Что если центральное отверстие на дисках больше положенного

Обновлено: 28.04.2024

Основные размеры колесного диска

Вначале о центре

Обычно рассказ о колесных дисках начинают с диаметра, ширины и внешнего вида. Хотя, подбирая диск, прежде всего надо оценить, удастся ли его прикрутить к автомобилю.

Наиболее важными являются следующие параметры:

  • количество отверстий под шпильки или болты;
  • диаметр окружности, на которой эти отверстия расположены;
  • диаметр центрального отверстия в диске (DIA);
  • вылет диска.

Теперь рассмотрим эти параметры подробнее. Сразу отметим, что первые два должны совпадать с рекомендованными заводом-изготовителем неукоснительно.

PCD колесного диска

Способы определения диаметра окружности, на котором расположены отверстия в диске PCD (сокращение английских слов Pitch Circle Diameter).

Способы определения диаметра окружности, на котором расположены отверстия в диске PCD (сокращение английских слов Pitch Circle Diameter).

Центральное отверстие по диаметру может быть равно родному или быть несколько больше. Продавцы в таких случаях обычно предлагают специальные кольца, компенсирующие разницу в диаметрах.

Вылет колесного диска

Вылет колесного диска — это расстояние между плоскостью симметрии обода и поверхностью, прилегающей к ступице автомобиля. Слева направо на схеме приведены: отрицательный вылет, нулевой и положительный.

Вылет колесного диска — это расстояние между плоскостью симметрии обода и поверхностью, прилегающей к ступице автомобиля. Слева направо на схеме приведены: отрицательный вылет, нулевой и положительный.

Международное обозначение ET — от немецкого слова Einpresstiefe. Чем меньше вылет, тем больше колея автомобиля. Колесо при этом выступает из колесной арки автомобиля. Существуют колеса и с отрицательным вылетом.

Диаметр и ширина

Диаметр обода обычно указывается в дюймах. Он должен соответствовать посадочному диаметру шины.

Ширина обода — расстояние между его закраинами. Обычно она также указывается в дюймах, хотя ширину шины производители дают в миллиметрах. Современная тенденция — увеличение ширины ободьев колес и, соответственно, шин.

Внутренняя сторона диска

Чаще всего на внутренней стороне диска присутствует такая информация: 7,5 Jх16, где 7,5 — ширина диска, а 16 — диаметр. Вылет — 45 мм.

Чаще всего на внутренней стороне диска присутствует такая информация: 7,5 Jх16, где 7,5 — ширина диска, а 16 — диаметр. Вылет — 45 мм.

14-дюймовые диски Kia Rio

Что изменил ВАЗ?

Теперь поговорим о том, как ВАЗ предал свой размер. Еще на прародителе первых Жигулей, автомобиле FIAT-124, использовался диаметр окружности, на которой располагались отверстия под болты, равный 98 мм. И с тех пор этот размер соблюдался неукоснительно на всех автомобилях ВАЗ, кроме Нивы и Оки.

Кстати, и итальянцы верны традициям. Например на FIAT Albeа, продававшемся официально в России, можно было пристроить колесо от ВАЗа.

ВАЗ-2101

Классический ВАЗ. Стальной 13-дюймовый диск, разболтовка 4х98, где 4 — количество отверстий, 98 — диаметр окружности, на которой они расположены.

Классический ВАЗ. Стальной 13-дюймовый диск, разболтовка 4х98, где 4 — количество отверстий, 98 — диаметр окружности, на которой они расположены.

Фиат Альбеа

При этом посадочный диаметр с годами и переменой моделей постепенно увеличился с 13 до 14 дюймов. Но самые свежие Гранты, Калины и Приоры до сих пор используют размер 4х98.

Лада Гранта

Лада Ларгус

Владелец Лады Ларгус должен спрашивать у продавцов диски не на Ладу, а скорее на семейство Рено Логан.

Владелец Лады Ларгус должен спрашивать у продавцов диски не на Ладу, а скорее на семейство Рено Логан.

Из рассказа выше следует, что в дальней дороге при острой необходимости владелец Гранты, Калины или Приоры может попросить одолжить (продать) запаску у обладателя ВАЗ-2101. И, сответственно, наоборот. При несовпадении размерности шин колесо можно пристроить хотя бы на заднюю ось, доковыляв до шиномонтажа.

Путешествие на автомобиле

14-дюймовые диски с более высокопрофильной резиной отлично перенесли путешествие по грунтовкам и убитым дорогам.

14-дюймовые диски с более высокопрофильной резиной отлично перенесли путешествие по грунтовкам и убитым дорогам.

В мире существует весьма большое разнообразие исполнений крепления колесного диска к ступице. Количество отверстий на легковом автомобиле может быть от 3 до 6. Современные тенденции — это увеличение количества болтов или гаек крепления колеса до пяти даже на небольших легковых автомобилях. К примеру, на VW Polo, кроме того что применено пять болтов, так еще и резьба имеет следующие характеристики: М14х1,5. Это, к слову, размер резьбы болтов куда более массивных мерседесовских седанов и кроссоверов. С другой стороны, четыре болтика со скромными параметрами М12х1,25 на довольно массивном автомобиле Citroen C4 как-то заставляют напрягаться, когда к машине идет шиномонтажник с мощным гайковертом. Не сорвал бы резьбу — бывали случаи.

В дорогу дальнюю

В принципе, при наличии запаски или хотя бы докатки в поездках недалеко от места жительства можно не заморачиваться насчет взаимозаменяемости колесных дисков. Но могу посоветовать перед дальней дорогой прикинуть, диски от каких распространенных автомобилей могут подойти к вашему. Вдруг пригодится?

Прокол колеса

Ниже в таблице мы приведем примеры самых распространенных автомобилей, у которых характеристики крепления колеса совпадают полностью или частично. Случись остаться с пробитым колесом и без запаски вдали от цивилизации, вы будете точно знать, какой именно автомобиль стоило бы остановить на трассе, чтобы попросить водителя поделиться с вами запасным колесом. Как минимум до шиномонтажа доберетесь своим ходом. Ну а если совпадает не только разболтовка, но и другие параметры диска (вылет и центральное отверстие), такое колесо можно смело использовать в повседневной эксплуатации.

Основные типоразмеры крепления колеса легковых автомобилей

Hyundai Getz, Hyundai Solaris, Kia Rio, ZAZ Chance/Chevrolet Lanos, Daewoo Nexia, Lada Largus, Lada Vesta, Lada XRAY, Nissan Almera, Renault Logan

Вазовские легковушки эпохи сотрудничества с альянсом Renault-Nissan можно обуть в колеса от многих моделей, построенных на платформе B0: Nissan Almera, Renault Logan или Sandero, а также их модификации. Диски новых ВАЗов полностью взаимозаменяемы с логанообразными. С Весты на Солярис можно, наоборот — нет. Центральное отверстие (DIA): 60,1 и 54,1 мм соответственно.

Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Skoda Fabia

Hyundai i30, Hyundai Elantra, Hyundai ix35, Kia cee’d, Kia Cerato, Kia Sportage, Suzuki SX4 classic, Suzuki SX4 new, Renault Duster, Nissan Terrano, Nissan Qashqai, Nissan X-Trail

У автомобилей Renault и Nissan центральное отверстие диска 66,1 мм, у Hyundai и Kia — 67,1 мм, Suzuki — 60,1. Большее отверстие диска можно надеть на ступицу, меньшее — нет!

Citroen C4, Peugeot 308, Peugeot Partner, Citroen Berlingo, Ford Focus I, Москвич М —2141

У большинства современных моделей Peugeot и Citroen из легковой линейки разболтовка унифицирована. Такая же и у нашего М-2141. Жаль только, диаметр центрального отверстия у Москвича больше.

ВАЗ 2101–21099, ВАЗ 2110–2112, ВАЗ 2113–2115 ВАЗ-1117-1119 Калина, ВАЗ-2170 Priora, Иж-2126 Ода

В случае острой необходимости колесо от классических Жигулей (диаметр центрального отверстия составляет 60 мм) можно использовать на более поздней продукции АВТОВАЗа (DIA — 58.0), которая была выпущена до объединения с альянсом Renault-Nissan.

УАЗ 31512, Хантер, Патриот, Шевроле Нива, ВАЗ-21213, 21214 Нива

Колеса у Лады 4х4 и Шевроле Нивы фактически взаимозаменяемы. Теоретически на эти автомобили можно временно поставить и колесо от УАЗа, если других вариантов нет. А наоборот — не получится. Центральное отверстия у УАЗа в диаметре 108 мм, а у тольяттинских полноприводников — 98,5 мм.

Коллеги, расскажите, приходилось ли использовать какие-то нестандартные варианты замены колесных дисков.


Ну вы тут и развели спор флуууудерыыыы
Вообщем добавлю еще свое мнение хотя ниче оно не изменит, стоят диски
RW Classic H-222 6,0*15 4/114,3 d67.1 ET45
Проставочных небыло,нет и небудет никогда. Сразу же под них покупались гайки закрытого типа конусные пол литье, затягиваю всегда до *пы с рычагом 0.7м где то, или балонником обычным с ноги но оч сильно. Притягиваю крест накрест (1,3,2,4,1,3,2,4. ). Резьба шпилек смазана, чтобы притягивались хорошенько, перед постановкой диска протираю посадочное место диска от всякой дряни.
Согласен с мнением что кольца ставить только когда зазор более 2.5мм в диаметре.
Да каюсь уже заменил 3 шпильки но это все потому что обычные гайки железные на штамповку были испорчены, я и закрутил. с гайками под литье никогда проблем небыло. (но млин гаечка 50р чтоит )

повторяю центрируется гайками если конечно литье с отверстиями на конус,гораздо важней параметр Диаметр расположения отверстий крепления -чем диаметр Ц О ,спросите у любого ходовика,

Stormbreaker ты сам то ездил на дисках со ступичным диаметром большим чем твоя ступица без проставочных колец, как ощущения ? Дойди до любого шимонтажа они тебе сразу скажут, что диск ЦЕНТРУЕТСЯ ПО СТУПИЦЕ, а гайками (болтами) он крепится. Причем тут центробежная сила ? Причем тут сила затяжки гаек? Проведи простой эксперимент одень диск на ступицу и не крепя пошатай его вверх вниз - будет люфт. Вот так ты его и закрепишь со смещением на 1мм относительно центра ступицы, поверь не помогут тебе конусные гайки(болты) и этого будет достаточно, что бы на 120км/ч у тебя начало колбасить руль.

------в таком разе если не ставить кольца(по твоим словам) все б давно по трассе просохатили бы колеса почему же люди без колец с большим диа не потеряли еще колеса ни разу. по твоим заверениям, они просто обязанны их потерять, тем более на большой скорости??
не парься, не отвечай - это вопрос из серии Аллекса - "почему у меня без колец бъет руль??" очевидное невероятное прям можно передачу снимать про его колеса без колец

В твоем понимании инженеры, которые придумали проставочные кольца каталы, а пол России владельцев авто, которые их используют лохи позорные, один ты офигенный чел который не повелся на такой развод и выучил наизусть мат.часть поэтому центруешь колеса гайками .


каталы те "инженеры" которые придумали кольца размером менее 2,5 мм, ибо они тупо не нужны.
есть две причины из-за чего руль бъет. И Дэн их указал. остальное-баянище несуразный.
вопрос к топикстартеру: как ты собрался пялить кольца 1 мм. по толщине они соперничают с пищевой фольгой? а может не парится? и обернуть тупо ступицу пару раз фольгой. и будет тебе мир

Если посадочное отверстие колеса не фиксируется жестко на выступе ступицы, то такое крепление не обеспечивает правильного соединения. При монтаже колеса на автомобиль болты закручиваются неравномерно, и диск смещается в сторону. Как следствие – появляется радиальное биение колеса, которое невозможно устранить методом балансировки.

Последствия этого дефекта могут быть очень неприятными:
1. Биение рулевого колеса на определенной скорости.
2. Общая вибрация кузова.
3. Неравномерный износ шин.
4. Преждевременный износ всех резинотехнических изделий подвески, шаровых опор, рулевой рейки, амортизаторов.
5. Нарушение установки углов развала и схождения колес.
6. Самоотворачивание (вследствие вибрации) болтов крепления колес.

Для того, чтобы добиться полного сопряжения диаметра ступицы с центральным отверстием колесного диска, при монтаже применяются центровочные (проставочные) кольца.

Если нет центровочных колец (а колесо центруется именно по ним), то получается смещение оси колеса относительно оси ступицы порядка 0,5 мм (величина зависит от разницы диаметра болта и отверстия в диске под него и является более менее постоянной, отсюда и биение у всех на одинаковой скорости 110-120 км/ч). Устранить такое смещение не поможет никакая балансировка. Биение будет продолжаться, и именно на такой скорости. С установочными кольцами это смещение составляет всего лишь порядка 0,05 мм.

Большинство присутствующих на российском рынке производителей колесных дисков комплектуют свою продукцию переходными кольцами. Но заводские кольца часто изготавливаются из нежаропрочной пластмассы или из силуминивого сплава. Такие переходные центровочные кольца очень хрупкие и быстро выходят из строя при эксплуатации и обслуживании колес. По существу, такие кольца являются "одноразовыми".

Читайте также: