Что грозит военнослужащему за подработку

Обновлено: 02.07.2024

Военная служба и опасна, и трудна, а еще связана со многими неудобствами — это постоянные переезды, жизнь в военных городках и многое другое. Риски, которым подвергают себя военные, а также сама специфика их обязанностей позволяют им рассчитывать на получение льгот. При этом наибольшую поддержку от государства получают военнослужащие по контракту. Помимо самого контрактника на получение льгот могут рассчитывать члены его семьи:

  • супруги;
  • дети в возрасте до 18 лет (а если ребенок очно проходит обучение в высшем учебном заведении — до 23 лет);
  • иные родственники, которые находятся на иждивении защитника отечества.

Предоставление мер социальной поддержки военнослужащим по контракту закреплено в законодательном порядке. Если в льготе данной категории граждан отказывают без обоснования причин, это означает, что права военного нарушаются. Защитить ваши интересы в данном случае поможет квалифицированный юрист.

Жилищные льготы военнослужащим по контракту

Основной льготой, на которую могут претендовать военнослужащие по контракту, является возможность получения бесплатного жилья от государства. К сожалению, получить квартиру в собственность через год службы в вооруженных силах не удастся. Таким правом наделены военные, которые отслужили не менее 20 лет. Также на получение жилья может претендовать служащий по контракту, который посвятил армии не менее 10 лет своей жизни и был уволен в запас. Причины увольнения могут быть различными — ранение, неудовлетворительное состояние здоровья или достижение предельного возраста.

Тем не менее, каждый профессиональный военный с первого года службы может рассчитывать на получение служебного жилья. Собственную квартиру можно получить несколькими способами:

  1. Натуральная форма предоставления: дома строятся непосредственно для нужд Министерства обороны. Распределение квартир идет между военнослужащими в порядке очереди, при этом обязательно учитываются нормативы по выделению площади на каждого члена семьи. Данный способ предоставления жилищной льготы со временем становится все более редким. Темпы строительства намного отстают от роста очереди желающих получить квартиру, кроме того, жилье часто не подходит для большой семьи. Важно: офицер не может быть уволен со службы до получения им квадратных метров!
  2. Предоставление жилищных субсидий: на такую льготу может рассчитывать военный, у которого нет собственного жилья. Также необходимо учитывать, что государственная поддержка предусмотрена только для квартир с определенным метражом: для одиноких — 33 квадратных метра, для семьи с детьми — по 18 квадратных метров на каждого человека. Также размер субсидии увеличивается с учетом лет выслуги (более 10 лет).
  3. Получение военной ипотеки: жилищный кредит на специальных условиях предоставляется контрактнику в довольно короткие сроки после начала службы — претендовать могут те, кто отслужил уже 36 месяцев. Государство перечисляет на ежемесячной основе на специально открытый для этого счет денежные средства, достаточные для погашения ипотечного взноса. Соответственно, через 20 лет службы долговое обязательство будет полностью закрыто, а квартира перейдет в собственность военного.

Дополнительные льготы для военнослужащих по контракту

Военный по контракту, помимо улучшения жилищных условий, вправе рассчитывать на другие меры государственной поддержки. Это является своего рода компенсацией, предоставляемой за защиту безопасности государства.

Во-первых, контрактник не должен работать в выходные дни без дополнительной денежной компенсации своего труда. При этом неважно, чем была вызвана необходимость работы в сверхурочное время. Таким образом, человек получает деньги взамен потерянного свободного дня.

Увеличение количества свободных дней, а точнее, дней отпуска в соответствии с количеством лет, отданных армии, также является одной из льгот, предусмотренных для военных. Каждые 5 лет службы позволяют увеличить время отдыха на 5 дней. Если защищать страну приходится в сложных климатических условиях (например, на Крайнем Севере), то отпуск становится дольше уже на 15 дней. А еще военные могут рассчитывать на медицинские услуги квалифицированных врачей в специализированных медучреждениях ведомства.

Не секрет, что военным приходится часто переезжать с места на место по долгу службы. Государство предусмотрело специальные льготы, чтобы сделать этот процесс более комфортным. В частности, выплачивается пособие для обустройства на новом месте. Компенсируются транспортные расходы, связанные не только с прибытием на новое место службы, но и перелет к месту отпуска.

Есть льготы и в сфере образования. После трех лет службы человек получает право на обучение в любом высшем учебном или средне-специальном заведении на безвозмездной основе. Также контрактник может уйти на пенсию через 20 лет службы. При этом он получит пособие в размере 7 окладов. Кроме того, будут компенсированы расходы, связанные с использованием личного транспорта для служебных целей.

Льготы семьям военнослужащих по контракту и военным пенсионерам

В России также сохраняется ряд льгот для военных пенсионеров, которые были уволены в запас по причине сокращения или достижения предельного возраста. В первую очередь компенсируются расходы на переезд к постоянному месту жительства, включая транспортировку имущества военного и всей его семьи. Пенсионер может отдохнуть в санатории и на курорте со значительной скидкой, а проезд до места отдыха вообще будет бесплатным.

Так как вторая половина и дети разделяют с контрактником многие тяготы службы, они также вправе рассчитывать на льготы. В военном городке не так просто найти работу, поэтому государство дает супруге военного целых пять лет для решения вопроса трудоустройства на новом месте. Именно в течение этого срока вынужденная безработица все равно будет засчитываться в качестве трудового стажа. Также семье не придется волноваться по поводу поступления детей в детские сады и школы. Такие ребята имеют право на зачисление в учебные заведения по месту жительства без очереди.

Источники:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Оплата военных сборов работнику — обязанность работодателя. Призывнику положено:

  • средний заработок за все дни;
  • компенсация проезда к месту временной службы;
  • командировочные.

Расходы компенсирует Минобороны.

Порядок призыва на военные сборы

В 2021 году президент России объявил призыв на военные сборы указом № 247 от 26.04.2021. Призывников направят в ряды Вооруженных Сил и органы федеральной безопасности.

Указ о призыве в 2021 году

В апреле на основании этого документа военкоматы составят списки граждан, которым надлежит явиться для прохождения медицинской комиссии. Повестки и извещения о необходимости явиться в военкомат высылают заранее — не менее чем за 10 дней до начала сборов. Если в организации ведется воинский учет, то уведомление направят работодателю.

По закону, если работник призывается на военные сборы, то работодатель обязан передать ему повестку, а извещение подшить к личному делу. Если работник получит повестку лично, его обязанность — известить руководство о вызове в военкомат. Все эти правила прописаны в постановлении правительства РФ от 29.05.2006. Здесь же имеется образец повестки на военные сборы, который комиссариаты обязаны использовать для призыва на сборы военнообязанных в запасе. Бланк состоит из трех частей — расписки в получении повестки, самой повестки и извещения для работодателя: каждая отрывная часть — для конкретного получателя.

Кого и на сколько призовут на переподготовку

В правилах указано, что подготовка военнообязанного в запасе проводится не чаще 1 раза в 3 года, а максимальная продолжительность учений — 2 месяца. Всего за время пребывания в запасе гражданина разрешено призывать на сборы на период не более 12 месяцев. По закону, ответственность за организацию военных сборов несут военкоматы. Они составляют списки и планируют призыв.

Одновременно ограничен возраст граждан, для которых проводится подготовка:

  • солдат, матросов, мичманов, сержантов, старшин и прапорщиков в запасе, независимо, служили они или только окончили военную кафедру, призывают до 35-50 лет с учетом присвоенного разряда;
  • для младших офицеров подготовку проводят вплоть до 50-60 лет;
  • майоров, капитанов, подполковников и полковников в запасе в комиссариаты вправе вызвать вплоть до 65 лет;
  • высшим офицерам призыв возможен вплоть до 70 лет.

Есть и исключения: они перечислены в ст. 55 закона № 53-ФЗ. Среди них — женщины, сотрудники МВД, Росгвардии, МЧС, ФТС, ФСИН, летно-технический и плавающий составы, студенты, педагоги, многодетные отцы, парламентарии и главы регионов, некоторые иные лица.

Как оформить освобождение от работы на время переподготовки

Работодатель не вправе препятствовать участию работника в подготовке и обязан на какое-то время освободить его от работы. Для этого издают приказ освобождения работника от работы в связи с повесткой в военный комиссариат (см. ст. 170 Трудового кодекса РФ). Но предпринимать что-либо необходимо только после того, как у работодателя появится отрывное извещение к повестке из военкомата о призыве сотрудника. Этот документ:

  • принесет сотрудник, если повестка придет к нему по месту жительства;
  • работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица. В такой ситуации работодатель вручает повестку сотруднику, оставив у себя извещение.

Обязательно возьмите с сотрудника расписку в получении повестки. Иначе не исключено, что гражданин не явится в военкомат, а потом заявит, что не получал повестку по месту работы. Если у работодателя не останется доказательств вручения повестки работнику, руководителя или сотрудника, ответственного за воинский учет, ждет штраф от 1000 до 3000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ). Если доказательства вручения повестки имеются, что будет, если не явиться в военкомат? Работника оштрафуют на сумму до 3000 рублей, но уже по ст. 21.5 КоАП РФ, а с организации ответственность снимут.

В извещении для работодателя указаны время начала и окончания призывных мероприятий — период, на который придется освободить сотрудника от работы. На основании этого издается приказ об освобождении от труда.

Унифицированного бланка такого приказа нет, оформляется он в произвольной форме. Помимо периода, на который работник получает освобождение от работы, в документе прописывают сохранение подчиненному зарплаты во время прохождения военных сборов, как этого требует законодательство.

призыв на военные сборы приказ на работе

При необходимости в приказе решается вопрос о возложении обязанностей временно отсутствующего специалиста на другого сотрудника.

В трудовой книжке никаких записей по этому поводу не делают.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как отразить дни прохождения работником военных сборов в табеле, а также подготовили удобный образец приказа об отбытии сотрудника на сборы. Используйте эти материалы бесплатно.

Выплаты призывникам

В ст. 6 закона № 53-ФЗ и п. 25-26 постановления правительства № 333 прописано, как оплачивать работодателю вызов по повестке в военкомат и какие выплаты положены работнику. Призывнику выплачивают:

  • средний заработок за дни отсутствия. Если работник трудится в смену, оплачиваются только рабочие для него дни;
  • расходы по проезду от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
  • расходы по найму (поднайму) жилья;
  • командировочные (суточные).

На деньги сотрудник вправе рассчитывать после того, как предъявит справку из военкомата. В ней указано количество дней, проведенных на военном мероприятии, подлежащих оплате.

Справка о прохождении военных сборов

Порядок определения компенсации в виде среднего заработка определен в пункте 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 01.12.2004 № 704. Там прописано, сколько платят за военные сборы организации. Расчет среднего заработка производится по общим правилам, поскольку военные сборы в ТК РФ не рассматриваются как исключительный вариант, и специального способа исчисления для них не предусмотрено.

У работодателей часто возникает вопрос, когда надо выплатить средний заработок при прохождении военных сборов, поскольку ни в одном законодательном акте отдельно этот момент не рассматривается. На расчеты у работодателя имеется время (до 10 дней), а выплатить деньги следует в первый после выхода на работу день выдачи заработной платы.

Компенсации организациям

Затраты, связанные с выплатой работнику среднего заработка, иногда существенные. Но работодатель не оплачивает военные сборы из собственных средств, учитывая, что работник в период отсутствия исполняет государственную обязанность. Закон говорит: все расходы компенсирует государство за счет средств федерального бюджета через Министерство обороны.

  • данные призывника;
  • период, когда он отсутствовал;
  • размер среднего заработка работника и сумму, которую требуется компенсировать.

Письмо следует оформить на бланке организации, указав реквизиты банковского счета для перечисления компенсации.

В правилах не установлен конкретный срок, в течение которого военкомат перечисляет деньги на счет организации, оплатившей работнику период пребывания на сборах. В среднем затраченные средства возмещаются из казны в месячный срок со дня предоставления документов.

Налоги и сборы с сумм, выплаченных работнику за военные сборы

Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Но источник, из которого осуществляется оплата рабочего дня при вызове в военкомат по повестке, — бюджет. Работодатель в этих отношениях — только промежуточное звено: сначала он выплачивает деньги, затем расходы возмещают ему из бюджета. Все выплаченные работнику суммы учитывают в составе расходов на оплату труда, в силу пункта 6 статьи 255 НК РФ, и облагают:

Страховые взносы, исчисленные из среднего заработка, учитываются, в соответствии со статьей 264 НК РФ, как прочие расходы организации. В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают в составе внереализационных доходов.

Порядок, как отразить средний заработок сотруднику на время военных сборов в учете, зависит от принятой в работе организации учетной политики. Возможны два варианта отражения таких выплат:

  1. Отнесение на расходы организации в обычном порядке, как и иные выплачиваемые работникам суммы (п. 5, 7 и 16 ПБУ 10/99). В этом случае необходимо сделать следующую проводку: Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.
  2. В связи с тем, что эти выплаты возмещаются из бюджета, возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 ПБУ 10/99). В этом случае бухгалтеру необходимо сделать такую проводку: Дебет 76 Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.

Полученная организацией компенсация за военные сборы не включается в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата за услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности, но это некорректная позиция. Деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, — возмещение расходов, понесенных в связи с выплатой среднего заработка работнику, призванному государством, а не оплата услуги. Потому НДС они не облагаются, что подтверждают и судебная практика, и Минфин.

Ответственность за отсутствие на военных сборах

Если руководство организации не обеспечило своевременную явку работника по вызову военного комиссариата, то к нему применят санкции статьи 21.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей.

Для самого работника ответственность за неявку в военкомат без уважительной причины прописана в статье 21.5 КоАП РФ. Это штраф до 3000 рублей. Кроме того, уклонение от воинских обязанностей — уголовно наказуемое деяние, санкции по которому предусмотрены статьей 339 УК РФ и достигают 7 лет лишения свободы.

Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата приведены в статье 7 закона № 53-ФЗ. Это болезнь призывника, тяжелое состояние здоровья родственников, препятствия, возникшие в результате действий непреодолимой силы, и другие. Производственная необходимость к таким причинам не относится, поэтому работодателю следует обеспечить явку в военкомат, чтобы избежать проблем как для себя, так и для работника.

1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, -

наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

2. Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, -

наказываются лишением свободы на срок до двух лет.

3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, -

наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца -

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Комментарии к ст. 337 УК РФ

1. Непосредственным объектом уклонений от военной службы, описанных в комментируемой статье, является установленный порядок пребывания на службе, порядок ее прохождения от призыва до увольнения в запас, в соответствии с которым военнослужащий должен проходить службу в установленном месте и выполнять служебные обязанности в полном объеме.

Установление и применение уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК) и от прохождения альтернативной гражданской службы (ч. 2 ст. 328 УК), самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК), дезертирство (ст. 338 УК), уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК) не затрагивают конституционного права на труд гражданина, совершившего указанные преступления, и не противоречат нормам международного права (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы").

Признаки самовольности, отсутствия уважительных причин и цели временного уклонения от военной службы свидетельствуют о совершении содеянного умышленно.

В комментируемой статье предусмотрено несколько преступлений, различающихся между собой по субъекту и продолжительности уклонения.

2. Субъектом преступления, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 337, являются военнослужащие, проходящие службу по призыву на должностях рядового и сержантского составов. К ним, в частности, относятся курсанты военных образовательных учреждений до заключения контракта о прохождении военной службы; курсанты, отчисленные из военного образовательного учреждения за неуспеваемость или недисциплинированность до заключения контракта, а также курсанты, отказавшиеся заключить контракт, если они в установленном законом порядке направлены или подлежали направлению для прохождения военной службы по призыву; военнослужащие в возрасте до 27 лет, проходящие военную службу по контракту, не прошедшие военную службу по призыву. Действие ст. 337 распространяется также на граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Не могут являться субъектом воинских преступлений против порядка прохождения военной службы лица, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" подлежали освобождению от призыва на военную службу либо не подлежали призыву на службу, но были призваны в нарушение требований законодательства.

3. В соответствии с п. 1 ст. 26 и п. 10 ст. 38 указанного Федерального закона после фактической отправки призывников из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы призыв на военную службу завершен, и данные лица приобретают статус военнослужащих. В случае самовольного оставления ими воинского эшелона (команды) в пути следования к месту прохождения службы ответственность за уклонение от военной службы должна наступать по соответствующим статьям гл. 33 УК.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Поэтому после достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

4. По делам об уклонении от призыва на военную службу необходимо выяснять, имеются ли предусмотренные ст. ст. 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" основания, при наличии которых граждане не призываются на службу.

5. Часть 2 ст. 337 устанавливает повышенную уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы (неявку в срок на службу) военнослужащих по призыву, которые фактически отбывают наказание в дисциплинарной воинской части в качестве осужденных, т.е. зачисленных в списки переменного состава дисциплинарного батальона (роты).

6. Под продолжительностью самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу понимается фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы), исчисляемое с момента самовольного оставления части (места службы) либо истечения установленного срока явки на службу и до момента прекращения такого пребывания по воле или вопреки воле лица (например, добровольная явка в часть (к месту службы) или в органы военного управления, задержание). При этом срок незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) исчисляется сутками и месяцами.

В случае самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу продолжительностью свыше 2 суток, но не более 10 суток (ч. ч. 1 и 2 ст. 337) свыше 10 суток, но менее одного календарного месяца (ч. 3 ст. 337), течение срока начинается при самовольном оставлении части (места службы) с часа убытия, а при неявке в срок на службу - с часа, следующего за установленным временем явки (если час не установлен, то с ноля часов суток, следующих за датой явки), а оканчивается в час фактической явки либо задержания.

Если военнослужащий имел намерение самовольно отсутствовать в части (в месте службы) в пределах сроков, установленных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 337, но был задержан до истечения этих сроков, содеянное следует квалифицировать как покушение на соответствующее преступление в зависимости от направленности умысла. При этом фактическая продолжительность самовольного отсутствия для квалификации его действий значения не имеет и может составлять менее 2 суток (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - менее 10 суток).

В случае, когда лицо добровольно возвращается в часть (к месту службы) до окончания срока, в течение которого оно намеревалось самовольно отсутствовать, содеянное подлежит квалификации по соответствующим частям ст. 337 в зависимости от фактической продолжительности самовольного отсутствия. Если при этом лицо находилось вне части (места службы) не свыше 2 суток (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - не свыше 10 суток), содеянное не является уголовно наказуемым, а признается грубым дисциплинарным проступком.

7. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает более строгую уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы, а также неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше 10 суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу как по призыву, так и по контракту.

Правовое положение лиц, проходящих службу по контракту, определяется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Такой статус, в частности, имеют и те офицеры, которые поступили на военную службу посредством призыва.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, считается самовольно оставившим часть или место службы в случае ухода без соответствующего разрешения со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом (распоряжением) командира (начальника) времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью. При этом для квалификации содеянного по ст. 337 необходимо установить наличие цели уклониться от исполнения обязанностей военной службы на срок свыше 10 суток, но не более одного месяца (ч. 3) либо на срок свыше одного месяца (ч. 4 указанной статьи) (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

8. По ч. 4 ст. 337 подлежат квалификации деяния, совершенные продолжительностью свыше одного месяца.

Если самовольное оставление части (места службы) или неявка в срок на службу продолжались ровно один календарный месяц, содеянное подлежит квалификации по ч. 3 ст. 337. При этом в расчет принимается календарный месяц независимо от количества содержащихся в нем дней. Течение срока начинается со дня самовольного оставления части (места службы) или истечения срока явки на службу, а оканчивается в день фактической явки либо задержания.

9. Если лицо совершает несколько уклонений от военной службы с единой целью, ответственность за которые предусмотрена одной и той же частью ст. 337, содеянное может быть квалифицировано как единое преступление.

Уклонения от военной службы, предусмотренные разными частями ст. 337, требуют квалификации и соответствующего наказания по правилам совокупности преступлений. При этом покушение на самовольное оставление части или неявку в срок на службу должно получить самостоятельную юридическую оценку (со ссылкой на ст. 30 УК).

Самовольное оставление части или места службы, совершенное во время несения боевого дежурства, пограничной, караульной или иной специальной службы, требует дополнительной квалификации также по ст. ст. 340 - 344 УК при наличии признаков соответствующих специальных составов преступлений.

10. Примечание к ст. 337 предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям военнослужащих, впервые совершивших самовольное оставление части или места службы или неявку в срок на службу вследствие стечения тяжелых обстоятельств. Перечень таких обстоятельств не определен, они должны оцениваться в каждом конкретном случае. С учетом нормативно определенных оснований отсрочек от службы и поводов для возможного предоставления отпусков по семейным причинам к ним могут быть отнесены крайне неблагоприятные обстоятельства, сложившиеся на военной службе, тяжелые семейные, личные причины и т.п.

Пленум Верховного Суда РФ под стечением тяжелых обстоятельств рекомендует понимать объективно существовавшие на момент самовольного оставления части (места службы) неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера, воспринимавшиеся военнослужащим как негативные обстоятельства, под воздействием которых он принял решение совершить преступление. К ним могут относиться, в частности, такие жизненные обстоятельства, которые обусловливают необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к месту нахождения близких родственников (тяжелое состояние здоровья отца, матери или других близких родственников, похороны указанных лиц и др.) либо существенно затрудняют его пребывание в части (в месте службы) в силу различных причин (например, из-за неуставных действий в отношении военнослужащего, невозможности получить медицинскую помощь) (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

Если тяжелые обстоятельства устранены или отпали (например, отпала необходимость ухода за близким родственником), а военнослужащий продолжает незаконно пребывать вне части (места службы), за последующее уклонение от военной службы он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.


В Военную коллегию адвокатов Приморского края неоднократно обращаются военнослужащие по вопросам, связанным с привлечением их к исполнению обязанностей военной службы сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

Настоящая статья подготовлена применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Министерстве обороны РФ с целью доведения существующего порядка и условий выполнения служебных обязанностей и привлечения к мероприятиям, проводимым сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

В данном случае норма является отсылочной и для установления конкретного времени отсылает к обще трудовому законодательству.

Федеральным законом, дающим определение нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени является Трудовой кодекс РФ.

Нормальная продолжительность еженедельного рабочего времени установлена ст.91 Трудового кодекса РФ в размере, не превышающем 40 часов в неделю.

Вместе с тем, учитывая специфику военной службы, необходимость выполнение поставленных задач, ст.11 Закона предусмотрены следующие случаи привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей сверх общей продолжительности служебного времени и соответствующая компенсация.

1) Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

В данном случае учету подлежит время привлечения военнослужащих сверх установленной продолжительности за исключением случае, указанных в п.3 ст.11 , п.3.1 ст.11 Закона.

2) Привлечение военнослужащих к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени: боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации.

3) Привлечение военнослужащих к мероприятиям, указанным в п.1, 3 ст.11 Закона, проходящих военную службу в частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

По первому случаю:

Учет служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха производится согласно п.1 – 4 Приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.

Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей свыше 40 часов в неделю подлежит компенсации посредством предоставления суток отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.

Согласно данного Приложения, учет ведется в часах, отдельно относительно сверхурочного времени в рабочие дни и отдельно относительно сверхурочного времени в выходные и праздничные дни.

Ответственность по учету возложена на командиров подразделений посредством ведения журнала учета.

Порядок и форма ведения журнала учета определены Приказом МО РФ от 30.10.2015 № 660.

Суть правовой нормы, закрепленной в п.1 ст.11 Закона сводится к тому, что в течение недели командиром подразделения производится учет привлечения военнослужащего сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Данный учет учитывается в часах. В случае, если суммарное количество часов достигло – 8, у военнослужащего появляется право на предоставление дня отдыха.

1) военнослужащий согласно распорядка дня должен находится на территории войсковой части до 18.30, однако в этот день, в связи с необходимость подготовки техники к убытию в утренний рейс, задержался до 20.20 – учету подлежат 2 часа.

2) военнослужащий в течение недели привлекался к несению службы в суточном наряде 2 суток, дополнительно помимо несения службы в наряде исполнял повседневные обязанности в течение недели 23 часа. Учету подлежит время, исходя из следующего расчета: 48 часов (2 суток) + 23 – 40 = 31 час = 31 : 8 = 3 суток 7 часов.

По второму случаю:

Мероприятия, подлежащие учету при предоставлении дополнительных суток отдыха, определены Приказом МО РФ от 10.11.1998г № 492, к ним относятся:

  1. Мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями.
  2. Боевое дежурство (боевая служба).
  3. Мероприятия оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил):
  • оперативные учения;
  • оперативно-тактические учения;
  • тактические учения с боевой стрельбой;
  • командно-штабные и штабные учения;
  • командно-штабные тренировки;
  • тактико-специальные учения;
  • опытные и исследовательские учения;
  • мобилизационные и специальные учения;
  • летно-тактические учения;
  • военные игры;
  • маневры войск (сил);
  • оперативно-полевые поездки;
  • выходы в море кораблей (судов) и подводных лодок, вылеты авиации по плану боевой подготовки, выполнения задач обеспечения сил флота, межбазовых переходов и в чрезвычайных обстоятельствах.
  1. Проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы:
  • плановые;
  • внезапные;
  • итоговые (контрольные).
  1. Инспектирование войск (сил).
  2. Проведение государственных, заводских и ходовых испытаний вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники.
  3. Выполнение мероприятий в зонах чрезвычайного положения. Участие войск в обеспечении режима чрезвычайного положения.
  4. Выполнение мероприятий по ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведение карантинных мероприятий.
  5. Погрузка (выгрузка) оружия и боеприпасов на носители, производство которой не может быть остановлено без завершения технологических процессов.
  6. Участие в проведении миротворческих операций.
  7. Выполнение других боевых и специальных задач, определенных действующим законодательством.

Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определен в п.5 Приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.

Согласно данного Приложения, учет ведется в сутках.

В отличие от предыдущего вида, содержащегося в п.1 ст.11 Закона, ведение журнала учета ни в войсковой части, ни в подразделении не предусмотрено. Данное обстоятельство обусловлено тем, что привлечение к вышеназванным мероприятиям производится на основании соответствующих приказов, вследствие чего у командования имеется реальная возможность проверить обстоятельства фактического привлечения военнослужащего к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени и дополнительный учет нецелесообразен.

Суть правовой нормы, закрепленной в п.3 ст.11 Закона сводится к тому, что военнослужащий после окончания мероприятий, вправе обратиться с рапортом о компенсации времени, привлечения его к мероприятиям. При этом данная норма не связана с нормальной продолжительностью рабочего времени и компенсация производится в зависимости от количества суток привлечения к мероприятиям.

При этом расчет компенсации производится из расчета 3 суток мероприятий = 2 суткам отдыха.

В соответствии с п.3 ст.11 Закона предусмотрено два вида компенсации: предоставление дополнительных суток отдыха, либо предоставление по желанию военнослужащих вместо дополнительных суток отдыха денежной компенсации.

Порядок и условия выплаты денежной компенсации предусмотрены Приказом МО РФ от 14 февраля 2010 года № 80.

Данным приказом Министром обороны РФ подчиненным должностным лицам предписано выплачивать компенсацию при наличии просьб военнослужащих.

Данная выплата производится посредством издания приказа командиром воинской части, в котором военнослужащий проходит военную службу на основании поданных военнослужащими рапортов. В приказе указывается количество дополнительных суток отдыха и сумма компенсации.

Для определения суммы компенсации применяется следующий расчет:

(оклад по должности + оклад по воинскому званию) : 30 х количество суток отдыха.

По третьему случаю:

Согласно п.3.1 ст.11 Закона военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - соединения и воинские части постоянной готовности), дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи не предоставляется.

После ознакомления с данной правовой нормой у военнослужащих, проходящих военную службу в частях боевой готовности, возникает закономерный вопрос, а каким образом компенсируется переработка применительно к ним.

При этом Закон в отличие от предыдущих случаев не дает прямого ответа.

П.3.1. Закона был введен Федеральным законом от 26.04.2004 № 29-ФЗ, этим же законом в ст.13 Закона вводилась правовая норма, согласно которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, дополнительно выплачивается дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Однако, уже 22.08.2004 года, данная редакция была изменена Федеральным законом № 122-ФЗ, и в новой редакции указание на установление дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки непосредственно для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, была исключена, вместо этого надбавка была распространена на всех военнослужащих.

С введением нового порядка обеспечения денежным довольствием с 2012 года дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки была вовсе исключена.

Неопределенность порядка компенсации переработки для данной категории военнослужащих, была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в свое Определении от 09 декабря 2014 года № 2743-О пришел к выводу о том, что время переработки и привлечения к мероприятиям компенсируются посредством установления и выплаты дополнительной надбавки, как военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения.

Согласно п.53 Порядка, утвержденного Приказом МО РФ от 30.12.2011 № 2700 такая надбавка установлена в размере 50% оклада по воинской должности.

Читайте также: