Что можно назвать ограничителем свободы в обществе поведение обязанности чувства эмоции

Обновлено: 30.06.2024

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета, подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций.

Попробуем разобраться в разнообразии этих трактовок.

Буриданов осёл

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив её на полную мощность, человек осуществил своё желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.

Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, которая полностью посвящена правам и свободам личности, в последней статье, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Абсолютно свободным человек быть не может. А один из ограничителей здесь — права и свободы других людей.

Свобода и ответственность

Рассмотрим ещё одну ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетённого, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждёт расплата, причём платить придётся самым дорогим — собственным здоровьем, а зачастую и жизнью.

Отклонения в поведении человека от установленных социальных норм вызывают, как вы уже знаете, определённую реакцию со стороны общества. Негативное отклонение вызывает социальные санкции, т. е. наказание за неодо- бряемые действия. Такое наказание ещё называют ответственностью человека за свою деятельность и её последствия. (Вспомните, в каких случаях наступает уголовная, административная и другие виды ответственности.)

Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется. Так, человек в толпе способен на такие действия — оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке. В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей. В такие моменты ослабляются внутренние ограничители, снижается беспокойство по поводу общественной оценки. Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.

Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах

Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проецирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придаёт окружающей действительности. Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения. Отсюда некоторые современные философы делают вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такая личность даже в условиях вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдёт до состояния духовного упадка и будет действовать так, как будто отстаиваемые ею принципы обязательно восторжествуют в будущем.

Критики подобной позиции считают, что если каждый будет искать основы своего поведения лишь исходя из собственных побуждений без учёта общепринятых ограничений и запретов, то общество утратит свою целостность. Оно погрузится в хаос: в результате вместо желаемой свободы люди получат полный произвол. (А какова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?)

Что такое свободное общество

Какое же общество может обеспечить такой выбор?

Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным.

Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Только таким и может быть действительно свободное общество, считают многие на Западе.

В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере существует разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и отстаивающих разные точки зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали.

Однако далеко не все на Западе принимают эту модель свободного общества. Некоторые учёные, политики, выражая настроения определённой части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединённом поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем её пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую.

Определённую регулирующую роль должно выполнять и государство. В частности, в социальной и экономической сферах оно может содействовать благу всех граждан, создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми.

Словарь

Необходимость — то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.

Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Практические выводы

1. Свободное общество — одна из основных ценностей современного мира. Основные свободы и права вошли в конституции всех демократических государств. Знание этих свобод и прав, умение пользоваться ими являются необходимыми условиями полноценной реализации возможностей личности в различных сферах общественной жизни.

Документ

Существует ещё один аспект потребности в свободе и автономии. При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии.

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной. Буду рад активности на канале!

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

По кодификатору нам нужно знать:

Там стоит плюс. Будем пытаться разобрать тему, исходя из её названия.

Обозначим главные пункты :

1. Определение понятия "Свобода" :

Свобода - умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность. (по Баранову) Лично мне данное определение не нравится, но оно хорошо связывает понятие "свобода" с понятием "необходимость".

Свобода - возможность выбора видов деятельности, в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества (Боголюбов 10 класс) Определение хорошее, но слишком большое. Наглядно видно, что именно подразумевается под понятием "свобода". Это именно возможность выбора. То есть в задании 18, если вас попросят дать определение этому понятию, то целесообразно будет начать определение со словосочетания "возможность выбора". В данном определении, как мне кажется, лишним является уточнение источника формирования желаний, интересов и ценностей человека.

Свобода - отсутствие принуждения, возможность поступать по своему усмотрению, в соответствии со своими интересами и целями. (по Брандту) Суть та же, что и в определении Боголюбова, но сильно укорочена, а также не имеет в себе такого понятия как "деятельность", на основе которого и строиться вообще вся тема 1.7. (см. название темы)

2. Мировоззренческие концепции о свободе:

В справочнике Баранова представлены только две концепции, как обычно, являющиеся двумя крайними точками.

Фатализм - мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Волюнтаризм - мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего существующего.

Очень странно, что в справочнике не говориться о такой концепции как Провиденционализм, являющейся как бы серединой между двумя концепциями, упоминаемыми выше, о котором наряду с фатализмом и волюнтаризмом говорит Д.А. Гусев (видео прикреплю в конце статьи).

3. Виды свобод :

Экономическая; Политическая; Духовная.

То есть здесь мы видим перечисление сфер общественной жизни, которые будут обсуждаться в рамках темы 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы, но без Социальной сферы. Это объясняется, как я понимаю, социальной ответственностью и такой замечательной фразой - "Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого".

Эта тема, как вы уже заметили, носит чисто философский характер, потому что-либо утверждать об этом невозможно. Перед тем как Баранов даёт определение понятию "свобода", он полторы страницы говорит о том, что свобода это как бы философия и как бы каждый понимает это по-своему. В том же учебнике Боголюбова по обществознанию за 10 класс определение понятию "свобода" даётся в конце параграфа в отделе "Словарь".

Но нет, эту тему всё равно решили засунуть в кодификатор.

4. Определение понятия "Необходимость"

Необходимость - устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. (по Баранову) Мне это определение не нравится так же, как и определение свободы.

Необходимость - то, что обязательность должно произойти в данных условиях. (Боголюбов 10 класс)

Необходимость - то, что неизбежно должно наступить при определённых условиях. (по Брандту)

5. Определение понятия "Ответственность"

Ответственность - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективном, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. (по Баранову)

Я не уверен, что определение данного понятия вообще могут спросить на ЕГЭ, так как его нет в учебнике Боголюбова, а так же из-за того, что обычно понятие "ответственность" связано с правовой сферой и проходится в теме 5.3. Понятие и виды юридической ответственности.

6. Классификации ответственности:

Историческая; Политическая; Нравственная; Юридическая и т.д.

Индивидуальная; Групповая; Коллективная (по Баранову)

Возможно, пригодится для плана.

В сборнике тренировочных вариантов Котовой и Лисковой не нашел ни одного задания на эту тему. Ни из первой, ни из второй части.

Даже на сайте "Решу ЕГЭ", хоть он и не самый хороший, но есть всего 4 задания, два из которых только косвенно затрагивают данную тему.

На что нам опираться - не понятно. Что нам знать - не понятно. А мы всё равно сделаем эту тему. Чтобы вы понимали всю трагичность ситуации, я скажу, что на ютубе не нашёл ни одной полноценной вузовской лекции по философии, на которой разбирается тема свободы и ответственности.

Прикрепляю вам план из справочника Баранова:

Чтобы вы знали, в справочнике отдельным предложением написано, что "план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах ". Но не сказано, что в трёх подпунктах, если, с точки зрения обществоведческой науки, не может быть более двух подпунктов.

У меня эта тема вызывает только отрицательные эмоции.

Делитесь полезными материалами в комментариях!

Используемые источники:

  • Справочник Баранова по обществознанию 2020 года выпуска
  • Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
  • КОДИФ и ДЕМО 2022 по обществознанию
  • Справочник Брандта по обществознанию 2020 года выпуска
  • Учебник по обществознанию Боголюбова 10 класс
  • Видео на ютубе:

Первое, что приходит на ум, размышляя о свободе человека, это возможность делать абсолютно все. Однако реальный смысл кроется намного глубже. Стоит просто разобраться в себе, определить для своей личности правильное понимание свободы.

Для начала можно выделить понятия, которые идут рука об руку с определением свободы. Среди них наиболее главные:

  • осознанность;
  • право;
  • возможность;
  • ответственность;
  • смелость;
  • самодостаточность;
  • выбор;
  • открытость;
  • сила;
  • желание;
  • уникальность;
  • борьба.


Каждое из этих определений нуждается в более подробном и тщательном рассмотрении. Итак, осознанность. Что кроется в этом понимании свободы? В первую очередь нужно определиться с необходимостью стать свободным человеком, пропустить это не только через разум, но и душу.

И лишь после этого приходит осознание либо ее наличия, либо важности принятия действий, направленных на ее приобретение.

Право — это определение, означающее способность каждого идти по пути, избранном самостоятельно. Однако многие к этому не стремятся, не хотят стать независимыми в духовном и материальном плане, поэтому не пользуются правом на свободу.

Следует отметить, что абсолютно у любого человека есть возможность стать поистине свободной личностью, не зависеть от чьих-либо предубеждений и предрассудков. И здесь уже отмечается наличие выбора. Он есть у каждого, потому что просто не бывает ситуаций, сопровождающихся всего одним сценарием развития. Снова можно выбрать независимость или остановиться на некой кабале. Часто некоторым людям так жить удобнее.

Почему же так происходит?

А все из-за того, что свободе сопутствует смелость. Она подразумевает некий рывок, наполненный решимостью на действия, которых ранее не совершали.

К смелости присоединяются желание и сила — два взаимодополняющих компонента, дуэт которых дает определенный заряд энергии. Именно это становится залогом движения на пути перемен.Есть еще немаловажная деталь — это борьба. Она помогает сражаться со всеми страхами, сомнениями, которые сопутствуют в момент преломления личности. Порой близкие и не только оказывают огромное давление на человека.

Читать далее: Что такое эмпатия

Внутренняя свобода

Понятие свободы включает в себя много аспектов: свобода воли, социальная свобода, философские вопросы. В этой статье я коснусь только психологического понятия свободы.

Что такое внутренняя свобода? Что мешает поступать в соответствии со своими желаниями и потребностями, и что с этим делать?

Внутренняя свобода — это способность человека делать в различных ситуациях осознанный выбор, который определяется его потребностями, его пониманием того, что необходимо. Этот выбор должен опираться на осознанность и быть только своим. Мне кажется, что лучшие фильмы или книги (есть рейтинг) объединяет стремление к внутренней свободе. Когда герой, несмотря на препятствия, делает важный шаг в согласии с собой.

Иногда внутреннюю свободу ассоциируют с отрешенностью, безразличием к тому, что происходит вокруг. Это скорее психологическая защита, игнорирование, уход от проблем, неприятие того, что окружает, неумение адаптироваться и взаимодействовать. Человеку необходим для счастья эмоциональный контакт — это его базовая потребность. Значит, уход от такого контакта не может быть благом, каким бы изощренным индивидуализмом это не оправдывалось.

Не существует независимых людей. У каждого есть обязательства. Быть внутренне свободным — это не значит игнорировать свои обязательства по отношению к другим. Осознанная необходимость вынуждает им следовать. Желание отдать деньги, которые взял в долг, совпадает с внутренним убеждением и никак не ограничивает внутренней свободы.

Но есть вещи, не принятые внутренне, интроекты, полученные разными способами от других людей, не ставшие собственными убеждениями. Чаще всего они из детства от родителей или других значимых людей. Они диктуют, как поступать или реагировать в разных ситуациях. И тогда человек, как робот, запрограммирован на реакции и поступки. Он и хочет сделать по-другому, но что-то (чаще неосознаваемое) мешает этому. Как будто кто-то другой делает это за него. Он не выбирает и не обладает внутренней свободой.

Мама говорит дочери — сиди дома, на улице много опасностей и плохих людей. Так она спасается от своих страхов за дочь. Школа, институт, только самое необходимое общение. Дочь успешно выполняет эту установку, и к двадцати годам совсем не умеет общаться, испытывает страх нахождения среди людей. Она зависима от этого жизненного сценария, он не оставляет ей выбора, ограничивает ее внутреннюю свободу.

Такие ограничители есть в жизни каждого человека:

Часто таким ограничителем выступает сравнение:У соседа больше денег, он круче. У подруги фигура лучше. Я меньше знаю, меня не примут в этой компании. Сравнение отнимает много энергии. Человек скован, застенчив, если считает себя хуже — или заносчив, агрессивен, если другой кажется слабее. Впрочем, бывает и наоборот. Главное, что мотивами поведения управляют собственные комплексы. Не так важно, что скажут или подумают другие. Они озабочены в основном тем же самым. Главное — внутреннее согласие.

Порой интересы пересекаются, и нужно находить компромисс. Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого. Приходится как-то уживаться. Свободный человек уважает чужое личное пространство, потому что для него это ценность.

Взрослому легче отстоять свои права. А вот родителей не выбирают. За их ошибки в воспитании приходится расплачиваться детям. Мать решает полностью посвятить себя воспитанию сына, жертвуя своей личной жизнью — а сыну для правильной адаптации в мире необходим рядом гармонично развитый взрослый, а не жертва. Отец-тиран подавляет волю ребенка, лишает его самостоятельности — в результате не развивается способность слышать себя, принимать решения. Да, стартовые условия разные, но все преодолимо, было бы желание.

Важность, которая иногда придается поступкам в жизни, может мешать решению. Молодая женщина понимает, что не хочет жить со своим партнером, они просто совсем разные. К тому же она терпит физическое и психологическое насилие, и ситуация не меняется долгое время. Единственным разумным шагом является развод. Но развод для нее — слишком серьезный шаг. За этим стоит ложное убеждение, что замуж обязательно нужно выходить один раз и на всю жизнь. Об этом ей говорила еще бабушка, поднимая вверх палец и очень значительно. Не делая этот шаг много лет, она мучается, лишая себя возможного счастья, теряя драгоценное время своей жизни, которое нельзя вернуть. Каждый день неповторим.

Курящий зависим от сигареты, и пока он курит, у него нет выбора: курить или нет. Но есть выбор бросить курить. Чем меньше зависимостей, тем больше вариантов выбора. Курящий в перерыве пойдет курить, а у некурящего есть разные варианты. Первым шагом к преодолению любой зависимости является ее признание. Избавляясь от зависимостей, вы расширяете свое пространство внутренней свободы.

Любые великие свершения включают в себя фазу неудачи. Но поисковая активность рано или поздно приводит к достижению результата. Без нее внутренняя свобода ограничена.

Свобода предполагает ответственность. Эти понятия неразрывны. Безответственным быть легко. Не надо принимать решения, если доверится богу, правителю, жене или соседу. Тогда можно просто плыть по течению, от себя ничего не зависит, за себя не надо отвечать, и ни о какой свободе говорить не приходится. Да и не нужна она мне — скажет кто-то — и так нормально. И это тоже выбор. Каждому свое.

Одним решения даются легко, другие не могут шагу ступить без оценки этого шага со всех сторон. Им кажется, что нужно непременно сделать этот шаг правильно. Однако не бывает объективно правильного или неправильного для человека, если речь не идет о движении в сторону зависимостей. Он сам и объект, и субъект одновременно. Любой внешний взгляд является поверхностным.

Со стороны кажется, что успешный врач, которая вдруг уволилась из престижной клиники и стала делать и продавать куклы, совершила нелепый поступок. Но если учесть, что она мечтала об этом всю жизнь, а в медицинский институт поступила по настоянию родителей, то картина меняется. Теперь она занимается, наконец, любимым делом и получает от этого удовольствие каждый день.

Для человека, который обладает внутренней свободой, характерно легкое, может быть, чуть ироничное отношение к жизни, а еще чувство юмора. Помните фразу внутренне свободного Мюнхгаузена:

Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь…

Свободный человек живет в гармонии с собой. Он делает любимую работу, он идет домой с удовольствием, потому что там его ждет близкий ему человек, он может изменить свою жизнь, если что-то пошло не так. Он имеет пространство выбора — внутреннюю свободу. Есть такие? Конечно, есть, и всегда есть к чему стремится.

В мире не все в руках человека, жизнь конечна, бывают трагические случайности. Нельзя избежать печали и потерь, и счастливые тоже плачут. Это экзистенциальная данность, ее нельзя изменить. Но в рамках своей жизни всегда есть выбор. Внутренняя свобода приближает к пониманию своего предназначения, позволяет чувствовать мир во всей его полноте, это обретение себя настоящего.

Главные черты свободного человека



Рассматривая характеристики, которыми обязательно должен обладать человек свободный, в первую очередь можно выделить ответственность, которая должна сопровождать каждого, кто смог отнести себя к такой группе. Если ответственность сидит глубоко внутри, и буквально все поступки и действия подчинены ей, значит свобода характеризует такого человека вполне обоснованно. Возможность отвечать абсолютно за все полученные результаты, самостоятельно принимать каждое решение без исключения, полагаться только на собственное ощущение реальности — все это проявление ответственности.

Самодостаточность и свобода — два понятия, которые тесно взаимосвязаны. Одно без другого существовать просто не может. Но кто такой самодостаточный человек? Это личность, сформированная на основе собственных взглядов. Мнение такой личности зависит только от ее анализа ситуации и сделанных выводов. Время распределяется в соответствии с собственными потребностями, выделяется материальная и духовная независимость от других людей. Жизнь такой личности наполнена смыслом, оптимизмом, уверенностью в завтрашнем дне.

Открытость подразумевает способность человека быть готовым к изменениям. Он без труда впускает в свою жизнь нововведения, которые должны помочь приобрести желаемое. Главное, не пасовать перед возможными трудностями и суметь себя заставить выйти из зоны комфорта.

Уникальность — неотъемлемая черта свободных людей. Она подразумевает возможность обладать определенным набором качеств, присущих далеко не каждому. Что значит быть свободным в разрезе уникальности? Ответ кроется в умении делать собственный выбор, несмотря на существующие тенденции. Например, мода диктует свои правила в одежде, макияже, стиле и прочем, но только свободный человек может отказаться от так называемой диктатуры моды. Он в состоянии принять решение, не оглядываясь на чужое мнение. Сделать это довольно сложно, но ведь в этом кроется вся разгадка, поэтому приобретение свободы — тяжелый труд.

право на свободу

Однажды мне довелось побеседовать с мудрым священником. Он не спорил ни с какой религией, как это принято. Он не говорил что есть на свете только христианство, а больше ничего. Но он поведал мне о том, что Господь дал каждому человеку право на свой выбор и на свободу. А уж как каждый распорядится этим выбором, и на поводу каких чувств пойдет (выберет путь дьявола или Господа) – это личное дело каждого. И никто не может никому навязывать свое видение, свои правила и понимание мира.

И никто не имеет права навязывать свое другому. У каждого есть только свое право на себя, а больше ни на кого.

спор

Вот так на самом деле выглядят спорщики

И, кстати, спор – это не поиск истины. Спор – это агрессивное навязывание своего мнения и потребность в том, чтобы именно его услышали и приняли. А поиск истины это совместное исследование, в котором нет отрицания, а есть только вопросы, на которые хочется обнаружить ответы.

Много ли я видела действительно свободных людей? Нет, не отшельников, которые отрицают общество, а именно с ощущением внутренней свободы, когда думается, что есть только его выбор и никто не может на него повлиять. Он может формально с тобой согласиться, – потому что не любит спор и не хочет спорить. Но при этом останется при своем мнении. Согласием своим навязывать тебе он ничего не будет. – Увы. По-настоящему свободных людей я видела мало. И это не удивительно. Ведь если я – зависимая, то значит и вокруг меня зависимые люди.

Зависимый человек не свободный. Он не свободный в своем выборе, не свободный в решениях. У него вообще нет ничего своего. Свобода и зависимость это антонимы.

Кто забрал у зависимого свободу?

Может быть, это те люди, которые не хотят его слышать, понимать, принимать? Те, что каждый день навязывают свою волю, учат жить, требуют исполнения своих желаний? Общество, навязывающее свои правила поведения или свой выбор по праву большинства?Или государство, не дающее денег, выбора, создающее невыносимые условия? Жена, требующая своего? Дети, вынуждающие делать с ними каждый день уроки? Обстоятельства? Судьба, жизнь?

Несвобода

Свободы каждый лишает себя сам

Ответ банальный и шокирующий. Своей свободы лишил себя ты! Это твоя ответственность. Поддавшись на зависимый зов, сделав приоритет другого человека важнее своего, привязавшись к переживаниям о ком-то другом, и даже испугавшись разрыва с другим человеком, ты сам лишаешь себя своей свободы.

Но и лишение себя свободы – это твой выбор, в котором тоже есть свобода. Ты сам решил, что нечто другое для тебя важнее, чем собственная личность. И ты имеешь на это право.

Каждый человек имеет право быть зависимым и делать для себя детей, мужа, начальника, общество важнее, чем он сам. Другое дело, что с этим невозможно жить. – Потому что как жить с собой, если ты выбрал не себя? – В таком выборе всегда будут неадекватные отношения, недовольства и претензии. – Кажется, что к другим. Но на самом деле они к себе.

Несвободный человек всегда находится в противоречии. Когда в здоровом варианте свои предпочтения должны быть выше чужих, ты вдруг выбираешь чужие, – это всегда рождает конфликт. Выбирая другого, ты однако, требуешь чтобы он, в свою очередь, тоже выбрал тебя. Потому что без себя невозможно жить. Поэтому, любой приоритет в пользу другого человека всегда оставляет внутри потребность в собственных приоритетах. В здоровом случае свои потребности ты реализуешь сам. В зависимом варианте ты требуешь этого у другого. И даже когда два созависимых человека постоянно делают уступки в ущерб собственным интересам в пользу другого, у каждого все равно остается что-то свое, которое он будет делать по-своему. И это свое обязательно создаст конфликт. Потому что оно будет не по воле того, кто сейчас с тобой рядом.

Возможно интересно: Для тех, кому интересны книги "Люди из шкафа" - их история и правильное понимание

Если говорить по существу, то даже против большинства бывают приемы. Например, не делать, как решило большинство, на том простом основании, что я никому и ничего не должна. Этой обязанности не прописано в законе. И договора на исполнение я не подписывала.

Я не сдаю деньги в школе на подарки учителям. Не потому что учителей не люблю. А потому что, если захочу что-то подарить, – то способна сделать это сама – мне не нужны посредники. И это мое право решения. И никто и ничего со мной не сделает. Да, я получу недовольство. Но, какая разница, если я отцепилась от зависимости от общества? – О том как это сделать – в Людях из шкафа.

Большинство, на самом деле идут на поводу авторитетных инициативных личностей. Идут по разным причинам: не хотят вырываться из коллектива, боятся конфликта, боятся, что выгонят из школы (а в некоторых случаях качество обучения – это уже зацепка, – твоя несвобода. За нее тебя цепляют как за крючок) и так далее. Для большинства не имеет значение собственное мнение. А иногда его вообще нет – нужно чужое. Такова психология толпы.

Постулаты, на которых основана свобода каждого из нас

Каждый человек имеет право на собственное мнение, решение, выбор. И он не должен у кого-то заслуживать или выпрашивать это право или доказывать свою правость. Оно ему дано самим фактом его рождения.

Каждый человек имеет право на свои чувства. Правильные или неправильные, хорошие и нехорошие, – это его право чувствовать. Другой вопрос, будет ли он управлять своими чувствами и сделает ли выбор в сторону духовного развития, или так и останется “чувствующей обезьяной”.

Каждый человек имеет неоспоримое право быть таким какой он есть. И никто не имеет права судить о тех или иных качествах другого. Тот, кто это делает, – во-первых, слишком много на себя берет (не заместитель ли Господа Бога он случайно?), а во-вторых, отрицая чужое право, он отрицает и свое.

Крик – это оскорбление личности.

Претензии – это оскорбление личности. Это навязывание своих желаний другому человеку. А ни у кого такого права нет. Даже если рядом любимый человек, ты зря думаешь, что за право быть с тобой он что-то тебе должен. Нет долга. Быть с ним, в свою очередь или не быть, – это твое право выбора. Так же как и его.

Ругательства, спор – это оскорбление личности. Это агрессивное навязывание своих взглядов другому человеку. Это отрицание его права иметь свое, отличное от твоего мнение и выбор.

Неприятие чужого мнения или любого проявления – это неспособность так-же принимать себя.

Важные поправки, на которых основана личная свобода каждого

Это твое право выбора – как жить, – в соответствии с прочитанными постулатами или по собственному, другому разумению

Ты имеешь право на свое мнение только в пределах собственного пространства. Когда ты кому-то навязываешь свои взгляды – ты выходишь из личного пространства и замахиваешься на чужое. В ответ обязательно получишь оспаривание твоих прав. Тебе это будет неприятно. А ты не начинай.

Никакой взрослый (для ребенка) не имеет неоспоримого и одностороннего авторитета (вопреки общественному мнению). Уважение всегда должно быть взаимным. Ребенок – это не недочеловек, как показывают своим поведением некоторые взрослые. Ребенок, – это полноценный член общества, у которого есть все права, которые есть и у тебя. Это значит, что никакой взрослый не имеет право на ребенка орать, бить, унижать или оспаривать озвученные права. Другой вопрос, что ребенок может обнаглеть – иметь права, но сбросить обязанности. Но это уже тема для следующей статьи.

Ты имеешь неоспоримое право на свои желания и на их реализацию за счет собственных ресурсов. Пользование чужими ресурсами должно происходить с согласия другого человека.

Каждый имеет неоспоримое право на свои ошибки и несовершенства. И это никого не касается, потому что это собственный путь.

Каждый живет свою жизнь так как он хочет. И никто не может заставить его жить по своему, – даже если он родитель и “знает как делать лучше”.

Никто и ни у кого свои права не должен выпрашивать или их доказывать. Все права даны нам Создателем и бесконечной возможностью реализовывать свою волю, свои желания, себя. Таким образом, контракт заключен с Богом, а не с человеком.

Никто не имеет права на управление чужой волей. Все мнимые рычаги – это манипуляции, на которые поддался в соответствии со своим правом выбора субъект манипуляции. Тот, кто приемлет манипуляцию другими – поддается на манипуляции сам. Так лишается своей свободы.

Право на свободу

Каждый имеет неоспоримое право на свою свободу

В пределах собственного пространства ты имеешь право делать что хочешь. В обществе ты бережешь свою свободу и чужую. Ты уважаешь, таким образом, свою личность и личность другого человека.

Даже когда ты не уважаешь личность другого человека (в соответствии с его выбором и с его поступками), ты должен понимать, что таковым мир сделал Создатель. Таким образом ты не споришь с Вселенной.

В простых случаях это сделать реально. Но в некоторых вариантах с этим согласиться невозможно. И это тоже мое право – не соглашаться с Создателем. Я знаю, – он меня поймет. Потому что, в отличие от меня, он понимает всех и вся.

Но даже не соглашаться можно, соглашаясь. Ну, хотя бы, понимая, что этот мир создан не мной. И многого я в нем не знаю.

Ну и, как водится, последний вопрос. А что делать, если не я нарушаю чужое пространство, а мое пространство нарушают другие?

Если речь идет об отдельных, но частых индивидах в обществе, которые считают нормой нарушение чужого пространства (ну живут они так, считают, что все в этом мире создано только для них. А остальные – невидимая челядь), то во-первых, нужно понимать, что это их право – плевать на других. А твоя свобода – в не обращении внимания, в отсутствии зацепок: да, такие люди есть. Такова жизнь. С этим ведь тоже нужно как-то жить?

В случае грубых нарушений прав, которые описаны в статье о том , почему работать над собой всегда тяжело, – необходимы уже конкретные действия. В статье же и сказано, какие.

Разберем чуть более подробно еще один вариант. На права твоей личности замахиваются родители или дети. Учат жить (навязчивые мамы) или грубо нарушают спокойствие (допустим, сын – наркоман) – Что делать в этом случае?

И сейчас я скажу самый непопулярный ответ. Еще не было ни одного человека в моем окружении (хотя, вру, один есть, – это мой муж), который бы согласился с этим моим мнением.

То, что этот человек твой сын (муж, мать, отец) не дает ему право на грубое нарушение твоего пространства, на неуважение и на всяческое нарушение твоих прав.

А то, что ты позволяешь ему это делать, – означает, что ты в зависимости от него. И он в своем поведении этой твоей слабостью пользуется.

Что делать, чтобы перестать ему это позволять делать? Во-первых, читайте мои книги. Ну а если коротко и бесплатно, то пример решения в следующей статье на тему: Что мне делать: мой сын плохо учится?

Читайте также: