Какое из понятий считается просторечным в морфологии поликлиника спинжак приговор с повидлой

Обновлено: 27.06.2024

Грамматические просторечные ошибки относятся к числу тех отклонений от норм литературного языка, по которым можно судить об уровне духовного и интеллектуального развития человека, о его внутренней культуре. Именно поэтому данная работа посвящена вопросу предупреждения просторечных ошибок в речи младших школьников.

ВложениеРазмер
metadicheskaya_razrabotka_nikitinasa_4.3.doc 267.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 154 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара

Методическое пособие по русскому языку:

Автор: учитель начальных классов

высшей категории МБОУ СОШ №154

Никитина Светлана Анатольевна

Просторечие как внелитературная форма

общенационального русского языка ……………….…………………………. 4

Закономерности усвоения языковых норм детьми……………………….8

Место грамматических просторечных ошибок среди ошибок

и недочетов в речи учащихся…………………………………………………. 12

Перечень грамматических просторечных ошибок………………………15

Тест по исследованию грамматической правильности

речи младших школьников ……………………………………………………..17

Рекомендации по преодолению и предупреждению грамматических просторечных ошибок в речи младших школьников…………………………19

Нет необходимости доказывать, как велика роль школы в повышении культуры речи, в усвоении норм литературного языка. В пояснительной записке к программе по русскому языку для начальной школы подчеркивается, что развитие речи является одним из главных направлений работы в начальных классах. Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей.

Однако педагогический опыт и практика работы в школе показывают, что наиболее слабым звеном в системе обучения родному языку, к сожалению, является работа по развитию речевой культуры учащихся [24, 68].

По признанию учителей-практиков, уровень грамматической грамотности младших школьников остаётся низким. В речи детей наблюдается определённое количество просторечных ошибок, несмотря на то, что программой по русскому языку предусмотрена работа над словарём учащихся. Словарная работа должна быть направлена не только на пополнение словаря новыми словами и правильными грамматическими конструкциями, но и на его очищение (предупреждение), т.е. на устранение из активного словаря школьников просторечных, диалектных, вульгарных слов.

Грамматические просторечные ошибки относятся к числу тех отклонений от норм литературного языка, по которым можно судить об уровне духовного и интеллектуального развития человека, о его внутренней культуре. Именно поэтому свою работу мы посвятили вопросу предупреждения просторечных ошибок в речи младших школьников.

Просторечие как внелитературная форма общенационального русского языка

Просторечие как объект лингвистики находится в русле развития современной науки о русском языке. А.Сахаров однажды сказал, что ученый- грамматист будущего окажет услугу русскому народу и его писателям, если напишет книгу о синтаксисе просторечия [27, 19].

В современной отечественной науке просторечие как объект лингвистического описания привлекает внимание многих исследователей (А.К.Югов, А.Н.Еремин, А.И.Моисеев). Это обусловлено тем, что просторечие как одна из форм существования общенационального русского языка оказывает серьезное влияние на иные его формы, в том числе и на литературный язык [22, 22].

В лингвистической литературе нет четкого и однозначного определения просторечия. На наш взгляд, заслуживают внимания две основные точки зрения на это явление.

По мнению К.С.Горбачевича, в целях большей терминологической точности просторечием следует называть только слова стилистически сниженные, грубоватые, но нередко оправдываемые контекстом речи, отграничивая их от тех явлений, которые находятся за пределами литературного языка [7, 12].

О.Я.Гойхман также считает, что просторечие – это одна из нелитературных разновидностей общенародного русского языка. В отличие от местных диалектов, которые территориально ограничены, просторечие не имеет прикрепленности к какому-то определенному месту – это речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка [5, 23].

С.Н. Цейтлин относит к просторечию такие нарушения норм литературного языка, которые заключаются в модификации слов нормативной речи [25, 47].

1) слова и формы, характеризующие речь персонажей литературных произведений;

2) элементы, применяемые для сниженной в экспрессивном плане характеристики лиц, предметов, событий;

Часто в предложениях устной речи присоединительные связи, например союз и, повторяются. Не является редкостью повторение этих присоединительных союзов и частиц в классической прозе, в сказках, в сказаниях.

К исследованиям последних лет относится работа А.Н.Еремина [9]. Он пишет, что просторечие в последние годы все в большей мере трансформируется из общегородской неграмотной речи в общий национальный субстандарт. Автор выделяет три формы просторечия:

1) форма существования национального языка, характеризующаяся соответствующими приметами в фонетике, лексике, семантике, словообразования, грамматике, акцентологии;

2) экспрессивное просторечие – функционально-стилистическая категория в литературном языке;

3) художественное просторечие, преднамеренно модифицируемое в эстетических целях (просторечие в текстах М.Зощенко, А.Платонова и др.). А.Н.Еремин приходит к выводу о том, что старое просторечие (конец IX века

– тридцатые годы XX века) базовой основой имеет диалектное койне. А новое просторечие базовой основой имеет прежде всего жаргоны.

Вывод: просторечие проявляется, прежде всего, в фонетическом и грамматическом оформлении словарного запаса. В современном русском языке оно существует в двух формах:

1) просторечие, включающее речевые элементы, находящиеся за пределами литературного языка;

2) литературное просторечие как особый стилистический пласт разговорного и художественного стилей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанные мной лекции, помогут преподавателю вести дисциплину "Русский язык и культура общения".

Современный русский язык произошел от общеславянского языка, который выделился в свое время из индоевропейского языка-основы и служил средством общения всех славянских племен до 5-6 веков н.э.

На основе общеславянского языка образовались восточнославянский (древнерусский) язык, южнославянские языки ( болгарский, сербский, и др.) и западнославянские языки ( польский, словацкий, чешский и пр.)

На древнерусском языке говорили восточнославянские племена, образовавшие в 9 веке древнерусскую народность в пределах Киевского государства.

В 14-15 веках после распада Киевского государства на основе единого древнерусского языка возникли 3 самостоятельных языка:

2) Украинский

3) Белорусский, которые с образованием наций оформились в качестве национальных языков.

Формирование литературного языка.

Во 2-ой пол. 16 века в Московском государстве началось книгопечатание, имевшее огромное значение для судеб русского литературного языка, культуры и образования.

Первыми печатными книгами стали церковные книги, буквари, грамматики, словари.

В 1708 году вводится гражданский алфавит, на котором печатается светская литература.

С 17 века усиливается тенденция к сближению книжного и разговорного языка.

В 18 веке общество начинает осознавать, что русский национальный язык способен стать языком науки, искусства, образования.

Потребность в этом возникла из-за того, что после петровских реформ влияние иностранных языков – французского, немецкого - в области науки и искусства было огромным. А если точнее, то даже разговорная речь аристократов и высшего дворянского общества была исключительно на французском языке.

Русский язык считался уделом челяди, простолюдинов.

( Челядь - собир. При крепостном праве: дворовые слуги помещика).

Такой порядок сохранился вплоть до Пушкина.

* Творчество А.С. Пушкина положило начало современному русскому литературному языку. Язык Пушкина и писателей 19 века является классическим образцом литературного языка вплоть до наших дней.

* В своем творчестве Пушкин руководствовался принципом соразмерности и сообразности. Он не отвергал какие-либо слова по причине их старославянского, иностранного или простонародного происхождения.

Он считал любое слово допустимым в литературе, поэзии, если оно точно, образно выражает понятие, передает смысл.

Но он выступал против бездумного увлечения иностранными словами, также против стремления заменить освоенные иностранные слова искусственно подобранными или составленными русскими словами.

Таким образом, сочинения Пушкина и всей литературы после него стали литературной основой того языка, на котором мы говорим сегодня.

* Одним из признаков литературного языка является его нормативность.

Норма – единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка ( слов, словосочетаний, предложений).

Русский язык конца 20-го века.

Период перестройки (сер.90–ых годов) придал особое значение тем процессам, которые сопровождают развитие языка на всех этапах его существования.

Отличительные черты современного русского языка и его состояние:

* Во-первых, наблюдается значительное пополнение словарного состава новыми словами.

Новая лексика отражает все сферы жизни общества:

* политику, государственное устройство (госструктура, авторитаризм, инаугурация - торжественное вступление в должность Президента РФ);

* экономику (бизнес-центр, конвертация),

* медицину (хоспис, иммунодефицит),

* науку и технику (клон, килобайт, файл, диск),

* быт (йогурт, киви, манго, гамбургер, хот - дог).

Во-вторых, помимо новых слов возвращаются к жизни старые названия:

( гимназия, колледж, лицей, гувернантка, корпорация, гильдия - это союз, объединение).

В-третьих, обогащение словаря происходит и в результате появления новых значений у старых слов: ( ТРЦ -торгово-развлекательный центр, парикмахерская – салон красоты).

* Но процессу пополнения словаря противостоит процесс выбытия слов и словарного состава русского языка:

Уходят в пассив слова, которые характеризуют советскую эпоху: (обком, райком, пионер, комсомол).

* Актуальной становится и проблема культуры речи.

Исчезла официальная цензура, поэтому речь стала более свободной, доверительной, непринужденной, но бедней!

* В результате речь становится не только более демократичная, но снижается ее общий уровень культуры, что проявляется в нарушении орфоэпических, грамматических норм языка.

* В научной литературе, среди журналистов и просто обычных граждан много нареканий вызывает речь работников радио, ТВ, депутатов ( например, Жириновский).

Современную речь характеризуют ряд процессов:

1) Демократизация языка: в 19 веке эту проблему блестяще разрешил А.С. Пушкин ( принцип соразмерности и сообразности).

На сегодняшний день этот процесс правильнее назвать вульгаризацией языка, так как на страницах газет, на радио и по ТВ можно прочитать и услышать обилие жаргонизмов, просторечных элементов и разных внелитературных средств.

( Штука, баксы, стольник, отмывать…).

2) Идет процесс засорения речи заимствованиями.

(жаргон-сленг, зрелище-шоу, экран-дисплей, шлягер-хит).

По мнению ученых, порог допустимости иностранных слов в современной речи явно завышен.

Таким образом, с одной стороны, разумное заимствование обогащает речь, а чрезмерное, с другой стороны, засоряет её.

Прежде всего мы сами, россияне, должны почувствовать родной язык, так как мы сами его недостаточно знаем, плохо им владеем, небрежно к нему относимся. Но именно мы несем ответственность за его состояние, дальнейшее развитие, обогащение, его место в мире.

Лекция № 2 Язык как знаковая система. Основные единицы языка. Язык и речь.

Язык – естественно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. ( Энциклопедия. Русский язык. М., 1997 г.)

Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему.

Система - (от греч. Systema- целое, составленное из частей; соединение) объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство.

Следовательно, каждая система:

---- состоит из множества элементов;

---- элементы находятся в связи друг с другом;

---- элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется их единство.

Язык состоит из единиц:

* морфема (приставка, корень, суффикс, окончание--- т.е, части слова)

* фразеологическая единица ( устойчивое словосочетание)

* свободное словосочетание ( Ср: коптить рыбу- коптить небо;

Рыбьи кости - перемывать кости;

Перегибать страницу - перегибать палку).

* предложение (простое, сложное)

Единицы языка связаны друг с другом.

Однородные единицы (звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

Единицы языка Разделы Уровни

Формы и классы слов

Язык – знаковая система.

- Уже в давние времена исследователи рассматривали единицы той или иной системы как знаки, несущие информацию. Знаковостью обладает все, что нас окружает: природа, человек, животное, машина.

Существует два типа знаков: 1) естественные(знаки-признаки) и 2) искусственные(знаки-информанты).

1) Например, на дереве появились желтые листья. Это естественный знак. Он- часть предмета, составляет одно целое с ним, является его признаком. О чем информирует этот знак? Желтые листья на деревьях означают наступление осени. Но если это происходит в июле? Значит, на данной территории засуха, давно не было дождя.

Возможен еще вариант: все деревья в саду зеленые, а у одного листья пожелтели. Что это за знак? Дерево заболело, его надо лечить.

Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть.

Они создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений.

2) Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют еще коммуникативными или информативными.

Информативные знаки- это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения.

Смысл – это означаемое,

а способ выражения – означающее

Например, раздается вой сирены ( означающее – звуковой сигнал, означаемое – опасность);

На флаге черная лента ( означающее – цвет, означаемое – траур).

Т.о, языковые знаки самые сложные.

* Они могут состоять из одной единицы ( морфема, слово) или их комбинации (предложение).

* Языковой знак указывает на какой-то предмет, качество, действие, событие, положение дел, когда об этом начинают говорить или писать.

* Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму ( означающее) и содержание ( означаемое).

* Самостоятельный языковой знак – это слово.

* Морфема ( т.е это- приставка, корень, суффикс, окончание) самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоятельным знаком.

* Предложение, высказывание текст – составные знаки разной степени сложности.

Язык и речь теснейшим образом взаимосвязаны, поскольку РЕЧЬ- это ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ.

РЕЧЬ - это процесс пользования языком; реализация языка, который обнаруживает себя только через речь.

РЕЧЬЮ называют и сам процесс говорения ( в устной форме) или письма ( в письменной), и те речевые произведения ( высказывания, устные и письменные тексты), которые представляют собой звуковой или графический результат этой деятельности.

Необходимо различать ЯЗЫК и РЕЧЬ.

ЯЗЫК – это система знаков, а РЕЧЬ – это деятельность, протекающая как процесс и представленная как результат этой деятельности. И хотя речь строится на том или ином языке, это самое главное отличие.

Речь представляет собой способ реализации всех функций языка, прежде всего - коммуникативной. Речь возникает как необходимый ответ на те или иные события действительности ( в том числе и речевые), поэтому она, в отличие от языка, преднамеренна и ориентирована на определенную цель.

Речь, прежде всего, материальна - в устной форме она звучит, а в письменной она фиксируется с помощью соответствующих графических средств.

Речь зависит от конкретной ситуации, развертывается во времени и реализуется в пространстве.

Речь создается конкретным человеком в конкретных условиях, для конкретного человека ( аудитории), следовательно, она всегда конкретна и неповторима. При этом теоретически речь может длиться бесконечно долго (с перерывами и без них). В этом плане речь развертывается линейно, то есть мы произносим одно предложение за другим в определенной последовательности.

Процесс устной речи характеризуется тем, что речь протекает в определенном (иногда меняющемся) темпе, с большей или меньшей продолжительностью, степенью громкости, артикуляционной четкости и т.п.

Речь изначально субъективна, т.к говорящий или пишущий сам отбирает содержание своей речи, отражает индивидуальное сознание.

Итак, зависит от языка, но имеет свои собственные характеристики: темп, тембр, продолжительность, степень громкости, акцент и т.д.

Индивидуальный характер речи делает ее неповторимой.

Т.О, язык творит речь, но и сам творится в речи.

ПРИМЕР: У меня две руки (это речь); Я два иметь рука (это язык).

Лекция № 3 Функции языка.

Вопрос о функциях языка тесно связан с проблемой происхождения языка.

Каково назначение языка в жизни людей?

Какие причины, какие условия жизни людей способствовали его зарождению, его формированию?

На эти вопросы искали ответы не только лингвисты, но и философы, логики, психологи.

Появление языка тесно связано с формированием человека как мыслящего существа.

Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу).

В результате этого язык по своей природе полифункционален (т.е имеет много функций).

Функции языка:

1) Коммуникативная

2) Познавательная

3) Аккумулятивная

4) Эмоциональная

5) Магическая

6) Поэтическая

1) Прежде всего язык служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и в свою очередь соответственно реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать).

Таким образом, язык помогает людям делиться опытом, передавать свои знания, организовывать любую работу, строить и обсуждать планы совместной деятельности.

2) Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает её результат. Язык участвует в формировании мышления человека (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.

Развитие языка и мышления – взаимообусловленный процесс. Развитие мышления способствует обогащению языка, новые понятия требуют новых наименований; совершенствование языка влечет за собой совершенствование мышления.

3) Язык, кроме того, помогает сохранять (аккумулировать) и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества.

В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, художественная литература, газеты), в устном народном творчестве фиксируется жизнь нации, история носителей данного языка.

В связи с этим выделяются 3 основные функции языка:

2) познавательная (когнитивная, гносеологическая)

3) аккумулятивная ( эпистемическая).

Дополнительные функции проявляются в речи и определяются структурой речевого акта, т.е.наличием адресанта, адресата (участники коммуникации) и предмета разговора.

Назовем 2 такие функции: эмоциональная (эмотивная)- выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства) и волюнтативная ( функция воздействия на слушателей).

Помимо названных основных и дополнительных функций выделяется еще магическая функция языка.

Это связано с представлением о том, что некоторые слова, выражения обладают магической силой, способны изменять ход событий, влиять на поведение человека, его судьбу.

В религиозном и мифологическом сознании такой силой прежде всего обладают формулы молитв, заклинаний, заговоров, ворожбы, проклятий.

Поскольку язык служит материалом и формой художественного творчества, то правомерно говорить о поэтической функции языка.

Таким образом, язык выполняет самые разнообразные функции, что объясняется его использованием во всех сферах жизни и деятельности человека и общества.

Читайте также: