Какой орган в индии осуществляет основные функции правительства

Обновлено: 14.05.2024

Государство Индия – Союз штатов, является суверенной федеративной светской демократической республикой с парламентской системой правления. Республика управляется в соответствии с Конституцией, которая была принята Учредительным собранием 26 ноября 1949 года, и вступила в силу 26 января 1950 года.

Файлы: 1 файл

политическая система Индия.docx

Политическая система Индии

Индия – федеративная республика.

Глава государства – президент.

Законодательный орган – двухпалатный парламент.

Парламент Индии состоит из двух палат: Совет штатов (Раджья сабха) и Народная палата (Лок сабха).

Главой правительства является премьер-министр.

Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, назначаемым президентом.

Административно- территориальное деление Индии: 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения.

Судебная власть Индии – Верховный Суд.

Исполнительная власть в штатах представлена губернатором.

Политические организации в Индии: Индийский национальный конгресс, Бхаратия джаната парти (Индийская народная партия), Биджу джаната дал, коммунистические партии.

Государственное устройство Индии

Государство Индия – Союз штатов, является суверенной федеративной светской демократической республикой с парламентской системой правления. Республика управляется в соответствии с Конституцией, которая была принята Учредительным собранием 26 ноября 1949 года, и вступила в силу 26 января 1950 года.

Законодательная власть принадлежит президенту и парламенту. Президент избирается коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат парламента и членов законодательных собраний штатов, на 5 лет. Президент может переизбираться неоднократно. Он наделен правом распускать законодательные собрания штатов, смещать правительства штатов и вводить так называемое президентское правление (управление штатами передается в руки губернаторов штатов). В Индии существует должность вице-президента, которого также на пятилетний срок избирают члены обеих палат парламента. В случае отсутствия или смерти президента страны он выполняет его функции. Вице-президент не может быть членом парламента или членом законодательного собрания какого-нибудь штата. По должности он одновременно является председателем Совета штатов.

Парламент Индии состоит из двух палат: Совет штатов (Раджья сабха) и Народная палата (Лок сабха).

Совет штатов (постоянно действующий орган) состоит не более, чем из 250 членов, из которых 12 назначаются президентом из числа выдающихся деятелей индийской культуры и науки, остальные избираются по системе пропорционального представительства выборными членами законодательных органов штатов сроком на 6 лет. Одна треть членов переизбирается каждые 2 года.

В Совете штатов представлены следующие партии: Национальный Демократический Альянс (НДА) - 99 членов, Индийский Национальный Конгресс (ИНК) - 58 , прочие партии и независимые - 86, назначенные президентом - 12.

Народная палата состоит из 545 депутатов, избираемых прямым, всеобщим и тайным голосованием сроком на 5 лет. Палата из числа своих депутатов избирает председателя - спикера.

Партийный состав: Национальный Демократический Альянс (НДА) - 295 депутатов, Индийский Национальный Конгресс (ИНК) вместе с союзниками по избирательному блоку - 132, Левый Альянс - 42, прочие партии - 65, назначенные президентом - 2.

Исполнительная власть в Индии принадлежит президенту и правительству. Правительство формируется парламентским большинством и несет ответственность перед Народной палатой. Правительство Индии коалиционное, состоит из представителей Национального Демократического Альянса (НДА), в который наряду с лидером коалиции Бхаратия Джаната Партия (БДП) входят еще 23 региональные партии.

Согласно Конституции при главе государства должен находиться Совет министров как орган, оказывающий помощь президенту в осуществлении его конституционных функций. Председатель Совета министров назначается президентом. Премьер-министр должен пользоваться поддержкой большинства в Народной палате. Им может быть как лидер парламентской фракции партии, победившей на выборах и имеющей большинство в Народной палате, так и лидер коалиции партий, имеющих большинство в Народной палате. По рекомендации премьер-министра президент назначает остальных членов Совета министров. Совет министров осуществляет свои функции до тех пор, пока он пользуется поддержкой большинства Народной палаты. И в своей деятельности Совет министров подотчетен Народной палате. В Совет министров входят министры-члены кабинета, государственные министры с независимым статусом и государственные министры.

Во главе каждого из штатов стоит губернатор, назначаемый президентом. Каждый штат имеет свое законодательное собрание и правительство. Союзные территории управляются центральным правительством.

Независимая судебная власть Индии сформирована согласно Конституции. Во главе нее стоит Верховный Суд - высшая судебная инстанция страны. Председатель Верховного Суда назначается президентом. Он же назначает членов Верховного Суда по рекомендации его председателя.

В настоящее время Индия является членом ООН, МВФ, Всемирного банка, ЮНЕСКО, Британского Содружества наций.

Здание парламента Индии. Фото с сайта: newindianexpress.com

Парламент Индии — высший орган законодательной власти страны. Он состоит из двух палат: верхней – Совета штатов (Раджья Сабха) и нижней – Народной палаты (Лок Сабха). Возглавляет парламент Президент Республики Индии. С 20 июля 2017 года этот пост занимает Рам Натх Ковинд.

Совет штатов

Верхняя палата индийского парламента состоит из 250 членов, 12 из которых назначаются Президентом из числа выдающихся деятелей литературы, науки, искусства. Остальные же избираются членами законодательных собраний штатов в соответствии с принципом пропорционального представительства. Состав палаты обновляется на одну треть каждые два года. Минимальный возраст депутата – 30 лет. Общий срок полномочий депутата составляет шесть лет.

Совет штатов наделен правом предварительного вето и задержки законопроектов, за исключением финансовых.

Председателем палаты по должности является вице-президент, пост которого с 2017 года занимает Венкая Найду.

Народная палата

Нижняя палата состоит из 545 депутатов (543 депутата избираются путем всеобщего и прямого голосования, 2 депутата назначаются Президентом из числа представителей англо-индийской общины).

Представительство от штатов в Народной палате распределяется таким образом, чтобы примерно соответствовать населению каждого из них. Возрастной ценз для депутата – 25 лет. Конституционный срок полномочий нижней палаты – пять лет. При этом Президент имеет право досрочно распустить палату и объявить новые выборы по рекомендации Премьер-министра.

Народная палата имеет, по сравнению с Советом штатов, более широкий круг полномочий.

В ее прерогативу входит рассмотрение финансовых законопроектов. Кабинет министров несет ответственность только перед Народной палатой, и именно лидер партии, располагающей большинством в этой палате, становится Премьер-министром.

На заседаниях Народной палаты и на совместных заседаниях палат председательствует спикер, избираемый, как правило, из числа депутатов от правящей партии. Он назначает председателей всех комитетов палаты и сам возглавляет комитет по общим вопросам и комитет по правилам процедуры и ведения дел в парламенте. С июня 2014 года пост спикера занимает Сумитра Махаджан.

Для предварительной проработки вопросов и организации работы парламента обе палаты имеют свои комитеты.

Когда проводятся заседания парламента?

Парламент осуществляет свои законодательные функции на сессиях, созываемых три раза в год и продолжающихся несколько месяцев, – весенней (бюджетной), летней (муссонной) и зимней.

Как проходят заседания?

За пределами повестки дня сессии остаются два первых часа ежедневных заседаний. Первый из них посвящен ответам министров на запросы депутатов.

Какие полномочия есть у индийского парламента?

Парламент утверждает государственный бюджет, устанавливает налоги и сборы, принимает законы в пределах компетенции индийской федерации, разбирает вопросы о смещении высших должностных лиц и имеет право возбудить дело о прекращении полномочий Президента на основании обвинения в нарушении Конституции.

Парламент уполномочен принимать поправки к Конституции, которые вносятся в виде законопроекта на рассмотрение любой из палат и считаются принятыми, если за них проголосовало две трети депутатов Народной палаты и Совета штатов.

Депутаты парламента имеют право обращаться к министрам центрального правительства с запросами по различным аспектам государственного управления, создавать специальные комиссии по расследованию положения дел в той или иной области, принимать в форме постановлений рекомендации по вопросам внешней и внутренней политики. Министры обязательно должны являться депутатами какой‑либо из палат парламента или стать ими в течение шести месяцев с даты назначения.

Как в Индии принимаются законы?

Обычно процесс принятия закона включает следующие стадии:

  • внесение законопроекта на рассмотрение одной из палат;
  • общая дискуссия;
  • постатейное обсуждение;
  • голосование.

После одобрения законопроекта в одной палате он передается на рассмотрение другой и затем поступает на утверждение Президенту. В случае отказа главы государства подписать одобренный обеими палатами законопроект и использования им права вето законопроект все равно становится законом после вторичного положительного голосования палат.

Финансовые законопроекты, т. е. такие, которыми устанавливаются новые налоги или предусматриваются какие‑либо ассигнования из государственного бюджета или резервных фондов, вносятся только в Народную палату и не требуют одобрения Совета штатов, хотя верхняя палата может высказать свое мнение по существу предлагаемой нормы. Важнейшие законопроекты предварительно обсуждаются в парламентских комитетах.

Как взаимодействуют российский и индийский парламенты?

Действуют Российско-индийская межпарламентская комиссия, возглавляемая председателями нижних палат парламентов обеих стран (с 2004 года), а также депутатские группы по российско-индийским связям в парламентах России и Индии соответственно.

В целом, индийский парламент поддерживает широкие международные связи. Индия входит в Межпарламентский союз и Парламентскую ассоциацию стран Содружества.

Высший законодательный орган Индии состоит из Президента Республики и двух палат Парламента – Совета штатов и Народной палаты.

4.1. Совет штатов представляет интересы субъектов федерации. 238 членов Совета избираются законодательными органами штатов сроком на 5 лет с ротацией 1/3 состава каждые 2 года. Остальные 12 сенаторов назначаются Президентом Республики за особые заслуги перед государством и обществом. Совет штатов может быть распущен. Обладая правом отлагательного вето, Совет может задержать законопроект, принятый Народной палатой (кроме финансовых) на 6 месяцев. Спикером Совета штатов является Вице-президент Индии, избираемый на совместном заседании палат.

Кворум в обеих палатах составляет 1/10 их численности. Законопроект проходит в каждой палате 3 чтения, после чего направляется для промульгации Президенту. В случае разногласий между палатами по законопроекту, по решению Президента обе палаты голосуют по нему на совместном заседании. Финансовые законопроекты рассматриваются сначала Народной палатой, а затем в течение 14 дней Советом штатов. После чего с рекомендациями Совета штатов, которые не носят обязательного характера, финансовый билль возвращается в нижнюю палату.

Народная палата осуществляет контроль над Правительством, несущим коллективную ответственность перед ней. Народная палата может выразить недоверие Правительству, которое должно или уйти в отставку или обратиться к Президенту Республики с просьбой о роспуске палаты и назначении выборов. Обе палаты обсуждают доклад Генерального аудитора Индии о проверке финансовых отчетов Союза. Депутаты имеют право запроса в Правительство и обсуждения его политики.

Любая палата Парламента может возбудить вопрос об импичменте Президента Индии (1/4 голосов). За импичмент должны проголосовать не менее 2/3 членов обеих палат.

Президент Республики

Президент Индии избирается на 5 лет коллегией, состоящей из равного числа выборных членов Союзного Парламента и Парламентов штатов. Количество сроков избрания не ограниченно. В соответствии с Конституцией Президент является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим и неотъемлемой составной частью парламента. Он промульгирует законы, вносит законопроекты в Парламент и налагает вето на принятые законы, назначает Премьер-министра из числа лидера партии или коалиции, имеющих большинство мандатов в Народной палате, по представлению Премьер-министра назначает членов Правительства, созывает и распускает Народную палату. Президент назначает судей Верховного суда Индии, а также судей Высших судов штатов, назначает Генерального прокурора, Генерального аудитора, Генерального атторнея (юридического советника высших органов государственной власти Индии), губернаторов штатов.

Президент обладает правом помилования, вправе объявить чрезвычайное положение, президентское правление в штатах. Указы Президента, издаваемые между сессиями парламента, имеют силу закона, но если в течение 5 недель с начала ближайшей сессии парламента эти указы не будут утверждены, они теряют силу. Акты Президента Индии не требуют контрасигнатуры, как в других парламентских республиках, в качестве условия их действительности, поскольку согласно 42–й и 44-й поправкам к Конституции все обширные полномочия Президента осуществляются им по совету Правительства, либо самим Правительством от имени Президента.

Совет Министров Индии

Высшая исполнительная власть в Индии сосредоточена в руках Совета Министров, состоящего из 40-60 членов и персонально Премьер-министра.

По конституционному обычаю Президент назначает Премьер-министром лидера парламентского большинства, который и формирует правительство. Члены правительства должны быть обязательно членами парламента. После назначения президентом министров, правительство представляется парламенту и просит о доверии. Совет министров в полном составе собирается крайне редко. Все вопросы руководства страной решаются на заседаниях Кабинета состоящего из премьер-министра и 17-19 министров. Конституция Индии не определяет функции и полномочия Совета министров. Политическая практика в Индии состоит в том, что правительство осуществляет полномочия, принадлежащие по Конституции Президенту республики. В правительстве чрезвычайно велика роль Премьер-министра, который с формального одобрения Президента может изменять состав правительства, увольнять министров, руководит заседаниями Совета министров и Кабинета, решения на которых принимаются не голосованием, а на основе общего согласия. Правительство фактически направляет законодательную деятельность парламента, издает нормативные акты в форме Президентских указов или в порядке делегированного законодательства.

Вопросы для самоконтроля:

1.Насколько оправдан объем Конституции Индии, как одной из самых больших в мире?

2.Каков порядок внесения изменений в Конституцию Индии и какие изменения наиболее важные?

3.В чем состоит специфика руководящих принципов политики государства (ч.IV Конституции) и насколько она оправдана?

4.Что означает характеристика Индии а преамбуле Конституции как социалистической республики?

5.Каковы особенности института гражданства в Индии?

6.Охарактеризуйте роль религиозных организаций в политической системе Индии?

7.На каких принципах строится индийский федерализм?

9.Какова роль Верховного суда в развитии конституционного права Индии?


Политическая система в Индии менялась с течением времени, но в значительной степени базовая система всегда оставалась неизменной. В далеком прошлом и при индуистских, и при мусульманских правителях существовала абсолютная монархия. В прошлые века Слова Раджи или Бадшаха обычно были окончательными, и никто не осмеливался оспаривать приказы царя. Правитель имел своих министров, с которыми можно было советоваться, мнение приближенных людей позволяло принять правильное решение правителю.

Индийская политическая система

Довольно часто считается, что индийская политическая система, является копией британской политической системы, однако это не так. Система развивалась под влиянием восточных, западных, древних и современных индийских традиций и Британия, при всем уважении к ней, не имеет к этому никакого отношения.

Одной из наиболее заметных характеристик индийской политической системы как до, так и после обретения независимости было сочетание централизации. Как в древней, средневековой и современной Индии существовала концентрация власти, так и политическая система постепенно развивалась.

Раджи и цари были всемогущи и пользовались неограниченной властью, но в то же время они не вмешивались в дела деревни. После обретения независимости в соответствии с новой конституцией центральное правительство стало очень мощным, но все же упор все время делался на то, чтобы держаться подальше от деревенских дел и предоставлять значительную защиту простым жителям.

Мощная Бюрократия

В политической структуре правительства была та мощная бюрократия, которая не имела никаких контактов с массами. Она должна была быть политически нейтральной, а также требовала выполнения решений законодательного органа, который опять же ни в коей мере не являлся представительным органом.

Государственная система Индии основана на трех органах: исполнительной, законодательной и судебной власти. Но в целом бюрократия была очень мощной. Это был железный каркас работы правительства.

Политическая структура вплоть до 1947 года в Индии почти не менялась. Она в основном оставалась прежней и нетронутой. Колониальная система была руководящим принципом политического устройства, и основная структура новой конституции все же многое унаследовала из прошлого.


Роль кастовой системы

В Индии кастовая система имеет очень глубокие корни. На самом деле, трудно представить себе индийскую общественно-политическую систему и организацию без кастовой системы. Эта система, хотя и является пятном на честном имени индийского общества, однако, она очень поощряется Индийским правительством.

Касты были принудительно введены в политическую систему Индии так, что одна каста была вынуждена бороться против другой, и все общество разделилось, и не было единой политической оппозиции. Кастовая система очень сильно доминировала в политике и во многом продолжает преобладать в современной Индии.

Сегодня все кандидаты политических партий на выборах выдвигаются с учетом кастовой принадлежности. Таким образом, каста была и продолжает занимать очень важное положение в Индийской политической системе. Ни одна политическая партия не осмеливается выступать против кастовой значимости страны.

Особенности политической системы в Индии

Политическая система, как она сложилась в Британской Индии, была навязанной. В этом случае у индусов почти не было выбора. Они должны были принять то, что было дано им британским правительством. Народ имел весьма ограниченный выбор в отношении избрания своих собственных представителей, а выборные органы имеют весьма ограниченные полномочия. Бюрократия была очень сильной и мощной. Но политическая система в свободной Индии имеет свои особенности.

После обретения независимости в Индии долгое время существовала однопартийная доминирующая система. До 1967 года в Индии партия Конгресса была у власти, как в центре, так и в Штатах. Именно в этом году в результате народного протеста партия потеряла контроль в некоторых регионах, но была возвращена к власти в центре, хотя и с уменьшенным количеством голосов.

В 1971 году, когда вновь состоялись выборы, Конгресс был возвращен к власти, как в центре, так и во многих государствах. Партия была отстранена от должностных полномочий только в 1977-1979 годах, после отмены национального чрезвычайного положения, введенного в 1975 году, когда к власти пришла новообразованная партия – Джаната. Однако, в 1980 и 1984 годах, когда вновь состоялись выборы, Конгресс был возвращен.

В период, предшествовавший получению независимости, не было и речи о том, чтобы покинуть политическую партию. Однако после обретения независимости избранные представители народа в выборных органах меняли свою лояльность и выходили из партии, если они этого хотели. Это привело к политической нестабильности в стране и не только это, также данные события привели к обмену кроров рупий, генерирующих черные деньги. Хотя попытки сдержать дезертирство стали предприниматься еще в 1967 году, когда был создан Комитет Ю. Б. Чавана для изучения всего этого вопроса, тем не менее, дезертирство продолжает разъедать корни политической системы Индии.

Читайте также: