Что из нижеперечисленного не входит в обязанности интервьюера

Обновлено: 04.07.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ

1.1. Понятие интервью и основные принципы его проведения

1.2. Фальшивые интервью и понятие о профессиональной этике журналиста

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ

2.1. Профессиональная этика и мораль как основа взаимодействия интервьюера с интервьюируемым

2.2. Основные морально-этические принципы работы над интервью

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность темы. Журналистская этика (в узком смысле) – этика тех людей, которые пользуются информационными средствами в своей профессиональной деятельности, и которая затрагивает тот или иной круг общественности. В широком смысле к данной сфере принадлежат так же издательства и редакции вместе с техническими центрами, которые поддерживают работу журналистов или редакций.

Профессиональной же моралью является конкретизация общих норм нравственности применительно к особенностям того или иного вида деятельности. Соответственно любая профессиональная этика изучает конкретные условия реализации общих нравственных требований в зависимости от своеобразия социальной роли представителя той или иной профессии.

Профессиональная мораль регулирует поведение работка в непосредственном трудовом процессе. Процесс разделения труда, научно-технический прогресс и кардинальные социальные сдвиги меняют круг и содержание обязанностей человека [3, C .10].

Меняются обязанности по отношению:

- к трудовому процессу;

- к другим участникам трудового процесса;

- к обществу в целом.

Такого рода отношения относятся к любому роду деятельности, без привязки к какой-либо специализации и условий в которых данные отношения проходят.

Профессий, у которых нравственные отношения в трудовой деятельности весьма тесно взаимосвязаны немного. Одна из таких профессий – журналист. Ведь главным принципом журналистики является: оперативно и правдиво информировать читателя о текущих событиях.

Журналистика и мораль тесно между собой взаимосвязаны и вот примеры этого:

1. Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя (опять же в силу естественных причин) является носителем моральной установки на общественно полезное поведение. Следовательно, данному тезису, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.

2. Журналисты в своих материалах рассказывают о нравах общества, о моральных тенденциях и коллизиях. А это значит, что мораль и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.

Гипотеза исследования. В основу исследования было положено предположение о том, что журналист обязан соблюдать журналистскую этику в любой ситуации, в особенности при проведении интервью. В процессе интервью журналист общается с интервьюируемым, и от того, насколько корректно он ведет беседу, насколько соблюдает этические принципы, зависит успех интервью. Соблюдение этических принципов позволяет расположить к себе человека, получить от него честную и достоверную информацию. При несоблюдении этических принципов журналист дискредитирует не только себя, но и все профессиональное сообщество.

Объект исследования – морально-этические аспекты работы журналиста.

Предмет исследования – особенности морально-этических аспектов проведения интервью.

Цель исследования – рассмотреть основные морально-этические принципы взаимодействия интервьюируемого и интервьюера в процессе получения интервью.

Задачи исследования:

2. Рассмотреть особенности фальшивых интервью и выйти на понятие профессиональной этики.

3. Рассмотреть основные принципы профессиональной этики журналиста.

4. Рассмотреть основные морально-этические принципы проведения интервью.

Методы исследования. В работе использованы теоретические методы (анализ литературных источников, обобщение, систематизация, классификация) и практические (анализ этических принципов, дилемм).

Новизна исследования. Впервые комплексно проанализированы морально-этические аспекты ведения интервью, взаимодействия интервьюера и интервьюируемого.

Теоретические и методологические основы. В основу исследования положены основные научные публикации по журналистике, организационной психологии, Кодекс этики журналиста. Результаты работы могут быть использованы практикующими журналистами для организации профессиональной деятельности, при подготовке к интервью, при его проведении. Также использование этических принципов даст возможность быстро и эффективно создать качественное интервью, расположить к себе собеседника, получить необходимую информацию. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки к лекциям, практическим и семинарским занятиям журналистике. Могут быть основой для дальнейшего создания практических пособий, учебных материалов, методических указаний и справочников для журналистов-интервьюеров.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ

1.1. Понятие интервью и основные принципы его проведения

Под интервью подразумевают метод получения информации в процессе беседы журналиста с одним или несколькими общественно значимыми лицами. При этом человек выступает источником информации. Как правило, интервьюируемый обладает не только значимой для журналиста и актуальной для общества информацией, но и определенным авторитетом, что позволяет отнести его к перечню источников достоверной информации. Как правило, полученная информация подвергается незначительной обработке, после чего публикуется в печатных изданиях, либо передается по телевидению, радио. Характерной чертой информации, полученной от интервьюируемого, является то, что она априори является достоверной, убедительной и уникальной, либо содержит свидетельство, мнение эксперта, авторитетного лица.

Интервью представляет собой одну из форм диалогического общения. Участниками коммуникации выступают с одной стороны журналист (интервьюер), с другой стороны – интервьюируемый. Первый заинтересован в получении максимально точной развернутой информации на определенную тематику, второй обладает таковой. Для того, чтобы получить максимум необходимой информации, нужно расположить к себе собеседника, завоевать его доверие. Для этого используются приемы эффективной коммуникации, соблюдается профессиональная этика журналиста. Журналист должен быть подготовлен к интервью, в определенной мере владеть тематикой разговора. Кроме того, журналисту важно на просто получить информацию от человека, как источника, но и получить его авторскую интерпретацию, субъективную оценку. Интервью всегда представляет собой индивидуальную, частную беседу между одним или несколькими участниками. Интервью не может носить массовый характер [1, C.34] .

Средняя продолжительность интервью колеблется в пределах от 20 до 60 минут. Количество участников коммуникации всегда строгим образом определено. Чаще можно встретить интервью, при котором информацию дают несколько лиц. Практически никогда не встречается интервью, при котором одно лицо дает информацию нескольким журналистам.

Существует подразделение интервью на подвиды. Рассмотрим основные черты каждого из них [2, C .91].

Интервью-беседа подразумевает, что публикуется беседа полностью: как речь интервьюируемого, так и речь интервьюера.

Интервью-зарисовка. Суть данного интервью состоит не только в том, чтобы передать информацию, полученную от интервьюируемого, но и зарисовать (описать в словесной форме) окружающую обстановку, ситуацию разговора, отличительные черты поведения, внешнего вида собеседника. В значительной мере носит авторскую оценку журналиста, его субъективную интерпретацию, поскольку и само содержание разговора, и обстановка, тщательно пропускаются сквозь призму восприятия журналиста. Кроме того, журналист должен прокомментировать полученную информацию, показать собственное отношение, выразить собственное мнение по данному вопросу.

Интервью-мнение. Суть состоит в том, что у эксперта, авторитетного лица, владеющего той или иной информацией, журналист получает необходимую информацию. Она должна подтверждаться оценкой, подвергаться комментариям и интерпретации интервьюируемого. Можно сказать, что такая форма интервью представляет собой развернутый ответ на вопрос с собственной интерпретацией и оценкой событий.

К разновидностям интервью относят и анкету. Метод анкетирования широко используется для выяснения общественного мнения, распространен в психологии и социологии. Суть методы состоит в том, что интервьюируемый в письменной форме отвечает на письменные вопросы [3, C .11].

Залог успешного интервью – качественная предварительная подготовка журналиста к нему. Важно проработать тему в целом, выделить для себя ее актуальность, общественную значимость, определить перспективы и ключевые проблемы. Затем нужно, продумать, в каком направлении будет проходить беседа, подготовить примерный перечень вопросов. Прежде, чем приступить к подготовке вопросов, нужно заранее определить форму интервью. Также необходимо определиться с тем, кто будет выступать в качестве интервьюируемого, навести справки о нем, уточнить, какое время может интервьюируемый уделить беседе. Также важно узнать заранее, на какую информацию может рассчитывать журналист. Затем производится тщательный сбор информации по теме, ее критический анализ. В процессе разговора нужно стремиться не только к получению информации, но и к получению оценок, авторской интерпретации, комментариев по теме. Можно попросить дать прогноз той или иной ситуации, раскрыть примерные планы дальнейших действий, попросить очертить перспективы тематики.

При этом многое зависит от журналиста. От того, насколько он расположит к себе и собеседника, войдет в его доверие, зависит то, насколько подробно, достоверно будет изложена информация. Важно и то, как в дальнейшем информация будет обработана журналистом. Одна и та же информация может быть подана как в позитивном, так и в негативном ключе. Кроме того, можно извлечь из содержания только отдельные фрагменты, не учитывая контекст. Это может существенно исказить информацию, вплоть до превращения ее в противоположное суждение. Такое поведение не этично [4, C.67] .

Журналист должен понимать, что интервьюируемый готов общаться с журналистом не обо всем. Некоторые нюансы могут быть скрыты. Многие интервьюируемые избегают давать собственные оценки, предпочитают не делать прогнозов. Получение оперативной информации по теме и получение авторский интерпретации событий, темы – это два аспекта ведения интервью, резко отличающиеся друг от друга. Они требуют принципиально различных подходов к проведению интервью. По сути, для того, чтобы получить оценку, интерпретацию, нужно раскрыть личность собеседника, его индивидуально-психологические черты. На оценку суждений во многом влияет жизненный опыт интервьюируемого. Чаще всего оценку событий получают в процессе портретного интервью. Эту форму интервью все чаще выделяют в отдельную форму.

Анализ литературных данных позволяет выделить основные условия успешного проведения интервью [5, C.76] :

1. Журналист должен провести качественную предварительную работу. Нужно определиться с темой, проработать тематику. Определить ее актуальность и значимость, выявить основные направления и перспективы развития, определить ключевые противоречия, и проблему, из них вытекающую. Нужно четко представлять цель проведения интервью, примерно предполагать, какую информацию необходимо получить, и какой информацией реально обладает интервьюируемый. Нужно навести справки о самом интервьюируемом. Кроме того, нужно подробно расписать задачи: что нужно сделать, для того чтобы достичь поставленной цели. После этого следует определиться с формой проведения интервью, подготовить примерный перечень вопросов.

2. Журналист должен владеть элементарными навыками эффективной коммуникации. Важно контролировать и направлять ход беседы. При возникновении барьеров и психологических препятствий, нужно своевременно их выявить и принять адекватные меры по преодолению.

3. Необходимо владеть приемами, которые позволяют поддерживать разговор, стимулировать общение, вырабатывать доверие.

4. Важно задавать различные типы вопросов, не перегружая интервьюируемого однообразием беседы.

Читайте также: