Что для автора является самым важным среди обязанностей царя

Обновлено: 25.06.2024

Царь в представлении народа — это проводник в жизни государства воли Божией. Царь — это воплощение всего народа в одной живой личности, которой народ доверяет свою судьбу. Так в течение столетий думал русский народ, так же думали и русские Цари от первого и до последнего. Между идеалами народа и идеалами Царя не было никакой разницы.

Царскую власть и ее происхождение Иоанн Грозный не считает одинаковой с властью европейских королей. Иоанн Грозный понимает, что русское Самодержавие, видящее истоки своей власти не в человеческой воле, а в воле Божией, представляет собой иной, более высокий принцип государственной власти, чем западноевропейский абсолютизм.

Велика и таинственна связь Царя и народа. Царь не нуждается в ежедневном восхвалении и прославлении его личности, как партийные диктаторы. Глубока и таинственна связь единой веры, единых взглядов, соединяющих Царя и народ. Народ думает, как Царь, Царь думает, как народ. Подданные — слуги Царя, Царь — слуга Бога и народа. Служа Царю, каждый служит Богу. Никому не унизительно подчиняться воле Царя, потому что им руководит не узкая сила человеческого честолюбия, а воля Божия, которой он подчиняется.

Отлетела на небо душа последнего русского Царя, растерзанного партийными фанатиками, отлетела и душа России. Ушел Царь, сел в Кремле всесоюзный староста Калинин, и стал народ сирота, и стала земля Русская вдовой. И будет так до тех пор, пока народ снова не вернется на путь предков.

Святая Русь, какой грезилась всегда народу Русское государство, не может опираться на безбожные принципы власти, на многомятежное человеческое хотение. Народ глубоко инстинктивно чувствовал, что ждать добра от власти, которая опирается на одни человеческие желания, не приходится…

Есть ли пределы царской власти и в чем эти пределы? И чем отличается единоличная власть Царя от власти тирана или диктатора? Да, пределы власти Царя есть, и власть Царя не имеет ничего общего ни с властью древнего тирана, ни с властью современного партийного диктатора. Власть русские Цари, по убеждению народа, получают от Бога. Получив власть от Бога, Царь перед Богом отвечает. Народ прекрасно понимал всегда то, что до сих пор не понимают многие современные политики, заявляя, что Царь и диктатор, Царь и тиран — это одно и то же.

Власть любого тирана, любого диктатора произвольна, потому что она ничем не ограничена, потому что источником власти является одна воля тирана или диктатора. Народ всегда чувствовал и понимал, что власть Царя не есть власть нравственно-произвольная.

В монархическом миросозерцании, выросшем из глубины народной души, нет двух правд, нет правды для членов партии и правды для беспартийных. Есть одна правда — правда для всех, и для подданного, и для Царя. При Самодержавии есть одна общая для всех нравственная правда. Царь не может поступать, как он хочет, как это может делать партийный диктатор. Царь несет нравственную обязанность перед Богом. На земле Царь не дает никому ответа. Но за все свои поступки, за поступки всех своих подданных Царь нравственно отвечает перед Богом.

Монархия состоит не в произволе одного человека, а в единоличном выражении национального идеала. Русская же национальная идея состоит в том, что русский народ создал свою особую идею государственности, которая ставит выше всего, выше юридических отношений начало нравственное.

Народы, как и отдельный человек, не вольны менять свою психологию, свой характер. Не дано менять все это и русскому человеку и русскому народу.

Современные русские, несомненно, крайне развращены, так что об их "этике" может быть стыдно говорить. Но должно вспомнить, что это состояние "греховное", а не возведенное в норму. Русский — сбился с пути, потерял рамки жизни, необходимые для воспитания, и вот почему он так деморализован. Но этическое начало в этом развратном человеке остается все-таки единственным, которое он в глубине сердца своего уважает.

Простую нравственную "дисциплину", "дрессировку", которую столь искренне ценят другие народы, он не уважает и доходит до современной деморализации именно потому, что в существе своей души он "этичен", хочет непременно истинного чувства, а если его не находит, то отворачивается от всяких утилитарных подделок.

Но пока душа русского такова — он не может быть способен искренне подчиниться какой-либо верховной власти, основанной не на этическом начале, а потому он неспособен признать над собою власть ни аристократии, ни демократии.

Русский — по характеру своей души — может быть только монархистом или анархистом. Если он почему-нибудь утратил веру в монархию — то делается или политическим индифферентистом, или анархистом.

Может быть, наша интеллигенция или даже вообще русские этого сами не понимают. Но психология руководит нами независимо от нашего понимания, и русского она ведет не к чему иному, как к монархии, по той причине, что он не способен честно и охотно подчиняться никакой другой власти, кроме единоличной.

Улетела на небо душа мученика-Царя — и улетела правда с Руси, и стала Русская земля вдовой, а все русские сиротами, которым некому пожаловаться, кроме Бога, на свои неимоверные страдания, страдания народа, судьба которого — в руках партийного диктатора.

И так будет до тех пор, пока русский человек не вернется снова на дорогу предков, не взглянет снова на небо и не отдаст снова свою судьбу в руки Царя — слуги Бога и народа.


§ 4. Учение об обязанностях гражданина

Что же касается рядового гражданина, то статус свободного человека накладывает на него соответствующие обязанности по участию в делах государства.

Политические и правовые взгляды Цицерона характерны для переломных эпох, когда неудовлетворенность существующим правом заставляет искать метаюридические критерии для его оценки. Таким критерием для Цицерона выступает справедливость, а борьба за нее провозглашается долгом и обязанностью истинного гражданина.

Античные мыслители заложили основы европейской философии, в том числе, философии права и политики. Но всегда следует помнить о своеобразии их взглядов на мир права и политики. Властные отношения персонифицировались – гражданин властвовал над гражданином. Власть же можно осуществлять посредством силы (тогда форма государства является извращенной) или на основе права (тогда мы получаем правильную форму государства). Право рассматривается как веление разума, ассоциируется со справедливостью, равенством, свободой и порядком и противопоставляется произволу как проявлению человеческих страстей. Но вместе с тем свобода мыслится как коллективная ценность. Поэтому не отдельный человек, а полис видится высшей ценностью. В отношении отдельного человека доминирует идея личного долга, а не личного права.

Рекомендуемые источники и исследования

Аристотель. Этика (любое издание).

Аристотель. Политика (любое издание).

Ксенофонт. Сократические сочинения (любое издание).

Платон. Государство (любое издание).

Платон. Политик (любое издание).

Платон. Законы. Любое здание.

Полибий. Всеобщая история. Кн. 6 (любое издание).

Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

Цицерон. О государстве (любое издание).

Цицерон. О законах (любое издание).

Цицерон. Об обязанностях (любое издание).

Доватур А. И. Политика и политии Аристотеля. М.; Л., 1965.

Кечекьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., 1947.

Кессиди Ф. Х. Сократ. М., 1988.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993.

Мирзаев С. Б. Полибий. М., 1986.

Нерсесянц В. С. Сократ. М., 1996.

Утченко С. Л. Политические Учения Древнего Рима. М., 1967.

Раздел II
Политические и правовые учения в Средние века

Распространение христианства изменило культурный облик Европы. На смену языческому многобожию пришло представление о Боге как об абсолютной, совершенной, трансцендентной миру (лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) Личности. Согласно христианскому вероучению Бог обладает единством сущности и множественностью Лиц (Бог-Отец, Бог-Сын, т. е. Иисус Христос, и Святой Дух). Он является Творцом мира из ничего, совершая акт творения свободно, по собственному желанию и рассуждению. Бог создал и человека по Своему образу и подобию, наделив его высочайшим статусом среди всех живых существ. Бог трансцендентен сотворенному им миру по Своей сущности, однако при этом Его всемогущество выражается в возможности преодолеть разрыв между Собой и миром: воплотиться в человека, оставшись Богом. В личности основателя христианской религии Иисуса Христа не слитно и вместе с тем нераздельно соприсутствует как Божественная, так и человеческая природа. Бог входит в мир и в человеческую историю для спасения человечества: не имея греха как Бог, Он претерпевает крестные страдания за чужие грехи как человек и Своим Воскресением побеждает смерть, открывая человеку возможность бессмертия, вечной жизни. Личное участие Бога в спасении человечества не отменяет и не ограничивает человеческую свободу: высочайший статус человека в христианстве выражен в идее синергии, содействия, сотрудничества человека и Бога в деле спасения человека и мира. Бог является не только создателем духовного и физического миров, но и источником нравственного закона – Законодателем, и высшей моральной инстанцией – Судьей.

Если у античных мыслителей добродетель означала способность человека к исполнению тех или иных функций, то теперь добродетель мыслится как следование христианским заповедям. Любовь к Богу и ближнему – вот что должно двигать человеком. Через любовь к Богу достигается свобода, которая трактуется как свобода от греха; любовь к себе приводит к порабощению греху – к несвободе, духовному рабству у собственных страстей. Предназначение церковной и светской власти – в том, чтобы побуждать человека к добродетели.

Средневековая христианская философия хронологически подразделяется на патристику (лат. patres – отцы) – направление христианской мысли периода единства церкви (II–VIII вв.), связанное с деятельностью раннехристианских авторов – отцов церкви, и схоластику (греч. schola – ученая беседа, школа; лат. scholastica – ученый) – католическую теологию, расцвет которой приходится на XII–XIII вв.

Глава 1. Евсевий Кесарийский

§ 1. Учение о божественном происхождении монархии

§ 2. Обязанности царской власти

Глава 2. Иоанн Златоуст

Отец церкви святой Иоанн Златоуст (347–407) родился в Антиохии в богатой христианской семье и получил блестящее классическое образование, по завершении которого стал адвокатом. Однако вскоре он оставляет адвокатуру и принимает монашество. В 398 г. становится архиепископом Константинопольским.

§ 1. Учение о божественном происхождении власти

Какие идеологические и юридические обоснования приведены брахманами для оправдания репрессивной политики государства? Какие перемены сопровождали переход от республиканского устройства к империи в Древнем Риме? Каков статус царя по "Законам Ману"?

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 27.09.2008
Размер файла 26,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2.Какие перемены сопровождали переход от республиканского устройства к империи в Древнем Риме? Какие перемены и реформы периода принципата и домината способствовали упрочнению монархической формы правления?

4. Авл Гелий решил купить у соседа зерно. После того, как договорились о цене, сосед передал Авлу Гелию ключ от своего амбара и сообщил, что за деньгами приедет завтра. Ночью амбар соседа сгорел вместе со всем находившимся там зерном от удара молнии. Кто понесет убытки

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармаша- страх. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману). Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Все это дает основания утверждать, что в монархических государствах Индии в периоды значительного их усиления, как, например, в империи Маурьев, власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова. Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве господствующей наследственной знати, установившимися традиционными религиозно-этическими нормами. Религия, в частности, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменность норм права, заключенных якобы в ведах. Веды же должны были толковаться только мудрецами-брахманами. Эта традиция была поколеблена лишь при Ашоке, когда правительственный указ стал включаться в число источников права.

Индусская политико-религиозная концепция "богоугодного царя" (девараджи> предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей - охрана подданных (Законы Ману, VII, 2-3). "Защищая" народ, царь мог заставить его платить налог - бали (VII, 80 и др.). Наряду с основным налогом, рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти: торговые пошлины, "приношения плодов" и пр. О широте налоговых полномочий древнеиндийских царей, которые могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку, свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям соблюдать умеренность в сборе налогов (VII, 128, 129 и др.).

Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов (VIII. 1, 10). Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов (VIII, 27, 28), должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была организация публичных работ, освоение и заселение царских земель (Арт-хашастра, II, 1, 2), строительство ирригационных сооружений.

Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего Востока, царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в том числе и государство Маурьев, нельзя рассматривать как теократические монархии. Ашока называл себя не богом, а "милым богам". В Законах Ману (VII, 8) обожествляется скорее царская власть, а не царь-человек, который может быть "глупым, жадным, необразованным" (VII, 30), "приверженным к порокам" (VII, 46). Лишь свободная воля индийских царей давала им, согласно дхармашастрам, возможность реализовать заключенные в них божественные начала, и тогда все подданные процветали, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать греховным человеческим целям, что вело к гибели и его самого, и управляемый им народ. "От отсутствия смирения погибали многие цари вместе с достоянием, - предостерегали Законы Ману (7, 10), - благодаря смирению даже отшельники наследовали царство". Царю-человеку предписывается почитать брахманов, знающих веды (VII, 37), поступать по их совету.

2. Какие перемены сопровождали переход от республиканского устройства к империи в Древнем Риме? Какие перемены и реформы периода принципата и домината способствовали упрочнению монархической формы правления?

Причинами падения Римской республики можно считать резкое расслоение общества на богатых и бедных, крупных и мелких землевладельцев, большие различия в состоянии, умножение класса пролетариев, живущих подачками государства и готовых следовать за тем полководцем или политическим деятелем, который сулит наибольший материальный успехи т.д. Все это не могло не свести на нет старое республиканское равенство, каким бы оно ни было на практике, как и народовластие, как бы оно ни ограничивалось и не ущемлялось.

В новых условиях оказалось невозможным дальнейшее устранение рабовладельческих классов в завоеванных Римом провинциях. Пожертвовав исключительным положением римского народа, империя способствовала консолидации рабовладельцев на всей ее территории, консолидации в господствующий класс, связанный единством коренных интересов.

Сенат, официально считавшийся верховным органом государства, имел скорее почетные, чем реальные права: управление (хотя и под контролем императора) не имевшими войска провинциями, чеканка медной монеты, утверждение некоторых законов и новых императоров, которые или назначались усыновлявшими их предшественниками или приходили к власти в результате победы в гражданских войнах.

Таким образом на смену республики пришла и м п е р и я, эпоха принципата - завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев.

Она принесла с собою относительный гражданский мир и определенное ослабление внешней агрессии. Эксплуатация провинций принимает более организованный и менее хищнический характер. Многие императоры поощряли городское строительство и заботились о развитии культурной жизни провинций, системы дорог, введении единой имперской денежной единицы. Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники, развития ремесел, подъем экономической жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправление. Появляется множество новых городских центров.

Историю монархического Рима принято делить на два периода: принципат и доминат. Границей между ними служит III век н.э.

Принципат еще сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики. Собираются народные собрания, заседает сенат. По-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но это все уже не более чем прикрытие постреспубликанского государственного строя.

Император-принцепс соединяет в своих руках полномочие всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. Как цензор он комплектует сенат, как трибун он отменяет по своей воле действия любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т.д.

Народные собрания приходят в полный упадок - подкуп голосов, разгоны собраний, насилие над участниками становятся обыкновенными явлениями. Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать на должности магистратов.

Особое место среди реформ и нововведений периода домината занимают реформы Диоклетиана и Константина. Времена правления императора Диоклетиана ознаменованы двумя главными реформами. Первая касалась государственного устройства огромной империи, наилучшей формы управления ею. Вторая - экономической политики: введения единого прямого налога - поземельно-подушного, взыскиваемого в натуре, а также изменений в денежной политике - введения полноценной золотой монеты наряду с серебряной и медной. Другие реформы Диоклетиана усиливали власть землевладельца над крестьянством.

Во Франции в IX-XIII вв. был завершен захват сеньорами крестьянских земель. Отныне в постоянном пользовании, а в ряде случаев владении крестьян находились лишь сравнительно небольшие участки господской земли - парцеллы. Экспроприация крестьянских земель сопровождалась дальнейшим порабощением крестьян, превращением их в феодально-зависимых. Формы и степень этой зависимости были разнообразны. Большинство крестьян стали сервами или вилланами.

Феодальные повинности виллана не были связаны с его личной зависимостью. Они считалось лично свободными держателями земли. Вилланы уплачивали сеньору оброк (талью), до XII века вилланы уплачивали и подушную подать (шеваж), но он рассматривался как оказание чести сеньору, а не как проявление личной зависимости. Разрешение на женитьбу они должны были выкупать у сеньора за плату - формарьяж. Виллан мог передать или продать свою парцеллу другому лицу. Это освобождало его от сеньориальных повинностей, которые переходили на нового владельца. Если виллан выполнял все феодальные повинности, сеньор не имел права отнять у него надел, который в таком случае переходил к наследникам виллана.

Более тяжелым было положение сервов, находившихся в личной наследственной зависимости от своего господина. В его пользу они несли ряд повинностей, выплачивали значительное число различных податей и платежей.

Сервы платили шеваж, ежегодный оброк, выполняли барщинные работы.

Серв не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе или участвовать в судебном поединке, так как считалось, что он не может рисковать своей жизнью, принадлежавшей сеньору.

Однако личная зависимость сервов не привела к превращению их в крепостных людей. Объем их повинностей был определен, как правило, правовыми обычаями. Серв мог продать своей надел или же просто уйти от сеньора, поскольку во Франции не было общегосударственного сыска беглых крестьян.

Разорительными для крестьян - как вилланов, так и сервов, были боналитеты - монопольное право собственности сеньоров на хлебнее печи, мельницы и т.д., сопряженное с обязанностью крестьян пользоваться ими за плату, установленную господином.

4. Авл Гелий решил купить у соседа зерно. После того, как договорились о цене, сосед передал Авлу Гелию ключ от своего амбара и сообщил, что за деньгами приедет завтра. Ночью амбар соседа сгорел вместе со всем находившимся там зерном от удара молнии. Кто понесет убытки?

Утрата имущества от удара молнии представляет собой утрату по причине непреодолимой силы, и риск случайной гибели имущества вследствие сил природы несет собственник (согласно общим принципам римского права, также такая практика сохранилась до наших дней). Собственником зерна после получения ключа от амбара является Авл Гелий, и, несмотря на то, что деньги соседу еще не уплачены, именно Авл Гелий понесет убытки.

В Каролине получили более или менее точное определение отдельные преступления, а также некоторые общие понятия уголовного права: покушение, соучастие, неосторожность, необходимая оборона и т.д. В основу наказаний, предусмотренных Каролиной, положен принцип устрашения, что в значительной мере является реакцией на события крестьянской войны 1524 - 1525 гг.

Карательные меры Каролины отличаются жестокостью. Совершение многих преступлений наказывалось смертной казнью, причем виды казни были квалифицированы: колесование, четвертование, закапывание живым в землю, утопление, сожжение и пр. Существенное место среди наказаний занимали телесные: нередко применялись вырывание языка и отсечение руки. Смертная казнь и лишение членов тела производилось публично. Также были установлены очень жестокие наказания за посягательства против императорской власти и против собственности.

Описанное в данном вопросе наказание представляет собой, согласно Каролине, лишение чести. Оно имело место при маловажных проступках, когда осужденного выставляли к позорному столбу или в ошейнике на публичное осмеяние.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. История государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А.Жидкова. Ч. 1, 2. М., 1997 - 1998.

2. З.М. Черниловский. Всеобщая история государства и права. Москва: Юристъ, 1996.

3. Всеобщая история государства и права. Под ред. К. И. Батыра. Москва: Былина, 1996.

4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Сост. В.Н.Садиков. под ред. З.М. Черниловского. М., 1994.

5. Методическое пособие по изучению курса основ римского права. Составитель Е.А. Скрипилев. Москва. 1995.

6. Законы Ману/ Первод С.Л. Эльмановича, испр. и доп. Г.Ф.Ильиным.

Подобные документы

Исследование и сравнительный анализ мер наказаний за лжесвидетельство по Законам Хаммурапи и по Законам XII таблиц в Древнем Риме. Важнейшие принципы правосудия, а именно судебной системы, закрепленые в английской Великой Хартии Вольностей 1215 г.

контрольная работа [16,6 K], добавлен 18.03.2008

Возникновение государства в Древнем Риме. Развитие древнего государства. Реформы Сервия Туллия. Становление Римской Республики. Падение республики и переход к империи. Римская империя. Общественный и государственный строй.

курсовая работа [34,6 K], добавлен 13.12.2004

Периодизация всеобщей истории государства и права. Особенности социальной структуры древневосточных обществ. Социально-административные реформы в Древнем Риме. Судебно-правовая система в европейских странах. Становление современного международного права.

шпаргалка [173,7 K], добавлен 10.02.2009

Изучение институтов государства и права, политического устройства, законодательных памятников во Франции, Великобритании, Китайской Республике, Японии, Германии, Риме в процессе их возникновения, становления и развития от древних до современных времен.

шпаргалка [177,7 K], добавлен 05.06.2010

Деспотия как государственный строй, разновидность монархии с единоличной, неограниченной властью главы государства. Знакомство с историей государства и права зарубежных стран. Характеристика судебных систем Англии, Франции и Германии в Средние века.

контрольная работа [65,0 K], добавлен 30.01.2015

Форма государства как институт государственного права зарубежных стран. Элементы формы государства в современном государственном праве зарубежных стран. Понятие территориальной организации публичной власти. Форма государственного устройства ЮАР и Индии.

контрольная работа [38,4 K], добавлен 21.01.2011

История зарождения и развития государственности в древнем Риме, ее отличительные признаки и периоды. Реформы Сервия Туллия и их значение в истории. Кризис римской республики и переход к монархии. Полномочия сената. Содержание и принципы Римского права.

Рабочая тетрадь по истории России 7 класс Андреев, Клоков, Симонова Дрофа

Реформы Ивана IV и Избранной рады существенно изменили русское государство и общество. Все они решили наиболее актуальные проблемы (как светские, так и церковные) того времени, и способствовали обновлению всей России.

Стр. 38. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Докажите, что старые удельные порядки тормозили развитие государства.

Объединенное вокруг Москвы Российское государство быстро развивалось экономически и политически. Но на их пути стояли устаревшие порядки, а также не соответствующее требованиям времени государственное и общественное устройства страны.

2. Какие задачи предстояло решить на новом этапе развития страны?

Для создания централизованного государства следовало было принять новые законы, реформировать судебную и налоговую системы, модернизировать аппарат управления, сформировать регулярное боеспособное войско.

Стр. 39. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какое преступление по новому Судебнику не только осуждалось, но и наказывалось?

Согласно положениям Судебника 1550 г. взяточничество теперь не просто осуждалось, а наказывалось.

2. Чем законодательство Ивана IV отличалось от правовых норм, принятых в конце XV в.?

Судебник 1550 г., на отличие от предыдущего, принятого в 1497 г., сделал русское право доступным и придал ему публичный характер. В свою очередь, это предотвращало существующие беззакония и злоупотребления.

Стр. 40. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Почему власть упразднила должности наместников и систему кормлений?

Иван Грозный упразднил должности наместников и систему кормлений для того, чтобы прекратить злоупотребления и нарушения закона на местах.

2. Кто избирал губных и земских старост? Какими делами ведали губные старосты? Каковы были функции земских старост?

Земских старост избирали посадские люди и черносошные крестьяне. Губных старост избирали дворяне, проживающие в уезде. Губные старосты ведали большей частью уголовных дел, которыми раньше занимались наместники. Земские старосты следили за тем, чтобы выполнялись государственные повинности, ведали сбором податей, занимались разрешением различных споров на местах, проводили мирские выборы.

Стр. 41. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

Расскажите о функциях органов государственной власти при Иване IV.

Царь был главой Российского государства, самодержавным монархом, чья власть передавалась по наследству. Во время правления он опирался на Земский собор, который представлял интересы различных сословий русского общества, и на Боярскую думу, куда входили потомки наиболее знатных родов. Они выполняли совещательные функции. Царь мог прислушаться к ним, а мог проигнорировать и поступить по-своему. Также определенное влияние на царя имел глава Русской православной церкви – митрополит, который в свою очередь советовался с Освященным собором. Однако основная государственная работа возлагалась на приказы. Они являлись органами центральной исполнительной власти. Каждый приказ занимался определенной сферой деятельности. К примеру, Посольский приказ – внешней политикой России, Разбойный – борьбой с преступниками, Челобитный – прием жалоб от населения, Поместный – занимался наделением служилых людей землей и учётом их владений.

Стр. 42. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какие приказы возглавили члены Избранной рады Иван Висковатый, и Алексей Адашев? Почему?

2. Докажите, что система приказов укрепила централизованное государство.

Благодаря системы приказов многие государственные вопросы начали решаться в центре, а не на местном уровне. Тем более, многие проблемы, которыми ранее занимались наместники, стали решаться именно в приказах. Кроме того, приказы напрямую подчинялись царю и были исполнителями исключительно его воли. Тем более их возглавляли только те члены Боярской думы, которым лично доверял царь, а не зависимо от степени их знатности.

Стр. 43. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

Опишите оружие стрельцов. К какому разряду служилых людей они принадлежали?

Стр. 44. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какие внутренние и внешние задачи выполняли стрельцы?

Поскольку стрельцы стали основой постоянного полевого войска, их внешней задачей стало участие в военных походах. А среди внутренних задач можно выделить полицейские функции, а также охрану царя и его резиденции.

2. Как военная реформа изменила положение дворян?

Военная реформа Ивана Грозного, в частности, принятие в 1556 г. Уложения о службе, установила единый порядок несения воинской повинности для землевладельцев. Теперь основу поместного войска составляли служилые люди – дворяне. Дворянская служба объявлялась пожизненной и передавалась по наследству. За свою службу дворяне получали земельное и денежное жалованье. Получавшие большой земельный надел обязаны были также содержать вооруженных слуг. По первому зову служилые люди были обязаны явиться на смотр или выступить в поход. Тем самым увеличивалась численность и боеспособность русского войска.

Стр. 45. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Для чего был созван Церковный собор? Какие вопросы на нём обсуждались?

2. Почему перемены в церкви были связаны с единством страны и укреплением верховной власти?

Внедрение единообразия в церковных службах и обрядах способствовало единению православной церкви. А поскольку в Российском государстве государство и церковь были неотделимы один от друга, то укрепление церковной власти прямо влияло на укрепление верховной власти царя.

Стр. 46. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Можно ли назвать реформы Ивана IV результативными? Свой ответ объясните.

Все реформы, проведенные Иваном IV и членами Избранной рады, принесли свой положительный результат. Благодаря им были упразднены остатки существовавшей ранее удельной системы, а Российское государство стало более централизованным.

2. Докажите, что в середине XVІ в. Россия развивалась как сословно-представительная монархия.

Российское государство середины XVI в. являлось сословно-представительной монархией потому, что среди органов государственной власти существовал Земский собор, в состав которого входили представители всех сословий (кроме крестьянства). Благодаря Земскому собору, дворяне, духовенство или посадские люди могли сообщить царю о своих проблемах и в случае необходимости – дать ему нужный совет.

Стр. 36. Вопросы и задания в конце параграфа

1. Прочитайте эпиграф:

1) О каких реформах говорится в тексте Стоглава? Почему Иван IV назван миротворцем?

В тексте Стоглава упоминается о реформе органов местного самоуправления, а также о необходимости реформ в православной церкви. Миротворцем Иван IV назван, потому, что на то время он не участвовал ни в одной крупной войне, не провел ни одного похода.

2) Можно ли называть царя самодержцем в период проведения реформ? Аргументируйте свой ответ.

Несмотря на то, что в период реформ были сильными позиции сословно-представительного органа Российского государства – Земского собора, царя всё равно можно с уверенностью назвать самодержцем. Это объясняется тем, что Земский собор никак не ограничивал власть монарха, а всего лишь советовал ему. Соответственно Иван Грозный не был обязан выполнять эти советы и прочие решения сословно-представительного органа.

Реформы Избранной рады
№ п/п Название реформы Год проведения реформы Суть реформы
1 Судебная 1550 Принятие нового свода законов – Судебника, который заменил Судебник 1497 г.
2 Местного управления 1556 Упразднение наместничества, кормлений и создание органов местного самоуправления: губных и земских изб.
3 Центрального управления 1550-е Формирование системы приказов в качестве органов центральной исполнительной власти.
4 Военная 1550 – 1556 Создание стрелецкого войска. Принятие Уложения о службе, которое установило единый порядок несения дворянами военной повинности.
5 Церковная 1551 Введение единства в обрядах и службах, повышения уровня дисциплины среди духовенства, возложение на духовенство обязанности создавать училища для просвещения населения, канонизация некоторых духовных деятелей.

Речь идет о короле Англии Генрихе VIII с династии Тюдоров, который правил в 1509 – 1547 гг. Он прославился, прежде всего, тем, что инициировал Реформацию в своем государстве, отказался подчиняться римскому папе и фактически создав новую христианскую церковь – англиканскую. Именно этим его реформы принципиально отличаются от реформ Ивана IV. Русский царь не отважился прямо подчинить себе церковь, разорвав при этом любые связи с другими центрами православиями (например, с Константинополем). Хотя влияние светской власти на церковь все же усилилось.

5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:

1) принятие нового Судебника;

2) первые стрелецкие полки в Москве;

3) Стоглавый собор;

4) принятие Уложения о службе;

5) отмена кормлений

Стр. 47. Вопросы и задания к документу

1. Реформы какого правителя Иван Пересветов считал справедливыми?

Иван Пересветов приводил в качестве примера первого турецкого султана Магомета, который благодаря мудрым реформам сумел существенно укрепить государство и передать его своим потомках.

2. Какие идеи хотел донести до царя автор документа?

По всей видимости, автор документа хотел донести до царя мысль о том, что правитель должен быть справедливым и вершить суд над своими подданными исходя из существующих законов.

Стр. 47. Главный вопрос урока

Как изменилось государство и общество после реформ Ивана IV и Избранной рады?

Б. Государство и общество изменились коренным образом. Важнейшая особенность реформ Ивана IV и Избранной рады — в их широте: они затронули все стороны российской действительности, царь взялся за обновление и светской, и духовной жизни, привлекая к реформаторской деятельности разные сословия.

Глава І

Россия в XVI в.

Рис. 1. ГДЗ история России 7 класс Андреев, Данилевский Дрофа 2019-2020 Задание: §5-6 Реформы Избранной рады

Фараоны в Древнем Египте обладали огромной властью и несли большую ответственность перед народом. Ниже мы рассмотрим образ жизни фараонов, их обязанности, процедуры коронации и передачи титула, а также кратко пройдемся по самым значимым правителям Древнего Египта.

Содержание

Фараоны в Древнем Египте: символы и передача власти, титул, коронация

Символы власти

К знакам монаршего могущества относились корона, посох и подвязная борода.

Корона имела несколько вариантов. Корона Верхнего Египта — белая в виде кегля, корона Нижнего Египта — цилиндрическая красная с закругленным выступом сзади, пшент — венец фараона — представлял собой соединение двух этих форм. Вторым по значению головным убором фараона был плат (клафт-ушерби, или немес). Он состоял из куска ткани в голубую и золотую полоски, лент и диадемы с уреем — скульптурным изображением кобры, хранительницы власти на небе и земле. Фараону также принадлежали треххвостая плеть и скипетр. Считалось, что их передал Осирису Анцти — первый пастырь людей. Они являлись обязательными атрибутами обряда коронации.

Фараоны в Древнем Египте: символы и передача власти, титул, коронация

Голова фараона в головном уборе клафт (немес). Около 1872-1806 гг. до н. э. Художественный музей Уолтерса, Балтимор (США). Фараон Птолемей VIII между богинями Уаджит и Нехбет.
Барельеф на храме Гора. Эдфу, Египет.

Скипетры находили в гробницах начиная с додинастического периода. Ранговым знаком и обязательным атрибутом костюма фараона был полосатый воротник-ожерелье (ускх), скроенный по кругу, — солярный знак.

Не менее важным элементом во всех торжественных церемониях была накладная искусственная борода — символ владения землей. Все египтяне брились, правом носить бороду обладал только фараон. Исключение составляли случаи, когда человек был в трауре; согласно традиции ему позволялось отпускать бороду и волосы.

Преемственность власти

Титул фараона передавался по наследству. Всего история Древнего Египта насчитывает 31 династию. Первым достоверно известным царем был Мина (Менес), а фактически последней царицей стала Клеопатра. После ее смерти через отравление Египет вошел в состав Римской империи.

Чтобы сохранить чистоту крови, было принято заключать браки между родственниками, в том числе близкими.

Коронация

Вступая на престол, фараон должен был пройти обряд коронации, который представлял собой определенный набор церемоний и фестивалей, проводившихся на протяжении года. Такой год назывался годом коронации.

Примерно через 30 лет обряд коронации повторялся. Это был день празднества Сед или Хеб-сед. Сама церемония должна была подтвердить власть фараона, повторить сакральные обряды и даровать царю новую юность.

Титул царя

Со времен Среднего царства установился полный титул царя, который состоял из хорова имени (самая древняя часть имени фараона), имени по небти, золотого имени, тронного имени и личного имени. Начиная с III династии появилась практика писать последние два имени фараона и все его титулы в овальной рамке, которую мы называем картуш. С точки зрения египтян, этот овал символизировал ход солнца вокруг мира и очерчивал границы царства, освещаемые солнцем.

Фараоны в Древнем Египте: символы и передача власти, титул, коронация

Обязанности фараона

Ежедневно правитель выслушивал доклады и письма, отчеты о доходах и расходах, диктовал или самостоятельно писал ответы. Когда фараон давал аудиенцию, он восседал на троне перед дворцовой дверью, облаченный в корону, с символами власти в руках.

Во время войны царь исполнял обязанности главнокомандующего войсками и лично участвовал в военных действиях. Безусловно, в разные эпохи те или иные обязанности фараона преобладали. Если в период Древнего царства правитель в первую очередь должен был поддерживать миропорядок, то в пору Нового царства — возглавлять армию. Таким был фараон Тутмос III.

Фараоны в Древнем Египте: символы и передача власти, титул, коронация

Великие фараоны

Фараоны в Древнем Египте: символы и передача власти, титул, коронация

Фараоны в Древнем Египте: символы и передача власти, титул, коронация

ЭХНАТОН

Бюст Эхнатона. Дата неизвестна. Египетский музей, Каир (Египет)

Бюст Эхнатона. Дата неизвестна. Египетский музей, Каир (Египет)

ТУТАНХАМОН

Египтологи шутят, что главным событием в жизни Тутанхамона стало то, что он умер. Тутанхамон был фараоном недолго и скончался, по последним данным ученых, от малярии, не достигнув своего 20-летия. Во всемирной истории этот правитель прославился своей сохранившейся гробницей, открытой в 1922 г. Ученым понадобилось семь лет, чтобы извлечь, замерить, зарисовать и сфотографировать найденные в ней богатейшие реликвии.

НЕФЕРТИТИ

В историю на века вошла женщина, главная супруга фараона Эхнатона, ставшая эталоном красоты, — Нефертити. Исследователи спорят о ее происхождении. Одни утверждают, что она была иноземной принцессой, другие — египтянкой, но не из царской семьи, однако женщина надолго завоевала сердце фараона. Благодаря своей красоте, уму и настойчивости Нефертити играла огромную роль в управлении государством. Об этом свидетельствуют рельефы, где она изображена в сценах, которые считались прерогативой фараона, например избивающей врагов.

Бюст Нефертити. Около 1300 г. до н. э. Новый музей, Берлин (Германия)

ТУТМОС III

Тутмос III стал фараоном после смерти своего отца, но первые 20 лет провел под руководством своей мачехи Хатшепсут, которая, будучи регентом, захватила власть в Египте. Когда Хатшепсут умерла, Тутмос III занял место главы государства. Это уникальный царь-воин, который не проиграл ни одной из 17 битв и превратил Египет в великую и процветающую империю.

Когда Хатшепсут умерла, Тутмос III занял место главы государства

Статуя Тутмоса III. Египетский музей, Турин (Италия)

Именно с его именем связана великая битва при Меггидо, когда Тутмос, наперекор уговорам, повел войско через узкое ущелье и разбил врага, не ожидавшего такого скорого появления. В результате столь стремительного нападения удалось захватить огромные богатства, оружие и припасы. Сама крепость Меггидо была взята в длительную осаду, а Тутмос увез с собой в Фивы не только трофеи, но и сыновей тех царей, которые выразили ему покорность, положив начало новому способу устранения антиегипетских волнений. Грамотный стратег Тутмос III умело использовал флот для быстрой переброски войск и провизии и повсеместно применял шпионаж.

Читайте также: