Чем занимается управление по обеспечению деятельности мировых судей

Обновлено: 18.05.2024

Работа судебных участков мировых судей города Севастополя на данный момент осуществляется в штатном порядке, но с некоторыми ограничениями для посетители судебных участок мировых судей города Севастополя.

Вместе с тем, Управление обеспечения деятельности мировых судей города Севастополя напоминает:

Пропуск в здание (помещения) судебных участков мировых судей города Севастополя, будет производится при соблюдении следующих требований:

- при входе в здание (помещение судебных участков мировых судей города Севастополя) обязательно производится измерение температуры тела. Посетители обязаны находиться в медицинских масках и перчатках, которыми они обеспечивают себя самостоятельно;

- вход в здание (помещение) судебных участков мировых судей города Севастополя для участников судебных заседания, осуществляется за 10 минут до начала судебного заседания во избежание массового скопления людей и с обязательным соблюдением социальной дистанции между ними 1,5-2 м;

- для входа в здание (помещение) судебных участков мировых судей города Севастополя производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность (с приложением судебного извещение, СМС-уведомление, повестку).

В случае отсутствия средств индивидуальной защиты участники судебных заседаний в здание (помещение) судебных участков мировых судей города Севастополя не допускаются.

Запрещается посещение здания (помещения) судебных участков мировых судей города Севастополя при наличии симптомов COVID-19 и острого респираторного вирусного заболевания.

Берегите себя и своих близких!

Полномочия Управления

1. Организация и осуществление материально-технического обеспечения деятельности мировых судей по нормам, установленным Губернатором города Севастополя и иными нормативными правовыми актами.

2. Организация и осуществление контроля за обеспечением сохранности материально-технических ценностей и иного предоставленного в пользование имущества, находящихся на судебных участках мировых судей (далее - судебные участки) и в Управлении, а также за их использованием по целевому назначению.

3. Организация и контроль за своевременным и качественным проведением работ по капитальному и текущему ремонту зданий и помещений, занимаемых судебными участками, в том числе работ по надлежащей эксплуатации, содержанию инженерных сетей и коммуникаций, оборудования связи.

4. Организация работ и мероприятий, связанных с формированием банка данных, справочно-консультационных систем и механизмов доступа к ним, разработка и обеспечение регламента работ с указанными системами.

5. Организация сопровождения информационно-правовых программ, технического и профилактического обслуживания компьютерной, копировально-множительной, вычислительной и иной техники, находящейся на судебных участках и в Управлении. 6. Организация повышения квалификации мировых судей, подготовки, обучения и повышения квалификации работников аппаратов мировых судей.

7. Обеспечение аппаратов мировых судей нормативно-справочной и другой необходимой для их деятельности литературой, а также подписными изданиями.

8. Организационное обеспечение прохождения кандидатами процедуры назначения на должности мировых судей.

9. Предоставление автотранспортных средств на судебные участки, при условии их наличия, и осуществление контроля за их эффективным использованием в установленном порядке.

10. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.

11. Осуществление защиты информационных ресурсов в Управлении.

12. Предоставление в установленном законодательством порядке пользователям на платной и бесплатной основе информации из государственных информационных ресурсов и информационных систем города Севастополя, находящихся в ведении Управления.

13. Подготовка в установленном порядке проектов нормативных правовых актов города Севастополя, в том числе о внесении соответствующих изменений, признании утратившими силу отдельных норм или нормативных правовых актов города Севастополя по вопросам, находящимся в компетенции Управления, утративших свою значимость, а также противоречащих вновь принятым федеральным нормативным правовым актам и (или) нормативным правовым актам города Севастополя.

15. Заключение в пределах своей компетенции договоров (контрактов) с организациями о поставках продукции, выполнении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг, в том числе в целях обеспечения жизнедеятельности судебных участков и Управления в условиях военного времени.

16. Выполнение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности на судебных участках и в Управлении.

17. Участие в установленном порядке в выполнении мероприятий на судебных участках и в Управлении по противодействию терроризму и экстремизму.

18. Принятие по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления, правовых актов нормативного характера - распоряжений.

19. Обеспечение доступа пользователей информацией к информации о деятельности Управления в порядке, установленном законодательством.

20. Управление осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

В целях реализации полномочий Управление имеет право:

1. Запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения.

2. Заключать с органами местного самоуправления соглашения о взаимодействии по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3. Привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, технологические, проектно-конструкторские и другие научные организации, а также специалистов и экспертов, в том числе зарубежных, к разработке предложений по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления.

4. Являясь в соответствии с законодательством города Севастополя главным распорядителем средств бюджета города Севастополя, выступать в суде, арбитражном суде от имени города Севастополя в качестве представителя ответчика по искам к городу Севастополю о возмещении вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) Управления или его должностных лиц, в том числе в результате издания актов Управления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

5. Обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту интересов в случаях, предусмотренных законодательством.

6. Представители Управления могут в установленном порядке входить в состав коллегий и комиссий центральных исполнительных органов государственной власти города Севастополя, государственных органов города Севастополя, а также федеральных органов исполнительной власти, временных творческих коллективов.

7. Путем проведения ежегодных проверок и инвентаризаций осуществлять контроль за обеспечением сохранности материально- технических ценностей и иного предоставленного в пользование имущества, находящихся на судебных участках, с составлением статистического годового отчета по основным средствам и материалам.

Многим известно, что ряд дел наряду с районными судами рассматривают и мировые судьи. Они рассматривают тот или иной спор по упрощенной процедуре.

Мировые судьи рассматривают гражданские, административные, уголовные дела, где срок наказания в виде лишения свободы не превышает 3 лет, или размер денежного требования не превышает 100 тысяч рублей.

Соответственно, и сроки решения вопроса существенно упрощаются. Однако не все знают, как правильно обратиться в мировой суд. Помочь в этом может предлагаемая статья.

Суть и назначение мирового суда

Это первая из ступеней судов. Рассматривает дела общей юрисдикции, небольшой сложности, через упрощенный порядок. На рассмотрение иска выделяется один месяц (а для вынесения судебного приказа – всего пять дней).

Мировой суд рассматривает иски только в качестве первой инстанции. При этом понятие мировой суд и мировой судья равнозначны, так как в этом суде существует только единоличное рассмотрение вопроса одним человеком. Также судья рассматривает дела по новым обстоятельствам, открывшимся позже, если не изменились размеры иска или наказание не превышает предыдущего.


Мировой суд состоит из одного судьи, поэтому в данном случае это идентичные понятия

Есть одно интересное правило, которое помогает четко выделить этот орган из общей структуры системы. Если задаться вопросом – какие мировые судьи рассматривают дела общего обвинения (то есть от поступившего запроса государственного органа), то ответ будет простой – никакие. В этом суде рассматриваются только дела частного обвинения, то есть запросы о нарушениях прав лиц, самостоятельно подавших заявление.

Мировые судьи. Понятие, полномочия, порядок назначения (избрания)

Компетенция мирового судьи

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

8)

дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи — не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

Какие дела рассматриваются в мировом суде?

Какие вопросы решает мировой судья? Его компетенция закреплена в ст. 3 Закона о МС:

  • гражданские: вопросы пользования имуществом, выдача судебных приказов, требования о взыскании долгов по ЖКХ, имущественные споры до 50 000 руб., за исключением наследственных вопросов и интеллектуальных правонарушений;
  • уголовные: о тех преступлениях, наказание за которые не превышает трех лет, за исключением составов, указанных в ст. 31 УПК РФ (например, угрозы, оскорбления);
  • административные: посягающие на права граждан, трудовые вопросы, неуплата алиментов, связанные со штрафами ГИБДД, налоговые и кредитные обязательства и другие, имеющие ограничения по ответственности;
  • семейные: судебные приказы на алименты, установление алиментных обязательств, развод без спора о детях, раздел совместного имущества до 50 000 руб.;
  • вопросы защиты прав потребителей до 100 000 руб.


Какие дела рассматриваются в мировом суде

Какова цель создания?

Впервые мировые судьи были учреждены в 1864 году во время реформ. И главной целью было обеспечить максимальный доступ большинства населения к правосудию, так как такие должности создавались и создаются на участках, а последние, в свою очередь, – из расчета населения на данной территории.

Стоит отметить, что это самые загруженные судьи в нашей стране. По данным статистики, на рассмотрение мировым судьям поступило: в 2001 г. (первый полный год их работы) — примерно 1,3 млн., в 2002 г. — 2,4 млн., в первом полугодии 2003 г. — 1,5 млн. дел, что составляет соответственно 25,6; 47,6 и 57,6% от числа всех дел, поступивших в суды первой инстанции.

Мировыми судьями окончено: в 2001 г. – 1,2 млн. дел, в 2002 г. – 2,3 млн. дел, в первом полугодии 2003 г. – 1,6 млн. дел, что составляет соответственно 23,8; 46,2 и 57,0% от числа всех дел, оконченных судами первой инстанции.

Надо отметить, что в тех субъектах Российской Федерации, в которых завершен процесс формирования мировой юстиции, мировыми судьями рассматриваются 60–70% гражданских дел.

Для простоты восприятия разобьем эту тему на две части: гражданский процесс и уголовный процесс.

Какие дела не могут быть рассмотрены в мировом суде?

Конечно, существуют дела, которые не рассматриваются мировыми судьями. Это те вопросы, которые относятся к ведению других органов судебной системы. Сюда входят иски с более высокой ответственностью, суммами требований. Кроме того, ими не рассматриваются иски, требующие участия нескольких людей – судей или присяжных – то есть более сложные с точки зрения психологической и законной оценки. К таким делам относятся:

  • вопросы имущественного характера, превышающие 50 000 рублей или 100 000 по делам о защите прав покупателей;
  • уголовные дела со сроком наказания более 3 лет;
  • некоторые трудовые споры (в том числе о восстановлении в должности);
  • вопросы установления или отмены отцовства, материнства, усыновления, опеки, споры о проживании детей;
  • апелляционные, кассационные рассмотрения.

Для этих исков предусмотрены другие суды. Гражданские дела свыше 100 000 рассматривают районные суды, уголовные – они же и суды субъектов РФ, для арбитражных вопросов выделены специальные органы.


Сложные дела рассматриваются в других судах

Организация деятельности

В регионах страны работают управления по обеспечению деятельности мировых судей. Они решают вопросы их размещения, кадрового обеспечения, оплаты труда и иные задачи. Сюда входит:

  • организация конкурса на замещение должностей судей, прием документов, их передача в законодательное собрание;
  • поиск и содержание помещений, в которых работают судьи и их сотрудники;
  • наем секретарей и помощников судей, оплата их труда.

может быть ленинский мировой суд

Одни регионы создают полноценный департамент или управление, другие передают решение вопросов деятельности мировых судей судебным департаментам. Это организации, выполняющие аналогичные задачи в отношении всех других судов (и общих и арбитражных, независимо от инстанции)

В Дагестане, например, организацией деятельности всех без исключения судей занимается судебный департамент, в Севастополе же работает полноценное управление по обеспечению деятельности мировых судей.

Денежные средства на их деятельность выделяется формально из регионального бюджета. Остальные судьи напрямую финансируются из федерального бюджета.

Порядок подачи обращения в мировой суд

Для обращения в судебную инстанцию этого уровня следует выполнить несколько действий:

  1. Оплатить государственную пошлину. От ее уплаты освобождаются лица, обратившиеся в суд за защитой своих прав по следующим вопросам:
  • права потребителей;
  • затребование алиментов;
  • защита прав ребенка;
  • возмещение вреда от совершенного преступления;
  • а также инвалиды 1 и 2 группы, их объединения, участники и инвалиды ВОВ, герои СССР и РФ.
  1. Грамотно составить исковое заявление. Указать все необходимые сведения, название и суть иска, требования, предоставить доказательства по делу.
  2. Приложить необходимые документы и ждать вызова по иску.


Взыскание алиментов – один из вопросов, входящих в компетенцию мирового суда

После подачи иска решение по нему должно быть принято в течение 10 дней. Это может быть оставление иска без движения, отказ в принятии либо решение о рассмотрении дела мировым судьей, которое должно быть проведено в течение месяца с момента подачи иска.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Вопросы о выдаче судебного приказа рассматриваются судом в течение 5 дней и не требуют присутствия сторон на судебном заседании. Особенно это важно при вопросе изыскания алиментов с работающего родителя. Процедура очень проста и не требует временных и финансовых затрат (отсутствует госпошлина).


Исполнение решения мирового суда

Позитивный исход рассмотрения дела не означает, что все нарушенные права восстановлены и справедливость восторжествовала. Решение мирового суда еще должно быть исполнено. Есть два варианта развития событий:

Шестаков Антон Владимирович

1. Материально-техническое, в том числе информационное, обеспечение деятельности мировых судей и их аппаратов.

2. Правовое обеспечение аппаратов мировых судей, повышение квалификации мировых судей и работников их аппаратов.

3. Подбор кадров в аппараты мировых судей.

4. Финансирование расходов, необходимых для обеспечения деятельности судебных участков мировых судей и их аппаратов.

5. Решение иных организационных вопросов в соответствии с полномочиями Управления.

Управление осуществляет следующие полномочия:

1. Организация и осуществление материально-технического обеспечения деятельности мировых судей по нормам, установленным Губернатором Московской области и иными нормативными правовыми актами.

2. Организация и осуществление контроля за обеспечением сохранности материально-технических ценностей и иного предоставленного в пользование имущества, находящихся на судебных участках мировых судей (далее - судебные участки) и в Управлении, а также за их использованием по целевому назначению.

3. Организация и контроль за своевременным и качественным проведением работ по капитальному и текущему ремонту зданий и помещений, занимаемых судебными участками, в том числе работ по надлежащей эксплуатации, содержанию инженерных сетей и коммуникаций, оборудования связи.

4. Организация работ и мероприятий, связанных с формированием банка данных, справочно-консультационных систем и механизмов доступа к ним, разработка и обеспечение регламента работ с указанными системами.

5. Организация сопровождения программ электронного судебного делопроизводства и статистики, предназначенных для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции, информационно-правовых программ, паспорта судебного участка, технического и профилактического обслуживания компьютерной, копировально-множительной, вычислительной и иной техники, находящейся на судебных участках и в Управлении.

(подп. 12.5 в ред. постановления Правительства МО от 12.07.2013 N 528/29)

6. Организация дополнительного профессионального образования мировых судей, подготовки, обучения и профессионального развития работников аппаратов мировых судей.

(подп. 12.6 в ред. постановления Правительства МО от 10.09.2018 N 610/31)

7. Обеспечение аппаратов мировых судей нормативно-справочной и другой необходимой для их деятельности литературой, а также подписными изданиями.

8. Предоставление автотранспортных средств на судебные участки и осуществление контроля за их эффективным использованием в установленном порядке.

9. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.

10. Осуществление защиты информационных ресурсов в Управлении.

11. Предоставление в установленном законодательством порядке пользователям на платной и бесплатной основе информации из государственных информационных ресурсов и информационных систем Московской области, находящихся в ведении Управления.

12. Подготовка в установленном порядке проектов нормативных правовых актов Московской области, в том числе о внесении соответствующих изменений, признании утратившими силу отдельных норм или нормативных правовых актов Московской области по вопросам, находящимся в компетенции Управления, утративших свою значимость, а также противоречащих вновь принятым федеральным нормативным правовым актам и (или) нормативным правовым актам Московской области.

14. Заключение в пределах своей компетенции договоров (контрактов) с организациями о поставках продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг, в том числе в целях обеспечения жизнедеятельности судебных участков и Управления в условиях военного времени.

15. Организация и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время сотрудников Управления, организация оповещения и явки военнообязанных сотрудников на сборные пункты по мобилизации.

16. Выполнение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности на судебных участках и в Управлении.

17. Участие в установленном порядке в выполнении мероприятий на судебных участках и в Управлении по противодействию терроризму и экстремизму.

18. Принятие по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления, правовых актов нормативного характера - распоряжений.

19. Обеспечение доступа пользователей информацией к информации о деятельности мировых судей и Управления в порядке, установленном законодательством.

(подп. 12.24 введен постановлением Правительства МО от 31.12.2009 N 1213/56; в ред. постановления Правительства МО от 10.09.2018 N 610/31)

20. Осуществление методического руководства организацией делопроизводства на судебных участках мировых судей.

(подп. 12.28 введен постановлением Правительства МО от 12.07.2013 N 528/29)

21. Оказание гражданам бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по вопросам, находящимся в компетенции Управления, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.

(подп. 12.29 введен постановлением Правительства МО от 14.08.2014 N 652/32)

22. Реализация в пределах полномочий Управления мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации".

(подп. 12.30 введен постановлением Правительства МО от 20.02.2018 N 116/7)

23. Проведение в пределах своей компетенции мониторинга в сфере профилактики правонарушений в порядке, установленном федеральным законодательством.

(подп. 12.31 введен постановлением Правительства МО от 20.02.2018 N 116/7)

24. Обеспечение в рамках своей компетенции приоритета целей и задач по содействию развитию конкуренции в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации.

(подп. 12.32 введен постановлением Правительства МО от 10.09.2018 N 610/31)

25. Создание архивов и обеспечение финансовых, материально-технических и иных условий комплектования, хранения, учета и использования архивных документов мировых судей и Управления.

(подп. 12.33 введен постановлением Правительства МО от 10.09.2018 N 610/31)

26. Обеспечение в соответствии с правилами, установленными федеральным законодательством, отбора, подготовки и передачи в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Московской области, образовавшихся в процессе деятельности мировых судей и Управления, на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы.

(подп. 12.34 введен постановлением Правительства МО от 10.09.2018 N 610/31)

27. Осуществление полномочий главного администратора доходов бюджета Московской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

(подп. 12.35 введен постановлением Правительства МО от 27.12.2019 N 1041/44)

28. Управление осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

29. Управление в целях реализации полномочий имеет право:

30. Запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения.

31. Заключать с органами местного самоуправления соглашения о взаимодействии по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

32. Привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, технологические, проектно-конструкторские и другие научные организации, а также специалистов и экспертов, в том числе зарубежных, к разработке предложений по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления.

33. Являясь в соответствии с законодательством Московской области главным распорядителем средств бюджета Московской области, выступать в суде, арбитражном суде от имени Московской области в качестве представителя ответчика по искам к Московской области о возмещении вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) Управления или его должностных лиц, в том числе в результате издания актов Управления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

34. Обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту интересов в случаях, предусмотренных законодательством.

35. Представители Управления могут в установленном порядке входить в состав коллегий и комиссий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, а также федеральных органов исполнительной власти, временных творческих коллективов.

36. Путем проведения ежегодных проверок и инвентаризаций осуществлять контроль за обеспечением сохранности материально-технических ценностей и иного предоставленного в пользование имущества, находящихся на судебных участках, с составлением статистического годового отчета по основным средствам и материалам.

37. Проводить проверки по соблюдению работниками аппарата мировых судей требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных актов по вопросам общего и судебного делопроизводства.

(подп. 14.8 введен постановлением Правительства МО от 12.07.2013 N 528/29)

Читайте также: