Чем занимается росреестр кратко

Обновлено: 02.07.2024

Росреестр, иначе известный как Федеральная служба кадастра и картографии, был создан для упрощения регистрации недвижимого имущества.

Это государственная организация, отвечающая за многие вопросы, связанные с регистрацией объектов недвижимости, прав субъектов на них и сделок, заключаемых между ними.

Что такое Росреестр и чем он занимается

Росреестр — государственный орган, в задачи которого входит:

  1. Государственная регистрация прав юридических и физических лиц на недвижимое имущество.
  2. Оформление всех сделок, связанных с куплей-продажей недвижимости (наследование, купля-продажа, аренда и т. Д.).

Это касается как коммерческой, так и жилой недвижимости.

Росреестр учрежден в 2004 году специальным указом, подписанным Президентом Российской Федерации. В 2008 году его название было изменено на Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.

Фактически, этот орган исполнительной власти объединил три ранее независимых агентства:

  1. Федеральная регистрационная служба (также известная как Росрегистрация). Это был корпус, который был прямым предшественником Росреестера.
  2. Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография).
  3. Федеральное агентство кадастра недвижимости (Роснедвижимость).

Последние два агентства были закрыты 1 марта 2009 года, а их функции были переданы Росреестру. В результате реформы были упрощены многие процессы.

Например:

  • Выдача и восстановление документации на недвижимость;
  • Проведение сделок с недвижимостью;
  • оформление вещей, полученных по наследственному праву;
  • оформление участков на кадастровый учет и др.

Если раньше все эти действия требовали посещения, сбора и подачи документации в трех разных инстанциях (которые могли находиться на разном расстоянии в пределах одного жилого массива, что еще больше усложняло процесс), то теперь вся процедура проводилась в одном офисе. А широкое распространение МФЦ сделало жизнь людей еще проще.

Функции и задачи Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии

Окончательный список обязанностей этого агентства можно свести к нескольким функциям:

Специфика работы сотрудников Росреестра требует от них организации выездных продаж в сообществах по заявкам жителей. Сайт Росреестра создан для удобства регистрации и получения информации об интересующей нас недвижимости.

Таким образом, помимо регистрации, хранения регистрационной информации и выдачи правоустанавливающих документов, это агентство также действует как лицензирующий орган.

Стоимость платных услуг указана в соответствии с положениями Гражданского кодекса, Земельного кодекса и Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководство и структура Центрального аппарата

Структура организации состоит из:

  1. Центральный (главный филиал в Москве).
  2. Территориальные подразделения, действующие в определенных населенных пунктах.

Основными уполномоченными лицами в Центральном управлении Росреестра являются:

  1. Руководитель, который назначается Правительством Российской Федерации. Кандидатуру на эту должность может предложить глава Минэкономразвития.
  2. Начальник определяет количество своих заместителей и помощников. Они также назначаются главой Минэкономразвития, но по требованию самого главы Росреестра.

Центральный аппарат состоит из отделов, которые решают различные узконаправленные задачи:

  • общее, логистическое и юридическое сопровождение;
  • финансовая помощь;
  • организационный персонал;
  • защита государственной тайны;
  • мониторинг и контроль объектов недвижимости;
  • землеустройство и кадастровая оценка;
  • геодезическая экспертиза, сопровождение картографии;
  • регистрация юридических титулов владельцев и ведение интегрированной базы данных о правообладателях;
  • эксплуатация информационных систем и технологий;
  • земельный надзор;
  • контроль и надзор за саморегулируемыми организациями;
  • предоставление информации о собственниках и недвижимости.

Подведомственные организации

  1. Состав и количество должностных лиц в единицах территориального деления определяется местными нормативными актами, а также исходя из конкретных условий работы (размер населенного пункта, в котором осуществляются полномочия, состояние рынка недвижимости и т. Д.)
  2. В подчинении Росреестра находятся:

Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Росреестр выполняет свои функции по регистрации, регистрации недвижимого имущества, сделок с недвижимым имуществом и новых владельцев.

Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных. В основном это касается разработки мер по улучшению ситуации в отрасли.

В особых случаях Росреестр осуществляет свою деятельность совместно с другими государственными органами и структурами, компетенция которых нарушена, а также по согласованию с отдельными хозяйствующими субъектами.

Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии тесно сотрудничает с несколькими министерствами:

Операции над недвижимыми объектами имущества – юридически значимые процедуры, которые важно проводить в установленном законом порядке.

На данный момент в РФ действует Федеральная служба госрегистрации кадастра и картографии. Она отвечает за ведение соответствующих реестров недвижимости и вносящая в них некоторые правки при возникновении такой необходимости.

Деятельность данного госоргана четко регламентирована законодательством, а именно многочисленными Постановлениями и указами Правительства РФ.

Со всей важной информацией об особенностях положения о Росреестре РФ можно ознакомиться в приведенной ниже статье.

Росреестр — история создания и суть деятельности

Что такое Росреестр

Росреестр это что? Полномочия Росреестра

Федеральная служба госрегистрации кадастра и картографии (она же – Росреестр согласно расшифровке) – госорган федеративного назначения в РФ, осуществляющий единый кадастровый учет недвижимого имущества на территории России. Ранее назывался Управление Федеральной регистрационной службы (УФРС согласно расшифровке аббревиатуры).

Данная организация представляет собой субъект исполнительной власти и отвечает за законный порядок проведения сделок с недвижимыми объектами имущества. А также официально регистрирует их проведение.

Росреестр - работала государственным регистратором прав. Начальник отдела имущества. Помогаю решать проблемы, возникшие с недвижимостью.

Росреестр — это организация, в полномочия которой входит сбор информации и изменение всех прав и технических характеристик объектов.

Раннее существовало две различные организации: Росреестр и кадастровая палата. С целью систематизации информации о недвижимых объектах, эти две структуры были соеденены.

В связи с необходимостью функционирования вновь созданной системы возникла необходимость и изменения законодательства. В итоге Президентом в 2014 году был принят новый закон о недвижимости, полноценно заработавший с января 2017 года.

Теперь единый реестр недвижимости позволяет как вносить технические сведения об объекте, ставить вновь созданные или сформированные объекты на кадастровый учет, так и одновременно регистрировать права на них. В результате внедрения нового закона упразднено свидетельство о праве собственности.

Функции Росреестра в настоящее время включают в себя широкий спектр прав. Как постановка на учет самого объекта, присвоение кадастрового номера и стоимости, так и все операции с ним.

Модернизирована и система подачи заявлений и запроса информации. Подать документы на государственную регистрацию можно как в подразделении кадастровой палаты, так и во вновь открывшихся в помощь людям многофункциональных центрах. Предусмотрена возможность подавать заявления через личный кабинет на портале гос услуг.

В более глобальном плане, Росреестр отвечает за систематизированное хранение информации обо всех пространственных объектах, принадлежащих РФ.

Регистрационный орган был создан около 13 лет назад. Росреестр образовал В.В. Путин 9 марта 2004 года в соответствии с проводимой в то время административной реформой.

Орган был создан с целью организации единой, систематизированной и удобной системы хранения данных обо всей недвижимости, имеющейся на территории России. После подписания президентского указа Росреестр начал свое официальное существование и приступил к организации своей деятельности.

Окончательно обязанности последнего госоргана перешли Росреестру в марте 2009 года, после чего организация получила тот вид, который имеет на сегодняшний день.

Функции и полномочия

Права и обязанности Росреестра

Что такое Росреестр и чем он занимается?

Росреестр – главный и единственный организатор единой системы кадастрового учета недвижимых объектов РФ.

На данный момент этот госорган подчиняется только Минэкономразвитию РФ, однако до мая 2008 года также был подведомствен Министерству юстиции РФ.

В свою очередь, Росреестру подчиняется ФГБУ – Федеральная кадастровая палата госрегистрации, кадастра и картографии.

В совокупности данные организации исполнительной власти осуществляют систематизированное и единое по всей стране ведение кадастра недвижимости.

Что касается непосредственно Росреестра, то он:

  • ведет единый по всей стране реестр прав на недвижимые объекты и сделок, проводимых над ними;
  • ведет единый по всей стране ГРСО (госреестр организаций самостоятельной регуляции);
  • ведет госкадастры и госкаталоги недвижимых, географических объектов, арбитражного управления, землеустройственных данных, относящихся к территории РФ;
  • осуществляет земельный, геодезический государственный надзор и мониторинг земельных участков на территории России (исключение — земли с/х назначения, за которые ответственны иные господразделения исполнительной власти правительства РФ);
  • контролирует порядок и проведение землеустройственных процедур по всей стране;
  • выступает экспертом относительно проведения соответствующих работ по решению спорных вопрос, связанных с документацией на недвижимые объекты РФ и операции, проводимые над ними.

Государственный регистратор в специальном порядке определяет руководителя Росреестра, который на протяжении некоторого времени является главным ответственным лицом за деятельность органа.

Именно он является первоначальным гарантом исполнения Росреестром перечня описанных выше полномочий.

Особенности деятельности Росреестра

Порядок обращения в Росреестр

Как функционирует госорган?

Рассмотрев все полномочия и принципы деятельности Росреестра, не лишним будет обратить внимания на аспекты функционирования госоргана, которые нередко вызывают у граждан РФ некоторые вопросы. В первую очередь, отметим способы организации деятельности регистрационной службы.

На сегодня обратиться в Росреестр можно посредством:

Удивительно, но среди обширного перечня вопросов, которые решаются обращением в Росреестр, более 70 % посещений данного госоргана связаны со следующими причинами:

Заметно реже указанных выше причин обращения в Росреестр также встречается желание лиц оформить лицензию на проведение геодезических и картографических работ или решить некоторые регистрационные вопросы относительно недвижимого имущества.

Информация в регистрационном госоргане предоставляется исключительно по документам. Для каждой причины обращения в Росреестр их перечень различен, однако неотъемлемой его частью является паспорт гражданина РФ или учредительная документация для юридического лица. В остальном же перечень документов зависит полностью от цели обращения заявителя.

Как видите, Росреестр – это обычный государственный орган, затрагивающий конкретную сферу правоотношений.

Взаимодействовать с ним не столь сложно, зная базовые принципы обращения в госорган, которые, к слову, детально описаны выше. Надеемся, статья была для вас полезна.

Это может вызвать сомнения в нейтральности и проверяемости представленной информации. Такие источники также не показывают значимость предмета статьи. Статью можно улучшить, использовав независимые вторичные источники вместо аффилированных. (3 августа 2016)

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)

— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Месторасположение ведомства

Где располагается Росреестр? Адрес центрального аппарата ведомства, который находится в Москве: ул. Воронцово Поле, 4а. Многие вопросы специалисты Росреестра решают по телефону — для этого работает служба поддержки. Обратившись туда, можно уточнить те или иные сведения о том, где располагается в том или ином регионе Росреестр, адрес соответствующего представительства ведомства в субъекте РФ.

что такое росреестр и какие организации в него входят

История ведомства

Рассмотрим, как создавался Росреестр (официальное название — Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии).

Можно отметить, что его учреждению предшествовала довольно долгая история развития кадастровых правоотношений в России. В числе самых известных событий, отражающих данные отношения, — осуществление Генерального межевания в соответствии с Манифестом от 19.09.1765 года.

Впоследствии землеустроители Российской империи продолжили решение задач, связанных с разграничением различных земель и владений. В 1907 году был сформирован отдельный Комитет, отвечающий за дела землеустройства. В 1911 году было принято отдельное Положение, регулировавшее данную сферу.

После Революции 1917 года земля в государстве была национализирована. В рамках стратегии последующего социалистического строительства различные категории земель выдавались в пользование граждан и хозяйствующих субъектов. Например, в 1930-е годы значительные территории могли получать сельскохозяйственные артели. Для этого госструктурам приходилось решать задачи по межеванию земель, то есть осуществлять функции, близкие к тем, которые выполняет современная Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.

В послевоенное время советское руководство делало акцент на освоении земель на целине. Данное направление социалистического строительства, опять же, предполагало внедрение и совершенствование подходов в межевании территорий различного назначения.

что такое росреестр и какие организации в него входят

После перестройки в Россию вернулся институт частной собственности на землю. Появилось большое количество собственников недвижимости — граждан, организаций. Правоотношения с их участием требовали от государства учреждения специального компетентного ведомства, которое бы регулировало порядок действий при заключении сделок с недвижимостью.

Учреждение ведомства

Учреждено рассматриваемое ведомство было в процессе административной реформы в марте 2004 года. Изначально орган именовался Росрегистрацией. В его ведении было решение достаточно широкого круга вопросов. В течение определенного периода в рамках соответствующей ведомственной вертикали функционировал Росреестр объектов недвижимости. В марте 2009 года был завершен период передачи его функций в пользу Росреестра.

что такое росреестр и какие организации в него входят

Таким образом, постепенно, с учетом особенностей социально-экономического развития страны, власти пришли к учреждению такой структуры, как Росреестр. Что такое землеустройство в современном понимании, что отражает специфику работы ведомства, о котором идет речь?

Прежде всего, данное направление деятельности предполагает детальное исследование компетентными специалистами состояния различных объектов недвижимости, особенно если они имеют значимое хозяйственное назначение. Однако землеустройство — не единственная функция, которую выполняет Росреестр. Что такое работа данного ведомства сегодня?

Она направлена, прежде всего, на формирование единой для всей страны системы кадастрового учета различных сделок по недвижимости, эффективную реализацию норм законодательства в данной сфере правоотношений.

что такое росреестр и какие организации в него входят

Основные полномочия Росреестра

Основные полномочия, которые имеет Росреестр, следующие:

  • ведение общегосударственного реестра прав на недвижимость, кадастра, каталога географических наименований;
  • ведение реестра государственного фонда сведений, полученных по итогам землеустройства;
  • осуществление надзорных полномочий;
  • реализация мониторинга земель — в пределах своей компетенции;
  • реализация контроля над землеустройством;
  • осуществление экспертизы документации, имеющей отношение к землеустройству.

Подотчетность Росреестра

Рассматриваемое ведомство подотчетно Министерству экономики России. До этого оно подчинялось Министерству юстиции РФ. В своей деятельности орган руководствуется Конституцией России, федеральными источниками права, международными соглашениями, ведомственными актами Минэкономразвития.

что такое росреестр и какие организации в него входят

Сайт Росреестра



Этот сервис является информационным и функциональным объектом, который позволяет не только получить полную информацию о деятельности агентства, но и воспользоваться полезными сервисами. Это очень удобно, поскольку необходимость в посещении офиса Росреестра отпадает, а многую информацию можно получить за короткое время. С недавнего времени список доступных сервисов существенно расширился и теперь россияне могут через сайт получить следующую информацию:

  1. Сведения о правах конкретного человека на объекты недвижимости. Таким образом, при покупке, скажем, недвижимости можно узнать, действительно ли продавец является владельцем. Это позволит избежать многих махинаций.
  2. Содержание правоустанавливающей документации.
  3. Переход прав на конкретный объект недвижимости.
  4. Кадастровый план. В состав кадастрового плана территории входит информация о кадастровом квартале, объектах, которые на нем располагаются, а также их чертежи (планы, схемы). Помимо этого, в кадастровый план включены сведения о границах объектов и пунктах опорной межевой сети.

Содержание правоустанавливающей документации включает в себя описание интересующего объекта недвижимости, получение сведений о реквизитах и т. п.

Хотя до этого доступны были только две функции:

Организационная структура ведомства

Рассматриваемый федеральный орган возглавляет руководитель, который назначается на должность Правительством РФ по представлению главы Минэкономразвития. Руководитель ведомства имеет заместителей. Они, в свою очередь, назначаются главой Минэкономразвития по представлению руководителя ведомства.

Различные отделы Росреестра решают самый широкий круг задач, связанных с реализацией гражданами и организациями своих прав в сфере сделок с недвижимостью и иных правоотношений, участие в которых входит в компетенцию ведомства. Организационная структура различных его подразделений определяется на уровне конкретных представительств соответствующего федерального органа.

Такова специфика деятельности ведомства, наименование которого звучит как Росреестр. Что такое Федеральная служба по кадастру, мы изучили. Данная государственная структура отвечает за регулирование широкого спектра правоотношений в рамках сделок с недвижимостью с участием как физических, так и юридических лиц.

Для успешного функционирования экономики на уровне государства нужны различные подведомственные структуры.

Одна из них – Росреестр — госорганизация, занимающаяся вопросами кадастрового учёта земель и недвижимости, а также ведущая учёт сделок на недвижимое имущество и регистрирующая права собственности на него.

Чем полезен росреестр

Сайт Росреестра — удобный способ получения услуг, связанных с недвижимостью, источник актуальной информации об услугах и объектах и способ сообщить об изменениях прав собственности.

Для физических и юридических лиц на портале доступны все услуги по операциям с землёй и недвижимостью.

История создания федеральной службы

Ранее вопросами кадастрового учёта и регистрации прав собственности на недвижимость занимались три самостоятельные организации: Федеральное агентство геодезии и картографии (учёт госимущества в виде геодезических и топографических объектов, регистрация их наименований), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (учёт фонда недвижимых объектов), Федеральная регистрационная служба (регистрация сделок купли-продажи недвижимости).

В 2008 г. был издан указ президента РФ, который Федеральной регистрационной службе присвоил новое название – Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии (сокращённо Росреестр). Вместе с новым названием этой структуре перешли и должностные обязанности Агентства геодезии и картографии и Агентства кадастра недвижимости, так как эти две организации были упразднены.

Что такое росреестр и какие организации в него входят

2008 г. Порядок государственной регистрации также обозначен в ГК РФ. Кодекс содержит положения о договоре купли-продажи, дарения и государственной регистрации. Статья 8.1 ГК РФ определяет порядок внесения изменений в информацию об объекте недвижимости, в том числе сведений об обременениях и аресте имущества. Росреестр В ведении службы также находится регистрация договоров ипотеки, сделок по отчуждению земельных участков, регистрация сервитутов. Росреестр также осуществляет обычные и расширенные выписки из кадастра недвижимости . Услуги бесплатны и предоставляются по заявлению граждан – лично или через представителя. Что это такое? Государственный кадастр недвижимости представляет собой комплекс мероприятий по учету объектов землепользования и технической и жилищной эксплуатации. В сферу деятельности Росреестра также входит ведение: государственного каталога географических названий; сводного реестра арбитражных управляющих и другие необходимые данные.

Получение информации по объектам недвижимости Сведения об объектах недвижимости и наличии на них определенных обременений доступны путем оформления расширенной выписки – по запросам граждан. Для получения выписки необходимо обратиться в территориальное управление Росреестра по месту нахождения недвижимости. Обращение оформляется специальным заявлением, в котором указываются сведения о гражданине, его паспортные данные. Информация по объектам недвижимости в Росреестре будет доступна через 7-10 дней после оформления соответствующего запроса. Внесение изменений Изменения вносятся по заявлению граждан или с учетом юридических фактов – при наложении ареста на недвижимость, прекращении права собственности по решению суда или заявлению уполномоченного органа. Корректировка данных о недвижимости производится также с учетом бумажной документации, однако в приоритете остаются сведения, присутствующие в электронной базе данных Росреестра. Оценка Специалисты производят кадастровую оценку стоимости недвижимости при регистрации технического паспорта на землю. Ее данные могут не совпадать с фактической рыночной стоимостью, которая может быть на порядок выше.

Задачи и функции

В общих чертах, главная задача Росреестра – это обеспечение исполнения единой государственной системы учёта: регистрация правообладания на недвижимость и операций купли-продажи, кадастровый учёта земель и недвижимых объектов, а также учёт картографических данных страны.

Исходя из вышеизложенной задачи, вытекают основные функции федеральной службы:

  1. Запись и учёт прав на недвижимые объекты и сделок с недвижимостью.
  2. Реестр и кадастр недвижимых объектов.
  3. Землеустройство и накопление кадастровых данных РФ.
  4. Геодезия и картография страны (ведение единого каталога географических наименований государства).
  5. Реестр и надзор за СРО (саморегулируемые организации) и арбитражными управляющими.

Росреестр: ответ на вызовы времени

4.4. ГКНне содержит качественных характеристик объектов
капитальногостроительства — конструктивные элементы и пр., а также вГКН не отражаются изменения этих характеристик во времени,
что не позволяет корректноформировать налогооблагаемую базу по объектам.
(Например, подземныесооружения: до принятия закона о государственном кадастровом учете на такиеобъекты изготавливались технические паспорта,которые содержаличертежи и разрезы подземной части сооружения, внастоящее времятехнический план сооружения не предусматривает такихсведений, а толькокоординаты поворотных точек. При этом, если это линейныйобъект, напримерканализация, то план выглядит как набор точек (смотровыеколодцы). Если этоподземный резервуар, то план представляет одну точку.Причем канализацияможет содержать в себе линейные объектыпринадлежащие другому собственнику(силовые и телефонные кабели), аидентификация проводится по координатным точкам).
Следуетотметить, что и концепция развития отрасли геодезии и картографии практическине реализовывалась. Основные усилия были направлены на создание геопортала Росреестра,призванного обеспечить широкое и свободное представление картографической продукции,содержащейся в федеральном картографо-геодезическом фонде.

Рекомендуем прочесть: Порядок Согласования Местоположения Границ Земельных Участков

Разделение полномочий в ведомствах

В подчинении у Росреестра сегодня находятся три структуры: федеральное БТИ, единый центр геодезии и картографии, а также Кадастровая Палата.

Полномочиями БТИ являются технический учёт и инвентаризация недвижимости, центр геодезии и картографии занимается соответствующими вопросами. Кадастровая палата выполняет часть функций Росреестра в области кадастрового учёта недвижимости.

Таким образом, для того чтобы поставить на кадастровый учёт недвижимое имущество нужно обратиться в Кадастровую Палату, а для регистрации прав собственника – в Росреестр. Для подачи заявления на право собственности можно прийти и в Кадастровую Палату (это было внедрено для удобства граждан чтобы рассеять очереди), однако это заявление всё равно будет перенаправлено в Росреестр, который и выдаст свидетельство о собственности.

Какие услуги предлагает сайт Росреестра и какие в нем преимущества, смотрите в следующем видео:

Внимание!

История

Указом Президента от 25 декабря 2008 года № 1847 переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), предусмотрен переходный период для передачи ей функций и полномочий упраздняемыми Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федеральным агентством геодезии и картографии (Роскартография). С 1 марта 2009 года переходный период завершён.

Структура Росреестра

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии представлена фактически во всех субъектах Российской Федерации в виде управлений. В Центральном федеральном округе действует восемнадцать таких управлений, в Приволжском – четырнадцать, в Сибирском – двенадцать, в Северо-Западном – десять, в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах – по восемь, а в Уральском и Южном – по шесть.

Полномочия и деятельность службы

К полномочиям Росреестра относятся функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации — России.

В рамках своих полномочий Росреестр:

  • ведёт Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)
  • ведёт Единый государственный реестр саморегулируемых организаций (ГРСО)
  • ведёт Государственный каталог географических названий
  • ведёт сводный государственный реестр арбитражных управляющих
  • осуществляет ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства
  • осуществляет государственный земельный надзор
  • осуществляет государственный геодезический надзор
  • осуществляет ведение мониторинга земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения)
  • осуществляет контроль за проведением землеустройства
  • проводит экспертизу землеустроительной документации

Ирина Бердникова, руководитель Управления Росреестра по Нижегородской области

Практически каждый россиянин продавал или покупал недвижимость и, соответственно, слышал о такой организации как Росреестр. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) занимается регистрацией всех сделок с недвижимостью, ведёт учет прав собственности, а также хранит информацию о ней в Едином государственном реестре недвижимости. Какие еще функции выполняет организация, чем она занимается, и в чем отличие Росреестра от Кадастровой палаты – читайте в нашем материале.

Что такое Росреестр

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (или Росреестр) – это организация исполнительной власти, подведомственная Министерству экономического развития России.

В 2004 году была основана Федеральная регистрационная служба, эта структура осуществляла функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

В 2008 году организация сменила своё название на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, к ней были присоединены упразднённые организации:

  • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).
  • Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография).

Функции и обязанности учреждения

Кадастр — это место, где хранится информация обо всех землях и строениях для исчисления налоговых сборов. Получается, кадастр — это база, в нее внесена вся информация о недвижимом имуществе. Создана она для помощи работы налоговым инспекциям. Основные отличия кадастровой палаты от бюро технической инвентаризации

Услуги, которые предоставляет палата

С каждым годом правительство вводит все новые функции для Российского реестра, кадастровой палаты, поэтому сейчас некоторые требуемые документы для оформления недвижимости в собственность служба государственной регистрации запрашивает самостоятельно.

За консультацией можно обратиться как в сам орган учета, так и позвонив по телефону, специалист проконсультирует по всем интересующим объектам. Органы инвентаризационного учета имеются во всех регионах нашей страны. Это довольно удобно, так как государство может контролировать учет земель по всей России.

Функции Росреестра

Полномочия службы касаются организации системы кадастрового учёта недвижимости, регистрации прав на недвижимость, осуществления сделок с недвижимым имуществом, предоставления информации из Единого государственного реестра и пр. Остановимся подробнее на каждой из них:

Ведение сведений и предоставление информации из реестров саморегулируемых организаций по оценочной, кадастровой деятельности.

Большинство государственных услуг доступны на сайте организации в электронном виде, а также в МФЦ в любом регионе России и в офисах Кадастровой палаты. Кроме того, граждане могут получить услуги Росреестра, отправив необходимые документы по почте.

Информацию, которая хранится в ЕГРН, также можно запросить в ближайшем отделении МФЦ, который оказывает эту услугу.

Кроме того, желающие могут получить помощь или консультацию специалиста по единому номеру телефона организации 8 (звонок бесплатный).

  • Земельный надзор: контроль и проверка соблюдения законодательства по недопущению самовольного захвата земельного участка и использования его не по целевому назначению, а также своевременное использование участков, где запланировано жилищное строительство, и прочее.
  • Геодезический надзор.
  • Контроль деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
  • Осуществляет надзор за работой организаций кадастровых инженеров.
  • Проводит Лицензионный контроль на предмет достоверности предоставленных сведений о желающем получить лицензию. Проверяет, насколько лицо компетентно и выполняет ли требования в соответствии с выданной лицензией.
  • Проверяет законность проведённой государственной кадастровой оценки.

Проверяет и, при необходимости, оспаривает кадастровую стоимость.

  • Организация представляет услуги по проведению геодезических и картографических работ на федеральном уровне.
  • Проводит лицензирование деятельности по геодезии и картографии.
  • Осуществляет геодезический надзор.
  • Проведение мониторинга земель.
  • Обеспечение рационального использования земель и их сохранности.
  • Определение на местности границ объектов землеустройства.
  • Проверка землеустроительной документации.

Требования к претенденту в члены СРО

Кадастровый инженер должен соответствовать нескольким обязательным требованиям для принятия в организацию. Отсутствие хотя бы одного из них служит основанием для отказа и, соответственно, запрета на выполнение кадастровых работ. Обязательными условиями считается:

• наличие диплома о высшем образовании по данной специальности и гражданства РФ; • опыт работы помощником кадастрового инженера не менее двух лет; • подтверждение знаний путем сдачи специальных экзаменов; • отсутствие наказаний и взысканий за период работы помощником кадастрового инженера; • отсутствие судимостей.

Член организации должен выполнять ее устав и своевременно вносить взносы. Кадастровый инженер может осуществлять свои профессиональные права как индивидуальный предприниматель или в качестве сотрудника государственной или коммерческой организации.

Кадастровая палата

Она была основана в 2001 году, а в 2009 году она перестала существовать как самостоятельная организация и стала подведомственным учреждением Росреестра. Её деятельность регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и заключается в сборе всех данных об объектах недвижимого имущества. Эту информацию организация собирает для:

  • проведения контроля за налогами,
  • контроля изменения собственников объектов недвижимости,
  • хранения актуальной кадастровой информации.

Организация финансируется государством и, являясь структурным, учреждение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии имеет свои полномочия и обязанности.

Чем занимается:

  • Организация ведёт учёт всех объектов недвижимости, включая земельные участки и строительные объекты для правильного обложения их налогами.
  • Проводит кадастровую оценку и учёт зданий, построек, помещений и сооружений, которые можно отнести к объектам недвижимости.
  • Внесение и хранение данных о границах охраняемых зон, а также объектах культурного наследия.
  • Выдача документов по регистрации прав собственности на объекты недвижимости.

Важно!

Основная цель организации – повышение эффективности использования объектов недвижимости и земель.

Поскольку Росреестр помимо кадастрового учёта проводит также государственную регистрацию недвижимости и занимается картографией, Кадастровая палата призвана облегчить его работу в этом направлении. Функции:

  • Приём документов и их проверка у населения при постановке или снятия с учёта недвижимости.
  • Непосредственно постановка/снятие недвижимости с учёта.
  • Внесение изменений в реестр объектов недвижимости, которые уже состоят на учёте.
  • Выдача выписок из кадастрового реестра.
  • Проведение межевание земли.
  • Проведение консультаций и разъяснений для населения.

Важно!

Некоторые услуги палата предоставляет на платной основе на основании утверждённых тарифов. Среди них – получение информации из единого государственного реестра недвижимости, данных кадастрового учета. На бесплатной основе граждане могут получить услуги по постановке на учёт либо снятию объекта недвижимости, внесение изменений касательно объектов недвижимости, устранение ошибок и прочее.

Какие услуги предоставляет ФКП

У сотрудников ФКП палаты можно получить консультацию о регистрации земли, а также жилой площади. Все услуги органа делятся на две группы: платные и бесплатные.

На безоплатной основе гражданам предоставляются следующие услуги:

  • постановка объектов на учет;
  • снятие недвижимости с учета;
  • изменение адреса собственника;
  • внесение изменений об объекте недвижимости;
  • исправление ошибок;
  • принятие дополнительных документов к поданному ранее заявлению.

Уплата государственной пошлины предусмотрена за:

  • получение выписки;
  • заказ кадастрового паспорта;
  • заказ кадастрового плана;
  • получение копий документов;
  • заказ выписки с ЕГРН.

Отличия кадастровой палаты от Росреестра

Основное отличие организаций заключается в том, что одна организация подотчётна другой. Различие есть также в функциональных обязанностях, формировании бюджета, статусе сотрудников:

  • Росреест предоставляет услуги бесплатно.
  • Все сотрудники отнесены к категории государственных служащих.
  • Не проводит непосредственный приём граждан.
  • Несёт ответственность за принятие всех решений касательно недвижимости и регистрации прав на него.
  • Выдаёт копии правоустанавливающих документов.
  • Документооборот ведёт в бумажном виде.
  • Может оказывать услуги и проводить консультации на платной основе.
  • Работники ФКП не имеют статуса государственных служащих.
  • Регулярно работает с заявителями и проводит приёмы граждан.
  • Только готовит документы.
  • Представляет информацию из ЕГРН, а также копии реестровых дел.
  • Формирование документов проводит в электронном виде.

Права

Кадастровый инженер имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Требовать удостоверяющие личность документы, а также документы, связанные с установлением прав владельцев на землю.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. На другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

Куда обратиться за необходимыми услугами

Так как именно он ведет инвентаризационный учет недвижимости и следит за рациональным распределением земельных участков.

Государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр

прав отвечают за создание общего ресурса, в котором будут отражаться все сведения об объектах недвижимости, а также прав на них. Государственный кадастр недвижимости — это отдельный ресурс, но находится он в ведении у Российского реестра и может выполнять некоторые его функции.

  1. Ведение кадастра недвижимости и ведение учета недвижимого имущества. Палата предоставляет заинтересованным лицам сведения, ранее внесенные в кадастр. Поэтому, если вам необходимо подать документы для постановки на кадастровый учет, либо получить сведения из кадастра, то следует обращаться в кадастровую палату.

Знания, которыми должен обладать кадастровый инженер

Чтобы стать высококвалифицированным специалистом, экспертом в области кадастровой деятельности, инженер обязан понимать и твердо знать:

  • структуру организации кадастровых работ с точки зрения исполнителя;
  • структурный состав органов государственной власти (исполнительной, органов местного управления, муниципалитетов);
  • базовые основы современных телекоммуникаций, информатики и работы по составлению электронных документов, чертежей с использованием пакетов прикладных программ AutoCad, MapInfo;
  • основополагающие понятия современной экономики, организации производственных работ, технологических процессов, управления и охраны труда;
  • основные положения системной аналитической работы и алгоритмы анализа;
  • суть действующих российских нормативно-правовых актов;
  • главные положения методических документов в области кадастровых работ, кадастра недвижимости;
  • приоритеты землеустроительных работ, градостроительства, архитектуры и примыкающим к ним отраслям;
  • базовые положения в области современной геодезии;
  • как производится инвентаризация объектов недвижимости и капитального строительства;
  • основополагающие методики градостроительства, территориального строительства, лесоустройства;
  • технологические методики организации и выполнения кадастровой деятельности;
  • основы трудового законодательства и нормативно-правовые акты по охране труда.

Однако знаний недостаточно для квалифицированного исполнения обязанностей кадастрового инженера. Он должен соблюдать не только правовые, но и нравственные, этические нормы, требования профессиональной этики.

Органы власти РФ, учрежденные на различных уровнях функционирования системы государственного управления, наделены особыми полномочиями. В числе тех, что занимаются вопросами кадастра и недвижимости, — Росреестр. В чем заключается специфика работы данного ведомства? Какова его организационная структура?

Росреестр что такое

Общие сведения о ведомстве

Росреестр — что такое? Данное наименование соответствует федеральному ведомству — Кадастровой службе, которая осуществляет деятельность, связанную с отражением в государственных реестрах сведений о правах на недвижимое имущество, а также о сделках с ним. Кроме того, ведомство отвечает за кадастровый учет инфраструктуры, имеющей отношение к пространственным данным РФ. В подчинении Росреестра находится Кадастровая палата.

Месторасположение ведомства

Где располагается Росреестр? Адрес центрального аппарата ведомства, который находится в Москве: ул. Воронцово Поле, 4а. Многие вопросы специалисты Росреестра решают по телефону — для этого работает служба поддержки. Обратившись туда, можно уточнить те или иные сведения о том, где располагается в том или ином регионе Росреестр, адрес соответствующего представительства ведомства в субъекте РФ.

История ведомства

Рассмотрим, как создавался Росреестр (официальное название - Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии).

Можно отметить, что его учреждению предшествовала довольно долгая история развития кадастровых правоотношений в России. В числе самых известных событий, отражающих данные отношения, — осуществление Генерального межевания в соответствии с Манифестом от 19.09.1765 года.

Впоследствии землеустроители Российской империи продолжили решение задач, связанных с разграничением различных земель и владений. В 1907 году был сформирован отдельный Комитет, отвечающий за дела землеустройства. В 1911 году было принято отдельное Положение, регулировавшее данную сферу.

После Революции 1917 года земля в государстве была национализирована. В рамках стратегии последующего социалистического строительства различные категории земель выдавались в пользование граждан и хозяйствующих субъектов. Например, в 1930-е годы значительные территории могли получать сельскохозяйственные артели. Для этого госструктурам приходилось решать задачи по межеванию земель, то есть осуществлять функции, близкие к тем, которые выполняет современная Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.

В послевоенное время советское руководство делало акцент на освоении земель на целине. Данное направление социалистического строительства, опять же, предполагало внедрение и совершенствование подходов в межевании территорий различного назначения.

Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии

После перестройки в Россию вернулся институт частной собственности на землю. Появилось большое количество собственников недвижимости — граждан, организаций. Правоотношения с их участием требовали от государства учреждения специального компетентного ведомства, которое бы регулировало порядок действий при заключении сделок с недвижимостью.

Учреждение ведомства

Учреждено рассматриваемое ведомство было в процессе административной реформы в марте 2004 года. Изначально орган именовался Росрегистрацией. В его ведении было решение достаточно широкого круга вопросов. В течение определенного периода в рамках соответствующей ведомственной вертикали функционировал Росреестр объектов недвижимости. В марте 2009 года был завершен период передачи его функций в пользу Росреестра.

Росреестр адрес

Таким образом, постепенно, с учетом особенностей социально-экономического развития страны, власти пришли к учреждению такой структуры, как Росреестр. Что такое землеустройство в современном понимании, что отражает специфику работы ведомства, о котором идет речь?

Прежде всего, данное направление деятельности предполагает детальное исследование компетентными специалистами состояния различных объектов недвижимости, особенно если они имеют значимое хозяйственное назначение. Однако землеустройство — не единственная функция, которую выполняет Росреестр. Что такое работа данного ведомства сегодня?

Она направлена, прежде всего, на формирование единой для всей страны системы кадастрового учета различных сделок по недвижимости, эффективную реализацию норм законодательства в данной сфере правоотношений.

Росреестр объектов недвижимости

Основные полномочия Росреестра

Основные полномочия, которые имеет Росреестр, следующие:

  • ведение общегосударственного реестра прав на недвижимость, кадастра, каталога географических наименований;
  • ведение реестра государственного фонда сведений, полученных по итогам землеустройства;
  • осуществление надзорных полномочий;
  • реализация мониторинга земель — в пределах своей компетенции;
  • реализация контроля над землеустройством;
  • осуществление экспертизы документации, имеющей отношение к землеустройству.

Подотчетность Росреестра

Рассматриваемое ведомство подотчетно Министерству экономики России. До этого оно подчинялось Министерству юстиции РФ. В своей деятельности орган руководствуется Конституцией России, федеральными источниками права, международными соглашениями, ведомственными актами Минэкономразвития.

Отделы Росреестра

Организационная структура ведомства

Рассматриваемый федеральный орган возглавляет руководитель, который назначается на должность Правительством РФ по представлению главы Минэкономразвития. Руководитель ведомства имеет заместителей. Они, в свою очередь, назначаются главой Минэкономразвития по представлению руководителя ведомства.

Различные отделы Росреестра решают самый широкий круг задач, связанных с реализацией гражданами и организациями своих прав в сфере сделок с недвижимостью и иных правоотношений, участие в которых входит в компетенцию ведомства. Организационная структура различных его подразделений определяется на уровне конкретных представительств соответствующего федерального органа.

Такова специфика деятельности ведомства, наименование которого звучит как Росреестр. Что такое Федеральная служба по кадастру, мы изучили. Данная государственная структура отвечает за регулирование широкого спектра правоотношений в рамках сделок с недвижимостью с участием как физических, так и юридических лиц.

Читайте также: