Что может сделать гражданин для защиты природы

Обновлено: 02.07.2024

- повторить и обобщить имеющиеся у учащихся знаний и выстроить их в систему;

- способствовать овладению навыками практического применения усвоенных знаний и умений;

- стимулировать развитие глубокого и устойчивого интереса к необходимости охраны и защиты природы.

Тип урока: урок – практикум.

Методы: поисковый, практический, систематизация результатов поисково-исследовательской деятельности.

Формы познавательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.


    1. Оргмомент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих учеников дежурными по классу.

    2. Постановка целей и задач урока.

    III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

    Задание классу (цель – повторение): раскройте содержание следующих понятий:

    Задание классу (цель – проверка знаний учащимися основных правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры).


    1. Какие биологические признаки наследует живое существо?

    2. Чем различается деятельность животного и человека?

    3. Известны ли Вам случаи, когда человеческого детеныша воспитывали звери? Что из этого получилось?

    4. Выделите две группы ресурсов. Приведите примеры.

    5. Определите причины загрязнения атмосферы, почвы и воды.

    6. Можно ли утверждать, что богатства природы неисчерпаемы? Как наука отвечает на этот вопрос?

    7. Чему учит нас великое экологическое правило?

    8. Какое отношение людей к природе Вы знаете?

    9. Опиши важнейшие черты человека ответственного.

    10. Почему ответственное отношение к природе мы называем истинно человеческим?

    1. По каким чертам поведения можно узнать человека безответственного?

    2. В чем состоит опасность безответственности?

    3. Какое отношение к природе выбираете лично Вы? Объясните, почему?

    4. В чем состоит главный смысл экологической морали?

    1. Что подлежит охране со стороны государства и граждан?

    2. Что делает государство для охраны окружающей среды?

    3. Какие наказания устанавливает закон для тех, кто наносит вред природе?

    4. Что могут делать общественные организации и граждане для защиты природы?

    Мотивация учебной деятельности учащихся:

    Способ организации деятельности учащихся – групповая форма работы.

    Класс делится на три группы, при этом каждая группа выполняет отличающуюся от других групп практическую работу.

    Средством управления учебной деятельности учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по правилам последовательно устанавливает действия учеников.

    Задание №1.Составьте короткий рассказ о своем домашнем любимце, его привычках, особенностях, повадках, забавных случаях, связанных с ним.

    Задание № 2.Выполните задание в учебнике (рубрика в классе и дома) №1, с.37-38.

    Задание № 3.Рассмотрите рисунки с. 40. Ответьте на вопросы: Что означает право граждан на защиту среды, в которой они живут? Приведите примеры неразумной хозяйственной деятельности, ухудшающей окружающую среду?

    Задание № 4. Выполните задание в учебнике (рубрика в классе и дома) №3, с.49.

    Задание №3.Рассмотрите рисунки с. 42. Сформулируйте правила, за нарушение которых следует наказание.

    Задание №4. Выполните задание в учебнике (рубрика в классе и дома) №3, с.49.

    Задание №1.Поделитесь своим мнением с одноклассниками: для чего люди держат дома собак, кошек, попугаев, рыб и других представителей животного мира?

    Задание №3.Рассмотрите (на с. 44-45) карту нашей страны. Найдите на ней заповедники. Назовите государственные заповедники нашего края.

    Задание №4. Выполните задание в учебнике (рубрика в классе и дома) №3, с. 49

    V. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.

    Решение проблемного вопроса: Что может сделать гражданин для защиты природы?

    VI. Подведение итогов урока.

    Кинозвезды как скаковые лошади: каждый знает их имена, но попробуй они не послушать своих жокеев! Макдоналд Харрис
    ещё >>


    Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

    Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Тема урока: Закон на страже природы

    Цель: воспитание чувства ответственности за охрану окружающей среды, включая и понимание общественной значимости Задачи урока Образовательные: - способствовать формированию знаний о природной среде и правилах взаимоотношений с ней; - планируется, что что к окончанию урока ученики научаться называть основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану природы; - организовать деятельность учащихся по изучению начальному закреплению правил природопользования; Развивающие: совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их; совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме. Воспитательные: способствовать развитию экологического сознания учащихся.

    Великое экологическое правило: Нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.

    Что подлежит охране: Земля , недра, почва Поверхностные и подземные воды Леса и иная растительность, животные и другие организмы Атмосферный воздух и околоземное космическое пространство

    Предъявляют требования по охране природы к государству Проводят мероприятия по охране природы Проводят исследования по охране природы Не имеют права самостоятельно наказывать нарушителей

    Что может сделать гражданин для защиты природы? Каждый гражданин Российской Федерации может: Создавать или вступать в общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды; Оказывать содействие органам власти в решении вопрросов охраны природы; Обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды; Участвовать в природоохранительной деятельности

    Памятка Вспомни три главных правила экологической морали. Старайся своим поведением принести пользу в деле охраны и защиты природы. Вот несколько конкретных положений: Проявляй интерес к информации о состоянии окружающей среды в районе, где ты живёшь; Посмотри внимательно, как живут растения в твоём доме, на школьном дворе, на улице (может быть, их нужно полить, разрыхлить почву, удобрить); Помоги бездомным животным, они ведь тоже имеют право на жизнь; Сообщи старшим, если заметил какую-либо экологическую опасность, позвони в Службу спасения; Помоги общественным организациям в улучшении окружающей среды: в очистке территории, помощи животным в зимнее время, уходе за растениями и животными школьного биологического кабинета; прими участие в создании экологических троп парка вашего района.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по теме "Закон на страже природы"

    Презентация по теме "Закон на страже природы" по обществознанию для учащихся 7 класса (программа Л.Н.Боголюбова).

    Конспект урока "Закон на страже природы"

    Цель: воспитание чувства ответственности за охрану окружающей среды, включая и понимание общественной значимости (слайд 2).Задачи урока (слайд 3)Образовательные: - способствовать формированию знаний о.

    Закон на страже природы

    Методическую разработку можно использовать на уроке обществознания в 7 классе.


    Закон на страже природы

    в Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.


    Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят.


    Закон на страже природы

    Презентация для интерактивной доски по теме "Закон на страже природы". По учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, 7 класс.


    Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

    Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова.

    2017-й год объявлен в России годом экологии. Это отличный повод вспомнить, что многое в деле защиты природы зависит от нас самих. Ведь спасать планету можно не покидая собственного дома или города. Вот только несколько шагов, которые помогут делать мир лучше каждый день.

    1. Экономить ресурсы

    Мы даже не замечаем, сколько ресурсов каждый день расходуем напрасно. А ведь экономить электроэнергию и воду не так сложно. Достаточно выключать бытовую технику и свет, когда в них нет необходимости. Не оставлять зарядные устройства подключенными к розетке - они потребляют электроэнергию, даже когда не используются. И при покупке бытовых приборов выбирать энергосберегающие модели – на них стоит маркировка А, А+, А++.

    Что касается воды, то сэкономить на коммунальных услугах и в то же время помочь природе поможет установка квартирного водосчётчика. Кроме того можно установить экономичные душевые насадки с расходом менее 10 л/минуту. А при стирке стараться загружать стиральную машину полностью и ставить более низкую температуру стирки — это поможет сократить потребление электроэнергии на 80%. Нагрев воды стоит на втором месте по энергозатратам после обогрева воздуха.


    2. Раздельно собирать мусор

    Люди научились справляться с мусором тремя способами: оставлять его на свалках, сжигать или перерабатывать. Все способы, кроме переработки, губят природу и опасны для здоровья людей. Поэтому так важен раздельный сбор мусора - чтобы потом переработать в новые вещи и материалы всё, что можно переработать. Например, из ненужной макулатуры можно сделать новые тетради и бумагу для офиса. А старые пластиковые бутылки превратятся в разноцветные детские горки.

    Старайтесь собирать отходы раздельно. Для этого можно использовать контейнеры для вторсырья, которые ставят друг на друга. Или даже просто обойтись двумя баками: одним для вторсырья, и вторым для остального мусора. Разделить пластик, стекло и бумагу можно уже перед сдачей мусора. И не бойтесь, что вторсырьё будет занимать много места. Можно всегда уменьшить его объем: связать газеты в кипы или сплющить пластиковые бутылки и картонную упаковку.

    Батарейки. Бытовые батарейки нельзя выбрасывать вместе с остальным мусором. Всего одна батарейка может загрязнить квадратный метр почвы тяжёлыми металлами. При этом только в Москве на свалках оказывается более 15 миллионов батареек в год.

    3. Сдавать вторсырьё

    Раздельный сбор отходов ведёт нас к следующему пункту в плане спасения природы – вторичной переработке. Ежегодно в России выбрасывают 70 млн тонн бытового мусора. По данным Greenpeace, на переработку идёт всего 3–5% твёрдых коммунальных отходов. При этом российские перерабатывающие предприятия настолько не загружены, что вынуждены покупать отходы за границей. А ведь пункты приёма стеклянных бутылок, алюминиевых банок или бумаги есть практически в любом российском городе.

    4. Выбирать эко-транспорт

    Самые полезные способы передвижения – прогулки пешком и поездки на велосипеде. Причем полезно это не только для природы, но и для вашего здоровья. Кроме того, не так много вреда планете наносит и общественный транспорт. Но если без автомобиля вам не обойтись, то воспользуйтесь советами экологов, которые помогут сократить расход топлива и уменьшить воздействие на окружающую среду.

    Заботьтесь об автомобиле: вовремя проходите техосмотр, меняйте воздушные фильтры, моторное масло и свечи зажигания. Придерживайтесь постоянной скорости и не превышайте разрешённый предел. Например, езда на 100 км/ч вместо 120 км/ч сэкономит 20% топлива. Если останавливаетесь более чем на минуту, выключите двигатель. И поддерживайте необходимое давление в колесах. Не до конца надутые колеса производят большее сопротивление и, как следствие, растёт расход топлива.


    5. Пользоваться многоразовым

    Сокращать отходы не менее важно, чем правильно их перерабатывать. Постарайтесь не использовать вещи с коротким жизненным циклом. Тем более что сегодня практически всему одноразовому, есть многоразовая альтернатива. Покупайте меньше того, что почти сразу полетит в мусорное ведро: одноразовой посуды, продуктов в лишней упаковке, одноразовых полотенец и салфеток. Выбирайте продукты в упаковке из экологически безвредных материалов: бумаги, стекла, ткани.

    Срок жизни одного пластикового пакета около 12 минут. При этом такие пакеты не разлагаются, и их действие на экосистему растёт с каждым днём. Что касается биоразлагаемых бумажных пакетов, то при их производстве в атмосферу выбрасывается больше вредных веществ: углеродный след бумажного пакета в 3 раза больше, чем пластикового. И в итоге использование 1000 бумажных пакетов приравнивается к сжиганию 8 литров бензина. Если хотите помочь планете – заведите для походов в магазин несколько многоразовых хлопчатобумажных авосек или термосумку.

    6. Прививать эко-привычки на работе

    Бережному отношению к природе можно научить на своём примере. Станьте проводником в мир экологической жизни для всего офиса. Откажитесь от лифта в пользу лестницы и не забывайте выключать компьютер в конце рабочего дня. Если покупаете обед в кафе – берите с собой многоразовые контейнеры и термокружки. И предложите начальству организовать в офисе раздельный сбор мусора по трём категориям: бумага, пластик и стекло.

    Если в офисе нечем дышать, то займитесь его озеленением. Достаточно поставить несколько дополнительных горшков с растениями. Ведь даже на космических кораблях NASA разводят растения, чтобы улучшить качество воздуха. А в хорошую погоду можно и вовсе перенести совещания на природу. Взять большой плед, термос с чаем и провести рабочую встречу в ближайшем парке. Смена рабочей обстановки не только улучшит самочувствие, но и повысит продуктивность.


    7. Следить за питанием

    Другая проблема продуктов – их упаковка. В мире каждый год выбрасывается 561 млн тонн пищевой упаковки. Поэтому отдавайте предпочтение продуктам в бумажной упаковке и берите с собой в магазин термосумку. Так вы не только сохраните свежесть продуктов и сэкономите деньги на пакетах, но и сократите количество мусора.

    8. Отказаться от пластика

    Полностью отказаться от пластика вряд ли получится – слишком много окружающих вещей создано из этого дешевого материала. Но можно максимально сократить потребление пластика и внести вклад в спасение природы. Например, не покупать воду в пластиковых бутылках и использовать вместо них многоразовые бутылки из нержавеющей стали или другого многоразового материала.

    Если вы не представляете своего утра без кофе с собой – приходите в кофейни с собственной термокружкой. Некоторые кофейни даже готовы сделать вам за это скидку на кофе. Если очень спешите, а термокружку забыли - при покупке кофе с собой откажитесь хотя бы от пластиковой крышки и ложечки.

    Презентация на тему: " ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ.. ПРИРОДА НУЖДАЕТСЯ В ОХРАНЕ. ПРИРОДА НУЖДАЕТСЯ В ОХРАНЕ. ПРИРОДА НУЖДАЕТСЯ В ОХРАНЕ. ПРИРОДА НУЖДАЕТСЯ В ОХРАНЕ. ЧТО ПОДЛЕЖИТ." — Транскрипт:

    1 ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ.

    2 ПРИРОДА НУЖДАЕТСЯ В ОХРАНЕ. ПРИРОДА НУЖДАЕТСЯ В ОХРАНЕ. ПРИРОДА НУЖДАЕТСЯ В ОХРАНЕ. ПРИРОДА НУЖДАЕТСЯ В ОХРАНЕ. ЧТО ПОДЛЕЖИТ ОХРАНЕ ЧТО ПОДЛЕЖИТ ОХРАНЕ ЧТО ПОДЛЕЖИТ ОХРАНЕ ЧТО ПОДЛЕЖИТ ОХРАНЕ ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ГРАЖДАНИН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРИРОДЫ ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ГРАЖДАНИН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРИРОДЫ ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ГРАЖДАНИН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРИРОДЫ ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ГРАЖДАНИН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРИРОДЫ СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

    3 ПРИРОДА НУЖДАЕТСЯ В ОХРАНЕ Неразумное отношение к природе наносит ей значительный вред. Охрана природы – это определённая деятельность людей, нацеленная на сохранение разумное использование, воспроизводство природных ресурсов. Охрана природы – это определённая деятельность людей, нацеленная на сохранение разумное использование, воспроизводство природных ресурсов. В результате этой деятельности должно быть сохранено и спасено многообразие видов животных и растений, живущих на Земле. В результате этой деятельности должно быть сохранено и спасено многообразие видов животных и растений, живущих на Земле.

    5 Что подлежит охране Во-первых: земли, недра, почва. Во-первых: земли, недра, почва. Во-вторых: поверхностные и подземные воды. Во-вторых: поверхностные и подземные воды. В-третьих: атмосферный воздух и околоземное космическое пространство. В-третьих: атмосферный воздух и околоземное космическое пространство. В-четвертых: леса и иная растительность, животные и другие организмы. В-четвертых: леса и иная растительность, животные и другие организмы.

    6 Что подлежит охране Государство устанавливает четкие правила, выполнение которых защищает природу. Это: Государство устанавливает четкие правила, выполнение которых защищает природу. Это: -правила охраны окружающей среды при производстве строительных, промышленных, сельскохозяйственных, научных работ; -правила охраны окружающей среды при производстве строительных, промышленных, сельскохозяйственных, научных работ; -правила производства, перевозки, хранения, захоронения опасных веществ; -правила производства, перевозки, хранения, захоронения опасных веществ;

    7 Что подлежит охране - правила безопасности при обращении с ядовитыми и микроорганизмами; - правила безопасности при обращении с ядовитыми и микроорганизмами; -ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений; -ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений; -правила охраны и использования недр; -правила охраны и использования недр; -правила охраны рыбных запасов -правила охраны рыбных запасов За нарушение этих правил государство наказывает виновников штрафом или может даже лишить свободы на срок от 2,5 до 8 лет.

    8 Что подлежит охране В 2002 году лесные пожары охватили обширные территории во многих районах нашей страны, уничтожая не только растительность, но и жилые дома и дачи, расположенные близко к лесным массивам. Несколько месяцев пожарные с риском для жизни боролись с огнем. А причиной возгорания нередко были: брошенный кем-то в сухую траву окурок, непогашенный туристами костер и даже умышленный поджог. Закон предусматривает наказание за неосторожное обращение с огнем, ставшее причиной лесного пожара, в виде штрафа или лишения свободы сроком до 2 лет, а за умышленный поджог до 8 лет. В 2002 году лесные пожары охватили обширные территории во многих районах нашей страны, уничтожая не только растительность, но и жилые дома и дачи, расположенные близко к лесным массивам. Несколько месяцев пожарные с риском для жизни боролись с огнем. А причиной возгорания нередко были: брошенный кем-то в сухую траву окурок, непогашенный туристами костер и даже умышленный поджог. Закон предусматривает наказание за неосторожное обращение с огнем, ставшее причиной лесного пожара, в виде штрафа или лишения свободы сроком до 2 лет, а за умышленный поджог до 8 лет.

    9 Что подлежит охране В целях сохранения и изучения природных процессов и явлений, отдельных видов растений и животных, уникальных экологических систем созданы государственные природные заповедники. На их территории земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие значение как образцы естественной среды, полностью изымаются из хозяйственного использования. В заповедниках устанавливается строгий природоохранительный режим и запрещается любая деятельность, ему противоречащая. Создание заповедников позволяет сохранить биологическое разнообразие и поддерживать в естественном состоянии природу охраняемых территорий. В целях сохранения и изучения природных процессов и явлений, отдельных видов растений и животных, уникальных экологических систем созданы государственные природные заповедники. На их территории земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие значение как образцы естественной среды, полностью изымаются из хозяйственного использования. В заповедниках устанавливается строгий природоохранительный режим и запрещается любая деятельность, ему противоречащая. Создание заповедников позволяет сохранить биологическое разнообразие и поддерживать в естественном состоянии природу охраняемых территорий.

    10 Что подлежит охране Государственный контроль за выполнением закона об охране природы осуществляется органами власти, которых представляют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Они имеют право проверять соблюдение установленных правил предприятиями, организациями, отдельными людьми и обязаны выявлять и пресекать нарушение законодательства. Наряду с государственным осуществляется и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Его ведут общественные добровольные объединения и отдельные граждане. Государственный контроль за выполнением закона об охране природы осуществляется органами власти, которых представляют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Они имеют право проверять соблюдение установленных правил предприятиями, организациями, отдельными людьми и обязаны выявлять и пресекать нарушение законодательства. Наряду с государственным осуществляется и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Его ведут общественные добровольные объединения и отдельные граждане.

    11 ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ГРАЖДАНИН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРИРОДЫ Он может: - Создавать или вступать в общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. - Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающий среды. - Оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны природы. - Обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды. - Участвовать в природоохранительной деятельности.

    12 ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ГРАЖДАНИН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРИРОДЫ Важнейшая обязанность гражданина: сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Охранять природу - значит охранять родину. Важнейшая обязанность гражданина: сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Охранять природу - значит охранять родину.

    13 ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ГРАЖДАНИН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРИРОДЫ Охрана окружающей среды – задача первостепенной важности не только для нашей страны, но и для всех стран мира. Охрана окружающей среды – задача первостепенной важности не только для нашей страны, но и для всех стран мира. Загрязненный воздух переносится ветром из одной страны в другую. Загрязненный воздух переносится ветром из одной страны в другую. Многие реки несут загрязненные воды через территории многих стран. Многие реки несут загрязненные воды через территории многих стран. Гибель рыбы в морях и океанах – беда для многих стран, расположенных на их берегах. Гибель рыбы в морях и океанах – беда для многих стран, расположенных на их берегах. Сокращение лесных массивов – легких нашей планеты – ухудшает состояние атмосферы во всем мире. Сокращение лесных массивов – легких нашей планеты – ухудшает состояние атмосферы во всем мире. Все это грозит бедой всему человечеству. Все это грозит бедой всему человечеству.

    14 Сделаем выводы 1. Охрана природы – важнейшая задача, которая стоит не только перед Российским государством, но и перед каждым его гражданином. 1. Охрана природы – важнейшая задача, которая стоит не только перед Российским государством, но и перед каждым его гражданином. 2. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов России. 2. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов России. 3. Охраной природы занимается государство, которое издает законы, устанавливающие обязательные правила использования и сбережения природы, и наказывает тех, кто своими действиями наносит ей ущерб. 3. Охраной природы занимается государство, которое издает законы, устанавливающие обязательные правила использования и сбережения природы, и наказывает тех, кто своими действиями наносит ей ущерб. 4. В охране природы участвуют добровольные общественные организации и граждане, которые заботятся о своей стране, о своем будущем. Охраняя природу, они охраняют Родину. 4. В охране природы участвуют добровольные общественные организации и граждане, которые заботятся о своей стране, о своем будущем. Охраняя природу, они охраняют Родину. 5. Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. 5. Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. 6. Охрана окружающей среды требует объединения усилий всех стран. Россия участвует в международном сотрудничестве по охране природы. 6. Охрана окружающей среды требует объединения усилий всех стран. Россия участвует в международном сотрудничестве по охране природы.


    Человек как биологический вид нуждается в том, чтобы среда, в которой он обитает, находилась в естественном своем состоянии. Процессы, которые протекают в ней, напрямую влияют и на его существование. В процессе жизнедеятельности человек оказывает на природу огромное влияние, увы, далеко не положительное. То, какое влияние на окружающую среду оказывает труд человека, увидеть может каждый, достаточно посмотреть по сторонам. Огромные свалки мусора в виде полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок, брошенных в спешке на берегах морей и рек, варварская вырубка лесов, браконьерство с целью собственной наживы - это только вершина айсберга.

    Человек может контролировать действия, которые он делает, но отрицательное влияние на природу долгие годы было неосознанным и незаметным. Люди считали, что природа сможет восстанавливать свои ресурсы.

    человек не один на планете

    Что такое охрана природы

    Меры, принимаемые для охраны естественной окружающей среды, называются охраной природы. К основной задаче относится сохранение биосферы.

    Сейчас для контроля за соблюдением установленных правил по охране природы и окружающей среды созданы региональные природоохранные прокуратуры. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан бережно относиться к природе и охранять ее ресурсы. На основании Конституции граждане имеют право обращаться с жалобами, подавать иски в защиту природы.

    горная река

    Принципы и правила охраны природы

    В связи с возникшей проблемой нерационального использования природных ресурсов, встал вопрос о формировании принципов охраны природы. Основными из них являются:

    • комплексность мероприятий, направленных на защиту природных ресурсов;
    • профилактика;
    • повсеместность;
    • возмещение вреда, нанесенного окружающей среде.

    Правила охраны природы

    1. Региональность – учет местных условия при использовании ресурсов. Например, при ограниченных возможностях региона в заготовке леса в связи с его малочисленностью спрос и цена древесины возрастют по сравнению с регионом, где ее в избытке. Соответственно, с экономической стороны заготовка леса будет прибыльна, но губительна для экологии.
    2. Подход с учетом интересов разных отраслей. Так, например, река - это не только место для очередной гидроэлектростанции, она питает моря биогенными веществами.
    3. Взаимосвязь процессов в природе. Охрана ведется всего комплекса, всей экосистемы, так как живые организмы неразрывно связаны между собой.

    Итак, мы раскрыли правила и принципы охраны природы кратко. Для более детального рассмотрения нужно воспользоваться соответствующей литературой.

    общение с природой

    Уроки по охране природы в школе

    Знакомство с основами охраны окружающей среды начинается с начальных классов, формируя у детей экологическое сознание. Например, урок на тему правил охраны природы (2 класс) раскрывает вопрос правильного поведения в лесу, на берегу реки и т. д. Дети учатся понимать, что природа - это живой организм, что она беззащитна и несерьезные на первый взгляд поступки наносят ей вполне серьезный урон.

    Так, костер, разведенный на опушке леса весной, может перерасти в лесной пожар, если плохо потушить его, а яйца из гнезд птицы, тщательно изученные любознательными детьми, в конечном итоге могут быть оставлены наседкой. Также в этом уроке рассмотрены сроки разложения мусора в естественных условиях и подведены итоги.

    Не менее интересным будет урок на тему правил охраны природы осенью. На этом занятии детям прививают любовь к природе. Ребятам показывают осенний лес и говорят о том, что окружающая их среда нуждается в помощи. Предлагается смастерить кормушку для птиц на зимний период и взять над ними шефство, начать их подкармливать и тем самым не дать птицам замерзнуть в холодные зимние дни. Интерес этой программы в том, что родителям дают возможность провести время с детьми в заповеднике или ботаническом саду, таким образом самим вспомнить о необходимости помощи тем, кто в ней нуждается.

    дубы в парке

    Цель уроков

    Уроки на тему охраны природы помогают детям учиться правильно относиться к природе. Сформировавшиеся стереотипы не дают возможности воспринимать окружающий мир таким, каким он есть. Например, хищные животные у большинства людей вызывают страх или неприязнь. В своей среде хищник играет важную роль, он не дает больным животным распространять инфекцию и контролирует численность видов. Жаба или лягушка не должна умирать только потому, что неприятно выглядит.

    Знаки охраны природы

    Многие не раз встречали на своем пути знаки с изображениями костра и бегущих из леса зверей или перечеркнутые бутылки, но для большинства эта информация абстрактна и далека от реальности. Знаки с правилами охраны природы, установленные в лесных массивах и на берегах рек, являются неким напоминанием того, что ситуация в целом зависит от каждого в отдельности. Однако мы не всегда осознаем это.

    лес не собственность человека

    Программа ООН

    Загрязнение окружающей среды, нарушение баланса природных процессов - это проблема не одного региона или страны, а вопрос глобального масштаба.

    Для решения глобальных задач существует международное сотрудничество в области охраны природы и окружающей среды.

    Программа ООН, названная сокращенно ЮНЕП, создана для решения вопросов, связанных с экологией на глобальном уровне. Штаб-квартира ЮНЕП находится в Кении. ЮНЕП дает рекомендации при разработке международных договоров, имеющих отношение к загрязнению воздуха и судоходных русел. Спонсирует и лоббирует проекты, направленные на защиту окружающей среды.

    красота природы

    Влияние цивилизации на природу

    Развитие цивилизации зависит от поглощения ею ресурсов, причем ресурсов не восполняемых. Мало кто об этом задумывается всерьез, но многие ресурсы утрачиваются навсегда. К примеру, некоторые минералы исчезнут с лица Земли через 100-200 лет, что будет следствием их активной добычи сегодня.

    Постоянный спрос и повышение выработки энергии приводит к нарушению энергетического равновесия в природе. Это приводит к загрязнению озонного слоя и деградации почв. Ученые ожидают повышение температуры приземного слоя воздуха, что может привести к резкому таянию ледников, что, в свою очередь, приведет к постоянному повышению уровня моря. Это не увеличение цен на бензин, в этом случае демонстрации не помогут.

    посадка саженцев

    Участие граждан в охране окружающей среды

    Гражданская активность - это основа цивилизованного общества. Незаконная вырубка леса, свалка отходов или браконьерство - все нужно фиксировать и направлять документы в следственные органы. Для этих целей и существует Конституция и органы, гарантирующие ее исполнение, а лица, нарушающие своими действиями закон, являются преступниками и должны понести наказание.

    Охрана природы - это не только свод правил по защите окружающей среды, сюда входят и мероприятия по восстановлению природных ресурсов. Любой человек может принять участие в этом большом деле. Начать можно с простых вещей: сажать деревья, делать кормушки и скворечники для птиц, очищать прибрежную зону от мусора.

    Разрабатывая программу правил по охране природы, кратко можно затронуть следующие вопросы:

    1. Уменьшение количества оборудования, загрязняющего окружающую среду.
    2. Обеспечение населения качественной питьевой водой.
    3. Здоровье и образование граждан.

    Программы финансирования проектов, направленные на улучшение экологии, становятся популярными. Например, программа по развитию солнечной энергии в Индии помогла приобрести солнечные панели 100000 человек. Это большой вклад с охрану природы. Человечество постепенно учится взаимодействовать с природой, не нанося ей вреда.

    Читайте также: