Что из списка не обязан знать волонтер медик

Обновлено: 02.07.2024

В статье рассматривается специфика волонтерской деятельности студентов, обучающихся медицинским специальностям. Обосновано, что особенностью добровольчества является его ярко выраженная профессиональная направленность. Это обусловлено самой сущностью профессии врача, востребованностью таких качеств, как гуманность, милосердие, отзывчивость. В статье показано, что участие студентов-медиков в волонтерском движении создает уникальный социальный капитал для их социально-профессиональной зрелости и психолого-педагогической компетентности. В связи с таким пониманием роли волонтерства в медицинской профессии актуализируется потребность в повышении количественные и качественные характеристики добровольческих практик в медицинских вузах.

Ключевые слова: добровольческие практики, медицинское образование, профессиональная направленность, студенты-волонтеры.

FEATURES OF VOLUNTEER ACTIVITY AT MEDICAL UNIVERSITY

Semenova O.A. *

Stavropol State Medical University, Stavropol, Russia

Abstract

The article discusses the specifics of the volunteer activities of students studying medical specialties. The author proves that one of the peculiarities of volunteering is its pronounced professional orientation. This is due to the very essence of the medical profession, the demand for such qualities as humanity, mercy, and responsiveness. The paper shows that the participation of medical students in the volunteer movement creates a unique social capital for their social and professional maturity and psychological and pedagogical competence. In connection with this understanding of the role of volunteering in the medical profession, the need for increasing the quantitative and qualitative characteristics of voluntary practices in medical schools is becoming more relevant.

Keywords: volunteer practices, medical education, professional orientation, student volunteers.

Введение

Уже подходит к завершению 2019 год, пришедший на смену 2018 году – году добровольца и волонтера в России. В то же время добровольческое движение не затихает, а приобретает новые и новые формы. Люди разных возрастов, различных социальных статусов приобщаются к волонтерству. Постепенно начинает разрастаться серебряное волонтерство. Но особенно добровольчество свойственно молодежи в силу ее традиционной социальной активности как социально-демографической группе [1], [2]. Данная категория людей в силу своего критического взгляда на общественные процессы становится не только разрушителем социальных устоев, но и инициатором позитивных изменений в социуме. К таким начинаниям может быть отнесено и волонтерство. Среди многочисленных определений волонтерства в рамках достижения целей данной статьи наиболее продуктивным может считаться то, которое прописано в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: волонтерство есть добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, а именно: добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях [3, С. 94]. Воспринимаемое в таком содержании добровольчество, безусловно, может выполняться человеком любой профессиональной направленности, но особенно оно целесообразно для молодых людей, профессионально ориентированных на медицинские специальности. В связи с совершенствованием медицинского образования важно понять, какое место должно занимать волонтерство в структуре образовательного пространства медицинского университета.

Основные результаты

Наличие психолого-педагогического эмпатического опыта у будущих врачей нашло отражение в ряде западных медицинских вузов в требовании к потенциальным медикам. В частности, при поступлении абитуриентов в медицинские учебные заведения в США учитываются не только баллы за сданные экзамены, но и участие в волонтерской и социальной работе [10].

Уникальными возможностями для формирования и развития добровольческого движения и манифестирования разнообразных видов волонтерской деятельности обладает и сама образовательная среда учебных заведений. Добровольчество воспринимается студенчеством как наиболее доступная форма его социальной активности и как перспективная форма личностного роста каждого студента. Это обусловлено тем, что студенты максимально обладают всеми преимуществами молодости, о которых говорилось ранее [11], [12]. Согласно данным социологических исследований, значительная часть мирового студенчества принимает участие в волонтерской деятельности. Так, в 2010 г. волонтерами работали 79% американских, 80% канадских студентов, 71% бельгийских, 85% китайских, 51% хорватских, 63% английских студентов [13].

Студенческое волонтерство в медицинском вузе, таким образом, является многоаспектным феноменом: и определенным этапом профессионального становления личности студента-медика, и воспитательной деятельностью, влияющей на субъективные и объективные характеристики социального самочувствия будущего врача, и социальной технологией, стимулирующей самоопределение, самоорганизацию и самоутверждение студенческой молодежи. Но главной отличительной чертой добровольческого движения в медицинском вузе по сравнению с волонтерским движением в вузах других профессиональных специальностей – это его максимальная профессиональная (медицинская) направленность.

Социальная практика вовлеченности студентов медуниверситета в добровольчество свидетельствует о повышении у студентов-волонтеров профессиональной зрелости и социально-психологической компетентности. Исследования показывают, что для добровольцев мотивация к безвозмездному труду одновременно связана с ориентацией на профессиональное и карьерное развитие, формируется смешанная мотивация, включающая в себя как альтруистические, так и эгоистические мотивы. Кроме того, смешанная мотивация и относительно регулярное занятие волонтерской деятельностью во многом обусловливают ответственное отношение студентов-добровольцев к своим жизненным материальным и временным ресурсам, способствуют более рациональному планированию собственной жизни, стимулируют показатели личной удовлетворенности.

Заключение

В современных условиях волонтерская деятельность становится одним из самых востребованных видов социальной активности будущих медиков. Осознание значимости добровольчества в профессиональном становлении студентов медицинских вузов ведет к пониманию необходимости развития в их образовательной среде разнообразных видов волонтерства (профессионального, событийного, творческого, экологического, спортивного и т.д.), чтобы одновременно повышать и количественные, и качественные характеристики добровольческих практик, формировать социальный капитал будущих специалистов-медиков в виде практического опыта по оказанию комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, приобщая их к продуктивной и насыщенной жизни.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Волонтеры в медицинской организации

Публикация актуальна слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению

Фонд "Общественное мнение" указывает, что в 2018 году более 10 миллионов россиян старше 18 лет приняли участие в добровольческой деятельности. 65% населения страны считает, что деятельность волонтеров, добровольцев, всех тех, кто на безвозмездной основе помогает незнакомым людям, способствует решению проблем, стоящих перед нашим обществом.

Волонтерство в сфере оказания квалифицированной помощи в медицинских организациях и госпиталях занял третье место в списке самых востребованных направлений добровольческого движения после помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и поиска пропавших людей.

Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья

26 сентября 2017 года был издан приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации за номером 678, в котором был учреждён Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья.

Основная цель Центра - выработка общих подходов к формированию и работе добровольческих (волонтерских) движений, развитие, методическая поддержка и продвижение добровольческих (волонтерских) инициатив, а также объединение ресурсов для решения проблем в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации.

Федеральный закон N 15-ФЗ от 5 февраля 2018 года

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон N 15-ФЗ от 5 февраля 2018 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам волонтерства".

В этом законе уравниваются понятия "волонтерство" и "добровольчество", также определён статус добровольческих организаций, организаторов добровольческой деятельности и добровольцев.

Здесь же закреплены требования, которым должны соответствовать такие организации и лица, определяет меры поддержки и права сторон.

Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"

1 мая 2018 года были внесены поправки в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Теперь он носит название - Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".

Что такое медицинское волонтерство?

  • информационной,
  • консультационной,
  • просветительской,
  • досугово-развлекательной поддержки населению.

Здесь предполагается деятельность по организации дополнительной помощи в осуществлении медицинской деятельности и уходе .

Чем могут заниматься добровольцы в медицинской организации и сфере здравоохранения?

Медицинским волонтером может стать любой гражданин, независимо от уровня образования и социального статуса, который желает на безвозмездной основе оказывать помощь в сфере здравоохранения.

Добровольцы могут заниматься следующими направлениями:

Помогать в оказании медицинских услуг и помогать в медицинском специальном уходе могут лишь те, кто получает или уже имеет профильное медицинское образование

Помогать в общем уходе за пациентами.

Оказывать содействие в популяризации здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

Заниматься популяризацией "кадрового" донорства крови и ее компонентов;

Содействовать в обучении и оказании первой помощи (помощь в медицинском сопровождении спортивных и массовых мероприятий).

Информационная, консультационная, психологическая, просветительская, досуговая и иная поддержка пациентов медицинских организаций.

Профориентация школьников в медицину.

Волонтёры с медицинским профильным образованием

Участвовать в оказании помощи медицинскому персоналу возможно лицам, получающим или получившим профессиональное медицинское образование согласно регламенту, согласованному руководством учреждения здравоохранения. При этом перечень возможных активностей зависит от наличия у добровольца (волонтера) диплома о среднем или высшем медицинском образовании, а также курса обучения добровольца (волонтера) - студенты до 3 курса и после 3 курса участвуют в оказании разных видов помощи.

Добровольцы с медицинским образованием могут оказывать волонтерскую помощь по следующим направлениям:

помощь медицинскому персоналу в ведении медицинской документации;

помощь в транспортировке пациентов, сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры;

помощь в мониторинге показателей жизнедеятельности: проведение термометрии, измерения АД, частоты пульса, частоты дыхания и т.д.;

помощь медицинским сестрам в выполнении назначений врача;

помощь в санитарно-гигиенической уборке и дезинфекции процедурной, перевязочной, операционной;

помощь палатной медицинской сестре в уходе за пациентами;

Повседневный уход за больными

В отличие от помощи в специальном медицинском уходе, осуществлять повседневный уход за больными могут лица, не имеющие специального медицинского образования.

помощь в поддержании гигиены пациента;

помощь в смене нательного и постельного белья;

помощь в транспортировке;

помощь в осуществлении кормления;

помощь в отслеживании динамических показателей (давление, пульс, температура тела);

помощь в поддержании гигиены помещения, в котором находится больной;

иная помощь в уходе за пациентами.

Содействие популяризации здорового образа жизни и профилактики заболеваний

Участие добровольцев (волонтеров) в популяризации здорового образа жизни и профилактике заболеваний у населения позволяет системно осуществлять данную деятельность среди граждан разных возрастных групп, увеличивая таким образом охват россиян профилактической информацией и привлекая к здоровому образу жизни. Добровольцы (волонтеры) могут проводить мероприятия как самостоятельно, так и совместно со специалистами и медицинским оборудованием.

проведение уроков, тренингов и лекций по здоровому образу жизни, включая профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний;

организация интерактивно-образовательных мероприятий с использованием современных форматов обучения и преподнесения информации;

проведение акций и выездных мероприятий в образовательных и иных учреждениях:

иные мероприятия просветительского характера.

Содействие популяризации "кадрового" донорства крови и ее компонентов

Актуальной проблемой донорства крови является малое распространение безвозмездности и регулярности донаций, так как кровь или ее компоненты, полученные при единовременной сдаче, не могут быть сразу же использованы для переливания в связи с определенным периодом карантинизации. Именно эти два критерия должны соблюдаться для того, чтобы национальная служба крови смогла обеспечить достаточным количеством плазмы и форменных элементов всех пациентов, которым это необходимо. Задачей добровольцев (волонтеров), работающих по данному направлению, является пропаганда донорства как акта гуманизма и составляющей здорового образа жизни, способствующей формированию здоровых привычек у донора, пропаганда кадрового донорства, а также повышение общего уровня информированности населения о важности и пользе донорства.

При этом важно отметить, что сама по себе донация крови не является добровольческой (волонтерской) деятельностью.

проведение просветительских мероприятий среди населения;

помощь в проведении донорских акций и соответствующих мероприятий;

Содействие в обучении и оказании первой помощи (помощь в медицинском сопровождении спортивных и массовых мероприятий)

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет первую помощь как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала. Согласно части 4 статьи 31 указанного закона каждый гражданин вправе добровольно оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Формированием таких навыков занимаются некоторые добровольческие (волонтерские) организации, а также медицинские и образовательные учреждения.

Добровольцы (волонтеры), участвующие в оказании первой помощи, работают совместно с бригадами скорой медицинской помощи на спортивных и массовых мероприятиях с соблюдением всех норм и правил оказания первой помощи. Это позволяет ускорить процесс оказания первой помощи и более оперативно выявлять в ходе мероприятий случаи, требующие медицинской помощи.

помощь в медицинском сопровождении спортивных мероприятий;

помощь в медицинском сопровождении массовых и иных мероприятий;

обучение населения навыкам оказания первой помощи.

Информационная, консультационная, психологическая, просветительская, досуговая и иная поддержка пациентов медицинских организаций

Добровольцы (волонтеры) в процессе свободного общения с пациентами и проведения различных интерактивно-образовательных мероприятий способны создать комфортную психологическую обстановку, направленную на скорейшее выздоровление больных.

организация досуговых мероприятий в учреждениях здравоохранения для детей и взрослых;

творческие занятия с детьми в медицинских организациях;

общение и моральная поддержка детей и взрослых в трудной жизненной ситуации, находящихся в медицинских учреждениях;

бытовая помощь пациентам (поддержание чистоты помещения, покупка необходимых продуктов, вещей, лекарств, помощь в приготовлении пищи и т.д.);

Профориентация школьников в медицину

Добровольцы (волонтеры) помогают в профориентационной работе со школьниками, проведя лекции, интерактивные занятия и иные мероприятия, способствующие получению подрастающим поколением комплексного представления о профессии врача и формированию осознанного выбора медицинской специальности.

помощь в проведении учебно-теоретической работы с практическим компонентом - формирование у учащихся понимания специфики будущей профессии;

привлечение учащихся школ к профилактическим акциям;

проведение экскурсий в медицинские организации (больницы, поликлиники, центры медицинской профилактики)

организация деятельности школьных волонтерских отрядов и наставничество.

Виды волонтерства в медицинской организации

Наименование функции

Виды помощи, оказываемые волонтерами/добровольцами

А. Помощь медицинскому персоналу и медицинский уход за пациентами.

* помощь имеют право осуществлять только добровольцы (волонтеры), получающие или получившие медицинское образование

Помощь в проведении термометрии, измерении АД, частоты пульса, частоты дыхания с фиксированием показателей в стационарной карте;

Оказание помощи медицинскому персоналу в выдаче лекарств;

Помощь в проведении перевязок;

Помощь в подготовке стерильных инструментов, капельниц, растворов в процедурном кабинете;

Помощь в сборе необходимых анализов (ккал, моча, кровь) и доставке их в лабораторию;

Помощь в подготовке внутривенных капельных систем и проведении манипуляций (внутривенные, внутримышечные инъекции, постановка и контроль за внутривенными капельными системами) совместно с медицинской сестрой;

Помощь медицинской сестре в выполнении назначений врача;

Помощь в предоперационной подготовке пациентов;

Помощь в осуществлении всех манипуляций и уходе за пациентами под контролем среднего медицинского персонала отделения.

Б. Помощь медицинскому персоналу в общем уходе за пациентами

Помощь медицинской палатной сестре в уходе за пациентами, участие в кормлении пациентов при необходимости;

Помощь в смене нательного и постельного белья пациентов;

Помощь в осуществлении контроля за соблюдением больными правил личной гигиены: умывает, подмывает, причёсывает пациентов, которые не могут этого делать по своему физическому состоянию;

Помощь в сопровождении и транспортировке пациентов;

Помощь в осуществлении контроля за выполнением пациентами и посетителями режима дня лечебного отделения;

Иные виды помощи, требующие специальной подготовки и знаний.

В. Организация системной досуговой и обучающей деятельности пациентов и находящихся с ними родственников

Общение, эмоциональная поддержка пациентов;

Игры в помещении и на свежем воздухе;

Проведение творческих занятий, встреч;

Постановка театрализованных представлений;

Организация и проведение праздников;

Проведение сеансов АРТ-терапии;

Проведение сеансов музыкальной терапии;

Проведение сеансов ПЭТ-терапии;

Показ видео и кинофильмов;

Выпуск больничных газет и журналов совместно с пациентами;

Чтение книг вслух;

Иные виды организации досуга пациентов и развлекательные мероприятия.

Проведение лекций, обучающих мероприятий;

Проведение занятий по компьютерной грамотности;

Помощь в освоении программы школьного образования;

Помощь в освоении программы высшего образования;

Помощь в получении дополнительного образования, повышении квалификации;

Иные виды образовательной деятельности.

Г. Осуществление нерегулярной деятельности или деятельности, не связанной с пациентами

Хозяйственная и организационная помощь:

Помощь в проведении текущей уборки и генеральной уборки процедурного (перевязочного) кабинета с использованием дезинфицирующих средств;

Оказание помощи в ведении документации;

Роспись стен в учреждении;

Организация интерактивных элементов в пространстве (выставка работ, игровые элементы);

Обустройство игровых комнат;

Организация точек буккроссинга;

Организация праздничного оформления;

Уход за территорией учреждения, участие в субботниках;

Высадка цветов, кустарников на территории;

Иные виды деятельности по преобразованию среды;

Уборка в помещениях учреждения;

Уборка территории больницы;

Косметический ремонт в помещениях учреждения;

Погрузка, разгрузка, подсобная помощь.

Поддержка родителей и родственников пациентов не на территории лечебных отделений медицинского учреждения в рамках программ, реализуемых медицинским учреждением:

Помощь по хозяйству;

Создание фото и видеоматериалов силами волонтеров;

Профессиональная психологическая поддержка; волонтерами, имеющими соответствующую квалификацию;

Профессиональные юридические консультации волонтерами, имеющими соответствующую квалификацию;

Организация групп поддержки силами родственников пациентов;

Иные виды поддержки родителей и родственников пациентов.

Раздача информационных материалов посетителям учреждения;

Участие в массовых мероприятиях, направленных на повышение информированности населения об оказываемой медицинской помощи;

Участие в массовых мероприятиях по проведению диспансеризации населения;

Участие в массовых мероприятиях по ранней диагностике и профилактике заболеваний;

Участие в мероприятиях, по независимой оценке, качества оказываемых учреждением услуг;

Иные виды информационной помощи персоналу учреждения.

Допуск к работе волонтером в медицинской организации

Минздрав рекомендует на уровне субъектов Российской Федерации установить минимальный перечень медицинских обследований (медосмотр) для волонтеров.

В отношении волонтеров, кто будет помогать в медицинском уходе за пациентами, необходимо исходить из положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н.

Так для осуществления помощи медицинскому персоналу в уходе за пациентами уровень обследований включает наличие флюорографии и справки от терапевта об отсутствии контактов с инфекционными больными.

Для организации системной досуговой и обучающей деятельности пациентов и находящихся с ними родственников, а также осуществления нерегулярной деятельности или деятельности, не соприкасающейся с пациентами, необходимость в медицинском обследовании отсутствует.

Какие ошибки обычно допускают при работе с волонтерами?

В государственных учреждениях важно исключать следующие ошибочные мнения о добровольцах и их деятельности:

доброволец (волонтер) - это бесплатная рабочая сила, и работа добровольца (волонтера) ничего не стоит;

доброволец (волонтер) ничего не умеет, "не профессионал", поэтому ему можно доверить работу, не требующую интеллектуальных затрат (например, системную уборку помещений и т.п.);

добровольцы (волонтеры) ненадежны (нельзя поручить ничего ответственного и серьезного).

При наличии таких ложных представлений добровольцев (волонтеров) могут рассматривать как помеху основной работе, в результате чего без должной поддержки работа добровольцев (волонтеров) становится низкоэффективной, ожидания добровольцев (волонтеров) не оправдываются, что служит основной причиной их ухода из организации.

Необходимо понимать, что тесное и доверительное взаимодействие между сотрудниками и добровольцами (волонтерами) является основой успеха реализации добровольческих (волонтерских) программ. Координация работы добровольцев (волонтеров) должна быть регулярной, что позволит значительно усилить эффекты совместной работы.

Просто отлично, если помощь нуждающимся осуществляется на постоянной и надёжной основе. Но и единичные добрые дела нельзя сбрасывать со счетов. Тем более что рядовым членам общества, как правило, кажется, что заниматься безвозмездной помощью ближним может или должен кто-­то другой…

Развитие в здравоохранении

Для меня важно моё развитие в добровольчестве, я получаю от этого удовлетворение. Эта же цель – развитие – стоит перед всей нашей командой, так как цель движения – организовать работу волонтёров-­медиков по всем муниципалитетам Сахалинской области.

­ Какие цели преследует движение и чем занимаются волонтёры?

­ Наши цели: развитие добровольчества в сфере здравоохранения, широкое медицинское просвещение населения, повышение престижа медицинских профессий, формирование кадрового потенциала для отрасли здравоохранения, воспитание патриотического самосознания и активной гражданской позиции у россиян. Наша миссия: возрождение традиций милосердия и оказание помощи практическому здравоохранению.

Чем занимаются волонтёры­-медики? Оказывают помощь медицинскому персоналу медучреждений, занимаются профилактикой социально значимых заболеваний, повышают уровень медицинской грамотности населения, сопровождают спортивные и массовые мероприятия, содействуют развитию донорства крови и её компонентов, популяризируют здоровый образ жизни, ведут профориентационную работу среди школьников, становятся участниками образовательных программ, молодёжных форумов и фестивалей.

Волонтёры-медики России – большая команда, оберегающая здоровье россиян. И мы ищем единомышленников по всей стране.

­ Как стать волонтёром-медиком и каждому ли это по силам?

­ Волонтёром в здравоохранении может стать каждый! И это касается не только профессиональной деятельности человека, но и возраста. Волонтёры – это люди, которые дарят нуждающимся тепло, добро, безвозмездно помогают в любой ситуации по своим возможностям. И чтобы быть таким человеком, не нужно проходить специальное обучение и определённые этапы.

­ Как быстро движение заработало на Сахалине?

Интересно и полезно

­ Кто эти люди, которые становятся волонтёрами-­медиками? Откуда они приходят к вам?

Также волонтёрами­-медиками становятся школьники старших классов, которые в дальнейшем хотят поступать в медицинские учебные заведения.

­ Какие проекты реализованы на данный момент?

­ Мы активно участвуем в тематических акциях, проводимых Сахалинским областным центром медицинской профилактики. Обычно это акции, приуроченные к всемирным дням борьбы с инсультом, сахарным диабетом, СПИДом и др. Профилактика ЗОЖ осуществляется в том числе с помощью анкетирования и проведения средней оценки здоровья желающих участвовать в указанных акциях. В процессе все желающие получают рекомендации по соблюдению здорового образа жизни.

­ Школьники и медицина, не слишком ли это рано – знакомить детей со столь серьёзной деятельностью?

Юные волонтёры­-медики могут многим помочь. Они занимаются пропагандой здорового образа жизни, рассказывают о вреде пагубных привычек сверстникам. После прохождения программы профориентации ребята помогают медперсоналу в больницах и поликлиниках: участвуют в оформлении документации, организации досуга пациентов, уходе и кормлении больных, подготовке кабинетов к работе и инструментария к стерилизации. Школьники также помогают на медицинских постах, в регистрации и навигации посетителей медучреждений, а также учат граждан пользоваться инфоматами.

­ Однако без образования, повышения квалификации, получения необходимых навыков нельзя стать по­настоящему полезным в любой области человеческой деятельности. Как решается этот вопрос в рамках вашего движения?

­ Движением разработано более ста образовательных программ и курсов для всех участников медицинского добровольчества: для новичков волонтёрского движения, для координаторов и кураторов, для волонтёров, работающих в каждом из шести направлений медицинского добровольчества. Это помогает развивать личностные качества волонтёров, а также оптимизировать саму деятельность.

Мы обучаем население навыкам профилактики социально значимых заболеваний, правилам оказания первой помощи, ответственного донорства и основам ЗОЖ.

Предоставить возможность для получения знаний, навыков, умений и компетенций, необходимых для успешного оказания добровольческой помощи в здравоохранении, – одна из целей движения.

Доброволец за работой

У медицинских волонтеров серьезная программа обучения, а каждая больница заключает со своими волонтерами соглашение.

В больницах и хосписах не всегда получается обойтись без помощи добровольцев, но если экологическим волонтером может стать любой, то сфера здравоохранения накладывает определенные ограничения. У медицинских волонтеров серьезная программа обучения, а каждая больница заключает со своими волонтерами соглашение.

Серебряное волонтерство: помогать можно в любом возрасте

В России медицинское волонтерство как некая системная история оформилось, когда началась подготовка к III Всероссийской летней универсиаде 2012 года. Но вековые традиции милосердия были еще в царской России: существовал Красный крест и сестринские благотворительные общины.

Портрет добровольца

В России волонтерами становятся в основном молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, но сейчас в сферу добровольчества активно идут и так называемые серебряные волонтеры — люди пожилого возраста.

Если с портретом обычного добровольца все ясно, то с волонтерами-медиками картина обстоит не так четко. Принять участие в добровольческой деятельности в сфере здравоохранения могут и те, кто получает или уже имеет медицинское образование, и те, у кого этого образования нет.

Волонтерство становится новым трендом современной российской реальности. Оно формирует у участников позитивные жизненные ценности и ответственность за свою страну, повышает доверие между государством и обществом, рождает чувство сопричастности. Если говорить про сферу здравоохранения, то волонтеры делают отрасль более открытой — в хорошем смысле слова, конечно", — отметил председатель всероссийского общественного движения "Волонтеры-медики" Павел Савчук.

В медицинское добровольчество приходят люди, которые хотят помочь другим, а также стремятся к самореализации. Иногда волонтерами становятся те, кто недавно был болен и на личном примере понимает, насколько важна поддержка. А опытные медицинские работники на пенсии становятся серебряными волонтерами в сфере здравоохранения.

Волонтер-медик спешит на помощь

Стоит отметить, что функции волонтера в медицинском учреждении строго регламентированы. Между НКО, к которой относится доброволец, и больницей заключается соглашение. Именно в нем прописана сфера деятельности волонтера-медика.

В этом случае добровольческая организация выступает своеобразным буфером между волонтером и больницей. Здесь очень важно предоставить медицинским учреждениям именно ту помощь, в которой они нуждаются, поэтому мы постоянно проводим мониторинг потребностей в больницах", — отметил Павел Савчук.

Конечно, в определении фронта работ волонтера-медика учитывается не только потребность медучреждений, но и пожелания самого волонтера. Доброволец на то и доброволец, чтобы делать ту работу, которая ему по душе.

Медицинское волонтерство: это не страшно, это полезно

Если волонтером решил стать студент-медик, который уже начал изучать азы медицины, то его основной функцией в больнице будет помощь медперсоналу и уход за больными. Волонтеры-медики доставляют инструменты для стерилизации, измеряют температуру больным, забирают результаты анализов из лаборатории, сопровождают пациентов на исследования и процедуры, кормят лежачих пациентов, а также помогают им поддерживать тело в чистоте.

Волонтеры без медицинского образования организуют досуг для пациентов больницы и их родственников, общаются с ними, проводят различные обучения, а также помогают сотрудникам больницы облагораживать территорию.

Для многих молодых волонтеров, которые решили связать свою профессиональную деятельность с медициной, такой опыт может стать хорошей проверкой на прочность. Ведь одно дело сидеть в аудитории и совершено другое — погрузиться в профессию, особую атмосферу и жизнь больницы.

Просвещать и поддерживать

Волонтеры-медики работают не только в стенах медицинских организаций, но и ведут активную просветительскую деятельность. Они проводят акции, посвященные профилактике социально значимых заболеваний, к которым относятся инфекции, передающиеся половым путем, гепатиты, туберкулез, онкологические заболевания и сердечно-сосудистые заболевания. Именно эти болезни наносят наибольший вред населению нашей страны.

Основная задача волонтеров-медиков в этом случае — изменить привычку поведения людей.

Если мы будем просто призывать не курить, эффекта не будет никакого. А если объяснить какие процессы происходят в легких, как они видоизменяются и показать это на реальном снимке с флюорографии, вот тогда люди начинают задумываться", — пояснил Павел Савчук.

Ведь важная задача здравоохранения не только лечить, но и предотвращать развитие болезней. Тем более что, по мнению многих специалистов, за профилактической медициной стоит будущее.

Спортивное волонтерство: быть частью большого праздника

Также волонтеры-медики помогают на спортивно-массовых мероприятиях. В первую очередь они приходят на выручку людям, которым стало плохо. Вторая их задача — доставить этого человека до бригады скорой помощи, где ему уже окажут профессиональную помощь.

"На словах это может показаться простой задачей, но когда речь идет о толпе в несколько тысяч человек, тут обойтись без добровольцев почти невозможно", — отметил Павел Савчук.

Как стать медицинским волонтером?

Чаще всего подготовкой добровольцев в сфере здравоохранения занимаются именно волонтерские организации. У них же есть и выход на медучреждения, нуждающиеся в посторонней помощи. Такие организации основательно готовят волонтеров — читают лекции, проводят мастер-классы, показывают обучающие видео, где все основано на живых примерах, ведь человек должен знать, на что идет. Некоторые уже на этапе подготовки понимают, что такая работа не для них.

"Этап обучения волонтеров-медиков становится своеобразной проверкой, где человек решает стоит ли посвятить свою жизнь добровольчеству или все таки это не его сфера. Некоторые понимают, что не хотят в дальнейшем заниматься такой работой и уходят. Думаю, что лучше, когда человек сразу рационально оценивает свои силы, чем понимает это после первого дня работы в больнице", — отметил Павел Савчук.

© Всероссийское общественное движение "Волонтеры-медики" Все будущие медволонтеры проходят специальное обучение – слушают лекции, участвуют в мастер-классах

Программы волонтерского движения юных медиков

формирования ценностей здорового образа жизни школьников, через развитие волонтерского движения в образовательном учреждении.

Волонтерское движение

Автор: Петренко Елена Николаевна,

учитель биологии Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 3

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ РАБОТЫ

Цель работы: формирования ценностей здорового образа жизни школьников, через развитие волонтерского движения в образовательном учреждении.

- способствовать популяризации знаний о преимуществе здорового образа жизни среди учащихся;

- развивать волонтерское движение как новую форму занятости детей, способствующую профилактики вредных привычек, формированию здорового образа жизни;

- формировать сплоченный детский коллектив волонтеров;

- создать условия, позволяющие членам объединения оказывать позитивное влияние на сверстников личным примером;

Краткая аннотация 2

Формы и методы работы

Основные содержательные линии

Критерии оценки результатов освоения программы

Календарный план мероприятий

Основания для разработки программы

- Закон Российской Федерации об образовании;

- Устав МБОУ СОШ №3

Ф.И.О. педагога, реализующего программу

Петренко Елена Николаевна

Информация о наличии рецензии

Апробация новых методов формирования ценностей здорового образа жизни школьников, через развитие волонтерского движения в образовательном учреждении.

- углубить и расширить знания учащихся о пагубном воздействии на организм вредных привычек;

- способствовать популяризации знаний о преимуществе здорового образа жизни среди учащихся;

- развивать волонтерское движение как новую форму занятости детей, способствующую профилактики вредных привычек, формированию здорового образа жизни.

- формировать сплоченный детский коллектив волонтеров;

- создать условия, позволяющие членам объединения оказывать позитивное влияние на сверстников личным примером;

Групповые, парные, индивидуальные

Сроки и этапы реализации программы

Программа реализуется 1 год по этапам:

1 – й этап стартовый: сентябрь – октябрь – Организация волонтерского движения;

2 – й этап активный: ноябрь – апрель – Апробация новых форм организации занятости детей, для профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни;

3 – й этап: май – июнь совершенствование и распространение волонтерского движения (вожатые в лагере с дневным пребыванием детей).

Перечень основных мероприятий

- Создание волонтерского объединения;

- Разработка методического обеспечения;

- Разработка мероприятий, сценариев по организации и проведению волонтерской работы в ее различных формах.

Объем и источники финансирования программы

Ожидаемые результаты освоения программы

1. Повышение уровня популяризации здорового образа жизни среди школьников, через активную работу волонтерского движения.

3. Учащиеся школы выработают осознанное отношение к здоровому образу жизни.

4. Деятельность волонтерского движения не будет ограничено только рамками образовательного учреждения, его члены станут активными участниками всех мероприятий в городе, посвященных здоровому образу жизни.

6. Возродится идея шефства через организацию мероприятий направленных на формирование культуры здоровья участниками волонтерского движения в лагере с дневным пребывание детей во время каникул

Условие реализации программы

- Осознание важности данного вида деятельности каждым членом волонтерского движения;

- Постоянное совершенствование форм организации занятий;

- Создание условий, позволяющих учащимся своими силами вести работу, направленную на повышение уровня культуры здоровья сверстников.

Пояснительная записка

Поэтому в настоящее время основная воспитательная задача школы заключается в формировании у подростков социальной и личностной компетентности.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует формированию у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять давлению социального окружения. Формированию данной компетентности способствует сплоченный коллектив волонтёров, который на личном примере показывает преимущества здорового образа жизни, оказывает позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Цель программы: апробация новых методов формирования ценностей здорового образа жизни школьников, через развитие волонтерского движения в образовательном учреждении.

Задачи программы:

- углубить и расширить знания учащихся о пагубном воздействии на организм вредных привычек;

- способствовать популяризации знаний о преимуществе здорового образа жизни среди учащихся;

- развивать волонтерское движение как новую форму занятости детей, способствующую профилактики вредных привычек, формированию здорового образа жизни.

- формировать сплоченный детский коллектив волонтеров;

- создать условия, позволяющие членам объединения оказывать позитивное влияние на сверстников личным примером;

Особенности программы

Представленная целостная программа разработана для учащихся старшей школы, содержание которой выстроено в рамках единой логики. Программа реализуется 1 год, в количестве 36 часов по этапам:

1 – й этап стартовый (сентябрь – май): организация волонтерского движения;

2 – й этап активный (ноябрь – апрель): апробация новых форм организации занятости детей, для профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни;

3 – й этап (июнь): совершенствование и распространение волонтерского движения (вожатые в лагере с дневным пребыванием детей).

Новизна программы (отличие от аналогичных программ) заключается в апробации новых форм организации занятости детей. Возрождается идея шефства как средства распространения волонтерского движения. Шефами являются выпускники нашего образовательного учреждения, которые обучаются в Сургутском медицинском институте. Они проводят лекции с учащимися 12 – 17 лет по профилактики вредных привычек, что является очень действенным механизмом. Учащиеся не воспринимают их как взрослых людей, так как совсем недавно встречались с ними в школьных коридорах, то есть на личном примере и опыте показывается преимущества здорового образа жизни. Кроме того одновременно проводится и профориентация.

Еще одной, на мой взгляд, не маловажной чертой программа является то, что в данное движение вовлечены учащиеся, стоящие на разных видах учета и самое главное на добровольческой основе.

Формы и методы работы: лекции, беседы, круглые столы, радио-выпуски, викторины, акции, флешмобы, тренинги, марафоны, видео-лекторий, выставки, спектакль, игры, презентации, конференции.

Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:

Ожидаемые результаты освоения программы:

1. Повышение уровня популяризации здорового образа жизни среди школьников, через активную работу волонтерского движения.

3. Учащиеся школы выработают осознанное отношение к здоровому образу жизни.

4. Деятельность волонтерского движения не будет ограничено только рамками образовательного учреждения, его члены станут активными участниками всех мероприятий в городе, посвященных здоровому образу жизни.

6. Возродится идея шефства через организацию мероприятий направленных на формирование культуры здоровья участниками волонтерского движения в лагере с дневным пребывание детей во время каникул.

Критерии оценки результатов освоения программы:

- повышение уровня сформированности культуры здоровья учащихся МБОУ СОШ №3;

- увеличение числа учащихся включающихся в волонтерскую деятельность;

- снижение количества учащихся, состоящих на различных видах учета;

- увеличение числа участников научно-практических конференций;

- увеличение числа выпускников, поступающих в медицинские вузы страны.

Содержание программы

Программа разбита на шесть разделов:

Читайте также: