Что делать если работодатель заставляет выполнять не свои обязанности

Обновлено: 28.04.2024

С 1.01.2022 года законодательно предусматривается выполнение трудовой деятельности дистанционно: временно или постоянно. В законе указано на возможности перевода сотрудника на удалённую работу в определённых ситуациях. Дистанционные сотрудники должны быть обеспечены техническим оборудованием, либо получить компенсацию за расходы. Заработная плата работника, переведённого на удалённый труд, не снижается.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Закон о переходе на удалённую работу: разбираем плюсы и минусы →

Введены новые правила режима противопожарной безопасности на предприятиях. Необходимым является заполнение журнала по использованию систем противопожарной защиты и запрещается курить в помещениях и на территориях учреждений образования, здравоохранения и транспорта. Для этого должны быть отведены специальные места с обозначением.

Производится постепенный переход в учреждениях на электронный документооборот. По пилотному проекту большинство организаций переходит на ведение электронного ведения кадровой документации до 31.03.21 г. С 1.07.2021 г. работодатели полностью отменят бумажный вид оформления документов.

Наличие трудового договора

Работник устраивается на работу, во время оформления обязательно составляется трудовой договор. В этом документе указываются детали отношений между руководителем и сотрудником.

В нём конкретно прописываются обязательства руководителя по созданию условий для осуществления трудовой деятельности и должностной функционал сотрудника. В договоре конкретизируется всё, что непосредственно касается трудовых обязанностей.

Дополнительная работа на законных основаниях

В Трудовом кодексе есть статья, на основании которой необходимо согласие сотрудника, оформленное письменно, для привлечения к дополнительной работе в рабочее время. За работу производится доплата. Руководитель может привлечь сотрудника для осуществления других работ, которые не предусмотрены трудовым соглашением.

Это возможно при соблюдении следующих условий:

  • дополнительные работы выполняются параллельно с основной деятельностью во время рабочей смены или дня;
  • сотрудник дал письменное согласие на выполнение дополнительной работы, учитывая срок, содержание и объём;
  • выполненная работа будет оплачена;
  • руководитель издаёт приказ с указанием дополнительных обязанностей, на основании составленного соглашения, ознакомив с ним сотрудника.

Работник может досрочно отказаться от осуществления дополнительной деятельности, известив об этом руководителя письменно за 3 дня.

Руководитель нарушил правила: что делать

Если руководитель издаёт приказ о назначении работнику дополнительных обязанностей, не прописанных в трудовом соглашении, то для таких действий законом разработан механизм самозащиты.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Жалоба на начальника: что она даст и стоит ли вообще жаловаться →

Работодателю представляется письменный отказ от выполнения дополнительных обязанностей, если:

  • виды и объём работы не прописаны в пунктах трудового договора;
  • дополнительные обязанности угрожают здоровью или жизни сотрудника.

Необходимо удостовериться, что письменный отказ получен руководителем.

В уведомлении обязательно точно формулируются отказные виды работы и кем они предоставлены. Дальше указываются причины отказа (например, нанесение ущерба здоровью) и готовность о выполнении обязанностей, прописанных в трудовом соглашении.

Имеет ли право начальник заставить выполнять другую работу

Использование самозащиты не поможет, если в пунктах трудового договора конкретно не обозначены обязанности или они не точно указаны и работником поставлена подпись.

Если отказ от работ основан на фактах, угрожающих здоровью или жизни, руководитель должен предоставить другой фронт работ. Рабочий период простоя оплачивается в сумме, равной двум третьим зарплаты. В создавшейся ситуации, сотруднику нужно находиться на своём рабочем месте полностью всё рабочее время.

Если работодатель игнорирует отказ, то нужно обратиться в Роструд или в судебную инстанцию.

  • катастрофические события (природные, техногенные);
  • несчастный случай или аварийная ситуация;
  • возникновение землетрясения, наводнения, пожара, эпидемии и др.

Тогда работник не обладает правом отказа от выполнения другой работы.

Не имеют права отказаться от деятельности, связанной с риском для здоровья, работники отдельных профессий (например, спасатели, сотрудники МЧС и др.)

Часто возникающие вопросы

Есть ли право у руководителя перевести на другую должность женщину, находящуюся на больничном листе, связанном с беременностью и родами, из-за сокращения работы на предприятии и изменения штатного расписания?

  • Нет. Расторжение трудового договора работодателем с беременной женщиной не допускается. О переводе на другую работу руководитель может решить вопрос только с письменного согласия сотрудника, оформленного письменно. Исключение составляет ликвидация предприятия или прекращение деятельности ИП.

С директором предприятия заключён трудовой договор на двухлетний срок. Могу ли расторгнуть его досрочно?

  • В Трудовом кодексе отсутствуют ограничения в этом вопросе. Работник обладает правом расторгнуть срочный трудовой договор по собственному желанию.

Имеется ли в законе положение о максимальном сроке заключения срочного трудового договора?

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Работодатели хотят, чтобы работники качественно выполняли свои обязанности. Но потребности предприятия меняются, и приходится корректировать функционал сотрудников. Иногда работники вынуждены брать на себя дополнительную работу, и не всегда в соответствии со специализацией. Нужно ли согласие подчиненного на дополнительные обязанности? Как это оформить документально? Разбираемся в этой статье.

Для чего вменять обязанности сотруднику?

Раз и навсегда определенный круг обязанностей – это, к сожалению, утопия. Жизнь и производство сложны и многогранны, они постоянно ставят новые задачи, которые необходимо решать, в том числе, и изменением обязанностей сотрудников.

Цель одна: повышение эффективности работы предприятия, минимизация затрат и увеличение дохода.

Причины, чаще всего вынуждающие работодателя пересмотреть обязанности своих подчиненных:

  • государством приняты новые нормативные акты, и необходимо привести штат в соответствие с ними;
  • в процессе производства произошли изменения (появились новые технологии, процессы, оборудование и т.п.);
  • меняется организация труда;
  • необходимо перераспределить обязанности между сотрудниками.

Документы, регламентирующие обязанности

Логика подсказывает, что именно в них нужно будет вносить изменения при вменении дополнительных обязанностей.

К СВЕДЕНИЮ! Никто не может обязать работника выполнять работу, не прописанную в трудовом договоре. Все действия по изменению главного документа производятся исключительно по предварительному согласию работника за 2 месяца до планируемых перемен в ответ на письменное уведомление начальства.

ВАЖНО! Руководители стараются заручиться доброй волей подчиненных при изменении их обязанностей, иначе вряд ли сотрудничество будет эффективным и продлится долго.

Есть 2 варианта оформления перечня обязанностей:

  • как приложение к трудовому договору – тогда при любых изменениях нужно будет заключать дополнительное соглашение к основному документу;
  • как локальный нормативный правовой акт – можно издать измененный вариант должностной инструкции и попросить работника ее завизировать: это будет доказательством принятия им новых обязанностей.

Дополнительные обязанности в рамках одной должности

Как составлять должностные инструкции, не говорят никакие нормативные документы, кроме рекомендаций Роструда, поэтому их оформление – добровольно для работодателя, а форма произвольна. Практически все предпочитают все же оформлять их, так как этот документ:

СПРАВКА! При определении обязанностей той или иной должности за основу берется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. Многие его положения устарели, работодателю часто нужны новые, не отраженные в нем должности. В таких случаях местные органы исполнительной власти могут принять нормативные акты по требованиям к той или иной должности.

Руководители могут сами определять содержание должностной инструкции, поэтому в рамках одной и той же должности они могут вносить в нее дополнительные обязанности, если таковые:

  • вписываются в квалификационную характеристику;
  • обусловлены технической реорганизацией предприятия;
  • вызваны изменением условий труда.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если причиной изменений становятся перемены технических и/или организационных условий труда, сотрудник должен узнать об этом за 2 месяца (ч.2. ст.74 ТК). Согласие сотрудника не требуется, но вовремя быть проинформированным – его право.

Во всех остальных случаях необходимо оформлять дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее обязательное согласие работника.

Два способа возложения обязанностей дополнительных должностей

Существуют различные причины, когда работодателю или сотруднику может потребоваться изменение круга обязанностей. Например, сокращается должность, и другой компетентный сотрудник согласен взять на себя новую деятельность за дополнительную оплату. Или же работодатель хочет, чтобы работник выполнял дополнительные функции, на которые у него остается достаточно рабочего времени (например, курьер может, находясь в офисе, принимать звонки).

В ТК РФ изложены 2 варианта, по которым сотруднику могут быть вменены новые обязанности: внутреннее совместительство и совмещение. Выбирая первое или второе, работодатель ориентируется на то, можно ли выделить конкретные часы для дополнительных обязанностей, или они по-разному распределяются в продолжение рабочего времени.

Характеристики и различия этих двух способов приведены в таблице.

СОВМЕЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО
Дополнительные обязанности выполняются параллельно с основной работой. Дополнительные обязанности подразумевают выполнение сначала основной работы.
Рабочее время не увеличивается. Рабочее время увеличивается (максимум до половины рабочего дня, но не более 4 часов в день).
Оплата по согласованию с работодателем. Оплата пропорционально отработанному времени.
Нужно дополнительное соглашение к действующему трудовому договору и изменение должностной инструкции. Нужно заключить еще один трудовой договор с этим сотрудником ­– на дополнительную должность на часть ставки.
Дополнительные обязанности можно снять в любой момент приказом руководства. Для снятия дополнительных обязанностей нужно расторгать соответствующий трудовой договор.

Работодателю решать, какой способ окажется предпочтительнее в конкретной ситуации.

Пошаговый план для вменения дополнительных обязанностей

  1. Уведомить работника письменно за 2 месяца об изменениях условий труда.
  2. Издать распоряжение (приказ) о совмещении, внутреннем совместительстве или приказ о возложении дополнительных обязанностей.
  3. Оформить дополнительное соглашение к трудовому договору либо заключить дополнительный договор.
  4. Переиздать должностную инструкцию, ознакомить сотрудника с ее новой редакцией под роспись.

Если сотрудник против

Внесение новых обязанностей в должностную инструкцию, если они в рамках квалификации, не предусматривает согласие работника, поэтому часто в этом пункте возможны разногласия, тем более, что заработная плата таких случаях обычно не пересматривается. Что делать работодателю, если в ответ на его извещение о грядущей перемене условий работы сотрудник выражает несогласие работать по новым правилам?

Работодатель письменно должен предложить несогласному другую должность в соответствии с его квалификацией, пусть даже ниже рангом или менее оплачиваемую, если она вакантна. Если таких должностей нет или снова последует несогласие, сотрудника вправе уволить (п.7 ч.1 ст.77 ТК).

Другой вариант, когда самовольно в одностороннем порядке меняются условия трудового договора. Согласно ч.1 ст.72 ТК РФ, это можно приравнять к переходу на новую работу, для чего необходимо письменное согласие сотрудника. Если работодатель настаивает под угрозой увольнения, подчиненный может предпринять следующие меры:

  • письменно попросить об увеличении оплаты за вменяемые новые обязанности;
  • если договориться не удалось, обратиться в инспекцию по труду или в профсоюз (нужно приложить копию основных документов и приказа о вменении новых обязанностей);
  • при незаконном увольнении его права защитит суд.

Итак, для вменения дополнительных обязанностей лучше заручиться согласием работника, вовремя его уведомить и оформить необходимые документы, внеся изменения в трудовой договор или должностную инструкцию, при необходимости заключив дополнительное соглашение.

Екатерина Захарова

Вы давно работаете бухгалтером в небольшой компании, чувствуете себя правой рукой босса. И вдруг осознаете, что все чаще выполняете его или чужую работу, посвящая прямым обязанностям меньше времени. Не чреват ли ваш отказ ссорой с начальством? Мы расскажем, как научиться отказывать и стоит ли вообще это делать.

Что вы обязаны делать, а что — нет?

Если вы трудитесь без одного из этих документов, исправьте ситуацию в ближайшее время.

Почему именно вы?

Чтобы разработать стратегию поведения, подумайте, почему руководитель выбрал ответственным за решение многих вопросов именно вас.

Может быть, вы сотрудник, на которого можно положиться? Поэтому для своевременной реализации важной задачи руководитель решил привлечь именно вас.

Как построить общение с руководителем?

  • Начальник делится обязанностями по-дружески
  • Руководитель заставляет выполнять работу

Здесь придется возвысить себя в глазах директора, подчёркивая свои достоинства. Покажите, что вы можете сами принимать решения и отвечать за результаты своих действий. Отсеките мелочёвку, которую вполне могут исполнять другие сотрудники с меньшей степенью ответственности.

Если не удается договориться

Не расстраивайтесь, а подумайте над тем, какую пользу вы можете извлечь из сложившейся ситуации. Это опыт работы с новыми задачами, которые вполне могут пригодиться вам в будущем и помогут достичь карьерного роста.

К тому же, решение дополнительных задач в неурочное время работодатель, как правило, готов компенсировать. Обговорите условия оплаты заранее. Одни руководители предпочитают выплатить премию, другие — предоставить отгул. Договоритесь заранее на те условия, которые будут выгодны и вам, и руководству.

Дорогие бухгалтеры, а сталкивались ли вы с подобными проблемами? Расскажите, как вам удалось их решить.

Был у меня в жизни такой опыт. Я в подобной ситуации сначала возмущалась, а потом набралась знаний бесплатно и благополучно ушла в другое место со значительным повышением и в зарплате, и в должности. Но это не правило в нашей стране, а скорее исключение. Есть сейчас у меня три приятельницы, которые всё время жалуются на произвол руководителя, бессовестно нагружающего работой сверх служебных обязанностей, за которую не платит. Вот уже несколько лет они мне регулярно на это жалуются, но ничего не меняют. Так что есть два варианта: оставаться в роли жертвы и наслаждаться возможностью поныть и сорвать слова сочувствия. Имеете право!)) А второй вариант - поступить по-взрослому, в рамках трудового законодательства оформить должностную инструкцию и свято ей следовать. Если ваш работодатель не захочет соблюдать трудовой договор, частью которого эта инструкция является, то конфликта не избежать. Не согласна с автором статьи, что его стоит избегать. Без конфликта ничего не развивается. Другое дело, что конфликтовать можно по-разному. Продуктивнее, конечно, сделать это цивилизованно (сейчас есть очень толковая литература на эту тему, не грех и подучиться). Если достигнуть договоренности не удается, смело пускайтесь в плавание. Самоуважение гораздо полезнее для здоровья, чем постоянный стресс от того, что тебя используют бесплатно. Т.е. по сути - насилуют. Всем успеха!

Бухгалтер с 36-летним стажем явно не знакома с работой бухгалтера в небольшой фирме. Многофункциональность - это неизбежно в малом бизнесе. Небольшое предприятие никогда не разворачивает полные штаты под каждую вновь образовываемую функцию. Там всегда все: "И жнец и щвец и на дуде игрец" И почти всегда бухгалтер там и бух и кадровик и секретарь и юрист - одновременно. А все эти прекраснозвучащие: "трудовой договор, должностная инструкция, коллективный договор, Положение по оплате труда, "Положение о премировании в этой компании с описанием и стоимостью ваших возможных дополнительных работ" (последнее меня совсем развеселило!) - все это если и присутствует, то только формально, для возможных проверок.
Есть неизменный принцип: "Кто работает на том и пашут!" Вот им все и определяется. До тех пор пока человек берется за допобязанности, до тех пор его и грузить будут. А находить иные способы решения ситуации руководители будут только тогда, когда услышат твердое "нет!" Нанимать дополнительный штат без нужды не будет никто.
Другой вопрос, что и право руководителя сменить специалиста, на более сговорчивого, никто не отменял.

@Сотник Юрий. Я полностью с Вами согласна, сейчас действует правило "Кто не желает работать, тот не нужен" найдут другого, правда не факт, что другой будет лучше и будет делать все, что ни скажут. Законы только на бумаге, хоть их никто и не отменял. А руководитель хоть и "не прав", все равно "прав".

Главбух_н. Ну и не так однозначно тоже "найдут другого!" Да, но не всегда. Периодически мне приходилось устраивать твердые разговоры на тему: "Это просто выходит за рамки моей трудоспособности, да и желания "живот положить" на алтарь бизнеса. И дело тут не в размере или отсутствии доплаты, а просто в чрезмерной перегрузке и отсутствии компетенции в данном вопросе!" Во всех случаях - вполне мирно расходились. Просто иногда руководитель не понимает фактического объема до возлагаемой работы. Ему кажется там на полчасика, а реально на это дни уходят. Объяснять нужно. И только один раз дело пошло на принцип - уволился. Просто, что бы человек не воображал, что его личный круглосуточный труд на собственный бизнес должен быть таким же у наемных работников. Личный пример, в данном случае, далеко не образец для других.

@Сотник Юрий. Наша дискуссия напомнила мне об "орлах" и "утках" Бодо Шефера. Очень мне понравилась его классификация! Так вот у нас здесь как раз диалог в духе этих двух типов работников. Если твоя профессиональная самооценка тверда и высока, если брать ответственность и принимать решения тебе в кайф, если развиваться в своей и смежных профессиях тебе интересно, то темы "много навалили" просто не возникает. Идёшь и спокойно разговариваешь о введении новых штатных единиц, о разделении обязанностей. Ни одному адекватному работодателю не интересно терять квалифицированные кадры, тем более с таких ключевых позиций, как главбух. А если владелец бизнеса мыслит категориями "придорожной палатки" и готов шантажировать вас увольнением, то зачем вам, профессионалу, там дальше оставаться?
У вас в руках прекрасная востребованная профессия, которая, в отличие от профессии "ИП Тютькин")) нужна всегда,

Ольга. Ольга, браво! Все - по полочкам, все точно! Только я не совсем согласен в классификации "утка". Преподносится, как, типа, это II сорт работника, нежелательный работодателю. Не согласен. Полжизни руководил таковыми в роли рядовых бухгалтеров. Да, это женщины (в основном, но попадался таковой и мужчина) у которых в жизни ИНЫЕ приоритеты, нежели работа и карьера. Допустим: дети, семья, какие-то хобби, все то, что лежит вне работы. При этом они отличные работники! Внимательные, компетентные в рамках своих обязанностей, не пренебрегают работать и сверх раб. времени, но только в том, что касается их участка или добровольно взятой подмены отсутствующего, готовые помочь, когда их разово попросишь. Т.е. весь набор образцового работника! Но только поступая на работу такой человек и не имел виду строить карьеру, не интересует его она. Другие приоритеты. Это не исключает добросовестности, дисциплинированности, трудолюбия.

@Сотник Юрий. Юрий, утки - это, по Шеферу, не второй сорт, а сотрудники, которые эффективны только в тех видах работ, где нужно монотонно и однообразно выполнять очень ограниченный спектр операций. Мы же обсуждаем главбухов. А на этом месте, да и вообще в бухгалтерии, утки - настоящий бич! Помните то бешенство, которое вызывает банковский служащий, не способный решить элементарный вопрос, а у вас от этого, например, рушатся сроки сделки? И всё потому, что видите ли "они так не делают". Или звонишь контрагенту, чтоб исправили идиотскую ошибку, а на том конце провода - "мы всем так делаем". Знакомо? И именно они больше всего "страдают" от "несправедливости и тяжелого труда". Вот если такой попадется в твоем подчинении, то постоянно ждешь какой-то подставы. Он же ничего решить не может, чуть как-то задача поменялась - ступор. А в таком живом и творческом деле, как финансы и бухгалтерия - это почти ежедневная ситуация. Причем, на руководящей должности может быть "утка" - это не от должности зависит. И на месте рядового бухгалтера вполне может быть "орел" - вот у меня как раз такие, специально отбирала и, конечно, держусь за них двумя руками)) Да и Вы, судя по описанию, как раз такими и руководили. "Утки", в отличие от Ваших сотрудников, не бывают компетентными, т.к. это предполагает ответственность. В том числе и за собственную жизнь (к вопросу о жертвах плохих дяденек-начальников))

Гость. Выстраивания взаимоотношений между двумя людьми это не шаблон. Никогда не шаблон. Тут не бывает универсальных рецептов и "волшебных" слов, произнеся которые ты решишь все проблемы и освободишься от нежелательного в отношениях. Каждый раз это решается по разному и далеко не каждый раз - в свою пользу. Мне приходилось и принимать решения о увольнении, если я не мог или не считал нужным убедить. Не все руководители проникнуты чувством справедливости. Очень многие сами по себе эгоцентричны и самоуверены, до пренебрежения другими.
Иногда бывает и так, что и человек сам по себе неплохой, но "вырос" по карьерной лестнице из низов и там, внизу лестницы ему успели привить, например, отношение к бухгалтерии, как к чему-то ненужному (непонятное всегда ненужно, да?)и прибежищу бездельниц (чаще там все же женщины сидят). И вот он вырос до руководителя с таким штампом в голове. Нет он уже понимает, что бухгалтерия - это неизбежно, что информацию, часто можно получить только там, но "штамп" есть штамп и избавится от него он не может. Ну и в чем ты его убедишь? Только через время, понабив шишек он что-то поймет, но только так, слова "сейчас" его не убеждают.
Но в большинстве случаев, через компромиссы, договариваться все же получается, большинство руководителей, даже упрямые, но не дураки и поддаются здравым убеждениям.

@Сотник Юрий. Спасибо Юрий за Ваш ответ. Учту. Так хочется понимания, но не все люди идут на компромиссы. Буду стараться искать подход к своему работодателю.

У нас тоже вышел из-за этого конфликт директора с гл. бухом. В итоге отдали функцию главного бухгалтера на аутсорсинг в Интеркомп.

И что? Уж аутсорсер точно не станет мальчиком (девочкой) на побегушках и не станет исполнять не предусмотренное договором. Аутсорсинг становится модным, он имеет и свои преимущества, конечно: экономию средств, четкость взаимоотношений, ответ ответственность директора за предоставление первички и некоторые другие, но имеет и недостатки. С ним дела не обсудишь за чашечкой чая. По своему опыту хорошо это понял. В "родном" предприятии главбух знает все: и технологию и особенности многих сотрудников и специфику процедур на предприятии, не говоря уж о том, что "лежа, стоя и с колена" готов доложить об основных экономических показателях и слабых местах. Аутсорсер - отнюдь не так. Доставили документы, "заколотил" их в Эврику или 1С, оформил свои документы, закрыл месяц - сдал. Все! Все выполнено на отлично! Акт закрыт! Спроси меня среднемесячный объем продаж, какой продукт является определяющим в продажах, почему сложилась такая его цена, какие "тонкие" места в его себестоимости - не отвечу. Мне это не нужно! Я не работаю на предприятии! Я только обязан провести ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ документы, а не выклянчивать недостающие и сформировать результат, не анализируя его.

Добавлю: Мне, аутсортеру, важен свой бизнес, а не клиентский. Это не исключает моей профессиональной добросовестности, но и переживать за трудности клиента я не стану. А будучи штатным главбухом - почти всегда переживаешь и готов приложить все силы и труд, в том числе и те, которые никто не оплатит и даже не оценит. Воспримут, как должное. .

Юрий, я с Вами полностью согласен. Аутсорсер никогда не будет спорить с директором. Он просто выполняет свою работу. Да и не факт, что штатный бухгалтер будет опытнее чем бухгалтер из того же Интеркомп.

Я побывала в 2-х шкурах: и шкуре работника и в шкуре работодателя. Так вот хочу сказать, что это постоянно конфронтующие между собой позиции.
Когда ты в роли работника, ты свою работу оцениваешь на определенный уровень зарплаты и любое дополнительное задание вызывает в тебе противоречивые чувства - ведь мне за это не платят. И даже если есть четко описанная инструкция, и бывают дни застоя, когда ты не выполняешь все задачи, прописанные в инструкции (а сама зарплата изначально предусматривает максимальный объем денег, который работодатель готов заплатить за выполнение всего объема задач, указанных в инструкции). И вот есть такие моменты, когда работник не полностью загружен даже своими текущими задачами, он ведь не компенсирует с своей зарплаты те периоды своей неполной загруженности.
Также сталкивалась с тем, что сначала работники соглашаются на описанный им функционал и ту зарплату, которую работодатель предлагает за этот функционал, тем самым лишает других потенциальных работников занять это место, а через какое-то время начинают ныть, что это в других фирмах стоит больше, что это большой объем и т.д. Но изначально, на этапах прохождения собеседования, они же соглашаются с озвученными условиями (совмещать например функции еще какого-то специалиста).
Еще есть категория сотрудников, которая считает что на свою зарплату надо работать только для галочки, пришел на работу, отметился, сделал абы как. А за ответственность ему должны доплачивать. Они даже свою работу не хотят делать ответственно (даже если это четко прописано в инструкции), делают ошибки, абсолютно не хотят думать. Таким иногда нужно четко указывать, что это его обязанность! Это воспринимается тоже так, что он не должен, а его заставляют.
Те, кто жалуются, что они выполняют часто не свою работу порой могут не замечать, что работодатель также в свою очередь может где-то это компенсировать или закрывать глаза на многие моменты: например премировать, или предоставить свободный график работы, или закрывать глаза на частые опоздания, разговоры по телефону часами, частые больничные, отпрашивания и т.д. А может и просто закрывать глаза на несносный характер работника, от которого уже стонет весь офис, потому что его ценность для компании выше чем его выходки.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
  • Центр поддержки
  • Заказать звонок
  • Написать в чат
  • Помощь

Попробовать бесплатно 14 дней

Как правильно отреагировать на подобное предложение

Правильность действий работника, в данном случае, в первую очередь – обуславливается типом предлагаемой работы и основаниями, на которых её предлагает выполнять. А потому, сразу же ответьте на такие вопросы.

В чьи обязанности входит данный фронт работ

Например, предлагаемые для выполнения действия, входят в обязанности коллеги, находящегося в данный момент на больничном или в отпуске. В этом случае, можно поступить, исходя из общепринятой корпоративной культуры. Проще говоря, вы можете договориться выполнить его работу взамен на те же услуги от него.

Если же ни о каком вознаграждении или подмене в будущем речи не идёт – рекомендуем вам спросить у руководителя, каким образом ваш дополнительный труд будет вознаграждён.

В том случае, если предлагаемая работа, ранее никем не выполнялась или же входит в обязанности самого руководителя – стоит обязательно уточнить, является ли такое делегирование расширением должностных обязанностей или это разовое занятие. В последнем случае – крайне рекомендуем выполнить подобную работу (особенно, если она относится к развивающим навыки сотрудников).

Практикующий юрист, автор сайта "Юридическая скорая помощь", один из соучредителей фонда "Наше будущее".

В связи с постоянно нарастающим темпом работы – в современных компаниях вначале появляются задачи (нередко, срочные), а уже потом под них назначают специалиста. Быть может, уже завтра – вы получите желанное повышение.

В том случае, если рассматриваемые нами обязанности входят в работу нижестоящего сотрудника (к примеру, работу не успевает выполнить подчинённый вам работник) – её необходимо сделать, ведь именно вы несёте ответственность за успех всей команды.

При этом, если вам предлагают или заставляют выполнять чужие и совершенно не интересные вам обязанности – выясните причину для этого и только потом (если такая просьба является частью корпоративной культуры) соглашайтесь или отказывайтесь. Однако, помните, что в случае отказа вам, скорее всего, придётся покинуть компанию.

Зачем вы должны вообще выполнять такую работу

Это – один из самых важных и первостепенных вопросов в рассматриваемых нами ситуациях. Постарайтесь прояснить цель поручения работодателя/руководителя.

Например, сотруднику может показаться, что его хотят использовать для выполнения ненужной работы, не входящей в его обязанности, а руководитель, давая задание – преследует цель проверки работника перед повышением или же, желая, чтобы сотрудник получил дополнительный опыт проектной работы.

Нередко, подобным образом, управленцы подбирают себе заместителей.

Почему я

После выяснения того, что предлагаемые или навязываемые вам обязанности не входят перечень ваших, а выполнение работы не будет оплачено – первой реакцией сотрудников (и это не удивительно), как правило, выступает возмущение. Однако, постарайтесь взять себя в руки и выяснить, почему вас выбрали для этой работы.

Предоставьте начальнику доказательства того, что вы не ленитесь, а ваше свободное время на работе – ограничивается прописанным в Трудовом договоре (обед, посещение уборной и пр.) и попросите его расставить приоритеты в плане вашего рабочего дня.

К примеру, работник – отлично выполняет свои обязанности долгое время, самостоятельно отладив рабочий процесс. Проще говоря, он знает, когда он может позволить поработать над отчётностью, когда назначить встречу, а когда провести планёрку с подчинёнными. При этом, у него растёт эффективность и статистика, а сам сотрудник – часть общего механизма, который практически не даёт сбоев.

А потому, получив от своего руководителя новые задачи – он, так или иначе, способствует не развитию системы, но её разрушению.

Фактически, в этот период, работник обязан сам среагировать на то, что мешает ему быть эффективным в дальнейшем, а после – реагировать, исходя из сути этих знаний. Самыми распространёнными причинами такой повышенной нагрузки в 2021 году, согласно нашим опросам – являются:

Читайте также: