Водитель 1 класса что это означает

Обновлено: 01.06.2024

Видео

Как оплачивается классность водителям в России

Присвоение водительского класса позволяет получать различные надбавки к заработной плате. Соглашение прописывает следующие надбавки:

  • За 1 класс – 25% от оклада либо другой тарифной единицы;
  • За 2 класс – 10% от оклада или тарифной единицы;
  • За 3 класс доплата не предусматривается.

Соответственно, доплата за классность водителям, должна быть равна или больше той, что установлена в Соглашении.

Также, вышеуказанный документ устанавливает, что работодатели, которые решились доплатить своим водителям за классность, должны разработать следующие документы:

  • Положение о присвоении классности;
  • Положение о доплате за классность.

Начисление такой добавки водителям устанавливается приказом по организации.

×òî äàåò âîäèòåëÿì êëàññíîñòü?

Ïðèñâîåíèå êëàññíîñòè âîäèòåëÿì ïîçâîëÿåò óñòàíàâëèâàòü ðàçëè÷íûå äîïëàòû ñòèìóëèðóþùåãî õàðàêòåðà ê çàðàáîòíîé ïëàòå. Ïî íîðìàì ñò. 135 ÒÊ ÐÔ ñèñòåìû îïëàòû òðóäà, âêëþ÷àÿ ðàçìåðû òàðèôíûõ ñòàâîê, äîëæíîñòíûõ îêëàäîâ, äîïëàò è íàäáàâîê êîìïåíñàöèîííîãî è ñòèìóëèðóþùåãî õàðàêòåðà, ïðåìèé, óñòàíàâëèâàþòñÿ êîëëåêòèâíûìè äîãîâîðàìè, ñîãëàøåíèÿìè, ëîêàëüíûìè íîðìàòèâíûìè àêòàìè â ñîîòâåòñòâèè ñ òðóäîâûì çàêîíîäàòåëüñòâîì è èíûìè íîðìàòèâíûìè ïðàâîâûìè àêòàìè, ñîäåðæàùèìè íîðìû òðóäîâîãî ïðàâà. Ïðè÷åì ëîêàëüíûå íîðìàòèâíûå àêòû, óñòàíàâëèâàþùèå ñèñòåìû îïëàòû òðóäà, ïðèíèìàþòñÿ ðàáîòîäàòåëåì ñ ó÷åòîì ìíåíèÿ ïðåäñòàâèòåëüíîãî îðãàíà ðàáîòíèêîâ.

  • âîäèòåëÿì 1-ãî êëàññà — â ðàçìåðå 25%;
  • âîäèòåëÿì 2-ãî êëàññà — 10% óñòàíîâëåííîé òàðèôíîé ñòàâêè çà îòðàáîòàííîå â êà÷åñòâå âîäèòåëÿ âðåìÿ.

Òàêîé æå ïðîöåíò äîïëàòû óñòàíîâëåí Îòðàñëåâûì òàðèôíûì ñîãëàøåíèåì ïî îðãàíèçàöèÿì íàçåìíîãî ãîðîäñêîãî ýëåêòðè÷åñêîãî òðàíñïîðòà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íà 2009 — 2011 ãîäû (îò 28.11.2008 N 106/09-11) è íåêîòîðûìè äðóãèìè ñîãëàøåíèÿìè.

Ðàçðàáîòàí òàêæå ðÿä îòðàñëåâûõ íîðìàòèâíûõ àêòîâ, ðåãëàìåíòèðóþùèõ ðàçìåð äàííîé íàäáàâêè:

  • Ïðèêàç Ì×Ñ Ðîññèè îò 22.09.2009 N 545 "Î íîâîé ñèñòåìå îïëàòû òðóäà ðàáîòíèêîâ áþäæåòíûõ ó÷ðåæäåíèé Ì×Ñ Ðîññèè è ãðàæäàíñêîãî ïåðñîíàëà âîèíñêèõ ÷àñòåé âîéñê ãðàæäàíñêîé îáîðîíû";
  • Ôåäåðàëüíîå îòðàñëåâîå ñîãëàøåíèå ïî ôèíàíñèðóåìûì èç ôåäåðàëüíîãî áþäæåòà ïîäâåäîìñòâåííûì Ðîñìîððå÷ôëîòó ó÷ðåæäåíèÿì â ñôåðàõ âíóòðåííåãî âîäíîãî òðàíñïîðòà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è îáðàçîâàíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íà 2009 — 2012 ãîäû;
  • Ïðèêàç ÔÌÑ Ðîññèè îò 27.11.2008 N 389 "Î âíåñåíèè èçìåíåíèé â Ïðèêàç ÔÌÑ Ðîññèè îò 15 îêòÿáðÿ 2008 ã. N 249 "Î ìåðàõ ïî ðåàëèçàöèè Ïîñòàíîâëåíèÿ Ïðàâèòåëüñòâà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îò 5 àâãóñòà 2008 ã. N 583".

Åñëè ðàáîòîäàòåëü ïðèìåò ðåøåíèå î ââåäåíèè íàäáàâêè çà êëàññíîñòü, ðàçìåð ìåíüøèé, ÷åì óêàçàí â îòðàñëåâîì Ñîãëàøåíèè, îí óñòàíîâèòü íå ñìîæåò.

Ïîðÿäîê óñòàíîâëåíèÿ êëàññíîñòè

Ïîðÿäîê ïðèñâîåíèÿ êëàññíîñòè âîäèòåëÿì îáû÷íî ïðîïèñûâàåòñÿ â ëîêàëüíîì íîðìàòèâíîì àêòå. Äëÿ ðåøåíèÿ âîïðîñîâ î ïðèñâîåíèè (ñíèæåíèè) óðîâíÿ êâàëèôèêàöèè (êëàññíîñòè) íà ïðåäïðèÿòèè ñîçäàåòñÿ êâàëèôèêàöèîííàÿ êîìèññèÿ ïîä ïðåäñåäàòåëüñòâîì ðóêîâîäèòåëÿ îðãàíèçàöèè èëè èíîãî ëèöà, íàçíà÷åííîãî ñîîòâåòñòâóþùèì ïðèêàçîì.  ñîñòàâ òàêîé êîìèññèè ðåêîìåíäóåòñÿ âêëþ÷àòü:

  • ïðåäñòàâèòåëÿ ïðîôñîþçíîé îðãàíèçàöèè;
  • íà÷àëüíèêà îòäåëà êàäðîâ;
  • èíæåíåðà ïî îõðàíå òðóäà.

Ñîñòàâ è ïîëíîìî÷èÿ êîìèññèè ìîãóò áûòü óòâåðæäåíû ïðèêàçîì èëè ðàñïîðÿæåíèåì ðóêîâîäèòåëÿ îðãàíèçàöèè. Ïðèâåäåì ïðèìåð.

Порядок присвоения классности водителям на предприятии

У работодателя классность водительскому составу повышается спецкомиссией, которая утверждается приказом руководства. В своей работе комиссия использует Справочник и внутренний документы, к примеру, Положение о классности, которые определяют, от чего зависит классность водителя.

Соответственно повышение происходит:

Водитель 3 класса может его повысить при условии непрерывной трехлетней работы в этой должности.

Водитель 2 класса получает право на повышение при продолжительности работы не менее 2 лет. Соответственно, отработав этот срок на одном месте, он получит статус водитель 1 класса. Какие категории открыты у него в правах уже не будет иметь значения.

Нужно ли начислять надбавку за классность за периоды выплаты среднего заработка?

В определенных трудовым законодательством случаях вознаграждение за труд выплачивается работнику в виде среднего заработка, например:

за время нахождения в служебной командировке (СЃС‚. 167 ТК РФ);

при переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу (СЃС‚. 182 ТК РФ).

Нужно ли за эти периоды выплачивать водителям надбавку за классность? По нашему мнению, нет. Поясним почему. Как уже было отмечено, при расчете средней заработной платы надбавка за классность водителям уже учтена. Следовательно, выплата такой надбавки за период сохранения за работниками среднего заработка приведет к удвоению суммы доплаты. Отсюда делаем вывод: дополнительно к среднему заработку выплачивать надбавку за классность за время сохранения за работником среднего заработка не нужно.

Повышение и понижение квалификационной категории

В течение трудовой деятельности квалификационная категория водителя может быть как повышена, так и понижена.

Повышение категории

Обычно квалификационная категория повышается по решению квалификационной комиссии в двух случаях:

1) если работник открыл новую (новые) категорию (категории);

2) если работник выработал необходимый стаж работы.

Понижение категории

Если водитель автомобиля 2-го или 1-го класса не выполняет требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой, а также систематически нарушает правила дорожного движения и правила технической эксплуатации подвижного состава и допускает брак в работе, администрация учреждения по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза и по представлению квалификационной комиссии может понизить ему класс квалификации.

Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя учреждения с занесением в трудовую книжку.

Водителям, которым понижен класс квалификации, а также водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами сроком от одного года и выше, класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях.

Порядок присвоения классности водителям на предприятии

У работодателя классность водительскому составу повышается спецкомиссией, которая утверждается приказом руководства. В своей работе комиссия использует Справочник и внутренний документы, к примеру, Положение о классности, которые определяют, от чего зависит классность водителя.

Соответственно повышение происходит:

Водитель 3 класса может его повысить при условии непрерывной трехлетней работы в этой должности.

Водитель 2 класса получает право на повышение при продолжительности работы не менее 2 лет. Соответственно, отработав этот срок на одном месте, он получит статус водитель 1 класса. Какие категории открыты у него в правах уже не будет иметь значения.

Доплата за разъездную работу

Многие сотрудники интересуются, полагается ли доплата за подобный характер деятельности. При таких условиях работникам должны выплачиваться деньги, предусмотренные системой трудовой оплаты, внутренней документацией организаций и соглашениями, заключенными с ними. Какие-либо особенности в части по выплате по тарифным ставкам при разъездной работе законодательством не предусматриваются. Единственное исключение составляет статья № 168 Трудового кодекса, которая обязывает работодателя все траты сотрудника, которые связаны с разъездной работой (гостиницы, топливо, питание и так далее), компенсировать.


Условия для получения

Каждый водительский класс присваивается при выполнении определенных условий:


Многие сотрудники, чья должностная обязанность напрямую связана с управлением машинным транспортом, интересуются, чем и как отличается классность по категориям водителей в этом году. Кроме того, о том, как присвоить водителю группу и рассчитать ее, не менее часто пытаются узнать и работодатели. При этом надо помнить о том, что существует несколько критериев оценки классности. В связи с этим данное понятие может обладать серьезными отличиями в зависимости от используемого контекста.

категория водителя

Что это такое?

Речь идет о системе, в соответствии с которой осуществляется разделение водителей по разным критериям, в первую очередь по тем, что затрагивают их мастерство и уровень квалификации. Согласно им могут назначать доплату, а также обеспечивать иные механизмы регулирования трудовых отношений. В настоящее время в России имеется две системы:

  • Классность в качестве показателя трудовой квалификации. В этом случае подразумевается отнесение водителя к какой-нибудь категории для определения уровня профессионализма и соответствующего льготного назначения.
  • Классность в роли показателя безаварийности в страховом деле. Еще одной разновидностью этого понятия является деление по ОСАГО. Страховыми компаниями фиксируется водительский стаж каждого клиента, который обращается за полисом. В зависимости от числа страховых ситуаций, а также прочих факторов применяется коэффициент КБМ, который увеличивает или уменьшает стоимость услуг. Для работодателей значение может иметь классность водителей по категориям и по оценке страховых компаний.

В первой ситуации у работодателя будет точное понимание о навыке квалификации водителя. Знание классности по КБМ ОСАГО помогает предприятию сокращать расходы в том случае, если оно оплачивает страховку сотрудникам, или просто составить понимание о степени безаварийности езды конкретного работника.

водительский стаж

Классность водителя по категории

В 2019 году никаких изменений в отношении данного деления не предусмотрено. В настоящее время предполагается классифицирование водителей на три возможных категории. К каждой из них предъявляют особые требования, например:

  • К третьей могут относиться граждане, обладающие правами С, В, либо Д. При этом прочих требований, кроме обладания возможностью вождения соответствующих этому классу машинных средств и умения ликвидировать мелкие неисправности без произведения ремонта механизмов, не предусматривают. Наличие данного класса никаких дополнительных доплат сотрудниками не предполагает.
  • Вторая категория водителей обязана соответствовать более строгому требованию. В частности, им следует обладать правами, подтверждающими класс С, В, Е или же Д и Е одновременно. На фоне этого также необходимо, чтобы водитель осознавал общее техническое устройство своего транспортного средства, умел производить требуемый ремонт в рамках полевых условий, а также отработал не меньше трех лет в третьем классе в одной конкретной организации.
  • Первая категория водителей предполагает присутствие у данных специалистов права на управление транспортом класса С, В, Д, Е одновременно. Кроме того, присваиваться такой класс может только спустя два года после работы во второй категории. Предполагается наличие практического понимания принципа функционирования транспорта наряду со знанием и применением методов экономии горючих и смазочных материалов при эксплуатации машинного транспорта в сочетании с внесением и использованием рационализаторских предложений. Помимо этого, требуется умение ремонта, глубокого в том числе, с разбором механизма, вверенного автомобильного средства в полевых условиях.

присвоение классности водителям

Стаж водителя

Ранее водительский стаж никакого особого значения не имел. Он мог только указывать на мастерство водителя. Но в настоящее время он является достаточно важным параметром, который учитывается при оформлении полиса. Компании, которые предоставляют страховку, берут во внимание, насколько долго человек находится за рулем, что отражается на стоимости страховой услуги. Кстати, согласно имеющейся статистике, в большинстве ДТП виновны водители, находящиеся за баранкой уже больше четырех лет и чувствующие себя чересчур уверенными.

Порядок присвоения

Вопрос о том, как можно получить классность и порядок присвоения классности водителю, интересует многих. Получение определенной категории возможно только в том случае, когда нормативные локальные акты организации предполагают применение законодательного механизма классификации на предприятии. Если правовое внутреннее регулирование отсутствует, на присуждение определенной категории водитель рассчитывать не может и требовать от своего работодателя подобное он не вправе.

Если на предприятии имеется разделение водителей на классы, то при условии соблюдения формально установленных требований работники вправе подавать на имя руководства специальное заявление с просьбой о предоставлении им определенного статуса. Для присвоения классности водителям начальник должен сформировать специальную оценочную комиссию на предприятии, проверяющую наличествующие у сотрудника навыки и его общее соответствие требованиям.

порядок присвоения классности водителю

Вслед за этим издается решение, на основании которого работодатели должны присваивать класс сотруднику либо отказывать ему в повышении уровня. Альтернативной методикой оценки и присвоения водителям классности может послужить использование независимого центра присуждения квалификации.

Когда на испытание работники направляются самим работодателем, как правило, оплата услуг данного центра возлагается непосредственно на нанимателя. На период прохождения анализа работники не могут быть уволены за прогулы и считаются освобожденными от профессиональной деятельности с сохранением своего среднего заработка.

присвоение классности

Приказ

У работодателей классность повышается специальной комиссией, которую руководство утверждает приказом. Доплата за классность водителям в этом случае регламентируется в рамках работы данной комиссии. Для этого используются справочники и внутренняя документация. К примеру, может применяться положение о категориях, которое определяет, от чего зависит уровень мастерства водителя.

Классность водителей автобуса

Начальным является третий класс. Стоит заметить, что он присваивается при условии, что лицо управляет средством категории С, В или же автобусом.

классность водителя автобуса

Размеры доплат

Работодатели имеют право самостоятельно установить надбавки водителям легковых и грузовых автомобилей так же, как и автобусов, за классность. Водители, у которых имеется второй или первый разряд, могут рассчитывать на доплату. Эту возможность следует предусмотреть в трудовом договоре сотрудника с работодателем либо в коллективном соглашении. Чаще всего размеры надбавки следующие: за второй класс лицо получает десять процентов, а за первый ему начисляют двадцать пять. Если в положении по трудовой оплате (в договоре, соглашении) не предусматривают надбавку за данный критерий, работодатель может ее вообще не выплачивать.

Доплата водителям за ненормированный день

Для автолюбителей и дальнобойщиков может устанавливаться ненормированный день. За деятельность в таком режиме предоставляют компенсацию только в форме оплачиваемого дополнительного отпуска. Но работодатели могут платить гражданам премии за деятельность в сложных условиях рабочего времяпрепровождения.

Доплата за разъездную работу

Многие сотрудники интересуются, полагается ли доплата за подобный характер деятельности. При таких условиях работникам должны выплачиваться деньги, предусмотренные системой трудовой оплаты, внутренней документацией организаций и соглашениями, заключенными с ними. Какие-либо особенности в части по выплате по тарифным ставкам при разъездной работе законодательством не предусматриваются. Единственное исключение составляет статья № 168 Трудового кодекса, которая обязывает работодателя все траты сотрудника, которые связаны с разъездной работой (гостиницы, топливо, питание и так далее), компенсировать.

доплата за классность водителям приказ

Заключение

Таким образом, квалификационный класс водителей машинных средств в учреждениях устанавливается начиная с третьего и заканчивая первым. Им определяется возможность исполнения соответствующих видов работ по осуществлению перевозок и получению надбавок к заработной плате. Уровень квалификации присваивается по решению комиссии, которая образуется работодателем на основании приказа.

Читайте также: