Впервые понятие уголовной политики было сформулировано в каком веке

Обновлено: 16.06.2024

В современном мире насчитывается свыше двухсот самостоятельных суверенных государств, отличия между которыми обнаруживаются в особенностях политического режима, государственного устройства, формы правления, территориального и этнического состава, и т.д.

Однако существует определенный набор целей и задач, признание которых характерно для каждого государства. Одной из таких задач выступает поддержание правопорядка и защита охраняемых законом интересов от преступных общественно-опасных посягательств.

При этом следует иметь в виду, что с учетом общесоциальной значимости и сложности соответствующей деятельности, она не может реализовываться стихийно, напротив – рассматриваемое направление государственной деятельности опосредуется в рамках специального, научно-обоснованного направления политики государства – в мероприятиях уголовной политики.

В специальной литературе предлагает следующее определение уголовной политики:

Уголовная политика – это самостоятельное направление государственной деятельности, для целей обеспечения защиты граждан и общества от преступных посягательств и преступлений в целом, содержанием которой выступает разработка целей и задач уголовной политики, а также выработка непосредственных методов и средств борьбы с преступностью.

Также следует обратить внимание на то, что рассматриваемая категория отличается определенной степень сложности и многоаспектности, в связи с чем, представляется необходимым отметить, что уголовная политика в настоящее время может одновременно пониматься в трех значениях:

  1. Как государственная деятельность, выраженная в совокупности действующих нормативных правовых актов, в которых определены цели, задачи и принципы противодействия преступности;
  2. Как особых виды практической государственной деятельности, направленной на реализацию соответствующих программных целей, задач и принципов борьбы с преступностью;
  3. Как научная теория о стратегии и тактике борьбы с преступностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Важнейшим свойством уголовно-правовой политики, существование которого вытекает, в том числе, из содержания приведенных особенностей состоит в том, что с одной стороны, соответствующая политика является единой – это вытекает из единства ее целей, задач и принципов. С другой – она сложна по своей внутренней структуре, поскольку объединяет множество относительно самостоятельных направлений государственной деятельности, призванных достижению общей цели – обеспечению законности и противодействию общественно-опасным посягательствам.

Содержание мер уголовно-правовой политики

Переходя к рассмотрению вопроса о содержании мер уголовно-правовой политики представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что противодействие такому сложному и опасному социальному явлению как преступность, требует от государства и общества приложения серьезных комплексных усилий, выраженных, в первую очередь – в мероприятиях и мерах общесоциального и специального (превентивного характера).

Общесоциальные меры уголовно-правовой политики государства: в их числе в специальной литературе принято называть совокупность социально-экономических, социально-культурных, организационно-управленческих, общеправовых мер, которые имеют основополагающее значение в деле противодействия преступности – не будучи направлены специально на это, они воздействуют на сами причины преступности, путем решения (или снятия остроты) многих общесоциальных проблем. В этой связи, общесоциальные меры уголовно-правовой политики содержат в себе важный превентивный компонент, позволяющий перспективное воздействие на состояние преступности, путем воздействия на ее причины;

Специальные меры уголовно-правовой политики связаны с непосредственным воздействием на разного рода преступные посягательства, поскольку они специально предназначены (и активно используются государством) для борьбы с преступностью. В числе конкретных мероприятий и мер представленной группы могут быть названы: совершенствование законодательства и практики его применения в части предупреждения и пресечения преступных посягательств, возложением конкретных мер уголовно-правового характера на виновных лиц, реализацией мер уголовно-правового, процессуального, уголовно-исполнительного и административного воздействия на лиц, совершивших или готовы совершить преступление, и с иными факторами, оказывающими влияние на состояние, структуру и динамику преступности.

Структура уголовно-правовой политики

Исходя из анализа приведенных особенностей и элементов уголовно-правовой политики можно сделать вывод о том, что соответствующее направление государственно-властной деятельности, в обобщенном видео объединяет два основных направления реализации противодействия преступности, составляющие, в этой связи, структуру соответствующей политики:

Теория уголовной политики опирается и взаимодействует с познаниями из области философии, политологии, социологии, психологии и других фундаментальных наук с позиций ее основных концептуальных параметров, с учетом достижений и открытий, осуществленных на рубеже нового тысячелетия. Вся история познания свидетельствует о наличии мощных потоков знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о теснейшем взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке.

Разработаны новые и оригинальные идеи, учитывающие изменение роли государства в экономической и политической системах общества, в конституционном определении российского государства как социального.

Цивилизованность любого общества во многом предопределяется местом и ролью в нем права и правовой науки. Поэтому формирование социума, его нормальное функционирование и развитие невозможно без утверждения в практической деятельности людей научно обоснованных правовых начал управления социальными процессами. Это в полной мере относится и к теории уголовной политики, оказывающей базисное влияние на уголовное право и являющейся основанием для разработки стратегии и тактики обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.

В политическом отношении уголовная политика является составной частью политики государства, её относительно самостоятельным видом и направлением. И как часть политики государства она в силу специфики своего объекта социального управления, то есть преступности, оказывает прямое и мощное воздействие на политику государства в целом, вплоть до изменения сущности последней.

Таким образом, актуальность работы обусловлена значимостью рассматриваемой категории - уголовная политика - для общественной жизни, безопасности социальной системы, её жизнеспособности.

Цель работы: раскрыть сущность современной уголовной политики России.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие уголовной политики; охарактеризовать содержание современной уголовной политики; анализировать развитие уголовной политики России.

Понятие уголовной политики.

Уголовное право представляет собой систему соответствующих юридических норм, уголовная же политика предстает перед нами в виде руководящих идей, которые определяют содержание уголовно-правовых норм и институтов, направление деятельности государственных структур и правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Право - более консервативное и устойчивое явление. Уголовная политика более подвижна, она более чутко реагирует на изменившуюся обстановку (социально-экономическую, политическую, криминологическую и пр.) и нередко подвержена существенным изменениям при относительной стабильности уголовного законодательства.

Уголовное право является инструментом уголовной политики. Управление практическим применением норм уголовного права означает проведение в жизнь уголовной политики государства.

Слово "политика" (politike) в переводе с греческого означает "искусство управления государством". Политика выражает функции государства по руководству той или иной сферой общественной жизни. Уголовная политика как одно из направлений социальной политики - это государственная политика в области борьбы с преступностью. Речь идет о направлении деятельности государства в этой специфической сфере, определении форм, задач, содержания деятельности государства и его органов по борьбе с преступностью и тесно связанными с нею другими формами антиобщественного поведения.

Относительно объема и содержания уголовной политики сегодня, как и раньше, существуют две основные позиции, связанные с пониманием уголовной политики.

Первая была сформулирована А.А. Герцензоном, считавшим, что изучаемым понятием охватывается все, что прямо или косвенно направлено на борьбу с преступностью. Таким образом, трактуя данное понятие уголовной политики, он включал в ее сферу не только специальные меры (уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические, уголовно-исполнительные, криминалистические), но и меры чисто социального характера (экономические, идеологические, медицинские и т.д.).

Кроме этого, была высказана и другая точка зрения, сторонники которой (С.В. Бородин, А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, И.А. Исмаилов, Н.И. Стручков) считают, что только специальные меры социального предупреждения преступности, которые основываются на уголовном, уголовно-процессуальном и исправительно-трудовом законодательстве с привлечением данных науки, включая криминологию и криминалистику, составляют это понятие. Представляется важным в этом контексте определение уголовной политики, предложенное Н.И. Загородниковым и Н.А. Стручковым: "Уголовная политика представляет собой такое направление советской политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию, а когда нужно, декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения". Следует отметить, что основной акцент в этом определении сделан на исходных требованиях, т.е. принципах борьбы с преступностью, что представляется весьма важным.

Помимо приведенных выше формулировок в юридической литературе имеется множество различных определений уголовной политики.

Анализируя понятие уголовной политики, необходимо отметить главное - ее ведущую роль по отношению к материальным и процессуальным отраслям права антикриминального цикла, управление применением норм которых является одной из форм реализации уголовной политики.

Общепризнанными понятиями современной общественно-политической жизни являются: политика, внутренняя политика, внешняя политика и международная политика. В свою очередь, внутренняя (внутригосударственная, национальная) политика подразделяется на социальную, экономическую, экологическую и некоторые иные. Внутренняя политика - это направления деятельности государства и общества (как через государство, так и через иные политические и неполитические образования), связанные с решением задач, касающихся населения в целом, отдельных групп населения, государства в целом или его частей (субъектов федеративного государства). Иными словами, тот или иной вопрос является (становится) политическим, когда он затрагивает большие массы людей, страну, государство, части государства. Вопрос может быть политическим какое-то время, затем перестать быть таковым.

Правопорядок, борьба с преступностью, безопасность личности в зависимости от их состояния могут быть вопросами социальными (социальной политики) и могут быть вопросами внутригосударственной политики в целом, но во всех случаях они касаются всего общества и государства и требуют принятия специальных мер государственного и общественного характера, которые традиционно можно назвать уголовной политикой. Причем на нынешнем этапе состояния и развития российского общества и государства это элемент внутригосударственной политики в целом, что объясняется следующими общенациональными и общегосударственными обстоятельствами, а также активным включением России в антитеррористические усилия ООН и других организованных форм сообщества, в сферу международного сотрудничества по борьбе с транснациональными преступлениями.

Таким образом, обобщая все то, что было наработано советской и российской наукой, опираясь на реалии сегодняшнего дня в России и в мире, можно дать следующее определение понятия уголовной политики.

Уголовная политика - это система принципов, политических и политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального цикла, криминологических программ и программ ресоциализации преступника, выработанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях - национальной безопасности.

Уголовная политика предопределяется национальными и международными условиями борьбы с преступностью и терроризмом; выражается в создании и осуществлении единой и разносторонней системы государственных директивных (политических) указаний, норм уголовного права, уголовно-процессуального права, уголовно-исполнительного права, норм ряда иных социальных предписаний; опирается на принципиальные основы предупреждения преступности, борьбы с ней на национальном и международном уровнях и обращения с правонарушителями.

В современном мире насчитывается свыше двухсот самостоятельных суверенных государств, отличия между которыми обнаруживаются в особенностях политического режима, государственного устройства, формы правления, территориального и этнического состава, и т.д.

Однако существует определенный набор целей и задач, признание которых характерно для каждого государства. Одной из таких задач выступает поддержание правопорядка и защита охраняемых законом интересов от преступных общественно-опасных посягательств.

При этом следует иметь в виду, что с учетом общесоциальной значимости и сложности соответствующей деятельности, она не может реализовываться стихийно, напротив – рассматриваемое направление государственной деятельности опосредуется в рамках специального, научно-обоснованного направления политики государства – в мероприятиях уголовной политики.

В специальной литературе предлагает следующее определение уголовной политики:

Уголовная политика – это самостоятельное направление государственной деятельности, для целей обеспечения защиты граждан и общества от преступных посягательств и преступлений в целом, содержанием которой выступает разработка целей и задач уголовной политики, а также выработка непосредственных методов и средств борьбы с преступностью.

Также следует обратить внимание на то, что рассматриваемая категория отличается определенной степень сложности и многоаспектности, в связи с чем, представляется необходимым отметить, что уголовная политика в настоящее время может одновременно пониматься в трех значениях:

  1. Как государственная деятельность, выраженная в совокупности действующих нормативных правовых актов, в которых определены цели, задачи и принципы противодействия преступности;
  2. Как особых виды практической государственной деятельности, направленной на реализацию соответствующих программных целей, задач и принципов борьбы с преступностью;
  3. Как научная теория о стратегии и тактике борьбы с преступностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Важнейшим свойством уголовно-правовой политики, существование которого вытекает, в том числе, из содержания приведенных особенностей состоит в том, что с одной стороны, соответствующая политика является единой – это вытекает из единства ее целей, задач и принципов. С другой – она сложна по своей внутренней структуре, поскольку объединяет множество относительно самостоятельных направлений государственной деятельности, призванных достижению общей цели – обеспечению законности и противодействию общественно-опасным посягательствам.

Содержание мер уголовно-правовой политики

Переходя к рассмотрению вопроса о содержании мер уголовно-правовой политики представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что противодействие такому сложному и опасному социальному явлению как преступность, требует от государства и общества приложения серьезных комплексных усилий, выраженных, в первую очередь – в мероприятиях и мерах общесоциального и специального (превентивного характера).

Общесоциальные меры уголовно-правовой политики государства: в их числе в специальной литературе принято называть совокупность социально-экономических, социально-культурных, организационно-управленческих, общеправовых мер, которые имеют основополагающее значение в деле противодействия преступности – не будучи направлены специально на это, они воздействуют на сами причины преступности, путем решения (или снятия остроты) многих общесоциальных проблем. В этой связи, общесоциальные меры уголовно-правовой политики содержат в себе важный превентивный компонент, позволяющий перспективное воздействие на состояние преступности, путем воздействия на ее причины;

Специальные меры уголовно-правовой политики связаны с непосредственным воздействием на разного рода преступные посягательства, поскольку они специально предназначены (и активно используются государством) для борьбы с преступностью. В числе конкретных мероприятий и мер представленной группы могут быть названы: совершенствование законодательства и практики его применения в части предупреждения и пресечения преступных посягательств, возложением конкретных мер уголовно-правового характера на виновных лиц, реализацией мер уголовно-правового, процессуального, уголовно-исполнительного и административного воздействия на лиц, совершивших или готовы совершить преступление, и с иными факторами, оказывающими влияние на состояние, структуру и динамику преступности.

Структура уголовно-правовой политики

Исходя из анализа приведенных особенностей и элементов уголовно-правовой политики можно сделать вывод о том, что соответствующее направление государственно-властной деятельности, в обобщенном видео объединяет два основных направления реализации противодействия преступности, составляющие, в этой связи, структуру соответствующей политики:

Под политикой понимается ряд государственных и общественных дел, искусство руководить страной.

Выделяют внешнюю (межгосударственную) и внутреннюю (экономическую, социальную, техническую, культурную и т.д.) политику.

Сегодня уголовная политика – это система противостояния незаконным действиям, которая создана, охраняется и защищена государственной властью. Данная система служит отражением экономического, социального и духовного развития общества.

При классификации современной политики страны в направлении противостояния незаконным действиям в виде целостного явления выделяется уголовно-правовая, уголовно-исполнительная, криминологическая, уголовно-процессуальная, криминалистическая, оперативно-розыскная и иные виды политики.

Под уголовно-правовой политикой понимается деятельность страны относительно планирования и осуществления мероприятий, которые направлены на то, чтобы противостоять незаконным действиям, при помощи улучшения уголовного законодательства и практики его использования, а также при помощи соответствующего использования уголовно-правовых норм.

В состав уголовно-правовой политики входит ряд ее задач, принципов, форм осуществления, средств и т.д.

Среди задач уголовно-правовой политики выделяют контроль над незаконными действиями, охрану правопорядка, улучшение нормативно-правовой базы противостояния преступным действиям и т.д.

Данные задач решаются разными путями. Речь идет о снижении количества преступных деяний, имеющих тяжкий и особо тяжкий, корыстный и насильственный характер, правонарушений, которые имеют отношение к таким явлениям, как бандитизм, терроризм, коррупция, незаконный оборот и использование наркотических средств, растений, в составе которых есть данные вещества и др.

В основе всех задач лежит достижение ключевой цели – формирование эффективной структуры противостояния незаконным действиям.

Уголовно-правовая политика: формы осуществления

Уголовно-правовую политику допустимо реализовать в ряде форм. Речь идет о законодательной, директивной, управленческой и правоприменительной формах.

Выражение законодательной формы заключено в том, что совершенствовать уголовный закон.

Основа директивной формы состоит в работе относительно противостояния незаконным действиям на подзаконном уровне.

В основе управленческой формы лежит формирование правореализующей работы подведомственно.

Выражение правоприменительной формы состоит в реализации следственно-судебной работы, а также в росте уровня ее эффективности.

Уголовно-правовая политика: ее средства

Существует ряд основных средств уголовно-правовой политики.

  1. Законодательный уровень характеризуется формированием при помощи законодательной и исполнительной власти нормативно-правовой базы, которая регулирует вопросы криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации действий.

Под криминализацией законодательной понимается переход действия из группы правомерных в группу незаконных действий из-за изменений в общественном сознании и законодательстве.

Под декриминализацией законодательной понимается перевод действия из группы незаконных в группу правомерных, из-за изменений в общественном сознании и законодательстве.

Под непенализацией законодательной понимается рост уровня наказуемости за то, что совершено преступное действие, из-за изменений в общественном сознании и законодательстве.

Под пенализацией законодательной понимается рост уровня наказуемости за то, что совершено преступное действие, из-за изменений в общественном сознании и законодательстве.

Под депенализацией законодательной понимается снижение вида или размера наказания, которое предусмотрено за то, что совершено преступное действие, расширена вероятность освобождения от уголовной ответственности при помощи законодательства.

  1. Для директивного уровня характерна организация мер противостояния незаконным действиям, которые связаны с законодательной криминализацией и декриминализацией, пенализацией и депенализацией.
  2. Для управленческого уровня характерно формирование мер противостояния преступным деяниям, которые регулируются посредством ведомственных указаний, разъяснений, рекомендаций и других правовых актов.

При помощи правовых актов исполнительной власти, а также ряда ведомственных положений становятся возможным факт наличия правоприменительной криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации.

Под криминализацией правоприменительной понимается расширение использования уголовно-правовых норм, не связанных с изменениями в законодательстве.

Под декриминализацией правоприменительной понимается снижение использования уголовно-правовых норм, не связанных с изменениями в законодательстве.

Данный процесс может вызвать законодательную декриминализацию. Данное расширение или снижение становится возможным благодаря ряду ведомственных предписаний относительно использования уголовного закона. А также данный процесс не связан с изменениями в нормативных правовых актах.

Под пенализацией правоприменительной понимается рост практики использования более серьезных и дополнительных наказаний за то, что совершено соответствующее преступное деяние.

Под депенализацией правоприменительной понимается снижение практики использования более серьезных наказаний за то, что совершено соответствующее преступное деяние (речь идет об увеличении количества назначенных наказаний, которые не имеют отношения к лишению свободы, а также об уменьшении количества наказаний, которые имеют отношение к реальному лишению свободы), расширение практики применения оснований освобождения от уголовной ответственности.

Важно отметить, что правоприменительной криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации характерно иметь прямую связь со следственной и судебной практикой, которая реализуется на последующем этапе.

Любая проблема приобретает политический характер, если её решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политическая надстройка (политическая идеология, государство, партии) возникает с разделением общества на классы на основе экономического базиса общества.

Суть политики всегда обусловливается коренными, прежде всего социально-экономическими, интересами господствующего класса или союза родственных классов, отражает взаимоотношения социальных слоев общества по поводу власти, управления, осуществления других государственных функций.

В развитие уголовной политики внесли существенный вклад российские ученые: Г.А. Аванесов, А.Н. Беляев, С.С. Босхолов, И.М. Гальперин, А.А. Герцензон, П.С. Дагель, А.Э. Жалинский, А.Н. Игнатов, И.Я. Козаченко, В.И. Курляндский, В.В. Мальцев, Г.М. Миньковский, А.В. Наумов, П.Н. Панченко, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревин, Н.А. Стручков, С.Г. Чаадаев и др.

Характер политики определяется тем, в интересах какого класса и против какого класса осуществляет ее государство, всем ее содержанием, целью и системой. В полной мере это относится и к такому направлению государственной деятельности, как уголовная политика, которая отражает классовые интересы в системе своих оценок и специфических приемов, обладает определенной стратегией и тактикой и которая тем эффективнее, чем больше опирается на научные данные, чем более трезвым объективным расчетом вооружена.

С таких позиций и строится система правоохранительных мер. Практический опыт убеждает, что эффективность усилий по устранению антиподов здорового образа жизни тем выше, чем теснее связь используемых при этом идеологических средств с методами социального воздействия. Российская уголовная политика строится на основе генеральной линии, выработанной государственной политикой реформ в целом.




В самом широком смысле ее содержание составляет направление государственной деятельности по осуществлению социально-политических, экономических и иных мероприятий и выработке оптимальных уголовно-правовых средств – в целях ликвидации отдельных видов преступлений и нейтрализации преступности в стране.

Уголовная политика является составной частью внутренней политики государства, она направлена во взаимосвязи и взаимо­действии с другими направлениями борьбы с преступностью, на обеспечение реальной общественной безопасности и общественного порядка, на эффективную правовую охрану основных ценностей общества от посягательств, на ограничение либо нейтрализацию преступности. Образно говоря, уголовная политика – это синтез того, что целесо­образно и полезно для укрепления правопорядка в конкретных исторических условиях, потому ни уголовный закон, ни профилактические меры не могут быть правильно поняты без знания политики государства, проводимой в соответствии с объективными законами общественного развития.

Главная задача уголовной политики – максимально способствовать блокированию и сокращению преступности. Ее методы и средства соответствуют интересам всего общества, поскольку составляют часть общеполитической деятельности по строительству правового государства. Исторический опыт учит, что объективные возможности нейтрализации преступности в российском обществе заложены в самой основе и сути правового государства, которое мы пытаемся строить, реализуется не сама по себе, а вследствие планомерных усилий государства, общественных формирований, трудовых коллективов, тесного единства идеологических и научных средств, максимальной эффективности правоприменительной практики.

Концепция уголовной политики относится к важнейшим дос­тижениям Российского правоведения последних лет. Её положения помогают выделить направления борьбы с преступностью, расширить и разнообразить средства, упрочить правовую основу данной борьбы, установить зависимость между показателями преступности и факторами уголовной политики и сделать из этого значимые для управления борьбой с преступностью выводы.

Российская уголовная политика, с одной стороны, концентрированно и определенным образом отражает социально-экономические явления нашего общества и, с другой стороны, сама является сложным многоплановым социальным явлением общественной жизни, оказывает мощное директивно-направляющее воздействие на все стороны многогранного процесса охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Исходя из изложенного, можно сформулировать понятие уголовной политики.

Российская уголовная политика – это основные принципы, направления и перспективы охраны общественных отношений от преступных посягательств (борьбы с преступностью), базирующиеся на познании объективных закономерностей развития общества в исторически определенный период времени и соответствующие сущности социально-экономической формации.

По структуре уголовная политика как сложная многокомпонентная система, будучи составной частью общесоциальной политики госу­дарства, сама состоит из ряда относительно самостоятельных подсистем, которые в своей совокупности комплексно воздействуют на преступность как на антисоциальное явление в направлении ее нейтрализации и сокращения. К подсистемам относятся: уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная политика. Этим разновидностям политики соответствуют самостоятельные отрасли права: уголовное право, уголовно-процессуальное право и уголовно-исполнительное право, каждое из которых имеет самостоятельный предмет и метод правового регулирования, специфическим образом выполняет поставленные перед ней задачи в области борьбы с преступностью.

Наиболее широкая концепция уголовной политики была выдвинута А. Герцензоном, который очерчивал ее сферу областью борьбы со всеми правонарушениями и полагал, что уголовная политика реализуется не только в специально-криминологических и правовых, но и в общесоциальных мерах, способствующих устранению причин и условий совершения преступления и иных правонарушений.1 Частично она была воспринята Ю. Ляпуновым, М. Ковалевым, Ю. Ворониным, которые ограничивали сферу осуществления уголовной политики только борьбой с преступностью, включают в ее содержание экономические, социально-политические и идеологические мероприятия.

Как можно было заметить, рассмотрение всей совокупности правонарушений и тем более всех видов социальных отклонений в качестве объекта уголовной политики получил наименьшую поддержку среди ученых-юристов. Стремление расширить понятие уголовной политики за счет включения в него общесоциальных мер приводит практически к обратному эффекту: не уголовная политика выглядит подсистемой социальной политики, а, напротив, последняя, по существу, растворяется в первой.

Другого рода крайняя точка зрения была сформулирована Н.А. Беляевым, который сводит сущность уголовной политики к направлению деятельности государственных и общественных органов и организаций по применению наказания или заменяющих наказание мерами административного или общественного воздействия к лицам, совершающим преступления, а также в области осуществления угрозы применения наказания. Иначе говоря, уголовная политика интерпретируется как политика использования правового принуждения в борьбе с преступностью. Узость приведенного подхода заключается в том, что наказание и угроза его применения нельзя рассматривать в качестве главных методов даже применительно к уголовно-правовой охране общественных отношений. В современном обществе важное предупредительное и воспитательное воздействие на сознание людей имеет уже сам уголовно-правовой запрет конкретных видов общественно-опасного поведения. Здесь опасность заключается в том, что возможен перенос центра тяжести на карательную деятельность и отрыв ее от специально-криминологической профилактики преступлений.1

Точек зрения по этому поводу много, а суть, на наш взгляд, состоит в том, что уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная политика – это не самостоятельные отрасли политики, а разветвления единой политической линии преодоления преступности. Задачи, принципы, тенденции развития отраслей права, решающих вопросы борьбы с преступностью, не могут быть поняты из самих себя. Их нельзя также напрямую вывести из социальных условий, минуя закономерности и принципы политики борьбы с преступностью в целом. Вот почему следует разделить те взгляды на уголовную политику как на политику в области борьбы с преступностью, основными средствами осуществления которых является специально-криминологическое предупреждение преступлений и регулирование общественных отношений посредством уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

В самой сущности и содержании уголовной политики находят специфическое выражение общие черты, свойственные социальной политике государства в целом. Уголовная политика имеет идеологическую, надстроечную природу и обусловлена, в конечном счете, экономическими отношениями, носит ярко выраженный классовый характер.

Поскольку высшей формой социального регулирования выступает управление, можно согласиться с П.С. Дагелем в том, что содержание уголовной политики состоит в управлении процессом борьбы с преступностью, с той лишь оговоркой, что уголовная политика охватывает не всю систему управления данным процессом, в которую включаются и сугубо организационно-технические операции, но образует ее стержень, ядро, главную направляющую силу.1

1) отказ законодателя от ряда мелких видов наказания, предусмотренных последним советским УК, равно как отказ от некоторых видов освобождения от уголовной ответственности и наказания, не может рассматриваться как несоответствие этой тенденции, он продиктован либо изменениями общественной действительности, либо выявившейся практической неэффективностью соответствующих институтов;

2) введение новых относительно мягких видов наказаний, не связанных с лишением свободы, равно как новых видов освобождения от уголовной ответственности и наказания, теоретически соотносимое обычно с дифференциацией ответственности более и менее опасных преступников, а также с необходимостью стимулирования полезного для правосудия и потерпевших поведения, соответствует рассматриваемой тенденции;

3) сохранение смертной казни и значительное увеличение предель­ных сроков лишения свободы как проявление правового консер­ватизма находятся в глубоком противоречии с тенденцией к либерализации репрессии, обнаруживают уголовно-правовую и криминологическую незрелость России, препятствуют налаживанию взаимопонимания с западноевропейскими странами, мешают общественному развитию и, конечно, не способствуют уменьшению преступности.

Тому, что российская уголовно-правовая политика в значительной мере пошла вопреки тенденции к смягчению уголовной ответственности, теоретически послужил ряд поводов:

1) чрезвычайное ухудшение криминологической ситуации в стране;

2) задача дифференциации уголовной ответственности лиц, совершивших более и менее опасные преступления;

3) учет существующего в стране общественного мнения, которое стоит за применение к преступникам наиболее строгих наказаний.

Читайте также: