Чем занимается оперативно распорядительный отдел дг службы перевозок дороги

Обновлено: 04.07.2024

Железнодорожный транспорт представляет собой сложную, территориально рассредоточенную систему, состоящую из большого числа технологических подразделений (станции, депо, тяговые подстанции и т. д.) и технических средств (локомотивы и вагоны, системы автоматики, телемеханики и связи, контактная сеть и т. д.).

Главная задача железнодорожного транспорта – осуществление перевозок пассажиров и грузов с максимальной производительностью, минимальной себестоимостью и гарантированной безопасностью движения поездов.

Основой организации движения поездов является график движения, объединяющий работу всех подразделений железных дорог. Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений, связанных с этим процессом. График определяет последовательность занятия перегонов поездами, время их отправления и прибытия на каждый раздельный пункт, скорости движения, продолжительность стоянок на станциях, весовые нормы и длины поездов. Необходимые условия для обеспечения безопасности движения поездов и своевременного выполнения производственных заданий – четкость действий работников, связанных с движением поездов, конкретная ответственность каждого. В основу организации движения поездов на железнодорожном транспорте положены принципы диспетчерского управления.

Железнодорожные линии в пределах каждого отделения дороги делятся на диспетчерские участки (круги). Протяженность каждого из них зависит от интенсивности движения поездов и объема грузовой работы и составляет 50–200 км. Движением поездов на участке должен руководить только один работник – поездной диспетчер (ДНЦ), отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку. Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке. Запрещается давать оперативные указания о движении поездов на участке всем, кроме поездного диспетчера. ДНЦ располагает селекторной связью со всеми станциями своего участка и стыковыми станциями соседних участков. ДНЦ имеет радиосвязь с локомотивными бригадами. Непрерывно получая информацию о движении поездов и положении на участке и учитывая конкретно сложившуюся обстановку, ДНЦ отдает необходимые указания дежурным по станциям (ДСП), локомотивным бригадам и другим работникам.

Задачами ДНЦ являются: выполнение заданных размеров движения поездов на участке; обеспечение приема поездов с соседних участков, своевременного отправления поездов со станций, безопасного пропуска пассажирских и пригородных поездов по расписанию; соблюдение требований правил технической эксплуатации (ПТЭ), инструкции по движению поездов и маневровой работе, инструкции по сигнализации на железных дорогах. Основная задача поездного диспетчера заключается в обеспечении движения поездов по графику в пределах своего участка – диспетчерского круга, состоящего из обгонных пунктов, разъездов и промежуточных станций, лежащих между участковыми или сортировочными станциями. В случае опоздания поездов ДНЦ обязан ввести их в график. С этой целью он уменьшает продолжительность стоянок поездов на раздельных пунктах; изменяет порядок и пункты скрещения и обгона поездов; осуществляет безостановочные скрещения; организует отправление поездов по неправильному пути (на двухпутных участках).

Для правильного планирования и оперативного руководства поездной работой необходимо знать фактическое положение на участке и иметь способность быстро влиять на перевозочный процесс. Для этого диспетчер должен обеспечиваться непрерывной, точной и наглядной информацией о поездной ситуации на участке, управлять стрелками и сигналами на станциях. Знание поездной ситуации позволяет диспетчеру прогнозировать работу участка и намечать оптимальный план – график движения поездов. До 70 % времени ДНЦ уходит на сбор информации. Если у диспетчера в распоряжении только средства телефонной связи с дежурными по станциям и радиосвязи с машинистами локомотивов, то эти устройства не представляют ДНЦ достоверной информации и не могут обеспечить высокое качество руководства движением. Диспетчер вынужден непрерывно вести переговоры со станциями и оценивать поездную ситуацию по вычерчиваемому им графику исполненного движения поездов. Установку маршрутов на станции участка выполняет дежурный по станции по распоряжению ДНЦ.

Аппаратура диспетчерского контроля (ДК) дает ДНЦ точную и непрерывную информацию о передвижениях поездов в пределах участка. В кабинете у диспетчера на экранах монитора отображаются блок-участки автоблокировки, приемоотправочные пути раздельных пунктов, состояние входных и выходных светофоров на станциях. При этом сокращается время на ведение переговоров ДНЦ с дежурными по станциям и локомотивными бригадами. Установку маршрутов на станции участка выполняет дежурный по станции по распоряжению ДНЦ.

Наибольшее использование пропускной способности железнодорожных линий, в особенности однопутных, достигается при диспетчерской централизации (ДЦ), которая концентрирует управление всеми раздельными пунктами, обеспечивая исключительную четкость и оперативность диспетчерского регулирования движения поездов.

Телемеханика – отрасль науки и техники, охватывающая теорию и технические средства контроля и управления объектами на расстоянии с применением специальных преобразователей сигналов для эффективного использования каналов связи. Слово "телемеханика" состоит из двух греческих слов "теле" (далеко) и "механика" (орудие, машина).

1.2. Руководство технологическим процессом управления
движением поездов

1.3. Автоматизация информационного обеспечения
поездных диспетчеров

Поездные диспетчеры участков и узлов (ДНЦ, ДНЦУ) являются непосредственными организаторами выполнения заданий сменно-суточного плана поездной и грузовой работы на участке или в узле. Основными конечными целями их деятельности являются: обеспечение беспрепятственного пропуска поездов всех категорий по перегонам и станциям; своевременный развоз груженых и порожних вагонов по станциям погрузки– выгрузки и их вывоз с участка, узла; организация погрузки маршрутов и сдачи порожних вагонов в регулировку при эффективном использовании перевозочных средств, пропускной и перерабатывающей способностей участков и станций и безусловном обеспечении безопасности движения. В процессе управления по каждому направлению деятельности диспетчер выполняет операции 20–22 видов. при этом различие в составе операций в первую очередь связано с видом действующих на участке средств СЦБ по управлению движением поездов: автоблокировки, полуавтоматической блокировки, устройств диспетчерской централизации или диспетчерского контроля. Существенную специфику в решаемые ДНЦ задачи управления вносит принадлежность диспетчерского круга к узлу: управление парком передаточных локомотивов в увязке с поездообразованием на сортировочных и грузовых станциях; организация продвижения местного вагонопотока с учетом хода грузовой работы на станциях узла и другие. Для повышения производительности труда поездного диспетчера, качества его регулировочной деятельности, освобождения диспетчера от рутинных операций и перехода к безбумажной технологии автоматизированного диспетчерского управления работой участка целесообразно автоматизировать следующие операции, на выполнение которых в целом затрачивается 50–75 % рабочего времени:

● ведение графика исполненного движения поездов;

● ведение приложения к графику (получение и запись данных о составах поездов);

● выбор вариантов диспетчерской регулировки – оперативной разработки плана-графика движения поездов и его текущих корректировок (разработки прогнозного графика);

● составление плана пропуска поездов по участку в начале смены;

● составление, передачу и регистрацию диспетчерских приказов;

● приготовление маршрутов поездам на станциях участков с ДЦ;

● получение и передачу информации о подходах поездов.

При автоматизации ведения графика исполненного движения и приложения к нему, выдачи и регистрации диспетчерских приказов автоматизируется формирование отчетно-учетных документов: с выдачей на графопостроитель графика исполненного движения, с выдачей на печать приложения к графику (данных о составах поездов) и журнала диспетчерских приказов. Основными функциями диспетчера в условиях такого уровня автоматизации становятся: ввод-вывод информации, оценка хода перевозочного процесса на участке, принятие решений по рационализации текущих планов и регулировочных мер в диалоге с ЭВМ, связь с участниками перевозочного процесса. С учетом изложенного с достаточной степенью надежности величину общего снижения загрузки диспетчера за счет автоматизации можно принять равной 30–40 % от продолжительности
12-часовой смены, что примерно равноценно повышению производительности диспетчерского труда в 1,4–1,8 раза на участках с расчетной загрузкой ДНЦ по сравнению с загрузкой до автоматизации его функций.

Работа ДНЦ на АРМ в условиях функционирования АСДК, несомненно, предъявит повышенные требования к профессиональному уровню, увеличит психологическую напряженность его работы. Для таких видов труда эргономика рекомендует устанавливать допустимый уровень общей загрузки работой в течение смены равным 75 % ее продолжительности, что ниже уровня загрузки, рекомендуемого для неавтоматизированной деятельности диспетчера (79–87 %). Автоматизированная система диспетчерского контроля призвана не только автоматизировать выполнение ряда функций управления, но и обеспечить предоставление диспетчеру на АРМ в реальном масштабе времени своевременной, полной и достоверной информации о состоянии каждого объекта управления (поезд, вагон, локомотив, станция, перегон, локомотивная бригада). Информация должна быть детальной или интегрированной, сводной или выборочной, подготовленной к удобному ее использованию при решении той или иной задачи.

Велика потребность диспетчера и в аналитической информации о количественных и качественных показателях работы участка в процессе работы. Информационное обеспечение должно разрабатываться целенаправленно для каждой конкретной задачи управления, решаемой диспетчером. В первую очередь необходимо обеспечить автоматизацию представления наиболее важной, трудоемкой в получении информации. При выполнении функций управления наиболее часто диспетчер имеет дело со следующими блоками информации: поездным положением на перегонах и станциях; нормативным графиком движения поездов; графиком исполненного движения (ГИД); прогнозным графиком пропуска поездов; данными о составах поездов; наличием ограничений в пропуске поездов по перегонам и станциям; диспетчерскими приказами; планами отправления поездов со станций формирования; планом эксплуатационной работы участка (узла); данными о локомотивах и бригадах; опозданиями поездов (отклонения от графика); данными о ходе грузовой работы на станциях участка (узла); наличием и состоянием вагонного парка. Диспетчер систематически использует характеристики станций и перегонов; сопоставляет ГИД с нормативным графиком, особенно это относится к контролю за выполнением графика по отправлению и проследованию поездов каждой категории – грузовых, пассажирских, пригородных, а также вывозных, передаточных и хозяйственных; контролирует прием–сдачу поездов и вагонов по стыковым пунктам; прием, расформирование и отправление поездов техническими станциями и выполнение других плановых заданий. Перспективной и эффективной задачей является автоматизация выбора регулировочных мероприятий диспетчера на основе создания экспертной системы. В настоящее время при всем многообразии систем диспетчерского контроля и диспетчерской централизации задача состоит в основном в выборе оптимального варианта для каждого конкретного участка с учетом его специфики. При этом необходим комплексный подход к решению задач управления перевозочным процессом и диагностики устройств СЦБ. Задачи эти тесно взаимосвязаны и могут быть решены внедрением комплексных систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой железнодорожный транспорт?

2. Какая главная задача железнодорожного транспорта?

3. Каково назначение графика движения поездов?

4. Опишите организацию управления движением поездов на диспетчерском участке железной дороги.

5. Назовите задачи поездного диспетчера при управлении движением поездов на участке железной дороги.

6. Перечислите технические средства, находящиеся в распоряжении у поездного диспетчера.

7. Как организуется работа поездного диспетчера при диспетчерском контроле?

8. Как организуется работа диспетчера при диспетчерской централизации?

9. Каковы задачи единых диспетчерских центров управления перевозками (ЕДЦУ)?

10. Опишите организационную структуру ЕДЦУ.

11. Какие операции поездного диспетчера подлежат автоматизации?

12. Назовите основные функции поездного диспетчера в условиях автоматизации.

13. Какие информационные блоки наиболее часто используются поездным диспетчером?


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Длительное время функции оперативного управления эксплуатационной работой на железных дорогах были распределены между оперативно-диспетчерским персоналом управлений дорог (Н) и их отделений (НОД) в соответствии с нормативными документами МПС, которые регламентировали основные положения их деятельности.

На укрупненных отделениях дорог функционировали отделы перевозок (НОДН). Оперативно-диспетчерский персонал входил в их состав.

На полигонах дорог контроль и оперативное управление процессом перевозок обеспечивал оперативно-распорядительный отдел (ДГ) службы управления перевозками (Д).

При сокращении числа звеньев в системе управления диспетчерский персонал из отделов перевозок отделений был переведен в Диспетчерские центры управления перевозками (ДЦУП) служб управления перевозками дорог.

В настоящее время ДЦУП на полигоне железной дороги – это организационно-технологическая структура в составе службы движения, предназначенная для автоматизированного диспетчерского управления эксплуатационной работой в режиме реального времени на базе достоверной, актуальной, целенаправленно агрегированной, идентичной на всех уровнях управления, информации.

Оперативное управление перевозочным процессом в регионе управления – на полигоне железной дороги осуществляет единая диспетчерская смена ДЦУП.

Рис. 2.1. Структура сменного диспетчерского персонала дорожного уровня ДЦУП

Диспетчерские участки объединяются в районы управления ДЦУП,

количество которых определяет начальник Дирекции на основе «Методики

оптимизации границ районов управления эксплуатационной работой

ЦЗ В.Г.Лемешко. Например, на полигоне Октябрьской железной дороги организовано три района управления (рис.2.2.).

Рис.2.2. Положение районов управления на полигоне Окт. ж.д.

В диспетчерский персонал района управления ДЦУП, возглавляемый

диспетчером дорожным по району управления, входят диспетчеры поездные, диспетчеры локомотивные района управления, диспетчеры по регулированию вагонного парка (по организации местной работы) и диспетчер по регулированию вагонного парка (по организации перевозок выделенных родов грузов) (рис. 2.3.).

Рис. 2.3. Структура сменного диспетчерского персонала

района управления ДЦУП

В пределах района управления может быть организовано несколько

районов по организации местной работы (РМР). Каждый из РМР формируется на базе крупной технической или грузовой станции участка и связанных с ней по технологии местной работы и территориальному расположению других станций. В качестве такой станции может быть сортировочная, грузовая или участковая станция (внеклассная, 1 или 2 класса).

Диспетчерская смена ДЦУП в оперативном режиме осуществляет

выполнение технического и сменно-суточного планов, производственных заданий руководства Дирекции и ЦУЭД;

оперативное руководство эксплуатационной работой региона управления и станций;

обеспечение беспрепятственного пропуска поездов, их передачи по стыковым станциям региона управления;

выполнение заданий по сдаче порожних вагонов в регулировку;

контроль за планированием поездообразования, своевременным обеспечением поездов локомотивами и локомотивными бригадами;

организация выполнения графика движения пассажирских поездов и ввода в график поездов, следующих с отклонением от установленного расписания;

организация управления местной работой по регулированию порожних вагонов и вывозу груженных вагонов со станций, организация погрузки и выгрузки вагонов в соответствии с планом перевозок и техническими нормативами;

управление перевозками негабаритных, тяжеловесных, специальных и воинских грузов в пределах региона;

контроль соответствия размеров эксплуатируемого парка локомотивов и количества локомотивных бригад размерам движения поездов;

обеспечение своевременной постановки локомотивов на все виды технического обслуживания, ремонта и экипировку;

обеспечение своевременной постановки вагонов на все виды планового ремонта и их включение в эксплуатацию после завершения ремонта;

взаимодействие с ЦУЭД и ДЦУП соседних Дирекций;

организация ликвидации затруднений в эксплуатационной работе, обеспечение восстановления движения поездов в случае нарушения безопасности движения поездов и в других нестандартных ситуациях;

обеспечение оповещения специалистов соответствующего территориального управления МЧС России и других причастных служб о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с установленной в регионе системой оповещения.

Работа ДЦУП организовывается на основе:

технического, сменно-суточного и текущих планов поездной, грузовой и местной работы;

оперативных заданий диспетчерскому персоналу на основе плановых

заданий по организации поездной, местной и грузовой работе;

технологических процессов поездной, местной и грузовой работы для ДЦУП в целом и каждого района управления в отдельности;

технологических процессов работы станций и единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания;

плана мероприятий по предупреждению возможных затруднений в пропуске поездов;

мероприятий по снижению эксплуатационных затрат, эффективному использованию вагонов и локомотивов, увеличению провозной способности участков и перерабатывающей способности станций;

мероприятий Дирекции по устранению сбоев в движении поездов, восстановлению их пропуска в случае нарушения безопасности движения поездов и в других нестандартных ситуациях;

оперативных мероприятий по организации доставки вагонов, контейнеров в адрес грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожного пути необщего пользования.

Технология диспетчерского управления местной работой предусматривает оперативный контроль за доставкой груженых и порожних вагонов с момента их поступления с соседних Дирекций и районов управления ДЦУП до подачи на пункты погрузки, выгрузки и сдачи их обратно. Регулирование местной работой между районами управления находится в компетенции ДЦУП.

Специфика эксплуатационной работы на полигонах различных железных дорог, продолжающиеся структурные преобразования и достигнутый уровень развития ДЦУП предопределяют наличие отклонений от базовой структуры диспетчерского персонала ДЦУП (рис.2.4.).


Рис. 2.4. Структура ДЦУП Октябрьской дирекции управления движением

- следит за следованием поездов по перегонам, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, особенно при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и скрещениях пассажирских, длинносоставных, тяжеловесных, с разрядными и негабаритными грузами поездов и другими поездами;

- обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного задания по сдаче порожних вагонов;

- контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке и выгрузке вагонов, приему, формированию и отправлению поездов;

- выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений на участках, оборудованных диспетчерской централизацией;

- даёт указания дежурным по станциям по организации движения поездов, приказы о закрытии и открытии перегонов (путей), о переходе с одних средств сигнализации и связи на другие, с двухпутного движения на однопутное, об отправлении поездов по неправильному пути и др;

- обеспечивает своевременность предоставления "окон", принимает меры по организации, аварийно-восстановительных работ и своевременному устранению неисправностей технических устройств и оборудования;

- ведет график исполненного движения поездов и другую установленную документацию, регистрирует приказы в журнале диспетчерских указаний;

- руководит работой единой смены диспетчерского участка.

Т49.Укажите права и ответственность поездного диспетчера.

Диспетчер поездной имеет право:

1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства.

2. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.

3. Запрашивать и получать от работников других структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

5. Требовать от непосредственного руководителя оказания содействия в исполнении должностных обязанностей.

Диспетчер поездной привлекается к ответственности:

- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

- за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

- за причинение имущественного ущерба - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Т50. Укажите передовые приёмы и методы диспетчерского руководства на транспортных магистралях.

Приемы и методы диспетчерского руководства непрерывно совершенствуются. Накоплен ценный опыт организации регулирования движения поездов, руководства работой участков.

На основе обобщения опыта передовых диспетчерских коллективов оперативно-распорядительных отделов служб перевозок дорог в их работе можно выделить две группы оперативных регулировочных мероприятий и приемов:

1. регулировочные мероприятия, проводимые в условиях устойчивой эксплуатационной работы;

2. специфические регулировочные мероприятия, применяемые в условиях затруднений в эксплуатационной работе направлений, в том числе при выделении "окон" для ремонтно-строительных работ.

К первой группе регулировочных приемов и мероприятий можно отнести:

- тесное взаимодействие с диспетчерскими коллективами соседних дорог;

- введение в график опаздывающих пассажирских поездов;

- скоростной пропуск поездов по всему направлению;

- увеличение безостановочного пробега поездов;

- повышение транзитных вагонопотоков;

- ускоренное продвижение местных вагонопотоков;

- ускорение перевозки грузов на направлении за счет увеличения массы и длины поездов по опыту Московской дороги;

- оперативная корректировка плана формирования поездов;

- улучшение использования локомотивов и локомотивных бригад.

Вторая группа специфических оперативных регулировочных мероприятий и приемов включает:

- регулирование пропуска транзитного и перерабатываемого поездопотоков;

- перераспределение сортировочной работы;

- регулирование очередности пропуска перерабатываемых поездов;

- регулирование очередности пропуска грузовых поездов по назначениям их следования;

- регулирование погрузки по назначениям; организация пропуска отдельных поездов при больших затруднениях на двухпутном направлении;

- оперативное перераспределение парка локомотивов между смежными участками их обращения;

- отклонение вагонопотоков на параллельные ходы (или пропуск кружностью) при затруднениях на основных направлениях.

Т51. Перечислите задачи и функции Диспетчерского центра управления перевозками железной дороги (ДЦУП).

Диспетчерский центр управления перевозками железной дороги (ДЦУП, ЕДЦУ) обеспечивает управление перевозочным процессом в пределах полигона железной дороги. Его основные задачи:

- организация движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов по графику;

- организация грузовых перевозок по заявкам ДЦФТО;

- разработка вариантных графиков движения поез­дов и организация движения во время выполнения строительно-монтажных и ремонтно-путевых работ в соответствии с этими графиками;

- соблюдение установленного режима работы локомотивных бригад;

- организация развоза местного груза до опорных станций;

- выполнение технических нормативов работы дороги.

На ДЦУП возлагается реализация технологий управления перевозочным процессом в пределах дороги, являющихся естественным продолжением сетевых технологий ЦУП с их детализацией (вплоть до управления движением каждого поезда) и дополнением управления местными для дороги перевозками, в том числе следующие задачи:

- оперативное и текущее планирование транзитных и местных перевозок с экономической оценкой вариантов решений;

- организация поездной работы, в том числе управление переработкой вагонопотоков на взаимно корреспондирующих сортировочных станциях;

- управление погрузочными ресурсами в пределах дороги, с обеспечением выполнения сетевых регулировочных заданий и пономерного прикрепления вагонов к заявкам отправителей (во взаимодействии с ЦУМР);

- управление тяговыми ресурсами.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Железнодорожный транспорт представляет собой сложную, территориально рассредоточенную систему, состоящую из большого числа технологических подразделений (станции, депо, тяговые подстанции и т. д.) и технических средств (локомотивы и вагоны, системы автоматики, телемеханики и связи, контактная сеть и т. д.).

Главная задача железнодорожного транспорта – осуществление перевозок пассажиров и грузов с максимальной производительностью, минимальной себестоимостью и гарантированной безопасностью движения поездов.

Основой организации движения поездов является график движения, объединяющий работу всех подразделений железных дорог. Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений, связанных с этим процессом. График определяет последовательность занятия перегонов поездами, время их отправления и прибытия на каждый раздельный пункт, скорости движения, продолжительность стоянок на станциях, весовые нормы и длины поездов. Необходимые условия для обеспечения безопасности движения поездов и своевременного выполнения производственных заданий – четкость действий работников, связанных с движением поездов, конкретная ответственность каждого. В основу организации движения поездов на железнодорожном транспорте положены принципы диспетчерского управления.

Железнодорожные линии в пределах каждого отделения дороги делятся на диспетчерские участки (круги). Протяженность каждого из них зависит от интенсивности движения поездов и объема грузовой работы и составляет 50–200 км. Движением поездов на участке должен руководить только один работник – поездной диспетчер (ДНЦ), отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку. Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке. Запрещается давать оперативные указания о движении поездов на участке всем, кроме поездного диспетчера. ДНЦ располагает селекторной связью со всеми станциями своего участка и стыковыми станциями соседних участков. ДНЦ имеет радиосвязь с локомотивными бригадами. Непрерывно получая информацию о движении поездов и положении на участке и учитывая конкретно сложившуюся обстановку, ДНЦ отдает необходимые указания дежурным по станциям (ДСП), локомотивным бригадам и другим работникам.

Задачами ДНЦ являются: выполнение заданных размеров движения поездов на участке; обеспечение приема поездов с соседних участков, своевременного отправления поездов со станций, безопасного пропуска пассажирских и пригородных поездов по расписанию; соблюдение требований правил технической эксплуатации (ПТЭ), инструкции по движению поездов и маневровой работе, инструкции по сигнализации на железных дорогах. Основная задача поездного диспетчера заключается в обеспечении движения поездов по графику в пределах своего участка – диспетчерского круга, состоящего из обгонных пунктов, разъездов и промежуточных станций, лежащих между участковыми или сортировочными станциями. В случае опоздания поездов ДНЦ обязан ввести их в график. С этой целью он уменьшает продолжительность стоянок поездов на раздельных пунктах; изменяет порядок и пункты скрещения и обгона поездов; осуществляет безостановочные скрещения; организует отправление поездов по неправильному пути (на двухпутных участках).

Для правильного планирования и оперативного руководства поездной работой необходимо знать фактическое положение на участке и иметь способность быстро влиять на перевозочный процесс. Для этого диспетчер должен обеспечиваться непрерывной, точной и наглядной информацией о поездной ситуации на участке, управлять стрелками и сигналами на станциях. Знание поездной ситуации позволяет диспетчеру прогнозировать работу участка и намечать оптимальный план – график движения поездов. До 70 % времени ДНЦ уходит на сбор информации. Если у диспетчера в распоряжении только средства телефонной связи с дежурными по станциям и радиосвязи с машинистами локомотивов, то эти устройства не представляют ДНЦ достоверной информации и не могут обеспечить высокое качество руководства движением. Диспетчер вынужден непрерывно вести переговоры со станциями и оценивать поездную ситуацию по вычерчиваемому им графику исполненного движения поездов. Установку маршрутов на станции участка выполняет дежурный по станции по распоряжению ДНЦ.

Аппаратура диспетчерского контроля (ДК) дает ДНЦ точную и непрерывную информацию о передвижениях поездов в пределах участка. В кабинете у диспетчера на экранах монитора отображаются блок-участки автоблокировки, приемоотправочные пути раздельных пунктов, состояние входных и выходных светофоров на станциях. При этом сокращается время на ведение переговоров ДНЦ с дежурными по станциям и локомотивными бригадами. Установку маршрутов на станции участка выполняет дежурный по станции по распоряжению ДНЦ.

Наибольшее использование пропускной способности железнодорожных линий, в особенности однопутных, достигается при диспетчерской централизации (ДЦ), которая концентрирует управление всеми раздельными пунктами, обеспечивая исключительную четкость и оперативность диспетчерского регулирования движения поездов.

Телемеханика – отрасль науки и техники, охватывающая теорию и технические средства контроля и управления объектами на расстоянии с применением специальных преобразователей сигналов для эффективного использования каналов связи. Слово "телемеханика" состоит из двух греческих слов "теле" (далеко) и "механика" (орудие, машина).

1.2. Руководство технологическим процессом управления
движением поездов

1.3. Автоматизация информационного обеспечения
поездных диспетчеров

Поездные диспетчеры участков и узлов (ДНЦ, ДНЦУ) являются непосредственными организаторами выполнения заданий сменно-суточного плана поездной и грузовой работы на участке или в узле. Основными конечными целями их деятельности являются: обеспечение беспрепятственного пропуска поездов всех категорий по перегонам и станциям; своевременный развоз груженых и порожних вагонов по станциям погрузки– выгрузки и их вывоз с участка, узла; организация погрузки маршрутов и сдачи порожних вагонов в регулировку при эффективном использовании перевозочных средств, пропускной и перерабатывающей способностей участков и станций и безусловном обеспечении безопасности движения. В процессе управления по каждому направлению деятельности диспетчер выполняет операции 20–22 видов. при этом различие в составе операций в первую очередь связано с видом действующих на участке средств СЦБ по управлению движением поездов: автоблокировки, полуавтоматической блокировки, устройств диспетчерской централизации или диспетчерского контроля. Существенную специфику в решаемые ДНЦ задачи управления вносит принадлежность диспетчерского круга к узлу: управление парком передаточных локомотивов в увязке с поездообразованием на сортировочных и грузовых станциях; организация продвижения местного вагонопотока с учетом хода грузовой работы на станциях узла и другие. Для повышения производительности труда поездного диспетчера, качества его регулировочной деятельности, освобождения диспетчера от рутинных операций и перехода к безбумажной технологии автоматизированного диспетчерского управления работой участка целесообразно автоматизировать следующие операции, на выполнение которых в целом затрачивается 50–75 % рабочего времени:

● ведение графика исполненного движения поездов;

● ведение приложения к графику (получение и запись данных о составах поездов);

● выбор вариантов диспетчерской регулировки – оперативной разработки плана-графика движения поездов и его текущих корректировок (разработки прогнозного графика);

● составление плана пропуска поездов по участку в начале смены;

● составление, передачу и регистрацию диспетчерских приказов;

● приготовление маршрутов поездам на станциях участков с ДЦ;

● получение и передачу информации о подходах поездов.

При автоматизации ведения графика исполненного движения и приложения к нему, выдачи и регистрации диспетчерских приказов автоматизируется формирование отчетно-учетных документов: с выдачей на графопостроитель графика исполненного движения, с выдачей на печать приложения к графику (данных о составах поездов) и журнала диспетчерских приказов. Основными функциями диспетчера в условиях такого уровня автоматизации становятся: ввод-вывод информации, оценка хода перевозочного процесса на участке, принятие решений по рационализации текущих планов и регулировочных мер в диалоге с ЭВМ, связь с участниками перевозочного процесса. С учетом изложенного с достаточной степенью надежности величину общего снижения загрузки диспетчера за счет автоматизации можно принять равной 30–40 % от продолжительности
12-часовой смены, что примерно равноценно повышению производительности диспетчерского труда в 1,4–1,8 раза на участках с расчетной загрузкой ДНЦ по сравнению с загрузкой до автоматизации его функций.

Работа ДНЦ на АРМ в условиях функционирования АСДК, несомненно, предъявит повышенные требования к профессиональному уровню, увеличит психологическую напряженность его работы. Для таких видов труда эргономика рекомендует устанавливать допустимый уровень общей загрузки работой в течение смены равным 75 % ее продолжительности, что ниже уровня загрузки, рекомендуемого для неавтоматизированной деятельности диспетчера (79–87 %). Автоматизированная система диспетчерского контроля призвана не только автоматизировать выполнение ряда функций управления, но и обеспечить предоставление диспетчеру на АРМ в реальном масштабе времени своевременной, полной и достоверной информации о состоянии каждого объекта управления (поезд, вагон, локомотив, станция, перегон, локомотивная бригада). Информация должна быть детальной или интегрированной, сводной или выборочной, подготовленной к удобному ее использованию при решении той или иной задачи.

Велика потребность диспетчера и в аналитической информации о количественных и качественных показателях работы участка в процессе работы. Информационное обеспечение должно разрабатываться целенаправленно для каждой конкретной задачи управления, решаемой диспетчером. В первую очередь необходимо обеспечить автоматизацию представления наиболее важной, трудоемкой в получении информации. При выполнении функций управления наиболее часто диспетчер имеет дело со следующими блоками информации: поездным положением на перегонах и станциях; нормативным графиком движения поездов; графиком исполненного движения (ГИД); прогнозным графиком пропуска поездов; данными о составах поездов; наличием ограничений в пропуске поездов по перегонам и станциям; диспетчерскими приказами; планами отправления поездов со станций формирования; планом эксплуатационной работы участка (узла); данными о локомотивах и бригадах; опозданиями поездов (отклонения от графика); данными о ходе грузовой работы на станциях участка (узла); наличием и состоянием вагонного парка. Диспетчер систематически использует характеристики станций и перегонов; сопоставляет ГИД с нормативным графиком, особенно это относится к контролю за выполнением графика по отправлению и проследованию поездов каждой категории – грузовых, пассажирских, пригородных, а также вывозных, передаточных и хозяйственных; контролирует прием–сдачу поездов и вагонов по стыковым пунктам; прием, расформирование и отправление поездов техническими станциями и выполнение других плановых заданий. Перспективной и эффективной задачей является автоматизация выбора регулировочных мероприятий диспетчера на основе создания экспертной системы. В настоящее время при всем многообразии систем диспетчерского контроля и диспетчерской централизации задача состоит в основном в выборе оптимального варианта для каждого конкретного участка с учетом его специфики. При этом необходим комплексный подход к решению задач управления перевозочным процессом и диагностики устройств СЦБ. Задачи эти тесно взаимосвязаны и могут быть решены внедрением комплексных систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой железнодорожный транспорт?

2. Какая главная задача железнодорожного транспорта?

3. Каково назначение графика движения поездов?

4. Опишите организацию управления движением поездов на диспетчерском участке железной дороги.

5. Назовите задачи поездного диспетчера при управлении движением поездов на участке железной дороги.

6. Перечислите технические средства, находящиеся в распоряжении у поездного диспетчера.

7. Как организуется работа поездного диспетчера при диспетчерском контроле?

8. Как организуется работа диспетчера при диспетчерской централизации?

9. Каковы задачи единых диспетчерских центров управления перевозками (ЕДЦУ)?

10. Опишите организационную структуру ЕДЦУ.

11. Какие операции поездного диспетчера подлежат автоматизации?

12. Назовите основные функции поездного диспетчера в условиях автоматизации.

13. Какие информационные блоки наиболее часто используются поездным диспетчером?


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: