров будет повышен с 26 до 32 лет, чтобы обеспечить «стабильное снабжение [военнослужащими] Сил самообороны на фоне снижения пул новобранцев из-за недавнего снижения рождаемости ". В марте 2019 года министерство обороны намеревалось создать свое первое региональное подразделение киберзащиты в Западной армии Сухопутных сил самообороны Японии (JGSDF) для защиты средств связи от кибератак, например, для персонала, дислоцированного на удаленных островах без каких-либо ограничений. установлены безопасные линии. Министерство обороны разрабатывает сверхзвуковые планирующие бомбы для усиления защиты отдаленных островов Японии , включая острова Сэнкаку . Способность противодействия наземным ударам будет использоваться для помощи десантной бригаде быстрого развертывания при десантировании и повторном захвате удаленных островов.

Британские войска Почетной артиллерийской роты (HAC) впервые провели полевые учения вместе с японскими солдатами GSDF в Ояме , префектура Сидзуока, 2 октября 2018 года. упражнения на японской земле. Цель заключалась в улучшении их стратегического партнерства и сотрудничества в области безопасности. JGSDF и индийская армия провела свои первые совместные военные учения в индийском штате Мизорам с 27 октября по 18 ноября 2018, практикуя антитеррористические учения и улучшения двустороннего сотрудничества между 60 японских и индийских офицеров. Япония и Соединенные Штаты провели крупнейшие на сегодняшний день военные учения вокруг Японии в рамках проводимого раз в два года Keen Sword с 29 октября по 2 ноября 2018 года. В них приняли участие 57 000 моряков, морских пехотинцев и летчиков. 47 000 военнослужащих были из JSDF и 10 000 из вооруженных сил США . Также участвовали корабль снабжения и фрегат Королевского военно-морского флота Канады . Были имитации воздушного боя, противоракетной обороны и высадки морского десанта.

4 октября 2018 года Япония представила 84-метровую подводную лодку класса Taigei массой 2950 тонн. Первая японская подводная лодка с литий-ионными батареями была разработана Mitsubishi Heavy Industries . Морская сила самообороны Японии использовала его в первый раз в марте 2020 года.

10 сентября 2020 года Япония и Индия подписали военный пакт под названием Соглашение о приобретении и перекрестном обслуживании (ACSA). Пакт позволяет обмениваться материально-технической поддержкой и припасами. Целью является более тесное сотрудничество, создание свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона и сдерживание китайской агрессии в Азии . Япония уже имела такие соглашения с Австралией, Канадой, Францией, Великобританией и США.

Читайте также: