Подготовлены ли наглядные пособия и тсо

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Особую актуальность эта проблема приобретает в профессиональном образовании, в частности в учреждениях среднего профессионального образования, в силу их ориентированности на подготовку компетентных специалистов, так как основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.
Одним из факторов влияющим на повышение качества образования является совершенствование системы наглядных учебных пособий.
Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным педагогом является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения.
Наглядные учебные пособия используются на различных этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при закреплении его обучающимися, во время повторения изученного материала и при проверке знаний обучающихся, а также во внеклассной работе.
Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Применение различных средств наглядности активизирует обучающихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.
Значение наглядных пособий в преподавании любого предмета трудно переоценить, без них невозможно организовать учебный процесс. Наглядные пособия призваны реализовывать один из важнейших принципов педагогики и дидактики – принцип наглядности.

Оценить 754 0

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Подготовила Поскребышева Э.В.

преподаватель первой категории.

2.2.Классификация наглядно-демонстрационных пособий.

В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Особую актуальность эта проблема приобретает в профессиональном образовании, в частности в учреждениях среднего профессионального образования, в силу их ориентированности на подготовку компетентных специалистов, так как основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Одним из факторов влияющим на повышение качества образования является совершенствование системы наглядных учебных пособий.

Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным педагогом является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения.

Наглядные учебные пособия используются на различных этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при закреплении его обучающимися, во время повторения изученного материала и при проверке знаний обучающихся, а также во внеклассной работе.

Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Применение различных средств наглядности активизирует обучающихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

Значение наглядных пособий в преподавании любого предмета трудно переоценить, без них невозможно организовать учебный процесс. Наглядные пособия призваны реализовывать один из важнейших принципов педагогики и дидактики – принцип наглядности.

2.1.Наглядность – 1. свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта; 2. один из принципов обучения.

Наглядность в педагогике означает принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых обучающимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений обучающихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

Теоретическое обоснование принципа наглядности обучения впервые было дано Я.А. Коменским в XVII в. Великий чешский педагог, нашел средство, облегчающее ребенку изучению книжного материала. Коменский считал, что чувственное познание является источником знаний, и чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное знание, тем, следовательно, лучше развивается разум.

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.

Глубокое психологическое обоснование наглядности обучения было дано К.Д. Ушинским, который считал, что наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. К.Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.

А С.Г. Шаповаленко предложил делить средства обучения не по внешним атрибутам, а с учетом и роли в учебном процессе.

Таким образом, суть принципа наглядности состоит в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала.

2.2. Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако в процессе обучения можно выделить наиболее общие виды наглядности:

Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (слайды, презентации, видеоролики, учебные фильмы и пр.). Преимущества изобразительной наглядности, к примеру, учебных фильмов заключаются в том, что она дает возможность более полно изучить материал.

Графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения.

Другим видом наглядности является практический показ студентам тех или иных действий: работа с определенным оборудованием находясь на учебной практике в мастерских и лабораториях.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление.

Также в классификации учебно-наглядных пособий необходимо выделить широкий набор раздаточных дидактических материалов. Дидактический материал- это особый вид учебных наглядных пособий , использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых и экономии учебного времени. К числу такого рода источников учебной информации относят различные карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач; технические средства обучения.

К традиционным следует отнести печатные учебные пособия для оформления кабинетов – плакаты, иллюстрации и многое другое, выполненные на разной основе (бумага, картон и т.п.) в различном формате (А4 и т.д.) и с помощью разных технологий представления .

К перспективным и динамично развивающимся направлениям относятся: электронные презентации, электронные плакаты (на CD ).

Интерактивные наглядные пособия в виде электронных презентаций и плакатов предназначены для демонстрации преподавателем через крупноформатный телевизор или при помощи проектора на экран, или на интерактивную доску.

В последнее время в образовательный процесс активно внедряются компьютерные средства обучения. Особенно следует отметить мультимедиа-систему и Интернет. Они умножают информативность образовательного процесса, обогащают его содержание, создают условия для его интенсификации, кардинально меняют технологии информационного методического обеспечения. Возникает необходимость создания автоматизированных банков данных научно-методической информации, информационно-методического обеспечения учебного процесса и создания базы для внедрения элементов дистанционного обеспечения.

Наглядные пособия долго остаются в памяти, в то время как слова забываются.

Компьютерные информационные образы (слайды) можно легко распечатать и использовать в качестве раздаточного материала, а также для подготовки к тестированию, экзаменам или для самостоятельной работы.

Методика применения наглядных пособий зависят от того, на какой стадии изучения материала они применяются. Демонстрировать нужно тогда, когда в этом возникла необходимость во времени и по содержанию изучаемого материала. Одно и то же наглядное пособие или комплекс наглядных пособий и технических средств различным образом применяются при объяснении нового материала, при закреплении знаний и их проверке.

Одним из распространенных видов наглядности являются таблицы, фотографии, схемы, стенды.

Многие наглядные пособия студенты делают своими руками. Если наглядное пособие выполняют студенты, у них неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала.

Таблица– это самое простое изображение материала, в котором основными элементами являются колонки и линии. Число столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть различное. Таблицы легко создавать, они просты в использовании и существенно облегчают восприятие текста.

Практически любая информация, представленная в виде таблицы, значительно легче воспринимается. Рекомендуется использовать таблицы, когда необходимо:

• повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста,

• произвести сравнение двух или более объектов,

• осуществить группировку ряда объектов,

• произвести систематизацию тех или иных объектов.

Таблицы по функциональному предназначению разделяют на три вида:

-Разъяснительные таблицы – в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют осознанному его усвоению и запоминанию.

-Сравнительные таблицы – осуществляют сопоставление, противопоставление и сравнение объектов. Сравниваться могут любые элементы, при сравнении выделяются общие, особенные, единичные и другие признаки.

-Обобщающие или тематические таблицы – подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности такие таблицы перечисляют основные черты явлений, событий, процессов, подчеркивая самое существенное в них.

Таблицы систематизируют изучаемый материал, облегчают повторение пройденного материала, могут быть размещены в форме выводов в конце темы.

Схема – это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками (линиями, стрелками, квадратами, кружками и т.п.), а отношения и связи – взаимным расположением частей и использованием разнонаправленных стрелок.

По функциональному признаку схемы делятся на следующие типы:

• сущностные схемы, отражающие составные части понятий, явлений, процессов и т.п.

• логические схемы, устанавливающие логическую последовательность между частями понятий, явлений, процессов и т.п.

• образные схемы, улучшающие понимание трудных мест в тексте.

Не только таблицы, но и схемы позволяют акцентировать внимание обучающихся на главном в изучаемом материале, подводят их к осмыслению той или иной закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, а требуют определенной мыслительной активности, развивают абстрактное мышление.

Стенды - это информационные доски с элементами декора служат для информирования обучающихся и преподавателей посредством размещения сменной текстовой информации в пластиковых прозрачных карманах или на металлических носителях.

Демонстрация видеороликов и учебных фильмов-их использование целесообразно при изучении нового материала. Необходимо перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария и записи обучающимися информации.

Опорный конспект- любая наглядная конструкция, которая состоит из элементов в виде схем, таблиц, знаков, символов, обозначений, расположенных определенным образом , и несущих определенную информацию.

Кейс- задача- проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.

Разноуровневые карточки-задания- Различают задания:

1.Репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины.

2.Реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать , анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей.

3.Творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать свою точку зрения.

Ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании средств наглядности:

1) Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям обучающихся.

2) Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока.

3) Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций.

4) Детально продумывать руководство восприятием студентов пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.).

5) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

6) Привлекать самих студентов к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Таким образом, на основании изложенного материала можно сделать вывод о необходимости оптимального использования средств наглядного обучения и других методов в учебном процессе, что в свою очередь приводит к следующим результатам:

- помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным;

- использование различных методов позволяет увеличить эффективность и качество усвоения обучающимися учебного материала;

- помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;

- обладая значительной силой эмоционального воздействия, наглядные пособия (таблицы, иллюстрации и макеты) имеют большое воспитательное значение в преподавании предмета;

- применение наглядности на уроке активизирует мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.

Необходимость применения компьютерных технологий в качестве наглядности на уроках, обоснована как результат технического прогресса, имеющего немалое влияние на образовательный процесс. Использование компьютерных карт, учебников, поисковых систем в рамках работы на уроке, усиливает не только необходимый методический аспект, но также создает комфортные условия для обучения.

Введение новых стандартов образования и внедрение современных технологий в процесс обучения делают более доступным использование на уроках метода наглядности.

Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным педагогом является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Наглядные пособия могут способствовать выполнению учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретических сведений и формирование умений. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали выполнению учебной задачи и усвоению знаний необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать и разрабатывать наглядные пособия.

Список использованных источников и литературы:

1.Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – с. 96.

3. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М, 2000.

4.Матвеева Т.С. Проблемно-поисковая деятельность на наглядно-образной основе как средство развития познавательной активности учащихся. Автореферат. Чебоксары 2000 г.

6.Молочков В. Наглядность как принцип обучения. // Учитель № 1 / 2006г.

7.Нестерова И.Н. Проблема наглядного обучения в педагогическом опыте Н.Ф. Бунакова и П.Ф. Каптерова // Историко-педагогическое наследие П.Ф. Каптерова и проблемы современного образования: материалы Российской научно-практической конференции. Воронеж, 2002 г.

8. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. - М, 2001.

9.Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК. – М.: 1998 г.

Технические средства обучения: сущность, виды и функциональная роль в образовательном процессе

Технические средства обучения – это ресурсы, устройства, приборы, используемые в качестве инструментов овладения знаниями и навыками в различных сферах и направлениях деятельности.

В образовательном процессе используется большое количество технических средств. Каждое из них имеет свое целевое назначение и функциональную роль.

Выделяют следующие виды технических средств:

Технические средства, используемые в образовательном процессе, должны обладать всей необходимой функциональностью т.е. выполнять те операции, которые требуется для достижения целей и задач образования. У них должны быть разные режимы работы и возможности применения. Кроме того, технические средства должны быть удобными в применении и безопасными в использовании в образовательной деятельности.

Функциональная роль технических средств обучения сводится к выполнению ими следующих функций:

  • Коммуникативная – передача учебной информации;
  • Управленческая – предварительная подготовка к выполнению конкретной учебной деятельности, операций. Здесь же, реализуется обратная связь с пользователями т.е. с учащимися: оценка знаний и успешности освоения материала;
  • Исследовательская – ориентация на использование учебной информации в разных аспектах познания т.е. учебный материал может быть использован в разных вариациях и формах, а также в разных аспектах познавательной деятельности;
  • Кумулятивная – объединение учебной информации, ее хранение и представление на технических устройствах разного типа, а также возможность ее обработки и передачи.

Готовые работы на аналогичную тему

Направления применения технических средств обучения

Технические средства применяются в образовательной системе в целом и в отдельном учебном заведении в частности. Их применение реализуется по следующим направлениям:

  1. Планирование и подготовка учебного занятия педагогом. Это может реализовываться, посредством ПК, Интернет ресурсов, мультимедийных средств.
  2. Наглядное представление учебного материала с помощью технических средств.
  3. Источник информации для самостоятельного поиска и познания учащимися.
  4. Разработка педагогом цифровых образовательных ресурсов для их использования на отдельных этапах учебного занятия и внеклассной работы.
  5. Контроль знаний учащихся. Благодаря техническим средствам можно чаще проводить оценку освоения учащимися знаний и вносить коррективы в образовательные программы и планы деятельности.

Рисунок 1. Методика применения ТСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Условия эффективного использования технических средств обучения

Чтобы технические средства были эффективным инструментом в руках педагога, необходимо использовать их с соблюдением ряда условий:

  1. Предварительная подготовка материала, представляемого с помощью технической аппаратуры т.е. если педагог хочет показать фрагмент фильма, схему или дать прослушать аудио информацию, требуется подобрать подходящую для конкретного учебного занятия и его этапа;
  2. Наглядность материала не исключает разъяснений педагога;
  3. Педагог излагает материал последовательно, не нарушая логики и смысла содержания, т.е. технические средства должны соответствовать устному изложению;
  4. Демонстрация кадров во время изложения конкретного вопроса. Это обусловлено связью между слуховым и визуальным восприятием и ее продуктивностью в обучении;
  5. Демонстрация изучаемых явлений, объектов, процессов в их развитии и динамике;
  6. Реальность представления реальных объектов и процессов с их признаками и особенностями.

Рисунок 2. Требования к преподавателю при использовании ТСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 25 03 2022

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Средства наглядности – это значимая составляющая системы средств обучения.

Наглядность – это универсальное средство обучения и воспитания, которое точно отражает разнообразие определенных явлений, а также предметов окружающего мира; организует восприятие и наблюдение учениками настоящей реальности; оказывает сильное влияние на сенсорную сферу учащегося, отлично развивает его наблюдательность, воображение, мышление; эффективно стимулирует познавательную и творческую активность, помогает развивать интерес к обучению; способствует обобщениям; улучшает качество усвоения и так далее.

Подходов к систематизации наглядных средств обучения существует довольно много. Рассмотрим следующие из существующих классификаций. Согласно первой, сформулированной Л.Ф. Меняевым, наглядные средства делятся на такие группы, как объемные пособия (то есть коллекции, модели, приборы, аппараты и прочее), печатные пособия (то есть плакаты, картины, графики, портреты, таблицы и так далее), проекционный материал (то есть видеофильмы, кинофильмы, слайды и прочее).

В.Ф. Шаталов создал методику интенсификации обучающего процесса, которая включает в себя новейшие приемы преподавания, подготовки наглядных пособий и их последующего использования. Важнейшая составляющая в ней – это опорные сигналы. По сравнению с классической наглядностью, это не некие изображения, а своеобразные коды вещей, процессов, явлений, событий, понятий, которые располагаются в определенной последовательности и пространстве, образуют какую-то картинку, плакат либо иллюстрацию, а также способствуют более скорому и прочному запоминанию. Психологической базой этой методики называют мнемотехнику.

Классификация наглядных средств по их точному содержанию считается одной из самых распространенных. Относительно данного критерия можно выделить следующие наглядности:

  • Естественная монументальная наглядность – это реальные монументальные памятники прошлых лет и некие памятные места (к примеру, пирамиды Древнего Египта, Колизей, новгородский Софийский собор, московская Красная площадь и прочее).
  • Настоящие предметы материальной культуры, то есть археологические находки, предметные остатки – орудия труда, зерно, кости, плоды, деньги, оружие, какие-то украшения и прочее.
  • Специально созданная предметная наглядность – это некие макеты, модели, реконструированные предметы обихода и труда.
  • Изобразительная наглядность – это учебные картины, а также репродукции.
  • Условно-графическая наглядность – это схематически изображенные рисунки, аппликации, карты, схемы, диаграммы, графики, печатно-раздаточные материалы и прочее.
  • Технические обучающие средства – это кинофильмы (либо некие кинофрагменты), диафильмы, аудиозаписи, диапозитивы, авторские видеозаписи, компакт-диски и т.д.

Подробнее рассмотрим создание видеосредства наглядности, называющегося авторская видеозапись, которая применяется в учебном процессе высшего учебного заведения. Это такая запись обучающего назначения, которая сделана не в профессиональной студии; она предполагает соединение деятельности и аудиовизуализации, и сделана не в профессиональной студии; она предполагает соединение деятельности и аудиовизуализации, из-за которого обеспечивается непроизвольное запоминание, а также включаются слуховой и зрительный анализаторы. Это дает студентам возможность в значительной мере усвоить нужный учебный материал. Авторская видеозапись создается, чтобы решать определенные обучающие задачи для конкретной группы студентов с учетом имеющихся у них интересов, психолого-педагогических особенностей, степени подготовки на конкретном отрезке времени. Организация деятельности по изготовлению авторских видеороликов и их дальнейшего использования в обучающем процессе высшего учебного заведения состоит из двух блоков: информационного и документального.

Информативный блок в изготовлении авторских видеороликов

Информативный блок создается на таких уровнях сложности: а) создание видеосредства учителем либо учительской группой, б) создание видеосредства учениками при ведущей организаторской роли педагога. В структуру информативного блока включают: непосредственное создание видеосредства (то есть определение учебной цели, последующее написание плана, разработка сценария, видеосъемка); использование видеосредства (нахождение уровня первоначальных знаний, навыков и умений, снятие языковых, а также технических трудностей, выполнение подготовительных упражнений, просмотр получившегося видеофильма, выполнение неких условно-коммуникативных упражнений, которые включают озвучивание, выполнение коммуникативных упражнений на базе данного видеофильма, выявление полученного уровня знаний, навыков и умений, а также сравнение получившихся результатов).

Документальный блок в изготовлении авторских видеороликов

Документальный блок тоже имеет два уровня сложности, такие как: а) документализация студенческих монологов, диалогов, полилогов, в которых основными действующими лицами выступают сами обучающиеся, б) документализация проектов, которые созданы самой студенческой группой. В структуру документального блока включены: создание видеосредства (нахождение учебной цели, разработка плана, написание сценария, разучивание определенных ролей, снятие психологических и технических сложностей, съемка пробного монолога, а также основная съемка: монолог, полилог, диалог, проект); использование видеосредства (нахождение степени сформированности первичных навыков и умений, просмотр первичной видеозаписи, анализ получившихся результатов согласно схеме: студент-группа-педагог, вторичная съемка, а также анализ ее результатов, нахождение достигнутого уровня сформированности умений и навыков, а также сравнение их с первоначальными результатами).

В качестве критериев результативности использования авторской видеозаписи выступают обученность и рефлексивность.

Информационная и познавательная функции наглядных средств

В учебном процессе наглядные средства имеют информационную и познавательную функции, то есть ознакомление с процессами и явлениями, которые не поддаются воспроизведению; с внешним обликом предмета в его нынешнем виде и в его историческом развитии; наглядное представление о сравнении либо изменении характеристик явления либо процесса; касательно устройства этого предмета и принципа его действия, его управления, технике безопасности и так далее. Группируясь вокруг речи учителя и взаимодействуя, наглядные средства должны обеспечить образование некого образного представления, полноценное раскрытие учебного материала, а также проиллюстрировать одну либо другую зависимость.

К наглядным средствам, которые применяются в процессе обучения, выдвигают следующие требования:

Статья посвящена проблеме использования наглядно-дидактического материала в обучении детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются возможности и способы использования предметно-образной наглядности в развитии детей. В статье отражены преимущества использования наглядных средств обучения. Установлено, что при использовании традиционных средств обучения дети усваивают учебный материал быстрее, чем при использовании современных информационно – компьютерных технологий.

Ключевые слова: наглядность, принцип наглядности, дидактический материал, предметно-образная наглядность, дидактическая технология.

Принцип наглядности, как один из основополагающих методических принципов, играет особую роль в обучении детей дошкольного возраста. Долгое время он исследуется педагогами и психологами, но не утратил свою актуальность и сегодня.

В наше время педагоги часто используют в развитии и обучении детей современные или инновационные технологии, то есть аудио- и видеоматериалы, презентации. Они способствуют углубленному изучению сложных тем для восприятия ребенка с первого раза. Однако, как показывает практика, более 65% применяет на занятиях более традиционные методы обучения: наглядные, словесные, практические методики, а также работают с книгами. Например, правильное использование наглядности на занятиях в детском саду способствует формированию у ребенка четких представлений по теме занятия, развивает внимание, фонематическое восприятие, логическое мышление и речь, помогает через анализ материала прийти к обобщению, которые позже применяют на практике.

Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

Использование средств наглядностей для развития детей на занятиях в детском саду благотворно влияет на успешное усвоение материала, повышает интерес, удерживает внимание, содействуют выработке у детей эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям.

В связи с этим, необходимо соблюдать ряд условий при их использовании:

1. Наглядность должна соответствовать возрасту и психическому состоянию ребенка.

2. Применять только в соответствующий момент занятия.

3. Необходимо разграничивать основное и не основное при показе иллюстрации.

4. Нужно заранее продумывать сопутствующие пояснения для лучшего восприятия детей.

5. Показываемый материал должен быть согласован с содержанием проводимого занятия.

6. Нужно вовлечь детей, к анализу дающейся информации.

Однако все чаще традиционные карточки заменяются электронными пособиями. Например, компьютерные технологии БОС, презентации и многое другое. Это говорит нам о том, что идет интеграция современных компьютерных технологий в сфере образования. Но до конца так и не доказана эффективность применения данных средств.

Современные технологии позволяют работать с мультимедиа, т. е. смотреть фильмы или слушать аудиозаписи разного характера. Это во многом упрощает образовательный процесс, так как педагогу не нужно самому объяснять материал. Данный метод основан на наглядном и слуховом восприятии, это оказывает большое влияние на мышление, познавательную активность. Электронные игры и пособия помогают детям обучиться самостоятельности, развить навык самоконтроля. Использование технических средств обучения также помогает развить у них собранность, сосредоточенность, усидчивость. Современные пособия позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей старшего дошкольного возраста и повысить эффективность их ознакомления с учебной программой в детском саду.

Но все же, какой метод обладает большей результативностью?

Лекция и чтение учебника — самые простые, но наименее эффективные способы усвоения, потому что усваивается только 10% изученного.

Использование аудио- и видеоматериалов помогает запомнить 20-30% новой информации.

Наглядность позволяет запомнить 50% от всех знаний.

Применяя практический метод ребенок, усваивает 70%, а также учится анализировать и пользоваться полученным материалом на практике.

Таким образом, большим эффектом при развитии и обучении детей старшего дошкольного возраста обладает использование практического метода, входящий в традиционную классификацию. Ребенок усваивает большее количество информации, чем при использовании современных технологий. Это происходит из-за комплексного воздействия всех органов чувств, что способствует более полноценному запоминанию материала полученного в момент занятия. Мы рекомендуем педагогам, чаще использовать наглядно-дидактические пособия во время занятий, так как они удерживают интерес ребенка к изучению новой темы, способствуют закреплению пройденного материала, дети получают знания, которые надолго остаются в их памяти.

Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольников



Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Роль дидактических игр в обучении дошкольников

Роль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Читайте также: